Адоптированная дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Эстетическое развитие", 2021.

Красавина Виктория Викторовна

Адоптированная дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Эстетическое развитие".

Одобрено Методическим советом МБУДО "ДШИ №4" 03.09.2021 года.

Разработчик: Красавина Виктория Викторовна, преподаватель ДШИ № 4.

Рецензент: Великая Ольга Михайловна, методист ДШИ № 4.

Программа имеет коррекционно-развивающую направленность обучения, способствует социально-психологической реабилитации и учитывает особые образовательные потребности:  

  • «пошаговое» предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих общему развитию и компенсации недостатков развития;
  • непрерывный контроль за становлением учебно-познавательной деятельности, пока ребенок не станет справляться самостоятельно;
  • особая пространственная и временная организация образовательной среды с учетом психических процессов (быстрая утомляемость, истощаемость, низкая работоспособность, пониженный общий тонус и т.д.);
  • стимулирование познавательной активности (интерес к себе, предметному и социальному миру);
  • помощь в осмыслении знаний, закреплении умений;
  • обучение «переносу» знаний в новые ситуации;
  • развитие средств коммуникации, общения со сверстниками и взрослыми, формирование навыков социально одобряемого поведения, расширении социальных контактов;
  • взаимодействие семьи и преподавателей ДШИ № 4.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adop_esteticheskoe_razvitie.docx67.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент культуры и туризма администрации города Южно-Сахалинска

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 4 города Южно-Сахалинска»

«Одобрено»                                                                  «Утверждаю»

Методическим советом                                               Директор МБУДО «ДШИ № 4»

МБУДО «ДШИ № 4»                                                   __________________ Фролова Н.Е.

Протокол от 03.09.2021 1                                        Приказ от 03.09.2021 № 149-ОД                                                                                                                                   

 АДАПТИРОВАННАЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

 

Срок обучения 4 года

 

Южно-Сахалинск

2021

Разработчик: Красавина Виктория Викторовна, преподаватель ДШИ № 4.

Рецензент: Великая Ольга Михайловна, методист ДШИ № 4.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка…………………………………………….

4

2.

Планируемые результаты освоения образовательной программы

8

 3.

Учебный план……………………………………………………….

10

4.

График образовательного процесса………………………………

12

5.

Перечень рабочих программ учебных предметов………………

14

6.

Виды аттестации. Формы и методы контроля…………………

14

7.

Методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса………………………………………………..

15

8.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы…

17

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Настоящая адаптированная дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Эстетическое развитие» (далее – Программа) муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 4 города Южно-Сахалинска» (далее – ДШИ № 4) является системой учебно-методических документов. Она разработана на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  •  Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196;
  • Концепции развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р.
  •  «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11. 2013 № 191-01-39/06-ГИ;
  • «Методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей», разработанных ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», направленных в письме Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДШИ № 4.  Она направлена на формирование общей культуры ребенка, развитие его музыкальных способностей и нацелена на воспитание творчески мобильной личности, готовой к успешной социальной адаптации к жизни в обществе.  

Актуальность создания программы.  В 2019 году в приемную комиссию ДШИ № 4 поступило заявление от родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) о приеме на обучение по предметам в области музыкального искусства. В процессе собеседования у ребенка были выявлены хорошие музыкальные данные и абсолютный слух.  Однако по заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) города Южно-Сахалинска ребенок нуждался в создании следующих специальных условий для развития, обучения и воспитания:

  1. Обучение по адаптированной общеразвивающей программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  2. Использование специальных учебников и дидактических пособий, форм, методов и приемов работы – специальные игры и методичекские пособия в соответствии с рекомендуемой программой обучения.
  3. Направление коррекционно-развивающей работы – психолого-педагогическая коррекция познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, восприятия). Вовлечение во внеклассную, внеурочную, досуговую деятельность с целью развития социально-коммуникативных навыков, навыков социального взаимодействия.
  4. Соблюдение режима зрительных нагрузок, отдыха.

  Учитывая особенности психофизического развития ребенка и рекомендации ПМПК, школой была разработана адаптированная дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Эстетическое развитие. Ребенок был принят на обучение по данной программе с согласия родителей (законных представителей).

 Программа имеет коррекционно-развивающую направленность обучения, способствует социально-психологической реабилитации и учитывает особые образовательные потребности:  

  • «пошаговое» предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих общему развитию и компенсации недостатков развития;
  • непрерывный контроль за становлением учебно-познавательной деятельности, пока ребенок не станет справляться самостоятельно;
  • особая пространственная и временная организация образовательной среды с учетом психических процессов (быстрая утомляемость, истощаемость, низкая работоспособность, пониженный общий тонус и т.д.);
  • стимулирование познавательной активности (интерес к себе, предметному и социальному миру);
  • помощь в осмыслении знаний, закреплении умений;
  • обучение «переносу» знаний в новые ситуации;
  • развитие средств коммуникации, общения со сверстниками и взрослыми, формирование навыков социально одобряемого поведения, расширении социальных контактов;
  • взаимодействие семьи и преподавателей ДШИ № 4.

Цели:  

  • создать условия для развития творческого потенциала ребенка;
  • сформировать жизненные и социальные компетенции посредством общения с миром музыкального искусства.

Задачи: 

Обучающие (Образовательные)

  • обучить ребенка основным навыкам игры на блокфлейте и фортепиано, а также сформировать певческие навыки, позволяющие исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;
  • сформировать элементарные основы музыкальной грамоты;
  • привить навыки чтения нот с листа, подбора мелодии песен по слуху;
  • сформировать умение высказывать свои эмоциональные впечатления от прослушанных произведений;
  • расширить музыкальный кругозор;
  • сформировать опыт творческой деятельности и публичных выступлений.  

Воспитательные:

  • способствовать формированию общей культуры, художественного вкуса;
  • способствовать воспитанию воли и усердия, развитию самостоятельности, раскрытию лучших индивидуальных черт личности;
  • помочь в накоплении социального опыта, навыков общения и совместной деятельности в процессе освоения Программы.

Развивающие.  Развить:

  • музыкальные способности: слух, ритм, память;
  • навыки слушания музыки и устной речи;
  • эмоциональную отзывчивость;
  • творческий потенциал;
  • познавательный интерес;
  • интерес к народной, классической музыке и музыкальному творчеству в целом.

Таким образом, адаптированная дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Эстетическое развитие» позволяет за 4 года сформировать вокруг ребенка музыкальное пространство, способствующее становлению личности, внутренней культуры, накоплению социального опыта.

        Форма обучения – очная.

Форма проведения – индивидуальная.

Методы обучения:

  • словесные (беседа, объяснение);
  • наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение;
  • практические (упражнения).

Тип занятий: комбинированный, практический, репетиционный, контрольный и др.

Реализацию Программы обеспечивают преподаватели, имеющие высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого ими учебного предмета и прошедшие курсы повышения квалификации по теме инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация взаимодействия. Реализация программы предполагает сотрудничество с родителями (консультации, беседы, собрания, творческие мероприятия), а также взаимодействие с ПМПК и общеобразовательным учреждением.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  

        Минимум содержания Программы обеспечивает художественно-эстетическое развитие личности и приобретение начальных музыкально-исполнительских знаний, умений и навыков. Программа учитывает   возрастные и индивидуальные особенности ребенка (творческие, эмоциональные, интеллектуальные и физические).

В результате освоения Программы ребенок должен приобрести следующие знания, умения и навыки:  

В области музыкального исполнительства обучающийся

Будет знать:

  • некоторые возможности голоса и инструмента;
  • элементарные сведения по музыкальной грамоте.

Будет уметь:

  • исполнять несложные музыкальные произведения;  
  • создавать элементы художественного образа при исполнении произведения.

        Получит навыки:

  • восприятия и анализа элементов музыкального языка (средства музыкальной выразительности);
  • вокального интонирования;
  • игры на фортепиано и блокфлейте несложных пьес;
  • нотного письма;
  • чтения с листа несложных музыкальных произведений;
  • подбора по слуху мелодии;
  • публичных выступлений для родителей в привычной среде.

В области коррекционно-развивающей работы

Будут усвоены:

  • элементы социального опыта (выступление на публике и др.);
  • умение применять полученные знания.

Ребенок также научится познавать свои возможности через освоение новых умений в сотрудничестве с детьми и взрослыми.

Личностные результаты

Будут сформированы:

  • адаптация к условиям детско-взрослой общности;
  • удовлетворенность своей деятельностью;
  • мотивы к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами;
  • навыки в изложении своих мыслей, взглядов;
  • навыки взаимодействия в конфликтных ситуациях, толерантное отношение к окружающим;
  • элементы жизненных, социальных компетенций: автономность, ответственность, мировоззрение, социальный интерес, готовность к сотрудничеству и помощи, уважение к нормам коллективной жизни.

Будут развиты:

  • творческая активность;
  • способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия и исполнения музыкального произведения;
  • инициатива и любознательность.

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебный план Программы разработан ДШИ № 4 самостоятельно, с учетом графика образовательного процесса и срока обучения. Он определяет перечень изучаемых учебных предметов по годам обучения, объем часов по каждому учебному предмету (аудиторную нагрузку).

Учебный план включает следующие учебные предметы:

  • Музыкальный инструмент (фортепиано);
  • Музыкальный инструмент (блокфлейта);
  • Вокал.

        Изучение этих предметов способствует формированию общей культуры, развитию интереса к музыкальному искусству, вокальному и инструментальному исполнительству и в результате позволит принять посильное участие в жизни класса, школы. В рамках данных учебных предметов предусмотрены занятия ансамблевым музицированием, которое благоприятно скажется на успешной социальной адаптации ребенка в группе сверстников (участие в культурно-развлекательных мероприятиях, конкурсах, концертах).

Срок освоения Программы составляет 4 года.

Организация образовательного процесса. Для реализации Программы предусмотрены как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия.  

Максимальная аудиторная учебная нагрузка по всем предметам учебного плана составляет 3 часа в неделю.  Учебные предметы проводятся в форме индивидуальных занятий.

Объем самостоятельной работы    определяется с учетом методической целесообразности. Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области искусства, посещение учреждений культуры (театров, концертных залов, музеев), участие   в творческих мероприятиях, проводимых ДШИ № 4.

Режим занятий – 3 раза в неделю (соответственно трем учебным предметам). Продолжительность академического часа –  40 минут.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе

в области музыкального искусства

«Эстетическое развитие»

Срок обучения – 4 года

Наименование предметной области/ учебного предмета

Годы обучения (классы), количество аудиторных

часов в неделю

Трудоёмкость аудиторных занятий

в часах

Итоговыйконтроль

 

1

2

3

4

Весь период обучения

Зачеты

без оценки

1

Музыкальное творчество:

3

3

3

3

-

1.1.

Музыкальный инструмент (фортепиано, блокфлейта)

2

2

2

2

272

4

1.2.

Вокал

1

1

1

1

136

4

Всего:

3

3

3

3

408

4

Примечания:

  1. При реализации ОП устанавливаются индивидуальные занятия.
  2. Продолжительность академического часа – 40 минут.
  3. Зачёты и контрольные уроки в рамках текущего контроля успеваемости, а также итоговый контроль проводятся в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.  По окончании изучения учебного предмета обучающемуся выставляется зачет (без оценки), который заносится в свидетельство об окончании ДШИ № 4.
  4. Резерв учебного времени используется с целью обеспечения самостоятельной работой обучающегося на период летних каникул и методическую работу преподавателей.

4. ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Продолжительность учебного года при реализации Программы с первого по четвертый классы составляет 39 недель. Продолжительность учебных занятий составляет 34 недели.

С первого по четвертый классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4-х недель. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

В ДШИ № 4 учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в сроки, установленные графиками учебного процесса и учебными планами. Перенос сроков начала учебного года более чем на десять календарных дней осуществляется в исключительных случаях по решению учредителя.

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 34 недели – реализация аудиторных занятий. В остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу.

5. ПЕРЕЧЕНЬ РАБОЧИХ ПРОГРАММ                                 УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ                                                                 (прилагаются)

        

  1. Музыкальный инструмент (блокфлейта).
  2. Музыкальный инструмент (фортепиано).
  3. Вокал.
  1. ВИДЫ АТТЕСТАЦИИ. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Оценка качества реализации Программы включает в себя текущий и итоговый контроль успеваемости. Для проведения текущего контроля успеваемости созданы фонды оценочных средств, которые учитывают особенности развития ребенка. Эти фонды включают:

  • примерную тематику исполняемых произведений;
  • вопросы, типовые задания, тесты для контрольных уроков.

Фонды оценочных средств соответствуют целям и задачам Программы и её учебному плану. Контрольные материалы и репертуарные перечни составляются на основе рабочих программ и разрабатываются преподавателем соответствующего учебного предмета.

 Текущий контроль осуществляется регулярно на аудиторных занятиях.   Методы отслеживания результативности:

  • педагогическое наблюдение;
  • педагогический анализ результатов выполнения творческих заданий, участия в мероприятиях, активность на занятиях и т.д.
  • мониторинг (дневник достижений ребенка, дневник педагогических наблюдений, портфолио учащегося).

Формы текущего контроля: прослушивание, концерт, открытый урок, творческая работа, тестирование. Особой формой текущего контроля является контрольный урок, завершающий четверть.  

Текущий контроль осуществляется на каждом уроке путём словесной оценки (комментария). В воспитательных целях, в случае особенно успешной работы на уроке предполагается выставление в дневник ребенка и журнал преподавателя отметку 5 («отлично»). В конце каждой четверти и учебного года выставляется зачет (без оценки). Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Итоговый контроль проводится в конце 4 класса в форме открытого урока по предметам:

  • Музыкальный инструмент (блокфлейта);
  • Музыкальный инструмент (фортепиано);
  • Вокал.

Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов и должен выявить, в какой степени ребенок овладел знаниями, умениями и навыками по данным учебным предметам. Итоговый урок проводится в присутствии родителей и одного-двух представителей администрации, к которым ребенок должен привыкнуть в ходе посещения текущих уроков на протяжении всех лет обучения. На каждом из итоговых уроков обучающийся должен исполнить по два разнохарактерных произведения, одно из которых может быть представлено в ансамблевой форме.

По окончании итогового урока выставляется зачет (без оценки), который заносится в свидетельство об окончании ДШИ № 4. Итоговый контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические материалы:  

  • специальные игры, пособия, инструкции, разработки;
  • таблицы, схемы;
  • аудиозаписи, видеозаписи;
  • дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, тесты, практические задания и др.).

Программно-методическое обеспечение:

  • применение современных педагогических технологий (игровые, здоровьесберегающие, стрессоустойчивые, технология  создания успеха);
  • использование актуальных методов, приемов и форм обучения (информационно-компьютерные и дистанционные образовательные технологии, ценностная ориентировка, действие по образцу, метод рефлексии и др.);
  • адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного.

Материально-технические условия обеспечивают возможность достижения результатов, установленных программными требованиями. Материально-техническая база ДШИ № 4 соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации Программы минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:  

  • концертный зал с роялем, пультами и звукотехническим оборудованием;
  • библиотеку;
  • помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
  • учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов исполнительской подготовки, оснащенные музыкальными инструментами, пюпитрами для нот, стульями, а также двумя пианино;

Все учебные аудитории имеют звукоизоляцию и площадь, предусмотренную нормами СанПин.

Для ребенка с ОВЗ и дополнительным диагнозом  «Гипермитропия слабой степени обоих глаз» обеспечено световое обеспечение, предусмотрено нормативам СанПин.

ДШИ № 4 имеет комплект музыкальных инструментов для детей разного возраста. В ней созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Обучающийся дома имеет в индивидуальном пользовании  необходимые музыкальные инструменты – блокфлейту и фортепиано.

Реализация Программы обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, сформированным по полному перечню учебных предметов учебного плана. Аудиторная и самостоятельная работа обеспечена доступом к сети Интернет.

Библиотечный фонд ДШИ № 4 укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания – 90 экз. в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

  1. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ

НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нотная литература

Блокфлейта

Кискачи А. Блокфлейта. Школа  для начинающих. – Вып. 1. Тетрадь с нотами и раскрасками. Клавир с комментариями. – СПб.: Композитор, 2009.

Сторожева Т.Н  Блокфлейта: сборник пьес, этюдов и ансамблей. – Пенза: Эмузин,  2004.

Станкевич И.В Легкие этюды для блокфлейты с фортепиано. – М.: Престо, 1997.

Фортепиано

Геталова  О., Визная И. В музыку с радостью: хрестоматия:. 1–3 классы.

 – СПб.: Композитор, 2010.

Иванова О. Кузнецова И. Новый музыкальный букварь: учеб. пособие. – Изд.12-е. –  Ростов н/Д.: Феникс. 2015.

Калинина  Г. Музыкальные прописи. – М.: Изд. Калинин  В. В. ,2005.

Романец Д. Нотная грамота: тетрадь-раскраска для дошкольников и младших школьников: учеб. пособие. –  Ростов н/Д.:  Феникс, 2012.

Вокал

Абт Ф. Вокализы. В тональностях для высоких и низких голосов. – Вып. 3. /под ред. Е.И. Шевелевой. –  М.: Композитор, 2006.

Жаров. В. Любимые русские народные песни. – М.: Музыка, 1989.

Зейдлер Г. Вокализы. Человеческий голос как музыкальный инструмент: Хрестоматия вокально-педагогического репертуара / под ред. Е.И. Шевелевой. –  М.: Композитор, 1998.

Котельников К.  Русские народные песни. СПб.: Композитор, 2013.

Котельников М. Песни композиторов-классиков для детей: хрестоматия. СПб.: Союз художников, 2010. 

Крылатов Е. Все сбывается на свете. – М.: Дрофа, 2001.

Ладухин Н.  Вокализы. − М.: Классика-XXI, 2004.

Петрова Т. Народные песни. Тетр. 1,2. – М.: Музыка, 2003.

Чичков Ю. Избранные песни для детей. – М.: Музыка, 1988.

Шаинский В. Избранные песни для детей в сопровождении фортепиано. – М.: Советский композитор, 1989.

   Методическая литература

Агикян Г., Елизарова Г.Н. Вокальное воспитание детей // Вопросы вокального образования. –  М.: Музыка, 1994.

Багадуров В. Вокальное воспитание детей. – М.: АПН РСФСР, 1953.

Должиков Ю. Артикуляция и штрихи при игре на флейте» // Вопросы музыкальной педагогики. –  Вып.10. –  М.: Музыка, 1990.

Должиков Ю. Техника исполнительского дыхания флейтиста. –  Вып.4 – М.: Музыка, 1984.

Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб.: Композитор, 1996.

Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца. – Л.: Музыка, 1977.

Малахов Г. Современные дыхательные методики. – Донецк, 2003.

Морозов В. Тайны вокальной речи. – Л.: Наука, 1967.

Музыка. 1 класс: нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /сост. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. –  М.: Дрофа, 2003.

Платонов Н. Школа игры на флейте. – М.: Музыка, 1986.

Платонов Н. Методика обучения игре на флейте. М. –  Музыка. 1979.

Пузанов Б. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями:  серия «Коррекционная педагогика». М.: Владос,  2013.

Пузанов Б. Социальная адаптация, реабилитация и обучение детей с нарушениями  интеллектуального развития: серия «Коррекционная педагогика». – М.:  Владос,  2017.

Суязова Г.А. Мир вокального искусства: 1-4 классы: программа, разработки занятий, методические рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2008.

Федотов Н. Методика обучения игре на музыкальных инструментах. –  М.: Музыка, 1983.

Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение. 1984.

Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: ФИС, 2000.