Адоптированная дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Эстетическое развитие", 2021.
Адоптированная дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Эстетическое развитие".
Одобрено Методическим советом МБУДО "ДШИ №4" 03.09.2021 года.
Разработчик: Красавина Виктория Викторовна, преподаватель ДШИ № 4.
Рецензент: Великая Ольга Михайловна, методист ДШИ № 4.
Программа имеет коррекционно-развивающую направленность обучения, способствует социально-психологической реабилитации и учитывает особые образовательные потребности:
- «пошаговое» предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих общему развитию и компенсации недостатков развития;
- непрерывный контроль за становлением учебно-познавательной деятельности, пока ребенок не станет справляться самостоятельно;
- особая пространственная и временная организация образовательной среды с учетом психических процессов (быстрая утомляемость, истощаемость, низкая работоспособность, пониженный общий тонус и т.д.);
- стимулирование познавательной активности (интерес к себе, предметному и социальному миру);
- помощь в осмыслении знаний, закреплении умений;
- обучение «переносу» знаний в новые ситуации;
- развитие средств коммуникации, общения со сверстниками и взрослыми, формирование навыков социально одобряемого поведения, расширении социальных контактов;
- взаимодействие семьи и преподавателей ДШИ № 4.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 67.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент культуры и туризма администрации города Южно-Сахалинска
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 4 города Южно-Сахалинска»
«Одобрено» «Утверждаю»
Методическим советом Директор МБУДО «ДШИ № 4»
МБУДО «ДШИ № 4» __________________ Фролова Н.Е.
Протокол от 03.09.2021 № 1 Приказ от 03.09.2021 № 149-ОД
АДАПТИРОВАННАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Срок обучения 4 года
Южно-Сахалинск
2021
Разработчик: Красавина Виктория Викторовна, преподаватель ДШИ № 4.
Рецензент: Великая Ольга Михайловна, методист ДШИ № 4.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка……………………………………………. | 4 |
2. | Планируемые результаты освоения образовательной программы | 8 |
3. | Учебный план………………………………………………………. | 10 |
4. | График образовательного процесса……………………………… | 12 |
5. | Перечень рабочих программ учебных предметов……………… | 14 |
6. | Виды аттестации. Формы и методы контроля………………… | 14 |
7. | Методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса……………………………………………….. | 15 |
8. | Списки рекомендуемой нотной и методической литературы… | 17 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая адаптированная дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Эстетическое развитие» (далее – Программа) муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 4 города Южно-Сахалинска» (далее – ДШИ № 4) является системой учебно-методических документов. Она разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196;
- Концепции развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р.
- «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11. 2013 № 191-01-39/06-ГИ;
- «Методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей», разработанных ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», направленных в письме Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДШИ № 4. Она направлена на формирование общей культуры ребенка, развитие его музыкальных способностей и нацелена на воспитание творчески мобильной личности, готовой к успешной социальной адаптации к жизни в обществе.
Актуальность создания программы. В 2019 году в приемную комиссию ДШИ № 4 поступило заявление от родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) о приеме на обучение по предметам в области музыкального искусства. В процессе собеседования у ребенка были выявлены хорошие музыкальные данные и абсолютный слух. Однако по заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) города Южно-Сахалинска ребенок нуждался в создании следующих специальных условий для развития, обучения и воспитания:
- Обучение по адаптированной общеразвивающей программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Использование специальных учебников и дидактических пособий, форм, методов и приемов работы – специальные игры и методичекские пособия в соответствии с рекомендуемой программой обучения.
- Направление коррекционно-развивающей работы – психолого-педагогическая коррекция познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, восприятия). Вовлечение во внеклассную, внеурочную, досуговую деятельность с целью развития социально-коммуникативных навыков, навыков социального взаимодействия.
- Соблюдение режима зрительных нагрузок, отдыха.
Учитывая особенности психофизического развития ребенка и рекомендации ПМПК, школой была разработана адаптированная дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Эстетическое развитие. Ребенок был принят на обучение по данной программе с согласия родителей (законных представителей).
Программа имеет коррекционно-развивающую направленность обучения, способствует социально-психологической реабилитации и учитывает особые образовательные потребности:
- «пошаговое» предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих общему развитию и компенсации недостатков развития;
- непрерывный контроль за становлением учебно-познавательной деятельности, пока ребенок не станет справляться самостоятельно;
- особая пространственная и временная организация образовательной среды с учетом психических процессов (быстрая утомляемость, истощаемость, низкая работоспособность, пониженный общий тонус и т.д.);
- стимулирование познавательной активности (интерес к себе, предметному и социальному миру);
- помощь в осмыслении знаний, закреплении умений;
- обучение «переносу» знаний в новые ситуации;
- развитие средств коммуникации, общения со сверстниками и взрослыми, формирование навыков социально одобряемого поведения, расширении социальных контактов;
- взаимодействие семьи и преподавателей ДШИ № 4.
Цели:
- создать условия для развития творческого потенциала ребенка;
- сформировать жизненные и социальные компетенции посредством общения с миром музыкального искусства.
Задачи:
Обучающие (Образовательные)
- обучить ребенка основным навыкам игры на блокфлейте и фортепиано, а также сформировать певческие навыки, позволяющие исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;
- сформировать элементарные основы музыкальной грамоты;
- привить навыки чтения нот с листа, подбора мелодии песен по слуху;
- сформировать умение высказывать свои эмоциональные впечатления от прослушанных произведений;
- расширить музыкальный кругозор;
- сформировать опыт творческой деятельности и публичных выступлений.
Воспитательные:
- способствовать формированию общей культуры, художественного вкуса;
- способствовать воспитанию воли и усердия, развитию самостоятельности, раскрытию лучших индивидуальных черт личности;
- помочь в накоплении социального опыта, навыков общения и совместной деятельности в процессе освоения Программы.
Развивающие. Развить:
- музыкальные способности: слух, ритм, память;
- навыки слушания музыки и устной речи;
- эмоциональную отзывчивость;
- творческий потенциал;
- познавательный интерес;
- интерес к народной, классической музыке и музыкальному творчеству в целом.
Таким образом, адаптированная дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Эстетическое развитие» позволяет за 4 года сформировать вокруг ребенка музыкальное пространство, способствующее становлению личности, внутренней культуры, накоплению социального опыта.
Форма обучения – очная.
Форма проведения – индивидуальная.
Методы обучения:
- словесные (беседа, объяснение);
- наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приемов исполнения, наблюдение;
- практические (упражнения).
Тип занятий: комбинированный, практический, репетиционный, контрольный и др.
Реализацию Программы обеспечивают преподаватели, имеющие высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого ими учебного предмета и прошедшие курсы повышения квалификации по теме инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организация взаимодействия. Реализация программы предполагает сотрудничество с родителями (консультации, беседы, собрания, творческие мероприятия), а также взаимодействие с ПМПК и общеобразовательным учреждением.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Минимум содержания Программы обеспечивает художественно-эстетическое развитие личности и приобретение начальных музыкально-исполнительских знаний, умений и навыков. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка (творческие, эмоциональные, интеллектуальные и физические).
В результате освоения Программы ребенок должен приобрести следующие знания, умения и навыки:
В области музыкального исполнительства обучающийся
Будет знать:
- некоторые возможности голоса и инструмента;
- элементарные сведения по музыкальной грамоте.
Будет уметь:
- исполнять несложные музыкальные произведения;
- создавать элементы художественного образа при исполнении произведения.
Получит навыки:
- восприятия и анализа элементов музыкального языка (средства музыкальной выразительности);
- вокального интонирования;
- игры на фортепиано и блокфлейте несложных пьес;
- нотного письма;
- чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- подбора по слуху мелодии;
- публичных выступлений для родителей в привычной среде.
В области коррекционно-развивающей работы
Будут усвоены:
- элементы социального опыта (выступление на публике и др.);
- умение применять полученные знания.
Ребенок также научится познавать свои возможности через освоение новых умений в сотрудничестве с детьми и взрослыми.
Личностные результаты
Будут сформированы:
- адаптация к условиям детско-взрослой общности;
- удовлетворенность своей деятельностью;
- мотивы к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами;
- навыки в изложении своих мыслей, взглядов;
- навыки взаимодействия в конфликтных ситуациях, толерантное отношение к окружающим;
- элементы жизненных, социальных компетенций: автономность, ответственность, мировоззрение, социальный интерес, готовность к сотрудничеству и помощи, уважение к нормам коллективной жизни.
Будут развиты:
- творческая активность;
- способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия и исполнения музыкального произведения;
- инициатива и любознательность.
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план Программы разработан ДШИ № 4 самостоятельно, с учетом графика образовательного процесса и срока обучения. Он определяет перечень изучаемых учебных предметов по годам обучения, объем часов по каждому учебному предмету (аудиторную нагрузку).
Учебный план включает следующие учебные предметы:
- Музыкальный инструмент (фортепиано);
- Музыкальный инструмент (блокфлейта);
- Вокал.
Изучение этих предметов способствует формированию общей культуры, развитию интереса к музыкальному искусству, вокальному и инструментальному исполнительству и в результате позволит принять посильное участие в жизни класса, школы. В рамках данных учебных предметов предусмотрены занятия ансамблевым музицированием, которое благоприятно скажется на успешной социальной адаптации ребенка в группе сверстников (участие в культурно-развлекательных мероприятиях, конкурсах, концертах).
Срок освоения Программы составляет 4 года.
Организация образовательного процесса. Для реализации Программы предусмотрены как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия.
Максимальная аудиторная учебная нагрузка по всем предметам учебного плана составляет 3 часа в неделю. Учебные предметы проводятся в форме индивидуальных занятий.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом методической целесообразности. Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области искусства, посещение учреждений культуры (театров, концертных залов, музеев), участие в творческих мероприятиях, проводимых ДШИ № 4.
Режим занятий – 3 раза в неделю (соответственно трем учебным предметам). Продолжительность академического часа – 40 минут.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе
в области музыкального искусства
«Эстетическое развитие»
Срок обучения – 4 года
№ | Наименование предметной области/ учебного предмета | Годы обучения (классы), количество аудиторных часов в неделю | Трудоёмкость аудиторных занятий в часах | Итоговыйконтроль | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | Весь период обучения | Зачеты без оценки | |
1 | Музыкальное творчество: | 3 | 3 | 3 | 3 | - | |
1.1. | Музыкальный инструмент (фортепиано, блокфлейта) | 2 | 2 | 2 | 2 | 272 | 4 |
1.2. | Вокал | 1 | 1 | 1 | 1 | 136 | 4 |
Всего: | 3 | 3 | 3 | 3 | 408 | 4 | |
Примечания:
- При реализации ОП устанавливаются индивидуальные занятия.
- Продолжительность академического часа – 40 минут.
- Зачёты и контрольные уроки в рамках текущего контроля успеваемости, а также итоговый контроль проводятся в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. По окончании изучения учебного предмета обучающемуся выставляется зачет (без оценки), который заносится в свидетельство об окончании ДШИ № 4.
- Резерв учебного времени используется с целью обеспечения самостоятельной работой обучающегося на период летних каникул и методическую работу преподавателей.
4. ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Продолжительность учебного года при реализации Программы с первого по четвертый классы составляет 39 недель. Продолжительность учебных занятий составляет 34 недели.
С первого по четвертый классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4-х недель. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
В ДШИ № 4 учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в сроки, установленные графиками учебного процесса и учебными планами. Перенос сроков начала учебного года более чем на десять календарных дней осуществляется в исключительных случаях по решению учредителя.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 34 недели – реализация аудиторных занятий. В остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу.
5. ПЕРЕЧЕНЬ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ (прилагаются)
- Музыкальный инструмент (блокфлейта).
- Музыкальный инструмент (фортепиано).
- Вокал.
- ВИДЫ АТТЕСТАЦИИ. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Оценка качества реализации Программы включает в себя текущий и итоговый контроль успеваемости. Для проведения текущего контроля успеваемости созданы фонды оценочных средств, которые учитывают особенности развития ребенка. Эти фонды включают:
- примерную тематику исполняемых произведений;
- вопросы, типовые задания, тесты для контрольных уроков.
Фонды оценочных средств соответствуют целям и задачам Программы и её учебному плану. Контрольные материалы и репертуарные перечни составляются на основе рабочих программ и разрабатываются преподавателем соответствующего учебного предмета.
Текущий контроль осуществляется регулярно на аудиторных занятиях. Методы отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов выполнения творческих заданий, участия в мероприятиях, активность на занятиях и т.д.
- мониторинг (дневник достижений ребенка, дневник педагогических наблюдений, портфолио учащегося).
Формы текущего контроля: прослушивание, концерт, открытый урок, творческая работа, тестирование. Особой формой текущего контроля является контрольный урок, завершающий четверть.
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке путём словесной оценки (комментария). В воспитательных целях, в случае особенно успешной работы на уроке предполагается выставление в дневник ребенка и журнал преподавателя отметку 5 («отлично»). В конце каждой четверти и учебного года выставляется зачет (без оценки). Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Итоговый контроль проводится в конце 4 класса в форме открытого урока по предметам:
- Музыкальный инструмент (блокфлейта);
- Музыкальный инструмент (фортепиано);
- Вокал.
Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов и должен выявить, в какой степени ребенок овладел знаниями, умениями и навыками по данным учебным предметам. Итоговый урок проводится в присутствии родителей и одного-двух представителей администрации, к которым ребенок должен привыкнуть в ходе посещения текущих уроков на протяжении всех лет обучения. На каждом из итоговых уроков обучающийся должен исполнить по два разнохарактерных произведения, одно из которых может быть представлено в ансамблевой форме.
По окончании итогового урока выставляется зачет (без оценки), который заносится в свидетельство об окончании ДШИ № 4. Итоговый контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
- МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические материалы:
- специальные игры, пособия, инструкции, разработки;
- таблицы, схемы;
- аудиозаписи, видеозаписи;
- дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, тесты, практические задания и др.).
Программно-методическое обеспечение:
- применение современных педагогических технологий (игровые, здоровьесберегающие, стрессоустойчивые, технология создания успеха);
- использование актуальных методов, приемов и форм обучения (информационно-компьютерные и дистанционные образовательные технологии, ценностная ориентировка, действие по образцу, метод рефлексии и др.);
- адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного.
Материально-технические условия обеспечивают возможность достижения результатов, установленных программными требованиями. Материально-техническая база ДШИ № 4 соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации Программы минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
- концертный зал с роялем, пультами и звукотехническим оборудованием;
- библиотеку;
- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
- учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов исполнительской подготовки, оснащенные музыкальными инструментами, пюпитрами для нот, стульями, а также двумя пианино;
Все учебные аудитории имеют звукоизоляцию и площадь, предусмотренную нормами СанПин.
Для ребенка с ОВЗ и дополнительным диагнозом «Гипермитропия слабой степени обоих глаз» обеспечено световое обеспечение, предусмотрено нормативам СанПин.
ДШИ № 4 имеет комплект музыкальных инструментов для детей разного возраста. В ней созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Обучающийся дома имеет в индивидуальном пользовании необходимые музыкальные инструменты – блокфлейту и фортепиано.
Реализация Программы обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, сформированным по полному перечню учебных предметов учебного плана. Аудиторная и самостоятельная работа обеспечена доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд ДШИ № 4 укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания – 90 экз. в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
- СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ
НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нотная литература
Блокфлейта
Кискачи А. Блокфлейта. Школа для начинающих. – Вып. 1. Тетрадь с нотами и раскрасками. Клавир с комментариями. – СПб.: Композитор, 2009.
Сторожева Т.Н Блокфлейта: сборник пьес, этюдов и ансамблей. – Пенза: Эмузин, 2004.
Станкевич И.В Легкие этюды для блокфлейты с фортепиано. – М.: Престо, 1997.
Фортепиано
Геталова О., Визная И. В музыку с радостью: хрестоматия:. 1–3 классы.
– СПб.: Композитор, 2010.
Иванова О. Кузнецова И. Новый музыкальный букварь: учеб. пособие. – Изд.12-е. – Ростов н/Д.: Феникс. 2015.
Калинина Г. Музыкальные прописи. – М.: Изд. Калинин В. В. ,2005.
Романец Д. Нотная грамота: тетрадь-раскраска для дошкольников и младших школьников: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
Вокал
Абт Ф. Вокализы. В тональностях для высоких и низких голосов. – Вып. 3. /под ред. Е.И. Шевелевой. – М.: Композитор, 2006.
Жаров. В. Любимые русские народные песни. – М.: Музыка, 1989.
Зейдлер Г. Вокализы. Человеческий голос как музыкальный инструмент: Хрестоматия вокально-педагогического репертуара / под ред. Е.И. Шевелевой. – М.: Композитор, 1998.
Котельников К. Русские народные песни. СПб.: Композитор, 2013.
Котельников М. Песни композиторов-классиков для детей: хрестоматия. СПб.: Союз художников, 2010.
Крылатов Е. Все сбывается на свете. – М.: Дрофа, 2001.
Ладухин Н. Вокализы. − М.: Классика-XXI, 2004.
Петрова Т. Народные песни. Тетр. 1,2. – М.: Музыка, 2003.
Чичков Ю. Избранные песни для детей. – М.: Музыка, 1988.
Шаинский В. Избранные песни для детей в сопровождении фортепиано. – М.: Советский композитор, 1989.
Методическая литература
Агикян Г., Елизарова Г.Н. Вокальное воспитание детей // Вопросы вокального образования. – М.: Музыка, 1994.
Багадуров В. Вокальное воспитание детей. – М.: АПН РСФСР, 1953.
Должиков Ю. Артикуляция и штрихи при игре на флейте» // Вопросы музыкальной педагогики. – Вып.10. – М.: Музыка, 1990.
Должиков Ю. Техника исполнительского дыхания флейтиста. – Вып.4 – М.: Музыка, 1984.
Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб.: Композитор, 1996.
Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца. – Л.: Музыка, 1977.
Малахов Г. Современные дыхательные методики. – Донецк, 2003.
Морозов В. Тайны вокальной речи. – Л.: Наука, 1967.
Музыка. 1 класс: нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /сост. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2003.
Платонов Н. Школа игры на флейте. – М.: Музыка, 1986.
Платонов Н. Методика обучения игре на флейте. М. – Музыка. 1979.
Пузанов Б. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: серия «Коррекционная педагогика». М.: Владос, 2013.
Пузанов Б. Социальная адаптация, реабилитация и обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: серия «Коррекционная педагогика». – М.: Владос, 2017.
Суязова Г.А. Мир вокального искусства: 1-4 классы: программа, разработки занятий, методические рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2008.
Федотов Н. Методика обучения игре на музыкальных инструментах. – М.: Музыка, 1983.
Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение. 1984.
Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: ФИС, 2000.

