Технологическая карта урока "Работа над кантиленой в произведении Б. Чайковского Прелюдия Ми-мажор", 2024.
Дата проведения урока – 28.03.2024.
Преподаватель – Красавина Виктория Викторовна.
Программа – дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Фортепиано».
Предмет – Специальность и чтение с листа
Ученица 8 класса Кондратенко Виктория
Продолжительность занятия – 1 академический час (40 минут).
Тема урока: работа над кантиленой в произведении Б. Чайковского Прелюдия Ми мажор из цикла «Пять пьес»
Тип урока:
- Комбинированный (закрепление полученных навыков, комплексное применение знаний).
Цель урока: Развитие и закрепление теоретических и практических навыков учащейся в работе над кантиленой.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент культуры и туризма администрации города Южно-Сахалинска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №4 города Южно-Сахалинска»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата проведения урока – 28.03.2024.
Преподаватель – Красавина Виктория Викторовна.
Программа – дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Фортепиано».
Предмет – Специальность и чтение с листа
Ученик - 8 класса Кондратенко Виктория
Продолжительность занятия – 1 академический час (40 минут).
Тема урока: работа над кантиленой в произведении
Б. Чайковского Прелюдия Ми мажор из цикла «Пять пьес»
Тип урока:
- Комбинированный (закрепление полученных навыков, комплексное применение знаний).
Цель урока: Развитие и закрепление теоретических и практических навыков учащейся в работе над кантиленой.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить теоретические знания (типы и характер мелодии, музыкальные средства выразительности, форма, построение музыкального произведения, характер и музыкальный образ произведения);
- продолжить формирование музыкально-практических умений и навыков (звуковой контроль, приемы звукоизвлечения);
- умение применять полученные знания;
- выработка автоматизации движений;
- достижение пальцевой беглости, ровности.
Развивающие. Продолжать развивать:
- чуткость к динамическим традициям;
- чувство ритма;
- стремление к использованию ярких музыкально-выразительных средств исполнения;
- активизацию внимания, сосредоточенности, слуховых восприятий.
Воспитательные:
- воспитание любви к предмету;
- повышение уровня познавательной мотивации;
- воспитание умения высказывать свое мнение.
Здоровьесберегающие:
- соблюдение правильной посадки, постановки рук;
- контроль за свободой пианистического аппарата.
Планируемые результаты:
Личностные. Учащийся
- проявит интерес и познавательную активность к изучению произведения;
- будет участвовать в диалоге с учителем и выражать своё мнение по исполненному произведению;
- Учащийся проникнется художественной идеей и композиторским замыслом произведения .
Межпредметные. Обучающийся продолжит развивать умение:
- планировать деятельность, работать по плану;
- определять способы достижения цели;
- применять теоретические знания, полученные на уроках сольфеджио.
Оборудование и материалы
для преподавателя:
- инструмент фортепиано, блокфлейта, гитара, скрипка;
- стул;
- нотный материал.
- дидактический материал
- видео-аудио / запись
- колонка
для учащихся:
- инструмент(фортепиано, блокфлейта);
- стул;
- нотный материал.
Межпредметные связи:
- специальность;
- сольфеджио.
- музыкальная литература
- другие музыкальные инструменты
Форма работы:
- индивидуальная.
Форма обучения:
- индивидуальная
Методы обучения:
– наглядный;
-словесный
– практический.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
- регулятивные (анализируют и оценивают результат своего труда);
- логические (анализ с целью выявления связи теоретических знаний с практическими умениями, осознание содержания своих действий);
- личностные (имеет мотивацию к учебной деятельности, демонстрируют способность визуального восприятия, совершенствуют приобретенные знания и умения, проявляют способность к самооценке своих действий, умений);
- коммуникативные (сотрудничает с учителем, адекватно воспринимает оценку учителя).
№ | Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1 | Организационный момент 3мин. | Приветствие ученицы. Создание благоприятных, комфортных условий, атмосферы доброжелательности с целью повышения мотивации ученицы к процессу обучения Посадка за инструмент, контролирование правильности посадки за инструментом и постановки рук в течении всего урока | Отвечает на приветствие преподавателя. Осуществляют контроль за правильной посадкой за инструментом и за игровым аппаратом во время игры на инструменте. |
2 | Определение темы урока,проверка домашнего задания 2 мин. | Работа над произведением Б. Чайковского Прелюдия | Исполняет произведение целиком. |
3 | Беседа о композиторе 2 мин | Сравнительный анализ творчества композиторов- однофамильцев. | Рассказывает о П.Чайковскои и Б.Чайковском основные черты и периоды творчества. |
4 | Анализ музыкального произведения . 7 мин. | -Форма, -Тональный план, -Фактура
| Учащая отвечает . Трехчастная 1 ч – Ми мажор 2ч – контрастная за счет изменения тональности и лада – переход в Соль # минор/Cи бемоль минор 3ч - неполное повторение мелодии с видоизменением, возврат в основную тональность Ми мажор. Таким образом строение Прелюдии : А В А 1 -Арпеджированное изложение аккордов. С латинского- Пение, распевание. -Широкая, свободно льющаяся напевная мелодия, как вокальная, так и инструментальная |
4 | Этапы работы 20 мин. | Вычленение мелодии и акконемента в произведении , анализ и работа отдельно над мелодией. Цезура между построениями Пропевание нотами, текстом. Анализ использования выразительных средст в мелодии – штрихи ( акценты, виды, отличия) Анализ аккомпанемента, его роли. Выявление полиритмии и ее особенности исполнения. Работа над кульминацией. | Учащийся играет разными способами, предложенными преподавателем. Включает звуковой контроль и добивается качественного исполнения. |
5 | Подведение итогов работы 5 мин. | Закрепить полученные навыки на уроке. | Перечисляет, над чем велась работа на уроке. |
6 | Домашнее задание 5 мин. |
1.Играть гаммы в тональностях, использованных в прелюдии:, аккорды, арпеджио , Д7 хроматическую Ми мажор, Соль # минор/Cи бемоль минор 2. сочинить слова на мелодию в формате- вопрос –ответ 3. Добиваться различного звукоизвлечения в мелодии, учитывая разные акценты. Проработать динамический план Прелюдии. Особое внимание уделить кульминации, игре с опорой , полновесно и крепкое деташе. 4. Проработать над звуковедением в левой руке. 5. Обратить внимание на цезуры. 6. Разучить педаль |
