ЧТЕНИЯ С ЛИСТА КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Протасова Марина Викторовна

Открытый урок посвящен проблеме чтения нот с листа  в ДШИ, творческому подходу к этому предмету,пробуждению желания музицировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx21.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Администрация города Курска

Комитет культуры и туризма города Курска

МБОУ ДО «Детская школа искусств № 5

им. Д. Д. Шостаковича» г. Курска

Открытое занятие

На тему: «Чтение нот с листа как важная составляющая

творческого развития обучающегося»

с обучающейся 5 класса Волобуевой Марией

                                              Выполнила:

                                              Преподаватель по классу фортепиано  

                                              Протасова М.В.                                                  

                 

                 

Курск 2025 г.

                                       

                      План открытого урока

             

Цель учебного занятия:

сформировать навык чтения нот с листа на занятиях,

пробудить у обучающегося интерес к музицированию.

Задачи учебного занятия:

Образовательные: научить самостоятельно ориентироваться в нотном тексте, обучить принципам чтения нот с листа, формирование навыка игры без остановок и восприятие графического рисунка интервалов, аккордов, гаммообразных пассажей.

Развивающие: расширить кругозор обучающегося, развивать навыки анализа музыкального произведения, координацию на инструменте.

Воспитательные: поощрять самостоятельную работу в области музицирования, побудить к творческой деятельности, воспитывать личность музыканта на классическом репертуаре

Форма учебного занятия: индивидуальная.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Вид учебного занятия: развивающий.

Материально-техническое оснащение занятия: фортепиано, нотные пособия.

Методические приемы: объяснение, сравнение, игровой метод, самоконтроль, практическая работа.

            Используемые современные технологии обучения: здоровьесберегающие и личностно-ориентированного обучения.

           Ожидаемый результат: грамотное и свободное чтение нотного текста.

                     Ход учебного занятия

I.Организационный этап.

1) Введение;

2) Представление обучающегося, сообщении темы и плана занятия.

 Настроить обучающегося на активную работу, создать обстановку, располагающую к творчеству.

II.Основная тема учебного занятия.

1) Повторение пройденного материала, предварительный анализ небольших номеров, определение графического рисунка пассажей в поступенном движении, рациональной аппликатуры, озвучивание основных принципов чтения нот с листа, игра.

2) Интервалы- определить графический рисунок, играть последовательности интервалов в ритме, темпе, ориентируясь на мелодический контур.

3) Устный анализ музыкальных отрывков и пьес «Странники» Рамиреса, Менуэт фа мажор В.А. Моцарта (жанр и композитор, тональность, знаки альтерации, размер, форма, поиск интервалов в мелодии и сопровождении, динамические оттенки, темп, предварительное исполнение кварто-квинтовых ходов в каденции), чтение нот.

4) Аккорды. Определение и игра последовательностей по графическому рисунку, мелодическому контуру, в ритме, методом «слепого» проигрывания.

Э. Тетцель. Прелюдия- устный анализ (жанр, тональность, размер, форма, определение аккордов и интервалов, разбор динамической линии, темп) наводящие вопросы, чтение с листа.

5) Аппликатурные упражнения с пунктирным ритмом на внимательность.

6) Э. М. Бёрнем «Дюжина в день»- упражнения на координацию- чтение нот с листа, с последующим транспонированием, комбинированием штрихов, переменой рук.

III.Заключительный этап занятия.

  1. Подведение итогов занятия, самооценка учащегося и оценка работы преподавателем, наметить перспективу на будущее.
  2. Домашнее задание- закрепить повторением пройденный материал, читать с листа 2 новые пьесы из Хрестоматии Т. Камаевой и А. Камаева «Чтение с листа на уроках фортепиано».

3) Заключение.

Для воспитания юного музыканта необходимы разные формы работы.

От умения бегло читать ноты с листа зависит интерес детей к музыке. Быстрое и грамотное чтение даёт возможность познакомится с большим количеством произведений. Умеющий хорошо читать ноты с листа ученик продолжит общение с музыкой и дальше, кто плохо ориентируется в нотном тексте - забросит занятия.

4 Список используемой литературы:

Т.Ю. Камаева, А.Ф. Камаев. Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой курс. – Изд. Планета музыки,2024 г.

Т.И. Карачарова. Вопросы теории и методики обучения чтению нот с листа. Монография– Изд. Планета музыки, 2023 г

Е. Олёрская. Школа чтения нот с листа, 1 часть