ЧТЕНИЯ С ЛИСТА КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Открытый урок посвящен проблеме чтения нот с листа в ДШИ, творческому подходу к этому предмету,пробуждению желания музицировать.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Администрация города Курска
Комитет культуры и туризма города Курска
МБОУ ДО «Детская школа искусств № 5
им. Д. Д. Шостаковича» г. Курска
Открытое занятие
На тему: «Чтение нот с листа как важная составляющая
творческого развития обучающегося»
с обучающейся 5 класса Волобуевой Марией
Выполнила:
Преподаватель по классу фортепиано
Протасова М.В.
Курск 2025 г.
План открытого урока
Цель учебного занятия:
сформировать навык чтения нот с листа на занятиях,
пробудить у обучающегося интерес к музицированию.
Задачи учебного занятия:
Образовательные: научить самостоятельно ориентироваться в нотном тексте, обучить принципам чтения нот с листа, формирование навыка игры без остановок и восприятие графического рисунка интервалов, аккордов, гаммообразных пассажей.
Развивающие: расширить кругозор обучающегося, развивать навыки анализа музыкального произведения, координацию на инструменте.
Воспитательные: поощрять самостоятельную работу в области музицирования, побудить к творческой деятельности, воспитывать личность музыканта на классическом репертуаре
Форма учебного занятия: индивидуальная.
Тип учебного занятия: комбинированный.
Вид учебного занятия: развивающий.
Материально-техническое оснащение занятия: фортепиано, нотные пособия.
Методические приемы: объяснение, сравнение, игровой метод, самоконтроль, практическая работа.
Используемые современные технологии обучения: здоровьесберегающие и личностно-ориентированного обучения.
Ожидаемый результат: грамотное и свободное чтение нотного текста.
Ход учебного занятия
I.Организационный этап.
1) Введение;
2) Представление обучающегося, сообщении темы и плана занятия.
Настроить обучающегося на активную работу, создать обстановку, располагающую к творчеству.
II.Основная тема учебного занятия.
1) Повторение пройденного материала, предварительный анализ небольших номеров, определение графического рисунка пассажей в поступенном движении, рациональной аппликатуры, озвучивание основных принципов чтения нот с листа, игра.
2) Интервалы- определить графический рисунок, играть последовательности интервалов в ритме, темпе, ориентируясь на мелодический контур.
3) Устный анализ музыкальных отрывков и пьес «Странники» Рамиреса, Менуэт фа мажор В.А. Моцарта (жанр и композитор, тональность, знаки альтерации, размер, форма, поиск интервалов в мелодии и сопровождении, динамические оттенки, темп, предварительное исполнение кварто-квинтовых ходов в каденции), чтение нот.
4) Аккорды. Определение и игра последовательностей по графическому рисунку, мелодическому контуру, в ритме, методом «слепого» проигрывания.
Э. Тетцель. Прелюдия- устный анализ (жанр, тональность, размер, форма, определение аккордов и интервалов, разбор динамической линии, темп) наводящие вопросы, чтение с листа.
5) Аппликатурные упражнения с пунктирным ритмом на внимательность.
6) Э. М. Бёрнем «Дюжина в день»- упражнения на координацию- чтение нот с листа, с последующим транспонированием, комбинированием штрихов, переменой рук.
III.Заключительный этап занятия.
- Подведение итогов занятия, самооценка учащегося и оценка работы преподавателем, наметить перспективу на будущее.
- Домашнее задание- закрепить повторением пройденный материал, читать с листа 2 новые пьесы из Хрестоматии Т. Камаевой и А. Камаева «Чтение с листа на уроках фортепиано».
3) Заключение.
Для воспитания юного музыканта необходимы разные формы работы.
От умения бегло читать ноты с листа зависит интерес детей к музыке. Быстрое и грамотное чтение даёт возможность познакомится с большим количеством произведений. Умеющий хорошо читать ноты с листа ученик продолжит общение с музыкой и дальше, кто плохо ориентируется в нотном тексте - забросит занятия.
4 Список используемой литературы:
Т.Ю. Камаева, А.Ф. Камаев. Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой курс. – Изд. Планета музыки,2024 г.
Т.И. Карачарова. Вопросы теории и методики обучения чтению нот с листа. Монография– Изд. Планета музыки, 2023 г
Е. Олёрская. Школа чтения нот с листа, 1 часть
