Методический доклад на тему: «Нетрадиционные формы работы на уроках музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ»
В настоящее время детские школы искусств переживают непростой этап развития. Современная школа становится все более сложной системой, ей приходится действовать в динамично изменяющемся мире, предъявляющем к ней все более возрастающие требования. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, направлена на перевод системы дополнительного образования на качественно новый уровень, который позволит формировать творческую, социально зрелую личность, рассматривает развитие системы дополнительного образования детей как одно из важнейших направлений образовательной политики.
В цикле учебных дисциплин предмет «Музыкальная литература» призван решать многообразные учебно-воспитательные задачи, как: развитие слуха учащихся, обогащение музыкальных представлений, приобретение музыкально-исторических знаний и специальных аналитических навыков, расширение общего и музыкального кругозора. Решение этого комплекса задач нацелено на формирование музыкально-эстетической позиции ученика, его художественного вкуса, иными словами - способности воспринимать и ценить красоту музыки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
“Детская школа искусств им Ю.А. Гагарина”
Котельниковского муниципального района Волгоградской области
Методический доклад
на тему: «Нетрадиционные формы работы на уроках музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ»
Подготовила :
Преподаватель Сенаторова Н.В.
г.Котельниково
2025 г.
Содержание
I. Введение .Роль предмета музыкальная литература в современной
музыкальной школе.
II. Нестандартные уроки как способ активизации интереса к обучению.
III. Формирование активной познавательной позиции обучающихся.
IV. Применение игровых форм:
1. урок – соревнование;
2. урок – конкурс;
3. урок – путешествие;
4. урок – практическое занятие.
V. Классификация игровой деятельности:
1. Сюжетные игры;
2. Ролевые игры;
3. Игры – соревнования.
VI. Список литературы.
В настоящее время детские школы искусств переживают непростой этап развития. Современная школа становится все более сложной системой, ей приходится действовать в динамично изменяющемся мире, предъявляющем к ней все более возрастающие требования. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, направлена на перевод системы дополнительного образования на качественно новый уровень, который позволит формировать творческую, социально зрелую личность, рассматривает развитие системы дополнительного образования детей как одно из важнейших направлений образовательной политики.
В цикле учебных дисциплин предмет «Музыкальная литература» призван решать многообразные учебно-воспитательные задачи, как: развитие слуха учащихся, обогащение музыкальных представлений, приобретение музыкально-исторических знаний и специальных аналитических навыков, расширение общего и музыкального кругозора. Решение этого комплекса задач нацелено на формирование музыкально-эстетической позиции ученика, его художественного вкуса, иными словами - способности воспринимать и ценить красоту музыки.
Сегодня к выпускнику детской музыкальной школы предъявляются достаточно серьѐзные требования. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, быть коммуникабельным. Результатом освоения дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ по учебному предмету «Музыкальная литература» должны стать первичные знания о роли и значении музыкального искусства, знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений различных исторических периодов, стилей, жанров, особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки. Выпускник должен иметь сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству, уметь излагать свои мысли о творчестве композиторов, определять на слух фрагменты изученного музыкального произведения, выражать его понимание и свое к нему отношение.
Современные жизненные реалии создают множество проблем, главными среди которых являются огромные информационные потоки, поглощаемые учащимися в образовательных и бытовых условиях, повышенная учебная нагрузка учащихся школ искусств, обычно посещающих, помимо основной школы, различные кружки, сокращение учебного времени для освоения учебного материала. Возникает противоречие между всевозрастающим объемом необходимой информации и весьма ограниченными способностями человека к освоению этой информации. Традиционное образование, основанное, прежде всего на передаче знаний от преподавателя к учащемуся, все чаще перестает выполнять свою основную функцию.
В наш бурный век интернета и СМИ все труднее влиять на подрастающее поколение. Когда под рукой есть «Гугл» и «Википедия», эрудиция уже не имеет особенного значения. Есть ли смысл зубрить, если всѐ есть в сети? Сейчас преподаватель обязан отвечать учащемуся на вопрос: «Зачем мне это нужно?». Чтобы стимулировать внимание и активность учащихся, преподаватель должен постоянно варьировать методы работы, применяя наряду с традиционными, новые приемы в процессе подачи материала. Задача преподавателя быть не просто ретранслятором, но стать режиссером каждого урока, вовлечь учащихся в активную творческую деятельность, где участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, строят диалог и самостоятельно получают знания. Целью образования должно стать воспитание умения учиться как потребности в развитии и самосовершенствовании.
Дополнительное образование сегодня по праву является важной частью образовательного пространства, сложившегося в современном обществе. В настоящее время преподавателю уже невозможно обойтись без использования в своей педагогической работе различных методик, а также форм и приемов обучения, необходима активизация методической деятельности для более эффективной организации образовательного процесса и передачи своего положительного опыта коллегам. Данные методические рекомендации помогут преподавателям разнообразить свои уроки, сделать их интереснее и эффективнее, а учащиеся смогут быстрее запомнить и усвоить предложенный на уроке материал. Использование инноваций в содружестве с традициями способствует активизации внутреннего потенциала учащихся, реализации их природных способностей, стимулирует самостоятельное мышление. Преподаватели должны постараться привить учащимся интерес к учебному предмету, к расширению кругозора, принципиально изменить их взгляд на знакомство с новой музыкой, которое должно и может стать для них подлинной радостью и эстетической потребностью.
Целью данных рекомендаций является помощь преподавателям дополнительного образования в создании эффективного урока, отвечающего современным требованиям, в результате внедрения в образовательный процесс наряду с традиционными формами нестандартных приемов работы. Необходимо помочь нашим детям стать социально успешными, а для этого необходимо вносить изменения в стиль преподавания. Именно в дополнительном образовании дети учатся мечтать, проектировать, планировать, преобразовывать свою жизнь и окружающий мир, стремясь научиться творить. И все потому, что участие в нем, по сравнению с обычной школой, происходит по собственному желанию, как и выбор программ и преподавателей, в соответствии с интересом и склонностями.
Обычные формы учебной работы, используемые на занятиях музыкальной литературы (лекции, беседы, практические работы, зачеты), не позволяют формировать активно-познавательную позицию обучающегося, поскольку он всегда находится в состоянии обучающегося, В связи с этим и является актуальной разработка и использование нетрадиционных форм обучения, смысл которых не только в эффекте новизны и оригинальности – это мощный стимул для получения знаний.
Важной задачей повышения качества обучения является поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволят обеспечить его максимальную эффективность. Успешному решению этой задачи способствует применение игрового подхода: уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-игры и т.д. Одна из задач таких уроков – создать психологическую обстановку эмоционального подъема и активности, при которых знания естественно и легко обнаруживаются. Обучающиеся, сохраняя приятные впечатления, постигают и науку общения. Очень часто такие уроки, применяясь как заключительный этап работы, являются самым счастливым переживанием каждого обучающегося.
Как показал опыт, игра на занятиях по музыкальной литературе значительно активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет создать обстановку, в которой они могут проявить свои специальные знания, способности. Игра оказывает стимулирующее действие на ход учебного процесса, формирует у обучающихся стремление к самообразованию, развивает практические умения и навыки.
Игра - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений. Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. Такая деятельность способствует художественно-творческому развитию учащихся, формирует эстетические интересы, оценки, потребности и способности. Уроки-соревнования эффективно развивают внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать и сопоставлять.
Одна из задач таких уроков - создание психологической обстановки эмоционального подъема и активности, при которых знания естественно и легко обнаруживаются. Учащиеся, сохраняя приятные впечатления, постигают и науку общения. Очень часто такие уроки, применяясь как заключительный этап работы, являются самым счастливым переживанием каждого учащегося. Как показал опыт, игра на занятиях по музыкальной литературе значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет создать обстановку, в которой они могут проявить свои знания и способности. Игра оказывает стимулирующее действие на ход учебного процесса, формирует у учащихся стремление к самообразованию, развивает практические умения и навыки. В игре учащийся реализует желания, которые в реальной практической деятельности чаще не осуществимы. Именно в игре удовлетворяются бессознательные влечения и потребности. Задача преподавателя заключается в том, чтобы придать игре целенаправленность через усвоение основной темы программы.
Игровая деятельность ребенка исследовалась многими отечественными психологами (Выготским Л.С., Элькониным, А.Н. Леонтьевым). Ученые считают, что в игре ребенок реализует желания, которые в реально-практической деятельности чаще не осуществимы. Именно в игре удовлетворяются бессознательные влечения и потребности. Но игра должна носить учебно-познавательную функцию и реализовывать определенные задачи и цели, а важнейшая задача преподавателя заключается в том, чтобы придать игре целенаправленность через усвоение учебной программы.
Но не следует забывать, что игра, это вовсе не развлечение, а серьезная, увлекательная, интересная, требующая полного соучастия обучающихся в деятельность. Конечно, шутка, юмор, улыбка вполне естественны для творческой атмосферы урока. Однако многое шутливое в музыке в соответствии с характером учебных, дидактических задач может потребовать от обучающихся и напряженных, серьезных усилий: внимательного вслушивания в музыку, умения дать глубокую и убедительную характеристику, активного размышления о ней.
Музыкальная игра для детей – серьезная деятельность: и по характеру задач и результатов этой деятельности, и по значению этой деятельности в целом для личности ребенка.
Игра обеспечивает преемственность музыкального развития учащихся на различных стадиях обучения. В исследованиях психологов достаточно определены возрастные особенности, связанные с изменением позиций детей в ситуации обучения. Вместе с тем в каждом классе игра сохраняет свое своеобразие в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и возрастающим уровнем их музыкально-эстетической подготовки.
По целевой направленности игровые формы можно классифицировать на три основных типа.
1. Сюжетные игры;
2. Ролевые игры;
3. Игры-соревнования.
Предлагаемые типы игр могут быть взаимопроникаемыми, взаимосвязаны между собой.
Множество таких игр и их вариантов каждый педагог может придумать и применять в своей работе. Они нравятся детям, вызывают у них неизменный интерес к игре, проводятся весело и заинтересованно. Позволяют в живой и непосредственной форме развивать навыки самостоятельного мышления и творческих способностей, расширять кругозор.
Предлагаемый материал разработан для итоговых уроков по музыкальной литературе для обучающихся 4-5 классов. Каждый из блоков урока направлен на выявление тех или иных признаков успешной учебной деятельности. Задания предполагают сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной форм работы в устном и письменном виде. Рассмотрим некоторые из них.
Теоретическая разминка.
Вниманию обучающихся представлен ряд вопросов (10-15), определяющих усвоение музыкально-теоретического материала и служащие средством психологической раскованности детей. Очень важен характер вопросов, они должны иметь высокий уровень «информативности», и в то же время быть короткими (т.е. рассчитанные на короткий ответ). Некоторые вопросы сформулированы в занимательной форме и требуют определенной смекалки.
I. Примерный ряд вопросов.
4 класс.
1. Как называется музыкальная мысль, выраженная одноголосно?
2. Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом?
3. Какая опера М.И. Глинки, написанная по мотивам сказки А.С. Пушкина, действие которой происходит в Киевской Руси?
4. Какая страна гордится музыкальными произведениями своего национального композитора Э. Грига?
5. Каким инструментом владел Садко, герой известной сказки?
6. В оркестре народных инструментов этот инструмент выполняет ту же роль, что и скрипка в симфоническом. О каком инструменте идет речь?
7. Как называется полный текст оперы или балета?
8. Как называется вступление к опере?
9. Что такое «камертон»?
10. Как называется балет С.С. Прокофьева, написанный по одноименной сказке Ш. Перро?
5 класс.
1. Какие инструменты медно – духовой группы отсутствовали в оркестре, для которого писал музыку Й. Гайдн ?
2. Как называется симфония, для которой Й. Гайдн использовал необычный набор инструментов: свистульки, трещотки, детские барабаны?
#1042; каком городе Й. Гайдн служил около 30 лет?
#1048;звестно, что из ударных инструментов композитор использовал только литавры, а лишь в последней двенадцатой «Лондонской симфонии» добавил еще несколько инструментов, перечислите эти музыкальные инструменты:
#1055;еречислите разделы сонатной формы.
6. С каким музыкально-театральным произведением Моцарта перекликается музыка его «Турецкого марша»?
7. В каких симфониях Бетховена отражены образы героической борьбы?
II. Работа в команде.
Учащиеся делятся на две группы, каждая команда получает конверт с заданием. Серия предложенных вопросов определяет знание музыкально-теоретических терминов, творческого наследия композиторов, музыкального материала. Именно этот блок в большей мере указывает и на необходимость межпредметных связей не только дисциплин курса музыкальной, но и образовательной школ. Например, для выполнения данных заданий необходимы навыки: интонирования и слухового анализа, владение фортепиано, знание исторических дат, литературных произведений.
4 класс.
1. Правильно сгруппировать (по элементам музыкальной речи, по группам инструментов и т.д.)
2. Установить возможные логические связи:
Дирижер
духовой гусли
гармонь песня
домра оркестр
певец полифония
хор орган
гитара
3. Соотнести с именем композитора портрет;
- фрагмент его биографии;
- фрагмент истории создания произведения;
- фрагмент самого произведения (исполнить его сольфеджируя или на инструменте).
4. Выбрать среди рисунков музыкальных инструментов те, которые изображают:
- духовые;
- струнные;
- ударные;
- русские народные инструменты;
- инструменты симфонического оркестра и т.д.
#1054;пределите, какая музыкальная форма зашифрована:
Ответ:______________________
Ответ:______________________
6. В каждой строчке найдите и вычеркните «лишнее» слово или название:
Ария, увертюра, монолог, речитатив
Камаринская, бульба, менуэт, гопак
Тромбонист, певец, гитарист, барабанщик, трубач
Валторна, треугольник, колокола, ксилофон
Песня, опера, танец, марш, симфония
7. Найдите и выпишите музыкальные жанры, а из оставшихся букв составьте средство музыкальной выразительности (при составлении слов нельзя буквы использовать по диагонали):
М | Т | А | Н | Я | Н | С |
А | Р | Ш | Е | Ц | П | Е |
П | А | Т | И | Р | Б | А |
Ь | Е | С | Ю | Т | Е | Л |
У | С | Т | А | И | Н | О |
В | А | И | Р | Я | М | Ф |
Е | Р | Т | Ю | С | И | М |
8. Напишите жанр, название музыкального произведения и композитора:
5 класс.
1. Музыкальное послание. В нотном примере, составленном из нескольких тем:
- исполнить (сольфеджио, фортепиано);
- обозначить границы, назвать произведения.
2. Портретный ряд.
Из предложенной серии портретов композиторов найти автора музыкального послания.
3. Подчеркните жанры, в которых писал музыкальные произведения композитор:
оратория | ноктюрн | |
прелюдия | оперетта | |
квартет | концерт | |
месса | кантата | |
вариации | баллада | |
романс | опера | экспромт |
соната | мюзикл | симфония |
балет | инвенция | этюд |
#1057;оедините стрелочками:
1792 | знакомство с Л. Бетховеном | |
1759 | И. Гайдн родился в деревне Рорау | |
1779 | встреча с В.А. Моцартом | |
1732 | И. Гайдн получает должность капельмейстера | |
1780 | композитор написал первую симфонию |
5. Выберите музыкальные произведения, которые сочинил И. Гайдн:
«Юношеская симфония» | Фортепианный цикл «Времена года» | «Траурная симфония» | |
зингшпиль «Хромой бес» | Симфония «Сюрприз» | ||
«Прощальная симфония» | «Военная симфония» | ||
«Кофейная» симфония | 12 Лондонских сонат | Оратория «Сотворение мира» | «Победная симфония» |
III. Музыкальная викторина.
Это задание позволяет оценить долгосрочную музыкально-слуховую память учащихся, знание произведений, предусмотренных программой. По каждому номеру выставляется определенный балл, учитывается полнота ответа. По возможности номера представлены в видео воспроизведении или живом исполнении. Возможно привлечение обучающихся, исполнение заранее приготовленных номеров (музыкальное послание другу).
Конкурс презентаций
Горизонты преподавания в детских школах искусств на современном этапе значительно расширились благодаря новым техническим возможностям. В работе учащихся появился еще один существенный помощник – компьютер. Он позволил совершить качественный сдвиг в обучении, так как появилась возможность за считанные минуты добыть в Интернете требуемый материал.
Учитывая эти изменения, преподаватели стали искать новые, современные формы работы, отвечающие требованиям сегодняшнего дня.
В нашей школе стало традицией проведение Открытого регионального конкурса по музыкальной литературе «Слово и музыка», проект которого был разработан преподавателем нашей школы Радионовой В.А.
Конкурс проводится по номинациям:
1. «Образ и воплощение»
2. «История одного шедевра»
3. «Отражение»
4. «Полёт фантазии»
5. «Его величество Музыкальный инструмент»
6. «Совершенство формы»
7. «Лик эпохи»
Критериями оценивания являются:
- Соответствие содержания презентации заявленной теме.
- Полнота раскрытия темы, внутренняя логика построения презентации.
- Содержание работы (практическая значимость, достоверность представленного материала).
- Новизна, оригинальность работы.
- Грамотность речи.
- Дизайн презентации.
- Подбор и качество иллюстративного материала.
- Техническая грамотность.
Для подготовки презентации учащийся должен провести огромную исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. При создании каждого слайда в презентации учащийся превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни, повышается самооценка учащегося, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Проведение уроков-соревнований позволяет проверить прочность усвоения теоретических знаний, практических умений и навыков, систематизировать полученные знания, формирует у учащихся сознательное отношение к выполнению заданий, воспитывает волю к победе, развивает творческую инициативу и активность. Такая форма работы рассчитана не только на проверку знаний, которые учащийся получает на уроке, но и на развитие способности решать нестандартные ситуации, задания повышенного уровня сложности. Это требует дополнительной работы от учащихся, однако, как показывает практика, дети с большим удовольствием принимают участие в таких мероприятиях, успех которых зависит не только от участников, но и от организации самого мероприятия.
Широкое применение в педагогической практике нашли так называемые уроки-путешествия и уроки -практические занятия. Например, заключительный урок в 4 классе
Урок – практическое занятие представляет собой комплексный анализ произведения, который проводится в несколько этапов. Для этого задания выбирается относительно небольшое произведение (обязательно целое, не фрагмент) с ясно различимыми границами музыкальной формы. Учащиеся слушают музыку несколько раз.
Первое прослушивание: предлагается познакомиться с музыкой, почувствовать основное настроение, характер, услышать, меняется ли она на протяжении пьесы.
Второе прослушивание: определить форму, начертить таблицу в соответствии с музыкальной формой.
Третье прослушивание: определить средства музыкальной выразительности, использованные композитором для создания характера, настроения музыки, вписать их в таблицу.
Заключительное прослушивание: заполнение таблицы и описание того, как развиваются музыкальные образы в этом произведении.
Задание позволяет выявить многое: знание обучающимися музыкальных форм, средств выразительности и диапазона их возможных изменений, умения вычленять эти изменения на слух. Но самое важное – это последний этап задания, когда все структурные изменения музыкальной ткани должны стать основой для описания художественного музыкального образа.
Необходимо отметить, что названные выше формы работы не являются основными и не должны вытеснять традиционные виды работы.
Список использованной литературы:
- Ю. Лях. Перспектива развития дисциплины музыкальная литература в ДМШ ДШИ.// Сборник методических работ для преподавателей ДМШ. –Абакан, 2003.
- О. Каравская. Музыкальные знатоки. –Новосибирск, 2000.
- Развитие творческих способностей учащихся на уроках «Музыкальной литературы».- Омск, 1988.
- Г. Панова. « Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки»./ Музыка в школе, 2001. - №4
- В. Петрушин. Музыкальная психология. –М., 1997.
- В. Ражников. «Диалоги о музыкальной педагогик»е. –М., 2000.
- А. Тихонова.»Как преподавать музыкальную литературу» - М., «КЛАССИКА - XXI», 2007 г.
