Методический доклад «Предмет сольфеджио, как основа развития музыкальных и общих способностей детей в ДШИ»

Наталья Викторовна Сенаторова

     В истории музыкального образования положение такой дисциплины как «сольфеджио» постоянно менялось. Поначалу, в процессе обучения детей музыкальным навыкам, сольфеджио играло второстепенную роль. В настоящее время трудно, пожалуй, представить себе музыканта, увлекающегося исключительно своей специальностью, ведь такие понятия как «структура музыки», «слышание музыки», «особенности музыкального языка» развиваются именно на уроках сольфеджио.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методический доклад21.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

“Детская школа искусств им Ю.А. Гагарина”

Котельниковского муниципального района Волгоградской области

 

 

 

 

 

 

Методический доклад:

 

 «Предмет сольфеджио, как основа развития музыкальных и общих способностей детей в ДШИ»

 

 

 

 

 

 

                                           Подготовила :

                                                           Преподаватель  МБОУ ДО«ДШИ»

                                          Сенаторова Н.В

                             

 

 

 

 

 

 

 

г. Котельниково

2024

 

 

     В истории музыкального образования положение такой дисциплины как «сольфеджио» постоянно менялось. Поначалу, в процессе обучения детей музыкальным навыкам, сольфеджио играло второстепенную роль. В настоящее время трудно, пожалуй, представить себе музыканта, увлекающегося исключительно своей специальностью, ведь такие понятия как «структура музыки», «слышание музыки», «особенности музыкального языка» развиваются именно на уроках сольфеджио.

     Музыковед, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Артем Петрович Агажанов писал: «Каждый музыкант должен понимать и слышать музыку. Если он играет или поет, не осознав законов лада, метроритма, гармонии, музыкальной формы и других элементов музыкального языка, значит он предоставляет все дело только слуху и интуиции. Конечно, отличный музыкальный слух и интуиция выручают способного ученика, но кто же не согласится с тем, что он еще лучше поймет музыку, если изучит ее закономерности» (Агажанов, 1985, с. 41).

     Нередко, на ранних этапах обучения ребенка музыкальному искусству, многие преподаватели по специальности умаляют достоинства предмета сольфеджио, объясняя это тем, что теоретические сведения (с которыми чаще всего ассоциируется данная дисциплина) могут быть получены учеником на индивидуальном уроке. Зачастую, преподаватели-теоретики сталкиваются с вопросами: «А чем же вы тогда занимаетесь на сольфеджио?», «В чем смысл сольфеджио и каковы его задачи?». Прежде чем ответить на эти вопросы, вспомним о значении этого удивительного итальянского слова «solfeggio».

     Сольфеджио (с ит. «чтение с листа») – многозначный музыкальный термин, означающий:

1) название учебной дисциплины

2) специальные вокальные упражнения для развития голоса и слуха

3) раздел музыкальной науки

     Касаясь вопроса сольфеджио как музыкальной учебной дисциплины подчеркнем, что это комплексный предмет, соединяющий в себе разные виды деятельности. Известный в России и за рубежом педагог-новатор Григорий Иванович Шатковский, разработавший уникальную систему развития музыкального слуха, призывает к комплексному виду изучения музыкального искусства, синтезируя 3 основных компонента: теорию, музыкальный слух и практические занятия. По мнению Г. И. Шатковского этот принцип «триединства» должен соблюдаться в обязательном порядке. Ученый утверждает, что узкая специализация в начальных классах очень вредна для ребенка и ведет к деформации его психики.

 

    Каковы же цели и задачи дисциплины сольфеджио на сегодняшний день? Давайте поговорим об этом более подробно.

    Главной целью предмета сольфеджио является развитие природных способностей учащихся и формирование их художественного вкуса. Поскольку это комплексная дисциплина, как следствие, она включает в себя огромное количество задач, которые должны быть выполнены для достижения обозначенной нами цели. Таким образом, основными задачами курса сольфеджио являются:

- воспитание устойчивого интереса к занятиям музыкой

- воспитание музыкального слуха

- развитие чувства метро-ритма

- изучение основ теории музыки

- приобретение навыков сольфеджирования, развитие устойчивой интонации

- развитие памяти, моторики и координации

- развитие образного мышления

- формирование активного осознанного мышления, выражающегося в формуле: «знать – слышать – действовать»

- развитие особых качеств слуха: слухового внимания, слуховой остроты, слуховой реакции, способности запоминать и воспроизводить музыкальный текст

- развитие творческих навыков учащихся (умение подбирать аккомпанемент, сочинять собственные мелодии и импровизировать)

    Сольфеджио,  как и другие музыкальные дисциплины, изучаемые в детской  школе искусств, направлено на музыкальное воспитание учащихся и должно основываться  на ряде принципов, которые вполне могут считаться общими для всего процесса обучения музыке.

Таковыми являются следующие принципы:

- принцип художественности

- принцип связи музыки с жизнью

- изучение музыки как живого искусства, неразрывно связанного с деятельностью человека

- принцип интереса, увлеченности

- принцип образного мышления как основы восприятия музыки

     Иначе говоря, еще одной немаловажной задачей педагога является обогатить урок сольфеджио интересным, насыщенным разнообразным содержанием, опирающимся на лучшие образцы художественной музыкальной литературы, и даже изобразительного искусства.

     С этими принципами тесно связаны методы, которые могут обеспечить плавный переход от игровой деятельности детей к учебно-познавательной, позволяя добиваться наиболее высоких  результатов, используя материал его  повседневной работы и опираясь на те особенности детского мышления, которые могут стать стимулом развития творческих способностей ребенка. Одно из таких качеств – образность мышления, свойственная детям. Эта ценнейшая особенность ученика заслуживает пристального внимания педагога, особенно в преподавании музыки, поскольку в этой сфере деятельности образное мышление человека  играет важнейшую роль.

     Практика преподавания дисциплины сольфеджио представляет собой далеко неоднородную картину. В связи со сменой поколения, регулярно возникают новые идеи, методики преподавания. Однако, практические моменты на уроках сольфеджио на протяжении многих лет остаются неизменными и соблюдаются по сей день. Напомним, что сольфеджио, (помимо обширных сведений, касающихся теории музыки), – это, прежде всего, целая система развития музыкального слуха. В связи с этим выделим моменты, которые ежеурочно осуществляются тандемом «учитель-учащиеся» в ходе данного предмета:

1) анализ музыки на слух

2) интонирование

3) работа над ритмом

4) чтение с листа

5) запись музыкального диктанта

    Краткая характеристика каждого из перечисленных аспектов.

1) Анализ музыки на слух включает в себя сразу несколько задач: угадывание элементов музыкального языка: ладов, интервалов, аккордов, определение формы музыкального произведения. Важнейшим навыком для исполнительства является знание формы произведения. Ученик, который знает и чувствует форму, в процессе исполнительства способен мыслить ясно и цельно.

2) Интонирование, как одно из основных средств воспитания музыкального слуха, предполагает поурочную работу как в ладу, так и за его пределами. Особое внимание на уроке уделяется воспитанию ладового слуха: пению звукорядов, неустойчивых звуков и созвучий с разрешением, тонического трезвучия. Через подобный навык осуществляется работа над чистотой интонирования, а также воспитывается ощущение осмысленного и выразительного пения.

3) Работа над ритмом также является неотъемлемой частью сольфеджио. Как известно, все процессы в жизни подчинены ритму. В связи с этим ритм воспринимается не только сознанием, но и на физиологическом уровне. Эмоциональное воздействие ритма также очень значимо. Именно ритм является первым показателем музыкальности. В курсе сольфеджио ритмической стороне уделяется большое внимание: изучаются длительности, музыкальные размеры (простые и сложные), ритмические группировки, воспитывается ощущение долей (сильных, слабых и относительно сильных), осваиваются различные ритмические фигуры.

4) Процесс чтения с листа – один из наиболее кропотливых и постепенных в практике дисциплины сольфеджио. Чтению с листа невозможно научиться мгновенно, оно требует определенного багажа знаний. Чтение с листа на уроке также состоит из нескольких этапов: проводится анализ мелодии, в ходе которого определяется тональность, размер, знаки (ключевые и случайные), рассматривается рисунок мелодии (плавное поступенное, наличие скачков, опеваний, повторов). Чтение с листа всегда осуществляется с дирижированием. Дирижирование помогает выработать координацию, а также влияет на выразительность исполнения того или иного музыкального отрывка.

5) Наиболее сложным навыком в сольфеджио является запись музыкального диктанта. Музыковед Арон Львович Островский пишет: «Цель музыкального диктанта – четкое слуховое, рельефное музыкальное представление». Процесс записи диктанта очень сложен, но полезен, поскольку воспитывает внутренний слух и развивает музыкальную память. На первых этапах обучения детей музыкальному диктанту лучше не произносить слова «диктант», потому что у ребенка возникают ассоциации с чем-то неимоверно тяжелым и непосильным. Поначалу диктант называется в игровой форме, например, «поймаем убежавшие нотки», или «путешествие ноток на нотном стане» и.т.д. Тогда ученики без страха реагируют на процесс написания мелодии на слух и с удовольствием в него погружаются.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    На основании вышесказанного еще раз подчеркнем что сольфеджио – комплексная дисциплина, позволяющая всесторонне развивать ученика. Сольфеджио – это предмет навыков, которые помогают обогатить учащихся различными сведениями, раскрепостить, а главное развить и улучшить природные данные, заложенные в каждом ребенке. Неслучайно, великий композитор Р. Шуман в своих статьях отмечал пользу теоретических дисциплин: «Ты должен настолько себя развить, чтобы воспринимать музыку, читая ее глазами».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Агажанов, 1985 – Воспитание музыкального слуха: Метод. пособие. Вып . 2 / Сос. А. Агажанов. – М.: Музыка, 1985 – 120 с.

Давыдова, 1975 – А. Е Давыдова. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1975 – 161 с.

Калугина, Халабузарь, 1989 – М. Калугина, П. Халабузарь. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио: методическое пособие для ДМШ. – М.: Музыка, 1989, 121 с.

Островский, 1970 – А. Л. Островский. Методика теории музыки и сольфеджио. – Л.: 1970, 296 с.

Шатковский, 1986 – Г. И. Шатковский. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования. – М.: Музыка, 1986, 91 с.