Статья практикующего педагога дополнительного образования по классу гитары.

Лазарев Виктор Анатольевич

Творческое взаимодействие медиа и учебной группы по классу гитары

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Региональный Модельный Центр дополнительного образования детей

Курсы повышения квалификации

«Деятельность педагога по классу гитары: теория и практика»

Аттестационная работа

«Творчество и медиа как стратегия развития обучающихся игре на гитаре»

Автор:

Лазарев Виктор Анатольевич,

Педагог дополнительного образования,

ГБУ ДО ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга

Куратор:

Метла Сергей Григорьевич,

Старший методист ГУМО ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

Санкт-Петербург

2025


           

                                                                     ОГЛАВЛЕНИЕ.

            *    ВВЕДЕНИЕ

*    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

*    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

     1.Обновление содержания и методов обучения  ДООП «Современные гитары»

     2.Проект «Творчество-медиа»

             *   ПРИЛОЖЕНИЕ

*    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

*    БИБЛИОГРАФИЯ

                                                                                         

Введение.

          Информационное пространство проникает во все сферы жизни общества, особенно это касается школы, а значит, и дополнительного образования, в котором идет работа по обучению согласно требованиям ДООП. Однако в процессе обучения уже через три месяца намечается комплексная проблема отсева контингента в основном по нескольким причинам: 1) банальное удовлетворение любопытства к игре на гитаре (оказывается, это трудно, надо тренироваться каждый день), 2) некоторых родители записали в коллектив просто для решения проблемы «свободного времени подростка». Для решения этой проблемы я проанализировал свой  опыт педагогической работы и сделал вывод:  проблема  решается, если к ней подойти комплексно, то есть выработать стратегию развития обучающегося на основе регулярного обновления ДООП (как ресурс моего профессионального роста) и создания творческого медиа-пространства.

         Актуальность моего проекта заключается: 1) В актуальности ДООП «Современные гитары» - её реализация отвечает запросам государства на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей, а также на организацию их свободного времени.2) в самой работе организованного мною  медиа-пространства, которое  включает  «внутреннее взаимодействие» – сотворчество одаренных  учеников 2-го года обучения между собой и с педагогом, «внешнее взаимодействие» – дальнейшее обучение в других учебных заведениях (как платных, так и бюджетных) и конечно обязательное участие в мероприятиях разного уровня. Также  организована работа по профориентации (знакомство с профессиями будущего).

        Предметом исследования являются дети, подростки от 9 до 14 лет (ГБУ ДО ДДТ «Юность») и подростки, молодежь от 14 до 35 лет (ГБУ ПМЦ «МИР», клуб «Ритм» Выборгского района Санкт-Петербурга).

          Цель проекта – рассказать о проекте «творчество-медиа», который начинает  функционировать  (пока неформально) на основе ГБУ ДО ДДТ «Юность» и ГБУ ПМЦ «МИР» Выборгского района Санкт-Петербурга (в этих двух учреждениях я и работаю одновременно уже 21 год).

          Задачи:

  1. Назвать функции творческой «творчество-медиа»
  2. Описать направления деятельности медиа-группы.
  3. Провести анализ контента медиа-группы.
  4. Описать процесс передачи опыта в рамках медиа-группы.

Методы исследования:

- анализ  научной литературы и систематизация информации;

- анкетирование и диагностика обучающихся;

- обработка результатов.

Считаю необходимым дать объяснение, что в данном проекте я хотел бы показать и проанализировать итоги своей практической работы с детьми, подростками и молодежью (диапазон от 8 до 35 лет) за последние 15 лет, рассказать про свою работу на основе преемственности передачи опыта.

                                               Теоретическая часть.

Медиа – это средства информирования и коммуникации субъекта (субъектов) с другим субъектом (субъектами) общения и взаимодействия, являющиеся источниками и носителями информации, то есть берущие на себя функцию передачи, переноса, трансляции некоторых сведений с помощью использования той или иной технологии (Википедия).

В данной работе термин «медиа» используется в учебно-творческом плане, так как упор делается на стратегию творчества и медиа в развитии обучающихся. В некоторой степени можно понимать этот термин как «творчество-медиа» - происходит коммуникация с творческой аудиторией через занятия в учреждениях, культурно-массовые мероприятия разного уровня, интернет, мессенджеры, книги.

Информирование – одна из важнейших функций медиа. Посредством конкурсов и размещения познавательной информации они выполняют образовательную функцию.

Коммуникативная функция – объединяет разных участников образовательного процесса для обмена информацией и взгляда на нее в свете социальных норм и духовных ценностей.

Организаторская функция – определяется возможностью творческого коллектива устраивать по согласованию с администрацией различные праздники и события: акции, тренинги, концерты и фестивали, мастер-классы.

На курсах повышения квалификации «Деятельность педагога по классу гитары: теория и практика» я с интересом узнал о следующих государственных проектах в моей сфере деятельности:

Национальный проект «Молодежь и дети» - в центре проекта – создание новых методик преподавания, комфортных условий для обучения и поддержка талантливой молодежи.

В него входят следующие (интересные для данной работы) федеральные проекты:

Федеральный проект «Россия-страна возможностей» - меры федпроекта помогут детям и молодежи в выборе профессии развитии нужных навыков.

Федеральный проект «Мы вместе» - цель: воспитать всесторонне развитых людей, любящих свою страну и гордящихся ей. Для этого проводятся просветительские мероприятия, туристические поездки, организуются историко-патриотические лагеря, создается образовательный контент.

Федеральный проект «Все лучшее детям». Цель – формирование современной образовательной среды для реализации потенциала детей и молодежи, выявления и развития их талантов. Показатель: обеспечение к 2030 году функционирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, основанной на принципах ответственности, справедливости и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию 100 процентов обучающихся. К концу 2030 года обновится 9621 ед. образовательной инфраструктуры, позволяющей детям и молодежи развивать свои способности и таланты.

Интеграция основного и доп. образования -  в рамках нового проекта «Все лучшее детям»  рассматривается вариант, каким образом результаты дополнительного образования ребенка могут учитываться при фиксации его результатов в общеобразовательной школе, при поступлении в ВУЗы, средние специальные учебные заведения:

  • Положение о порядке проектирования, принятия и утверждения дополнительных общеразвивающих программ (разработано в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 года).

При обновлении своей ДООП следую информации государственных документов:

 -     Указ президента РФ от 9 ноября 2022г №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»:

        В документе утверждены основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, служение Отечеству, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России. В своей  практической деятельности  я также использую следующие нравственные ориентиры: патриотизм, гражданственность, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение.

        Незаменимым помощником и настольным документом мне служит верой и правдой замечательный творческий документ – «Программа ДООП» - проверенный временем и  регулярно обновляющийся согласно нормативно-правовой базе:

  • Положение о проектировании и утверждении ДОП – порядок утверждения изменений в ДОП: изменения срока обучения, возраста учащихся, количества часов по годам обучения и кардинальные изменения в содержании ДОП.
  • Положение о наполняемости творческих объединений, реализующих ДОП (локальный нормативный акт) – с учетом потребностей и возраста обучающихся ДООП могут осваиваться в различных формах проведения занятий: практикумы, репетиции, организационно-деловые игры, тренинги, выездные культурно-массовые мероприятия.
  • Положение о формах, периодичности и порядке аттестации обучающихся по ДОП.
  • Правила конкурсного набора обучающихся в объединениях, реализующих ДОП – конкурсные испытания могут проходить в несколько этапов, как очно, так и заочно – по представленным работам в разных формах: тестирование, собеседование, представление творческой работы, прослушивание и другое.
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года – утверждены основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: цель - создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности. Из 10 задач в данной работе рассматривается две:

1.Обновление содержания и методов обучения в системе дополнительного образования детей:

2.Увеличение охвата детей качественным и востребованным дополнительным образованием.

                                                                     

Основное содержание:

  1. Обновление содержания и методов обучения  ДООП «Современные гитары»

Сам процесс обновления ДООП включает в себя многообещающие и перспективные преимущества дополнительного образования: -  мы сами определяем, как мы будем учить, какой возраст возьмем детей, какие темы будем проходить, мы содержание сами прописываем, мы решаем, к чему мы его приведем через 2 года обучения, это уникально, единственная система в образовании. Чтобы сделать обновление качественным и востребованным, я  должен периодически проводить инвентаризацию своей образовательной программы с точки зрения двух позиций:

1.Востребованность программы детьми и родителями (решаю путем расширения спектра программы  2.Качество программы (решаю путем регулярного внесения обновлений).

Основания для обновления программы:

  1. Новые представления о содержании, начиная от федерального государственного образовательного стандарта (в котором стоит главная задача- не просто получить знания, а умение применять эти знания.)
  2. Изменение запросов детей и родителей:
  3. Развитие науки, культуры, технологии.
  4. Применение новых форматов образования, например, интенсивная  краткосрочная  программа.
  5. Развитие и приоритетные направления региона с учетом того, что нужно в регионе.

Обновление содержания и методов обучения в системе дополнительного образования может идти тремя путями:

1) Расширение  спектра программы ДООП –  игра без нот, по табулатуре и буквенно-цифровому обозначению аккордов молодежным стилем «бой»; при большом желании обучающегося и одобрении родителей допускается обучение на электрогитаре или бас-гитаре; также постоянное обновление репертуара новыми современными мелодиями и песнями; выступление одаренных и трудолюбивых обучающихся на престижных и популярных у молодежи сценах Санкт-Петербурга (даже в БКЗ «Октябрьский»).

2) «Обновление содержания учебного плана ДООП» 

А)  раздел 5 тема 5.5 «Патриотические песни» -  группа «Земляне» - «Трава у дома»;  группа «Кино» - «Группа крови», изменяю стиль исполнения песен: играть правой рукой медиатором в стиле «рок», в левой руке  постановка квинтовых аккордов с цифрой «5», включен эффект «драйв-дисторшн».

Основание для изменения: стиль «рок» и квинтовые аккорды  очень нравятся тем, кто играет на электрогитаре; непременно включается очень модный эффект украшения звука «драйв-дисторшн» на специально купленной электронной гитарной приставке. Есть возможность дистанционного обучения этой теме. Очень креативно.

          Б)  раздел 6 «Освоение основных стилей рок-музыки». Тема 6 «Рок-н-ролл» - усложнение рок-н-ролла, разучивание по индивидуальным карточкам, в четырех частях.

Основание для изменения: более сложные  партии рок-н-ролла, можно применять для разного уровня одаренности обучающихся. Быстрая мелодия увлекает и очень нравится молодежи на концертах. Есть возможность дистанционного обучения этой теме.

3) Усиление в дополнительном образовании воспитательной составляющей  самого знания (нет школьных оценок и принципа «встал – ответил – иди на место), а это сразу  влияет на развитие личности ребенка. Это свойство дополнительного образования, где знания становятся инструментом, фундаментом для творческого развития,  на своих занятиях я стараюсь часто использовать; обучающиеся сразу чувствуют разницу на таком  занятии-импровизации. У системы дополнительного образования есть своя ниша – наверное, только один обучающийся  может быть у меня в этом учебном году профессиональным музыкантом, но зато я сформировал у других такие надпредметные умения, которые позволят им быть успешными в любой сфере, какую они выберут. Где, как не у нас, в дополнительном образовании, дети общаются и немного раскрепощаются, улыбаются и говорят откровенно о своих проблемах и достижениях (во время урока в школе общаться невозможно).  У меня также они могут опробовать себя  в роли «Учителя» на 5 минут, брать на себя ответственность с разрешения педагога.  Мы развиваем творческие способности детей, креативность. Мы формируем обучающимся надпредметную компетенцию в рамках своей программы, чтобы он был успешным, какую бы профессию он не выбрал.

Также для успешного осуществления ДООП надо повысить эффективность урока, его учебный ритм, суметь вызвать и удерживать повышенный интерес обучающихся. Для этого я применяю методику «опоры на эмоциональное сопереживание и развитие творческих навыков через проектные технологии» - превращаю в музыку простые  популярные музыкальные фразы в стиле «рок» (они называются в моем учебном плане «рок-риффы»)», эмоционально и  артистично исполняю их с применением электронного эффекта «драйв-дисторшн». При этом я опасаюсь однообразия, которое утомляет внимание на занятии; а вот  разнообразие – не развлечение, а инструмент активизации внимания. Подготовка урока путем составления плана значительно экономит время на занятии, однако я заметил, что на каждом уроке надо импровизировать! Основание для этого – все та же поддержка интереса, который я контролирую на занятии, гладя на выражение лиц своих ребят (ведь опыт работы у меня 35 лет).

                                                        2. Проект «Творчество-медиа»

        «Одаренные дети, талантливые подростки – это будущее любой культуры. А для российской культуры – это и ее настоящее, особенно сейчас (Президент Российского фонда культуры Н Михалков).

        В настоящее время проект «Творчество-медиа» находится в стадии своего развития, однако уже есть реальные достижения и творческие наработки:

-  укомплектован музыкальными инструментами и компьютером кабинет в клубе «Ритм» ПМЦ «МИР», в котором ведется работа с обучающимися, направленная на личностно-ориентированное развитие музыкального творчества, на знание и умение  возможностей музыкальных программ.  Одаренные обучающиеся используют программу Guitar-pro-8, программу аранжировки и сведения FL-20, накапливая бесценный опыт работы  с мультимедийными технологиями.

-  идет творческий процесс сочинения авторских композиций и размещение их на музыкальных платформах интернета. Творческие авторские сочинения обучающихся регулярно загружаются в виде аудиотреков на платформу Яндекс-Дзен (и другие) с целью саморекламы и монетизации;

-  взаимодействие со студией звукорежиссуры (уникальные занятия по звукозаписи, конкурс  «На звуковой волне) в Доме Молодежи  Приморского района, просп. Королева,32;

-  проведение через социальную сеть «В Контакте» открытых трансляций  лучших выступлений гитаристов для  друзей и родителей (опыт проведения у педагога и одаренных гитаристов  видео-вещания уже есть);

 -  творческое взаимодействие со студией «Основы журналистики и литературного творчества, ГБУ ДО ДДТ «Юность», в котором я работаю) –  юные журналисты берут интервью  во время  занятиях гитары,  информационные посты с фотографиями загружают в Интернет (в перспективе – взаимодействие с организацией школьников  «Движение первых»);

-   проведение мастер-классов в режиме «онлайн»  «В Контакте» и в моем недавно открытом канале  под названием «Современные гитары» (мессенджер «Телеграмм»);

-  взаимодействие с вокальной студией «Наше время» (СПб ГБУ ПМЦ «МИР» Выборгского района) – исполнение песен патриотического характера, выступления на концертах;  

-  взаимодействие с коллективом «Эстрадные ударные инструменты»; с лучшими обучающимися на концертах выступают дуэтами гитаристы коллектива «Современные гитары»;

- обмен опытом с коллегами по работе на семинарах ГУМО гитары, ведение конспектов и видеозаписей лучших выступлений, личное участие.

       Развитие творческих навыков и самореализация  на уроках происходят постепенно, путем усложнения творческих заданий. Ученикам  1 года обучения уже через два месяца я даю задание сначала на занятии: придумать свое упражнение для разминки пальцев левой руки, затем для правой руки, далее упражнение для игры одновременно двумя руками. Следующий этап: найти  самостоятельно в интернете, выучить и проиграть два упражнения. Эти задания выполняют успешно и одаренные, и малоспособные ученики. Это первая ступенька к самостоятельному творчеству, которое я всячески поощряю. При этом я стараюсь не увлекаться нотной грамотой – знание тем «Ритм» и «Длительности нот» пока достаточно, а также игра по «табулатуре» позволяет ускорить обучение и сэкономить немало времени для того дела, ради которого дети и подростки  пришли  - научиться играть на гитаре. В результате  первое полугодие в декабре и в конце года в мае курс завершается итоговым концертом в учебном классе (с видеосъемкой) – это кульминация личностно-ориентированного творческого развития обучающихся. Итоговые концерты отличаются массовостью, воодушевлением, ярко выраженным творческим началом, фантазией и свободой исполнения. Каждый итоговый концерт (проводится в классе, по согласованию с администрацией в присутствии родителей) состоит примерно из 12 номеров  для 1 года обучения и 15 номеров для 2 года обучения, в нем участвуют все обучающиеся, даже самые слабые (для них предлагается упрощенная партия исполнения). Фото и видео с концерта загружается в чат для родителей мессенджера Телеграмм.

Музыкальные данные к импровизации, к мелодическому и гармоническому мышлению развиваются на протяжении всей дальнейшей индивидуальной и ансамблевой работе. Значительно облегчается процесс обучения у тех, кто ранее посещал музыкальную школу, у кого родители играют на музыкальном инструменте или просто поют под караоке. Бывшие выпускники также играют немаловажную роль в становлении и увлечении музыкой своих начинающих сверстников: показывают на электрогитаре новые приемы игры, проигрывают на концертах свои инструментальные композиции, кавер-версии из репертуара популярных рок-групп, даже свои авторские песни; также делятся навыками работы с семпл-программами.

Музыкальный подарок (в формате видеозаписей)  делается  ко Дню мамы, к Новому году, ко Дню Защитника Отечества, к 8 марта, ко Дню Космонавтики и Дню Победы, ко Дню России и Военно-морского Флота. К эти праздничным датам мои обучаемые репетируют и записывают мелодии и песни и затем эти видео появляются в «Телеграмм» в чате для родителей «Друзья гитары». Также в перспективе стоит организация творческих импровизационных концертов из  музыкальных сочинений обучающихся, которые постепенно набирают популярность среди молодежи (допускается  музицирование в виде подготовленной импровизации и свободное выражение чувств в авторской песне).

Метапредметный подход как средство активизации творчества и медиа: математика –позволяет просчитывать гармонические и мелодические интервалы на всех шести струнах по всему грифу гитары для исполнения импровизации; знать гармонические последовательности аккордов, записанных в буквенно-цифровом обозначении. Сольфеджио – знание темы «Длительности нот» и «Ритм» помогает читать табулатуру, знание нот на грифе гитары позволяет записывать собственные музыкальные разработки на бумаге. Живопись – это фрагмент музыки, записанный художником красками на холсте – позволяет одаренному ученику (записавшемуся в изостудию), создать свою  обложку для оформления авторского сингла, который можно отправить в Интернет с целью саморекламы и монетизации. Физика – дает знания  процесса возникновения звука из электрогитары и звукоусилительной аппаратуры, назначения микширования и эквалайзера, эффектов драйв-дисторшн и «эхо». Изучение иностранного  языка  позволяет понимать музыкальные термины, а также смысловое значение песни. Развитие познавательной активности учащихся во многом зависит от опыта и гибкости стиля работы педагога-музыканта, способствующего самовыражению ребенка. Едва ли не самой главной составляющей работы педагога является метапредметный подход  и обучение самостоятельной работе с музыкальным материалом.

Потребность в самореализации обучающегося проявляется в стремлении реализовать свои творческие возможности в музыкальной деятельности. Наиболее полно проявить самореализацию можно в композиции (сочинении музыки) и в регулярном участии в мероприятиях различного уровня – конкурсах, концертах, школьных праздниках. Практика показывает, что дети, занимающиеся композицией и исполнительством музыкальных произведений перед аудиторией, выгодно отличаются в своем развитии от своих сверстников: у них более осмысленное отношение к музыке, творчеству композиторов, к исполняемым произведениям; у них происходит накопление бесценного опыта выступлений на сцене.

Таким образом, сочинение музыки дает возможность для самореализации на любых доступных для обучающегося уровнях: от создания кавер-версии популярного музыкального материала до самостоятельного сочинения абсолютно новой инструментальной композиции; эта работа с обучающимися в направлении сочинения музыки направлена также и на личностно-ориентированное развитие музыкального творчества.

Таким образом, современные педагогические технологии (личностно-ориентированные, мультимедийные) позволяют решить комплекс обучающих, развивающих задач, способствуют реализации стратегии развития обучающихся игре на гитаре.

Сама структура дополнительного образования способствует формированию и развитию у обучающихся различных компетенций, которые помогают решить задачи, стоящие перед ними.                                                                            

Заключение.

Данная работа не полностью  отображает стратегию развития личности обучающегося на гитаре в структуре «творчество-медиа». Поэтому в перспективе ближайших лет работы намечается следующее:

 -      изменения учебного плана 2 го года обучения, добавление трех тем: 1) основы компьютерных технологий; 2) компьютерные технологии в музыке; 3) компьютерная музыка. Для осуществления этих задач педагогу и обучающемуся необходимо овладеть знаниями и навыками использования информационных и компьютерных технологий, которые могут и должны рассматриваться в музыкальном образовательном пространстве в качестве целостного комплекса мероприятий.

-       формирование у обучающихся стойкой тенденции к саморазвитию в медиа- пространстве и развитие этого пространства вокруг коллектива музыкантов.

-       организация конструктивного диалога педагогов, совместная методическая работа над ДДОП.

-        проведение на качественном уровне мастер-классов одаренных обучающихся в сотворчестве с педагогом.

-       организация регулярных  открытых трансляций в социальной сети «В Контакте» с наиболее удачными сольными и коллективными номерами и  получением обратной связи от родителей.

-      организация  импровизационных концертов музыкальных сочинений обучающихся, которые постепенно набирают популярность (допускается  музицирование в виде подготовленной импровизации и свободное выражение чувств в авторской песне).

-       использование компьютерных технологий – информационной доски, которая имеет широкие возможности: ускоряет процесс обучения и повышает его качество. Традиционные презентации, файлы с материалами можно распечатать или отправить по электронной почте прямо на занятии, процесс представления информации на интерактивной может в реальном времени транслироваться в Интернете, широко используется студией «Основы журналистики и литературного творчества» ГБУ ДО ДДТ «Юность.

     Вывод: Использование компьютерных технологий в обучении помогает реализации идеи развивающего обучения, совершенствованию форм и методов организации учебного процесса, обеспечивают переход от механического усвоения к овладению фактическими умениями самостоятельно и творчески приобретать новые знания. Наиболее благоприятной сферой развития творческих способностей является художественное образование. Наилучшей является организованная творческая деятельность для практического достижения целей стратегии развития личности обучающихся. Современные компьютерные технологии обучения открывают для преподавателя новые творческие возможности для развития личности обучаемого.

Приложение №1

20   - 20       учебный год   ___ полугодие

Результаты освоения образовательной программы

____________________________________________________

___года обучения

Педагог ___________________________

 

Фамилия

 Имя

Знания

 

Умения

Социальная адаптация

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

Итог

Уров.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

Итог

Уров.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

Итог

Уров

1

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

2

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

3

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

4

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

5

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

6

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

7

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

8

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

9

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

10

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

11

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

12

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

13

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

14

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

15

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

(Пример: Максимальный балл (итого) -60, минимальный -6. До 24- низкий уровень; от 25-48- средний; 49-60 - высокий уровень)

1-4 низкий уровень                        

5-7 средний уровень                                          

8-10 высокий уровень                

                                                                 Библиография:

  • Указ президента РФ от 9 ноября 2022г №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»:
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
  •  «Об образовании в Российской Федерации» // Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ
  • Региональный уровень: «Об утверждении критериев оценки качества ДОП, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга». Распоряжение Комитета по образованию от 25.08.2022 г.

Локальные акты:

  • Положение о порядке проектирования, принятия и утверждения дополнительных общеразвивающих программ (разработано в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 года).
  • Положение о наполняемости творческих объединений, реализующих ДОП (порядок комплектования детских объединений, реализующих ДОП.)
  • Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по ДОП (документ составлен с учетом требований ФГОС-2021).

1.Сушкевич Н.С. Информационно-коммуникативные технологии в музыкальном образовании Беларуси: практика и перспективы // Культура, Наука. Творчество. Вып.2. – Минск, 2008. – С.756-761.

2.Чернышев А.В. Медиамузыка: Исследование. М.: ООО «Медиамузыка», 2013. С 236.

3.Современное музыкальное образование -2013; Материалы международной научно-   практической конференции. СПб; Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 – 336 с.

4. Материалы курсов повышения квалификации регионального модельного центра дополнительного образования детей «Деятельность педагога по классу гитары: теория и практика», 2025. (лекции, презентации).

5. Атлас новых профессий. Документ с сайта www.skolkovo.ru

6.Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных, сайт: anichkov.kobr.gov.spb.ru  –региональный модельный центр - информационно-методический кабинет - раздел «нормативные  документы».



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Региональный Модельный Центр дополнительного образования детей

Курсы повышения квалификации

«Деятельность педагога по классу гитары: теория и практика»

Аттестационная работа

«Творчество и медиа как стратегия развития обучающихся игре на гитаре»

Автор:

Лазарев Виктор Анатольевич,

Педагог дополнительного образования,

ГБУ ДО ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга

Куратор:

Метла Сергей Григорьевич,

Старший методист ГУМО ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

Санкт-Петербург

2025


           

                                                                     ОГЛАВЛЕНИЕ.

            *    ВВЕДЕНИЕ

*    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

*    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

     1.Обновление содержания и методов обучения  ДООП «Современные гитары»

     2.Проект «Творчество-медиа»

             *   ПРИЛОЖЕНИЕ

*    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

*    БИБЛИОГРАФИЯ

                                                                                         

Введение.

          Информационное пространство проникает во все сферы жизни общества, особенно это касается школы, а значит, и дополнительного образования, в котором идет работа по обучению согласно требованиям ДООП. Однако в процессе обучения уже через три месяца намечается комплексная проблема отсева контингента в основном по нескольким причинам: 1) банальное удовлетворение любопытства к игре на гитаре (оказывается, это трудно, надо тренироваться каждый день), 2) некоторых родители записали в коллектив просто для решения проблемы «свободного времени подростка». Для решения этой проблемы я проанализировал свой  опыт педагогической работы и сделал вывод:  проблема  решается, если к ней подойти комплексно, то есть выработать стратегию развития обучающегося на основе регулярного обновления ДООП (как ресурс моего профессионального роста) и создания творческого медиа-пространства.

         Актуальность моего проекта заключается: 1) В актуальности ДООП «Современные гитары» - её реализация отвечает запросам государства на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей, а также на организацию их свободного времени.2) в самой работе организованного мною  медиа-пространства, которое  включает  «внутреннее взаимодействие» – сотворчество одаренных  учеников 2-го года обучения между собой и с педагогом, «внешнее взаимодействие» – дальнейшее обучение в других учебных заведениях (как платных, так и бюджетных) и конечно обязательное участие в мероприятиях разного уровня. Также  организована работа по профориентации (знакомство с профессиями будущего).

        Предметом исследования являются дети, подростки от 9 до 14 лет (ГБУ ДО ДДТ «Юность») и подростки, молодежь от 14 до 35 лет (ГБУ ПМЦ «МИР», клуб «Ритм» Выборгского района Санкт-Петербурга).

          Цель проекта – рассказать о проекте «творчество-медиа», который начинает  функционировать  (пока неформально) на основе ГБУ ДО ДДТ «Юность» и ГБУ ПМЦ «МИР» Выборгского района Санкт-Петербурга (в этих двух учреждениях я и работаю одновременно уже 21 год).

          Задачи:

  1. Назвать функции творческой «творчество-медиа»
  2. Описать направления деятельности медиа-группы.
  3. Провести анализ контента медиа-группы.
  4. Описать процесс передачи опыта в рамках медиа-группы.

Методы исследования:

- анализ  научной литературы и систематизация информации;

- анкетирование и диагностика обучающихся;

- обработка результатов.

Считаю необходимым дать объяснение, что в данном проекте я хотел бы показать и проанализировать итоги своей практической работы с детьми, подростками и молодежью (диапазон от 8 до 35 лет) за последние 15 лет, рассказать про свою работу на основе преемственности передачи опыта.

                                               Теоретическая часть.

Медиа – это средства информирования и коммуникации субъекта (субъектов) с другим субъектом (субъектами) общения и взаимодействия, являющиеся источниками и носителями информации, то есть берущие на себя функцию передачи, переноса, трансляции некоторых сведений с помощью использования той или иной технологии (Википедия).

В данной работе термин «медиа» используется в учебно-творческом плане, так как упор делается на стратегию творчества и медиа в развитии обучающихся. В некоторой степени можно понимать этот термин как «творчество-медиа» - происходит коммуникация с творческой аудиторией через занятия в учреждениях, культурно-массовые мероприятия разного уровня, интернет, мессенджеры, книги.

Информирование – одна из важнейших функций медиа. Посредством конкурсов и размещения познавательной информации они выполняют образовательную функцию.

Коммуникативная функция – объединяет разных участников образовательного процесса для обмена информацией и взгляда на нее в свете социальных норм и духовных ценностей.

Организаторская функция – определяется возможностью творческого коллектива устраивать по согласованию с администрацией различные праздники и события: акции, тренинги, концерты и фестивали, мастер-классы.

На курсах повышения квалификации «Деятельность педагога по классу гитары: теория и практика» я с интересом узнал о следующих государственных проектах в моей сфере деятельности:

Национальный проект «Молодежь и дети» - в центре проекта – создание новых методик преподавания, комфортных условий для обучения и поддержка талантливой молодежи.

В него входят следующие (интересные для данной работы) федеральные проекты:

Федеральный проект «Россия-страна возможностей» - меры федпроекта помогут детям и молодежи в выборе профессии развитии нужных навыков.

Федеральный проект «Мы вместе» - цель: воспитать всесторонне развитых людей, любящих свою страну и гордящихся ей. Для этого проводятся просветительские мероприятия, туристические поездки, организуются историко-патриотические лагеря, создается образовательный контент.

Федеральный проект «Все лучшее детям». Цель – формирование современной образовательной среды для реализации потенциала детей и молодежи, выявления и развития их талантов. Показатель: обеспечение к 2030 году функционирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, основанной на принципах ответственности, справедливости и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию 100 процентов обучающихся. К концу 2030 года обновится 9621 ед. образовательной инфраструктуры, позволяющей детям и молодежи развивать свои способности и таланты.

Интеграция основного и доп. образования -  в рамках нового проекта «Все лучшее детям»  рассматривается вариант, каким образом результаты дополнительного образования ребенка могут учитываться при фиксации его результатов в общеобразовательной школе, при поступлении в ВУЗы, средние специальные учебные заведения:

  • Положение о порядке проектирования, принятия и утверждения дополнительных общеразвивающих программ (разработано в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 года).

При обновлении своей ДООП следую информации государственных документов:

 -     Указ президента РФ от 9 ноября 2022г №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»:

        В документе утверждены основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, служение Отечеству, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России. В своей  практической деятельности  я также использую следующие нравственные ориентиры: патриотизм, гражданственность, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение.

        Незаменимым помощником и настольным документом мне служит верой и правдой замечательный творческий документ – «Программа ДООП» - проверенный временем и  регулярно обновляющийся согласно нормативно-правовой базе:

  • Положение о проектировании и утверждении ДОП – порядок утверждения изменений в ДОП: изменения срока обучения, возраста учащихся, количества часов по годам обучения и кардинальные изменения в содержании ДОП.
  • Положение о наполняемости творческих объединений, реализующих ДОП (локальный нормативный акт) – с учетом потребностей и возраста обучающихся ДООП могут осваиваться в различных формах проведения занятий: практикумы, репетиции, организационно-деловые игры, тренинги, выездные культурно-массовые мероприятия.
  • Положение о формах, периодичности и порядке аттестации обучающихся по ДОП.
  • Правила конкурсного набора обучающихся в объединениях, реализующих ДОП – конкурсные испытания могут проходить в несколько этапов, как очно, так и заочно – по представленным работам в разных формах: тестирование, собеседование, представление творческой работы, прослушивание и другое.
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года – утверждены основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: цель - создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности. Из 10 задач в данной работе рассматривается две:

1.Обновление содержания и методов обучения в системе дополнительного образования детей:

2.Увеличение охвата детей качественным и востребованным дополнительным образованием.

                                                                     

Основное содержание:

  1. Обновление содержания и методов обучения  ДООП «Современные гитары»

Сам процесс обновления ДООП включает в себя многообещающие и перспективные преимущества дополнительного образования: -  мы сами определяем, как мы будем учить, какой возраст возьмем детей, какие темы будем проходить, мы содержание сами прописываем, мы решаем, к чему мы его приведем через 2 года обучения, это уникально, единственная система в образовании. Чтобы сделать обновление качественным и востребованным, я  должен периодически проводить инвентаризацию своей образовательной программы с точки зрения двух позиций:

1.Востребованность программы детьми и родителями (решаю путем расширения спектра программы  2.Качество программы (решаю путем регулярного внесения обновлений).

Основания для обновления программы:

  1. Новые представления о содержании, начиная от федерального государственного образовательного стандарта (в котором стоит главная задача- не просто получить знания, а умение применять эти знания.)
  2. Изменение запросов детей и родителей:
  3. Развитие науки, культуры, технологии.
  4. Применение новых форматов образования, например, интенсивная  краткосрочная  программа.
  5. Развитие и приоритетные направления региона с учетом того, что нужно в регионе.

Обновление содержания и методов обучения в системе дополнительного образования может идти тремя путями:

1) Расширение  спектра программы ДООП –  игра без нот, по табулатуре и буквенно-цифровому обозначению аккордов молодежным стилем «бой»; при большом желании обучающегося и одобрении родителей допускается обучение на электрогитаре или бас-гитаре; также постоянное обновление репертуара новыми современными мелодиями и песнями; выступление одаренных и трудолюбивых обучающихся на престижных и популярных у молодежи сценах Санкт-Петербурга (даже в БКЗ «Октябрьский»).

2) «Обновление содержания учебного плана ДООП» 

А)  раздел 5 тема 5.5 «Патриотические песни» -  группа «Земляне» - «Трава у дома»;  группа «Кино» - «Группа крови», изменяю стиль исполнения песен: играть правой рукой медиатором в стиле «рок», в левой руке  постановка квинтовых аккордов с цифрой «5», включен эффект «драйв-дисторшн».

Основание для изменения: стиль «рок» и квинтовые аккорды  очень нравятся тем, кто играет на электрогитаре; непременно включается очень модный эффект украшения звука «драйв-дисторшн» на специально купленной электронной гитарной приставке. Есть возможность дистанционного обучения этой теме. Очень креативно.

          Б)  раздел 6 «Освоение основных стилей рок-музыки». Тема 6 «Рок-н-ролл» - усложнение рок-н-ролла, разучивание по индивидуальным карточкам, в четырех частях.

Основание для изменения: более сложные  партии рок-н-ролла, можно применять для разного уровня одаренности обучающихся. Быстрая мелодия увлекает и очень нравится молодежи на концертах. Есть возможность дистанционного обучения этой теме.

3) Усиление в дополнительном образовании воспитательной составляющей  самого знания (нет школьных оценок и принципа «встал – ответил – иди на место), а это сразу  влияет на развитие личности ребенка. Это свойство дополнительного образования, где знания становятся инструментом, фундаментом для творческого развития,  на своих занятиях я стараюсь часто использовать; обучающиеся сразу чувствуют разницу на таком  занятии-импровизации. У системы дополнительного образования есть своя ниша – наверное, только один обучающийся  может быть у меня в этом учебном году профессиональным музыкантом, но зато я сформировал у других такие надпредметные умения, которые позволят им быть успешными в любой сфере, какую они выберут. Где, как не у нас, в дополнительном образовании, дети общаются и немного раскрепощаются, улыбаются и говорят откровенно о своих проблемах и достижениях (во время урока в школе общаться невозможно).  У меня также они могут опробовать себя  в роли «Учителя» на 5 минут, брать на себя ответственность с разрешения педагога.  Мы развиваем творческие способности детей, креативность. Мы формируем обучающимся надпредметную компетенцию в рамках своей программы, чтобы он был успешным, какую бы профессию он не выбрал.

Также для успешного осуществления ДООП надо повысить эффективность урока, его учебный ритм, суметь вызвать и удерживать повышенный интерес обучающихся. Для этого я применяю методику «опоры на эмоциональное сопереживание и развитие творческих навыков через проектные технологии» - превращаю в музыку простые  популярные музыкальные фразы в стиле «рок» (они называются в моем учебном плане «рок-риффы»)», эмоционально и  артистично исполняю их с применением электронного эффекта «драйв-дисторшн». При этом я опасаюсь однообразия, которое утомляет внимание на занятии; а вот  разнообразие – не развлечение, а инструмент активизации внимания. Подготовка урока путем составления плана значительно экономит время на занятии, однако я заметил, что на каждом уроке надо импровизировать! Основание для этого – все та же поддержка интереса, который я контролирую на занятии, гладя на выражение лиц своих ребят (ведь опыт работы у меня 35 лет).

                                                        2. Проект «Творчество-медиа»

        «Одаренные дети, талантливые подростки – это будущее любой культуры. А для российской культуры – это и ее настоящее, особенно сейчас (Президент Российского фонда культуры Н Михалков).

        В настоящее время проект «Творчество-медиа» находится в стадии своего развития, однако уже есть реальные достижения и творческие наработки:

-  укомплектован музыкальными инструментами и компьютером кабинет в клубе «Ритм» ПМЦ «МИР», в котором ведется работа с обучающимися, направленная на личностно-ориентированное развитие музыкального творчества, на знание и умение  возможностей музыкальных программ.  Одаренные обучающиеся используют программу Guitar-pro-8, программу аранжировки и сведения FL-20, накапливая бесценный опыт работы  с мультимедийными технологиями.

-  идет творческий процесс сочинения авторских композиций и размещение их на музыкальных платформах интернета. Творческие авторские сочинения обучающихся регулярно загружаются в виде аудиотреков на платформу Яндекс-Дзен (и другие) с целью саморекламы и монетизации;

-  взаимодействие со студией звукорежиссуры (уникальные занятия по звукозаписи, конкурс  «На звуковой волне) в Доме Молодежи  Приморского района, просп. Королева,32;

-  проведение через социальную сеть «В Контакте» открытых трансляций  лучших выступлений гитаристов для  друзей и родителей (опыт проведения у педагога и одаренных гитаристов  видео-вещания уже есть);

 -  творческое взаимодействие со студией «Основы журналистики и литературного творчества, ГБУ ДО ДДТ «Юность», в котором я работаю) –  юные журналисты берут интервью  во время  занятиях гитары,  информационные посты с фотографиями загружают в Интернет (в перспективе – взаимодействие с организацией школьников  «Движение первых»);

-   проведение мастер-классов в режиме «онлайн»  «В Контакте» и в моем недавно открытом канале  под названием «Современные гитары» (мессенджер «Телеграмм»);

-  взаимодействие с вокальной студией «Наше время» (СПб ГБУ ПМЦ «МИР» Выборгского района) – исполнение песен патриотического характера, выступления на концертах;  

-  взаимодействие с коллективом «Эстрадные ударные инструменты»; с лучшими обучающимися на концертах выступают дуэтами гитаристы коллектива «Современные гитары»;

- обмен опытом с коллегами по работе на семинарах ГУМО гитары, ведение конспектов и видеозаписей лучших выступлений, личное участие.

       Развитие творческих навыков и самореализация  на уроках происходят постепенно, путем усложнения творческих заданий. Ученикам  1 года обучения уже через два месяца я даю задание сначала на занятии: придумать свое упражнение для разминки пальцев левой руки, затем для правой руки, далее упражнение для игры одновременно двумя руками. Следующий этап: найти  самостоятельно в интернете, выучить и проиграть два упражнения. Эти задания выполняют успешно и одаренные, и малоспособные ученики. Это первая ступенька к самостоятельному творчеству, которое я всячески поощряю. При этом я стараюсь не увлекаться нотной грамотой – знание тем «Ритм» и «Длительности нот» пока достаточно, а также игра по «табулатуре» позволяет ускорить обучение и сэкономить немало времени для того дела, ради которого дети и подростки  пришли  - научиться играть на гитаре. В результате  первое полугодие в декабре и в конце года в мае курс завершается итоговым концертом в учебном классе (с видеосъемкой) – это кульминация личностно-ориентированного творческого развития обучающихся. Итоговые концерты отличаются массовостью, воодушевлением, ярко выраженным творческим началом, фантазией и свободой исполнения. Каждый итоговый концерт (проводится в классе, по согласованию с администрацией в присутствии родителей) состоит примерно из 12 номеров  для 1 года обучения и 15 номеров для 2 года обучения, в нем участвуют все обучающиеся, даже самые слабые (для них предлагается упрощенная партия исполнения). Фото и видео с концерта загружается в чат для родителей мессенджера Телеграмм.

Музыкальные данные к импровизации, к мелодическому и гармоническому мышлению развиваются на протяжении всей дальнейшей индивидуальной и ансамблевой работе. Значительно облегчается процесс обучения у тех, кто ранее посещал музыкальную школу, у кого родители играют на музыкальном инструменте или просто поют под караоке. Бывшие выпускники также играют немаловажную роль в становлении и увлечении музыкой своих начинающих сверстников: показывают на электрогитаре новые приемы игры, проигрывают на концертах свои инструментальные композиции, кавер-версии из репертуара популярных рок-групп, даже свои авторские песни; также делятся навыками работы с семпл-программами.

Музыкальный подарок (в формате видеозаписей)  делается  ко Дню мамы, к Новому году, ко Дню Защитника Отечества, к 8 марта, ко Дню Космонавтики и Дню Победы, ко Дню России и Военно-морского Флота. К эти праздничным датам мои обучаемые репетируют и записывают мелодии и песни и затем эти видео появляются в «Телеграмм» в чате для родителей «Друзья гитары». Также в перспективе стоит организация творческих импровизационных концертов из  музыкальных сочинений обучающихся, которые постепенно набирают популярность среди молодежи (допускается  музицирование в виде подготовленной импровизации и свободное выражение чувств в авторской песне).

Метапредметный подход как средство активизации творчества и медиа: математика –позволяет просчитывать гармонические и мелодические интервалы на всех шести струнах по всему грифу гитары для исполнения импровизации; знать гармонические последовательности аккордов, записанных в буквенно-цифровом обозначении. Сольфеджио – знание темы «Длительности нот» и «Ритм» помогает читать табулатуру, знание нот на грифе гитары позволяет записывать собственные музыкальные разработки на бумаге. Живопись – это фрагмент музыки, записанный художником красками на холсте – позволяет одаренному ученику (записавшемуся в изостудию), создать свою  обложку для оформления авторского сингла, который можно отправить в Интернет с целью саморекламы и монетизации. Физика – дает знания  процесса возникновения звука из электрогитары и звукоусилительной аппаратуры, назначения микширования и эквалайзера, эффектов драйв-дисторшн и «эхо». Изучение иностранного  языка  позволяет понимать музыкальные термины, а также смысловое значение песни. Развитие познавательной активности учащихся во многом зависит от опыта и гибкости стиля работы педагога-музыканта, способствующего самовыражению ребенка. Едва ли не самой главной составляющей работы педагога является метапредметный подход  и обучение самостоятельной работе с музыкальным материалом.

Потребность в самореализации обучающегося проявляется в стремлении реализовать свои творческие возможности в музыкальной деятельности. Наиболее полно проявить самореализацию можно в композиции (сочинении музыки) и в регулярном участии в мероприятиях различного уровня – конкурсах, концертах, школьных праздниках. Практика показывает, что дети, занимающиеся композицией и исполнительством музыкальных произведений перед аудиторией, выгодно отличаются в своем развитии от своих сверстников: у них более осмысленное отношение к музыке, творчеству композиторов, к исполняемым произведениям; у них происходит накопление бесценного опыта выступлений на сцене.

Таким образом, сочинение музыки дает возможность для самореализации на любых доступных для обучающегося уровнях: от создания кавер-версии популярного музыкального материала до самостоятельного сочинения абсолютно новой инструментальной композиции; эта работа с обучающимися в направлении сочинения музыки направлена также и на личностно-ориентированное развитие музыкального творчества.

Таким образом, современные педагогические технологии (личностно-ориентированные, мультимедийные) позволяют решить комплекс обучающих, развивающих задач, способствуют реализации стратегии развития обучающихся игре на гитаре.

Сама структура дополнительного образования способствует формированию и развитию у обучающихся различных компетенций, которые помогают решить задачи, стоящие перед ними.                                                                            

Заключение.

Данная работа не полностью  отображает стратегию развития личности обучающегося на гитаре в структуре «творчество-медиа». Поэтому в перспективе ближайших лет работы намечается следующее:

 -      изменения учебного плана 2 го года обучения, добавление трех тем: 1) основы компьютерных технологий; 2) компьютерные технологии в музыке; 3) компьютерная музыка. Для осуществления этих задач педагогу и обучающемуся необходимо овладеть знаниями и навыками использования информационных и компьютерных технологий, которые могут и должны рассматриваться в музыкальном образовательном пространстве в качестве целостного комплекса мероприятий.

-       формирование у обучающихся стойкой тенденции к саморазвитию в медиа- пространстве и развитие этого пространства вокруг коллектива музыкантов.

-       организация конструктивного диалога педагогов, совместная методическая работа над ДДОП.

-        проведение на качественном уровне мастер-классов одаренных обучающихся в сотворчестве с педагогом.

-       организация регулярных  открытых трансляций в социальной сети «В Контакте» с наиболее удачными сольными и коллективными номерами и  получением обратной связи от родителей.

-      организация  импровизационных концертов музыкальных сочинений обучающихся, которые постепенно набирают популярность (допускается  музицирование в виде подготовленной импровизации и свободное выражение чувств в авторской песне).

-       использование компьютерных технологий – информационной доски, которая имеет широкие возможности: ускоряет процесс обучения и повышает его качество. Традиционные презентации, файлы с материалами можно распечатать или отправить по электронной почте прямо на занятии, процесс представления информации на интерактивной может в реальном времени транслироваться в Интернете, широко используется студией «Основы журналистики и литературного творчества» ГБУ ДО ДДТ «Юность.

     Вывод: Использование компьютерных технологий в обучении помогает реализации идеи развивающего обучения, совершенствованию форм и методов организации учебного процесса, обеспечивают переход от механического усвоения к овладению фактическими умениями самостоятельно и творчески приобретать новые знания. Наиболее благоприятной сферой развития творческих способностей является художественное образование. Наилучшей является организованная творческая деятельность для практического достижения целей стратегии развития личности обучающихся. Современные компьютерные технологии обучения открывают для преподавателя новые творческие возможности для развития личности обучаемого.

Приложение №1

20   - 20       учебный год   ___ полугодие

Результаты освоения образовательной программы

____________________________________________________

___года обучения

Педагог ___________________________

 

Фамилия

 Имя

Знания

 

Умения

Социальная адаптация

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

Итог

Уров.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

Итог

Уров.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

Итог

Уров

1

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

2

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

3

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

4

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

5

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

6

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

7

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

8

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

9

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

10

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

11

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

12

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

13

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

14

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

15

 

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

 

 

 

 

 

 

0

H

(Пример: Максимальный балл (итого) -60, минимальный -6. До 24- низкий уровень; от 25-48- средний; 49-60 - высокий уровень)

1-4 низкий уровень                        

5-7 средний уровень                                          

8-10 высокий уровень                

                                                                 Библиография:

  • Указ президента РФ от 9 ноября 2022г №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»:
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
  •  «Об образовании в Российской Федерации» // Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ
  • Региональный уровень: «Об утверждении критериев оценки качества ДОП, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга». Распоряжение Комитета по образованию от 25.08.2022 г.

Локальные акты:

  • Положение о порядке проектирования, принятия и утверждения дополнительных общеразвивающих программ (разработано в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 года).
  • Положение о наполняемости творческих объединений, реализующих ДОП (порядок комплектования детских объединений, реализующих ДОП.)
  • Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по ДОП (документ составлен с учетом требований ФГОС-2021).

1.Сушкевич Н.С. Информационно-коммуникативные технологии в музыкальном образовании Беларуси: практика и перспективы // Культура, Наука. Творчество. Вып.2. – Минск, 2008. – С.756-761.

2.Чернышев А.В. Медиамузыка: Исследование. М.: ООО «Медиамузыка», 2013. С 236.

3.Современное музыкальное образование -2013; Материалы международной научно-   практической конференции. СПб; Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 – 336 с.

4. Материалы курсов повышения квалификации регионального модельного центра дополнительного образования детей «Деятельность педагога по классу гитары: теория и практика», 2025. (лекции, презентации).

5. Атлас новых профессий. Документ с сайта www.skolkovo.ru

6.Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных, сайт: anichkov.kobr.gov.spb.ru  –региональный модельный центр - информационно-методический кабинет - раздел «нормативные  документы».