Штенгауэр С.Е. «Реализация ФОП ДО: современное музыкальное занятие в детском саду»
«Реализация ФОП ДО:современное музыкальное занятие в детском саду»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
№3 г. Ярцево Смоленской обл.
Доклад:
«Реализация ФОП ДО:
современное музыкальное занятие в детском саду»
Подготовила: музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №3»
Штенгауэр С.Е.
г.Ярцево, 2025
Музыкальное занятие в детском саду — это давно уже не только хоровое пение и разучивание танцев под баян. Современный Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО) диктует новые подходы, где ребенок является не пассивным слушателем, а активным участником, соавтором и исследователем звукового пространства.
Ключевые принципы современного музыкального занятия
1. Интегративность. Музыка переплетается с другими областями: речью (логоритмика), физическим развитием (ритмические движения, танцы), познанием (знакомство с композиторами, культурой), художественным творчеством (рисование под музыку).
2. Игровая технология. Ведущий вид деятельности дошкольника — игра. Поэтому современное занятие — это чаще всего музыкальная игра-путешествие, квест, сказка или приключение.
3. Индивидуализация. Педагог стремится раскрыть потенциал каждого ребенка. Важно создавать ситуации успеха для всех.
4. Творчество и импровизация. Детям предоставляется свобода для самовыражения. Они не просто повторяют движения за педагогом, а придумывают свои.
5. Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий). Это неотъемлемая черта современного занятия. Интерактивная доска, проектор и колонки становятся мощными помощниками:
Видеоряд: Просмотр фрагментов балета, оперы, мультфильмов, иллюстраций к произведению.
Интерактивные игры: «Разложи инструменты по оркестровым группам», «Угадай мелодию», «Найди лишний ритм».
Музыкальные редакторы: Дети могут в простой форме собрать из звуковых «пазлов» собственную мелодию.
Структура современного музыкального занятия не изменилась, но стала более гибкой и динамичной.
1. Музыкально-ритмическое приветствие. Это не просто «Здравствуйте, ребята!», а небольшой ритуал — песенка-приветствие с элементами коммуникативного танца, где дети здороваются взглядом, рукопожатием, хлопком. Это настраивает на совместную деятельность и создает положительный эмоциональный фон.
2. Слушание музыки (восприятие). Это активный диалог с музыкой. Педагог не говорит: «Сейчас прозвучит произведение такого-то композитора». Он задает вопросы: «Какое у вас настроение? Что вы представили? Какие инструменты услышали?». Используется технология «картинного моделирования» — дети выкладывают на фланелеграфе символы, отражающие характер музыки (солнышко — веселая, тучка — грустная, зигзаг — тревожная).
3. Музыкально-ритмическая деятельность. Сюда входят:
Упражнения: Не скучная «разминка», а образные задания («походи, как медведь», «попрыгай, как воробушек»).
Танцы и пляски: Акцент на парные и коллективные танцы, развивающие чувство партнерства и умение взаимодействовать.
Логоритмика: Соединение движения, речи и музыки. Разучивание стихотворений с использованием простых жестов и звуков.
4. Пение. Работа над песней строится от простого к сложному: прослушивание, обсуждение, распевка (как игровой момент — «как воет ветер? У-у-у!», «как капает дождик? Кап-кап!»), разучивание по фразам, эмоциональное исполнение. Широко используется караоке с анимированными фонограммами.
5. Игра на детских музыкальных инструментах. Это кульминация, которая приносит детям огромную радость. Оркестр шумовых и ударных инструментов позволяет почувствовать себя частью целого, развивает чувство ритма и ансамбля.
6. Музыкальная игра или творческое задание. Занятие заканчивается на высокой ноте — это может быть подвижная игра с музыкальным сопровождением («Кошки-мышки», «Ручеек») или импровизационный конкурс «Дирижер», где ребенок управляет мини-оркестром своей группы.
Роль педагога
Музыкальный руководитель сегодня — это не дирижер-диктатор, а вдохновитель и навигатор в мире музыки. Он создает среду, задает правила игры, мягко направляет и поддерживает инициативу детей.
Современность на музыкальных занятиях в детском саду — это не просто использование планшетов, а комплексный подход, который меняет саму философию музыкального воспитания. Она выражается в следующих ключевых аспектах:
1. Цели и задачи: от обучения пению — к развитию личности
Было: Главная цель — научить детей петь песни и двигаться под музыку к празднику.
Сейчас: акцент сместился на общее музыкальное развитие, формирование культурной идентичности и развитие "гибких навыков":
- Развитие эмоционального интеллекта: Умение распознавать и выражать эмоции через музыку.
- Социальные навыки: Совместное музицирование в оркестре, ансамбле, участие в коллективных импровизациях.
- Когнитивное развитие: Развитие памяти, внимания, образного и логического мышления (например, через анализ характера музыки).
- Творческие способности (креативность): поощрение импровизации и собственного музыкального творчества.
2. Эволюция программ: от единого стандарта к вариативному образовательному пространству
Раньше: Эра единой программы. В советской системе дошкольного образования существовала единая, обязательная для всех детских садов «Типовая программа». Это был унифицированный документ, который предписывал:
Жесткий репертуар: конкретный список песен, которые должны быть разучены в каждой возрастной группе (например, "Во поле береза стояла", "Песенка крокодила Гены").
Стандартизированные задачи: четко прописанные, что ребенок должен уметь к концу года: "спеть чисто отрезок песни в диапазоне ре-си первой октавы", "выполнять танцевальные движения: притоп, галоп, подскоки".
Единый методический подход: все музыкальные руководители работали "по шаблону", используя одни и те же методики и последовательность занятий.
Контроль результата: проверялось строгое соответствие программы и ее выполнение "от и до".
Плюсом этой системы была систематичность и предсказуемость. Минусом — отсутствие гибкости, творчества, учета региональных, национальных и индивидуальных особенностей детей и возможностей педагога.
Сейчас: Эра вариативности и выбора.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) ситуация кардинально изменилась. Единой обязательной программы больше не существует. Вместо этого действует вариативный подход. Современное образовательное пространство предлагает множество программ и педагогических технологий, из которых детский сад и педагог могут выбирать, комбинировать и создавать свою собственную Образовательную программу.
Это выражается в следующем:
1. Разнообразие комплексных программ, куда входит и музыка:
Каждая из этих программ имеет свою философию, и музыка в них играет разную роль.
«От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы): Классический, наиболее распространенный вариант с традиционным, но обновленным репертуаром.
«Истоки»: Делает акцент на приобщении к культурному наследию, в том числе через музыку.
«Детство»: Упор на развитие самостоятельной музыкальной деятельности детей.
«Радуга»: Значительное внимание уделяется эмоциональному развитию через музыку.
2. Существование парциальных (дополняющих) программ по музыкальному воспитанию:
Это узкоспециализированные программы, которые музыкальный руководитель может "встроить" в основную образовательную программу детского сада для углубления работы. Например:
Программы по музыкально-ритмическому воспитанию (например, с элементами ритмики по Жак-Далькрозу).
Программы по игре на детских музыкальных инструментах в оркестре.
Программы по фольклору и народной культуре.
Программы по элементарному музицированию по системе Карла Орфа.
3. Право педагога на авторскую методику и творческий подход:
Современный музыкальный руководитель - это не просто "исполнитель программы", а творец и разработчик. Он:
- Анализирует контингент детей: их интересы, культурный бэкграунд, способности.
- Формирует гибкое календарно-тематическое планирование, которое может меняться в зависимости от интересов детей (педагогика поддержки инициативы).
- Комбинирует методики: может взять за основу одну программу, но добавить в нее элементы из других, использовать собственные наработки и цифровые ресурсы.
- Учитывает специфику ДОУ: в саду с этнокультурным компонентом будет больше народной музыки; в инновационной площадке — больше IT-технологий.
Какие плюсы у современного подхода?
- Гибкость и адаптивность: Программу можно подстроить под конкретных детей, их потребности и интересы.
- Творческая свобода педагога: Это повышает мотивацию и профессионализм музыкального руководителя.
- Индивидуализация: Появляется реальная возможность учитывать особенности каждого ребенка, работая по разным методикам внутри одной группы.
- Соответствие реалиям: Программы могут быстро включать современный музыкальный материал, актуальный для детей.
Таким образом, переход от одной обязательной программы к множеству вариантов — это ключевое проявление современности. Он превращает музыкальное занятие из стандартного "урока пения" в гибкую, живую и персонализированную систему музыкального развития, которая действительно отвечает вызовам времени и потребностям детей нового поколения.
3. Содержание и репертуар: От "Жили у бабуси" — к музыкальному многообразию
Было: Классический детский репертуар (народные и советские детские песни).
Сейчас: Расширение границ и включение разнообразных музыкальных стилей и культур:
- классическая музыка: не только Чайковский ("Детский альбом"), но и Вивальди ("Времена года"), Мусоргский, Штраус, Григ.
- джаз и блюз: простые, ритмичные композиции, которые отлично развивают чувство ритма.
- этническая музыка: знакомство с музыкой разных народов мира (африканские барабаны, латиноамериканские ритмы, восточные мелодии).
- качественная современная эстрада и музыка из мультфильмов: Использование хитов из современных, качественно анимированных мультфильмов ("Смешарики", "Фиксики").
- академическая музыка XX-XXI веков: Звукоподражательные и красочные пьесы, которые развивают фантазию.
4. Методы и технологии: от фортепиано и магнитофона — к интерактивной среде
Было: Музыкальный руководитель за фортепиано + магнитофон для фонограмм.
Сейчас: Использование цифровых инструментов и ресурсов:
- Интерактивные доски и проекторы: просмотр фрагментов балета, оперы, оркестрового исполнения. Игры, где ребенок может "составить" оркестр, выбирая инструменты.
- Детские музыкальные приложения и онлайн-платформы: программы для простого сочинения мелодий, изучения нот в игровой форме.
- Использование простых в обращении инструментов: не только металлофоны и бубны, но и кахон, укулеле, детские синтезаторы, шумовые коробочки.
- Мультимедийные презентации: знакомство с композиторами, инструментами через яркие слайды и видео.
- Элементы звукотерапии и релаксации: использование спокойной фоновой музыки (звуки природы) для отдыха после активной деятельности.
4. Формы работы: от фронтальных занятий — к игровому проекту
Было: Стандартное занятие по схеме: "вход под музыку -> распевка -> разучивание песни -> танец -> игра -> уход".
Сейчас: Интеграция и гибкость:
- Интегрированные занятия: музыка объединяется с другими областями. Например, занятие "Осень" включает и пение об осени, и слушание музыки Вивальди ("Осень"), и ритмические упражнения с осенними листьями, и рисование под музыку.
- Проектная деятельность: дети вместе с педагогом готовят небольшой музыкальный проект: создают свой "музыкальный спектакль", придумывают костюмы, шумовое оформление, простые декорации.
- Музыкально-дидактические игры: современные настольные и подвижные игры, направленные на развитие слуха, ритма и памяти.
- Лэпбуки (интерактивные тематические папки): Ребенок может самостоятельно изучать тему "Симфонический оркестр" через кармашки, вращающиеся круги и мини-книжки.
5. Позиция ребенка: от исполнителя — к соавтору
Было: Ребенок — пассивный исполнитель указаний взрослого.
Сейчас: Ребенок — активный участник, творец и исследователь:
- Импровизация: педагог предлагает не выучить танец, а "станцевать под дождь" так, как чувствует себя ребенок.
- Свобода выбора: ребенок может выбрать, на каком инструменте ему сыграть партию ветра, или какую песню спеть.
- Создание собственных музыкальных инструментов: из бросового материала (погремушки из бутылочек, "дождь" из трубочек и т.д.).
Таким образом, современность на музыкальных занятиях в детском саду выражается в:
- доступе к мировому музыкальному наследию.
- интерактивности и использовании цифровых технологий как инструментов, а не как цели.
- интеграции с другими видами искусства и познания.
- смещении фокуса с формального результата на процесс личностного развития и радость от общения с музыкой.
- партнерской позиции педагога, который не диктует, а направляет и вдохновляет.
Современный подход к музыкальным занятиям в детском саду категорически отвергает унификацию и активно стремится к персонализации, то есть учету личных особенностей каждого ребенка.
Вот как именно это выражается на практике:
1. Учет типа темперамента и характера.
Педагог не ждет, что все дети будут проявлять себя одинаково активно и эмоционально.
Для холериков и сангвиников (активных, импульсивных) предлагаются: роли лидеров в музыкальных играх (дирижер, ведущий в хороводе). Энергичные танцы, игра на ударных инструментах, где можно выплеснуть энергию. Задания на импровизацию и быструю реакцию.
Для флегматиков и меланхоликов (спокойных, застенчивых, чувствительных) создаются условия: возможность сначала понаблюдать со стороны, а не включаться сразу. Роли "зрителей" или "критиков", которые потом делятся впечатлениями. Индивидуальные поручения: настроить инструмент, выбрать карточку с эмоцией, соответствующей музыке. Игра на мелодических, тихих инструментах (колокольчики, камертон). Парная или маленькогрупповая работа, а не выступление перед всем залом.
2. Поддержка детей с разным уровнем способностей и интересов.
Для одаренных в музыке детей: даются более сложные партии в оркестре (ведущая мелодия). Предоставляется возможность сольного исполнения или выступления в дуэте. Поручается помочь другим детям разучить простой ритм. Даются творческие задания: "Придумай свой аккомпанемент к этой песне".
Для детей, испытывающих трудности (слабый слух, чувство ритма, зажатость): создается "ситуация успеха": им дают простые, но важные задания, с которыми они гарантированно справятся (например, сыграть один звук в нужный момент). Используется индивидуальная работа в течение 5-7 минут, пока остальные заняты своим заданием. Применяются упрощенные инструменты (например, барабан вместо металлофона, где нужно попадать по пластинам). Их хвалят не за результат ("ты чисто спел"), а за старание и прогресс ("Я вижу, как ты стараешься, и у тебя сегодня получается все лучше!").
3. Учет особенностей здоровья и развития (инклюзивный подход).
Современный музыкальный руководитель работает в команде с психологом, логопедом и дефектологом.
Для детей с логопедическими проблемами: акцент делается на логоритмике — сочетании музыки, движения и речи. Подбираются песни с простыми, повторяющимися слогами и четкой артикуляцией.
Для детей с СДВГ (гиперактивностью): четкое чередование активных и спокойных видов деятельности. Используются тактильные инструменты, которые можно вертеть в руках, чтобы снять напряжение.
Для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС): занятия могут проходить с использованием наушников, если ребенок чувствителен к громким звукам.Предварительное ознакомление с материалом (прослушивание музыки заранее).Использование визуальной поддержки: карточки PECS с изображением действий ("слушаем", "поем", "танцуем").
Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): подбираются специализированные инструменты (например, пальчиковые тарелки-кастаньеты для детей с ДЦП), используются движения, доступные для ребенка на коляске.
4. Уважение к эмоциональному состоянию "здесь и сейчас".
Педагог не заставляет ребенка петь и танцевать через силу. Если ребенок сегодня грустит, ему могут предложить не танец, а послушать спокойную музыку и нарисовать, что он чувствует. Если ребенок устал, он может просто сидеть на ковре и слушать или тихо играть на шейкере, не выполняя сложных движений. Право ребенка сказать «я не хочу» уважается, а не наказывается. Ему предлагают альтернативу: «Хорошо, ты можешь пока быть нашим зрителем».
5. Опора на личные интересы ребенка.
Музыкальный руководитель интересуется, какую музыку любят дети, какие у них любимые мультфильмы. В репертуар могут быть включены песни, которые дети сами предложили (если они, конечно, педагогически целесообразны). Ребенку, увлекающемуся динозаврами, могут дать задание изобразить музыкой "Шествие динозавров". Девочке, которая любит принцесс, предлагают станцевать вальс не просто "осенних листочков", а "принцесс в бальном зале".
Учет личных особенностей — это дифференцированный и личностно-ориентированный подход. Он превращает музыкальное занятие из обязательного урока в безопасное пространство для самовыражения, где ценят не только результат, но и уникальный путь каждого ребенка в мире музыки. Это требует от педагога огромной чуткости, гибкости и наблюдательности, но именно это и делает занятия по-настоящему современными и эффективными.
Отдельно хочется сказать об использование современных музыкальных инструментов — это одна из самых ярких и заметных черт современного музыкального занятия в детском саду. Это не просто замена традиционных инструментов, а расширение звуковой палитры и возможностей для детского творчества.
Вот как это выглядит на практике:
1. Цифровые и электронные инструменты - они позволяют познакомить детей с миром современных технологий и дают звуки, недоступные акустическим инструментам.
Детские синтезаторы и MIDI-клавиатуры: упрощенные клавишные инструменты с готовыми аранжировками и разнообразными тембрами (звуками скрипки, органа, барабанов, космических эффектов). Дети могут не просто играть мелодию, но и подбирать аккомпанемент, менять звучание одной и той же мелодии, изучать тембры. Даже ребенок, не обладающий развитой техникой, может извлечь чистый и красивый звук.
Электронные ударные установки (дэш-пады): компактные панели с несколькими сенсорными зонами, каждая из которых издает звук определенного барабана или перкуссии. дети развивают чувство ритма без оглушительного грома, который создает акустическая установка. Можно использовать наушники для индивидуальной работы.
Программы-секвенсоры и музыкальные конструкторы (на планшетах или интерактивной доске): приложения, где дети могут составлять музыку, перетаскивая готовые ритмические и мелодические петли (лупы). Ребенок выступает в роли композитора и аранжировщика, создавая собственные электронные треки. Это развивает логику, чувство формы и стиля.
2. Современные акустические инструменты (новые и адаптированные)
Эти инструменты часто более доступны, прочны и интересны для детей, чем их классические аналоги.
Кахон:
Перкуссионный ящик, на котором можно сидеть и играть руками. Идеален для создания аккомпанемента к песням. Дети по очереди играют на нем, ощущая вибрацию всем телом. Отлично заменяет громкие барабаны.
Укулеле:
Маленькая гавайская гитара с 4 нейлоновыми струнами. Проще в освоении, чем классическая гитара. Дети могут быстро выучить 2-3 аккорда и аккомпанировать себе или группе во время пения.
Шумовые боксы (Сound Shapes) и современная перкуссия: наборы инструментов, сделанных из современных материалов (пластик, металл), которые издают нестандартные, но приятные слуху звуки — шуршание, щелчки, звенящие эффекты. Для звукоподражания (дождь, шелест листьев, работа компьютера) и создания сложных ритмических текстур.
ДЖУС-стики (Joose Sticks) и Бумвэкеры (Boomwhackers): бумвэкеры — это разноцветные пластиковые трубки, каждая из которых настроена на определенную ноту. ДЖУС-стики — это гибкие палочки с мягкими наконечниками, которые издают при соударении друг с другом джазовый звук "тщ-щ". Это инструменты для коллективного музицирования. Дети могут играть по цветным нотам, выкладывать мелодии на полу, развивая командный дух и слух.
3. Инструменты, сочетающие технологии и традиции
Интерактивные музыкальные системы (например, "Музыкальные миры" ORFF): комплексы, где обычные инструменты (металлофоны, ксилофоны) оснащены датчиками. При игре на них звук усиливается и обрабатывается через компьютер, можно добавить эхо или другие эффекты. Это делает игру на классических орф-инструментах еще более волшебной и мотивирует детей к эксперименту.
4. Инструменты, созданные своими руками (но по-современному). Педагог и дети создают инструменты не только из природного материала, но и из современных:
Сенсорные шумовые коробки: В пластиковые контейнеры помещаются не только крупа, но и электронные компоненты (например, со светодиодами, которые загораются при встряхивании).
"Звучащий" мусор: Использование компьютерных проводов, клавиатур, старых пультов для создания "техно-инструментов" в стиле "стимпанк".
Почему это важно:
1. Мотивация: Новые, яркие, технологичные инструменты вызывают у детей живой интерес.
2. Доступность: Многие современные инструменты (как Бумвэкеры) позволяют добиться быстрого и качественного результата даже детям без специальной подготовки.
3. Расширение кругозора: Дети узнают, что музыка — это не только "Калинка-малинка", но и электронная музыка.
4. Инклюзивность: Электронные инструменты часто имеют регулируемую громкость и могут быть подключены к наушникам, что критически важно для детей с аутизмом или гиперактивностью.
Современное музыкальное занятие в детском саду – это динамичный, многогранный и увлекательный процесс. Оно перестало быть «уроком пения» превратившись в творческую лабораторию, где ребенок познает мир через звуки, ритмы и движения.
Такой подход не только развивает музыкальность, но и формирует ключевые компоненты 21 века: креативность, коммуникабельность, критическое мышление и умение работать в команде, что, без сомнения, пригодится ребенку в будущем.
