Исполнительское дыхание. Работа над исполнительским дыханием.

Данная статья посвящена развитию исполнительского дыхания, его физиологическим основам, а также его влиянию на качество звукоизвлечения. Статья рассматривает распространенные проблемы, связанные с исполнительским дыханием. Предлагаются практические методы и упражнения для развития брюшного дыхания, увеличения объема легких и улучшения контроля над дыхательным аппаратом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie.docx18.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Исполнительское дыхание – это техника вдоха и выдоха при игре на духовых музыкальных инструментах, которая позволяет контролировать дыхательные мышцы при звукоизвлечении и звуковедении, что очень важно для качественной игры, хорошего звука и построения музыкальных фраз.

Исполнительское дыхание отличается от обыденного довольно многим:

1) Полная подконтрольность всех дыхательных путей. (То есть играющий должен уметь произвольно управлять фазами вдоха и выдоха, в отличие от обычного дыхания, которое человеком в повседневной жизни не контролируется)

2) Использование максимального объёма лёгких, около 4-5 литров. (В обычной жизни человек использует всего около 0,5л воздуха, находящегося в лёгких)

3) Неравномерность вдоха и выдоха (вдох должен быть коротким, а выдох - продолжительным)

4) Играющий обычно дышит через рот (если не использует перманентное дыхание), тогда как в обычно люди дышат носом. Это обуславливается тем, что вдох через нос получается длиннее, чем через рот из-за сложного строения носоглотки.

5) При исполнительском дыхании вдох и выдох очень активны, происходит большая активизация мышц на выдохе.

6) Диафрагма работает и на вдохе, и на выдохе, тогда как при обычном дыхании на выдохе диафрагма почти не задействуется.

7) Исполнительское дыхание должно быть ритмичным, соответствующим характеру исполняемой музыки.

Главный критерий правильности дыхания - это звуковой результат.

По каким критериям можно судить о качестве звука? Здесь стоит отметить, что речь идёт именно о свойствах звука, воспринимаемых объективно. Итак, в академической исполнительской практике хорошим считается звук, который:

– появляется немедленно в момент атаки звука;

– не содержит шипа и посторонних призвуков;

– не дрожит и исполняется без непроизвольных толчков и провалов;

– звучит мягко, открыто, объёмно;

– сохраняет чистоту интонации в переходах из позиции в позицию.

Естественно, такой звук невозможен без правильного исполнительского дыхания. Выделяют всего три основных вида дыхания:

1. Грудное (верхнереберное или ключичное);

2. Диафрагмальное (нижнереберное или брюшное);

3. Смешанное (грудобрюшное).

Грудное дыхание использовать не рекомендуется, т.к. воздухом заполняется в основном верхняя часть легких без использования диафрагмы. Это требует затраты очень больших сил, а также чрезмерное сокращение мышц создает препятствие свободному кровообращению в сосудах головы и шеи, что приводит к зажимам и головным болям. Также страдает внешний вид музыканта: поднятые плечи и обычно опущенная вниз голова при такой игре выглядят довольно неопрятно.

Диафрагмальное дыхание характеризуется активным движением диафрагмы и нижних ребер. Он применяется обычно при исполнении коротких музыкальных построений или в тех случаях, когда музыкант располагает для вдоха малым запасом времени.

Смешанное дыхание сопровождается одновременным движением

диафрагмы и нижних ребер, оно позволяет достигать значительного увеличения емкости легких. Оно предпочтительнее всего при игре на духовых инструментах, так как такое дыхание не поверхностное, а напротив,

глубокое и объёмное. Смешанное дыхание является наиболее естественным для человеческого организма. Оно должно достигаться не только при помощи нижних ребер и диафрагмы, но и обязательно при участии брюшных мышц и мышц спины, что сделает дыхание более эластичным и сильным.

Одной из самых распространённых ошибок при обучении игре на флейте является поверхностный вдох с поднятием плеч. Для того, чтобы ученик смог перейти на смешанное дыхание, существуют следующие упражнения:

1) Ученик ложится на два стула (или на любую ровную поверхность), кладёт на живот какой-либо предмет (например, книгу) и начинает дышать, следя за тем, чтобы книга равномерно поднималась и опускалась. Обязательно нужно, чтобы вдох и выдох были максимальными. Данное упражнение может помочь почувствовать брюшные мышцы, а также понять, какие мышцы должны работать при вдохе.

2) Ученик ложится на любую твёрдую поверхность, набирает максимальное количество воздуха и начинает считать громким шёпотом. Чем больше будет счёт - тем лучше. Это позволит одновременно тренировать непрерывность выдоха, а также брюшные мышцы, диафрагму и мышцы спины, которые должны работать на выдохе при смешанном дыхании.

3) Также ученик может наклониться вперёд под углом 90 градусов и начать дышать, контролируя, что при этом происходит. Это позволит лучше почувствовать своё дыхание, а также то, куда должен идти воздух при вдохе.

Для достижения контроля над дыханием можно использовать следующее упражнение: ученик делает долгий, глубокий вдох, а затем замирает, удерживая воздух мышцами пресса (но не зажимаясь при этом). Затем ученик должен постепенно выдыхать, периодически останавливаясь и снова удерживая воздух прессом, пока не истратит весь запас воздуха. При этом он должен чётко контролировать выдохи и задержку дыхания.

Для более старших учеников можно использовать сборник упражнений Петера-Лукаса Графа, 20 основных упражнений для флейтиста (первую часть, посвящённую дыханию), а также второе упражнение из сборника М.Моиса о звукоизвлечении и упражнения на звук Дэвиса. Они могут помочь сделать выдох более управляемым благодаря тому, что ученик должен чётко рассчитывать динамику (и, следовательно, количество и интенсивность выдыхаемого воздуха) и длину музыкальной фразы, обусловленной упражнением.

Для того, чтобы научиться использовать максимальный объём лёгких можно использовать следующие упражнения:

1) Ученик берёт лёгкий листок бумаги или салфетку, встаёт около стены. Далее ученик начинает дуть на листок, так, чтобы он словно "приклеелся" к стене, и отпускает лист из рук. Задача ученика - продержать лист бумаги приклеенным как можно дольше.

2) Игра длинных звуков. Начинающим игрокам бывает сложно протянуть ноту дольше четырёх секунд из-за неправильного, грудного дыхания, недостаточной опоры и слишком интенсивного, неконтролируемого выдоха. Если перед игроком ставится задача красиво тянуть ноту на наибольшее количество счётов, то постепенно он привыкает использовать опору и начнёт пытаться контролировать дыхание, однако для этого требуется достаточно большое количество попыток. Именно поэтому необходимо тянуть длинные ноты каждый день перед занятием, чтобы постепенно научиться правильно распределять воздух.

3) Также "маленький объём лёгких" встречается у тех игроков, которые делают неправильный вдох и выдох. Исполнительский вдох должен быть коротким и быстрым, но при этом бесшумным, спокойным, и глубоким. Добиться такого вдоха сразу же невозможно, поэтому начинающим стоит стараться делать полный, глубокий вдох, визуализируя, как постепенно заполняются лёгкие с самого низа до верха, и только потом играть упражнения. Выдох же должен быть плавным, сдержанным, с нужной для играющего интенсивностью. Стараясь делать долгий, глубокий вдох, ученик постепенно привыкнет использовать весь объём лёгких и не зажиматься при резком, быстром взятии воздуха.

Чтобы активизировать дыхание на выдохе можно использовать следующее упражнение, о котором часто упоминают на мастер-классах такие флейтисты как Э.Паю, В.Люка, Ж.Бодиман: Когда ученик играет, следует аккуратно толкнуть его, пытаясь сдвинуть с места. Чтобы не упасть, играющему придётся сопротивляться давлению, используя мышцы пресса и спины, а также устойчиво, правильно поставить ноги. Это упражнение поможет найти опору, а также правильную постановку нижней части корпуса, так как опора - это не только использование диафрагмы, а также устойчивая поза, которая помогает диафрагме и брюшным мышцам правильно работать.

Чтобы почувствовать непрерывность выдоха, более опытные игроки могут играть музыкальные фразы или гаммы сначала на фрулато, а затем другим штрихом, но с внутренним ощущением и работой мышц как на фрулато. Из-за того, что данный приём невозможно использовать при недостаточно интенсивном и прерывистом дыхании, он может помочь почувствовать беспрерывный поток воздуха.

Для активизации мышц пресса и нахождении опоры можно использовать следующие упражнения:

1) Игра на "стульчике". Ученик должен встать спиной к стене или другой ровной и надежной вертикальной поверхности на расстоянии около шага.

Прислонившись к опоре спиной, он должен согнуть ноги и принять следующее положение: голень строго перпендикулярно полу, угол в коленном и тазобедренном суставах также 90 градусов. К стене нужно прижаться верхней поясницей и лопатками. Находясь в данном положении, мы автоматически напрягаем брюшные мышцы, поэтому при игре "на стульчике" почти невозможно играть без опоры.

2) Ученик должен сесть на стул и поднять ноги так, чтобы почувствовать работающие мышцы пресса. Играя в таком положении при постоянном напряжении диафрагмы, ученик будет её также напрягать и на выдохе, что необходимо для правильного исполнительского дыхания.

3) Ученик может играть произведения, этюды или гаммы без использования языка, беря небольшой вдох после каждой ноты. Это помогает почувствовать опору на каждой из нот и натренировать выносливость брюшных и спинных мышц.

Также на то, как быстро ученик освоит технику исполнительского дыхания, влияет его телосложение и занятия спортом: людям с атлетическим типом телосложения, достаточной мышечной массой и люди, занимающиеся видами энергоёмкими видами спорта (лёгкой атлетикой, фигурным катанием, бегом), гораздо проще почувствовать свои мышцы и начать правильно дышать.

Исполнитель должен научиться свободно владеть своим дыханием, чтобы в случае необходимости сделать более глубокий вдох, уметь максимально быстро перехватывать дыхание и не тратить лишний воздух при игре. Он должен уметь управлять им в зависимости от требований исполняемого произведения. Путем постоянной тренировки должна быть достигнута полная автоматизация дыхания, которая снимет нагрузку с соответствующих нервных центров и даст возможность музыканту думать не только о технической стороне игры, но и о художественном смысле и образности исполняемых пьес.