Концертное творчество С.В.Рахманинова

Протасова Марина Викторовна

Доклад посвящен концертному творчеству С.В. Рахманинова. Он как никто другой придавал важное значение крупным фортепианным сочинениям. Всего их было четыре,написаны в миноре, и каждый связан с важным этапом в жизни композитора. Его концерты- как своеобразный итог творчества, в них он воплотил то, что накапливал в прелюдиях и других фортепианных произведениях. В этом жанре он синтезировал все свои композиторские достижения и подвел под общий знаменатель, который назывется "русский стиль".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rahmaninov_kontserty.docx24.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

            Концертное фортепианное творчество С. В. Рахманинова

Доклад посвящен концертному фортепианному творчеству С.В. Рахманинова. Многие его коллеги обращались к жанру концерта, но он как никто другой придавал ему большое значение. Всего их было 4 и каждый связан с каким-либо важным этапом в жизни композитора, все четыре в миноре:

  1. Фа диез минор (связан с окончанием консерватории);
  2. До минор ор .18 (окончанием творческого кризиса);
  3. Ре минор ор 30 (это пик музыкальной формы Рахманинова);
  4. Соль минор оп 40 (связан с заграничным периодом, в нём он обобщил свои творческие искания).        

1-ый концерт Рахманинов сочинил в ранние годы: ему было 18 лет, он учился в Московской консерватории у знаменитого пианиста и педагога (а также его двоюродного брата и просто друга) А. Зилоти, который принял активное участие в жизни юного Сережи и первым познакомил зарубежную публику с произведениями молодого композитора. Ему и посвятил свой концерт Рахманинов, дав официально сочинению порядковый номер 1.

Первое исполнение состоялось 17 марта 1892 года в стенах Московской консерватории. Солировал автор, дирижировал оркестром Василий Сафонов. Уже в 1 концерте отчетливо слышны мелодические интонации, по которым легко узнается присущий только Рахманинову стиль. Но всё же, внимательный слушатель улавливает влияние фортепианных концертов Чайковского, Грига, Листа. Спустя 25 лет в 1917 году уже будучи за границей Рахманинов создал вторую редакцию концерта.

2ой фортепианный концерт Сергей Васильевич сочинил в 1901г. Это был триумф композитора. Он разделил его творчество на «до» и «после». Оперная певица Е. Образцова сказала о нём так: «Если бы Рахманинов не создал больше ничего кроме 2-ого концерта, он все равно был бы великим композитором. Сочинению концерта предшествовали 3 года творческой депрессии после провала 1 симфонии композитора в Петербурге. Рахманинов страстно желал сочинить что-нибудь значительное, но не был уверен в своих силах, всегда отличался болезненной самокритичностью. И он обратился за помощью к известному в Москве психиатру Николаю Владимировичу Далю, который имел непосредственное отношение к музыке (он сам играл на скрипке, в его доме по пятницам собирались любители квартетной игры). Возможно поэтому он хорошо понимал природу «болезни» Сергея Васильевича, и методом гипноза и просто философскими беседами о музыке, вернул композитору веру в себя. Рахманинов выздоровел и результатом стал его 2-ой концерт и творческое возрождение. Доктору с благодарностью он и посвятил его.  

Концерт рождался мучительно, Рахманинов начал его писать с конца (вначале 2ч и 3ч), они были горячо приняты публикой на частных музыкальных собраниях в доме Александра Гольденвейзера.1 часть была сочинена позже и в нескольких вариантах.  При первом исполнении слушатели не оценили её по достоинству, во второй раз посчитали менее удачной чем 2-ая и 3-ья части. Но, когда концерт был исполнен полностью в Москве 27 октября 1901 года, первая часть произвела неизгладимое впечатление на публику. Николай Метнер сказал о ней: «Чувствуется как во весь рост поднимается Россия». Это поэма о Родине.  При первом исполнении за роялем был автор, за дирижерским пультом А. Зилоти. При втором исполнении братья поменялись местами.

Интересная история связана с главной темой 2 части, которая по праву считается жемчужиной русской лирики. В 70-е годы 20 века американский исполнитель Эрик Кармен позаимствовал эту мелодию у своего любимого композитора С.В. Рахманинова и написал песню «All by my self» (совсем один), диск с которой был распродан за полгода миллионным тиражом. Надо отметить, американцы неоднократно так поступали, делали оранжировку мелодии Рахманинова и записывали себя авторами. В этот раз Фонд Рахманинова (его родственники) предъявил свои авторские права. Конечно, стороны договорились, Сергей Васильевич был записан как соавтор-первоисточник композиции, а родственники получили 12% от продаж диска. Вторую жизнь эта песня обрела в 90-е гг. в исполнении канадской певицы Селин Дион. Музыку из второго концерта можно слышать в советских, российских, американских фильмах

 

 Известных пианистов, исполнявших этот концерт можно перечислять очень долго. Николай Луганский один из лучших современных интерпретаторов музыки Рахманинова. Он играл все четыре концерта и записал их.

В документальном фильме А. Кончаловского «Гении», где одна из серий посвящена Рахманинову, Н. Луганский признается в любви к З-ему концерту, говорит о нём как о самом великом произведении в этом жанре, которое дает ему лично желание жить и преодолевать горести. Среди пианистов этот концерт считается очень сложным технически, эдакий Эверест.  Композитор написал его за одно лето, которое провел в своем родовом имении Ивановка. Закончил его 23 сентября 1909 года и должен был отправляться в турне по США. Репетировать было некогда, поэтому он взял с собой картонную клавиатуру на корабль. Премьера состоялась 28 ноября 1909 года в Нью-Йорке. В России 3-ий концерт впервые был исполнен в апреле 1910 года. Он был очень тепло принят слушателями и высоко отмечен критиками, но повторения триумфа не произошло. Возможно, это было связано с новизной звучания. Настоящее признание пришло в 30-е гг., когда знаменитые пианисты начали включать этот концерт в программы, первым был Владимир Горовец.

            Посвящен концерт американскому пианисту и изобретателю польского происхождения Иосифу Гофману, творчество которого Рахманинов очень ценил. Это было взаимно. В переписке Гофман к нему обращался: «Мой дорогой премьер…» (т. е. первый среди пианистов), а Рахманинов называл его «… лучший из лучших». Сам И. Гофман никогда не исполнял 3 концерт.

          4 концерт Сергей Васильевич создал в 1926. Задумал его еще в 1914 г, на родине, но плотный график выступлений не позволял уделять достаточно времени сочинению. После переезда за границу у него случился второй творческий кризис, он вообще ничего не сочинял около 9 лет. Причин было 3: тоска по родине, нескончаемая концертная деятельность (в 44 года пришлось всё начинать заново) и неуверенность в своих силах как композитора, боязнь прослыть старомодным. После войны в Европе в моде был модернизм, авангардное звучание. А С.В. Рахманинов считал для себя не допустимым сочинять в таком стиле «Музыка должна идти из сердца» - это его слова. Таких же взглядов придерживался его друг пианист и композитор Н. К. Метнер, которому он посвятил 4-ый концерт. В это же время Н. Метнер окончил свой 2-ой фортепианный концерт и посвятил Сергею Васильевичу.

             Премьера состоялась 18 марта 1927 г в Филадельфии. За роялем- автор, дирижировал – Л. Стоковский. Критики считали, что 4-ый концерт уступает двум предыдущим.  Рахманинов дважды перерабатывал его в 1928 и 1941гг. И сейчас, слушая его из нашего времени, понятно, что он не уступает, это продолжение романтических 2-ого и 3-его. Здесь другое содержание, трагичное и мрачное, соответствующее внутренним ощущениям автора.

Фортепианные концерты можно назвать своеобразным итогом творчества композитора. Они обобщают то, что Рахманинов накапливал в прелюдиях и симфониях, других фортепианных произведениях. В этом жанре он синтезировал все свои композиторские достижения и объединил под общим знаменателем, который называется «русский стиль».

Список литературы:

1. Воспоминания о Рахманинове. –  1т.,2т.- Москва -1961 г.