«Развитие музыкально-исполнительских навыков учащегося на завершающем этапе работы над произведениями»

Тлепсук Нуриет Гаруновна

Открытый урок на тему:

     «Развитие музыкально-исполнительских навыков учащегося на  завершающем этапе работы над произведениями»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tlepsuk_n._24g_.docx40.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   ГБО ДО РА «АФИПСИПСКАЯ ДШИ»

       Открытый урок на тему:

     «Развитие музыкально-исполнительских навыков учащегося на  завершающем этапе работы над произведениями»

                  Преподаватель по классу фортепиано

                     Тлепсук Н.Г.

 

Тема урока: «Развитие музыкально-исполнительских навыков учащегося на завершающем этапе работы над произведениями» с уч-ся 3 класса по ДПП Хатхе Самирой.

Материал урока:

Л. Бетховен. Соната Соль мажор 1 часть;

С. Прокофьев. Вальс из цикла «Детская музыка»;

Цель урока:

Развитие и закрепление теоретических и практических навыков учащегося в ходе подготовки к публичному выступлению на основе материала урока.

Задачи урока:

Образовательная – закрепить теоретические знания (штрихи, аппликатурный принцип, средства музыкальной выразительности) и практические навыки (знание аппликатуры, умение «слушать себя», контролировать свою игру, проверяя соответствие реального звучания задуманному), умение применить полученные знания.

Развивающая – развитие творческой активности через различные виды деятельности (сочинения подтекстовки, музыкально-поэтических образов с использованием музыкальной терминологии), чуткости к динамическим градациям, чувства ритма.

Воспитательная – воспитание любви к предмету, повышение уровня познавательной мотивации, формирование нравственно-эстетического, эмоционального отношения к искусству и жизни.

Этапы работы

Организационный момент.

Цель для учащегося: формирование навыков активного творческого участия в образовательном процессе с чётко определёнными критериями его реализации.

Цель преподавателя: настроить учащегося на творческую плодотворную работу на уроке с учётом индивидуальных особенностей ученика.

Задачи:

Образовательная:

определить объём изучаемого материала:

Л. Бетховен. Соната Соль мажор 1 ч.;

С. Прокофьев. Вальс из цикла «Детская музыка»;

  • организация игрового аппарата учащегося.

Развивающая:

Организация осознанного отношения к  деятельности на уроке;

  • активизация внимания,

сосредоточенности, слуховых восприятий.

Воспитательная:

  • формирование дисциплины;

воспитание бережного отношения к учебному времени, повышение уровня познавательной мотивации.

Методы:

  • словесно-индуктивный (беседа, диалог);
  • наглядно-дедуктивный (сравнение);
  • стимулирования (метод эмоционально-

психологического раскрепощения учащегося).

Опрос учащегося по заданному на дом материалу.

Цель для учащегося: качественный показ выполненной домашней работы.

Цель преподавателя: выявить уровень сформированности умений и навыков. Задачи:

1. Образовательная:

  • определить объём и качество выполнения домашнего задания;
  • обозначить наметившиеся проблемы и пути их устранения;
  • выяснить причины недостаточной подготовки учащегося (при необходимости).

2. Развивающая:

научить слушать себя во время исполнения произведений;

  • развитие навыков самоконтроля;
  • воспитание самостоятельности в планировании своей деятельности;
  • формирование оценки качества выступления (самоанализ);

3. Воспитательная:

  • воспитание положительного отношения к процессу обучения;
  • воспитание ответственного отношения к учёбе (самоконтроль).

Методы:

  • практический (исполнение произведений учеником);
  • словесно-индуктивный (беседа, диалог, объяснение);
  • стимулирования (метод эмоционально-

психологического раскрепощения учащегося);

  • мотивирования (поощрение и принуждение);
  • наглядно-дедуктивный (сравнение).

Изучение нового учебного материала.

Цель для учащегося: изучение нового материала. Цель преподавателя: развитие и закрепление теоретических и практических навыков учащегося. Привитие навыков глубокого, личностно-

творческого постижения сущности музыкального произведения.

Задачи:

1. Образовательная:

  • развивать эмоционально-образное мышление в процессе исполнения и восприятия музыкального материала.

2. Развивающая:

  • развитие умения удерживать активное внимание продолжительное время;
  • умение использовать имеющиеся знания в ситуациях, не встречающихся ранее;
  • развитие познавательного интереса.

3. Воспитательная:

  • воспитание любви к музыке;
  • повышение уровня познавательной мотивации;
  • воспитание трудолюбия.

Методы:

  • наглядный (исполнение произведений

преподавателем с комментарием своих действий);

  • словесный (обсуждение впечатлений);
  • практический (исполнение учеником

произведений с учётом замечаний и рекомендаций преподавателя);

  • учёт индивидуальных особенностей учащегося.

Закрепление учебного материала.

Цель учащегося: исполнить произведения с

максимально возможной передачей музыкальных образов, впечатлений, учитывая проработанные

замечания.

Цель преподавателя: закрепление теоретических и практических навыков учащегося на основе материала урока.

Задачи:

1. Образовательная:

  • закрепление у учащегося эстетического,

эмоционально- целостного, творческого начала, убедительности трактовки и технической стороны в исполнении произведений.

2. Развивающая:

  • развитие всех видов памяти;
  • совершенствование мыслительных операций;
  • развитие общей эмоциональной сферы.

3. Воспитательная:

  • воспитание сценической культуры;
  • реализация возможностей учащегося через учебную деятельность и индивидуальное творчество.

Методы:

  • практический (исполнение произведений);
  • стимулирования.

Задание на дом.

Цель для учащегося: определить самостоятельно задание по каждому произведению с учётом рекомендаций преподавателя.

Цель преподавателя: совершенствовать навыки учащегося через освоение материала урока.

Содержание  этапа

   Приветствие учащегося. Визуальная проверка готовности к уроку: учебных пособий, дневника, правильности расположения учащегося за инструментом. Определение уровня эмоционального состояния учащегося на момент начала урока. Выбор методов мотивирования для активной работы учащегося. Определение

значимости данного урока для дальнейшего развития и подготовки учащегося к публичному выступлению.

   Объявление темы урока: «Развитие музыкально- исполнительских навыков учащегося на завершающем этапе работы над произведениями».

Для постепенного вхождения в рабочий процесс учащемуся предлагается работа над техническим материалом, используя методы и приёмы активизации слуха (слушание гармоний, пение скрытых голосов); приведение рук в рабочее состояние:

исполнение гаммы Ля мажор и упражнений в этой же тональности.

Задачи при игре гамм:

  • ладотональная ориентировка;
  • воспитание аппликатурной дисциплины;
  • выработка автоматизации движений;

достижение пальцевой беглости, ровности, выносливости.

Применяемые приёмы:

  • динамические;
  • тембровые;
  • артикуляционные;
  • ритмический.

Задачи при игре аккордов (по 3 и 4 звука):

-добиться синхронности и тембровой окраски, динамического развития.

Применяемые приёмы:

  • использование разнообразных штрихов;
  • ощущение опоры в клавиатуру;
  • цепкость в кончиках пальцев;
  • освобождение руки после взятия аккордов.

Задачи при игре арпеджио (ломаных, коротких и длинных):

  • воспитание пальцевой дисциплины;
  • выработка правильных кистевых движений.

Применяемые приёмы:

  • воспитание боковых движений с помощью локтя;
  • формирование приёмов «раскрытия руки»,

«раскрытия ладони»;

  • перенос опоры на разные пальцы

   Проверка домашнего задания. Определение режима домашней работы с целью дальнейшего планирования её объема или выяснения причин

неудачного исполнения произведений, отдельных элементов музыкальной ткани (если таковое будет иметь место).

Прослушивание 1-ой части Сонаты Л. Бетховена Соль мажор.

Оценка исполнения произведения самим

учеником. Важно, чтобы ученик сам сказал о своих недостатках после проигрывания (если таковое будет иметь место). Оценка исполнения преподавателем: отметить успехи или недостатки в сравнении с предшествующим уроком, как ученик в целом охватывает произведение, как воспринимает содержание, чувствует ли линию развития, соотношение целого и частей. Преподавателем отметить трудности усвоения сонатного аллегро, обусловленные сменой образного строя партий, тем (их мелодики, ритмики, гармонии, фактуры).

   Прослушивание Вальса С. Прокофьева из цикла «Детская музыка» Оценка исполнения Вальса самим учеником. Оценка исполнения преподавателем (отметить успехи или недостатки в сравнении с предшествующим уроком). Беседа о стилевых особенностях музыки С. Прокофьева:

  • для мелодики произведений характерен необычайно широкий диапазон, острые скачки на широкие интервалы, гибкая извилистость кантилены, регистров, раскрепощение, тяготение к сравнительно частой смене тембров;
  • характерность мелодии произведений находится в неразрывном единстве с ладогармонической стороной его стиля;
  • для гармоний произведений характерны аккорды с внедряющимися или заменёнными ступенями;
  • для ладового мышления произведений характерны политональность, ладовое

переченье.

  • стилистика музыки помимо мелодичных и гармоничных средств во многом определена ритмом.

   Л. Бетховен. 1-я часть Сонаты Соль мажор.

Для психолого-педагогического сопровождения урока использую следующие методические

приёмы:

  • детальная работа с учеником над

произведением, при этом активно использую метод личностного показа с комментарием своих действий;

  • работа над образно-эмоциональным строем

сонатного аллегро, которому присущи: большая моторная устремлённость, чёткость ритмики,

закономерность чередования штрихов над умением гибко переключаться на новые технические и звуковые задачи;

  • внимание на контрастное сопоставление музыкального материала по большим

законченным отрезкам формы.

С. Прокофьев. Вальс из цикла «Детская музыка»,

Детальная работа с учащимся над пьесами, при этом активно использую метод личностного

показа с комментариями своих действий:

  • проникновение в образно-эмоциональный строй сочинений;
  • охват формы произведения и драматургии в целом;
  • воплощение стилевых черт композитора;

особенности трактовки произведений;

- привнесение в исполнение эмоциональной чуткости и гибкости, элементов артистизма.

Исполнение произведений. Даю оценку общего впечатления от выступления учащегося (отмечаю успехи в сравнение с предыдущим исполнением) по основным критериям:

  • наличие творческого начала, убедительности трактовки, технической стороны исполнения;
  • эмоциональность, артистичность исполнения;
  • проникновение в образно- эмоциональный строй сочинения;
  • охват формы произведения и драматургии в целом;
  • воплощение стилевых черт:
  • звуковая сторона (качество звучания,

соотношение пластов фактуры и динамики, владение артикуляцией, педализацией);

  • темпо-ритмическая сторона исполнения

(точность ритма, правильность выбора темпа, его устойчивость, владение алогическими нюансами). Домашнее задание.

Л. Бетховен. Соната Соль мажор 1-ая часть: работать над целостным охватом музыки на более протяжённых линиях её развития, образно-

эмоциональным строем сонатного аллегро;

продолжать работать над технической стороной исполнения, звуком, ритмом.

С. Прокофьев. Вальс из цикла «Детская музыка»:

работать над фразировкой, артикуляцией. Учить левой рукой отдельно, проработать трудные места: скачки в мелодической линии, аккомпанементе. Обратить внимание на

динамическое развитие во фразах, звуковые нюансы.