Исполнительская постановка флейтиста

В статье рассматривается исполнительская постановка флейтиста как многогранный процесс, включающий в себя физиологические и музыкальные аспекты. Анализируются ключевые элементы правильной исполнительской постановки, такие как положение корпуса, рук и головы, а также работа дыхательного аппарата и губного амбушюра. Особое внимание уделяется влиянию исполнительской постановки на качество звука, интонацию и выразительность исполнения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka.docx15.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Постановка

Начнём с самого основного: правильная исполнительская постановка. Без неё невозможен красивый звук, ведь неверная постановка корпуса будет препятствовать свободному вдоху и выдоху а также будет способствовать формированию различных мышечных зажимов, которые впоследствии помешают не только красивому звукоизвлечению, но и создадут у учащегося чувство дискомфорта, мешающее думать о художественном образе.

Постановка исполнительского аппарата — процесс овладения совокупностью приемов и правил рационального взаиморасположения и взаимодействия всех компонентов исполнительского аппарата музыканта с инструментом.

Для начала проверим общую постановку — это способ держания инструмента в руках, правильное положение корпуса, головы, рук, пальцев и ног играющего. Главным условием здесь должен явиться принцип естественности, при котором все игровые мышцы находятся в свободном состоянии. Не внешняя их форма, а внутреннее состояние освобожденных мышц всего тела – основа правильной постановки при игре на духовых инструментах.

Корпус и голову следует держать ровно и прямо, без отклонений в стороны и наклонов вперед и назад. Грудь должна быть слегка приподнята, а плечи развернуты. Подобное положение корпуса играющего облегчит работу легких и диафрагмы.

Ноги должны занимать такое положение, чтобы обеспечивать корпусу хорошую устойчивость. Для этого рекомендуется слегка расставить ноги или выдвинуть вперед одну из них. В ногах, как и в других частях тела, не должно чувствоваться напряжение.

Следующий этап - постановка амбушюра — наиболее целесообразное расположение инструмента на губах, форма и характер действия губного аппарата исполнителя.

Важно знать: Губы у флейтиста должны быть не сильно растянуты, так чтобы сохраняли подвижность, а уголки немного напряжены, губы располагаются на верхней составной части инструмента с отверстием. Подбородок должен тянуться вниз, а мышцы губ быть достаточно сильными, чтобы выдерживать сильное и длительное напряжение. При постановке амбушюра на голове флейты преподаватель должен помочь учащемуся найти правильное положение, при этом необходимо учитывать ощущения ученика, так как у некоторых исполнителей выдыхаемая струя воздуха находится не в центре, а несколько в стороне от середины губ. Стремление педагога добиться, чтобы место выхода воздуха передвинулось в центр, в этом случае, было бы грубейшей ошибкой.

Постановка губ должна производиться с учетом их особенностей, это позволит исполнителю добиться наилучшего для него звука и достигнуть высокой техники губ. Под техникой губ понимается сила и гибкость губных мышц, то есть их выносливость и подвижность. Также губы учащейся не должны быть излишне напряжены. Нужна такая степень напряжения, при которой выдыхаемая струя не расширяла бы щель между губами больше той нормы, какая необходима для звука определенной высоты и силы. Растянутость губ тоже должна быть умеренной – достаточной для сформирования щели между губами. Для контроля правильного положения амбюшура рекомендуется первое время заниматься перед зеркалом.

Итак, флейта должна находиться на нижней губе выше или ниже, в зависимости от её полноты и объёма. Вдувательное отверстие «губок» закрывается примерно на одну треть, а остальные две трети открыты для заполнения воздухом, выходящим из выдувательного отверстия.

Флейта не должна сильно прижиматься к губам. Губы не растянуты, а наоборот, выпячены, выдвинуты вперёд и немного выдвинуты, образуя как бы «трубочку», вследствие чего губы смыкаются их внутренними частями т.е. «мякотью» - красным телом, покрытым слизистой оболочкой, а воздух посылается из-под верхней губы.

Губы становятся свободными, выдувательное отверстие принимает более округлую форму, а звук становится объёмным и лёгким. Вдувание воздуха в инструмент должно быть спокойным и сдержанным, без форсирования и передувания. При сильном, активном выдохе губы перенапрягаются, а звук теряет все те положительные качества, о которых было сказано ранее.

Важную роль играет нижняя челюсть, которая регулирует направление струи воздуха. Для нижнего регистра необходимо направлять воздух вглубь вдувательного отверстия и заднюю стенку, так как для нижних звуков требуется большой объём воздуха. В среднем и верхнем регистрах наоборот- меньший, поэтому, выдвигая нижнюю, подвижную челюсть, воздушная струя направляется выше, а объём её уменьшается. Такой способ придаёт звуку лёгкость и полётность. Наконец, владея техникой челюсти, выравниваются все регистры по тембральной однородности, в интервалах достигается связанность и плавность, верхние звуки легко исполняются при тихих нюансах, а также филировании.

При вдувании воздуха в инструмент обязательно надо пользоваться как губами, так и голосовыми связками, которые, смыкаясь, выдувают тёплый воздух, в отличие от холодного губного. Смесь холодного воздуха и тёплого даёт нужный, положительный в отношении звука результат. При работе голосовых связок гортань должна быть опущена, а мягкое нёбо приподнято, образуя «зевок». Но если пользоваться только одним «зевком» без подключения голосовых связок, то напрягаются мышцы горла, что приносит вред. Итак, опущенная гортань, голосовые связки во взаимодействии с губами и дыхательными мышцами выполняют главнейшую роль в образовании, ведении и окончании звука.

Весь физиологический и исполнительский процесс музыкант-флейтист должен хорошо знать, уметь им управлять и контролировать своим сознанием и слухом.