Доклад на тему: "Формы вокальной музыки в творчестве композиторов-романтиков"

 Доклад посвящён анализу эволюции и специфики форм вокальной музыки в эпоху романтизма.  В докладе описаны различные жанры вокальной музыки: камерно-вокальные жанры, прежде всего песня, которая стала одной из ведущих музыкальных форм 19 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma_vokal.muzyki.docx23.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Формы вокальной музыки в творчестве композиторов-романтиков»

В эпоху романтизма (конец XVIII — первая половина XIX века) вокальная музыка переживает расцвет: композиторы активно развивают как камерные, так и крупные синтетические формы, стремясь к максимальному выражению внутреннего мира человека. В центре романтического мировоззрения —выражение мира человеческих чувств, индивидуальность переживания. Это сделало вокальную музыку (песню, романс, балладу) одним из главных жанров эпохи. Романтики стремились к синтезу музыки и слова, музыки и сценического действия. Литературные сюжеты (баллады, поэмы, лирические стихотворения) стали основой для вокальных произведений. Распространение домашнего и салонного музицирования стимулировало интерес к сольной камерной вокальной музыке.

Расширение выразительных средств

  • Мелодия стала более индивидуальной, чутко реагирующей на поэтику слова.
  • Гармония обогатилась альтерированными аккордами, побочными тональностями, эффектами «светотени» (чередование мажора и одноимённого минора.
  • Фортепианное сопровождение стало равноправным партнёром голоса,создавая атмосферу, дополняя образный строй текста.

Романтики интересовались фольклором, что отразилось в вокальной музыке: использование натуральных ладов, имитация народно-песенных интонаций, стремление передать национальный колорит.

Развитие оперного жанра
Романтическая опера (например, сочинения Р. Вагнера) укрепила связь слова и музыки, внедрила систему лейтмотивов, усилила драматизм и психологическую глубину вокального высказывания.

Песня и романс

Песня и романс — стала одним из главных средств выражения художественного мировоззрения направления: стремления к раскрытию внутреннего мира человека, к синтезу музыки и слова, к поиску индивидуальной выразительности.

Песня в романтической традиции сохранила демократичность и связь с бытовым музицированием. Она опиралась на ясные куплетные структуры, нередко с рефреном (припевом), отличалась простыми, запоминающимися мелодиями и ритмическим постоянством. Важной чертой стало обращение к народно-песенной стихии: композиторы включали в песни элементы фольклорной мелодики, натуральных ладов и характерных ритмов, что придавало сочинениям национальный колорит. Тематика песен была широкой — от лирической и любовной до патриотической, героической, бытовой и шуточной. Фортепианное сопровождение чаще выполняло функцию аккомпанемента, поддерживая вокальную линию, а не вступая с ней в равноправный диалог. Среди ярких примеров — песни Франца Шуберта «Форель», (Варламов): «Красный сарафан».

Романс, в отличие от песни, оформился как более утончённая, психологически насыщенная форма камерной вокальной миниатюры. Его суть — в теснейшем взаимодействии музыки и поэтического текста: мелодия детально следует за смысловыми и интонационными нюансами стиха, отражает смену образов и ритмику строфы. Предпочтение отдавалось лирике Гёте, Гейне, Эйхендорфа и других поэтов, чьи тексты обладали глубиной и тонкостью переживания. Ключевая особенность романса — равноправная роль фортепианного сопровождения: оно не просто аккомпанирует, а создаёт атмосферу, дополняет образный строй, порой «договаривает» то, что остаётся за пределами слов. В большинстве случаев романс строится как свободная композиция без рефрена, следуя логике поэтического повествования. Романс (Глинка): «Я помню чудное мгновенье», «Гретхен за прялкой» Шуберт.

Вокальный цикл.

Композиторы объединяли песни и романсы в циклы с сквозным драматургическим развитием. Во-вторых, эксперименты с формой — от традиционных куплетных структур к свободным композициям, где музыка точно следует за поэтическим текстом. В-третьих, обогащение выразительных средств: гармония становится богаче (альтерированные аккорды, красочные тональные сопоставления, эффекты «светотени»), мелодия — гибче и индивидуализированнее, а фортепианная партия — самостоятельнее и образнее. Наконец, устойчивый интерес к фольклору и национальной идентичности нашёл отражение в интонационном строе и ладовой палитре многих романтических вокальных сочинений. «Прекрасная мельничиха» «Зимний путь» Шуберта, «Любовь поэта» Шумана, Чайковский «6 романсов», Глинка «Прощание с Петербургом» Общие черты романтического вокального цикла:

  • сюжетность — последовательное развитие действия или эмоционального состояния;
  • единство образа — один лирический герой, единая поэтическая линия;
  • музыкальная цикличность — повтор мотивов, тональных планов, фактурных приёмов, связывающих части в целое;
  • синтез искусств — равноправный диалог музыки и поэзии

Баллада: стремление к драматическому повествованию, синтезу поэзии и музыки, обострённой эмоциональности и контрастности образов. Исторически баллада восходила к народным повествовательным песням с элементами фантастики и приключений; в эпоху романтизма она обрела новую жизнь благодаря интересу композиторов к фольклору, средневековым сюжетам и психологически напряжённым коллизиям. Расцвет вокальной баллады связан прежде всего с немецкой и австрийской музыкой. Примеры: Шубертом «Лесной царь», Роберт Шуман, Ференц Лист, Иоганнес Брамс. М. П. Мусоргский: «Забытый», Александр Даргомыжский («Свадьба»)

  • сюжетность — в основе почти всегда лежит законченный драматический эпизод
  • контрастность образов — резкие смены настроения, темпа, динамики, лада
  • роль фортепиано —не просто поддерживает голос, а становится «рассказчиком
  • свободная форма — часто отказ от куплетности в пользу сквозного развития, где музыка следует за поворотами сюжета;
  • вокальная экспрессия — диапазон от напевности до речитативных эпизодов для передачи напряжённого диалога или монолога.
  • национальная окраска — использование русских песенных интонаций, ладовых оборотов, образных ассоциаций с былиной или сказкой.

Опера. Романтическая опера как особый тип музыкально-драматического произведения сформировалась в 1820-х годах XIX века, став результатом взаимодействия национальных культурных процессов и общей романтической эстетики. В отличие от классицистской традиции, она отказалась от жёсткой номерной структуры в пользу непрерывного музыкального развития, где сцены плавно перетекают друг в друга, а речитативы и ариозо образуют единую выразительную ткань. Ключевой принцип её драматургии — антитеза: резкие контрасты настроения, темпа и тональности подчёркивают внутренний разлад героя и драматизм событий.

В основе сюжетов — фантастические и мистические коллизии, народные предания, средневековые легенды, сильные страсти и конфликт личности с судьбой. В Германии преобладали фольклорно-сказочные и мистические сюжеты, во Франции — гражданские и исторические конфликты, в Италии-героико-патриотические темы. Новаторством стала лейтмотивная система, особенно развитая Рихардом Вагнером: повторяющиеся музыкальные темы, закреплённые за персонажами, идеями или предметами, связывают сцены, создают смысловые арки и усиливают психологическую глубину.

В Германии. Карл Мария фон Вебер в «Волшебном стрелке» (1821) создал образец народно-сказочной оперы с фольклорными мотивами и новаторской оркестровкой. А. С. Даргомыжский (1813–1869) «Русалка»

Таким образом, романтическая опера переосмыслила принципы музыкального театра: соединила драматическое действие и симфоническое развитие, усилила роль оркестра и лейтмотивов, расширила гармонический и тембровый язык, утвердила национальную самобытность оперных школ. В результате возник новый тип музыкально-драматического синтеза, где музыка стала не иллюстрацией действия, а его глубинным смысловым стержнем.

Оратория и кантата, усилилась лирическая выразительность, расширился круг сюжетов (в том числе светских), возросла роль оркестра и симфонического развития. Оратория у романтиков — крупное произведение для солистов, хора и оркестра с развёрнутым драматическим сюжетом, предназначенное для концертного исполнения. В отличие от оперы, здесь преобладает не сценическое действие, а повествование о событиях; в отличие от кантаты — больший масштаб и более отчётливая сюжетная линия. В XIX веке оратория утратила прежнюю монументальность и героичность, сместившись в сторону лирического начала. Сергей Иванович Танеев «Иоанн Дамаскин» (кантата, 1884) — духовная кантата на текст А. Толстого; Оратория Феликс Мендельсон-Бартольди«Павел»

Общие тенденции для обоих жанров в романтизме:

  • усиление психологической глубины и индивидуальной экспрессии;
  • обогащение гармонии и тембровой палитры (хроматика, альтерированные аккорды, красочные тональные сопоставления);
  • развитие симфонического начала: оркестр не просто сопровождает, а активно участвует в драматургии;
  • расширение круга текстов — от библейских и классических до романтической поэзии и народных преданий;
  • тенденция к циклической целостности: повторяющиеся мотивы, тональные арки, единство образного строя.

В эпоху романтизма духовная музыка претерпела существенную эволюцию: сохраняя связь с церковными традициями, она впитала характерные черты романтического стиля — повышенную эмоциональность, индивидуализацию высказывания и красочность музыкального языка.

  • реквием обрёл концертную масштабность и субъективную глубину (сочинения Р. Шумана, Й. Брамса, Г. Берлиоза, Д. Верди): Брамс, например, создал «Немецкий реквием»
  • мессы и литургические циклы стали более лиричными и психологически нюансированными (например, духовные сочинения А. А. Архангельского в русской традиции);
  • духовные концерты и кантаты соединили церковную основу с романтической выразительностью, нередко приближаясь по интонации к камерной вокальной музыке.

Так же были другие вокальные жанры: Поэма / вокальная поэма, Серенада, романс-серенада.