Доклад на тему: "Жизненный путь и особенности композиторской техники Николая Обухова"
Николай Борисович Обухов композитор-новатор, один из ярких представителей культуры русского зарубежья, принадлежащий вместе с Иваном Вышнеградским к постскрябинскому направлению в музыке. Он создатель новой «упрощающей» нотации, гармонической системы под названием «Тональная, атональная и тотальная гармония»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: Жизненный путь и особенности композиторской техники Николая Обухова.
Николай Борисович Обухов композитор-новатор, один из ярких представителей культуры русского зарубежья, принадлежащий вместе с Иваном Вышнеградским к постскрябинскому направлению в музыке.
Он создатель новой «упрощающей» нотации, гармонической системы под названием «Тональная, атональная и тотальная гармония». Среди сподвижников и почитателей его творчества были Иван Вышнегралский, Петр Сувчинский, Борис Шлёцер, Оливье Мессиан, Раймон Пети, Клод Баллиф.
Николай Борисович Обухов родился 10 апреля 1892 года в селе Ольшанка, Курской губернии. Его бабушка по отцовской линии Елизавета Ильинична была внучкой поэта Евгения Баратынского, дядя Сергей Трофимович Обухов -управляющим Московской конторой Императорских театров. Детство и юность провёл в Москве, в семье потомственных музыкантов (двоюродный брат певицы Надежды Обуховой). С шести лет играл на скрипке и фортепиано, посещал оперу, с ранних лет узнал творчество Вагнера, Мусоргского, Римского-Корсакова и Скрябина. В 1911 году поступил в Московскую консерваторию, с 1913-го продолжил учебу в Санкт-Петербургской консерватории у Николая Черепнина и Максимилиана Штейнберга.
К 1915 году относится изобретение Обуховым «упрощающей» нотации, которой позже пользовались не только он сам, но также Оливье Мессиан, Артюр Онеггер, Андре жоливе. Обухов отменил знаки альтерации (диез и бемоль), уравняв все 12 звуков хроматической гаммы и предложив свои названия для черных клавиш фортепиано (lo — до-диез; t — ре-диез; ra — фа-диез; tu — соль-диез; bi — си-бемоль), и таким образом создал новую систему музыкальной нотации. Оба эти новшества были связаны между собой, как бы проистекая одно из другого.
Тогда же им была сформулирована идея новой гармонии, которая во многом предвосхитила додекафонию Арнольда Шёнберга. Обухов разработал в трактате «Абсолютная гармония» концепцию 12-тоновой атональной техники, это 12 неповторяющихся на одной высоте звуков.
Первый концерт, где звучали сочинения Обухова, состоялся в 1916 году в Малом зале Петербургской консерватории под эгидой журнала «Музыкальный современник».
В 1918 году Обухов эмигрировал во Францию, где вскоре познакомился с Морисом Равелем, которого называл своим учителем. Благодаря Равелю имя Обухова стало известно музыкальный общественности.
К концу 1920-х относится не менее судьбоносная его встреча с известной пианисткой Марией-Антуанеттой Оссенак де Брогли, в дальнейшем ставшей исполнительницей сочинений Обухова на Звучащем Кресте и пропагандисткой его творчества.
Основной жанр раннего периода творчества композитора — это цикл фортепианных миниатюр, в которых он использовал свои музыкальные наработки. Фортепианная миниатюра стала как бы своего рода творческой лабораторией музыканта. Ведь Обухов, как Рахманинов и Скрябин, получил образование по двум специальностям: фортепиано и композиции и был блестящим пианистом. Даже в конце 1920-х годов, когда он сосредоточился на камерно-инструментальных и симфонических сочинениях, фортепиано часто играло в них доминирующую роль.
Историки и теоретики музыки считают Обухова связующим звеном между Скрябиным и Мессианом, Скрябиным и Айвзом, сближают его мистериальную музыку с русским космизмом. Обухов тяготел к теософии, выступал со своими сочинениями в теософском обществе в Париже (1925 год).
Сочинение Обухова Вступление к Книге жизни, в 1926 году исполненное в Париже оркестром под управлением С. Кусевицкого, произвело сильное впечатление на С. Прокофьева, что отмечено в его дневнике.
В начале 1930-х Обухов одним из первых стал создавать электроакустические инструменты — Эфир, Кристалл (состоящий из прозрачного материала с вибрирующими стеклянными шарами), Волны и, наиболее известный, Звучащий крест, за создание которого современники назвали его Страдивари радиоэлектронной музыки. Крест представляет собой расположенную на уровне человеческого роста стеклянную сферу с крестом внутри, в центре креста помещён алмаз. Звук возникает при приближении или удалении рук исполнителя, при этом изменяются громкость и высота звука (за несколько лет до Обухова этот же принцип получения музыкальных звуков был реализован Львом Терменом). Большая часть сочинений Обухова написана для ансамблей с Звучащим Крестом.
Как звучал и выглядел оригинальный крест Обухова, можно судить по сохранившемуся фрагменту записи. После веселенького вступления (оно не имеет отношения к делу) на фортепиано играет Обухов, на кресте - Оссенак-Бролье, поет Луиза Мата.
Главное сочинение Обухова - многочасовая партитура «Книга Жизни» (1918-1926), записанная им в собственной нотации. Обухов является также автором эссе «Эмоции в музыке» (1927) и «Трактата тональной, атональной и тотальной гармонии» (1947).
Из более чем 50 музыкальных сочинений Обухова изданы лишь несколько. Его Opus Magnum, грандиозная и незавершенная музыкальная утопия «Книга жизни», над которой он работал с 1917 года, остается в рукописи.
В 2000-е годы сочинения Обухова звучат все чаще. Среди исполнителей его музыки - пианистки Нино Баркалая и Дженни Лин, фортепианный дуэт Изабель и Флоранс Лафитт, пианисты Джей Готлиб, Роджер Вудворд, Михаил Дубов, Александр Райхельсон, Лидия Кавина (терменвокс), дирижеры Фёдор Леднёв, Рейнберт де Леу, Паскаль Рофе и другие.
Умер Николай Обухов в Париже 13 июня 1954 года.
Особенности композиторской техники Николая Обухова.
Обухов считал себя не композитором, а человеком, получившим божественное откровение, передатчиком между богом и людьми. На его мировоззрение оказала большое влияние теософия и религиозная философия Владимира Соловьёва. Все свои произведения он записывал альтернативной нотацией, придуманной им самим. Каждая из ступеней двенадцатитоновой шкалы связывалась им со знаком Зодиака, а оркестровые группы он мыслил в соответствии с четырьмя стихиями: Воздух - духовые, Земля - ударные, Огонь - струнные, Вода - педальные. Свои произведения он наделял религиозным сверхсмыслом.
Несмотря на то, что творчество Обухова всегда вызывало большой интерес профессионального музыкального сообщества, до сегодняшнего дня научных исследований, полностью посвящённых его творчеству, и детальному анализу его произведений, сравнительно немного. Существует единственная монография, посвященная Обухову, созданная музыковедом Еленой - Польдяевой. Первоначальные данные по многим источникам об Обухове были почерпнуты именно из этой книги:
- Упрощение нотной записи. Композитор отменил знаки альтерации и уравнял все 12 звуков хроматической гаммы, в итоге придя к технике 12 не повторяющихся на одной высоте тонов, названной им «абсолютной гармонией».
- Сочетание трёх разных гармонических систем. В гармонии Обухова сочетаются тональная гармония, «атональная» (модальность без чётко выраженного тонального центра) и «абсолютная» 12-тоновая гармония. Сочетание всех этих видов гармонии в одновременности в разных фактурно-гармонических пластах Обухов назвал «тотальной» гармонией. В своей гармонической технике он как бы пользуется различными системами как отдельными красками на собственной полистилистической художественной палитре, состоящей из наложений разных слоёв как по горизонтали, так и по вертикали. То есть, в данном случае сама техника композиции Обухова имеет определённое сходство с техникой коллажа в современной ему живописи. Эта техника была сформирована именно в его фортепианных сочинениях.
- Использование фактурных приёмов. Композитор применял большое глиссандо по всей клавиатуре, удары кулаком по клавишам, кластерные репетиции, продолжительные паузы посреди сочинения с целью вслушивания в резонанс, резкое противопоставление динамики от пяти форте до пяти пиано.
- Привлечение экстрамузыкальных компонентов. В ткань музыкального произведения Обухов привнёс шумы, различные приёмы воспроизведения человеческой речи, «звучащих» жестов, цвето-звуковые композиции и другие элементы.
Среди таких важнейших элементов музыкального языка, как мелодия, ритм, гармония, тембр, фактура и др., в композиторской технике Обухова основополагающее значение имеет гармония. Именно она определила особенности всех других компонентов его композиции. Гармония Обухова наиболее непосредственно связана с его эстетикой.
До сегодняшнего дня наименее изученными в отношении Обухова темами оставались: эстетика сверхискусства и связанная с ней символика и музыкальный синтаксис, его новая «психоаналитическая» форма и гармония. Концепция сверхискусства: Синтез различных видов искусства, Идея универсального языка, Стремление к синтезу, Метафизическое значение.
Основой для эстетики Обухова, в том числе и в отношении фортепиано, служило мистическое религиозное сверхискусство, сутью которого было достижение более высокой ступени развития человечества путем прорыва в иной мир, в иное состояние сознания, полученное через сильнейшее эмоциональное потрясение. Такой прорыв в иное состояние, иначе говоря, сверхсознание, могло дать только «сверхпроизведение». Для Обухова таким сверхпроизведением стала оратория «Книга жизни», которую он сочинял на протяжении всей своей жизни, но так и не завершил.
Став создателем собственной эстетической концепции со своеобразным языком и символикой с мистическим уклоном, Обухов именовал себя то Николаем Иступленным (Nicolas l’Extasié), то Николаем Просветленным (Nicolas l’Illuminé), имел собственную анаграмму NE (NI), вводил самого себя в качестве одного из действующих персонажей в свои произведения, что не могло не вызывать раздражения современников. Недаром почти каждая премьера его сочинений сопровождалась скандалом, как в Петербурге, так и в Париже. В самом деле, уход в мифотворчество в искусстве, в эпоху, когда оно перестало быть «современным» и модным, расценивался как вызов «общественному вкусу». Также не нравились и критике, и публике такие его исполнительские приемы, как большое глиссандо по всей клавиатуре, удары кулаком по клавишам, продолжительные паузы посреди сочинения, резкое противопоставление динамики от пяти форте до пяти пиано. И в вокальных партиях Обухов вводил совсем не характерные для музыки тех лет звуки: крик, свист, шепот, бормотание, стремясь создать нужный ему акустический эффект. Все это воспринималось и тогда, и потом, как вызов сложившемуся музыкальному вкусу, как провокация. Однако для самого Обухова это был его естественный язык, и все эти исполнительские приемы были ему необходимы для выражения идеи сверхискусства.
Художественные особенности:
- Влияние позднего Скрябина. Обухов сочинял музыку на путях музыкального теоризма, родственного скрябинскому (построение музыкальной ткани на основе двенадцатизвучных аккордов, что давало впечатление аморфной и густой, вязкой звуковой массы), а в области “идеологии” – на путях мистицизма, граничащего с психопатологией. Его “Книга жизни” – род оратории, сюжет коей сводится к спасению России и мира путем нового Мессии, который есть не кто иной, как император Николай, предполагающийся живым и “грядущим”.
Почти всю жизнь Обухов создавал грандиозное по своим масштабам мистическое сверхпроизведение – “Книгу Жизни” для солистов, хора, Звучащего Креста, 2-х фортепиано, органа и оркестра, которая должна была исполняться всю Пасхальную ночь и следующий за ней день. Оно представляет собой литургию для оркестра, большого смешанного хора, инструмента со световыми эффектами и сопровождается танцами, шествиями и фимиамами. По замыслу автора, она, как и “Мистерия” Скрябина, должна была преобразить мир. В основе литургии лежит священнодействие, призванное преобразить мир и человечество. Партитура этого сочинения была якобы похищена, что и спровоцировало безумие и скорую смерть Автора. “Книга Жизни” сохранилась в Парижской национальной библиотеке в виде клавира для двух фортепиано и голосов. К слову, данный сюжет очень напоминает коллизии знаменитого романа Томаса Манна “Доктор Фаустус”. Исполнять литургию, по мысли автора, нужно в храме, где будут присутствовать только исполнители. Литературный текст "Книги жизни", автором которого является сам Н. Обухов, произносится ритмическим речитативом.
*Вкючить фрагмент вступления к «Книге жизни»
- Связь с идеями русского космизма
- Теософские мотивы в творчестве
- Экспериментальный подход к композиции
Творчество Обухова характеризуется экспериментальным подходом к музыке, сочетанием философских идей с новаторскими техническими решениями. Его работы предвосхитили многие достижения современной музыки и продолжают привлекать внимание исполнителей и исследователей.
Особое значение имеет его вклад в развитие электроакустической музыки и экспериментальных инструментов, что делает его творчество актуальным и в наши дни.
Композиторская техника Николая Обухова характеризуется рядом уникальных особенностей:
Индивидуальная система нотации и гармоническая техника:
- Создание собственной системы музыкальной нотации
- Особое внимание к "абсолютной" гармонии
- Гармоническая техника доминирует над ритмикой и мелодикой
Синкретичность мышления и стиля:
- Сочетание различных исторических эпох
- Объединение разных композиторских техник
- Синтез элементов различных религий
- Свободное сочетание классического и неклассического
Внедрение экстрамузыкальных компонентов:
- Использование шумов
- Приёмы воспроизведения человеческой речи
- "Звучащие" жесты (звуко-жесты)
- Цвето-звуковые композиции
Синтетическое построение произведений:
- Создание произведений как целостного действа
- Внимание к мелодекламации
- Важность жестикуляции как части партитуры
Особенности авторского подхода:
- Чуткое вслушивание в действительность
- Использование символической маски (Николай Просветлённый, Экстатический, Блаженный)
- Склонность к интеллектуальной игре и "жонглированию" жанрами
При этом Обухов не стремился к чистоте собственного стиля, что отличало его от многих современников. Его музыка характеризуется внутренней взрывчатостью и свободой объединения разнородных явлений.
Психологические аспекты:
Роль жеста
Эмоциональное воздействие
Работа с контрастами
Психологическое восприятие звука
Акустические эксперименты:
Работа с резонансом
Эксперименты с тембрами
Новые способы звукоизвлечения
Использование кластеров
Новаторские исполнительские приёмы:
- Глиссандо по всей клавиатуре
- Ударные техники (удары кулаком по клавишам)
- Кластерные техники
- Длительные паузы для резонанса
- Экстремальные динамические контрасты. Отказ от простого контраста мажора и минора (В своем эссе «Эмоции в музыке» (1927) композитор отрицает последовательное контрастное сопоставление мажора и минора, поскольку оно не только устарело, но и передает слишком «простые» эмоции. Смешанные сложные эмоции, согласно его теории, подразумевают под собой смешанную сложную гармонию, сочетающую в себе самые разные элементы)
Символическая система:
Музыка как “язык символов”. Крест как символ пересечения линий и отрицания цикличности (важный символ сверхискусства у Обухова — это символ Креста, который встречается в его фортепианных сочинениях. Он представляет собой антитезу символу Шара. «Геометрическая идея» Креста — это пересечение двух линий, отрицание объёмности, цикличности. Сакральный смысл его невозможно нейтрализовать. Шар — внеисторичен. В христианскую эру Крест немыслим вне истории. В партитурах Обухова встречаются три вида креста, каждый из которых имеет не только символический, но и практический, непосредственно связанный с музыкальной композицией, смысл.
Первый крест — Андреевский, состоящий из двух диагонально пересекающихся линий. Именно его мы видим на рисунке в приводимой системе нотации Обухова. Таким крестом обозначены новые знаки, заменяющие прежние звуки чёрных клавиш и знаки альтерации, получившие самостоятельные названия lo (до диез), te (ре диез), ra (фа диез), tu (соль диез), bi (ля диез).
Второй крест — Георгиевский. Этот крест с кругом посередине и с арабской цифрой внутри обозначает порядковый номер так называемых «граней» (facettes), именуемых Обуховым также и «эмоциями» (émotions) или «напряжениями» (tensions). Они соответствуют наименьшей единице формы у Обухова, эквивалентной фразе или периоду. Эти «эмоции»-«грани» по мысли автора всегда содержат как новый музыкальный материал, так и соответствующую ему новую эмоциональную краску. Такое изображение Георгиевского креста, представленное на данном рисунке, имеет и дохристианское происхождение. Это символ солнца, встречающийся в культурах Междуречья, Индии и Закавказья. Впоследствии именно такое графическое изображение Георгиевского креста было воспринято и переосмыслено в православной традиционной символике Византии и Грузии.
Последний вид креста — это остроконечный крест также с кругом в центре и римской цифрой внутри него. Он обозначает уже порядковый номер крупного раздела, состоящего из нескольких «граней» или группы периодов. На рисунке есть и другие знаки, соответствующие синтаксису так называемой «эмоциональной формы» у Обухова. Данный рисунок всегда приводится в качестве авторского пояснения на первой странице всех его сочинений — как изданных, так и хранящихся в рукописях. Он включает его новую нотацию и символику, которая находится в его партитурах)
Влияние на исполнительскую практику:
Особое внимание к обертонам
Работа с нюансами в piano (К чертам скрябинского пианизма в творчестве Обухова относится особое внимание к звуковой колористике, которая выразилась в технике владения звуком, звуковой краскоq. Это и игра с обертоновыми шлейфами (их наложение, сгущение и рассредоточение во времени и пространстве), осуществляемая благодаря особым качествам гармонии и мастерским владением фортепианной педалью. Это особая роль жеста, как жеста именно «психологического» (термин Михаила Чехова). Новая гармония базируется на обертоновом слышании и владении всеми оттенками звука, в особенности в piano.)
Эта сложная система техник и приёмов обусловила уникальность творческого метода Обухова и его значительное влияние на развитие современной музыки. Его эксперименты с новыми формами, инструментами и техниками предвосхитили многие достижения XX века в области музыкального искусства.