Методическая разработка "Проблемный метод обучения на занятии солльфеджио"

Прибыльщикова Светлана Александровна

Методическая разработка посвящена  использованию проблемного метода обучения на занятии сольфеджио.

Что же сделать  для того,  чтобы  ребенок начал сам чувствовать потребность в получении новых знаний, начал думать и находить пути  решения каких-либо поставленных перед ним задач?  Ответы на эти вопросы можно будет найти в данной методической разработке, где определены педагогические условия и пути реализации проблемного подхода в обучении.

Выявленные пути реализации проблемного подхода в музыкальном обучении позволяют обеспечить эффективность учебного процесса и могут использоваться в музыкальных учебных заведениях различного профиля. Методическая разработка может быть полезна как педагогам дополнительного образования, так и педагогам ДМШ и ДШИ.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc523 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                               МБОУ «Гимназия №83»

                                                                   Прибыльщикова С. А.

Методическая разработка

«Проблемный метод обучения на занятиях сольфеджио»

                     

                                                 Ижевск 2025

                                       

                                                           АННОТАЦИЯ

Методическая разработка посвящена  использованию проблемного метода обучения на занятии сольфеджио.

Что же сделать  для того,  чтобы  ребенок начал сам чувствовать потребность в получении новых знаний, начал думать и находить пути  решения каких-либо поставленных перед ним задач?  Ответы на эти вопросы можно будет найти в данной методической разработке, где определены педагогические условия и пути реализации проблемного подхода в обучении.

Выявленные пути реализации проблемного подхода в музыкальном обучении позволяют обеспечить эффективность учебного процесса и могут использоваться в музыкальных учебных заведениях различного профиля. Методическая разработка может быть полезна как педагогам дополнительного образования, так и педагогам ДМШ и ДШИ.

                       

 ВВЕДЕНИЕ

Огромную роль в становлении музыканта любой специальности играет предмет сольфеджио. Сольфеджио является дисциплиной, объединяющей различные  виды музыкальной деятельности, активизирующие развитие музыкального слуха, памяти, мышления.

Традиционно, подавая какой-либо новый музыкально-теоретический материал, педагоги   преподносят его в готовом виде. Знания, полученные детьми осмысленны, и практически всегда  прочно усваиваются, и если это необходимо, могут быть воспроизведены. Несмотря на то, что на сольфеджио, в основном,  используется деятельностный подход,  зачастую,  выражается  это просто в механическом воспроизведении ранее заученного материала. А присутствует ли  в таком получении знаний инициатива самого ребенка? Есть ли возможность, проявить свою фантазию, творчество?  

На эти вопросы я постараюсь ответить в данной методической разработке.

В настоящее время начальная школа уже  перешла на стандарты третьего поколения. Постепенно к этому придет   основная школа. Я считаю, что это может затронуть и  дополнительное образование.

Поэтому совершенствование учебного процесса, поиск и внедрение новых форм и методов обучения, стимулирующих творческую активность учащихся – один из актуальных вопросов в системе дополнительного образования.

Безусловно, для такой самостоятельности мышления  необходимо создать  условия, чтобы сделать процесс обучения интересным, увлекательным, заставляющим ребенка активно участвовать в поиске новых знаний. Одним из таких методов наиболее эффективным я считаю метод проблемного обучения.

Актуальность темы  заключается в  том, что  в научных работах и  в педагогической практике проблема  использования проблемного метода в обучении исследовалась  достаточно полно,  но в музыкальном обучении эта проблема исследована в меньшей степени. Преподавание сольфеджио основано на деятельностном подходе, что уже включает учащегося в творческий процесс. Однако  в наши дни, когда происходит быстрая смена технологий, речь идёт о формировании принципиально новой системы образования. Причём ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Проблемный метод обучения достаточно широко применяется в общеобразовательной школе. Однако в музыкальной педагогике он применяется на интуитивном уровне, без конкретных методических разработок. Конечно, в данной разработке решить данную проблему в полной мере  не представляется возможным, но предпринять шаги в этом направлении необходимо.

Цель методической разработки –  раскрыть пути реализации и приемы проблемного  метода обучения на занятии сольфеджио.  

                        

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ СОЛЬФЕДЖИО

2.1. Метод проблемного обучения на занятии сольфеджио

Прежде чем  рассматривать основы проблемного метода обучения на занятиях сольфеджио нужно уточнить, что же такое сольфеджио, из каких компонентов состоит.

Сольфеджио – это предмет, который призван способствовать развитию музыкального слуха, памяти, ритма, художественного вкуса, воспитанию любви к музыке.

Сольфеджио – комплексная дисциплина. На каждом занятии, помимо основной темы присутствуют  различные виды деятельности (см. Рисунок 2.3).

Рисунок 2.3.

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.

Несмотря на то, что сольфеджио  в большей степени – практическая дисциплина, весомое значение здесь приобретает теоретический блок. Правильно усвоенные учащимися правила, понятия, термины гарантируют  в дальнейшем свободное и легкое владение инструментом, голосом, интонацией, слухом и др.

На наших занятиях напряжение мышления учащихся, когда знания добываются собственным трудом, достигается применением проблемного обучения. В процессе занятия учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением новых понятий, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Такие задачи могут быть как в осознании теоретических сведений, так и непосредственно в практической творческой деятельности.

Я стараюсь организовать  работу учащихся таким образом, что они самостоятельно:

                                                                                       Рисунок 2.4.

В ходе занятия происходит постоянное закрепление и отработка основных навыков интонирования, музицирования и др.  Поэтому метод проблемного обучения может проходить сквозной линией всего занятия, а может быть лишь только его частью.  Проблемные задания на сольфеджио я составляю с учетом всех видов деятельности: при игре на фортепиано, восприятии музыки, слуховой и ритмической деятельности, выполнении занимательных и интеллектуальных заданий.

В данной методической разработке представлена методика и техника проблемного обучения на занятии сольфеджио на примере нескольких тем и видов деятельности.

      Приемы проблемного изложения знаний происходят на четырех этапах занятия.

                                                                                       Рисунок 2.5.

В своей работе я использую три возможности постановки проблемы на занятии:

  • Создание проблемной ситуации
  • Подводящий диалог
  • Сообщение темы занятия в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.

Первый путь создания проблемной ситуации.

Наиболее характерной является проблемная ситуация с «затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание педагога и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Для вывода учеников из проблемной ситуации педагог разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы.

Второй путь постановки учебной проблемы на уроке – подводящий диалог. В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни).

Третий путь постановки учебной проблемы.  Сообщение темы урока в готовом виде, но с мотивирующим приемом. Суть которого состоит в обнаружении смысла значимости темы для самих учеников.

Главный психологический смысл звена постановки учебной проблемы состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению новых знаний.

На занятии сольфеджио  мною используются рассмотренные приемы создания проблемной ситуации с подводящим диалогом,  «затруднением».

Первое, с чем надо определиться педагогу в чем именно заключается новое знание (которое предстоит открыть). Поиск решения может идти классическим методом через выдвижение гипотез и побуждающий к гипотезам диалог.

На занятии сольфеджио при объяснении нового материала можно создавать такие  ситуации, при которых  ученики не просто слушают объяснение педагога и запоминают новое понятие  механически, а участвуют в создании  этого понятия.     

Далее в методической разработке приводятся примеры создания некоторых

  • проблемных ситуаций на занятии сольфеджио (фрагменты занятий),
  • проблемные домашние задания,  
  • проблемные игровые  задания.

2.2 Фрагменты занятий с использованием  проблемных ситуаций на занятии сольфеджио

Фрагмент № 1.

Тема «Обращение интервалов» изучается в начале  2 года обучения. Данная тема имеет важное значение в последующем освоении учебного материала. Тема обращений является опорной темой в теме обращений трезвучий (3 год обучения), обращение септаккордов (6 год обучения).В данном фрагменте занятия основой постановки проблемной ситуации является подводящий диалог. Педагог побуждает учеников сравнивать (кварту и квинту), анализировать (что произошло с интервалами?).

Основные этапы работы над темой представлены в следующей таблице.

Анализ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

На доске выписаны два интервала

(«до»-«фа» и «фа» - «до»).
Определите интервалы

Чистая кварта и чистая квинта

Актуализация знаний

Что общего в данных интервалах

- Они чистые

- У них одинаковые звуки

- Они похожи по звучанию

Выдвижение гипотез

Как вы думаете, что произошло с интервалами?

-они перевернулись «вниз головой»

- кварта превратилась в квинту

Открытие нового знания

Такое превращение в музыке называется обращением

интервалы могут превращаться друг в друга.

Применение нового знания

- Найдите на фортепиано обращения каждого интервала.

- Что происходит с чистыми интервалами? Малыми и большими?

- Напишите на карточке с двух сторон цифровое обозначение интервала. Цель – догадаться, какую сумму составляют 2 интервала.

Чистые превращаются в чистые, а малые в большие.

Сумма чисел - 9

Вывод по проблеме

Что может происходить с интервалами?

Какое числовое обращение интервалов?

Что происходит с чистыми и малыми, большими интервалами?

- они могут обращаться

- 9

- Чистые превращаются в чистые, а малые в большие.

Конспект занятия см. в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

Фрагмент № 2.

Тема «Обращение аккордов» изучается на 3 году обучения и тесно соприкасается с темой «Обращение интервалов». Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками.

Анализ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Сколько обращений имеет интервал?

Сколько обращений имеет трезвучие?

- одно

- разные ответы (одно, два, три)

Выдвижение гипотез

Какие у вас есть предположения? версии решения проблемы? Как сделать обращение трезвучия?

- переставлять звуки вверх и вниз

- складывать интервалы

Актуализация знаний

Что мы уже знаем про обращения?

Как происходит обращение?

 - интервалы могут обращаться друг в друга

- нижний звук переносим на октаву вверх

- или верхний звук на октаву вниз

Открытие нового знания

Трезвучия обращаются таким же способом. Сколько обращений у трезвучия?

Два

Применение нового знания

- выполним перемещения из кубиков: нижний кубик переставляем вверх, остальные кубики  (звуки) остаются на месте и наоборот, верхний кубик – вниз, остальные кубики  (звуки) остаются на месте.

.

Дети на доске выписывают варианты перемещений:

Вверх   5   1   3  

  1. 5  1

 1   5   3  

Вывод по проблеме

в результате перенесения одного из звуков трезвучия на октаву вверх или вниз, как в интервалах, образуются два новых аккорда (обращения), состоящие из тех же звуков, но расположенных в другом порядке.

- количество обращений всегда на одно меньше, чем общее количество звуков.  

Конспект занятия см. в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

Фрагмент № 3.

Тональность Ми-бемоль мажор изучается на 3 году обучения.

Во фрагменте данного занятия используется проблемная ситуация с «затруднением».

Учащимся необходимо выполнить практическое задание педагога (определить ключевые знаки), но это невозможно сделать нового материала.

Чтобы учащиеся вышли из проблемной ситуации, педагог ведет диалог, который побуждает детей к осознанию новых знаний.

Анализ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

 - педагог играет Ноктюрн Ф. Шопена Ми-бемоль мажор. Каким способом можно определить ключевые знаки?

Выдвижение гипотез

Какие у вас есть предположения?

- посмотреть в ноты

- поиграть на фортепиано

Актуализация знаний

 - какими способами мы уже умеем определять ключевые знаки?

Не зная предложенных способов, что бы вы еще предприняли? На какие отрезки делиться клавиатура?

 - квинтовый круг

- правило знаки в тональности

- на тоны и полутоны

Открытие нового знания

Тон-тон-полутон –тон-тон-тон-полутон

Если посчитать полутоны и тоны в определенной последовательности, то получиться мажорная гамма

Применение нового знания

Построим гамму на инструменте: 1 группа играет на инструменте, 2 группа   записывает полученные результаты на доске, 3 группа выкладывает на парте «портрет гаммы»

В Ми-бемоль мажоре три бемоля.

Вывод по проблеме

В Ми-бемоль мажоре три бемоля.

Вспомнили старые и нашли новые способы нахождения ключевых знаков

Конспект занятия см. в ПРИЛОЖЕНИИ 3.

Фрагмент №  4. Тема «Интервал  «Секунда»»

Тема «интервалы»-  одна из центральных в сольфеджио. Работать с интервалами начинается еще в первом классе. Эта работа происходит на протяжении всего обучающего курса, усложняясь и видоизменяясь. Сольфеджийная методика накопила немалый багаж способов изучения интервалов, при этом вряд ли можно ожидать, что появится какая-то  универсальная система, отвечающая требованиям каждого педагога. Однако есть общая тенденция: большинство педагогов используют образные ассоциации, разнообразные дидактические пособия, сочиняют сказки, стихи, которые, бесспорно, помогают в практической деятельности. Во многих пособиях предлагается коллекция образов для всех интервалов. В частности секунду сравнивают (Т. Боровик, В. Кирюшин) с ежиком, дождиком, часиками, кнопкой,  сухой травой.

Мне хотелось найти в секунде новые образы. Во 2 классе, когда дети уже знакомы с основными интервалами, их фонизмом,  на одном из занятий я попросила детей прислушаться к звукам природы, явлений и найти в них звучание секунд.

Анализ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Где мы, кроме музыки можем услышать звучание секунды?

Выдвижение гипотез

Какие у вас есть предположения?

- когда два человека вместе заговорят

- когда квакает лягушка.

Актуализация знаний

 Что мы уже знаем о секундах?

В каких музыкальных произведениях встречали секунду?

- это интервал из двух соседних звуков. Звучит остро, колюче

- С.Слонимский «Лягушки»

А.Стоянов «Снежинки»

Открытие нового знания

Где искали композиторы образы секунды?

Композиторы искали образы секунды в звуках природы

Применение нового знания

Послушать голоса разных птиц (в аудио-записи), услышать в них секунду

Просмотр видео-презентации «Прислушайтесь»: посмотреть, пропеть внутренним слухом, спеть вслух, сыграть на инструменте, определить характер секунды.

Анализирование аудио-фрагментов, запись голосов птиц посредством нотной записи.

Вывод по проблеме

Секунда не всегда звучит остро и как диссонанс.  

Звучание секунды можно встретить в природе.

Видео-презентацию и конспект занятия см. в ПРИЛОЖЕННИИ 4.

2.3 Проблемные домашние задания.

Ввиду ограниченности времени на уроке, специфики предмета «Сольфеджио»  редко возникает возможность предложить учащимся достаточно сложные проблемные задания. Кроме того, не все виды проблемных заданий могут быть использованы на занятии. Домашние проблемные задания открывают более широкие возможности развития одаренных и интересующихся музыкой учеников. Этим ученикам наряду с общими заданиями даю еще индивидуальные. Но проблемные задания полезны не только для «средних» и сильных учеников. Почти в любой группе  обычно имеются учащиеся, мало проявляющие интерес к предмету. Для этих учеников могут быть полезны несложные проблемные индивидуальные задания, но цель их иная: заставить учащихся поверить в свои силы, пробудить интерес к предмету.

Одна домашняя работа на всю группу – самый распространенный вид домашней работы. И такую работу исключать  не нужно, так как в ходе выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения. К таким заданиям относятся:

  • интонационные упражнения, пройденные на занятии в классе.
  • сольфеджирование примеров. Повторение и отработка исполнений мелодий, пройденных на занятии; самостоятельное разучивание новых примеров.
  • пение в транспорте, подбирание примера в разных тональностях и от разных звуков.
  • самодиктант.
  • письменные задания (списывание, транспонирование, построение, сочинение) и др.

Одной из интересных форм проблемного домашнего задания является составление домашней работы для соседа по парте. Такой вид задания развивает у учащихся ответственность, творческие способности, инициативу. Учащийся должен руководствоваться следующим алгоритмом действий:

           

                придумать задания

🢃

правильно выполнить (оформить)

🢃

представить соседу

🢃

проверить правильность выполнения.

Домашние задания для соседа могут быть разными. Вот некоторые из них:

  • кроссворд
  • «найди ошибки» (построено 10 интервалов. В пяти из них ошибки)
  • построить в нотной тетради пройденные аккорды, интервалы, гаммы и др.
  • импровизация на фортепиано по заранее составленной интервальной партитуре
  • слуховой анализ для соседа или всей группы и др.

Как уже было сказано выше, домашние задания лучше дифференцировать, в том числе и проблемные.

В закреплении темы «Секунда» (Конспект занятия см. в ПРИЛОЖЕНИИ 4) детям было предложено проблемно-творческое домашнее задание. Учащимся на выбор  было дано 3 типа заданий:

1). Найти наглядные образы изображения секунды в природе и повседневной жизни. Такой тип заданий не будет вызывать затруднений, если этой формой работы пользоваться с самого начала обучения. Детям, как правило, очень интересно искать  термины, понятия в других образах.  В этом задании присутствует исследовательский метод: обозначить проблему, собрать необходимый материал, оформить, представить (творческая работа представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 5).

2). Сочинить пьесу с использование секунд. Изначально ребенку может быть предложена мелодия или ритм. Музыка может быть не записана, потому что во 2 классе ребенку сложно оформить свое сочинение. Учащийся на занятии исполняет свое сочинение, педагог помогает выполнить запись.

3). Нарисовать «Интервальную партитуру» (по модели Т. Боровик»). 

(творческие работы представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 6).

  Составляя домашнее задание нужно помнить:

  • Домашнее задание должно служить развитию личности учащегося.
  • Домашнее задание – одно из звеньев цепочки, которое ведет учащегося к успеху, повышает учебную мотивацию.
  • Домашнее задание – это диалог учащегося с самим собой, с литературой, с инструментом,  с родителями, с педагогом.

                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате работы  были определены пути реализации проблемного  метода обучения на занятиях сольфеджио:

  • проблемное обучение возможно применять для усвоения новых знаний. Оно нужно тогда, когда ставится задача специального обучения учащихся приемам и способам умственной деятельности, необходимым при добывании знаний и решении поисковых задач.
  • учащиеся  должны быть  подготовлены к проблемному изучению темы или определенного понятия.
  • должно быть  время для проблемного изучения темы.
  • педагог должен  хорошо владеть соответствующими методами обучения.
  • проблемные ситуации должны быть тесно связаны с жизнью, практическим опытом и стремлениями человека, с его эмоциональным состоянием.
  • система проблем, рассматриваемая на занятии, должна строится с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса, включая их способности, общее развитие, наклонности, интересы, эмоциональное состояние, опыт.
  • проблемный метод обучения может включаться в игровой вид деятельности.

        

Проблемное обучение при правильной его организации способствует

-  развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения);

- самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.);

- развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения).

- проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и надолго запоминается).

При использовании проблемного обучения формируется особый стиль умственной деятельности, повышается исследовательская активность и самостоятельность учащихся, они учатся мыслить   творчески. А эмоционально окрашенное, «пережитое» знание имеет больше шансов закрепиться надолго в сознании, чем полученное в готовом виде.

Результатом такой работы является ежегодное участие моих учеников в научно-практических конференциях на школьном, районном, республиканском уровнях.

Однако проблемное обучение не следует рассматривать как единственно универсальный способ и пытаться все обучение построить на его основе в ущерб другим методам. Необходимо учитывать, что не весь учебный материал целесообразно излагать проблемно. Часть материала на сольфеджио излагается в готовом виде.

Не нужно забывать, что сольфеджио – творческая дисциплина, где учащиеся сочиняют, импровизируют, поют, играют на инструменте. Проблемное обучение может привести к серьезным положительным результатам в развитии учащихся только в том случае, если его применяют систематически и оно охватывает основные виды деятельности учащихся.

    Бесспорно, что проблемное обучение положительно влияет на активное отношение учащихся к обучению, формирует их творческий потенциал, стимулирует общее интеллектуальное развитие. К недостаткам можно отнести то, что проблемное обучение отнимает много времени, значительно больше, чем информационное. Проблемное обучение часто выходит за пределы одного занятия. И все же его достоинства перевешивают его слабости.

                                                БИБЛИОГРАФИЯ

1. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 336с.

 2. Бабанский К.С. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. — М.: Педагогика, 1982.

3.  Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. / Л.А. Баренбойм. – Л.: Музыка, 1974. – 336 с.

 

4. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: «Знание», 1983. — 96 с.

  1. Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио. М., 1978.

6. Калугина М. Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. – М., 1980.

7. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: «Знание», 1991. — 80 с.

8. В. С. Кукушин. Теория и методика обучения / В. С. Кукушин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 474 с.-  (Высшее образование).  

9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обуче-

ния. — М., 1981.

10. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 1974. — 64 с.

11.     Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. – 524 с.

12.     Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975. – 175 с.  

13. Оконь В. Основы проблемного обучения М.: Просвещение, 1968. — 208 с.

14. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. институтов / Ю.К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; под ред. Ю.К. Бабанского – 25-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.        

15. Педагогический словарь: в 2 т./ Глав. ред. И.А. Каиров и др. – М.: АПН РСФСР, 1960. – Т. 1 – 774с.

16. Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов.- С-П., 1999

 17.           Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998. – 185 с.

18. Стоклицкая Т. «100 уроков сольфеджио для самых маленьких». - М., 2000г.

19. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф.  Харламов М.: Юрист, 1997.- 137с.        

20. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования.

21. Проблемное_Обучение  - pedagog-dictionary.info/Педагогический_словарь/