классный час: "Путешествие в мир музыкальных инструментов"
Материал содержит беседу с учащимися в развлекательной форме о музыкальных инструментах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Сафоновская детская школа искусств»
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:
«Путешествие в мир музыкальных инструментов»
Подготовка и проведение –
преподаватель БАТЮТА Е. А.
ноябрь 2025г.
г. Сафоново, Смоленская обл.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:
- беседа с учащимися класса о происхождении тех или иных музыкальных инструментов;
- прослушивание их звучания;
- стихи и загадки об инструментах;
- знакомство с необычными и редкими инструментами.
ЦЕЛЬ:
1.) приобщение обучающихся к музыкальному искусству;
2.) стимулирование интереса и желания заниматься музыкой и посещать ДШИ.
ЗАДАЧИ:
а.) развивающие: научить детей слушать музыку, сопереживать чувствам, заложенным в ней, развить у них креативное мышление;
б.) познавательные: расширить кругозор обучающихся в сфере общей музыкальной культуры.
АУДИТОРИЯ:
Мероприятие предназначено для учащихся 1-8 классов ДШИ и ДМШ.
ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:
- обучающие карточки с изображением музыкальных инструментов;
- стихи и загадки для отгадывания про инструменты;
- запись аудио материала для прослушивания.
Здравствуйте, мои юные друзья! Ребята, вы ходите заниматься в музыкальную школу. Здесь вас учат понимать и любить музыку, и, конечно же, играть на музыкальных инструментах.
Ну, коль уж сегодня наша речь пойдет о музыке и музыкальных инструментах, скажите мне – а какие музыкальные инструменты вы знаете?
Дети: Да! (перечисляют). Молодцы! Оказывается, много знаете музыкальных инструментов. Их, действительно, очень много в мире, а в разных странах популярны свои.
Вообще, говорить и петь древние люди начали практически одновременно. Вскоре они научились извлекать звуки из различных предметов. Так появились первые, очень примитивные музыкальные инструменты. Из старого сухого тростника появилась древняя дудочка – прототип флейты, а натянутая на предметы выделанная шкура животных стала первыми барабанами, помогая древним людям в быту, охоте и отдыхе.
А теперь маленькая «разминка» на знания:
Вопросы:
1. Какой инструмент всегда одет в меха? (Гармонь)
2. Какой инструмент делит свое название с посудой, из которой мы едим? (Тарелки)
3. Этим словом назван цветок и музыкальный инструмент? (Колокольчик)
4. Какую ноту используют и музыканты, и повара? (Соль)
Ведущий: Молодцы! А теперь проверим, насколько хорошо вы умеете отгадывать стихи и загадки в стихах о музыкальных инструментах:
Слушаем внимательно:
- Барабан. В записи звучит барабанная дробь, а на ее фоне – преподаватель читает стихи - загадку:
Кто в оркестре всем поможет?
Сложный ритм стучать он может.
Ритм любой из разных стран!
Кто же это?................барабан!(хором отвечают дети).
Преподаватель демонстрирует звучание маленького детского барабана, показывает детям этот инструмент, разрешая желающим « побарабанить».
- Гитара. В записи звучит популярная музыка в исполнении гитары, на ее фоне преподаватель читает стихи:
Брынь да брынь, гитару взял.
Как играть на ней – не знал.
Папа пусть меня научит –
Гитаристом буду лучшим!
Преподаватель показывает малышам обучающую карточку с изображением гитары.
3.)Фортепиано (пианино). Звучит великолепная зажигательная джазовая пьеска в исполнении фортепиано. Дети слушают стихи – подсказку и пытаются отгадать звучащий инструмент:
Кто наигрывает мне без ошибки, без изъяна?
Ну конечно…..(фортепьяно)!
Ведущая показывает – как выглядит инструмент, останавливаясь на его строении, объясняя – чем он отличается от своего собрата рояля и что относится он к клавишным инструментам:
До, ре, ми, фа, соль , ля, си.
Сколько клавиш – посмотри!
Черные и белые – по ним пальцы бегают.
Клавишный мой инструмент
Пианино лучше нет!
4.)Рояль. Звучит популярная музыка в исполнении классического концертного рояля. Преподаватель показывает на инструмент, стоящий в центре залы, объясняя малышам, что это и есть рояль, рассказывает о его устройстве и о том, что слово « рояль» в переводе обозначает « королевский».
Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль
Ведь нельзя же со слоном спутать трех этажный дом
Каждый раз, прослушивая музыкальное произведение в исполнении того или иного инструмента, преподаватель предлагает детям определить его характер. Ребята с удовольствием включаются в диалог.
5.) Электронное пианино. Слушаем звучание электронного инструмента в сопровождении оркестра. Рассматриваем изображение на обучающей карточке. Пытаемся определить характер музыки, нюансы, отличающие классический инструмент от его электронного собрата.
6.) Балалайка. Звучит разухабистая балалайка в исполнении Алексея Архиповского. Дети рассматривают ее изображение.
Балалайка, балалайка, балалайка!
Про судьбу мою родная ты сыграй–ка!
Чтобы кровь внутри бурлила и кипела,
А душа от счастья как шальная пела!
Три струны всего – трям-трям!
Инструмент известен вам.
Балалайку я возьму,
Плясовую заведу!
7.)Домра. Звучит задушевная музыка, где в сопровождении оркестра ярко солирует домра. Дети видят изображение инструмента и, пока решают - как он называется, слушают стихи о домре:
Не путай домру с балалайкой, тем самым музыке грубя,
Иначе кто-нибудь с незнайкой однажды спутает тебя!
Хотя они родные сестры, но внешний вид у каждой свой
У балалайки корпус острый, у домры – плавный, круговой!
Они похожи голосами и могут родственно звучать,
Но если слушать их часами, то будешь сходу отличать!
8.)Хор. На карточке изображены поющие хористы. Звучит песня «Крылатые качели» в исполнении детского хора. Ведущая задает детям вопрос: « Какой инструмент вы сейчас слышите?», а затем объясняет, что человеческий голос – это тоже инструмент, с помощью которого можно выразить свои мысли и чувства.
Голос – это самый тонкий музыкальный инструмент.
Самый сложный, самый звонкий, ярче самых ярких лент!
9.)Гусли. Преподаватель показывает лежащие на столе детские гусли и объясняет детям историю их использования на Руси. Все вместе вспоминают сказку про гусляра « Садко». Затем слушают – как звучит этот инструмент в записи в руках мастера. На фоне звучат стихи в исполнении ведущей:
Если мог бы в наше время заглянуть гусляр Садко,
Долго он чесал бы темя, сомневаясь глубоко:
«Не пойму я, это Русь ли, где во время всех пиров
Добрый люд плясал под гусли даровитых мастеров?
На столе – фазан ли, гусь ли, пир не явствами хорош,
А застольным певом гуслей, что бросает в пляс и в дрожь!
10.)Кларнет. На карточке демонстрируется изображение кларнета. Преподаватель объясняет – почему инструмент относится к духовым. Звучит музыка в исполнении кларнета, а на ее фоне – стихи:
В руки возьму я красивый кларнет
Лучше звучанья наверное нет!
11.)Скрипка. Звучит очень красивая мелодия в исполнении скрипки. Дети сразу же легко угадывают по изображению и звучанию этот инструмент. Так же легко они разгадывают стишок – загадку об этом инструменте:
Как будто девушка запела, и в зале словно посветлело
Скользит мелодия так гибко, затихло все! Играет……(скрипка)!
Преподаватель объясняет – почему скрипка относится к струнным смычковым инструментам.
12.)Орган. Звучит орган Домского собора.
Это что за инструмент высотою в целый дом?
В трубы, в дерево одет, украшения на нем?
Голосов имеет много этот звучный великан
Он то ласковый, то строгий, а зовут его….(орган).
Поскольку орган – редкий инструмент, и дети практически ничего не знают о нем, - преподаватель показывает – как он выглядит, как устроен, почему у него несколько клавиатур – мануалов и так много педалей для ног.
Почетная должность – играть на органе
Своими руками, своими ногами!
Орган – это музыки пышный дворец,
Органную музыку слышит творец!
13.) Флейта. Звучит флейта. Дети рассматривают изображение инструмента, уже сами объясняют – почему он относится к духовым. Определяют характер звучащей музыки, а также слушают стихи:
Заиграю я на флейте, слушают меня все дети.
Полечку играю смело, флейта весело запела!
14.) Саксофон. Звучит джазовая мелодия. Детки пытаются угадать – что за инструмент ее играет, а также слушают стихи о саксофоне:
Благородный саксофон, джаз всегда играет он
Я подую в саксофон – зазвучит красиво он!
Попутно вспоминаем о том, что он тоже относится к разряду духовых.
15.) Ксилофон. Преподаватель демонстрирует детский ксилофон, лежащий на столе, дает «поиграть» желающим. Дает послушать и посмотреть виртуозное видео-исполнение с конкурса «Щелкунчик» подростка на взрослом ксилофоне:
Ксилофон: « Дин-дон, дин-дон»
Слышен нежный перезвон
По брусочкам бью дин-дон,
Создаю мелодий звон.
Ребятам очень нравится звучание ксилофона. Немножко останавливаемся на его строении:
Мне мостик через речку напомнил ксилофон,
Где в ряд лежат дощечки, и свой у каждой звон.
Дрожат они легонько на стареньких гвоздях,
Когда колотят звонко в них палочки дождя!
16.) Труба. Громкоголосно звучит позывной трубы. Ребята угадывают инструмент, прослушав стих-загадку:
Низким голосом медведь может громко зареветь
Слышно льва, хоть он не близко – его голос тоже низкий
Он звучит как ворожба, а зовут его…..(труба).
Преподаватель напоминает детям, что это духовой инструмент, который в прежние века часто «вел» солдат на бой:
Звучит сигнал, на бой зовет!
Вставай, солдат, она поет!
17.) Баян. Смотрим изображение инструмента, говорим о его строении, слушаем в записи его звучание. Вспоминаем про его родственницу - русскую гармонь.
На баяне дядя Ваня нам по вечерам играл
Песни пели Вера с Аней, а я весело плясал!
18.) Аккордеон. Дети слушают звучание аккордеона, рассматривают его изображение. Ведущая обращает внимание ребят на то, что баян и аккордеон – родственники, попутно объясняя – в чем схожесть, а в чем различие.
Есть на свете инструмент, равных в мире ему нет!
В нем соединили прям пианино и баян!
Звук чудесный издает, если кто играть начнет
Угадайте, кто же он? Правильно!......(аккордеон)!
- Музыкальный треугольник. Преподаватель демонстрирует звучание треугольника в оркестре, показывает детям этот инструмент, предлагая угадать его название. Звучат стихи:
В самый сказочный момент вступит этот инструмент.
Но совсем не каждый знает, что в оркестре он играет!
Тихо, нежно зазвенит, будто все посеребрит,
А затем умолкнет скоро по сигналу дирижера.
Знает это каждый школьник, что такое….(треугольник!) - отвечают хором ребята.
- Тамбурин. Преподаватель демонстрирует звучание тамбурина, показывает детям этот инструмент, предлагая угадать его название; объясняет - как он устроен и в каких случаях используется.Объясняет, что название это французское, а в русском народе часто он называется бубен.
Заключение: Вот видите, ребята, сколько музыкальных инструментов мы послушали сегодня, со сколькими познакомились! Но ведь это еще не все музыкальные инструменты. На свете их существует гораздо больше!
Инструменты, как вы заметили, могут звучать по отдельности (сольно), в дуэте, а также в оркестре или ансамбле.
В заключение, предлагаю ребятам для общего ознакомления посмотреть книжку - мини-энциклопедию в картинках, где изображены более редкие музыкальные инструменты, о которых я в своем рассказе речь не вела. Обещаю им, что сделаю отдельный классный час о них, так как это оказалось очень интересной и познавательной темой для беседы.
