К вопросу о нравственном воспитании студентов среднего профессионального образования средствами народной песни.

Черняева Тамара Евгеньевна

Воспитательная работа в СПО (среднее профессиональное образование) так же является неотъемлемой частью нравственного воспитания в образовательном процессе. Главная цель воспитательной работы – формирование гармонично-развитой, творчески-нравственной личности, способной работать в коллективе. Неотъемлемой частью жизни студентов хоровой специализации являются творческие конкурсы, концертные выступления. В рамках этого направления воспитательной деятельности регулярными стали организация и проведение тематических уроков по хоровому классу и ансамблевому пению («Капустинские вечёрки», «Масленица», «Покровские хороводы», «Пришла коляда на кануне Рождества», «Встреча весны»); проведение встреч с интересными людьми (мастер-класс с Н. Г. Бабкиной, с доцентами кафедры хорового пения музыкальной академии им. Гнесиных).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernyaeva_t_konferentsiya_2014.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Черняева Т. Е.

     преподаватель колледжа СГИИ

             г.Смоленск, 2014г.

К вопросу о нравственном воспитании студентов

среднего    профессионального образования

средствами народной песни.

        Элементы нравственно-этической и социально-педагогической направленности в образовательном процессе студентов сольного и хорового народного пения обеспечиваются посредством приобщения к лучшим традициям российской духовности, лучших образцов народной культуры, через изучение всех сторон фольклора. Знания играют важную роль как при организации деятельности, так и при её осмыслении, в результате чего и происходит формирование взглядов, убеждений, мировоззрения.

В формировании духовно – нравственных качеств большую роль играет культурная среда образовательного учреждения. Создание музыкально – творческой среды способствует профессиональному развитию студентов, оказывает большое воспитательное значение в плане приобщения молодёжи к ценностям музыкального искусства.

Воспитательная работа в СПО (среднее профессиональное образование) так же является неотъемлемой частью нравственного воспитания в образовательном процессе. Главная цель воспитательной работы – формирование гармонично-развитой, творчески-нравственной личности, способной работать в коллективе. Неотъемлемой частью жизни студентов хоровой специализации являются творческие конкурсы, концертные выступления. В рамках этого направления воспитательной деятельности регулярными стали организация и проведение тематических уроков по хоровому классу и ансамблевому пению («Капустинские вечёрки», «Масленица», «Покровские хороводы», «Пришла коляда на кануне Рождества», «Встреча весны»); проведение встреч с интересными людьми (мастер-класс с Н. Г. Бабкиной, с доцентами кафедры хорового пения музыкальной академии им. Гнесиных).

Песни как и пословицы неоценимы в умственном и нравственном воспитании подрастающего поколения. С одной стороны – они призывают к овладению богатым интеллектуальным опытом трудящихся, а с другой, представляют материал для раздумий, размышлений, обогащают память сведениями об окружающей действительности. Национальный музыкальный фольклор развивает эмоциональную отзывчивость на музыкальное и нравственное содержание народной песни.

Педагогическая ценность народной песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и доброму. Песней сопровождались все события народной жизни. Полный песенный цикл – это жизнь человека от рождения до смерти. Бестолковое, случайное отбрасывается тысячелетиями, происходит естественный, интеллектуальный, эстетический и этический отбор средств воспитания. Песня в этом ряду занимает особое место. Каждому возрасту соответствуют свои песни.

С большим интересом на хоровом классе, например, разучиваются плясовые, хороводные песни, имеющие поцелуйные концовки. С непониманием относятся студенты к  разучиванию фольклора в том виде, который дошёл до нас от наших бабушек. Для них становится непонятным звукоряды народной музыки, т.к. подлинный фольклор по ТВ не услышишь; с равнодушием относятся к выучиванию и пониманию текстов песен. Что касается диалектов или огласовок в пении – это вызывает улыбку и недоумение: «а для чего ломать язык?». Я не могу утверждать, что это происходит на всём протяжении учебного процесса, но в большей или меньшей степени эти признаки проявляются, правда, не у всех студентов. Это наблюдается на первом и втором курсах обучения. На третьем и четвёртом курсах студенты более серьёзно относятся к изучению народных традиций, песен, обрядов. Большую роль, при этом, играет правильно подобранный репертуар. При его подборе главными критериями являются:                              

- доступность музыкальному и исполнительскому развитию студентов;

- идейно – художественная ценность;

- профессиональная направленность;

- художественное разнообразие.

Песни должны быть различными по жанровым, эмоциональным признакам, должны вызывать положительную реакцию у студентов, заинтересовать их. В хоровой музыке большое предпочтение отдаётся произведениям, воспевающим красоту природы вообще и родного края в частности; чистоте и искренности человеческих отношений, любви к людям.

Главная задача, которая стоит перед преподавателем спец.дисциплин – научить студентов любить музыку своей страны, своего края. В среднем профессиональном образовании подобная работа со студентами проходит в рамках преподавания таких дисциплин как: сольное и хоровое пение, музыкальный фольклор Смоленщины, расшифровка народной музыки, изучение народных инструментов, основы народной хореографии. А так же в рамках репетиционной и концертной деятельности: студенческий фольклорный ансамбль «Потеха», Театр народной песни и танца СГИИ.

Процесс нравственного воспитания нынешних студентов призван формировать качества личности с ориентацией на будущее, воспитывать человека, стремящегося и способного совершенствовать себя. И если собственные усилия молодых людей направлены в противовес задачам конкретного вида воспитания, эффективность последнего снижается. Именно сознательное отношение молодого человека к учебной работе, дисциплинированное выполнение трудных и порой неприятных заданий делают возможным функционирование всего комплекса воспитательных средств.

                     Используемая литература

1. Данилюк,  А. Я. И др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России. – М.: Просвещение, 2010. -21с.

 2. Демакова, И. Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях/ И. Д. Демакова. - СПб.: КАРО, 2007. -160 с.

3. Болдырев, Н. И. нравственное воспитание школьников./ Н. И. Болдырев. – М.: Просвещение, 1979.

4. Высшее образование в России., №1 2011г., стр.63 -69.

5. Лунина, Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры: учебно-методическое пособие/ Г. В. Лунина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 125с.

6. Рувинский, Л. И. Нравственное воспитание личности/ Л. И. Рувимский. – М.: Изд-во Московского университета, 1981 – С. 3 – 180.

7. Удовицкая, Л. А.  Духовно – нравственное воспитание студентов педагогического колледжа средствами музыкально-театрального искусства/ Л. А. Удовицкая// Актуальные проблемы образования: теория и практика.: Всероссийская научно – практическая конференция. – Иркутск, 2012. – с.25-32.