Лирическая песня в быту человека

Черняева Тамара Евгеньевна

Популярность песни в течение нескольких  десятилетий свидетельствует о её высоких художественных достоинствах. И, если песня прожила не одно столетие и теперь продолжает доставлять людям радость и наслаждение, то это говорит о её исключительных качествах, о глубине  и красоте содержания, которое выражается  в слове и музыке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liricheskaya_pesnya_v_bytu_cheloveka.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                     Черняева Т. Е.

                                                                                                     преподаватель колледжа СГИИ

             8  февраля  2013

Лирическая песня в быту человека

Все у нас как будто грамотные, информированные люди, а на поверку – культурно, духовно развиты гораздо  меньше, чем иные из стариков и старух, у которых духовность заложена в крови, покоится на, испокон веков, существовавших в народе и передававшихся из поколения в поколение нравственных принципах.

                                                              Ф. Абрамов

Новое время – новые песни, утверждает пословица. В течение нескольких лет можно наблюдать, как одни песни, бывшие популярными, постепенно забываются. Им на смену приходят другие. Из большого числа песен, поющихся в какое-то время, умирают не все, лучшие из них продолжают жить вместе с новыми.

Популярность песни в течение нескольких  десятилетий свидетельствует о её высоких художественных достоинствах. И, если песня прожила не одно столетие и теперь продолжает доставлять людям радость и наслаждение, то это говорит о её исключительных качествах, о глубине  и красоте содержания, которое выражается  в слове и музыке.

Песни о любви составляют наиболее значительную часть русских лирических песен. В мирные времена, в эпохи войн и социальных потрясений людей занимают не только дела крупного масштаба,  у них есть интересы личного характера. У каждого человека своё представление о счастье, и каждый по-своему страдает и радуется, мечтает и надеется.

Лирические песни обладают такими качествами, что в устах множества людей, оказавшихся в сходных условиях, они становятся их собственными песнями, выражают именно их чувства и настроения. Эти песни пели парни и девушки, мужчины и женщины. Вслушиваясь в музыкально-интонационное  содержание песен и вдумываясь в их поэтические образы, мы не обнаружим в них ни слезливости, ни безысходной тоски, ни чувства безнадёжности. Мягко и задушевно, с огромной внутренней теплотой, просто и сдержанно повествуют они о всех жизненных тяготах и сердечном горе. В лирике раскрывается внутренний, духовный мир человека.

Определённое значение имеет возраст исполнителей: в говоре, песенном репертуаре и в манере исполнения старшего поколения заметнее сохранность элементов культуры коренного населения. В дореволюционной Смоленщине, например  крестьяне составляли 84% жителей  и это способствовало хорошей сохранности на Смоленщине местного традиционного фольклора. В песенных сюжетах крестьянской лирики нет радостных, светлых ,  жизнеутверждающих сюжетов. И, вместе с тем какой неисчерпаемый источник оптимизма должен был иметь народ, для того чтобы в условиях грубого, тёмного, бесправного быта создавать музыкально – поэтические образы светлые и целомудренные.

Сам по себе жанр лирической песни многообразен. Условно его можно разделить на несколько групп:

-  песни чисто лирические, построенные на выражении эмоции( песни о разлуке с милым, о горечи измены, песни о женской доле, о тяжести семейной жизни с мужем-пьяницей, о тоске по родному дому);

- песни беседные, исполнявшиеся обычно на пирушках или посиделках. Эти песни способствовали  сплочению в семейном  или дружеском кругу, или пелись просто для развлечения. В народе они назывались – «пьяницкие», «разгульные», семейно-бытовые сюжеты трактовались  шутливо;

- песни лироэпические, представленные песнями с сюжетами повествовательного характера, балладами, песнями воинскими и историческими.

Белинскому В.Г. принадлежит глубокое и очень полное определение основного содержания традиционных лирических песен: «Это или жалоба женщины, разлученной с милым сердца и насильно выданной за немилого и постылого, тоска по родине, заключающейся в родном доме и родном селе, ропот на чужбину, на варварское обращение мужа и свекрови. Если герой песни мужчина, тогда – воспоминание о милой, ненависть к жене, или ропот на горькую долю молодецкую, или звуки дикого, отчаянного веселия - насильственный мгновенный выход из рвущей душу тяжёлой тоски. Таково, по большей части, содержание всех русских народных песен» (Полн. собр.соч. в 13-ти т., т.5, с.329).

Протяжно – лирические песни исполнялись как ансамблем, так и сольно, т.к. было направлено на выражение личных эмоций, хотя и переживаемых в совместном пении. Со слов информантов: «На сенокос шли женщины и пели – тогда ж пели постоянно. Война кончилась, Господи, мужиков побили, слёз столька! Как позаревуть усе бабы! А мы, девки, выстроимся наперёд, песникак гаркнем. Бабы усе вытирают хвартуками слёзы и за нами песни! И развеселим...»  «Вот «Девка в горе...» - соберёмся, с покоса идём или у поле мы яё поём – и далё-ё-ка слышна! Песня жалосная, плачем па ей...»

Время исполнения  лирических песен строго определено в годовом цикле. Пелись в установленные календарные сроки и имели временные границы (в народе назывались – весенняя, летняя, восенная, зимовая). В поэтических  текстах (зачинах) лирических песен помещены ключевые слова, указывающие на какой – либо календарный сезон. Например:

-«Мимо саду, мимо рощи зеляной», «У ворот бела берёзонька стояла», «Вокруг сада соловьюшко прылетаеть» - исполнялись в весеннее – летний период;

-«Ти не тошно табе, речка, с тонким и льдом расставацца» - исполнялась во время ледохода, ранней весной;

-«Пряла, пряла куделюшку – головка болит» - пели зимой, т.к. именно в это время пряли;

-«На проходе всё весёлые наши деньки» - исполняли на масленицу, в «прощённый» день перед Великим постом.

Тексты и напевы песен часто варьировались. К примеру, загорюет женщина о том, что принуждена жить на чужбине, и запоёт, застонет высоконько: «Пойду – выйду за воротики – всё чужая сторона. Э -э...» -и заплачет тихонько на полуслове. И снова запела, а слова – уж собственные, сердцем нашептанные: «Мне не люба, мне не мила здешняя сторонка...»

Народной песне уготовано забвение, но не исчезло и не исчезнет то, что создано тысячами сердец наших предков, что прошло через века, что помогало выстоять и оставаться народом.

Народное творчество – это крепкие и верные корни наши, а дереву с крепкими корнями стоять до-о-лго!

       

 Литература

1. Живая вода. №18,/Сост. С.Н. Новиков – Изд. «Сов. Россия», 1990г.

2. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г., Русское народное творчество: Учебник для фил. спец. ст-тов. – 2-е изд., испр. и  доп. – М., Высш. Шк.,1983, 448с., с ил.

3. Русские народные песни Смоленской области: В записях 1930 – 1940 гг./ Сост., расшифр., коммент., Ф. Рубцова. – Л.: - Сов. Композитор, 1990, 160с.

4. Смоленский музыкально – этнографический сборник. Т.3. Сезонно – рпиуроченные лирические песни./ Ред. Кол. М.А. Енговатова, И. А. Никитина. – М., 2005. – 672., нот (Смоленский музыкально – этнографический сборник).