«Педагогические технологии работы по развитию творческих способностей детей на примере образцового хореографического ансамбля «Радужка»

Тронина Мария Александровна

Знание современных педагогических технологий на сегодняшний день является одним из условий успешной деятельности преподавателя. В хореографическом образовании использование различных технологий  обучения позволяет повысить качество обучения, более эффективно использовать учебное время, добиться высоких результатов в разного рода деятельности (учебной, внеклассной, конкурсной), развить познавательную и творческую активность детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_2015.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогические технологии работы по развитию творческих способностей детей на примере образцового хореографического ансамбля «Радужка»

Знание современных педагогических технологий на сегодняшний день является одним из условий успешной деятельности преподавателя. В хореографическом образовании использование различных технологий  обучения позволяет повысить качество обучения, более эффективно использовать учебное время, добиться высоких результатов в разного рода деятельности (учебной, внеклассной, конкурсной), развить познавательную и творческую активность детей. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы по развитию творческих способностей детей на примере хореографического ансамбля «Радужка».  Наш ансамбль существует уже 17 лет. Состав ансамбля формируется из числа учащихся хореографического отделения школы искусств. Следует отметить, что у нас нет жесткого отбора  при приеме на отделение,  поэтому многие дети имеют разный уровень подготовки и природные способности. Исходя из этого мы подбираем необходимые методы и способы работы с разноуровневым контингентом обучающихся. В своей работе придерживаемся следующего принципа: нет не способных детей, каждый ребенок в чем-то талантлив, но талантлив по-своему. Как зажечь искорку в ребенке, раскрыть его творческий потенциал, вызвать интерес и удержать его на протяжении всего обучения – вот вопросы, которые  стараемся решить. На хореографическом отделении мы построили учебно - воспитательный процесс так, чтобы он способствовал раскрытию и развитию творческих способностей детей, в основе которого лежит идея обучения, основанная не на пассивном изучении материала,  а на активном практическом овладении им.

В своей работе  используем различные педагогические технологии. Учитывая разноуровневый контингент учащихся, ведущей технологией обучения является личностно-ориентированный подход. Следуя данной технологии, процесс обучения выстраиваем таким образом, чтобы в полном объеме учитывались особенности характера ребенка, его тип темперамента, природные способности,  индивидуальные и возрастные особенности,  так как уровень усвоения материала и темп выполнения заданий у детей  разный.

Для эффективной работы и достижения высокого творческого результата используем следующие формы занятий: индивидуальные, мелкогрупповые и коллективные формы работы. Индивидуальные формы занятий применяются в работе с солистами, наиболее способными учащимися, а также с отстающими учащимися, которые плохо усвоили материал.   Мелкогрупповые формы формируются с учетом возрастных характеристик детей, половых признаков (группа мальчиков и группа девочек), а также группа может создаваться при постановке какого-либо танцевального номера, этюда. Индивидуальная и мелкогрупповая формы позволяют преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально - психологические особенности. Коллективные формы необходимы при проведении сводных репетиций ансамбля, постановке массовых номеров, в которых  принимают участие несколько возрастных групп.

 В работе с младшими учащимися применяем технологию игрового обучения. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность детей. Учебный материал преподносится в яркой образной форме. Данная технология позволяет в доступной для ребенка форме быстро и легко усвоить учебный материал, а  использование приемов образного перевоплощения и игры выступает как средство побуждения, стимулирования и повышения интереса учащихся к учебной деятельности, развивает творческие способности детей. Нами разработана методика нетрадиционных форм проведения занятий. Например: уроки-путешествия «Путешествие в страну Ритмика», «Путешествие к Радуге», тематические занятия: «Мы – олимпийцы», «На космической орбите», уроки в форме сказок «В гостях у сказки». Развитию творческих способностей младших школьников также способствуют постановки образно-сюжетных танцев («Утки-кантри  и рыбак», «Пингвины», «Тусовка Дедов Морозов», «Облака», «Новогодний карнавал», «Карнавал животных», «Волшебная страна», «Кино «Пираты», «Светлячки»  и др.)

Большое внимание уделяем работе с мальчиками. Для этого используем подход гендерного воспитания. Суть его заключается в раздельном обучении мальчиков и девочек. Обратить внимание к данной технологии побудила проблема нехватки мальчиков  в коллективе. Мальчики неохотно занимаются хореографией,  тогда как выигрышней танцевальный номер будет, если в нем участвуют мальчики. Наличие мальчиков в коллективе расширяет и обогащает его репертуар,  дает больше возможностей для хореографа в плане постановочной работы. Гендерный подход позволяет учитывать психологические и физические особенности мальчиков в обучении хореографии. Девочки в отличие от мальчиков быстрее и легче усваивают материал, для мальчиков требуется больше времени, у них хуже координация движений, хореографическая память. Совместное обучение тормозит учебный процесс, тогда как раздельное позволяет добиться наибольших результатов в освоении лексической и трюковой техники, повышается самооценка мальчиков, подчеркивается их индивидуальность, выявляются способности и склонности каждого из них, наиболее полно раскрываются творческие способности.

Учитывая нагрузку детей в общеобразовательной школе, в своей работе придерживаемся здоровьесберегающей организации учебного процесса. Эта технология, помогает решить следующие задачи: обеспечить организацию работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья, повысить мотивацию на здоровый образ жизни, а так же сформировать у детей устойчивое понимание, что занятия хореографией – способ поддержания здоровья, развития тела. Во время проведения учебных и репетиционных занятий учитываются следующие моменты:

- чередование нагрузок и отдыха, смена различных видов учебной деятельности;

- равномерное распределение частей урока, репетиций;        

- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, состояние их  здоровья;

- создание благоприятного психологического климата на уроке;

- снижение утомляемости детей путем использования игровых моментов;

- соблюдение гигиенических норм;

- проведение бесед о режиме дня, о пользе физических упражнений. Все перечисленное в комплексе позволяет воспитать осознанное отношение учащихся к своему здоровью.

        Для создания условий развития творческих способностей детей все большее значение приобретают информационные технологии. На хореографическом отделении ИКТ выполняют две функции: техническое обеспечение учебного процесса и образовательную. Образовательная функция заключается включением  в учебный процесс метода изложения учебного материала с помощью компьютерных презентаций. Данный метод  позволяет изменить  скорость подачи  материал на занятиях,  повышает мотивацию учения, обеспечивает  наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию. Преимущество этого метода подкрепляется проигрыванием аудиофайлов  и показом видеофрагментов, в результате чего зрительные образы   воспринимается на уровне ощущений, информация закрепляется подсознательно на уровне интуиции. Использование информационно-компьютерных технологий позволяет сделать учебную деятельность более содержательной, привлекательной и современной для детей, учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов, повысить качество обучения, желания учиться, сделать урок наглядным и динамичным.

Все большее значение приобретает технология проектного обучения.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество преподавателя и учащихся, развитие творческих способностей, формирование у детей стремления самим добывать и открывать новые знания и умения применять их практической  деятельности. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создавать условия, при  которых учащиеся:

  1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  2. учатся пользоваться приобретенными знаниям для решения познавательных и практических задач;
  3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  4. развивают у себя исследовательские умения;
  5. развивают системное мышление.

                Данную технологию мы используем при проведении учебных занятий, а также при организации отчетных и тематических концертов. Например, в этом учебном году в разработке находится творческий проект «Удмуртский народный костюм». Руководитель проекта Волошина Е.Е. Суть его заключается  в совместной разработке  учащихся 5 класса  эскиза сценического костюма к удмуртскому танцу «Поймай платок» и презентации его на отчетном концерте. Цель данного проекта – знакомство учащихся с удмуртским национальным костюмом, умения выразить свое отношение к удмуртскому костюму, умения самостоятельно и  творчески подойти к проектированию и созданию удмуртского национального костюма, применить творческое видение сценического костюма к исполняемому танцу.  Реализация любого творческого  проекта требует определенных затрат времени. Проект  «Удмуртский народный костюм» разбит на несколько этапов. 1 этап – подготовительный - это постановка проблемы и основных направлений деятельности. 2 этап – исследовательский, он включает экскурсии в Дебесский Дом ремесел и промыслов,  в музей Сибирского тракта, где учащиеся знакомятся с историей удмуртского костюма, национальными особенностями кроя и шитья, удмуртским орнаментом. На этом этапе  учащиеся самостоятельно добывают информацию об удмуртском костюме, источниками информации служат ресурсы Интернета и районной библиотеки,  совместно  с преподавателем анализируют  полученную информацию и отбирают нужную информацию для решения задач данного проекта. 3 этап – практический, самостоятельная разработка учащимися эскиза удмуртского костюма к удмуртскому танцу «Поймай платок». На данном этапе преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.  4 этап – презентация проекта, его публичная защита на отчетном концерте школы искусств в декабре 2015 года.  Учащиеся исполняют удмуртский танец «Поймай платок», где демонстрируют удмуртский костюм, эскиз которого создан ими самими. Значимость данного проекта заключается в том, что учащиеся принимают самое активное участие в создании сценического номера, у них формируется убеждение, что успех выступления  зависит отличного вклада каждого их них, приучает детей к ответственности за результаты своего труда.

С целью популяризации удмуртской национальной культуры Трониной М.А. был разработан проект «Выль эктон шо:м» («Танец на новый лад»). Развитие национальной культуры на сегодняшний день остается одним из главнейших направлений деятельности в современной жизни. Было проанализировано, что многим современным детям не  интересен традиционный удмуртский народный танец. Эта тенденция может привести к тому, что будут утеряны истоки удмуртской танцевальной культуры.

Для сохранения национальной танцевальной самобытности удмуртского танца среди детей был найден следующий путь решения проблемы – это его стилизация, то есть соединение в единое традиционного и современного. Именно таким образом дети увлеченно  познают удмуртский танец. На  конкурсах и фестивалях на протяжении всей своей деятельности ансамбль «Радужка» представляет удмуртские стилизованные танцы, которые высоко оцениваются жюри, награждая коллектив Дипломами Лауреатов и Гран-При.

Анализируя данный опыт, можно сделать вывод: стилизованный танец -  актуальный, современный, модный, может стать средством популяризации современной национальной культуры.

Стилизованный удмуртский танец – это осовременивание удмуртского народного танца, его презентация в современном стиле. При этом основой зарождения стилизованного танца всегда является фольклорный танец, народная музыка и народный костюм. Если брать образное сравнение, то фольклорный танец – это яичница. То есть, простой танец без различных усложнений. Но люди научились различным вариантам  приготовления яичницы. Например, омлет (селянка). В нем намешано несколько определенных ингредиентов.  Так и стилизованный танец смешан из нескольких ингредиентов. Это танец, музыка, костюм. Если в омлете нарушить пропорции, то он потеряет свои вкусовые качества. Так и в стилизованном танце основные компоненты должны присутствовать в гармонии друг с другом. Иначе танец потеряет национальный колорит. Нужно уметь сохранять этот колорит. Именно для этого в рамках проекта предусматривается  проведение творческой площадки «Выль эктон шо:м», включающей в себя обобщение опыта хореографических коллективов  по созданию стилизованного танца, проведение мастер-классов и создание бренда удмуртского стилизованного танца «С’елянка’», помогающего профессионально грамотно пользоваться данным направлением танца.

Также проектные технологии мы используем при создании и реализации творческих проектов, таких как юбилейный концерт ансамбля «Радужка» «Краски радуги», «Дети солнца», «Продолжение следует…» и др.

        В целом, концепция разработки проектов может быть различной направленности. Проектная деятельность на хореографическом отделении  помогает в развитии данного отделения, в его рекламе, в обобщении опыта работы хореографов, в привлечении учащихся к хореографическому искусству,  в развитии фестивальной и концертной деятельности и пр. Следует заниматься данным направлением, что поможет упрочить положение хореографического отделения, разнообразить его деятельность.

        В постановочной работе мы ориентируемся на интересы, стремления и желания детей. Если ребенку нравится исполняемый номер, его  творческий потенциал еще больше раскрывается. В репертуар нашего коллектива входят детские эстрадные постановки, народные танцы, есть номера, построенные на современной пластике. Особенно полюбился такой жанр как стилизованный народный танец. Прием стилизации способствует расширению выразительных средств, обогащает номер образно и эмоционально.  Многие постановки нашего ансамбля полюбились зрителям, это удмуртские стилизованные танцы: «Мелодия тоски», «Вечная река», «Колесо истории», «Супер удмурты», «Девичьи посиделки», русские стилизованные танцы «Утром в деревне», « Купальские забавы», «Думы окаянные».

        Немаловажное значение развитию творческих способностей детей способствует такая форма работы как участие  учащихся во внеклассных мероприятиях. Привлечение детей к участию в различных творческих мероприятиях, выступлениях воспитывает культуру творческой деятельности, расширяет их общий кругозор. У каждого учащегося есть прекрасная возможность соприкоснуться с различными видами творческой деятельности, которые помогают ему раскрыть и развивать в себе талант и способности не только в хореографической области, но и в других - театральной, вокальной. Учащиеся принимают активное участие в подготовке и проведении многих школьных мероприятиях таких,  как «День знаний», «Посвящение в первоклассники», новогодних праздников, выпускных вечеров, театрализации отчетных  и тематических концертов и внеклассных мероприятий.

        Значительному росту творческих способностей детей способствует участие ансамбля в конкурсах и фестивалях. Конкурсная деятельность является значимым результатом развития  творческого потенциала и важной частью целостного развития личности каждого ребенка. Цель данного вида деятельности – проявление учащимися определенного уровня мастерства, достигнутого  в процессе их учебной деятельности.  Участие  в конкурсах способствует созданию условий для художественного роста участников, созданию среды для творческого общения, представляет возможность учащимся реализовать свои творческие способности, способствует ранней профессиональной ориентации учащихся. Наш коллектив старается каждый год принимать участие в  конкурсах различного уровня. В творческой копилке коллектива имеются Дипломы всех степеней, награды и благодарственные письма.

         Таким образом, использование разнообразных форм и методов обучения, педагогических технологий активизируют творческие способности детей, формируют у них устойчивую мотивацию, позволяют добиваться положительных результатов в обучении.