статья "Педагогическая ценность музыкального и игрового фольклора в воспитании и социализации современного ребенка."

Балакирева Татьяна Ивановна

 Статья "Педагогическая ценность музыкального и игрового фольклора в воспитании и социализации современного ребенка." Это обобщение педагогического опыта работы .

Наблюдение за развитием детей занимающихся музыкальным фольклором,использовании различных форм и методов работы в воспитании современного ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sotsializatsiya.balakireva_t.i.docx24.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

          Т.И. Балакирева.

Педагогическая ценность музыкального и игрового фольклора в воспитании и социализации современного ребенка.

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий дети совсем мало играют в музыкально-подвижные, традиционно русские игры, но по прежнему самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание всесторонне развитого, высоконравственного человека, ведущего здоровый образ жизни.

Мир детства не мыслим без игрового фольклора. «Не от еды растёт ребёнок, а от радости» – гласит народная мудрость. Во все времена дети росли, развивались физически, нравственно получали первые уроки этикета, мужества, совершенствовали свои творческие способности через музыкально-игровой фольклор.

Игровой фольклор необходимо использовать и в современной педагогике, т.к. своей яркостью красок он вызывает у детей положительные эмоции – хорошее настроение, обеспечивает психологическую разгрузку, ощущение радости, чувство защищённости, уверенности в себе, готовит к взрослой жизни. Народная педагогика, которая шлифовалось веками, остается современной, и по сей день. Сегодня важно помнить о педагогической ценности музыкально- игрового фольклора в воспитании и социализации современного ребенка.

«Социализация» – это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром, это процесс адаптации к окружающему миру.

Сегодня ребенок находится в сложной ситуации, большого информационного потока и без помощи родителей, педагогов и старших друзей, ему очень сложно адаптироваться.

Часто современные родители, придя на занятие в детское объединение, нередко жалуются, что ребенок не хочет играть, совершенно не умеет общаться со сверстниками и испытывает трудности, боязнь принимать самостоятельно решения. Хотя ему не в чем не отказывают игр и игрушек у него достаточно.

В традиционной культуре дети вместе с родителями изготавливали игрушки, берегли и получали радость общения, увлеченно играли с ними, каждый раз как с новыми. Развивали воображение, изучали и познавали быт.  Кукольный мир увлекал возможностью «проиграть» жизненные ситуации так, как хотелось бы девочке, а не так, как они разворачивались на самом деле. Ситуации для игры брались из окружающей жизни взрослых, всегда сопровождалась пением и музыкальным сопровождением с народными инструментами. Излюбленные сюжеты игр: «гости», «свадьба» (приготовление приданного, сватовство, сговор, застолья). Какой простор для творчества и фантазии.

 У современного ребенка сегодня для игровой деятельности есть все, перенасыщение влечет за собой скуку, апатию. Не способствует развитию детской инициативы. Ребенку для полноценного развития необходимо прикладывать какие-то усилия: домысливать, фантазировать, учиться делать многое своими руками.

В итоге формируется психология потребителя, привычка скользить по течению, уклоняться от трудностей - то, на что сейчас так часто сетуют родители. Вот только играть родителям с ребенком нет времени…Нет не вечерней сказки, не колыбельной песни. Многие мамы стесняются петь детям из-за отсутствия музыкальных способностей.

Различные жанры колыбельных песен, передают очень глубокий смысл, где в одной песни вся жизнь проходит. С раннего детства в русских семьях ребенок готовился стать членом коллектива, должен играть в нем определенную роль как в трудовой деятельности, так и в семье. В колыбельной записанной в Архангельской области, Каргопольском районе поется:

Уж ты спи сынок, не майся. Во свою семью удайся.

Ты удайся во того, кто работает добро.

Ты еще удайся в тех, кто на свете лучше всех!

Будешь роду не простого, поколенья не пустого.

Именного с раннего возраста у ребенка формируются навыки необходимые для полноценной жизни в обществе.

«Кто без присмотра, без игры в колыбели, тот весь век не при деле». Народная мудрость.

Существует ряд народных игр, основанных на небольших простейших попевках («Заинька», «Чижик», «Летели две птички».) Эти игры дают возможность окружить заботой, вниманием, научить детей радоваться жизни, положить основу доверительных отношений с людьми. Символические музыкальные игры развивают фантазию и творчество. Велико число музыкальных игр, отражающих труд людей. Это «Редька», «Горох», «Лен-зеленой», «Мак» и другие. Все они не только показывают всё разнообразие труда, но и учат ценить его, выражать своё отношение к происходящему.

Этнопедагогика легко решает многие вопросы воспитания при помощи музыкального и игрового фольклора. Это, еще «кладовая знаний и умений» для творческого развития детей.

Ребенок, играя, учится контролировать свои эмоции, действовать по законам игры. А что доставит ребенку большей радости смеха, веселья как не музыкально- игровой фольклор, ведь он сопровождала его с младенчества до самого зрелого возраста. Хорошая игра – маленький праздник для ребенка, который не проходит бесследно. Игра учила и не только радоваться, но с достоинством принимать решения.

Основа душевного здоровья – творчество - а оно без границ, поэтому одна и та же игра в разных местах играется по-разному. Еще одна мудрость гласит: «Дети играют, что птицы поют». Не зря народ придумал так много игр, связанных с движением: они развивают ловкость, гибкость, силу, хорошо тренирует и к тому же заставляет работать головой – ведь в каждой игре есть цель, к которой стремятся играющие. И еще одна радость есть в таких играх – радость общения и единения.

На занятиях с детьми, по музыкальному фольклору, мы видим, как постепенно раскрываются творческие способности ребенка, так сразу появляется уверенное поведение в коллективной и совместной деятельности, снимается психологическое напряжение, проявляется индивидуальность. Развитие навыков уверенного поведения является важнейшей составляющей процесса социализации и социальной адаптации. Главная задача педагога: научить детей играть активно и самостоятельно. Тогда они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания, находить выход из критического положения, быстро принимать решения, проявлять инициативу.

Детский музыкально-игровой фольклор - это и музыкотерапия.

 Музыкальные занятия детским игровым фольклором улучшают

  • Работу мозга и памяти.
  • Пение и игра на музыкальных инструментах - отличный антидепрессант
  • Помогают правильно ставить цели и находить оптимальные решения.
  •  Избавляют от психологических зажимов,
  • Концентрируют внимание на самом важном.
  • Решают проблемы с дикцией и координацией движения.
  • Вырабатывают артистизм, который нередко может пригодиться и в других сферах жизни
  • Играть, или петь - это еще и просто огромное удовольствие.

Музыкально игровой фольклор — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Необходимо отметить, что проблема социализации детей является актуальной во все времена. Педагогам необходимо знать, на какие моменты обращать внимание при воспитании детей, какие средства использовать при этом. Бесспорно, ребёнку трудно, да, практически, и невозможно самостоятельно пройти весь процесс социализации. Роль родителей, педагогов, окружения велика для этого. Помочь в этом может народное творчество, а именно: народные музыкальные игры и фольклор, созданные народом, близкие детям по восприятию и образам. Они несут в себе огромную педагогическую ценность. В них есть всё необходимое для успешного приобщения детей к окружающему миру, к социальной действительности. Через детский музыкально - игровой фольклор у педагогов есть возможность воспитать хорошо развитых, готовых к жизни во взрослом обществе детей, которые ещё в детстве постигнут первые опыты общения, взаимодействия, освоят социальные и нравственные нормы.

Педагогическая ценность детского фольклора очень велика она помогает в воспитании современного ребенка и социализации его в обществе. Музыкально-игровой фольклор необходимо использовать с раннего детства в современной педагогике и в семье. Это путь к жизненному успеху и воспитанию здорового поколения с раннего детства. Использованная литература.

  1. Е.А. Покровский «Детские игры преимущественно русские». Санкт-Петербург Историческое наследие, 1994 г.
  2. И. Панкеев «Русские народные игры», Москва 1998 г.
  3. А.Ф. Некрылова «Круглый год», Москва издательство «Правда» 1991 г.
  4. 6.Аркин Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание в семье от года до зрелости- Изд.2- е- М.: Учпедгиз, 1957.
  5. И.А.Качанова. Народные игры в содержании образования в дошкольном учреждении //Источник: информационно-методический и научно педагогический журнал департамента образования администрации Вологодской области и Вологодского института развития образования, 2002- № 4.