«ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА ЧУВАШИИ»

Николаев Александр Юрьевич

Глава 1. Традиционная народная культура.

 1.1. Чувашская народная песня .

1.2. Чувашские народные музыкальные  инструменты.

Глава 2. Чувашский музыкальный фольклор в процессе музыкального

 обучения.

2.1. Музыкально-педагогическое значение чувашской песни.

2.2. Чувашский музыкальный фольклор как эффективное средство музыкального обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ll_vserossiyskaya_nauchno.docx666.09 КБ

Предварительный просмотр:

ll Всероссийская  научно- практическая конференция

«Традиционные и инновационные технологии в преподавании предметов академического искусства»

Секция: МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Тема:

«ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА ЧУВАШИИ»

                                                                                 Сведения об авторе:

                                                        Николаев Александр Юрьевич,

                                                            преподаватель первой

                                                            квалификационной категории  МБОУ ДО

                                                            «Мариинско-Посадская ДШИ»

                                                              Чувашской Республики

                                                               

       

                                                                2018 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………1-3 стр.

Глава 1. Традиционная народная культура…………………………………...3 стр.

 1.1. Чувашская народная песня …………………………………………….3-4 стр.

1.2. Чувашские народные музыкальные  инструменты……………………4-5 стр.

Глава 2. Чувашский музыкальный фольклор в процессе музыкального

 обучения……………………………………………………………………….5 стр.

2.1. Музыкально-педагогическое значение чувашской песни…………………. 5-8 стр.

2.2. Чувашский музыкальный фольклор как эффективное средство музыкального обучения и воспитания……………………………………………………….. 8-10 стр.        

Заключение……………………………………………………………………10 стр.

Список использованной литературы

Приложение

Введение

В культуре чувашского народа XX век породил небывалый  вид деятельности — профессиональное художественное творчество. В самом его начале возникли и получили быстрое развитие национальные литература, театр, музыка, изобразительное искусство. В этом ряду музыка традиционно занимает видное место.

 Музыка в современных условиях становится одним из ведущих факторов духовного развития личности, что поднимает не только профессиональную , но и моральную ответственность педагогов в музыкальном воспитании молодежи.

В древности чувашские дети получали полноценное эстетическое воспитание, порою даже близко несравнимое с недостаточным эстетическим воспитанием современных детей. Историк и этнограф В.К. Магаицкий писал: «Замечательно, что чуваши обладают богатыми музыкальными способностями: дети лет 12—14 с искусством вторят на балалайке гуслям, а на последних — скрипке. Русский этнограф конца XIX века В.А. Мошков, работая с солдатами разных национальностей, отмечал: «Из числа упомянутых инородцев чуваши, как мне кажется, самый музыкальный или наиболее любящий музыку народ. Из представителей других инородцев, кроме татар, редкий мог пропеть песни своей родины: большинство или не знало их вовсе, или забыло на службе, тогда как среди чуваш [ей] мне не доводилось еще встретить ни одного человека, который не пел бы своих родных песен. ...От некоторых, записав около 20 мелодий, я далеко еще не исчерпывал их материала... между тем как все остальные из названных мною инородцев... не могли сообщить их более десятка. По сравнению с другими инородцами, записывание музыки от чуваш[ей] было очень легко, потому что они передавали мелодию чрезвычайно твердо». 

На сегодняшний день у школьников, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к народной музыке.  

Состояние современной музыкальной культуры, характеризующейся «нашествием» зарубежных и отечественных культурно-потребительских ценностей, повысила значимость формирования духовной культуры личности.

Развлекательная  природа этой культуры не гуманизирует личность, а напротив, сужает ее интересы и устремления, выдвигая на первый план культ силы и воздействие на физиологию, соответствующей стереотипам «массового человека». Такое поверхностное музыкальное восприятие формирует негативный для личности поверхностно-потребительский тип музыкальной культуры. Поэтому актуальность темы  исследования: проблема формирования музыкально-эстетической культуры у  детей, подростков и молодежи.

Решение данной проблемы и составляет цель исследования.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

1. Определить особенности чувашского фольклора.

2. Раскрыть специфику чувашских инструментов.

3. Описать музыкально-педагогические возможности  чувашских песен.

Научная новизна: определение чувашской народной песни  на основании учета идейно-нравственных, эстетических и художественных качеств как основной начальный музыкально-педагогический материал в музыкальном обучении и воспитании.

В исследовании использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Научная и практическая значимость: чувашский музыкальный фольклор обладает неограниченными музыкально-педагогическими возможностями и способствует эффективному формированию музыкально-эстетической культуры личности.

Основные научные положения, выносимые на защиту:

чувашская народная песня;

чувашские народные музыкальные инструменты;

музыкально-педагогическое значение чувашской народной песни;

чувашский музыкальный фольклор как эффективное средство музыкального обучения и воспитания.

Основная часть

Глава 1. Традиционная народная культура

 1.1. Чувашская народная песня

Опыт всей истории человечества убедительно доказывает, что музыкальная культура отражает жизнь человека, социальной группы и общества на всех этапах их развития. Значительную часть музыкальной культуры составляет фольклор, как многогранное явление духовной жизни народа.

Одним из основных традиционных жанров национального музыкального фольклора является песня, представляющая собой глубокий и правдивый музыкальный образ народа, его характера, психологии и мировоззрения.

Чувашская народная песня сопровождала все важнейшие события в жизни семьи, она непременно звучала на языческих и христианских праздниках. Если народная песня подвергалась более активной разработке, обогащаясь авторскими приемами, то такое сочинение называли обработкой. Особенно  много гармонизаций и обработок оставили первые чувашские композиторы Ф.П. Павлов или Г.В. Воробьев.,С.М. Максимов,,Г.Г. Лисков, А.Н. Тогаев. Эти сочинения и ныне составляют классику чувашской музыки, по ним судят о красоте и богатстве чувашских народных песен.

К чувашским весенним праздникам относятся — çăварни (масленица), вирӗм, сӗрен, акатуй; летним — çимӗк (семик); осенним праздникам — кӗр сăри (осенний пир); зимним праздникам — сурхури (святки). Все праздники и обряды имели свой круг песен и они, соответственно, разделяются на застольные, свадебные, масленичные, хороводные, игровые, посиделочные и т.д. Возникновение каждого отдельного жанра связано с определенными трудовыми процессами, жизненными явлениями. Поэтому «чувашские народные песни подразделяются на трудовые, обрядовые, семейно-бытовые, баллады и частушки. Например,главное назначение трудовых песен — воодушевление и настрой на выполнение предстоящей работы. Классическим образцом песен помочей является песня «Нимене».

Мелодия чувашских песен подчиняется стихосложению и представляет собой попевку с характерным ритмическим развитием. Ритмическая сторона чувашских песен ярко выражена. Нередко, именно ритм, выступая на первый план, особенно выразительно подчеркивает национальный колорит. Эту особенность чувашских песен подметили еще ученые прошлого столетия: «...в чувашских песнях музыкальный ритм вполне подчиняет слова, не считаясь часто с их грамматическими ударениями».

В чувашских народных песнях используются самые разнообразные тактовые структуры, начиная от двухдольного и до девятидольного строения такта. Наиболее распространены двух- и четырехдольные размеры. Очень часто встречаются сложные размеры и переменные метры.

Метроритм в чувашской музыке сложен и ритмическая формула чаще всего строится таким образом, что происходит смещение ударения с сильной доли на слабую, которая и подчеркивается при исполнении. Наиболее распространенный ритмический рисунок: «...ритмическая фигура ровными восьмыми или с дроблением второй восьмой». Это напоминает характерную ритмику чувашской плясовой инструментальной музыки.

Исполняются народные песни в сравнительно медленных и умеренных темпах. Очень редко наблюдается смена темпов. Обычно изменения в темпе происходят в развернутых, более сложных формах, в частности, в некоторых свадебных песнях. Но агогика не характерна для чувашского песенного фольклора и, как правило, напевы имеют умеренный, до конца выдержанный темп.

Динамика в исполнении чувашских народных песен преобладает от «Р» до «mp». А «F» встречается очень редко, иногда как контраст к основной исполнительской динамике — «Р».

1.2. Чувашские народные музыкальные инструменты

Прекрасный знаток чувашского быта и культуры профессор Н.В. Никольский отмечал: «Инструментальная музыка чуваш [ей] более разновидна, чем у других народностей Поволжья». По словам В.А. Мошкова, «едва ли у кого-либо из наших восточных инородцев найдется в употреблении столько разновидностей музыкальных инструментов, как у этих последних [т.е. чувашей]».

Многие исследователи писали, что для чувашей было характерно ансамблевое музицирование. К примеру, русский ученый XVIII века КХ. Милъкович отмечал, что чуваши любили играть на разных инструментах, как бы создавая оркестр.

Сугубо национальными музыкальными инструментами у чувашей являются: духовые - шăпăр (волынка из бычьего пузыря), тутут (пастуший рожок), сăрнай (волынка из козьей кожи), шăхлич (дудка); струнные — кӗсле (гусли), сӗрме купас (скрипка), тăмра (домра, балалайка); ударные — параппан (барабан), хăнкăрмаллă параппан (бубен), тренчӗл или чан-чан (треугольник); клавишные — хут купăс (гармоника). Также существует ряд других инструментов и приспособлений, например, купас (варган), называвшийся в старину палнай.

По старинным чувашским преданиям музыканты, играющие на народных музыкальных инструментах, обладали колдовской магической силой.

Глава 2.   Чувашский музыкальный фольклор в процессе музыкального обучения и воспитания        

2.1.        Музыкально-педагогическое значение чувашской песни.

Одной из основных проблем музыкального обучения и воспитания является определение соответствующего педагогического музыкального материала, с которого целесообразнее начинать первые шаги в освоении музыки.

Известный композитор и педагог, создатель педагогической концепции музыкально-эстетического воспитания Д.Б.Кабалевский писал: «...музыкальное воспитание должно строиться на органичном сочетании трех элементов: народной музыки, классической и музыки современной» . Актуальным при этом остается вопрос о начальном музыкальном материале, который бы способствовал эффективности музыкального обучения и дальнейшему приобщению учащихся на его основе к высокохудожественной музыкальной культуре.

В отдельных современных западных методиках музыкального воспитания обучение музыкальному искусству начинается с поп- и рок-музыки. В этом же плане используется и джазовая музыка как средство, позволяющее «вывести» учащихся на классику. «Отчего бы нам не попытаться привести наших учеников через джаз к Баху, Моцарту, Бетховену, Хиндемиту и Стравинскому?» . В педагогической практике других зарубежных педагогов современная поп- и рок-музыка приравнивается к классической музыке.

В прогрессивных зарубежных методиках музыкального воспитания З.Кодаи, (Венгрия), Б.Тричкова (Болгария), К.Орфа (Австрия), Пьера ван Хауве (Голландия), Акико Сэки (Япония) на первоначальном этапе музыкального обучения основным художественно-педагогическим средством служит народная музыка.

Отечественная музыкальная педагогика, используя опыт лучших педагогов-исследователей, также основывается на применении    в    процессе    начального    музыкального    обучения народной музыки. «Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка народу, от его народной песни».

В этом плане чувашская народная песня имеет неограниченный воспитательный потенциал и большие возможности использования ее в качестве музыкально-педагогического средства.

Рассмотрим более подробно музыкально-педагогические особенности чувашского песенного фольклора. В чувашской народной песне отражены труд и быт народа, его взгляды на природу и общество, морально-этические и эстетические идеалы. В ней присутствуют гуманизм и заботливое отношение людей друг к другу. Чувашская народная песня воспитывает вежливость, уважение к старшим, верность и справедливость, любовь к учению и скромность. Ученые отмечали, что чувашская народная песня среди песен других народов выделяется своей эмоциональной настроенностью, слиянием человеческих чувств и переживаний с картинами и образами природы. В ней мы встречаем отождествления человеческих достоинств с окружающей природой: примеры мужества и силы - дуб, быстроты -ветер, стройности - береза и камыш, красоты - цветок.

Ведущий чувашский ученый, этнопедагог  Г. Н. Волков, характеризуя чувашские традиции в эстетическом воспитании, подчеркивал: «В народном творчестве суждений о красоте почти нет. Народ пел красивые песни, создавал красивые орудия труда и одежду, прекрасны были народные праздники. Красоту народ ценил в деле, в действии, в действительности слов о ней было мало: ее надо было понимать и чувствовать. Прекрасное - не самоцель, оно неотъемлемая часть жизни народа» .

Ценность чувашской народной песни мы видим в ее правдивости и глубине содержания, в выразительности формы. В центре внимания песен - человек во всем богатстве его лучших нравственных качеств, олицетворяющий идеал народа, и в этом проявляется их эстетическая закономерность. В чувашской народной песне выражены такие человеческие чувства и эмоции, сопереживание которых морально возвышает и обогащает личность. А это всегда находит понимание у различного слушателя, что в значительной степени способствует проявлению ее воспитательного воздействия.

Возможности идейного воспитания у чувашской народной песни также велики: текст делает более конкретными и определенными мысли, а музыка своей образной и эмоциональной силой умножает воздействие слов. В таких песнях, как «Ака-суха юрри» («Песня о сохе и плуге»), «Вăрман урлă каçрăмăр» («Через лес мы перешли»), «Çерем ватса вир акрăм» («А мы просо сеяли»), содержание проникнуто ощущениями глубокой привязанности и преданности своей родине, народу и родным местам.

Влияние чувашской народной песни на формирование определенных нравственных качеств и черт характера, душевный строй и принципы поведения личности заключается в эмоциональном воздействии песни, вытекающим из ее выразительной природы, ибо все, что относится к нравственности, непосредственно связано с чувствами. В песнях «Шăнкăрч» («Скворушка»), «Вӗç, вӗç, куккук» («Лети, лети, кукушка»), «Вӗлле хурчӗ» («Пчелка»), «Çӗмӗрт çеçки çурăлать» («Расцвела черемуха») отражается любовь чувашского народа к своей матушке-природе и т. д.  

 2.2. Чувашский музыкальный фольклор как эффективное средство музыкального обучения и воспитания

Значение формирования музыкально-эстетической культуры личности достаточно велико. Требования, предъявляемые современным обществом к личности любого рода профессии, предусматривают, прежде всего, разносторонний кругозор и высокий уровень ее культуры. Проблема формирования музыкально-эстетической культуры личности средствами национального музыкального фольклора на сегодняшний день является наиболее актуальной.

В  исследовании  рассмотрены музыкально-педагогические возможности чувашского музыкального фольклора, в частности, его использование в качестве эффективного средства формирования основных компонентов музыкально-эстетической культуры личности.

Мной  определены и теоретически обоснованы основные компоненты музыкально-эстетической культуры личности, которые включают в себя:

а)        музыкально-эстетические потребности;

б)        эстетическое восприятие и понимание музыки;

в)        музыкально-эстетические знания, умения и навыки;

г)        музыкально-эстетические оценочные представления

и суждения;

д)        музыкально-эстетический вкус;

е)        музыкально-эстетическая деятельность.

Рассмотрим более подробно процесс музыкального обучения и воспитания с использованием чувашского музыкального фольклора.

Эстетическое восприятие и понимания своей национальной музыки является более доступным для личности и осуществляется значительно легче и быстрее. В этом сказывается и исполнение фольклорных песен на родном языке, особенности национальной мелодии, национального музыкального мышления и менталитета личности. Все это способствует эффективному эстетическому восприятию, более глубокому пониманию содержания и особенностей музыки.

С этой целью в специально разработанной учебной программе представлены одноголосные чувашские народные песни и попевки, которые по своему содержанию созвучны жизненному опыту и опыту музыкально-эстетического восприятия учащихся. Чувашский фольклорный материал, предложенный в этих учебных программах, обогащает метроритмические слуховые представления, способствует активному развитию гармонического и полифонического слуха, раскрытию творческих и музыкально-исполнительских возможностей обучаемого. Эстетическое восприятие и углубленное понимание содержания чувашской фольклорной музыки, овладение на ее основе музыкально-эстетическими знаниями, умениями и навыками формирует в сознании личности определенные отношения к музыке. Эти отношения являются основой для развития личностных оценочных представлений и суждений. Эстетическое восприятие и осознанное понимание высокохудожественной национальной народной музыки способствует формированию правильных и разносторонних музыкально-эстетических оценочных представлений и суждений.

Уровень музыкально-эстетического вкуса соответственно определяет музыкально-эстетические потребности личности. Формирование  музыкально-эстетических  потребностей  личности обучаемого к лучшим образцам музыкального искусства осуществляется на основе ее приобщения к восприятию высокохудожественной национальной народной музыки.

Таким образом, изложенное выше позволяет нам утверждать, что такие элементы чувашской народной песни, как:

а)        родной язык;

б)        особенности национальной мелодии;

в)        национальное музыкальное мышление и менталитет;

г)        идейно-нравственная направленность;

д)        эстетическая направленность;

е)        художественная направленность

способствуют эффективному формированию основных компонентов музыкально-эстетической культуры личности.

Заключение

Музыкальное искусство чувашского народа всегда развивалось главным образом за счет собственных «внутренних» потенций. Это было подлинное самодвижение культуры. Картина развития современного народного музыкального искусства Чувашии находится в процессе становления. Основным смыслом всей исследовательской работы остается не просто выявление и обработка  народных песен, а сохранение и развитие самобытности этого явления . Безусловно, это будет обогащать как собственно народную, так и мировую культуру. Хочется надеяться, что данная работа будет способствовать появлению других исследователей, мастеров, музыкантов, и мы сумеем приблизиться к высокому уровню народной музыкальной культуры.

Библиографический список.

1.З.Асафьев Б. Глинка. М., 1950, стр. 231.

2. Брюсова Н.Я. Задачи народного музыкального образования. М., 1919.

3.Волков Г.Н Народные традиции чувашского народа. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1976.

4.Гусев В.Е. Эстетика фольклора. - Л.: Наука, 1967.-319с.

 5. Ю.Данилова: И.В. Камерно-инструментальная музыка молодых чувашских композиторов //Проблемы музыкального образования: Вестник ЧГПУ № 5.- Чебоксары, 1999. - 219с

6.  Жирнова Л.В. Чувашская хоровая литература. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1976.- 208с.

7.Илюхин Ю.А. Чувашская народная музыка. Материалы к курсу «Культура чувашского края».- Чебоксары, 1992.- 23с.

8.Кабалевкий Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание. (Статьи и выступления разных лет).- М.: Знание, 1984.- 64с.

9.Кудаков Ю.Д. Подготовка учителей музыки к формированию эстетической культуры школьников: Автореф. дисс…канд.пед.наук.- Чебоксары.1989.-18 с.

10.Кондратьев Н.Г.  Народное музыкальное искусство Чувашии. Чебоксары, 1991.

Приложение.

Влияние основных жанров чувашского песенного фольклора на формирование

личностных качеств личности