«Инструментальное фольклорное творчество обучающихся как метод изучения музыкальной культуры родного края»

Ватагина Наталья Николаевна

«Инструментальное фольклорное творчество обучающихся как метод изучения

музыкальной культуры родного края»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Детская школа искусств №6»

города Казани

Доклад на тему:

«Инструментальное фольклорное творчество обучающихся как метод изучения

музыкальной культуры родного края»

Подготовила:

Ватагина Наталья Николаевна,

преподаватель теоретических дисциплин,

 высшей  квалификационной категории

Казань, 2020г.

Сегодня, как никогда прежде, важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами собственной культурной самобытности. Нельзя забывать, что в течении многих веков в народной художественной культуре отражались наиболее целесообразные для выживания, проверенные опытом многих поколений стереотипы поведения в природной среде и социуме. Они обеспечивали выживание народа, помогали ему сохранить духовное и физическое здоровье. Возрождение традиций народной художественной культуры сегодня – это путь духовно-нравственного исцеления и обновления нашего общества

Особая роль в сохранении и распространении в обществе традиций русского и других народов отводится сегодня сфере общего и дополнительного образования.

Одна из самых актуальных проблем стоящих перед современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому нашему воспитанию необходим поворот к жизненным проблемам современного общества, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях потребности в активной интеллектуальной деятельности. Мы считаем, что можно избежать этой ситуации, если музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных музыкальных инструментах.

Благодаря восприятию музыки, пению народных песен и игре на русских народных инструментах, ребенок обогащается, как личность. Эмоциональный толчок активизирует познавательную сферу. На народном музыкальном материале постигаются нравственно-эстетические истины в соответствии с возрастом и музыкальным опытом. Это тем более важно в наше сложное время, когда обучающегося окружает, так называемая, «коммерческая музыка» низкопробного достоинства. Наша задача – сохранить в детской душе родное, народное, национальное духовное богатство, не дать ему кануть в небытие. Поэтому возникла идея создания   современных  методов работы с фольклорным инструментальным  ансамблем,  где фольклор будет не штрихом к образованию, а его первоосновой.  

Существенной необходимостью является воспитание и развитие  обучающихся, опираясь на психологическую основу построения учебного процесса, где музыка, её выразительные средства (музыкальное движение, ритм, мелодия, гармония, форма, оркестровка и др.) становятся не целью, а средством. Это  помогает осуществлять учебный процесс, позволяющий решать задачу передачи общественно-исторического опыта музыкальной деятельности новому поколению.

Цель, которую преследует руководитель инструментального ансамбля, состоит в том, чтобы привить детям любовь к народной культуре, своим корням, дать им разностороннее творческое развитие.

Целью же создания фольклорного инструментального ансамбля в музыкальной школе было обращение юного поколения к нашей генной памяти, к вековому опыту русской традиционной культуры, возвращение к своим корням. Задача школы – реставрировать взаимосвязь поколений. Преподаватели школы делают все возможное в целях возрождения и передачи традиционного исполнительского мастерства юным казанцам, передает свой собственный опыт исполнительского мастерства – инструментального, певческого, хореографического, декоративно-прикладного .

Занятия в фольклорном ансамбле ложкарей «Ватага» даёт его участникам возможность разносторонне познать действительность, историю, национальные особенности труда и быта своих предков, их нравы и обычаи, мировоззрение и черты характера.

Воссоздание календарных традиций невозможно без осознания особенностей бытования фольклора, который всегда связан с определённой обрядовой и бытовой практикой.

На занятиях дети знакомятся с русскими народными традициями, обычаями, обрядами, бытом, народным фольклором. Проводятся народные фольклорные праздники, где дети вплотную соприкасаются с русской национальной культурой, а также играют на ложках и других народных музыкальных инструментах.

Разрабатывая программу, руководитель опирался на опыт ученых, работающих над этой проблемой. Таких, как Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» на его методику обучения игре на инструментах оркестра, технику изготовления детьми народных инструментов, на его авторскую программу «Музыкальная народная культура».

Увлекательная атмосфера уроков складывается благодаря постоянному чередованию форм работы. Мы учим стихи, придумываем к ним ритмическое сопровождение и даже сочиняем на их основе песенки и пьески. Мы создаем каждый раз новый вариант знакомого произведения, импровизируя новый аккомпанемент. Мы учимся слушать друг друга в ансамбле, слушать другого музыканта, когда он исполняет свою партию. Дети имеют возможность играть каждый раз на других инструментах, пробовать себя в разных ролях. Методика занятий такова, что на уроке нет пассивных и праздных – всегда для каждого ребенка есть свое посильное задание, каждый обучающийся ощущает себя музыкантом большого коллектива и ответственно выполняет порученное ему дело. Ну а результат – это то желание, с которым дети приходят на уроки.

Благодаря многочисленным выступлениям, ансамбль ложкарей «Ватага»,  приобретает и сценический опыт. «Ватага»– постоянный участник школьных праздников, концертов, открытых уроков, фестивалей, конкурсов, фольклорных экспедиций. По традиции, каждый учебный год завершается специальным концертом, где дети демонстрируют то, чему научились, каких успехов достигли.

                            ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

   Основным стратегическим результатом инструментального фольклорного ансамбля является развитие мотивации обучающихся к изучению народных культурных традиций, развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в областях изучения музыкальной культуры родного края.

  Фактическими результатами будут выступать полученные знания, умения, навыки обучающихся в различных областях фольклора.

   Взятые в совокупности, стратегические и тактические результаты освоения знаний, умений, навыков ансамбля ложкарей «Ватага» призваны способствовать развитию важнейших ключевых компетенций обучающихся, таких как:

•        Ценностно-смысловой компетенции, связанной с ценностными ориентирами, способностью видеть и понимать окружающий мир, разбираться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

•        Общекультурной компетенции, включающей круг вопросов, связанных с особенностями национальной и общечеловеческой культуры;

•        Коммуникативной компетенции, включающей в себя общение с людьми из ближайшего окружения, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями;

•        Социально-трудовой компетенции, означающей владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения;

•        Компетенции личного совершенствования, направленной на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Важную роль для детского инструментального фольклорного ансамбля   играют местные традиции и  обряды, в которых, как в зеркале, отразилась душа народа-создателя и носителя. Возрождение духовности надлежит начинать и с возрождения в новом качестве народных традиций, обрядов и фольклора, с их пропаганды и внедрения.

Список использованной литературы

1.        Афанасьев С. Работа с детским самодеятельным оркестром русских народных инструментов. – М., 1990.

2.        Буданков О., Вахутинский М., Петров В. Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах. – М., Музыка, 1975.

3.        Банин А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции.-М.,1997

4.        Васильев Ю., Широков А. рассказы о русских народных инструментах. – М., Советский композитор, 1975.

5.        ВертковК. Русские народные музыкальные инструменты.- Л.,1975

6.        Музыкальная энциклопедия. Т 1-6. М., 1973-82.

7.        Народная художественная культура. Под ред. Т. Баклановой- М.,2000

М., 1973.

8.        Пересада А. Оркестры русских народных инструментов. – М., 1985.