Методические рекомендации по проведению открытого урока по теме: «Хоровод и его формы» преподавателя МБОУ ДО ДШИ «Юбилейная» Мармэ О.А.

Карта анализа урока .

Методические рекомендации.

Этапы урока.

Цели урока.

Задачи .

Теория.

Практика.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению открытого урока по теме: «Хоровод и его формы» преподавателя МБОУ ДО ДШИ «Юбилейная» Мармэ О.А.

Народно-сценический танец является одним из основных предметов  хореографических дисциплин в ДШИ, неотъемлемой частью начального хореографического образования. Он всегда имеет ясно выраженную тему и идею. Народный танец распространенный вид народного творчества. На протяжении истории своего развития народный танец всегда был тесно связан с трудовым календарным сельскохозяйственным годом, поэтому он тесно связан и с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами, верованиями: рождение, свадьба, игры и др. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям. Все исторические перемены в быту человека наложили отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития не раз подвергался различными изменениям. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика.

Обучение народно-сценическому танцу в ДШИ совершенствует координацию движений учащихся, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, дает возможность учащимся понять и изучить разнообразие стилей и манеру исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяет и обогащает их исполнительские возможности. Перед знакомством с каждой народностью преподаватель делает небольшой экскурс в историю данного народа, рассказывая об его обычаях, характере, тематике танцев, хореографической лексике и костюме. Занятия по народно-сценическому танцу, как и другие специальные хореографические дисциплины, призваны воспитать основы общей культуры подрастающего поколения. В процессе занятий у детей формируются не только представления о хореографии, но и элементы общечеловеческой культуры: корректное поведение, ответственность, трудолюбие, самоконтроль.

Народно-сценический танец и методика его преподавания  - это система знаний, исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов системы классического хореографического искусства.

 Предмет этот раскрывает широкие возможности и для освоения техники, и для эмоционального развития актерских данных учащихся, знакомя с национальной пластической и музыкальной культурой народов мира.

Русский народный танец является одним из наиболее популярных видов народного творчества. Разучивать и исполнять элементы русского народного танца, а также танцевальные комбинации, составленные из различных движений, нужно только на середине зала. На начальном этапе обучения рекомендуется все элементы русского народного танца исполнять в так называемом чистом виде от двух до восьми раз поочередно. Упражнения исполняются только ногами; руки, корпус и голова находятся в основных положениях, т. е. статичны. Для разучивания ряда трудных элементов можно прибегнуть к помощи станка, держась за него одной или двумя руками, что служит подготовкой мышц и корпуса исполнителей к выполнению этих движений на середине зала. По мере освоения того или иного движения можно, добавляя различные положения рук, корпуса, головы, а также увеличивая темп музыкального сопровождения, усложнить его и разнообразить ритмический рисунок танца, обращая внимание на манеру и выразительность исполнения.

Когда элементы хорошо и правильно усвоены, их можно соединять в небольшие, затем в более сложные танцевальные комбинации. Желательно, чтобы часть танцевальных комбинаций была составлена из элементов, характерных для той или иной области, и исполнялась с соблюдением манеры и характера данного региона.

Темп музыкального сопровождения на первоначальном этапе обучения не должен быть быстрым. Выполнение элементов в большинстве упражнений проходит на музыкальный размер 2/4, поэтому перед каждым элементом этот музыкальный размер не указывается. Подход к изучению танцев должен быть  дифференцированный, с учетом возможностей отдельных учащихся.

Составим карту анализа урока и рассмотрим специфику обучения хороводу на уроке хореографии в младших классах

1. Формулировка темы и цели урока.

        Преподаватель формулирует цель урока: «Знакомство  с различными видами хоровода,  специфика исполнения данного вида танцевального искусства». Для достижения цели в ходе урока, преподаватель выдвигает следующие критерии:

1. Дать информацию о происхождении хоровода и о его сценических формах.

2. Рассказать о Государственном ансамбле народного танца «Березка».       3.Разучить основные шаги, положения рук, ног, головы, корпуса, встречающиеся в хороводе.

4.Разучить рисунки хоровода: «звездочка», «карусель», «воротца», «ручеек».

2. Тип урока.

        Комбинированный. Изучение нового материала выбрано в соответствии с целью и задачами урока. Преподаватель решает следующие задачи при объяснении нового материала:

- продолжить сохранение традиций русского народного танца, учить работать в коллективе;

- развивать технические навыки – силу и выносливость, исполнительское мастерство, эмоциональность.

Использует  формы и методы изложения материала:

- словесный метод;

- метод наблюдения;

- метод практико-ориентированной деятельности;

- наглядный метод;

- метод самостоятельной работы.

3. Анализ педагогической ситуации.

        Преподаватель демонстрирует умение аргументировать предлагаемые им  решения. Критерии уровня внимания и интереса учащихся:

- соответствие теоретических знаний требованиям программы;

- осмысленность использования специальной терминологии;

- мотивация на деятельность.

4. Управление познавательной деятельностью учащихся.

        Предложенный на уроке преподавателем материал достаточен и содержателен, соответствует поставленным целям и задачам.

Методы мотивирования:

- познавательный интерес;

- стимулирование оценивания;

- поощрение.

5.  Приёмы освоения урока.

        В ходе освоения нового материала преподаватель ориентируется на индивидуальные особенности и специфику взаимоотношений обучающихся, выбирает методы работы в соответствии с возрастными особенностями детей, реализует принцип педагогического сотрудничества.

6. Методы, используемые на уроке.

        Преподаватель демонстрирует владение современными методами владения урока. Метод практической деятельности помог учащимся сохранить учебную активность на протяжении всего урока. При объяснении нового материала преподаватель использовал метод работы с учащимися разного уровня подготовленности. Использовался метод демонстрации выполнения этапов задания самим преподавателем.

7. Психологическая атмосфера урока.

        Преподаватель создаёт благоприятный морально психологический климат для каждого учащегося в классе.

8. Образовательная рефлексия.

        Преподаватель использует такие методы обучения в ходе закрепления темы, которые позволяют определить степень усвоения нового материала.

Результаты в ходе урока:

- соответствие умений и навыков программным требованиям;

- возникновение и преодоление затруднений в выполнении этапов задания;

- возникновение интереса к дальнейшей работе над заданием;

- осмысленность использования специальной терминологии.

        В конце урока преподаватель задаёт вопросы на закрепление полученных знаний.

9.  Общая оценка урока.

        Тип урока соответствует его структуре и положительно влияет на достижение цели данного занятия.  Цель данного занятия связана с целями предшествующих уроков. Качество знаний учащихся, их умения и навыки говорят о профессионализме преподавателя.   В процессе осуществления практической деятельности учащиеся показали хорошее владение знаниями, умениями и навыками. Поставленные перед учащимися цели способствуют освоению нового материала. Язык и стиль изложения учебного материала отличались чёткостью, ясностью, убедительностью и логикой. В ходе урока преподаватель использовал здоровьесберегающие технологии и ИКТ.

Тема открытого урока: «Хоровод и его формы

с применением технологий коллективного творчества и ИКТ»

Возраст детей: 9-10 лет

Год обучения: 3-й по ДООП «Народно-сценический танец»

Конспекта урока

Цель: знакомство  с различными видами хоровода,  специфика исполнения данного вида танцевального искусства.

Задачи:

Обучающие:

1. Дать информацию о происхождении хоровода и о его сценических формах.

2. Рассказать о Государственном ансамбле народного танца «Березка», о сохранении традиций русского народного танца.      

 3.Разучить основные шаги, положения рук, ног, головы, корпуса, встречающиеся в хороводе.

4.Разучить рисунки хоровода: «звездочка», «карусель», «воротца», «ручеек».

Личностные: развивать технические навыки – силу и выносливость, исполнительское мастерство, эмоциональность.

Метапредметные: учить работать в коллективе, развивать трудолюбие.

 Использованный иллюстративный материал и ИКТ: 

«Основы русского народного танца» Климова А.,

«Русский народный танец» Устиновой Т.,

 видео материалы Государственного ансамбля народного танца «Березка», слайдовая презентация «Ансамбль «Березка»,

Информация о сценических формах хоровода из Интернет-ресурсов.

Словарная работа в ходе урока, усвоение и закрепление с учащимися понятий и определений:

 Типы хоровода по составу (смешанные, однородные), по структуре (линейные, круговые), по жанру (лирические, героические, драматические), рисунки хоровода («звездочка», «карусель», «воротца», «ручеек»), разновидности хоровода (орнаментальные, игровые, плясовые).

Этапы урока:

  1. Организационный момент

    II. Основной раздел:

  1. экзерсис у станка,
  2. повторение пройденного материала на середине зала,
  3. изучение нового учебного материала,
  4. закрепление изученного материала,

III Заключительный раздел. Определение домашнего задания, выводы.

Ход урока:

Цель: создать эмоционально комфортные условия для занятия, настроить детей на эффективную работу на уроке.

Цель для детей: настроиться на точное восприятие нового материала.

Задачи для детей:

1.Узнать о происхождении, видах и жанрах хоровода.

2.Запомнить какие бывают разновидности хоровода.

Мотивация: разучим элементы хоровода для постановки нового танца ко Дню матери.

Метод: беседа.

Поклон.

Основной раздел.

  1. Цель: развитие технических навыков, эмоциональности

Задачи:

1.Разогрев;

2. Отработка хореографических элементов, входящих в тренаж:

1.Plie

     2.Battemet tendu

3.Battemet tendu jete

4.Rond de jambe par terre

5.Flic-flac

6.Battemet fondu

7.Дробные выстукивания

8.Подготовка к «Веревочке»

9.Pas tortilles

10.Adagio

11.Grand battement jete

Задачи для детей: 

1.Точно, эмоционально  выполнить все упражнения;

2. Подготовить мышечный аппарат к следующему этапу урока.

Цель:  проверить  технику  выполнения изученных на прошлом уроке элементов, комбинаций, этюдов.

Методы, способствующие достижению цели: 

1. Медленное разучивание, неоднократный повтор.

  1. Отработка отдельных элементов и соединение их в комбинации.
  2. Самостоятельное оценивание своей работы детьми.

Перед началом работы на данном этапе урока предложить детям самостоятельно оценить свою работу. Это будет способствовать проявлению у детей внимания, сосредоточенности, старания. Кроме того, позволит осознаннее подходить  к выполнению каждого элемента.

Предполагаемый результат: Если этот вид работы удастся, продолжить его на других уроках. Если нет, выяснить причины неудачи (понаблюдать).

Перед началом работы дать детям критерии оценивания своей работы:

«2» – элементы, комбинации не выучены;

«3» – плохо знает элементы и их последовательность в комбинациях;

«4» – хорошо знает элементы и комбинации, но методически не точно их выполняет, не уверенно, не эмоционально;

«5» – отлично знает и выполняет изученный материал, нет неточностей в технике исполнения, эмоционально передает характер движения.

Метод стимулирования: оценка, похвала.

3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель для педагога: Дать новый материал эмоционально, красочно, доступно, чтобы заинтересовать учеников новой темой.

Задачи:

1. Дать информацию о рисунках хоровода «Заплетись, плетень». Просмотр видео материалов Государственного ансамбля народного танца «Березка», слайдовой презентации.

Метод: диалог, показ слайдов.

2.Обратить внимание детей на то, что хоровод – коллективный танец, следовательно, танцевать необходимо слаженно, предельно внимательно, точно соотносить свои движения с движениями других.

Цель для детей: усвоить информацию о хороводе (его видах и жанровых особенностях)

Задачи: 

1.Посмотреть хоровод в исполнении ансамбля «Березка»;

2.Обратить  внимание на техническое исполнение новых элементов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель: Изучение элементов хоровода

Задачи:

1. Показать технику исполнения элементов «звездочка», «карусель», «воротца»;

2.Отработать с учениками данные элементы хоровода;

3. Научить детей работать коллективно, т.к. хоровод – массовый танец.

Цель для детей:

Научиться танцевать хоровод слаженно

Задачи:

1.Выучить элементы хоровода;

2.Быть предельно внимательными и точными;

3.Научиться танцевать слаженно.

Метод «Репетитор»: прорабатывать каждый рисунок до тех пор, пока не будет отчетливо видна его структура).

3. Проследить, за тем, чтобы дети правильно передавали характер музыки (лирический хоровод, плясовой).

Методы стимулирования: положительные оценки, словесная похвала воспитанников.

Предполагаемый результат:

Если учащиеся усвоили новый материал в полном объеме, можно переходить к закреплению материала.

Если нет, то необходимо еще раз повторить сначала отдельные рисунки, затем целые этюды

4. Цель: отработка выученного материала.

Задачи:

1. Необходимо добиться, чтобы учащиеся стабильно, технически грамотно и эмоционально выполняли изученный материал.

2.Учесть индивидуальные физические способности учащихся и их эмоциональный настрой при коллективной работе.

Метод: коллективная работа.

Критерии позволяющие определить степень усвоения учащимися нового материала: грамотность и единая манера исполнения движений, эмоциональность исполнения.

Вопросы на закрепление новой информации:

-Что нового для себя вы узнали?

-Какие существуют виды хоровода?

-Какие бывают рисунки хоровода? Какие наиболее понравились?

-Что вы знаете о Государственном ансамбле народного танца «Березка»?

III. Закрепить пройденный материал, отработать движения.