Сказочный лубок

Ульченко Наталья Александровна

Познакомить  с историей лубочных картинок. Популяризация лубочных картинок, как одной из разновидностей народного изобразительного искусства Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_lubok.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказочный лубок

Слайд 2

Помните, какая избушка была у зайца, которого выгнала на улицу коварная лиса? Да, лубяная! У лисички избушка была ледяная, - а у зайчика лубяная. Наступила весна, пригрело солнышко, избушка у лисички и растаяла. А заюшка смастерил свою избушку не из чего-нибудь, а из луба. Не страшны ей ни мороз лютый, ни солнце жгучее. Вот какая лубяная избушка! Луб - это кусочки дерева липы, вернее кусочки коры вместе с волокнами. Из таких кусочков легко можно было построить тёплую уютную избушку и жить припеваючи. Липа - это необыкновенное дерево. Красивое очень полезное. Липовый мёд дарит силу и здоровье, настой из липового цвета спасает от простуды. А древесина идёт на ложки, плошки, игрушки… И даже… учит читать! Да-да! Не удивляйтесь. Благодаря липе многие дети стали грамотными. Они научились читать по лубочным картинкам . Лубочные картинки были весёлые, , озорные, интересные. И возле каждой картинки помещались короткие тексты - пословицы, поговорки или какие-то поучения. А при чём тут липа, спросите вы? А притом, что лубочные картинки печатали с помощью лубка - липовой доски. Мастер брал липовую доску, вырезал на неё ножом картинку и получался лубок. Такие лубки использовали в типографии, чтобы напечатать много-много одинаковых картинок. На лубок наносили краску, прикладывали чистую бумагу и плотно прижимали, чтобы отпечатался рисунок. Листок с рисунком- отпечатком снимали и откладывали в сторону подсыхать. На лубок наносили свежую краску, и прикладывали ещё один чистый листок, на котором отпечатывалась точно такая же картинка. Сколько в книжке картинок, - столько и лубков, И отпечатывать их можно столько раз, - сколько нужно книжек. И сто, и двести, и даже тысячу Такой способ получения изображения с помощью отпечатков называется гравюрой.

Слайд 3

ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛУБКА Лубок – вид изобразительного искусства, искусство полузабытого народного промысла, корни которого уходят в старину. Самые ранние из известных ныне лубков появились в Китае и выполнялись от руки. В 8 веке лубки начинают резать на деревянной доске и раскрашивать вручную. В России лубочная картинка появилась в 17 веке в Москве, из Европы. Они назывались «потешные листы». Рисунки печатались на досках особого пиления, доски назывались «луб». Поэтому картинки стали называть лубок или лубочная картинка. Некоторые ученые связывают название с лубяными коробами, в которых торговцы «офени» разносили картинки по селам и деревням, продавали на ярмарках. Коробы делались из нижнего слоя дерева – луба. Может быть, от названия московской улицы Лубянки, где издавна продавались лубки.

Слайд 4

Офени – бродячие торговцы, ходили с лубяным коробом за плечами да крепкой палкой в руках. В деревнях их обычно ждали как самых желанных гостей. За еду и ночлег денег с них не брали, знали что отдарит картинками. Лубок был на любой вкус: детям –картинки с азбукой, девицам- картинки с модными нарядами… В лубках пересказывалась история, география, печатались литературные произведения. Они служили своеобразной энциклопедией, и сатирическим листком, и книгой. Лубочные картинки заменяли простому народу и живопись, литературу, газеты. В картинках изображались жилище человека с его убранством, народные празднества с увеселениями и забавами, кулачные бои, комические персонажи без которых не мыслились ярмарки. Героями лубка становились богатыри, сказочные герои.

Слайд 5

В лубке художники преувеличивали, преображали отдельные характерные черты и детали так, чтобы образы были более выразительными, стали ярче и доходчивей. Значительная сила лубка заключается в его цвете, в том, что графическое решение дополняется более оригинальным цветовым решением, хотя возможен и черно-белый вариант. Краски, которые употреблялись в лубке русскими мастерами, создавали неповторимый яркий и веселый мир. От цветовой гаммы исходило ощущение необыкновенной солнечности. Они были сильные, звучные, отрадные, не полутона, а глубокие, густые цвета. В начале применялось всего четыре краски – малиновая , зеленая , желтая и красная. Голубые , коричневые и прочие цвета стали применятся позже.

Слайд 6

Текст важная часть лубочной картинки, он несет смысловую нагрузку и органически вплетается в рисунок. Это может быть развернутое повествование, или пояснительная надпись, имя героя, или только часть какой пословицы, стихотворения. В начале Х I Х века появляется интерес русского образованного общества к народному творчеству. А.С. Пушкин был первым, кто по-настоящему понял, какие несметные богатства там таятся. Он внимательно изучал, и призывал всех образованных, и особенно творческих, людей изучать искусство своего народа, в том числе и лубки, про которые писал, что « картинки эти заслуживают как в нравственном, так и в художественном отношении внимания образованного человека». Владимир Иванович Даль собирал лубочные картинки.

Слайд 7

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности, черты русского характера: представление о добре и зле, красоте, правде, храбрости, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Пословицы и поговорки - это меткая и образная народная мудрость, они поучают чему то. В них отражены все стороны жизни народа. Прибаутки и потешки очень мелодичные, в них используются нежные, ласковые слова, красивые выражения. Они помогали установить теплый контакт мамы с ребенком.

Слайд 20

ВДОХНОВИТЕСЬ ЛУБОЧНЫМИ КАРТИНКАМИ, КОТОРЫЕ ПОЛУЧИЛИСЬ У ДРУГИХ ДЕТЕЙ

Слайд 23

Практическая часть. выбрать текст для своей лубочной картинки, сделать эскизы, найти наиболее удачное расположение задуманного, скомпоновать на большом формате, сразу очертить рамочку и прорисовть орнамент. Композиция, рисунок, пространство решаются плоскостно . В рисунке реальность может находится рядом с откровенной фантазией. Условность изображения возводится в многократную степень: красавица должна быть самой распрекрасной, с румянцем во всю щеку; цветы, листья и плоды – невиданной величины; сказочные птицы и звери нереальные, загадочные и неповторимые, как в сказке. Как и в старых образцах, добавляем в рисунок текст. Можно не целиком, а выбрать только одно предложение, две-три строчки, или даже просто обозначить, подписать то, что нарисовано. Текст несет смысловую нагрузку, и надо постараться органически вписать его в композицию, он как декоративный элемент, орнамент. Рисунок нужно наносить карандашом средней мягкости, линии должны быть легкими, иначе гелевая ручка будет плохо ложиться. Когда эскиз перенесли на большой лист, еще раз хорошо нужно просмотреть, все ли на своих местах. После этого обводим линии рисунка черной гелевой ручкой, или черным маркером. Можно вначале покрыть работу цветовыми пятнами, акварелью. Потом уже делать обводку черным контуром. Если наоборот, то надо только быть аккуратным, чтобы ручка не размазалась и не потекла.

Слайд 24

Детские рисунки, стадии работы. Перенос на большой формат с эскиза, обводка черным контуром.

Слайд 26

Выбор колористического решения зависит от темы и характера работы. Для раскраски берем всего два - три цвета, создаем гармонию линий, цветовых пятен. В любом случае всегда можно поэкспериментировать, попробовать. Краску накладываем неравномерно, где то более насыщенный цвет, а в другом месте прозрачнее, находим сложные оттенки. Все это придаст работе глубину, определенное художественное пространство, подчеркнет линейный рисунок, и настроение. Важную роль в лубочной картинке играют штрихи. Внимательно изучаем , смотрим как и где их можно применить. При помощи штриха можно передать изображение пушистых или лохматых зверей, оперение птиц, колючую хвою, зеленый покров земли и воздушность облаков. Штрихи могут иметь разную длину и разное направление, они обогащают рисунок, наполняют его.

Слайд 27

Подготовила преподаватель МБОУ ДО ДШИ Пензенского района Ульченко Наталья Александровна