Проектная деятельность фольклорной студии «Купалинка» в условиях дистанционного обучения

Амосовская Мария Борисовна

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания детей средствами народного искусства, сопоставляются свойства фольклора и креативные(творческие) свойства личности, освещается опыт работы с детьми в фольклорной студии в системе дополнительного образования:

  • использование ресурсов народного творчества и нематериального наследия России во внешкольной образовательной среде;
  • фольклорная студия «Купалинка» как форма внеурочной деятельности, где данные ресурсы могут быть реализованы практически;
  • структура образовательной программы фольклорной студии «Купалинка»;
  • проектная деятельность студии в условиях дистанционного обучения;
  • Вячеслав Асанов – идейный вдохновитель проекта «Заинька во садочке»;
  • этап подготовки, процесс реализации и рефлексия результатов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amosovskayam.b._polnaya_versiya_stati.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность фольклорной студии «Купалинка»

в условиях дистанционного обучения

Развитие ребенка как человека творческого стало актуальной проблемой педагогики конца XX - начала XXI века вв. Особенно целенаправленно обращаются к данной проблеме специалисты в области арт-педагогики, где издавна решаются задачи формирования и развития детских творческих способностей.

Как установлено в психологической науке, творческие способности могут быть общими и специальными. На занятиях, связанных с освоением искусства, естественно, у ребенка постепенно развиваются специальные художественные способности. На занятиях литературой-литературные способности, на занятиях музыкой-музыкальные, на занятиях в театральной студии-артистические способности и др. на таких занятиях большая роль уделяется творческому развитию ребенка: исполнительскому и собственно творческому, что проявляется в создании своей интерпретации, своего образа, варианта и т.д.

Художественная деятельность входит в систему общего образования (дети постигают и осваивают закономерности искусства на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры и др. в предметной деятельности). Однако в большой мере ребенок может раскрыть свои художественные способности во внеурочной и внешкольной образовательной среде в разнообразных формах, участие в которых ученик может выбрать по своему желанию с учетом познавательных запросов, индивидуальных особенностей и потребностей.

одна из форм внеурочной деятельности – фольклорная студия. Она может быть организована в школе и в учреждениях дополнительного образования: доме детского и юношеского творчества, доме культуры, школе искусств. Существенное отличие творческого потенциала фольклорной студии (или ее вариантов: фольклорного ансамбля, фольклорного театра, этноклуба, этноцентра, этностудии идр.)-занятие в ней изначально предполагают комплексное развитие ребенка, так как здесь он осваивает разнообразные элементы народной культуры, представляющей собой синкретический этнокультурный комплекс, в котором элементы тесно связаны друг с другом.

Так, в работе со словесным фольклором развиваются литературные способности ребенка, при освоении народной музыки (песен, наигрышей) – музыкальные, в процессе вождения хороводов, разучивания  плясок у детей развиваются музыкально-ритмические и пластические способности. При разыгрывании обрядовых сцен, театрализованных форм этнокультуры в ребенке раскрываются артистические способности. Овладение формами декоративно-прикладного искусства, рукоделия, народных промыслов способствует развитию у детей способностей изобразительной деятельности, рукотворному мастерству. Студии декоративно-прикладного народного творчества могут быть самостоятельными, но ныне такие занятия часто входят как составная часть в содержание комплексных программ фольклорных студий.

Причем помимо специальных, в этностудии развиваются и общие творческие способности. Одна из моделей общих творческих способностей была предложена петербургскими психологами А.И.Раевым и Г.И.Вергелес. в ее структуре – три компонента:

Позже Т.А.Барышева определила способность к вариативности как способность к преобразованиям [2]. Эти общие творческие способности могут развиваться в процессе занятий народным творчеством, что обусловлено богатыми педагогическими возможностями этнокультурного материала, спецификой его передачи в процессе сотворчества, а также культуротворческой методикой занятий в современном фольклорном ансамбле, объединяющей традиционные и инновационные методы.

Собственно, народное творчество по генезису соотносится с креативными свойствами и креативными способностями личности. Проанализировав психологическую структуру креативности личности по модели креативных свойств Т.А.Барышевой [2], можно убедиться в параллелях некоторых из них с универсальными свойствами фольклора.

Основополагающими свойствами произведений фольклора, как известно в фольклористике, являются «изустность передачи (нефексированность), традиционность (преемственность от поколения к поколению), коллективность (в создании, развитии и жизни произведения), вариативность, анонимность, синкретизм полиэлементной структуры, полифункциональность, связь с бытом, трудом, обычаями народа [3,стр.378]. свойство «вариативность» (или вариантность) логично сопоставить с креативной способностью к преобразованиям. Коммуникативно-креативные способности (из них особенно способность к сотрудничеству в творческой деятельности) перекликаются со свойством фольклора «коллективность», которая проявляется как в бытовании этнокультуры, так и в процессе создания и передачи произведений народного творчества. Универсальное свойство синкретизма в фольклоре (и в целом, этнокультуре) включает в себя факторы полифоничности интеллектуальных процессов и синестезии. Такие эстетические креативные свойства и способности как чувство формы, стиля, юмора, ассоциативность или эмоционально-креативные свойства (эмпатия, экспрессивная эмоциональность)-все они ярко проявляются в народном творчестве. Все эти свойства вовлекаются в процесс занятий фольклором с детьми. Этнокультурный материал и технологии этнокультурного образования могут эффективно развивать способности личности к вариативности, импровизационности, коммуникативности, полихудожественной деятельности.

Проблематика развития креативности в процессе этнокультурного образования обстоятельно рассмотрена в монографии А.Б.Афанасевой [4] и ряде статей [5]. В настоящей статье уделено внимание опыту развития творческих способностей детей в фольклорной студии «Купалинка» Дома детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга, занятия в которой на протяжении более 10 лет ведет М.Б.Амосовская.  На занятиях в студии ставятся задачи воспитания детей в этнокультурных традициях, освоения песенного, инструментального, хореографического, игрового, декоративно-прикладного, календарного фольклора. Решение этих задач должно способствовать более глубокому пониманию детьми бережному сохранению самобытности отечественной культуры, что крайне важно в современную эпоху развития глобализационных процессов. В ходе занятий также активно применяются инновационные методики для развития творческих способностей. Особое внимание уделяется способности к вариативности.

В психологии вариативность определяется как «общая творческая способность, позволяющая выделять множество разнообразных, оригинальных способов решения проблем как практического, так и теоретического плана, генерировать большое количество идей» [6, с.24]. В этнокультуре вариативность ярко проявляется в произведениях народного творчества, живущих во множестве вариантов. Местные или индивидуальные варианты возникают в изменении текста, мелодии, движения, узора… Варианты в народной культуре рождаются спонтанно, импровизационно. На занятиях студии задача создать вариант ставится целенаправленно, хотя предложение это (или задание) формулируется так, что дети непроизвольно вовлекаются в творческий процесс и зачастую вариант возникает в ходе импровизации. Дети знакомятся с региональными вариантами и создают собственные варианты текстов сказок или песен (колыбельных, частушек, колядок), интонационных «разводов» и подголосков, ритмического сопровождения на народных ударных инструментах (бубнах, ложках, трещотках, шаркунках, рубели т.д.), пластических решений в хороводах и играх, в драматургических поворотах действия в театрализации обрядов, в создаваемых в народном стиле росписях бытовых предметов, вышивках, украшениях из бисера, тканых поясах.

Программа фольклорной студии «Купалинка» предлагает обучение детей во внешкольной образовательной среде Дома творчества в течение трех лет. Специфика программы – в ориентации на цикличность и повторность народного календаря, соединяющего элементы этнокультуры в единый круг праздников. В структурной модели этнокультуры, разработанной А.Б. Афанасьевой, в систему этнокультуры входят этноязык, все виды фольклора: словесный, музыкальный, хореграфический,  игровой, драматический, деклративно-прикладное искусство, народное зодчество, хозяйственный уклад и предметы материального быта, обычаи, обряды и праздники, представления о религии, мироздании, морали, этикете, народной педагогики и психологии [4, с.70-73]. Всеми этими элементами постепенно, в большей или меньшей степени, овладевают участники студии.

В культурно-образовательное пространство занятий включаются народные игры, куклы, этнографические предметы быта, декоративно-прикладного искусства, костюмы. Широко используются технологии и приемы театрализации в разыгрывании ситуаций с включением этнокультурного материала (обрядов, праздников, посиделок). В подготовке к календарным праздникам изученный фольклорный материал обобщается.

Проведение праздника с точки зрения процесса обучения становится промежуточной (или игровой) формой контроля освоения материала, а с точки зрения творческого процесса – формой реализации детьми умений и творческих способностей в разнообразной деятельности, обретение ими ситуации успеха, радости, актуализации собственных достижений на очередной ступеньке по пути творческого продвижения, возможности поделиться своим искусством с Другими (с родителями, друзьями, зрителями, школьниками, ветеранами-различными социальными партнерами, присутствующими на празднике или концерте, который проводится в Доме творчества или на выездной площадке).

В фольклорную студию принимаются дети, приходящие по желанию (своему или родителей). Поэтому в студии возникает неоднородность состава группы, как по возрасту, этническому происхождению, так и по степени подготовки и одаренности (музыкальной, художественной, артистической). В работе с группой (младшей, средней, старшей) педагог применяет различные методы, способствующие развитию всех учащихся. Взаимодействие в группе между детьми и между группами уподобляется реальной жизни: дети старшего возраста передают усвоенное тем, кто младше, проявляют заботу о них; дети младшего возраста подражают старшим, учатся у них, постепенно осваивают все более сложный материал, и в подражании тоже создают свои варианты, репродуктивные или импровизационные. Все это помогает гармонизовать межвозрастные отношения (подробнее эта проблема рассмотрена на разнообразном материале, в том числе поликультурном, в учебно-методическом комплексе, созданном учеными РГПУ им. А.И.Герцена [7]).

Познавая народную культуру во взаимосвязях различных элементов, дети развиваются системно: интеллектуально, эмоционально, творчески. Дети с малых лет впитывают идеи этнокультурного образования во взаимодействии традиционных и современных тенденций, что способствует осознанию своих истоков, духовно-нравственных ценностей и их актуализации, формированию насыщенного культурного поля ребенка, позволяет включить этнокультурный слой в сферу своего личного творческого развития.

Библиографические ссылки

  1. Вергелес Г.И., Раев А.И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования//Младший школьник: формирование и развитие его личности: Сб. науч. трудов.-СПб: изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2002.-с.3-9.
  2. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: монография.- СПб: изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2002.
  3. Восточно-славянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии./К.П.Кабашников и др.-Мн:Навука i тэкнiка, 1993.
  4. Афанасьева А.Б. Развитие креативности в процессе этнокультурного образования: теория, методика, диагностика: монография.-СПб: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2013.-183 ч.
  5. Афанасьева А.Б. Развитие креативных свойств личности в процессе освоения народной культуры.-Начальная школа плюс до и после.-2013.-№7.-С.42-46.
  6. Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь-справочник/ под общ.ред. Барышевой Т.А.-СПб:ООО «Изд-во ВВМ», 2014.
  7. Афанасьева А.Б. Рабочая учебная программа дисциплины «Технологии оптимизации межвозрастных отношений в поликультурном (полиэтническом) пространстве/Технология гармонизации межвозрастных отношений. УМК. // Барышева Т.А., Бережнова Л.Н. и др.-СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008.