Учебно-методические разработки

Ховалыг Хеймер-оол Ким-оолович

Залогом качественного результата в деятельности преподавателя является трудоемкая работа над собой (духовное бытие) и под собой (материальное бытие).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

«Пение как вид музыкальной деятельности

в начальных классах на уроке музыки»

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (организационная).

Преподаватель: - «Здравствуйте, уважаемые преподаватели и студенты! Сегодня мы проведем открытый урок со студентами группы 2 «Б» специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании», по предмету «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» на тему: «Пение как вид музыкальной деятельности в начальных классах на уроке музыки».

(на слайде тема, предмет, цели и задачи).

Цель урока – формирование певческой культуры будущих учителей музыки, подготовка студентов эстетического образования к вокальной работе со школьниками младших классов.

Задачи:

- формирование у студентов интереса к вокальному искусству;

- развитие их певческих голосов;

- развитие сольного (хорового) пения и вокального слуха студентов;

- формирование умений художественно выразительно исполнять музыкальные произведения с учетом специфики детского восприятия;

- развитие художественно-исполнительских возможностей, музыкальности и артистизма студентов;

- изучение методов, приемов и навыков данной дисциплины для дальнейшей реализации в учебном процессе;  

Преподаватель: - «Соответственно с целью и задачами мной было разработано план урока, который состоит из 3-х частей:

  1. часть: Урок преподавателя «Методика разучивания песни в 1-2 классах»;
  2. часть: Урок студентов «Изучение песни «Чуңгувуста» по программе А.С. Танова для 4 класса»;
  3. часть: Хоровое исполнение песни «Чунгувуста»».

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Преподаватель: - «И так начнем наш урок, уважаемые студенты, перед тем как мы начнем наш урок мы должны, что сделать? Правильно, должны психологически настроится, к уроку», давайте все встанем и настроимся.

Музыкальный псих. настрой (преподаватель играет на фортепиане)

Студенты: «Прозвенел звонок для нас, 
                                Все вошли мы дружно в класс,
                                Встали все у парт красиво,
                                Поздоровались учтиво, 

Преподаватель играет на фортепиано в Ре мажоре (ре, фа#, ля) а студенты стоя здороваются сначала на русском языке «Здравствуйте!», потом на тувинском языке, на октаву ниже (ля – ре) - «Э-кии!».

          Тихо сели, спинки прямо.
                                Все с улыбочкой вздохнем, 
                                И скорей урок начнем».

Преподаватель: - «Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Чем разнообразнее и активнее деятельность на уроке музыки, тем успешнее может осуществляться развитие их музыкальных и творческих способностей, формирование интересов, вкусов, потребностей. Разносторонняя музыкальная деятельность – важное условие музыкального развития школьников.

Ребята давайте вспомним, какие существуют виды музыкальной деятельности?»

Студенты: Отвечают.

К основным видам музыкальной деятельности на уроке музыки относятся:

1. Восприятие музыки - сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности; это способность слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности, а не как механическую сумму разных звуков; это сложный чувственный процесс, работа представления, памяти, мышления, это различные логические действия, эмоциональная реакция, понимание, оценивание какого либо произведения.

2. Пение или хоровое пение (сольное, ансамблевое) Пение - вокальное искусство, исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса, идейно-образное содержание музыкального произведения.

3. Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

4. Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся. Развитие музыкальных способностей ребенка, развитие интереса ребенка к исполнительской деятельности.

5. Музыкальное творчество учащихся на уроке музыки. Творчество это самостоятельное действие, умение работать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, разных видах музыкальной деятельности.  

Ребята давайте посмотрим видео. И так смотрим на экран, а вы делайте заметки, потом будем анализировать»

Видео просмотр песни «Моя Россия»

(всем раздать распечатанный текст)

 Преподаватель: «Давайте проанализируем эту песню. Про что поется, по характеру и жанру какая песня?» Студенты: (отвечают). Анализ: «Моя Россия», музыка Соловьева Н., слова Георгия Струве. Песня патриотического, но в тоже время лирического характера. В ней рассказывается о любви к нашей Родине. Размер 4/4. Форма – куплетная (3 куплета). Мелодия развивается как в нисходящем и восходящем движении, но встречаются скачки. Ещё одна трудность - высокие ноты в припеве и элементы двухголосия.

Преподаватель: - «Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Как утверждал музыкальный педагог, советский композитор детских песен, Дмитрий Борисович Кабалевский «Если запоет школа – то запоет весь народ».

Преподаватель: - «Ребята, а какие существуют виды исполнения песен?» Студенты: (отвечают).

Преподаватель: - «Правильно! Существуют сольное (одноголосное), ансамблевое (на два голоса - Дуэт, на три - Трио, на четыре Квартет и др.) и хоровое исполнение».

Преподаватель: - «А для выразительного и чистого исполнения песен непременно, требуется что? Студенты: (отвечают). Молодцы! Овладение вокально-хоровыми навыками и умениями или работа над средствами вокальной выразительности, а что к ним относятся? Правильно: 1) Работа над дыханием, 2) Работа над артикуляцией и дикцией, 3) Вокальные распевки и  работа над самой песней.

        Преподаватель: - «Формирование этих навыков и умений не является самоцелью, а служит раскрытию содержания музыки. По этому поводу неоднократно высказывала свое мнение Надежда Львовна Гродзенская – советский деятель в области музыкального образования и воспитания. Она говорила: «Обучая пению, мы не только заботимся о качестве песни, но и о качестве исполнения, способствуя этим развитию вкуса детей. Работа над песней – не скучная зубрежка и не механическое подражание учителю, - это увлекательный процесс, в котором есть творческий элемент; это процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Учитель доводит до сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней надо много работать…». А для развития голоса детей, преподавателю необходимо знать певческие возможности школьников.

Так, у 1 классника, певческий аппарат ещё не сформирован, потому что диапазон невелик, небольшой: от ноты ми – соль, до ноты фа – ля 1 октавы. Следовательно, в качестве материала для пения на первых занятиях, следует использовать несложные, но яркие песни.

У второклассников наиболее естественно голос звучит в диапазоне ми – си 1 октавы.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Преподаватель: - «А теперь перейдем к 1-му средству вокальной выразительности - Работа над дыханием. Дыхание является энергетическим фактором, от которого зависит сила и длительность звука, его тембровые окраски. Смотрим на экран, здесь все изображено.

Показ слайда: Схемы строения дыхательной системы.

Какие существуют основные типы певческого дыхания. Различают следующие типы дыхания:

1. Грудной - при нём наиболее активно работают мышцы грудной клетки. Внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям стенок грудной клетки, особенно верхнего отдела. Диафрагма малоподвижна, живот при вдохе втянут.

2.  Брюшной (диафрагмальный) – активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости, в частности видимые нами мышцы брюшной стенки, при относительном покое грудной клетки.

3.  Смешанный (грудобрюшной) – такой тип дыхания осуществляется при активной работе мышц, как грудной, так и брюшной полости, а так же нижнего отдела спины».

Преподаватель: - «И так делаем первое Упражнение, называется «Запах цветка». Это упражнение делаем парами. Подруга или друг вам дарит цветы на день рождение или на какой-то праздник (сделать бумажные цветы), и вы нежно и чувственно нюхаете эти цветы. Сначала подружка вам дарит цветок, а потом передаем другой. Вдыхаем воздух через нос в грудь и с любовью, нежно выдыхаем через рот, делаем 3 раза».

Преподаватель: - «Ребята давайте все встанем и делаем это упражнение все вместе.

Студенты и преподаватели делают Упражнение №1 «Запах цветка»

Упражнение №2 «Воздушный шарик»

Встаем, ноги  шире  плеч, руками держим брюхо или живот. Вдыхаем как можно больше воздуха в живот, проверяя при этом руками надутые живота, как мяча. Только после того, как только взяли воздух в живот  воздух, задержать его в брюхе на 2-3 секунды, ощущая наполненность всего себя и после этого выпускаем через букву «Ш» воздух маленькими порциями, наклоняясь при этом вперёд.

Упражнение №3 «Ныряние»

Это упражнение построено по принципу и задачам, как задержка дыхания на вдохе и на выдохе, т. е. после глубокого вдоха делается полный выдох и дыхание задерживается. Следует напомнить детям, что если они больше не могут «сидеть под водой», то нужно «вынырнуть», но при этом запомнить, сколько секунд они просидели без дыхания.

Преподаватель: - «Молодцы. А сейчас переходим ко второму средству выразительности – работа над дикцией и артикуляцией. Уважаемые студенты ответьте пожалуйста, из каких органов состоит наш голосовой аппарат? (студенты отвечают) ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо, глотка, гортань, трахея, лёгкие).

Правильно! Всё, это и есть артикуляционный аппарат. 

( Показ слайда: строение голосового аппарата)

Преподаватель: - «Прежде, чем мы запоём, нам нужно разогреть голосовые связки. Нам нужна разминка, скороговорка, распевка! Чтобы включились в работу все органы, из которых состоит наш голосовой аппарат». 

Упражнение №1 Скороговорки: 1) «Бык тупогуб, тупогубеньки бычок, у быка бела губа была тупа»

2)«Ехал Грека через реку…»

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак,

Сунул руку Грека в реку,

Рак за руку Грека цап»

Упражнение №2 Упражнения на активацию артикуляционного аппарата;

Проговариваем на одном дыхании с чередованием парных согласных:

З – С, Ш - Ж, Р- Л;

ЗЫ - СЫ, ЗЫ - СЫ - СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ

СЕ - ЗЕ, СЕ - ЗЕ - Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ

РИ - ЛИ, РИ - ЛИ - ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ

ША - ЖА, ША - ЖА - МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА.

ЩЕ -ЧЕ, ЩЕ - ЧЕ - ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ

ЖИ - ШИ, ЖИ - ШИ - КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ

ЗУ - СУ, ЗУ - СУ - НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ

ЛА - РА, ЛА - РА - НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА

Преподаватель: - «А сейчас перейдем к распеванию.

Распевка №1 «Ми-и-аа». Распевка №2 Распевание 1 над гласными звуками «Ай, ой и эй», в темпе «Ай-яй-аай, ой-ёй-оой, эй-ей-ей-ей-ээй…» по полутонам и постепенно переходим в другую ноту, поем хроматизм.

Распевка №3 Песня-дразнилка «Андрей воробей не гоняй голубей»

Формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты.

Таким образом, правильное распевание на уроках музыки,  кроме подготовки голосового аппарата к пению, разогрева артикуляционного аппарата и проработки сложных отрывков в произведениях, помогает решить такие задачи как  развитие  звуковысотного слуха, развитие  чистоты интонации, расширение диапазона голоса».

Преподаватель: «А сейчас переходим к 3-му этапу: «Работа над песней по программе для общеобразовательной школы (1 класс) Дмитрия Борисовича Кабалевского слова Татьяны Волгиной, муз. Аркадия Филиппенко «Веселый музыкант».

  1. Работа над текстом песни

«Я на скрипочке играю:
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
Пляшут зайки на лужайке,
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!

Заиграл на балалайке:
Тренди-брень, тренди-брень!
Пляшут зайки на лужайке,
Тренди-брень, тренди-брень!

А теперь на барабане:
Бум-бум-бум! Трам-там-там!
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам!»

 Преподаватель: - «Уважаемые преподаватели 2-ю часть урока хочу передать нашим студентам - Урок студентов «Изучение песни «Чуңгувуста» по программе А.С. Танова для 4 класса»;

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА.

Преподаватель: - «Ребята, чем обычно пение сопровождается инструментальным Аккомпанементом (ансамблем, оркестром) но может осуществляться и без него – А капелла, и так для аккомпанемента группы 2 «Б» мы приглашаем этнооркестр 3 «ж» группы «Тос-Булак».

3 часть урока: Хоровое исполнение песни «Чуңгувуста»

(Преподаватель должен сделать итог урока. Что мы узнали в этом уроке?)

  1.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Преподаватель: - «Музыка не только образовывает и воспитывает, но и гармонизует личность, дает терапевтический эффект и положительно воздействует на психическое и физическое состояние человека. В настоящее время многие ученые и исследователи также приходят к пониманию, что музыка является серьезным коррекционным средством, способна выполнять психотерапевтическую функцию и может выступать как педагогическое средство преодоления дезадаптации поведения младших школьников.

Таким образом, пение - основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности, а мы как учителя музыки направляем их в творческий путь.  

Спасибо за внимание, до следующего занятия!

  1. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока 

Дата и время проведения: 19. 02. 2014 г., в 10-10 ч

Место проведения: ГБОУ СПО "Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола"

13 аудитория.

Курс, специальность, отделение: III курс, Народное художественное творчество, «Этнохудожественное творчество».

Учебный предмет: «Народный театр».

Преподаватель: Ховалыг Хеймер-оол Ким-оолович.

Тема урока: «Артикуляционная гимнастика и тренинги». 

Вид урока: урок-обобщение. 

Методы: объяснительно – иллюстративный, деятельностный.

Тема

«Артикуляционная гимнастика и

тренинги».

Цель

 Образовательные:

- обучение правильному произношению считалок, скороговорок и каскадов;

- ознакомить с понятиями: дикция, артикуляция, тренинг, каскады.

 Развивающие:

- развивать навыки правильной речи;

- развивать дикцию;

-развивать артикуляционный аппарат с помощью специальных упражнений;

- развивать творческое мышление;

- развивать коммуникативные способности учащихся;

- развивать умение систематизировать и анализировать материал;

 Воспитательные;

- воспитывать у учащихся интерес к устному народному творчеству, как основы народного театра.

Задачи

- выявить степень усвоения учебного материала обучающимися по пройденному разделу;

- повторить основные понятия, изученные на уроке, закрепить знания, умения и навыки при изучении темы.

Планируемые результаты

  • Знать,

      - жанры устного народного творчества, как                  основы фольклорного театра.  

  • Уметь

- работать систематическими упражнениями для точной координации артикуляционного аппарата, правильно и четко произнести считалки, скороговорки и каскады.

Основные понятия

 Дикция, артикуляция, гимнастика, тренинг, упражнение, скороговорка, звук, каскады.

Межпредметные связи

 Основы сценической речи, основы режиссуры и актерского мастерства.

Ресурсы:

Основные:

 - ноутбук, проектор, интерактивная доска, наглядный раздаточный материал.

Дополнительные:

 - скакалки, мячик.

Форма урока

Г – групповая

План проведения открытого урока

«…Каждый должен обладать превосходной дикцией, произношением…

 должен чувствовать не только фразы, слова, но и каждый слог, каждую букву… Если человек не чувствует души буквы, он не почувствует души слова,

не ощутит и души фразы, мысли»... К.С. Станиславский. 

Этапы

Деятельность
студентов

Содержание урока

Время

1.Вводная часть (организацион

ная).

Подготовка к уроку.

Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

Опрос учащихся по теме «Народного театра».

10 мин.

2.  Проверка домашнего задания.

 Проверка знаний по пройденному материалу, работа над поставленными задачами.

 

 

Разминка на разогрев.

Чтение скороговорок с движениями со скакалкой.

 

     

      15 мин.

3. Внесение новых скороговорок и понятий для закрепления материала.

 Проверка практической деятельности студентов.

Что такое дикция, артикуляция, каскады?           Артикуляционная гимнастика.

1 Блок мимический массаж.

2 Блок дыхательная разминка, работа над новыми скороговорками.

3 Блок выдох на звук, работа над каскадами для развития дикции, артикуляционного аппарата.

25 мин.

  1. Домашнее задание.


 Повторение пройденного и поиск нового материала.

 

 

 Повтор пройденного материала и найти дразнилки, детские стихотворения: Агния Барто и выучить наизусть со скороговорками.

 

   

      5 мин.

  1. Анализ проведенного урока.

 

 Выставление оценок за пройденный урок. Подвести итог.

      7 мин.

Сценарий открытого урока

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (организационная).

Преподаватель: - "Здравствуйте уважаемые преподаватели и студенты! Сегодня мы проведем открытый урок на тему: «Артикуляционная гимнастика и тренинги»

с 3 курсом специальности «ЭХТ». Перед тем как начать наш урок хотелось бы вас отметить в наш любимый журнал (преподаватель поименно спрашивает студентов и отмечает в журнал, а в это время показывают фото студентов на слайде)". 

(на слайде тема, предмет, цели и задачи все должно показывать).

И так целью нашего открытого урока является то, что мы должны научиться правильному произношению считалок, скороговорок и каскадов;

- ознакомимся с понятиями: дикция, артикуляция, тренинг, каскады.

А для этого мы должны научиться правильной речи;

- дикции;

- усовершенствовать артикуляционный аппарат с помощью специальных упражнений и творческих заданий.

В связи с поставленной целью, мы должны решить следующие задачи: 

         - выявить степень усвоения учебного материала по пройденному разделу;

- повторить и закрепить основные понятия, умения и навыки при изучении темы.

Таким образом, мы в результате нашего урока должны освоить - жанры устного народного творчества, как основы фольклорного театра. А также работать -  систематическими упражнениями для точной координации артикуляционного аппарата и конечно самое главное научиться правильно, произносить слова″

Преподаватель: - "Уважаемые студенты! Давайте вспомним и вернемся к начальным урокам нашего предмета. Откройте ваши первые лекции прошлого семестра, где мы писали и определяли что такое «Народный театр». Ну, ребята кто ответит, давайте посмелей вы же все знаете? (отвечает Хулер, Руфина ).

Молодцы ребята, а теперь слушайте меня!

Народный театр - бытующий в формах, органически связанных с устным народным творчеством, зародился в глубокой древности: в играх, сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (святочное ряженье, масленица, свадьба и т. д.). В процессе развития в драматических действах усиливается творческое, игровое начало: возникают игры и представления, пародирующие свадебный обряд (русская игра-комедия «Пахомушка»).

(Слайд на тему народный театр).

В народном театре различают театр живых актёров (скоморохи, медвежья потеха) и театр кукол, часто называвшийся по имени героя представления (Петр Петрович Уксусов, Ванька Рататуй и конечно же Петрушка). К народному театру относят также балаганные представления, так называемые Вертеп, Балаганы и Раёк (показ движущихся картинок в сопровождении драматизированного текста).

Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и жестов; в ходе представлений актёры непосредственно общались с публикой, которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие, направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором исполнителей, изображать второстепенных персонажей в массовых сценах). Народный театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной интерес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих лиц, а на трагичности или комичности ситуаций, положений.

Народный театр знакомит маленьких зрителей со словесным фольклором, развивает память, образное мышление. Комические персонажи высмеивают пороки людей, драматические учат сопереживанию. Участвуя в своих несложных постановках, ребенок учится правильно и красиво говорить, произносить речь перед публикой, преодолевать застенчивостьИ так всем понятно, что это за предмет «Народный театр»?".

  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Преподаватель: - "Дорогие студенты все встаем, давайте сделаем перед проверкой домашнего задания разминку, чтобы вы разогрели свои мышцы.

(оператор приготавливает соответствующую музыку и ставит во время разминки звук должен быть маленьким, чтобы не мешало преподавателю)

Встаем по кругу на середину класса, ноги на ширине плечи руки ставим на талию и делаем 1 разминку «Разминка головой» сначала вперед, назад, на лево и в право 4 раза. И «раз» все вместе делают.  

2 разминка: «Вращения головой». Вращаем голову в правую сторону 4 раза и в другую сторону 4 раза.

3 разминка: «Круговые движения плечи». Делаем круговые движения плечи сначала 4 раза вперед и 4 раза назад.

5 разминка: «Круговые движения рук». Делаем круговые движения рук сначала 4 раза вперед и 4 раза назад.

6 разминка: «Круговые движения таза». Руки ставим на талию и делаем круговые движения в право и потом на лево по 4 раза.

7 разминка: «Наклоны в четыре стороны». Делаем вместе наклоны по 2 раза сначала вперед, назад, в лево и в право.

8 разминка: «Приседания». Делаем приседания 8 раз.

9 разминка: «Бег по кругу». Легким бегом пробежали по часовой стрелке 4 круга (студенты бегают по кругу).

        Ну ладно надеюсь, вы разогрелись, а сейчас по очереди показываем домашнее задание. Кто скажет, что вы должны были приготовить дома? Так начинаем по списку".

(студенты показывают преподавателю домашние задания).

Пример домашнего задания:

  1. Скороговорка «Карл у Клары украл кораллы».

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

  1. Скороговорка «Тридцать три корабля».

Тридцать три корабля

Лавировали, лавировали да не вылавировали.

  1. Скороговорка «Ехал грека через реку».

Ехал грека через реку

Видит грека в реке рак

Сунул грека в руку в реку

Рак за руку греку цап.

  1. Скороговорка «Налима ловили».

Намели мы лениво

Налима ловили

И меняли налима

Мы вам на Леня

А любви не меняли

Вы мило молили

И в туманы лимана

Манили меня.

(Преподаватель должен сделать замечания Д/з.)

  1. ВНЕСЕНИЕ НОВЫХ СКОРОГОВОРОК И ПОНЯТИЙ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА. 
            Преподаватель: - "Дальше мы переходим к основной части нашего урока, смотрим на презентацию, это наш отечественный выдающийся театральный режиссёр, актёр и педагог, реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Народный артист СССР Константин Сергеевич Станиславский. Смотрим дальше. Это слова Станиславского. Разрешите прочесть его, эти слова будут цитатой нашего открытого урока:

«…Каждый должен обладать превосходной дикцией, произношением… должен чувствовать не только фразы, слова, но и каждый слог, каждую букву… Если человек не чувствует души буквы, он не почувствует души слова, не ощутит и души фразы, мысли»... К.С. Станиславский.

(На слайде показывают фото К.С. Станиславского и его цитату)

Ребята что вы думаете, что он хотел сказать, еще раз смотрим как называется наша тема? Давайте ребята запишем его красивые слова (Ребята записывают цитату под диктовкой преподавателя).

Слушаем дальше! Артикуляционная гимнастика включает упражнения, похожие на упражнения обычной гимнастики, только предназначены они для органов артикуляции.
Подвижность и точность работы органов артикуляции: языка, губ, маленького язычка (небной занавески) являются одними из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. Наиболее подвижным органом артикуляции, от которого зависит качество произношения звуков, является язык. Большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относится именно к языку как наиболее рабочему органу.

Подвижность губ также играет значительную роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку (звук у), могут округляться (звук о), растягиваться в улыбку (звуки и, ы). Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, это важно для отчетливого звучания гласных звуков.

При произнесении различных звуков каждый орган занимает строго определенное положение. Кроме того, в речи звуки произносятся один за другим и органы артикуляционного аппарата должны достаточно быстро менять свое положение. Четкое произношение возможно только при согласованной, точной, скоординированной работе всех органов артикуляционного аппарата.

Работа по развитию подвижности речевой мускулатуры занимает много времени, ведется систематически и кроме общего комплекса артикуляционной гимнастики включает в себя массаж, специальные упражнения с сопротивлением, упражнения для мимических мышц лица, а также считалки и скороговорки.

Давайте запишем эти понятия!

(Преподаватель пишет на доске и эти же определения

показывают на проекторе).

Дикция - (лат. dictio — произношение) — 1) ясное, отчётливое произношение; один из важных элементов культуры речи. Особенно большое значение имеет для оратора, лектора, певца, актёра, — 2) степень точности, отчётливость произношения фонем и морфем, слов и фраз, определяющих разборчивость речи и, следовательно, её понимание другими людьми.

Артикуляция (от латинского articulation) в фонетике - это термин, связанный с работой органов речи (голосовых связок, мягкого нёба, языка, губ, зубов).

Тренинг (англ.  train — тренировать, тренироваться, training) - 1) в коневодстве и конном спорте – система упражнений для лошади с целью выработки максимальной работоспособности и подготовки к испытаниям,     - 2) тренировка.

Каскады — небольшой водопад либо водопад, который можно представить как серию небольших водопадов — уступов.

Ребята все записали? А теперь мы переходим к практической части нашего урока.

Артикуляционная гимнастика 

  1. Блок мимический массаж

1) Делаем массаж лица, как будто мажем крем на лицо.

2) Упражнение «Трубочка – улыбочка». На счет «раз» - губы вытянуть как для поцелуя. На счет «два» - растянуть в улыбку не обнажая зубов.

3) Упражнение «Круги». Собрать губы в «пятачок» и делать «пятачком» круговые движения с начало по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Работает только губы.

4) Упражнение «Чистим дёсны». Вращаем языком за сомкнутыми губами по часовой стрелке. Челюсти должны быть разомкнуты. Языком по кругу гладим верхние и нижние десны, на счет «раз», «два», «три», «четыре».

5) Упражнение «Жало». Остреньким язычком высовываем как можно быстро изо рта, максимально длинно вытаскиваем язык. На счет «раз» - острым языком надо «ужалить» противника, и на счет «два» - убираем язык в глубь рта.

6) Упражнение «Витамин». Представьте как будто мы глотаем витаминку с использованием глотательного движения рта и глотки.

7) Завершаем упражнения с традиционным выдохом 8 раз.

  1. Блок дыхательная разминка
  1. Упражнение «Вибрация». Губы слегка сомкнуты и расслаблены. Сильной струей воздуха заставляем губы вибрировать с подключением звука, напоминающего губное звучание, тпр-у-у-у и делаем длинный вибрационный выдох.
  2. Упражнение «Выдох на связку». Все делаем тоже как предыдущее упражнение губы слегка сомкнуты и расслаблены и сильной струей воздуха заставляем губы вибрировать, но с подключением голосовых связок.  
  3. Упражнение «Птенец». С начало присядем как будто мы маленькие птенцы, которые хотят взлететь и встаем вибрационным выдохом.
  4. Упражнение «На развитие грудной клетки». Набираем максимально воздух в грудную клетку и выдыхаем постепенно вибрационным выдохом как можно долго.
  5. Упражнение «Считалка». Вдыхаем как больше воздуха в живот и начинаем считалку на один выдох: «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки… раз Егорка, два Егорка…».

  1. Скороговорки: 1. Скороговорка «Товарищи».

                                               Не тот товарищи, товарищу, товарищ,

                                               Кто при товарищах, товарищу товарищ,

                                               А тот товарищи, товарищу товарищ,

                                               Кто без товарищах товарищу товарищ.

                                       

  1. Скороговорка «Расскажи мне про покупки».

Расскажи мне про покупки

- Про какие, про покупки?

- Про покупки, про покупки про покупочки мои.

  1. Скороговорка «Попугай».

Говорит попугай попугаю,

- Я тебя попугай попугаю,

Отвечает ему попугай,

Попугай, попугай, попугай.

  1. Скороговорка «Широка наша река».

- Наша река широка, как Ока,

- Наша река широка, как Ока,

- Как Ока?

- Так, как Ока широка наша река.

  1. Блок выдох на звук

1 каскад: лу-лу-лул, 2 каскад: мнунму, 3 каскад: вздрюрю, 4 каскад: бдгуптк,

               ло-ло-лол,                  мнонмо,                вздрёрё,                   бдгоптк,

               ла-ла-лал,                  мнанма,                 вздряря,                   бдгаптк,

               лэ-лэ-лэл,                   мнэнмэ,                 вздрере,                   бдгэптк,

               ли-ли-лил,                 мнинми,                 вздрири,                  бдгиптк,

               лы-лы-лыл,                мнынмы,               вздрыры,                 бдгыптк,

5 каскад: пткуптк, 6 каскад: пи-би-би,

               пткоптк,                 пэ-бэ-бэ,

               пткаптк,                 па-ба-ба,

               пткэптк,                 по-бо-бо,

               пткиптк,                 пу-бу-бу,

               пткыптк,                пы-бы-бы.

(Преподаватель должен сделать итог урока. Чему мы научились?)

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Спасибо ребята, а сейчас все сели на свои места и запишем в тетради домашнее задание. 1) повторить пройденный материал (как мы сегодня проходили), 2) выучить наизусть новые скороговорки со скакалкой с разными движениями, 3) найти в библиотеке дразнилки, детские стихотворения Агния Барто, списать по одну дразнилку и одну стихотворение которое вам понравилось и принести на следующем уроке. Понятно!

V. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО УРОКА.  

Ну а сейчас наш открытый урок подходит к концу. Кто сегодня активно работал тому конечно же ставим оценку 5, тем кто работал и старался им ставим чуть ниже оценку, а кто совсем не участвовал и не работал с тем мы будем дальше работать. Вопросы есть по новой теме? Если нет, и так в завершении хочу вам сказать, что вы хорошо поработали, видно, что вы стараетесь и любите свою специальность. В будущем для вашей профессии очень важно правильное произношение слов.

Всем спасибо за внимание, до свидания!"

               

                                         



Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока 

Дата и время проведения: 10. 02. 2015 г., в 09-15 ч.

Место проведения: ГБОУ СПО "Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола" Концертный зал.

Курс, специальность, отделение: I-IV курсы, специальности: «Народное художественное творчество» по виду «Этнохудожественное творчество» и специальности: «Сольное хоровое народное пение».

Учебный предмет: «Изучение хөөмея».

Преподаватели: Ховалыг Хеймер-оол Ким-оолович, Сарыглар Дандар Мергенович, Ондар Айбек Командаевич.

Тема урока: «Преемственность поколений в традициях горлового пения Тувы». 

Вид урока: урок-обобщение. 

Тип урока: комплексный (комбинированный) открытый урок-концерт.

Методы: проектирование, практически-деятельностный.

Тема

«Преемственность поколений в традициях горлового пения Тувы».

Цель

- проанализировать характер влияния деятельности народных хөөмейжи на развитие тувинского горлового пения.

Задачи

- проанализировать тувинскую национальную литературу по хоомею;

-рассмотреть позиции исполнителей тувинского горлового пения;

- сопоставить описание данного аспекта культуры в трудах различных авторов;

- охарактеризовать современные тенденции эволюции тувинского горлового пения.

Планируемые результаты

  • Знать

- историю изучения хөөмея;

- исполнителей хөөмея по поколениям;

- приемы исполнения видов хөөмея;

- формы развития  музыкального слуха: анализ аудио записей, интонационные упражнения.

  • Уметь

- различать виды, разновидности хөөмея;

- импровизировать при исполнения хөөмея ;

- исполнять основные виды хөөмея;

- применять навыки владения игры на фольклорных инструментах при исполнении хөөмея.

Основные понятия

 Родоначальник, хөөмейжи-классики, хөөмейжи, горловое пение, исполнитель хөөмея, стиль, хөөмей, сыгыт, каргыраа, исполнительские школы.

Межпредметные связи

 Основы инструментальной подготовки, изучение тувинских фольклорных инструментов.

Ресурсы:

Основные:

 - ноутбук, проектор, наглядный раздаточный материал.

Форма урока

Г – групповая

План проведения открытого урока

Этапы

Деятельность
студентов

Содержание урока

Время

  1. Вводная часть (организа

ционная).

Выступление студентов докладчиков и исполнителей.

Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

Выступление докладчиков и студентов исполнителей по 1-го, 2-го поколения.

18 мин.

2. Основная часть.

Выступление студентов и Народных хөөмейжи

последних поколений.

Выступают приглашенные гости (мастера сольного двухголосия), рассказывают свою краткую творческую биографию и исполняют горловое пение сольно.

15 мин.

3. Закрепление материала.


 Игра со зрителями «Угадай исполнителя хөөмея».

 

 

Повтор пройденного материала. Ставится аудиозапись любого мастера хөөмейжи из любого поколения, а зрители и студенты отгадывают.

4 мин.

4. Заключение

Выступление студентов и преподавателей

  1. Преподаватели и студенты поют народные припевки с горловым пением из репертуара ансамбля «Тыва»:
  1. «Хөөмей, сыгытка кожаңнар»

  (Частушки для горлового пения);

  1. «Улуг-Хемим, Саян, Таңдым»

(Мой Улуг-Хем, Саяны и Танды);

  1. «Аъттың дерии» 

(Конская принадлежность).

  1. Вручение благодарственных писем и подарков приглашенным гостям.

4 мин.

  1. Анализ проведенного урока.

 

Выставление оценок и подведение итогов.

4 мин.



Предварительный просмотр:

Конспект урока-концерта

«Преемственность поколений исполнительских школ хоомея РТ»

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (организационная).

Студенты Иргит Седен, Чадамба Ласол, Монгуш Сулдем на игиле исполняют тувинскую народную мелодию «Артыы-Сайыр».

Презентация показ слайдов тема, цель и задачи

 

Преподаватель: Здравствуйте уважаемые преподаватели, студенты и наши приглашенные гости! Перед тем как начать наш урок разрешите представить наших гостей: Мастер-хоомейжи, лауреат I степени 1-го фестиваля Хоомей-81 года, ветеран тувинского государственного ансамбля песни и танца Монгуш Лазо Довуевич, Народный хоомейжи РТ. Монгуш Валерий Кечилович, Народный хоомейжи РТ., Заслуженный артист РФ и РТ, руководитель всемирно-известной группы «Хун-Хурту» Ховалыг Кайгал-оол Ким-оолович, Народный хоомейжи РТ., директор Центра развития тувинской культуры и ремесел, солист всемирно-известной группы «Чиргилчин» Кошкендей Игорь Михайлович, Народный хоомейжи РТ. всемирно-известной группы «Алаш» Сам Аян-оол Сергеевич.  

Сегодня мы проведем открытый урок-концерт на тему: «Преемственность поколений исполнительских школ хоомея РТ» со студентами с 1 «ж» группы, специальности «Педагогика дополнительного образования в области музыкальной деятельности» по предмету «Ансамбль национальных инструментов». Преподаватель Ховалыг Х.К.

Цели:

- выявить исполнительские школы хоомея и его стилистические особенности;

- проанализировать характер влияния деятельности мастеров хоомея на развитие тувинского горлового пения.

С задачами преподаватель знакомит на презентации. 

На проекторе идет отрывок видеоролика «Черно-Белая Тува»

Постепенно запись затихает.

Преподаватель: Как известно, на сегодняшний день Туву считают родиной, колыбелью сольного двухголосного горлового пения. Одной из причин смелого утверждения этой идеи является многочисленность носителей данного вида искусства и, конечно же, образования исполнительских школ хоомея Тувы, который является отличительной спецификой от других народов. Издревле тувинцы с уважением относились к борцам хуреша, сказителям-рапсодам, мастерам-изготовителям, а также исполнителям хоомея; почитали их как национальных героев. Без исполнителей-хоомейжи и исполнительских школ хоомея не было бы искусства хоомей, которая является наследием не материальной культуры и брендом нашей республики.

Тува удивительно богата исполнителями искусства сольного двухголосия. Народная память еще хранит имена мастеров, таких как Комбу Ондар, Сорукту Кыргыс, Хунаштаар-оол Ооржак, Ак-оол Кара-Сал, Кызыл-оол Санчы, Сат Манчакай и многих других.

Монгуш Р.Р.: В дореволюционной Туве практически любой тувинец умел исполнять хоомей. Но это искусство не было артистическим ремеслом. Оно было органично вписано в скотоводческий быт кочевников. Только по причине того, что в то время не было звукозаписывающей аппаратуры и видеотехники, история не оставила нам многих и многих имен выдающихся исполнителей. Мы ведем отсчет, к сожалению, только от имен тех исполнителей, голоса которых были записаны на магнитофонных лентах. Но, понятно, что это вовсе не означает, что только они были первым поколением хоомейжи, как ошибочно называют их. На примере республиканский исследователь Марьатта Маадыр-ооловна Бадыргы выделяет пять их поколений, за последнее столетие. Ссылаясь на ее классификацию, нами были корректированы некоторые изменения, мы не конкретизируем поколения исполнителей хоомея на 1,2, и 3, а выделяем их по годам рождения.

Таким образом, к старшему поколению относим мастеров, родившихся до 1920 г. (Ондар Комбу Сембил оглу, Кыргыс Сорукту Самданай оглу);

В качестве следующих мастеров хоомея выделяем родившихся в период с 1921 – 1940 гг. (Ондар  Маржымал Очурович, Дакпай Максим Чаламович, Чульдум-оол Андрей Ыдамович, Тау Федор Менгертиевич, Ооржак Хунаштаар-оол Сурун-оолович, Тумат Кара-оол Хууракпанович); 

Хоомейжи родившиеся с 1941 по 1960 гг. (Братья Николай, Валерий Кечиловичи, Монгуш Лазо Довуевич, Соян Владимир Серенович и т.д.);

Следующие мастера, родившиеся в 1961 – 1980-х гг. рождения (Ховалыг Кайгал-оол Ким-оолович, Монгуш Борис Чолдак-Хунаевич, Ондар Конгар-оол Борисович, Севек Алдын-оол Такашович, Кошкендей Игорь Михайлович, Ондар Монгун-оол Дуктенмейевич);

Среди представителей молодого поколения можно назвать Сарыглар Евгения Викторовича, Ондар Бады-Доржу Владимировича, Сам Аян-оола Сергеевича, Саая Кан-Хулера Валериевича и т.д. Следует учитывать, что приведенный нами перечень далеко не полный.

Рассмотрим наиболее характерные особенности становления профессионального искусства горлового пения, отраженные в творчестве тувинских мастеров.

Уважаемые зрители просим вас запоминать или записывать имена, представителей относящихся, к какому поколению и манеру исполнения данных мастеров. В основной части урока будем с вами играть «Угадай исполнителя хоомея».  

А сейчас приглашаем студентов на сцену с докладами творческих портретов классиков хоомея: первым выступает Ондар Алдын-Даш студент 1 курса специальности «Педагогика дополнительного образования в области музыкальной деятельности».

Сарыглар А.В.: Уважаемые студенты надеемся, что вы запомнили записи родоначальников  Дзун-Хемчикской и Эрзинской исполнительских школ. Характерной особенностью мастеров старшего поколения является широкая вариативность и солирование без инструмента.

В следующем поколении с 1921 по 1940-ые годы, мастера сольного двухголосия хоомея увеличивается, и конечно возрождаются новые исполнительские школы. Впервые создаются ансамбли горловиков, в котором участвовали не менее знаменитые хоомейжи республики — Сундукай Монгуш, Хунаштаар-оол Ооржак, Ак-оол Кара-
Сал,  Маржымал Ондар, Максим Дакпай,
Кара-оол Тумат. Самое главное в этот период основывается классическое профессиональное горловое пение.

Уважаемые зрители давайте поприветствуем докладчиков данного поколения. Выступление докладчиков Чадамба Ласол, Ламажык Ай-Херел, Саая Артыш, Алдын-оол Кежик.

II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Преподаватель: Спасибо всем докладчикам, переходим представителям хоомейжи родившихся с 1941 по 1960 гг. Разрешите на сцену пригласить мастера-хоомейжи, лауреата I степени 1-го фестиваля Хоомей-81 года, ветерана тувинского государственного ансамбля песни и танца «Саяны» Лазо Довуевича Монгуш.

Выступление Лазо Довуевича.

Уважаемые зрители, студенты и преподаватели давайте поприветствуем нашего следующего гостя Народного хоомейжи РТ, мастера исполнителя Овюрской школы Валерия Кечиловича Монгуш.

Выступление В.К. Монгуша

Большое спасибо, давайте еще раз поаплодируем нашему гостю.

Монгуш Р.Р.: К следующему поколению относятся мастера хоомея родившиеся с 1961 – 1980-ые гг. Этот век можно назвать золотым периодом тувинского горлового пения. Потому что, именно в этот период рождаются такие известные исполнители как Тумат Геннадий Хайдыпович, Ховалыг Кайгал-оол Ким-оолович, Монгуш Борис Чолдак-Хунаевич, Ондар Конгар-оол Борисович, Севек Алдын-оол Такашович, Ондар Монгун-оол Дуктенмейевич, Монгуш Андрей Алдын-оолович, Кошкендей Игорь Михайлович и многие другие.

В 1988 году под руководством Тумат Геннадия Хайдыповича организован фольклорный ансамбль «Тыва», потом появляется ансамбли «Эртинелиг Тыва», «Ай-Херел» и, конечно же, знаменитая до сегодняшнего дня группа «Хүн-Хүртү» который, этот коллектив дал дорогу для возрождения новых профессиональных молодых фольклорных ансамблей: «Чиргилчин», «Алаш», «Тыва-Кызы», «Чангы-Хая» и т. д., где они стали выступать за рубежом и в Америке.

 Начиная с середины 80-ых годов хоомей стал объектом пристального внимания ученых многих стран мира. С 1992-года состоялось шесть международных симпозиумов «Хоомей – феномен культуры народов центральной Азии. В 1993 году был создан Международный научный центр «Хоомей», под руководством Кыргыс Зои Кыргысовны.

Итак, приглашаем на сцену студента 1 «ж» группы Иргит Седена с исполнением сольного репертуара Тумат Геннадия Хайдыповича.

Седен исполняет соло Г.Тумата.

Представляем аудиозапись сольного исполнения Тумат Геннадия

(7 запись).

Дорогие студенты и преподаватели на сцену приглашается наш уважаемый гость Заслуженного артиста РФ и РТ, Народного хоомейжи РТ., мастера-хоомея Дзун-Хемчикской исполнительской школы, руководитель всемирно-известной группы «Хун-Хурту» Ховалыг Кайгал-оол Ким-оолович!

Выступает К.К. Ховалыг

Следующим выступает ученик 10-го класса 16-ой школы-лицея города Кызыла Кара-Сал Дугар, исполнит каргыраа выдающегося Народного хоомейжи Монгун-Тайгинской исполнительской школы Севек Алдын-оола Такашовича. Давайте поаплодируем! (8 запись).

Выступление Дугара

А сейчас поприветствуем следующего нашего гостя Народного хоомейжи РТ., директора «Центра развития тувинской традиционной культуры и ремесел», солиста всемирно-известного ансамбля «Чиргилчин», мастера хоомея Улуг-Хемской исполнительской школы Кошкендея Игоря Михайловича.  

Выступление И.М. Кошкендея

Сарыглар А.В.: Среди представителей поколения родившихся в период с 1981-го по 2000 годы можно назвать Сарыглар Евгения Викторовича, Ондар Бады-Доржу Владимировича, Сам Аян-оола Сергеевича, Саая Кан-Хулера Валериевича и многих других.

И так, на сцену приглашаем молодого мастера хоомея Народного хоомейжи РТ, 2-ды обладателя Гран-при Международного конкурса «Дембилдей – 2010,12 годов», лауреата I степени Международного симпозиума «Хоомей – культурный феномен народов Центральной Азии», 2008 г. солиста фольклорного ансамбля «Алаш», артиста Тувинского национального оркестра Сам Аян-оола Сергеевича.

Выступление А.С. Сам

III ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Преподаватель: Уважаемые студенты для закрепления пройденного материала давайте сыграем игру «Угадай исполнителя хоомея». Мы будем ставить аудиозапись мастеров-хоомейжи любого поколения, а вы будете отгадывать, кто исполняет, из какого поколения, и какие виды хоомея?

Игра со зрителями «Угадай исполнителя хоомея»

 Когда преподаватель проводит игру, ансамбль «Тос-Булак» на сцене готовятся к концертной части.

IV ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сарыглар А.В.: Уважаемые зрители, вы заметили что, в основной части нашего урока хоомей можно исполнять сольно, а еще можно исполнять в ансамбле. Так как мы проводим наш урок по предмету «Ансамбль национальных инструментов» на сцену приглашаем этно-оркестр «Тос-Булак» группы 1 «ж»,  ПЦК «Музыки, художественного и технического творчества»:

С программой:

  1. Тувинская народная песня: «Чиң сөөртүкчүлериниң ыры» (Песня караванщиков);
  2. Хоровое исполнение манеры исполнения К.С. Ондара «Өдек малы үнгеш оъттаар…» (Стадо овец где пасется);
  3. Припевки: «Улуг-Хемим, Саян, Таңдым» (Мой Улуг-Хем, Саян и Танды);
  4. «Аъттың дерии» (Конское снаряжение).
  5. Частушки: «Хөөмей, сыгытка кожаңнар»;

Преподаватель: Таким образом, на протяжении XXI в. Горловое пение Тувы получает развитие в творчестве  целого ряда поколений исполнителей. Наблюдается тенденция к увеличению численности мастеров, в рамках каждого последующего поколения. При этом каждый из них сделал свой личный вклад в историю развития данного вида искусства. Указанная тенденция развивается и в настоящий момент. Записи хоомея, исполненного нашими мастерами, служат и будут служить живым примером для музыкального подражания и усвоения столь трудной техники искусства сольного двухголосия.

Уважаемые преподаватели и студенты хочу еще раз отметить для формирования навыкам традиционного ансамблевого и сольного исполнительства необходимо нам знать наших предков, изучать историю тувинского хоомея и в дальнейшем передавать будущему поколению нашей страны.

И так, разрешите поблагодарить наших уважаемых гостей благодарственными письмами и вручить подарки.

Вручение благодарственных писем и подарков гостям.

Всем спасибо за внимание, до следующей встречи!!!



Предварительный просмотр:

Список моих статьей и публикаций:

  1. «Cтили тувинского горлового пения хоомей в интерпретации исследователей и современных исполнителей» по итогам работы секции «Этнохудожественное образование в социокультурной пространстве» I этапа Межрегиональной научно-практической конференции «Культура и искусство: поиски и открытия», диплом II место, Кемерово 2012г.
  2. «Современное состояние и эволюция традиционного тувинского горлового пения» II (XLIII) Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Культура и искусство: поиски и открытия»: сборник научных статей. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2012. – 311 с. – С. 60-65. По итогам работы секции «Народная художественная культура: актуальные проблемы теоретических и прикладных исследований», диплом I степени.
  3. «Преемственность поколений в традициях горлового пения Тувы» Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Культура и искусство: поиски и открытия», Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. 26.04.2013. – 6 стр.
  4. «Этнические особенности исполнения «Искусства горлового пения Тувы»: историко-культурологический анализ». Выпускная квалификационная работа. Кемерово, 2013. – 85 с.
  5. «Стили тувинского горлового пения в интерпретации исследователей и исполнителей». Международная научно-практическая конференция «Культурное наследие тюркских народов» сборник научных статей. – Актобе, 2014. – 134 с. – С. 114-115.
  6. «Современное состояние тувинской национальной игры "Тевектээри"»  доклад в соавторстве с Барынмаа А.И. I Международный конгресс детских игр и игрушек тюркского мира. 14-17 мая 2015 г. Эскишехир Турция.
  7. «Современное состояние тувинской национальной игры «Тевектээр»». IV Межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Современное состояние и перспективы развития национальных видов спорта и игр». Кызыл, – 2016.
  8. «О проекте Кошкун хоомей» (Кочевой хоомей). Научно-практическая конференция «Культура Тувы: прошлое и настоящее». ККИ им. А.Б. Чыргал-оола, 30.03.2016.
  9. «Деятельность этнокультурных центров на современном этапе (на примере республики Тыва)». Научно-практическая конференция «Культура Тувы: прошлое и настоящее». ККИ им. А.Б. Чыргал-оола, 29.03.2017.
  10. Брошюра «Республиканский детский конкурс исполнителей горлового  пения  хөөмей «Сарадак»» Кызыл, 2017. – 36 с.
  11.  «Преемственность как гарант передачи и сохранения исполнительского искусства хоомей у тувинцев». Реферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки. Кызыл, 2018.
  12. «Дошпулуур ойнакчызының кыдыраажы» / Тетрадь для обучения игре на дошпулууре: авт.-сост. Ч.С. Тумат, Х.К. Ховалыг, А.Б. Хуурак. – Кызыл: ТувГУ, 2019.  На тувинском языке. – 64 с.
  13. Особенности исполнения тувинского хөөмея. II Сибирский форум фольклористов: к 90-летию со дня рождения А. Б. Соктоева, основателя серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»: Тезисы докладов / Отв. ред. Е. Н. Кузьмина. Новосибирск: Алекспресс, 2021. – 194 с. – С. 167-168.
  14. «Тувинский и монгольский хоомей: проблемы выявления принципиальной их разницы» Республиканская научно-практическая конференция со всероссийским участием «Устный и музыкальный фольклор тувинского народа как часть нематериального культурного наследия народов Российской Федерации» в рамках «Съезда сказителей и хоомейжи: прошлое и настоящее», ЦРТТКР, Кызыл. 12.11.2021.
  15. «К вопросу о механизме формирования хөөмея» Межрегиональная научно-практическая конференция «КУЛЬТУРА ТУВЫ: ПРОШЛОЕ НАСТОЯЩЕЕ» ККИ, Кызыл. 17.05.2023.
  16. «О методах изучения голосового аппарата хөөмейжи» VIII Международный этномузыкологический симпозиум «Хоомей (горловое пение) – феномен культуры народов Центральной Азии» (далее – Симпозиум), посвященный 30-летию Международной Академии «Хоомей» Республики Тыва 07.06.2023.