«Открытое занятие по народному танцу «Дробные выстукивания в русском танце»

Зубова Елизавета Михайловна

Муниципальное бюджетное учреждение 

дополнительного образования

«Центр детского творчества автозаводского района»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Открытое занятие по народному танцу

 «Дробные выстукивания в русском танце»

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Зубова Елизавета Михайловна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2023 год

Пояснительная записка.

Народный танец - один из древнейших видов народного искусства, складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни. Он выражает стиль и манеру хореографического творчества каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой.

Обучение народно-сценическому танцу развивает виртуозность исполнения и способствует эмоциональному раскрепощению танцевальной практики.

Дроби - один из самых распространенных элементов русского народного танца, любимый народом. Их исполняют с большим удовольствием парни и девушки, мужчины и женщины. Здесь выражается удаль и нежность, показывается мастерство, ловкость и доносится тонкая музыкальность исполнителя, его характер.

Согласно концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, для творческих объединений художественной направленности, актуально приобщение детей и подростков к искусству, народному творчеству, что способствует сохранению культуры народов Российской Федерации.

Тема занятия: «Дробные выстукивания в русском танце»

Цель занятия: Формирование навыка дробных выстукиваний, как элемента в русском народном танце.

Задачи занятия:

• развивать технику исполнения дробных движений русского народного танца на середине зала;

• укреплять опорно-двигательный аппарат обучающихся;

• формировать сценическую культуру исполнения дробных движений русского народного танца;

• развивать познавательные интересы и творческий потенциал у обучающихся.

Предлагаемый материал рассчитан на обучающихся в возрасте 11-15 лет. Занятие проводится по ДООП «Серпантин плюс» 1 года обучения для участников хореографического коллектива «Серпантин», ранее завершивших обучение по программе «Серпантин»» (для детей 6-13 лет) имеющих достаточную подготовку для освоения дробных выстукиваний.

Данный материал основан на методических пособиях Гусева Г.П. и Матвеева В. Ф и может быть использован педагогами дополнительного образования (педагогами-хореографами).

 

Ожидаемый результат:

У обучающихся улучшиться техника исполнения дробных движений русского народного танца и укрепится опорно-двигательный аппарат. Постепенно начнет формироваться сценическая культура исполнения дробных движений, начнут развиваться познавательные интересы и творческий потенциал.

 

Организационно-педагогическое обеспечение занятия:

Технические средства и оборудование:

- хореографический зал с зеркалами,

- станки для занятия хореографией,

- СD, USB проигрыватель,

- фонограммы

 

Структура занятия:

  1. Организационный момент.

(3 минуты)

- построение обучающихся, знакомство с темой занятия;

- вступительное слово;

- поклон

- приветствие педагогу.

  1. Основная часть.

(35 минут)

 Разминка:

-На середине зала (движение по кругу);

-ходы русского народного танца.

 Теоретическая часть:

Пояснения о приемах и технике исполнения дробных выстукиваний в русском народном танце, о характере и манере исполнения в женском и мужском танце.

 Практическая часть:

  • Дробные комбинации на середине зала на месте и в продвижение по кругу;
  • Дробные комбинации с продвижением вперед;
  • Комбинация на основе изученного материала.
  1. Заключительная часть занятия.

(5 минут)

- подведение итогов занятия;

- поклон.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

 - обучающиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке;

- обозначение темы.

Тема занятия - «Дробные движения в русском народном танце». Традиционно занятие народно – сценического танца строится из экзерсиса у станка и экзерсиса на середине зала. Наше занятие сегодня включает движения из экзерсиса на середине зала.

- вступительное слово: Русский народ создал множество ярких изобразительных танцевальных движений, выработал манеру их исполнения и своеобразную пластику, отвечающие темпераменту, характеру и национальному духу.

 Дробные выстукивания – один из самых распространенных элементов русского народного танца. В них выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят тонкую музыкальность исполнителя, его характер

По исполнению дроби должны быть четкими, острыми, громкими – стучащими, но они могут быть и тихими – журчащими. Чем мельче, бисернее удары в дробях и замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее исполнение, тем интереснее дробь. Русская дробь очень разнообразна по своему исполнению. Дроби исполняются в различных темпах и характерах. Это зависит как от техники исполнения, так и от характера танца. Красота исполнения дробей - в их легкости. Дроби очень разнообразны в ритмическом отношении.

Русская дробь имеет наиболее сложный и разнообразный ритмический орнамент по сравнению с дробными движениями, исполняемыми в танцах других народов.

- поклон в характере русского народного танца, музыкальный размер 2/4.

  1. Основная часть.

- обучающиеся перестраиваются по кругу, разминка на ходах русского народного танца (простой с каблука и с носка, переменный шаг, Музыкальный размер 2/4).

- одинарная дробь;

 - двойная дробь;

- «Русский ключ».

Теоретическая часть: Данный материал идет параллельно с демонстрацией. Дробь в своей основе состоит из сильных и резких ударов ногами в пол – полной стопой, полупальцами и каблуком. Все удары сочетаются между собой в различных комбинациях и ритмических рисунках. Они могут быть одинарными и выполняться поочередно то правой, то левой ногой, двойными – два удара одной ногой и даже тройными – по три удара одной ногой.

Все эти удары могут исполняться на каждую четверть, на каждую восьмую, на шестнадцатую и даже на тридцать вторую долю такта. На этой основе создается огромное количество простых и сложных ритмических композиций и орнаментов, разнообразных дробей. Все удары и выстукивания в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими.

В женской дроби удар должен быть более острым, а звук тише, нежели у мужчин, и работающая нога поднимается не так высоко.

Практическая часть:

Одинарная дробь: исходное положение -6 позиция ног, на конец preparasion сесть в demi-plie

«и»- подскочить на левой ноге, правая нога поднимается носком до колена;

«1»- с ударом правая нога опускается в пол,

«и»- подскочить на правой ноге, левая нога поднимается носком до колена;

«2»- с ударом левая нога опускается в пол.

Далее движение повторяется.

Разучив одинарную дробь, переходим к двойной дроби:

 

Двойная дробь: исходное положение-6 позиция ног, на конец preparasion сесть в demi-plie

«и»- подскочить на левой ноге, правая нога поднимается носком до колена;

«1»- правая нога делает 2 удара:1-ый каблуком правой ноги,2-ой всей стопой;

«и»- подскочить на правой ноге, левая нога поднимается носком до колена;

«2»- левая нога делает 2 удара:1-ый каблуком левой ноги,2-ой всей стопой.

Далее движение повторяется.

 

Изучив эти дроби, переходим к изучению движения «Русский ключ»: 6 позиция ног, на конец preparasion сесть в demi-plie:

«1»-топнуть правой ногой рядом с левой по 6 позиции;

«и»- подскочить на левой ноге, правая нога поднимается носком до колена;

«2»-правая нога делает 2 удара: 1-ый каблуком правой ноги,2-ой всей стопой;

«и»- топнуть левой ногой рядом с правой по 6 поз.;

«1»- подскочить на правой ноге, левая нога поднимается носком до колена; «и»-левая нога делает 2 удара: 1-ый каблуком левой ноги,2-ой всей стопой;

«2»- топнуть правой ногой рядом с левой по 6 позиции.

При необходимости движение повторяется с начала.

  1. Танцевальная комбинация на основе изученных движений
  2. Заключительная часть занятия.

Подведение итогов занятия:

Вопросы для обсуждения:

  • что было самым   трудным в изучении и исполнении дробей?
  • что понравилось больше?
  • на что обратить внимание при сочинении собственного дробного выстукивания?

- обучающиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке;

 - далее идет поклон музыкальный размер 2/4.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества автозаводского района»

Районный конкурс методических материалов работников системы

дополнительного образования Автозаводского района города Нижнего Новгорода

Номинация: « «Современное занятие в дополнительном образовании»

Тема: «Открытое занятие по народному танцу

«Дробные выстукивания в русском танце»

Автор-составитель:

Зубова Елизавета Михайловна,

педагог дополнительного образования

г. Нижний Новгород

2023 год

Пояснительная записка.

Народный танец - один из древнейших видов народного искусства, складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни. Он выражает стиль и манеру хореографического творчества каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой.

Обучение народно-сценическому танцу развивает виртуозность исполнения и способствует эмоциональному раскрепощению танцевальной практики.

Дроби - один из самых распространенных элементов русского народного танца, любимый народом. Их исполняют с большим удовольствием парни и девушки, мужчины и женщины. Здесь выражается удаль и нежность, показывается мастерство, ловкость и доносится тонкая музыкальность исполнителя, его характер.

Согласно концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, для творческих объединений художественной направленности, актуально приобщение детей и подростков к искусству, народному творчеству, что способствует сохранению культуры народов Российской Федерации.

Тема занятия: «Дробные выстукивания в русском танце»

Цель занятия: Формирование навыка дробных выстукиваний, как элемента в русском народном танце.

Задачи занятия:

• развивать технику исполнения дробных движений русского народного танца на середине зала;

• укреплять опорно-двигательный аппарат обучающихся;

• формировать сценическую культуру исполнения дробных движений русского народного танца;

• развивать познавательные интересы и творческий потенциал у обучающихся.

Предлагаемый материал рассчитан на обучающихся в возрасте 11-15 лет. Занятие проводится по ДООП «Серпантин плюс» 1 года обучения для участников хореографического коллектива «Серпантин», ранее завершивших обучение по программе «Серпантин»» (для детей 6-13 лет) имеющих достаточную подготовку для освоения дробных выстукиваний.

Данный материал основан на методических пособиях Гусева Г.П. и Матвеева В. Ф и может быть использован педагогами дополнительного образования (педагогами-хореографами).

Ожидаемый результат:

У обучающихся улучшиться техника исполнения дробных движений русского народного танца и укрепится опорно-двигательный аппарат. Постепенно начнет формироваться сценическая культура исполнения дробных движений, начнут развиваться познавательные интересы и творческий потенциал.

Организационно-педагогическое обеспечение занятия:

Технические средства и оборудование:

- хореографический зал с зеркалами,

- станки для занятия хореографией,

- СD, USB проигрыватель,

- фонограммы (Музыкальное сопровождение — Яндекс Диск ())

Структура занятия:

  1. Организационный момент.

(3 минуты)

- построение обучающихся, знакомство с темой занятия;

- вступительное слово;

- поклон

- приветствие педагогу.

  1. Основная часть.

(35 минут)

Разминка:

-На середине зала (движение по кругу);

-ходы русского народного танца.

Теоретическая часть:

Пояснения о приемах и технике исполнения дробных выстукиваний в русском народном танце, о характере и манере исполнения в женском и мужском танце.

Практическая часть:

  • Дробные комбинации на середине зала на месте и в продвижение по кругу;
  • Дробные комбинации с продвижением вперед;
  • Комбинация на основе изученного материала.
  1. Заключительная часть занятия.

(5 минут)

- подведение итогов занятия;

- поклон.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- обучающиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке;

- обозначение темы.

Тема занятия - «Дробные движения в русском народном танце». Традиционно занятие народно – сценического танца строится из экзерсиса у станка и экзерсиса на середине зала. Наше занятие сегодня включает движения из экзерсиса на середине зала.

- вступительное слово: Русский народ создал множество ярких изобразительных танцевальных движений, выработал манеру их исполнения и своеобразную пластику, отвечающие темпераменту, характеру и национальному духу.

Дробные выстукивания – один из самых распространенных элементов русского народного танца. В них выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят тонкую музыкальность исполнителя, его характер

По исполнению дроби должны быть четкими, острыми, громкими – стучащими, но они могут быть и тихими – журчащими. Чем мельче, бисернее удары в дробях и замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее исполнение, тем интереснее дробь. Русская дробь очень разнообразна по своему исполнению. Дроби исполняются в различных темпах и характерах. Это зависит как от техники исполнения, так и от характера танца. Красота исполнения дробей - в их легкости. Дроби очень разнообразны в ритмическом отношении.

Русская дробь имеет наиболее сложный и разнообразный ритмический орнамент по сравнению с дробными движениями, исполняемыми в танцах других народов.

- поклон в характере русского народного танца, музыкальный размер 2/4.

  1. Основная часть.

- обучающиеся перестраиваются по кругу, разминка на ходах русского народного танца (простой с каблука и с носка, переменный шаг, Музыкальный размер 2/4).

- одинарная дробь;

- двойная дробь;

- «Русский ключ».

Теоретическая часть: Данный материал идет параллельно с демонстрацией. Дробь в своей основе состоит из сильных и резких ударов ногами в пол – полной стопой, полупальцами и каблуком. Все удары сочетаются между собой в различных комбинациях и ритмических рисунках. Они могут быть одинарными и выполняться поочередно то правой, то левой ногой, двойными – два удара одной ногой и даже тройными – по три удара одной ногой.

Все эти удары могут исполняться на каждую четверть, на каждую восьмую, на шестнадцатую и даже на тридцать вторую долю такта. На этой основе создается огромное количество простых и сложных ритмических композиций и орнаментов, разнообразных дробей. Все удары и выстукивания в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими.

В женской дроби удар должен быть более острым, а звук тише, нежели у мужчин, и работающая нога поднимается не так высоко.

Практическая часть:

Одинарная дробь: исходное положение -6 позиция ног, на конец preparasion сесть в demi-plie

«и»- подскочить на левой ноге, правая нога поднимается носком до колена;

«1»- с ударом правая нога опускается в пол,

«и»- подскочить на правой ноге, левая нога поднимается носком до колена;

«2»- с ударом левая нога опускается в пол.

Далее движение повторяется.

Разучив одинарную дробь, переходим к двойной дроби:

Двойная дробь: исходное положение-6 позиция ног, на конец preparasion сесть в demi-plie

«и»- подскочить на левой ноге, правая нога поднимается носком до колена;

«1»- правая нога делает 2 удара:1-ый каблуком правой ноги,2-ой всей стопой;

«и»- подскочить на правой ноге, левая нога поднимается носком до колена;

«2»- левая нога делает 2 удара:1-ый каблуком левой ноги,2-ой всей стопой.

Далее движение повторяется.

Изучив эти дроби, переходим к изучению движения «Русский ключ»: 6 позиция ног, на конец preparasion сесть в demi-plie:

«1»-топнуть правой ногой рядом с левой по 6 позиции;

«и»- подскочить на левой ноге, правая нога поднимается носком до колена;

«2»-правая нога делает 2 удара: 1-ый каблуком правой ноги,2-ой всей стопой;

«и»- топнуть левой ногой рядом с правой по 6 поз.;

«1»- подскочить на правой ноге, левая нога поднимается носком до колена; «и»-левая нога делает 2 удара: 1-ый каблуком левой ноги,2-ой всей стопой;

«2»- топнуть правой ногой рядом с левой по 6 позиции.

При необходимости движение повторяется с начала.

  1. Танцевальная комбинация на основе изученных движений: ()
  2. Заключительная часть занятия.

Подведение итогов занятия:

Вопросы для обсуждения:

  • что было самым трудным в изучении и исполнении дробей?
  • что понравилось больше?
  • на что обратить внимание при сочинении собственного дробного выстукивания?

- обучающиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке;

- далее идет поклон музыкальный размер 2/4.

Список использование литературы:

  1. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца.// ()
  2. Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания.// ()
  3. Н. И. Бочкарева Русский народный танец: теория и методика.// ()