Статья "Использование ресурсов народного творчества и нематериального культурного наследия в хореографии как составляющая духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на примере деятельности студии «Антураж»

Городова Василиса Александровна

В статье рассматривается опыт использования современных механизмов и практик духовно-нравственного воспитания на примере реализации дополнительной программы «Региональные особенности русского народного танца» в хореографической студии «Антураж» и построения воспитательной системы в коллективе. Программа реализуется 3 года и направлена на знакомство учащихся с богатейшим хореографическим фольклором России, воспитание любви к Родине, к своему народу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волобуева Оксана Владимировна,

заведующий отделом художественно-эстетического образования, педагог-организатор,

ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района Санкт-Петербурга

Городова Василиса Александровна,

педагог дополнительного образования,

руководитель хореографической студии «Антураж»,

ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района Санкт-Петербурга

Тема: «Использование ресурсов народного творчества и нематериального культурного наследия в хореографии как составляющая духовно-нравственного воспитания детей и молодежи

на примере деятельности студии «Антураж»

Интерес к предоставленной тематике не случаен: уже не первый год многие стараются найти пути решения данной проблемы на различных уровнях, начиная от дошкольных учреждений и до государственной доктрины. Но вопрос реализации современных механизмов и практик духовно-нравственного воспитания как нельзя актуальнее звучит здесь и сейчас именно в тех условиях, в которых нам сейчас приходится жить, работать и творить.

Для воспитания в России современного молодого человека необходимо уходить от образа «образованного индивидуала с мышлением «homo consumptor» (человека потребителя)». Государственная политика выдвигает нам новые запросы на воспитание подрастающего поколения, ориентированного на развитие духовно-нравственных качеств личности, чувства дружбы, гордости за свою страну и людей, живущих в ней.

Несмотря на различные веяния и модные направления, Дворец детского творческого никогда не отходил от траектории воспитания у учащихся вышеперечисленных качеств.

Опытом такой работы хотелось бы поделиться на примере реализации дополнительной программы «Региональные особенности русского народного танца» в хореографической студии «Антураж» и построения воспитательной системы в коллективе.

Данная программа реализуется 3 года и направлена на знакомство учащихся с богатейшим хореографическим фольклором нашей страны, воспитание любви к Родине, к своему народу. А воспитательный компонент данной программы учит чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывает любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает с детства.

Задачи программы решаются средствами хореографического искусства на основе традиционных ценностей отечественной культуры. Учащиеся знакомятся с русским народным творчеством, обучаются жанрам и элементам русского народного танца. Воспитательным результатом программы является обогащение и закрепление знаний учащихся о Родине в процессе непосредственной деятельности по хореографии.

При освоении программы учащиеся знакомятся с национальными особенностями народных танцев, узнают о народных обрядах, жизни и истории народа.   Все это усиливает выразительность исполнения, помогает более глубокому проникновению в национальный характер, способствует воспитанию чувства патриотизма, толерантности, коллективизма, культуре поведения и общения.  

Тема «русский танец» включает в себя следующие направления в изучении:

  • Русский народный танец как явление в целом
  • Характерные элементы танцев Архангельской, Нижегородской, Владимирской, Саратовской, Курской, Брянской, Самарской, Волгоградской, Вологодской, Костромской, Московской, Смоленской областей.

Большая роль в изучении отводится музыкальному сопровождению, что также является важным элементом в приобщении к культурному наследию и богатой русской культуре.

Педагогами проводится большая дополнительная работа по изучению русского народного костюма и его элементов. Во время совместной работы с педагогом учащиеся узнают о том, какой костюм соответствует тому или иному танцу, как правильно носить народный костюм, и о многом другом.

На занятиях практикуется применение русских народных игр: «Плетень», «Каравай», «Круговая», - что способствует в погружение менталитеты русского человека.

В качестве опорного инструмента для духовно-нравственного развития учащегося в хореографической студии «Антураж» педагоги выработали следующую формулу:

Данная формула способствует более качественному и быстрому достижению образовательных и воспитательных результатов и реализуется через разнообразные механизмы и практики:

  1. Внушение-это социально-психологический механизм преднамеренного влияния, то есть, воздействие, которое рассчитано на некритическое восприятие информации учащимися и изменение их настроя, поведения в соответствии с этой информацией. Для реализации механизма внушения в студии созданы все условия: педагоги обладают большим авторитетом, доверием среди учащихся. Педагоги студии, в ходе бесед по постановке танца, разбора костюма, образа артиста опираются на некритическое восприятие учащимися той информации, которую транслируют, тем самым меняя взгляды, настрой, поведение и отношение учащихся в соответствии с духовно-нравственными ценностями.
  2. Парадокс. Суть механизма заключается в неожиданном суждении, расходящемся с общепринятым, которое может даже противоречить здравому смыслу. Примером использования парадокса может служить постановка парного номера русского танца. В современном мире роль главного, ведущего часто отводится лидеру, и не всегда мужчине. Парные постановки способствуют удержанию гендерных ролей в традиционных границах. Происходит это в силу того, что в парных танцах ведение осуществляет партнёр, а партнёрша слушает ведение и соответствует – это закон танца. Партнер осуществляет поддержки, кружения, подхваты и берет ответственность на себя. Это возрождает в мальчиках чувство силы, ответственности за партнершу, а девочек побуждает становиться мягче, женственнее.
  3. Совместный поиск. Механизм направлен на постижение смысла, на формирование стремления к самоопределению, к обладанию жизненными целями. Педагоги стимулируют учащихся самостоятельно оценивать движение в танце сначала с точки зрения хореографической лексики и образа, затем переходят к оценке более сложных элементов: пониманию образа в контексте историчности и духовно-нравственных качеств.

Выстроенная образовательная и воспитательная работа в рамках программы «Региональные особенности русского народного танца» позволяет педагогам воспитывать учащихся (которых 165 человек в коллективе), в духе духовного становления личности, формировать гражданскую позицию и самосознание подростка на традициях народной культуры, любви к Родине, преданности Отечеству, знании истории и культуры своего народа.

В репертуаре коллектива созданы номера: «С чего начинается Родина…», «Земля моя», «Небо славян», «За тихой рекою…», «Моя Россия» и другие,- это дает юным танцорам возможность прожить, прочувствовать русский дух танцевального искусства, корни русской культуры. Выезды коллектива на конкурсы и фестивали в другие города (Казань, Петрозаводск, Севастополь, Сочи, Новгород, Вологда) способствуют развитию чувства гражданской активной позиции, единению с народами России, позволяют ознакомиться с историей и достопримечательностями различных городов страны, - это помогает расширять кругозор учащихся о культуре и традициях нашей Родины.

Хореографическая студия «Антураж» неоднократно принимала участие в социально-ориентированных проектах «Дома молодежи Пулковец» и «КДЦ Московский», посвященных Дню пожилых людей, Дню матери, Дню снятия блокады Ленинграда, Дню Победы. – на слайд)

 Студия «Антураж»  - активный участник городских концертов и мероприятий: фестиваль народного творчества «Под одним небом»; городские праздники «День Флага», «День Победы», «День России».

Участие в проектах, которые перечислены на слайде, стало традицией не только для учащихся хореографической студии, но и их родителей, которые активно принимают участие в этих мероприятиях.

Педагоги студии разработали и реализуют образовательные проекты:

  • «Петербургский бал», где учащиеся хореографической студии «Антураж» и курсанты Военной академии связи имени Маршала С.М. Буденного изучают русские танцы, историю становления в России культуры хореографического искусства, итогом проекта становится проведение танцевального мероприятия.
  • «Профессионалы-начинающим». Студия «Антураж» активно сотрудничает с Санкт-Петербургским театром песни и танца «Морошка». В рамках проекта проводятся мастер-классы по постановке народных танцев, совместные репетиции, с последующим обсуждением, создание кейсов учащимися вместе с артистами театра.
  • «Совместное творчество» - совместные концерты студии «Антураж» с ансамблем песни и танца «Звёзды Санкт-Петербурга».

Перечисленные образовательные проекты не только поднимают престиж студии, повышают ее рейтинг среди других творческих коллективов, и являются прекрасным способом пропаганды и популяризации народного танца.

Результатом кропотливой работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся хореографической студии «Антураж» являются победы учащихся в конкурсах и фестивалях народного и фольклорного творчества различных уровней.

Таким образом, используемые механизмы и практики духовно-нравственного воспитания на занятиях в хореографической студии «Антураж» помогают учащимся соприкасаться с народным искусством и традициями, духовно обогащаться, у них проявляется интерес к истории, культуре и истокам своего народа – это равнозначно закладыванию в них сильной иммунной системы, которая может противостоять вредоносному влиянию антикультуры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование ресурсов народного творчества и нематериального культурного наследия в хореографии как составляющая духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на примере деятельности студии «Антураж» Городской научно-практический семинар «Этнокультурные практики в условиях дошкольного, общего и дополнительного образования»

Слайд 2

Темы «русского танца» включают в себя следующие направления в изучении Элементы танцев Архангельской, Нижегородской, Владимирской, Саратовской, Курской, Брянской, Самарской, Волгоградской, Вологодской, Костромской, Московской, Смоленской областей.

Слайд 4

Формула духовно-нравственного становления учащегося в хореографической студии «Антураж»

Слайд 5

Механизмы и практики духовно-нравственного воспитания хореографической студии «Антураж» Внушение Парадокс Совместный поиск

Слайд 7

Социально-ориентированная деятельность Хореографической студии «Антураж» -участник социально-ориентированных проектов «Дома молодежи Пулковец » и «КДЦ Московский», посвященных Дню пожилых людей, Дню матери, Дню снятия блокады Ленинграда, Дню Победы. – на слайд) -участник городских концертов и мероприятий: фестиваль народного творчества «Под одним небом»; городские праздники «День Флага», «День Победы», «День России».

Слайд 8

Образовательные проекты -«Петербургский бал» (учащиеся студии «Антураж» и курсанты Военной академии связи имени Маршала С.М. Буденного). -«Профессионалы-начинающим» (педагоги и учащиеся «Антураж» сотрудничает с Санкт- Петербургским театром песни и танца «Морошка». -«Совместное творчество» (совместные концерты студии «Антураж» с ансамблем песни и танца «Звёзды Санкт-Петербурга».

Слайд 9

Волобуева Оксана Владимировна заведующий отделом художественно-эстетического образования, педагог-организатор ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района Санкт-Петербурга Городова Василиса Александровна педагог дополнительного образования руководитель хореографической студии «Антураж» ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района Санкт-Петербурга Спасибо за внимание!