Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников. Игры «Арам пам пам», «Петушки», «Игра с палкой».»

Артеменко Глеб Анатольевич

Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников. Игры "Арам пам пам", "Петушки", "Игра с палкой".» включает в себя введение, краткую историческую справку о важнейших компонентах традиционной культуры мужчин, описание подвижных народных игр.

Методическая разработка предназначена для учащихся, воспитателей ДОУ и педагогических работников системы дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества «Современник»

Выборгского района Санкт-Петербурга

СОГЛАСОВАНО

методист _______________ /________________/

«___» ______________ 20____   г.

Методическая разработка

«Молодецкие забавы для дошкольников. Игры «Арам пам пам», «Петушки», «Игра с палкой»»

для обучающихся 5-7 лет

Автор:

 Артеменко Глеб Анатольевич,

концертмейстер

ГБУ ДО ДДТ «Современник»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Мая 2024 года

АННОТАЦИЯ

        Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников» включает в себя введение, краткую историческую справку о важнейших компонентах традиционной культуры мужчин, описание подвижных народных игр.

Методическая разработка предназначена для учащихся, воспитателей ДОУ и педагогических работников системы дополнительного образования.

        

        Введение

        Сохранение и возрождение национальной культуры является одной из первостепенных задач. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо формировать и воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше. Поэтому надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

        Краткая историческая справка

        Методическая разработка «Молодецкие забавы для дошкольников» представляет собой соединение важнейших компонентов традиционной культуры мужчин — пения и танца, так как освоение песенно-танцевальных традиций составляет фундамент для постижения специфики народной культуры в целом. Русский музыкальный фольклор и народный танец обнаруживают тесную взаимосвязь со всеми сферами традиционного быта, обрядово-праздничной системой русского крестьянина, его верованиями и образом жизни. В процессе освоения народных игр и песен у мальчиков формируются образы «настоящих мужчин»: былинных русских богатырей (Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича), известных исторических персонажей, воинов - защитников Родины и крестьян-землепашцев - кормильцев земли русской.

        Цель разработки создание условий для самовыражения учащихся в сфере народного творчества посредством приобщения к традиционной мужской песенно-танцевальной культуре, воспитание бережного отношения к русской культуре в целом.

        Задачи:

  • сформировать представление о народных играх, о традициях, истории и культуре народа;
  • обучить правилам некоторых русских народных игр и физических упражнений игровой направленности;

Развивающие:

  • способствовать развитию физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
  • способствовать гармоническому развитию функциональных систем организма учащегося, повышение жизненного тонуса;
  • способствовать повышению физической и умственной работоспособности.

Воспитательные:

  • сформировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями;
  • привить интерес и любовь к занятиям различным видам игровой деятельности;  

Заключение 

В результате освоения «молодецких забав» ребенок научится совместной деятельности в формате народной игры, узнает об историческом наследии русского народа, познакомится с традициями народных праздников, овладеет культурой общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности.

Способом проверки умений учащихся является:

  • совместное обсуждение игры;
  • умение учащегося завести игру, соблюдать правила;
  • наблюдение за игрой.

        

        

Используемая литература

  1. Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986
  2. Панкеев И. Русские народные игры. - Москва, 1998.

ОПИСАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР

Г.А. Артеменко,

концертмейстер объединений

 фольклорно-этнографического отдела

ГБУ ДО ДДТ «Современник»

Игра «Арам пам пам».

        Ребята садятся на стулья в круг или линию. Ведущий садиться на стул напротив ребят. Поется песня.

А рам пам пам, а рам пам пам,

Гули гули гули, рам пам пам.

Во время исполнения песни все повторяют за ведущим движения. Сначала ведущий хлопает себя по коленям первую половину песни. На слова «гули гули гули» движение меняется и ведущий чешет себе лоб, а за тем снова хлопает ладонями по своим коленям. Движения повторяются дважды.  Затем меняются слова песни и движения.

Аравия, аравия,

Гули гули гули, рам пам пам.

На слова «аравия, аравия» ведущий дважды берет себя противоположными руками за плечи. На слова «гули гули гули» движение меняется и ведущий чешет себе лоб, а за тем на слова «рам пам пам» хлопает ладонями по своим коленям. Движения повторяются дважды. Постепенно темп исполнения песни увеличивается, и игроки начинают ошибаться больше. Игра заканчивается как надоест.  

Игра «Петушки».

        По считалки выбирают двух водящих. Делается круг из каната или веревки обозначающие пространство игры. Игроки прячут руки себе за спину. Встают на одну ногу. По команде ведущего или начале звучания музыкального наигрыша начинают пытаться друг друга вытолкнуть из круга грудью. В процессе игры можно менять опорную ногу, но нельзя становиться на пол двумя ногами. Побеждает тот, кто вытолкал соперника из круга, а проигрывает тот, кого вытолкали из круга или человек встал на обе ноги.

Игра с палкой.

        Ведущий выбирает двоих ребят по считалки. Игроки садятся на пол. Ступнями ног упираются друг в друга. Между ними ведущий протягивает палку. Игроки берутся за палку руками. Начинает играть музыка и игроки начинают перетягивать друг друга с помощью палки. Побеждает тот, кто сможет оторвать противника от пола.