Понятие о деятельности, умениях и навыках

Багров Александр Владимирович

 

Возможность ознакомления с миром профессий и соответствующей им деятельности накладывают обязательства разобраться в терминах, вызывающих так много споров.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_o_deyatelnosti.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие о деятельности, умениях и навыках

Возможность ознакомления с миром профессий и соответствующей им деятельности накладывают обязательства разобраться в терминах, вызывающих так много споров.

Под деятельностью, прежде всего, будем понимать специфический вид активности человека, направленный на познание, целесообразное изменение и преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования [1, с.146]. Где только активная, эмоционально окрашенная деятельность, полностью реализующая возможности, выражать себя как личность, обеспечивает хорошее развитие [2, с.91]

Но сложно представить деятельность без навыков и умений, тем более что  они являются компонентами деятельности, одни автоматизированные, другие сознательно или полусознательно контролируемые. 

Довольно тяжело, но необходимо достигнуть ясности в понятиях навыков и умений, хоть и существует два противоположных взгляда на эту проблему, давайте снова разберёмся в определениях.

Педагогическая энциклопедия под редакцией И.А Каирова и Ф.Н. Петрова даёт следующую трактовку термина умения – это возможность эффективно выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать [3, с.362]. К сожалению, данное определение не раскрывает в полной мере понятие, часто используемое в практической деятельности.

По-другому выглядит описание умения в кратких психологических словарях:

Умение рассматривается как освоенный человеком способ выполнения действий на базе приобретённых знаний и навыков [4, с.295], или обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков [5, с.365]

Следовательно, умения включают в себя части, называемые навыками и образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем [1, с. 160]

А умения формируются путём упражнений и создают возможность  выполнять действия не только в привычных, но и в изменяющихся условиях.

Умения это подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта [6, с. 153]

Навык в свою очередь это  действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствия поэлементной сознательной регуляции и контроля [5, с. 195].

В многократных тренировочных упражнениях первоначальные действия превращаются в навыки, при этом возрастает объём знаний о данной деятельности и уровень умений по её выполнению повышается. Но прежде чем рассматривать эти уровни разберёмся в разновидностях различных умений.

По К.К Платонову, и A.M. Новикову [7, с. 156], деятельность может быть неумелой, частично умелой, умелой и мастерством. Всё определяется уровнями сформированности умений. Неумелая деятельность осуществляется умениями первоначального уровня; частично умелая деятельность - умениями операционного уровня; умелая деятельность - умениями тактического уровня и мастерская деятельность - умениями стратегического уровня.

Давайте разберёмся, что обозначают эти уровни умений:

Первоначальные умения - это способность осознавать цель деятельности и осуществлять поиск способов её выполнения, опираясь на ранее приобретенные знания и опыт. В действиях велики отклонения из-за ярко выраженного характера проб и ошибок.

Операционные умения — это овладение отдельными приемами выполнения компонентов технологических операций в изменяющихся условиях (изменение материала, видоизменение инструментов, изменение параметров и характеристик рабочего места). Это улучшенные первоначальные умения, которые в результате дополнительных тренировочных упражнений в различных условиях доведены до появления «признака переноса». При этом улучшаются когнитивные и действенные характеристики выполняемых умений. Для того чтобы работать в изменяющихся условиях, обучаемый должен приобрести новые, дополнительные знания об этих условиях.

Тактические умения - это способность выполнять полный технологический процесс в установленные нормы времени, успешно и творчески применяя приёмы использования наличных средств труда и получение в изменяющихся условиях точных результатов. Для этого работник должен быть обучен постоянно пополнять знания об объектах и действиях с объектами. А трудовые навыки должны у него быть развиты не ниже этапа первичной автоматизации.

Стратегические умения - это способность ориентироваться во всей системе производства и производственных отношений профессионально; деятельности для самостоятельного, творческого определения оптимальных путей целеустремленного достижения цели в неопределенных и изменяющихся условиях. Для развития такого уровня умения необходим обширный объём знаний не только в избранной профессиональной сфере, но и в сопредельных. Характеристики действий такого профессионала (мастера своего дела) должны отвечать не только предъявляемым  нему требованиям, но отличаться индивидуальным почерком. А для этого необходимо и длительное время для сформированности большого и глубокого осознанного объёма знаний, и большой практический опыт (огромное число тренировочных упражнений) в разнообразных условиях деятельности.

Источники информации

Литература:

  1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е   изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688
  2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.: ил.
  3. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред. – И.А.Каиров и Ф.Н.Петров. Т 2. М., Советская энциклопедия, 1965. В 4 т.
  4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. – М.: «Хэлтон», 1998 – 399с.
  5. Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М.: Политиздат, 1985. – 431с.
  6. Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя. Изд. 3-е. М., Политиздат, 1975. 496 с.
  7. Платонов К.К. О системе психологии. М., «Мысль», 1972. – 216с.