Программа кружка туристско-краеведческой направленности "Юный краевед"

Терёхина Вера Николаевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» органично сочетает краеведение и музейное дело, предусматривает разнонаправленную творческую деятельность обучающихся, в результате которой формируются и развиваются личностные качества ребёнка – гражданственность и патриотизм, приобретаются предметные знания, умения и навыки, формируются метапредметные компетенции. Программа рассчитана на обучающихся МОБУ «СОШ с. Сальское» Дальнереченского района в возрасте 12-14 лет, заинтересованных в изучении основ музейной работы ижелающихзаниматься краеведением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа кружка "Юный краевед" 108.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение «Управление народного образования» Дальнереченского муниципального района

Приморского края

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества с. Ракитное» Дальнереченского муниципального района Приморского края

«ЮНЫЙ КРАЕВЕД»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности

Возраст обучающихся: 12-14 лет

Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель:

Терехина Вера Николаевна,

педагог дополнительного образования

Сальское, 2025

РАЗДЕЛ №1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительнаязаписка

Актуальностьпрограммы

Проблема патриотического воспитания детей и молодёжи в последнее время находится в центре особого внимания государства и общества.В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»(в ред. Федеральных законов от 31.07.2020 N 304-ФЗ, от 04.08.2023 N 479-ФЗ, от 25.12.2023 N 685-ФЗ)приоритетным направлением воспитания является формирование в процессе осуществления педагогической деятельности у обучающихся чувства патриотизма, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.

В решении проблемы эффективным является использование потенциала музейной педагогики. Музейная среда становится важным педагогическим средством воспитания гражданственности и патриотических качествподрастающего поколения, а краеведческая работа – одним из путей развития личности обучающегося в условиях социума села, района.

Программа ориентирована на формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой родины.

Направленность программы – туристско-краеведческая.

Язык реализации программы – государственный язык РФ - русский.

Уровень освоения программы – стартовый (ознакомительный).

Отличительныеособенности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» органично сочетает краеведение и музейное дело, предусматривает разнонаправленную творческую деятельность обучающихся, в результате которой формируются и развиваются личностные качества ребёнка – гражданственность и патриотизм, приобретаются предметные знания, умения и навыки, формируются метапредметные компетенции.

Программа обусловлена использованием широкого спектра методов для приобретения практических навыков работы с фондом школьного музея. В ней предусмотрена взаимосвязь с музеем истории г. Дальнереченска и районным архивом Дальнереченского района, а также использование информационных технологий для виртуального посещения музеев России.

Отличие данной программы от аналогичных программ (проанализированы программы Осокиной Е.И. «Шаги в прошлое», Дроздовой Е.С. «Школьный музей») заключается в том, что:

1. Программа включает в себя тематические разделы, направленные на изучение истории родного края, формирование базовых навыков работы в музее. Содержание программы имеет концентрическое построение, где в каждом модуле реализуется концептуальная идеявосхождения обучающихся от познания культуры и истории близкого окружения (семья, школа, село) как части малой родины, через музейно-краеведческую деятельность, объектом которой является родной край(село Сальское, Дальнереченский район, Приморский край), к большой Родине – России.

2. Программа предполагает использование проектной и исследовательской деятельности: разработка экскурсии, сбор материала и оформление тематической музейной экспозиции, защита исследовательского проекта и другие.

3. Программа имеет интегративный характер. Она соединяет в равной мере обществоведческие, исторические знания, сочетает в себе региональный и национально-культурный компоненты, экскурсионно-массовую, туристическую и исследовательскую деятельность. Основной формой организации образовательного процесса является экскурсия.

Адресат программы

Программа рассчитана на обучающихся МОБУ «СОШ с. Сальское» Дальнереченского района в возрасте 12-14 лет, заинтересованных в изучении основ музейной работы ижелающихзаниматься краеведением.

Особенности организации образовательного процесса

Набор и зачисление в группу осуществляется через портал персонифицированного дополнительного образования https://25.pfdo.ru/app на основании заявления обучающегося или родителя (законного представителя) обучающегося.

К освоению программы допускаются все дети без исключения, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий данным видом деятельности. Группы являются смешанными, разновозрастными, но при их формировании и в образовательном процессе обязательно учитываются возрастные, физические и психологических особенности детей.

Срок реализации программы – 1 год.

Объём программы –136 часов.

Наполняемость – 10-15 обучающихся в группе.

Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 академических часа, продолжительность одного академического часа – 40 мин.

Программа предполагает очную форму обучения.

1.2. Цельизадачипрограммы

Цельпрограммыобучение основам краеведения и музейного дела школьников Дальнереченского муниципального района в возрасте 12-14 лет посредством исследовательской и проектной деятельности.

Задачи программы

Воспитательные:

1. Воспитывать уважительное отношение к историческому наследию и культуре своего родного края.

2. Формировать активную гражданскую позицию, осознание причастности к судьбе малой родины.

3. Формировать мотивационно-ценностную сферу личности.

Развивающие:

1. Развить коммуникативные навыки.

2. Формировать музейную культуру.

3. Развивать исследовательские навыки в области музейного дела и краеведения.

Обучающие:

  1. 1. Знакомить с историей и теорией музейного дела, её ролью в сохранении культурного наследия.
  2. 2. Обучать способам работы с музейными экспонатами, включая их описание, классификацию и хранение.
  3. 3. Обучать способам организации экскурсии в школьном музее.
  4. 1.3. Содержание программы
  5. Учебный план

Наименование разделов, тем

Количествочасов

Формааттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Музейноедело

44

16

28

1.1

Введение в программу

2

1

1

Анкетирование

1.2

Музей – историческая память народа

4

2

2

Тестирование

1.3

Организация школьного музея. Функции школьного музея

4

2

2

Наблюдение, игра

1.4

Комплектование музейных фондов и условия хранения музейных предметов

6

2

4

Викторина

1.5

Учёт музейного фонда, ведение документации. Музейная профессия: фондовый работник

6

2

4

Практическая работа, игра

1.6

Экспозицияшкольногомузея.Дизайнмузея

4

2

2

Тематический кроссворд

1.7

Знакомство с музейной профессией экскурсовод. Виды экскурсий: виртуальные, обзорные, тематические

4

2

2

Викторина

1.8

Технология создания экскурсий. Мастерство экскурсовода: тренинг. Практикум: разработка экскурсии

8

2

6

Практическая работа, игра

1.9

Говорящие предметы музея: экскурсия для учеников школы

4

0

4

Наблюдение, опрос

1.10

Музейные профессии

2

1

1

Игра

2

Краеведение

48

18

30

2.1

Родной край в истории государства Российского

4

2

2

Тестирование

2.2

Моя семья и родной край

2

1

1

Опрос

2.3

Моя родословная. Принципы составления родословной

4

1

3

Практическая работа

2.4

Наша школа в истории края

4

2

2

Опрос

2.5

Социально-экономическая история края

2

1

1

Практическая работа

2.6

Культурное наследие родного края

4

2

2

Наблюдение

2.7

Наше природное наследие

2

1

1

Практическая работа

2.8

Село Сальское Дальнереченского района

4

0

4

Экскурсия

2.9

Выпускники – гордость школы

2

1

1

Опрос

2.10

Военная слава земляков

6

2

4

Наблюдение

2.11

Земляки – участники специальной военной операции

4

2

2

Практическая работа

2.12

Люди – главное богатство села Сальское

2

1

1

Наблюдение

2.13

История, традиции, особенности села Сальское

2

1

1

Викторина, наблюдение

2.14

Владивосток – столица Приморского края и Дальнего Востока. Музеи Владивостока

6

1

5

Экскурсия

3

Поисково-исследовательская деятельность

26

8

18

3.1

Объектыкраеведческогоисследования,еговыбор,постановкацелей и задач

6

6

0

Наблюдение

3.2

Алгоритм исследования. Сбор материалов

10

2

8

Практическая работа

3.3

Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

10

0

10

Практическая работа, наблюдение

4

Проектная деятельность

18

4

14

4.1

Исследовательский проект

4

4

0

Наблюдение

4.2

Алгоритм проектирования. Сбор материалов

4

0

4

Опрос

4.3

Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов проекта)

8

0

8

Практическая работа

4.4

Итоговое занятие:история моей семьи в истории родного края

2

0

2

Проект

Итого:

136

46

90

Содержание учебного плана

1. Раздел:Музейноедело

1.1. Тема: Введение в программу

Теория.Цель и задачи программы «Юный краевед». Основные разделы программы. Виды деятельности.

Практика.Проведениеанкетированиясцельювыявленияинтереса обучающихся к изучению краеведческих тем и занятиям по основнымнаправленияммузейнойдеятельности.

1.2. Тема: Музей – историческая память народа

Теория.Типы и виды музеев: краеведческий, боевой славы, исторический, государственный, частный, муниципальный, школьный и другие. Школьный музей«Это нашей истории строки» МОБУ «СОШ с. Сальское», история создания. Экспозиции, выставочные экспонаты. Профиль и название музея.

Практика.Экскурсия по школьному музею. Игра: «Путешествие в прошлое, настоящее, будущее».

1.3. Тема: Организацияшкольногомузея.Функциишкольногомузея

Теория.Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение обучающихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.

Практика.Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп. Игра-практикум: «Разработка структуры музейного собрания». Работа с инвентарной книгой школьного музея.

1.4. Тема: Комплектование музейных фондов и условия хранения музейных предметов

Теория.Музейные фонды (музейные предметы, копии, тексты, фото-комментарии, указатели и др.). Особенности комплектования музейных фондов разных групп музеев (общеисторические музеи, историческиеотделыкраеведческихмузеев,этнографическиемузеи,музеи-заповедники, музеи под открытым небом). Режим хранения музейных предметов. Защита от загрязнённого воздуха. Световой режим. Защита от водных попаданий. Что нельзя хранить в школьном музее.

Практика.Фондовая работа: заполнение картотеки, инвентарной книги, оформление фотоматериалов.Викторина «Предметы музея».

1.5. Тема: Учёт музейного фонда, ведение документации. Музейная профессия: фондовый работник

Теория.Научное определение и описание музейных материалов. Шифр собранных предметов и документов. Порядок приёма и выдачи музейных материалов. Система учёта музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейныхпредметовивспомогательныекартотеки.Учётнаядокументация: актыприёма-сдачидокументов,книгаучётаосновногофонда(инвентарная книга).Работник, ответственный за сохранение, уход и управление коллекциями и экспонатами, составляющими музейный фонд.

Практика.Игра-практикум: «Музейная профессия: фондовый работник». Работа посоставлениюэтикетажа кэкспонатам школьного музея.

1.6. Тема: Экспозицияшкольногомузея.Дизайнмузея

Теория.Стиль, виды оформления школьного музея. Принципы оформления музеев с учётом их специфических особенностей. Особенности разработки дизайн-проекта музея.

Практика.Мастер-класс:«Оформлениемузея». Тематический кроссворд.

1.7. Тема: Знакомство с музейной профессией экскурсовод. Виды экскурсий: виртуальные, обзорные, тематические

Теория.Экскурсовод в музее и его деятельность. Экскурсионная работа. Классификация экскурсий. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, виртуальная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы,материалов музейного собрания. Объекты экскурсий. Правила осмотра экскурсионного объекта(музея) при проведении экскурсии с экскурсоводом. Подготовка экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Развёрнутый план-конспект экскурсии.

Практика.Викторина: «Я – экскурсовод».Подготовка и проведение экскурсии по нескольким знакомым экспонатам.

1.8. Тема: Технология создания экскурсий. Мастерство экскурсовода: тренинг. Практикум:разработкаэкскурсии

Теория. Этапы подготовки экскурсии: подготовительный, исполнительский, заключительный, аналитический.Методы подготовки и проведения экскурсии. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Публичные выступления и их технологии. Виды используемых текстов: оглавительные (заглавные), ведущие, объяснительные, этикетаж. Текст экскурсовода: вступление, основная часть, заключение.

Практика.Создание экскурсии с использованием фотоматериалов музея. Основные этапы экскурсии: оргмомент, самостоятельное путешествие по предложенному маршруту, рефлексия. Подбор экспонатов для проведения экскурсии. Ролевая игра: «Услышь меня».Определение конкретных задач экскурсии. Составление маршрута. Ответы на вопросы.

1.9. Тема: Говорящие предметы музея: экскурсия для учеников школы

Практика.Проведение обучающимися экскурсии: «Говорящие предметы музея». Обсуждение проведенной экскурсии.

1.10. Тема: Музейныепрофессии

Теория.Музейные профессии: археолог, хранитель музейных фондов, экспозиционер, экскурсовод, художник-реставратор.

Практика.Игра:«Хранителиистории».

2. Раздел:Краеведение

2.1. Тема: Родной край в истории государства Российского

Теория.Родина, родной край.Карта Приморского края. Крупные города, сёла, посёлки. Наши соседи (области, которые нас окружают). История Приморского края, символика края. Заповедники Приморского края. Места туризма и отдыха.

Практика. Тестирование: «Мы живем в Приморском крае!».

2.2 Тема: Моя семья и родной край

Теория.Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Как записать рассказы и воспоминания родственников.

Практика.Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей рода и родного края. Описание семейных архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.

2.3. Тема: Моя родословная. Принципы составления родословной

Теория. Родословная. О чем говорят старые фотографии. Родственные связи. Принципы составление схемы рода.

Практика.Нахождение информации о доме и членах семьи, фамилии, бабушек и дедушек, истории рода, потомках рода. Поиск связи между прошлым и настоящимв жизни семей. Составление семейной летописи, схем родственных связей. Оформление родословной.

2.4. Тема: Наша школа в истории края

Теория.История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях, выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных и областных архивах.

Практика.Составление списков педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускниковпо истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы.

2.5. Тема: Социально-экономическая история края

Теория.Основные этапы социального и экономического развития края. Особенное и уникальное в истории края. Специфические особенности развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, коммуникаций. Взаимосвязь социально-экономической истории края с природно-климатическими условиями и природными ресурсами. Этнические особенности родного края. Население края – главное его богатство.

Практика.Изучение опубликованных источников по социально-экономической истории края. Выявление объектов музейно-краеведческих исследований. Ведение летописи родного края.

2.6. Тема: Культурное наследие родного края

Теория.Понятие о культурном наследии. Материальные и духовные объекты культурного наследия. Живая культура. Разнообразие объектов культурного наследия на территории края. Основные приёмы выявления учёта и описания объектов культурного наследия. Мониторинг объектов культурного наследия. Музеефикация объектов культурного наследия.

Практика.Составление паспортов объектов культурного наследия.

2.7. Тема: Наше природное наследие

Теория.Природно-климатические условия, геологическое строение и рельеф, почвы, водные ресурсы, растительность, животный мир региона. Объекты природного наследия родного края, их выявление, охрана и музеефикация. Экологические проблемы края.

Практика. Выявление объектов природного наследия родного края, их учёт и разработка природоохранных мероприятий. Составление «Красной книги флоры и фауны родного края».

2.8. Тема: Село Сальское Дальнереченского района

Практика. Экскурсия по Дальнереченскому району и селу Сальское.

2.9. Тема: Выпускники – гордость школы

Теория.Выпускники школы и их след в истории края. Выпускники-медалисты. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Публикации о выпускниках.

Практика.Запись воспоминаний и рассказов выпускников. Переписка с солдатами Вооруженных Сил России.

2.10. Тема: Военная слава земляков

Теория.Военные традиции земляков. Жители родного края – участники Великой Отечественной войны и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почётная обязанность гражданина России. Труженики тыла. Сопка-крепость Половинка и её участие в боевых действиях в августе 1945 года.

Практика.Обновление информации о ветеранах Великой Отечественной войны, выпускниках школы – кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Ведение картотеки участников Великой Отечественной войны и других военных действий.

2.11 Тема: Земляки – участники специальной военной операции

Теория.Земляки – участники специальной военной операции. Способы увековечивания памяти жителей села, погибших в ходе специальной военной операции.

Практика.Изучение списков участников СВО, погибших, пропавшихбез вести.Посещение семей участников СВО. Записьрассказовчленовсемьиоб участниках СВО. Обсуждение собранных материалов. Составление биографий выпускников школы, погибших на СВО, для увековечивания их памяти.

2.12. Тема: Люди - главное богатство села Сальское

Теория.Занятиялюдейврайонеинаселе.Знаменитыелюдирайона.ГероиСоциалистическоготруда.Заслуженныеработники.

Практика.Оформлениеальбомадлямузея«Человекславен трудом».

2.13. Тема: История, традиции, особенности села Сальское

Теория.Богатоепрошлое,интересноенастоящее,перспективное будущее. Традиции и особенности села Сальское Дальнереченского района.

Практика.Викторина:«Какимявижусвойкрай завтра».

2.14. Тема: Владивосток – столица Приморского края и Дальнего Востока. Музеи Владивостока

Теория.Владивосток – центр Дальневосточного федерального округа, конечный пункт Транссибирской магистрали и важный порт на побережье Тихого океана.

Практика.Виртуальная экскурсияпоисторическимместам Владивостока.Виртуальные экскурсии в музей «Владивостокская крепость», Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева, Дом-музей семьи Сухановых, Дом-музей В.К. Арсеньева.

3. Раздел: Поисково-исследовательская деятельность

3.1. Тема: Объекты краеведческого исследования, его выбор, постановка целей и задач

Теория.Объект краеведческого исследования, целеполагание, структура исследовательской работы, работа с фондами музея, синтез-анализ материалов. Определение тем и объектов исследования, алгоритма работ и ожидаемых результатов.

3.2. Тема: Алгоритм исследования. Сбор материалов

Теория. Классификация и возможности использования собранных материалов.

Практика.Определение хода поисково-собирательной работы во время встреч с ветеранами и свидетелями событий. Практическое занятие по написанию и оформлению исследовательских работ. Осуществление проверки черновых работ, внесение коррективов.

3.3. Тема: Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

Практика.Практические занятия по составлению тезисов выступления авторов работ на конференциях. Подготовка к защите результатов собственных исследований.

4. Раздел: Проектная деятельность

4.1. Тема: Исследовательский проект

Теория. Проектная деятельность: анализ проблемы, постановка цели, выбор средств её достижения, поиск и обработка информации, ее анализ и синтез, оценка полученных результатов и выводов. Типы проектов.

4.2 Тема: Алгоритм проектирования. Сбор материалов

Практика. Выбор темы. Определение хода проектной работы. Классификация и возможности использования собранных материалов. Практическая работа по написанию и оформлению исследовательских работ. Осуществление проверки черновых работ, внесение коррективов.

4.3 Тема: Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов проекта)

Практика.Составление тезисов выступления, подготовка к защите результатов проекта.

4.4. Тема: Итоговое занятие: история моей семьи в истории родного края

Практика.Подведение итогов и анализ работы объединения за год. Анализ результатов работы обучающихся, вклад в общее дело. Оформление выставки проектов. Презентация проектов. Экскурсия по школьному музею. Награждение обучающихся за достигнутые результаты.Вручение благодарственных писем родителям.

1.4. Планируемыерезультаты

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

- чувство уважения к памяти и подвигам защитников Отечества, человеку труда и старшему поколению, культурному наследию и традициям малой родины;

- потребность в самовыражении и самореализации посредством общественно-значимой деятельности по изучению, охране и популяризации историко-культурного наследия малой родины;

- интерес, инициативность, самостоятельность в процессе погружения в музейную деятельность.

Метапредметные результаты

Обучающийся приобретёт:

- способность ясно и чётко выражать свои мысли при проведении экскурсий и мероприятий, будет готов к сотрудничеству и работе в команде;

- способность к восприятию музейной информации, музейных коллекций, умея выделять из окружающего мира предметы музейного значения, имеющие историческую ценность;

- умение работать с различными источниками информации (литературой, архивными материалами, интернет-ресурсами);

- способность анализировать и систематизировать полученные данные.

Предметные результаты

Обучающийся будет знать:

- основные понятия и термины музейного дела;

- историю и культуру своего края, района, села;

- методы и подходы к организации краеведческих выставок.

Обучающийся будет уметь:

- составлять и проводить тематические экскурсии, адаптированные для разных возрастных групп в пространстве школьного музея.

Обучающийся будет владеть:

- основами работы с различными музейными экспонатами, их атрибуцией и каталогизацией;

- умением создавать оптимальные условия для хранения музейных экспонатов.

РАЗДЕЛ№2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ

2.1. Условияреализациипрограммы

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы необходимы следующие условия:

- наличие светлого проветриваемого кабинета для аудиторных занятий с затемнённымиоконнымипроёмами;

- столы и стулья для учащихся (минимальное количество посадочных мест–15);

- столистулдляпедагога.

Предусмотрено использование инфраструктуры учреждения,села и города:библиотеки,музеи,архивыи т.д.

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Для успешной работы в кабинете должны быть:

- электронные образовательные ресурсы и информационные технологии;

- наличие небольшой библиотеки с литературой по тематике программы;

- фотоматериалы и видеоматериалы (на которых фиксируется поисковый, краеведческий материал определенной тематики).

Интернет-ресурсы:

1. Информационно-образовательный портал. Музейные новости для профессионалов «Российское музееведение». [Электронный ресурс] URL: http://museumstudy.ru/.

2. Музей победы. [Электронный ресурс] URL: https://victorymuseum.ru/.

3. Российская музейная энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp.

4. Российский этнографический музей. [Электронный ресурс] URL: http://www.ethnomuseum.ru/.

5. Сетевой альманах Ю.С. Самохина. Вопросы краеведения: теория и практика. [Электронный ресурс] URL: http://kraevedenie.chat.ru/content0.html.

6. СемейнаяЛетопись. [Электронный ресурс] URL: https://goo.su/upUUB.

7. Словарь актуальных музейных терминов. [Электронный ресурс] URL: https://museumstudy.ru/wp-content/uploads/2015/12/slovar_actualnuh_teminov.pdf.

8. Энциклопедия Кругосвет: универсальная научно-популярная энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.html.

Нормативно-правовая база

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими сферу дополнительного образования детей и с учётом ряда методических рекомендаций:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Методические рекомендации по составлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, утверждённых приказом Министерства образования Приморского края от 31 марта 2022 года №23а-330.

2.2. Оценочные материалы и формы аттестации

С целью выявления соответствия уровня полученных обучающимися знаний, умений и навыков прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проходит текущий контрольипромежуточная аттестация.

Текущий контроль – осуществляется на занятиях в течение всего учебного года, что позволяет педагогу увидеть имеющиеся недоработки и вовремя скорректировать работу с обучающимися.

Промежуточнаяаттестация проводится 2 раза в год, как оценка результатов обучения за 1 и 2 полугодие, в конце декабря и в конце мая с целью отслеживания на различных этапах обучения знаний, умений и навыков.

Формы контроля:анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, игра, викторина, практическая работа, тематический кроссворд, опрос (устный/письменный), экскурсия, проект.

Анкетирование – проводится в письменной форме, где обучающимся предлагается ответить на ряд вопросов, с целью выявления интереса к изучению краеведческих тем и занятиям по основным направлениям музейной деятельности.

Тестирование – проводится периодически, после изучения ключевых тем в виде письменных тестов с вопросами разных типов (закрытые, открытые, на соответствие), для объективной оценки знаний обучающихся и возможность отслеживания динамики успеваемости [Приложение 1, с. 30-32].

Педагогическое наблюдение – ведётся за деятельностью обучающихся во время занятий, экскурсий и практических работ на протяжении всего обучения для анализа поведения, мотивации и вовлечённости обучающихся, коррекции методики преподавания.

Игра– проводится периодически в форме игровых заданий, квестов, ролевых игр, с целью повышения интереса к занятиям, развития творческих способностей и командной работы.

Викторина – проводится по окончанию изучения важных тем в виде вопросов и заданий, связанных с краеведением и музейным делом, в формате соревнований между обучающимися, с целью проверки фактологических знаний, развития соревновательного духа и навыков публичного выступления [Приложение 1, с. 32-33].

Практическая работа – это один из видов активной самостоятельной работы обучающихся, поводится для закрепления теоретический знаний и усовершенствования  навыков практической деятельности.

Тематический кроссворд – проводится как самостоятельное задание, где обучающиеся решают кроссворды, связанные с краеведением и музейным делом, с целью проверки знаний, развивая аналитические способности [Приложение 1, с. 28-29].

Опрос – проводится в виде устных и письменных ответов на вопросы педагога для оценки глубины понимания материала, развития устной и письменной речи.

Экскурсия – проводится в течение года в виде посещения музеев, природных и исторических памятников, проведения школьных экскурсий для прямого контакта с объектами изучения, расширения кругозора и укрепления межпредметных связей.

Проект – итоговая форма контроля, которая проводится в конце учебного года с целью определения уровня усвоения содержания образовательной программы, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных и талантливых детей [Приложение 2].

Возможные формы фиксации результатов:

- Информационная карта для определения уровня личностных качествобучающихся (тема 1.1);

- Карта учёта достиженийобучающихся: участие в конкурсах, конференциях (темы:1.8, 1.9, 2.3, 2.8, 3.3, 4.3);

- Анкета для родителей «Отношение родительской общественности к качеству образовательных услуг и степень удовлетворённости образовательным процессом в объединении» (в середине учебного года);

- Анкета для обучающихся«Изучение интереса к занятиям у обучающихся объединения» (в середине учебного года) [Приложение 1, с. 26-28];

- Бланки тестовых заданий по темам программы (темы:1.2, 1.5, 2.1, 2.5, 2.14, 4.1);

- видеозаписи и фотографии участия в конкурсах,конференциях, выставках, экскурсиях и т. п.;

- отзывы (детей и родителей);

- публикации в социальных сетях, Телеграмм-канале, статьи в прессе.

2.3. Методические материалы

Форма обучения индивидуально-групповая

Организация занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учётом возрастных особенностей обучающихся, уровня освоения ими программы и их достижений. В организации выставочной деятельности и другого рода деятельности, требующей связи со спецификой построения учебно-воспитательного процесса, педагогом может отводиться определённое количество часов, в рамках тематического плана программы, на индивидуальные занятия с детьми в малых группах(1-5человек, при занятиях в библиотеках, архивах, фондах музея, работах в экспозиции музея, при индивидуальной работе с детьми). Занятия в малых группах проводятся при реализации тематического плана с учётом потребностей обучения.

Индивидуальная форма работы используется при общении с конкретными обучающимися. Такой подход используется для более детальной отработки навыков и умений, помогает развитию индивидуальных особенностей школьников.

Виды занятий, применяемые в музейной и краеведческой деятельности: теоретическое, практическое занятие, игровое занятие, экскурсия, вечер встречи, беседа, презентация и т.д.

По некоторым темам обучающимся предлагается совершить музейно-экскурсионное путешествие, которое состоит из трёх частей. Каждое путешествие предполагает подготовку. Эту часть работы выполняет педагогна занятии. После этого следует экскурсия в музей или по памятным местам города, района и села. Заканчивается путешествие закреплением знаний, которое также проводится педагогом на занятии. Создается ситуация сотрудничества педагога, которому отводится главная роль в подготовке и закреплении музейных впечатлений и экскурсовода, который проводит экскурсию. Иногдапедагогможетвыступатьодновременноивролиэкскурсовода.

Всёвышеперечисленноеявляетсяважнойсоставнойчастьюпрограммы, так как степень активности обучающегося определяет в конечном итогееё результативность. Знания рассматриваются здесь не как самоцель, а как средство самопознания и созидательной деятельности обучающихся.

В групповом объединении юных краеведов и музееведов обучающиеся включены в совместную практико-ориентированную коллективную творческую деятельность, построенную на  принципах педагогики сотрудничества детей и взрослых педагогике успеха.

На занятиях используются такие словесные, традиционные методы, как рассказ, беседа, экскурсия. На их основе главным образом и создаются теоретические занятия.

Используются также традиционные наглядные методы, с широким использованием дидактического материала, методических наработок (презентации, видеофильмы, карты, схемы, музейные предметы, учебные пособия и пр.). Данный метод развивает наблюдательность, повышает внимание к изучаемому материалу.

Для умения связывать теорию с практикой широко используется практический метод, метод создания на занятиях проблемных ситуаций.

В работе активно применяются элементы музейной педагогики.

В программе используются как традиционные, так и нетрадиционны е методы обучения и воспитания:

- создание игровых ситуаций;

- освоение элементов социальных ролей;

- манипулирование с музейными предметами;

- поисково-исследовательская деятельность;

- проектная деятельность.

Используются эффективные формы обучения, имеющие индивидуальную направленность: исследовательская работа, проектирование.

Одна из индивидуальных форм обучения – словарная работа. Обучающиеся в начале учебного года заводят словарики и на занятиях записывают новые термины. Обучающиеся начинают входить в курс исследовательской работы. У них воспитывается интерес к своему краю, формируется достаточно широкий общий кругозор. Осваивают основы музееведения, появляется музейная культура и профессиональная ориентация, родной край уже воспринимается как уникальная частица огромного мира.

Вработемогутбытьиспользованыследующиевидыдеятельности:

- посещение различных музеев, выставок, культурных учрежденийкрая,города, района;

- занятиянаулицах села игорода(памятники,памятныеместа);

- занятиявклассесмузейнымипредметами;

- самостоятельнаяработасмузейнымипредметами;

- встречисколлекционерами,краеведами,ветеранамиидр.

При освещении различных тем программы используются информативный, объяснительно-иллюстративный, эвристический (частично-поисковый), проблемный методы. Они применяются в различных комбинациях в зависимости от построения занятия и сложности рассматриваемой темы.

Помогает усвоить учебный материал и выступление старших детей в роли наставников. А также такие приемы активизации, как создание в школе временной выставки, экспресс-выставки, инсценировка и др. Всё вышеперечисленное делает процесс познания особенно привлекательным иинтересным дляобучающихся.

2.4. Календарныйучебныйграфик

Этапыобразовательногопроцесса

1 год

Продолжительностьучебногогода,неделя

34

Количество учебных дней

68

Продолжительность

Учебныхпериодов

1полугодие

01.10.2024-28.12.2024

2полугодие

09.01.2025-31.05.2025

Возраст детей,лет

12-14

Продолжительностьзанятия,час

2

Режимзанятия

2 раз/нед

Годоваяучебнаянагрузка,час

136

2.5. Рабочая программа воспитания

Пояснительная записка

Программа направлена на воспитание школьников, обучающихся в рамках кружка «Юный краевед», посредством организации воспитательных мероприятий, направленных на изучение истории родного края, культуры и традиций своего региона. Программа предусматривает участие детей в мероприятиях, способствующих развитию чувства гордости за свою малую родину, повышению интереса к историческому наследию и природе родного края.Данная программа способствует формированию патриотической позиции и активного гражданского сознания у подростков, развивая личностные качества и создавая условия для самовыражения и творчества каждого участника кружка.

Цель программы — формирование нравственных качеств личности, осознание своей принадлежности к российскому народу, развитие творческих способностей и повышение уровня общей эрудиции воспитанников.

Задачи программы:

  • Воспитание уважительного отношения к культуре и традициям народов России.
  • Формирование осознанного понимания значимости исторического наследия.
  • Развитие творческого потенциала участников кружка.
  • Стимулирование познавательной активности и интереса к изучению природы и экологии родного края.

Форма реализации программы: занятия, экскурсии, походы, встречи с интересными людьми, конкурсы рисунков и сочинений, тематические вечера и проекты.

Общее количество часов: 16 ч.

Календарный план воспитательной работы

Мероприятия

Объем

Временные границы

1

Экскурсия в музей г. Дальнереченска

1

октябрь 2024

Поход по памятным местам села

2

октябрь 2024

2

Конкурс «Отечество моё Приморье: история, культура, природа, этнос»

2

ноябрь-декабрь 2024

3

Беседы «Наша школа в истории села». Встречи с ветеранами труда

3

январь-февраль 2025

4

Организация видео поздравлений к государственным праздникам

3

в течение года

5

Проект «Моя семья – моё богатство», беседа о любви (к семье, к Отечеству, к природе, к истине, добру)

2

март 2025

6

Творческий конкурс фотографии«Люблю тебя, мой край родной»

2

апрель 2025

7

Вечер памяти земляков «Никто не забыт, ничто не забыто»

2

май 2025

Содержание плана воспитательной работы

Занятие 1: Экскурсия в музей г. Дальнереченска

Посещение музея, осмотр экспозиции, посвященной истории Дальнереченского района, знакомство с выставкой местных художников и ремесленников.

Занятие 2-3: Поход по памятным местам села

Прогулка по селу Сальское, посещение исторических памятников и мест, имеющих важное значение для местной истории. Составление карты туристического маршрута.

Занятие 4-5: Конкурс «Отечество моё Приморье: история, культура, природа, этнос»Подготовка к участию в муниципальном этапе конкурса, знакомство с номинациями, выбор темы, составление плана работы, консультации в ходе реализации исследования.

Занятие 6–8: Беседы «Наша школа в истории села». Встречи с ветеранами труда

Приглашение ветеранов производства и сферы услуг, беседы о прошлом родного села и работе предприятий. Подведение итогов встречи: написание эссе или сочинения о профессиях предков.

Занятие 9–10: Организация видео поздравлений к государственным праздникам

Знакомство с историей государственных праздников Российской Федерации. Создание коротких видео поздравлений с государственными праздниками жителей села в программе CapCut

Занятие 11–12: Проект «Моя семья – моё богатство»

Беседы о любви к семье, к Отечеству, к природе, к истине, добру.Создание проектово семейных историях и традициях воспитанников, связанных с жизнью в родном крае.

Занятие 13–14: Творческий конкурс фотографии «Люблю тебя, мой край родной»

Творческое соревнование между участниками кружка по фотографированию пейзажей родного края, зданий исторической ценности и природных достопримечательностей. Оформление выставки работ.

Занятие 15–16: Вечер памяти земляков «Никто не забыт, ничто не забыто»

Просмотр видеофильмов и презентаций о выдающихся людях нашего региона, проводивших большую деятельность во благо малой Родины, о ветеранах боевых действий, защитниках Отечества. Подготовка докладов и выступлений о земляках.

Ожидаемые результаты освоения программы

Обучающиеся смогут:

  • Проявлять интерес к изучению прошлого своего края.
  • Уважительно относиться к культурному наследию своего народа.
  • Использовать полученные знания в повседневной жизни.
  • Активно участвовать в общественных мероприятиях и акциях.

СПИСОК СПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гащук Е.А. Технология музейной педагогики. М.: Учитель, 2021.

2. Матюхина Ю.А., Мигунова Е.Ю. Экскурсионная деятельность. М.: Кнорус, 2023.

3. Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев образовательных учреждений / Магадан: МОГАУДО ДЮЦ «Юность», 2022.

Электронныересурсы:

1. Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В.Методика историко-краеведческой работы в школе. Пособие для учителей.[Электронный ресурс] URL:https://djvu.online/file/Xet2NqmH8eQMK(дата обращения: 31.05.2024).

2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Экскурсионная методика. [Электронный ресурс] URL:https://tourlib.net/books_tourism/ekskurs22.htm(дата обращения: 31.05.2024).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Оценочные материалы

1.1. Анкета для кружковцев с целью выявления интереса к изучению краеведческих тем и занятиям по основным направлениям музейной деятельности

Вопрос № 1: Что тебя больше всего привлекает в изучении истории родного края?

  • Легенды и предания своего города/посёлка
  • Памятники архитектуры и старинная застройка
  • Местные знаменитые личности и герои
  • Природа региона и окружающая среда
  • Другое (напиши своё)

Вопрос № 2:Какие темы тебе было бы интересно изучать глубже во время занятий в музее?

  • Как жили наши предки много веков назад
  • Народные обычаи и праздники твоего края
  • Выставки уникальных предметов старины
  • Изучение исторических карт и старых документов
  • Мне всё интересно!

Вопрос № 3:Представь, что ты проводишь экскурсию по своему селу для гостей. Куда бы ты первым делом повёл туристов?

  • Улицы старой застройки с историей
  • Музей или памятное здание нашего района
  • Парк природы или природные достопримечательности
  • К местам важных событий нашей местности
  • Места народных гуляний и праздников

Вопрос № 4: Если бы ты мог поучаствовать в работе музея, какое занятие выбрал бы?

  • Исследовать исторические документы и архивы
  • Обучаться реставрации старых вещей
  • Участвовать в создании театрализованных экскурсий
  • Работа волонтёром на выставках и мероприятиях
  • Другие интересные роли (укажи свою идею)

Вопрос № 5:Чему бы ты хотел научиться в ходе краеведческой программы?

  • Искусству рассказчика и гида-экскурсовода
  • Умениям реставратора и хранителя экспонатов
  • Навыкам исследователя и архивиста
  • Создавать сценарии мероприятий и выступлений
  • Всё вышеперечисленное — хочу стать настоящим специалистом-музейщиком!

Методика оценивания результатов анкеты

Для оценки анкеты предложены вопросы с несколькими вариантами ответов, каждый из которых отражает разные уровни вовлечённости и интересы ребенка в области краеведения и музейной деятельности. Оценивать ответы удобно с использованием системы баллов, учитывая мотивацию и предпочтения участников.

Пример шкалы оценивания (от простого к сложному):

Уровни мотивации – низкий (1 балл), средний (2 балла), высокий (3 балла)

Оценивание каждого вопроса:

Вопрос № 1 («Что тебя больше всего привлекает?»):

  • «Другое»: 1 балл (неопределённость или низкий уровень заинтересованности).
  • Остальные варианты: 2–3 балла (чем ближе тема ребёнку, тем выше оценка).

Вопрос № 2 («Какие темы хотелось бы изучить глубже?»):

  • «Мне всё интересно!»: 3 балла (ребёнок открыт ко всему новому).
  • Остальные варианты: от 1 до 2 баллов (выбор конкретных направлений также оценивается положительно).

Вопрос № 3 («Куда бы ты повел туристов?»):

  • Любой конкретный выбор: 2 балла (есть чёткое представление о достопримечательностях).
  • Нет конкретного выбора: 1 балл (ещё формируется понимание важности достопримечательностей).

Вопрос № 4 («Какой вид участия в музеи предпочитаешь?»):

  • Любые конкретные виды деятельности: 2–3 балла (детали важны, ребёнок проявляет инициативу).
  • «Другие интересные роли»: 3 балла (проявляет творческую активность и желание придумать собственное направление).

Вопрос № 5 («Чему хочешь научиться?»):

  • Выбор одного направления: 2 балла (конкретика показывает осознанность предпочтений).
  • Выбраны сразу несколько пунктов: 3 балла (широкий кругозор и стремление развиваться в разных направлениях).

Таким образом, максимальное количество баллов за всю анкету составит 15, минимальное — 5. Чем выше итоговая сумма, тем сильнее выражен интерес ребёнка к краеведческим темам и музейной деятельности.

1.2. Кроссворд по краеведению (Приморский край)

Кроссворд по краеведению Приморского края с ключевым словом Арсеньев (известный исследователь Дальнего Востока и основоположник изучения природы и культуры Дальнего Востока). Кроссворд составлен так, чтобы затронуть важные аспекты географии, этнографии и культурного наследия Приморского края.

По горизонтали:

  1. Крупнейший город Приморья, столица региона.
  2. Река, вдоль которой расположено село Сергеевка.
  3. Горная цепь, разделяющая бассейн реки Амур от Японского моря.
  4. Народность, проживающая традиционно на территории Приморья и Сахалина.
  5. Залив Японского моря, важный транспортный узел региона.

По вертикали:

  1. Исследователь, путешественник и писатель, известный своими экспедициями по дальневосточным территориям.
  1. Знаменитый памятник природы Приморья, высочайшая вершина хребта Сихотэ-Алинь.
  1. Национальный парк, созданный для охраны уникальных природных комплексов южного Приморья.
  1. Крупное озеро в центре Приморья, популярное среди туристов и рыболовов.

4

5

5

1

2

3

4

2

3

Ответы на кроссворд

По горизонтали:

  1. Владивосток
  2. Партизанка
  3. Сихотэ-Алинь
  4. Удэгейцы
  5. Петра Великого

По вертикали:

  1. Арсеньев
  1. Тордоки-Яни
  1. Уссури
  1. Ханка

Ключевое слово выделится вертикально: АРСЕНЬЕВ.

1.3. Тест «Мы живем в Приморском крае!»

Вопрос №1

Столица Приморского края:

  • А) Владивосток
  • Б) Уссурийск
  • В) Находка

Ответ: А) Владивосток

Вопрос №2

Приморье известно своим крупнейшим морским портом. Как называется этот порт?

  • А) Амурский залив
  • Б) Золотой Рог
  • В) Восточный порт

Ответ: В) Восточный порт

Вопрос №3

Главный природный заповедник Приморского края носит имя выдающегося путешественника Арсеньева. Назовите полное название этого заповедника:

  • А) Дальневосточная тайга
  • Б) Лазовский государственный природный биосферный заповедник имени С.В. Арсеньева
  • В) Сихотэ-Алиньский заповедник

Ответ: Б) Лазовский государственный природный биосферный заповедник имени В. К. Арсеньева

Вопрос №4

У какого животного-символа Приморья изображены характерные пятна и полосы?

  • А) Тигр амурский
  • Б) Гепард африканский
  • В) Леопард дальневосточный

Ответ: В) Леопард дальневосточный

Вопрос №5

Самый большой остров в акватории Японского моря около Владивостока:

  • А) Русский
  • Б) Попова
  • В) Рейнеке

Ответ: А) Русский

Вопрос №6

Крупнейший национальный парк Приморского края известен своей уникальной флорой и фауной. Какой именно?

  • А) Катуньский
  • Б) Куршская коса
  • В) Уссурийский национальный парк

Ответ: В) Уссурийский национальный парк

Вопрос №7

Главные достопримечательности Владивостока включают подвесной мост через бухту Золотой Рог. Под каким названием известен этот мост?

  • А) Вантовый мост
  • Б) Комсомольский мост
  • В) Морской мост

Ответ: А) Вантовый мост

Вопрос №8

«Город морских ворот» — какое второе название получил крупнейший приморский город-порт Находка?

  • А) Тихоокеанские ворота
  • Б) Портовый центр
  • В) Врата Востока

Ответ: А) Тихоокеанские ворота

Вопрос №9

Одна из главных достопримечательностей Приморского края — знаменитый цирк шапито под открытым небом во Владивостоке. Что расположено рядом с ним?

  • А) Ботанический сад
  • Б) Набережная Спортивной гавани
  • В) Центральный рынок

Ответ: Б) Набережная Спортивной гавани

Вопрос №10

Из известных туристических мест Приморья выберите объект культурного наследия ЮНЕСКО:

  • А) Саппоро-Хабаровские водопады
  • Б) Сихотэ-Алиньский биосферный резерват
  • В) Остров Петрова

Ответ: Б) Сихотэ-Алиньский биосферный резерват

Викторина по теме «Музейные профессии»

Эти вопросы позволят участникам викторины лучше познакомиться с разнообразием музейных специальностей и оценить значимость каждой из них для сохранения исторического и культурного наследия страны.

Вопрос №1

Что изучают и реставрируют специалисты отдела консервации музея?

Ответ:

Специалисты отдела консервации занимаются изучением, профилактическим уходом и восстановлением произведений искусства, антиквариата и исторических предметов. Их задача — предотвратить разрушение экспонатов от воздействия окружающей среды и вернуть утраченные детали без искажений первоначального вида объекта.

Вопрос №2

Кто такой хранитель фондов и какую роль он играет в музее?

Ответ:

Хранитель фондов — специалист, ответственный за учет, хранение и изучение коллекций музея. Его обязанности включают каталогизацию, систематизацию экспонатов, контроль условий хранения и обеспечение сохранности культурных ценностей.

Вопрос №3

Какие знания необходимы экскурсоводу-музееведу для успешного взаимодействия с посетителями?

Ответ:

Экскурсовод-музеевед должен обладать глубокими знаниями истории культуры, искусствоведения, археологии и методики проведения экскурсий. Важно также умение ясно и интересно изложить материал, учитывая интересы разных категорий посетителей.

Вопрос №4

Зачем нужен музейный фотограф и какими навыками он должен владеть?

Ответ:

Музейный фотограф занимается созданием высококачественных снимков художественных объектов и экспозиций для архивирования, публикации и популяризации культурного наследия. Для успешной работы важно знание техники фотографии, особенностей освещения и правил композиции.

Вопрос №5

Почему профессию научного сотрудника называют сердцем любого музея?

Ответ:

Научный сотрудник проводит исследования и экспертизы музейных экспонатов, публикует научные труды, организует выставки и просветительные мероприятия. Благодаря его работе посетители получают достоверную информацию о выставленных объектах, способствующую культурному обогащению общества.

Приложение 2.

Методические рекомендации для педагогов по сопровождению краеведческих проектовобучающихся 12–14 лет

Цель рекомендаций:

Обеспечить эффективную организацию деятельности школьников в рамках краеведческой проектной работы, способствовать развитию познавательной активности, самостоятельности, формированию исследовательских компетенций и любви к родному краю.

Основные этапы сопровождения проекта

I этап. Подготовка и мотивация ученика

Задача: пробудить интерес школьника к исследованию родного края.

Что должен сделать учитель?

  1. Провести беседу: выяснить интересы ребёнка, предложить выбрать тему исследования — историю села/города, местные достопримечательности, культурное наследие региона, природные особенности местности и др.
  2. Познакомить с методами изучения краеведения: экскурсии, опросы местных жителей, работа с архивами, картографирование, создание презентаций, фотодневники, видеоролики.
  3. Создать условия мотивации: обсудить важность сохранения культурного наследия, роль краеведения в воспитании патриотизма, ответственности перед природой и обществом.

II этап. Планирование и организация исследования

Задача: совместно с учащимся определить цели, задачи, гипотезу, методы и сроки реализации проекта.

Действия учителя:

  1. Помочь сформулировать цель и задачи: ученик сам формулирует чёткую и достижимую цель своего проекта («Изучить историю основания моего города», «Определить причины исчезновения старинных зданий»), задача должна содержать конкретные шаги («Собрать сведения от старожилов», «Проанализировать архивные материалы»).
  2. Разработать пошаговый план действий: совместная разработка календарного плана проекта с указанием сроков выполнения каждого этапа.
  3. Поддерживать творческую инициативу: помогать подросткам в выборе оригинальных форм представления результатов исследований — от традиционных докладов до мультимедийных роликов, творческих конкурсов, школьных газет.

III этап. Реализация проекта

Задача: организовать практическое исследование, обеспечить поддержку ученику на всех этапах сбора материала.

Рекомендации учителю:

  1. Предложите разнообразные формы участия: помощь ученикам в организации экскурсий, посещении музеев, поиске архивных материалов, интервьюировании пожилых людей.
  2. Осуществляйте контроль над ходом работы: регулярное обсуждение промежуточных итогов, коррекция методов исследования, оказание консультативной помощи.
  3. Учите анализировать материал: обсуждать собранную информацию, выявлять закономерности, устанавливать связи между фактами, составлять выводы.
  4. Формулируйте требования к результатам: акцентируйте внимание на оригинальность идей, достоверность фактов, аккуратность оформления презентации, соблюдение научного стиля изложения.

IV этап. Презентация и защита проекта

Задача: подготовить школьника к публичному выступлению, защите своей идеи перед аудиторией.

Совет педагогу:

  1. Организуйте предварительную защиту: проведите репетицию выступления ученика среди сверстников или коллег-педагогов, помогите исправить недостатки речи, усилить выразительность.
  2. Научите защищать свою позицию: учить аргументированно отвечать на вопросы слушателей, отстаивать собственные взгляды, проводить дискуссию.
  3. Оценивайте проект объективно: обсудите сильные стороны работы, предложите направления улучшения, похвалите старания и достижения ребенка.

V этап. Рефлексия и самоанализ

Задача: провести оценку выполненной работы, закрепить полученные знания и умения.

Педагогу рекомендуется:

  1. Анализ проделанной работы: вместе с ребенком выявить трудности, возникшие в ходе работы, оценить успешность выбранных подходов, обобщить приобретённые навыки.
  2. Организация обратной связи: собрать отзывы товарищей, родителей, специалистов, заинтересованных лиц относительно содержания и качества представленного проекта.
  3. Создание условий для продолжения исследования: поддерживать желание продолжить изучение темы, предлагая углубленные задания или участие в городских проектах, конкурсах, фестивалях.

Методические рекомендации для детей 12–14 лет по выполнению краеведческих проектов

Что такое краеведческий проект?

Краеведческий проект — это самостоятельное исследование родного края, направленное на изучение истории, культуры, природы, традиций своего города, села или региона. Такие проекты помогают лучше понимать свою малую родину, развивают исследовательские способности и интерес к изучению окружающего мира.

Этапы выполнения проекта

1. Выбор темы исследования

Определите тему вашего проекта. Она должна быть интересной и актуальной именно для вас и вашей местности. Например:

  • История моего района
  • Народные праздники нашего села
  • Природа моей деревни
  • Знаменитые земляки
  • Архитектурные памятники города

2. Постановка цели и задач

Опишите цель вашего проекта и конкретные задачи, которые вам предстоит решить. Цель должна быть четкой и понятной. Например: Изучить историю возникновения названия улицы, на которой я живу. Задачи:

  • Собрать материалы о происхождении названия улицы.
  • Провести опрос местных жителей.
  • Найти исторические фотографии улицы.

3. Сбор материала

Используйте различные источники информации:

  • Книги и журналы по краеведению
  • Интернет-ресурсы (например, сайт местной библиотеки)
  • Архивы (школьная библиотека, районная администрация)
  • Интервью с местными жителями
  • Фотографии и личные воспоминания родственников

Совет: Записывайте всю важную информацию сразу же, иначе потом её легко забыть!

4. Анализ собранных материалов

Проанализируйте полученные данные. Ответьте на следующие вопросы:

  • Какие факты подтвердились?
  • Есть ли противоречия между источниками?
  • Какое значение имеет эта информация для понимания местного наследия?

5. Оформление результатов

Представьте ваши выводы в виде доклада, презентации или стенгазеты. Структура отчета может выглядеть следующим образом:

  • Титульный лист
  • Оглавление
  • Введение (цель и задачи)
  • Основная часть (собранные материалы и их анализ)
  • Заключение (важность изученного вопроса)
  • Список использованных источников

Важно! Используйте простой и доступный язык, избегайте сложных терминов.

6. Презентация перед кружковцами

Подготовьтесь рассказать о своем проекте другим кружковцам. Заранее составьте речь, отрепетируйте выступление. Не забудьте подготовить наглядные пособия (карты, схемы, фотографии).

Полезные советы начинающим исследователям:

  • Будьте внимательны: записывайте каждую деталь во время сбора информации.
  • Задавайте вопросы: беседуя с людьми, уточняйте детали, спрашивайте больше подробностей.
  • Делитесь открытиями: расскажите друзьям и семье о вашем исследовании.
  • Оформляйте аккуратно: используйте красочные иллюстрации и удобные шрифты.

Итоги проектной деятельности

Ваш проект позволит развить навыки самостоятельного изучения, анализа и представления информации. Вы сможете гордиться своей работой и поделиться ею с другими учениками и взрослыми.

Удачи в изучении краеведения!

Начало формы