Тренинги, которые помогают при проведении классных часов
При проведении классных часов провожу различные тренинги, которые помогают мне организовать ребят, настроить на нужную волну.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
treningi.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинги
Путаница. Цель: Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения. Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятия. Каждый берет за руки двух разных людей, стоящих, желательно не рядом. Задача - не разнимая рук, распутаться в новый круг.
Зеркало. Цель: Межличностное взаимодействие, опыт ведения и ведомости. Обратная связь. В парах один человек повторяет движения другого. Вариант - вся группа повторяет движения одного.
Рисунок с поводырем. Цель: Снятие возбуждения, межличностный контакт, опыт беспомощности и ответственности, доверия партнеру. Группа разбивается на пары, одному из пары завязывают глаза, «Поводырь» подводит партнера к рисунку на стене и используя только вербальные инструкции помогает ему дорисовать элементы рисунка. Рисунки надо подготовить заранее. Во время игры обращать внимание на то, что происходит со «слепыми».
"Койот и кролик" Цель: Разрядка, снятие возбуждения, тренировка реакции, сплочение группы. Участники сидят в кругу и передают друг другу два мяча, один - «кролик», другой -«койот». Задача койота - поймать кролика. Кролик может прыгать из рук в руки, а койот только передаваться из рук в руки сидящих рядом. Если два мяча оказались в одних руках - койот поймал кролика. Довольно сложно, дети с медленным темпом мышления могут не справляться и выпадать из процесса.
"Два паровозика" Цель: Сплочение, опыт ответственности и беспомощности, доверия к другим участникам.Участники разбиваются на команды, по 5-6 человек и встают «паровозиком». Голова паровозика зрячая, вес остальные слепые. Паровозики двигаются, не задевая друг друга. Ведущий дотрагивается до последнего вагона, и он переходит на место паровоза. Просторное, безопасное помещение, ведущий следит за безопасностью.
"Семеро козлят и волк" Цель: Умение сказать «нет», умение убеждать, умение распознать обман и внимание к невербальным проявлениям. Участникам раздаются бумажки, треть из которых с надписью «волк», треть - «коза», треть - «козленок». Козлята сидят в домике, а волки и козы (не показывая своих бумажек) по очереди пытаются их убедить, что они козы и что им надо открыть дверь. Козлята решают пускать или нет. Если пустили волка, то он забирает 1-2 козлят, если козу не пустили, то 1-2 козленка «умирают» от голода. Подростки обычно действуют по принципу «нравится - не нравится», а не делают выводы из формы и содержания убеждения.
Слепой паровозик. Цель: Разрядка, сплочение. Опыт ответственности и доверия или недоверия партнеру. Внимание к телесным ощущениям. Участники сцепляются в маленькие паровозики по двое или трое. Тот, кто спереди, закрывает глаза и слушается движений последнего. Тот, кто в середине - нейтрален. Игра происходит молча. Интересно, когда одновременно двигается не меньше 5 паровозиков. Активно включен телесный компонент, что может вызвать у подростков самые разные эмоции. На материале этой игры можно говорить о телесных проявлениях доверия и недоверия.
"Ритм" Цель: Сплочение и ощущение общности группы, снятие возбуждения, разрядка. Участники по очереди задают ритм хлопками так, чтобы он вписывался в уже звучащий. Затрагивает глубинные слои психики, может вызвать самые неожиданные чувства.
Горячий стул. Цель: Навык восприятия мнения окружающих о себе. Провоцирует возникновение сильных переживаний, развитие группового процесса. Один из участников по желанию садится в центр круга, стальные говорят ему с чем или кем он у них ассоциируется, какие чувства вызывает. Затем обсуждаются переживания участников во время упражнения. При работе с подростками возможно при достаточно высоком уровне безопасности на группе и способности участников говорить о своих переживаниях и не оценивать друг друга.
"Выражение чувств" Цель: Понимание важности языка тела, налаживание связи между чувством и его телесным выражением. Участники вытягивают по очереди бумажки с названиями чувств и молча мимически выражают это чувство. Передвигаясь, произвольно находят партнеров, выражающих аналогичные чувства, собираются в группы. По знаку ведущего выясняют, насколько однородные группы образовались. Может быть скучно для подростков, если группа недостаточно разогрета.
Закрашивание контура человека. Цель: Внимание к собственным чувствам и переживаниям, установление связи между чувством и его проявлением в теле. Участникам раздаются листы бумаги с контурами человека. Под медитативную музыку группе предлагается вспомнить, когда испытывалось то или иное чувство, свои ощущения в теле в это время и затем изобразить на контуре человека это чувство (желательно используя разные цвета). Такие упражнения помогают ощутить свои чувства как свою собственность. Нужны контуры человечков и цветные фломастеры в достаточном количестве.
"Ценности". Цель: Возможность осознания и почувствовать важность построения собственной иерархии ценностей. Участникам раздается по 6 листочков и предлагается на каждом из них написать то, что им ценно в этой жизни. Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем листочке. Ведущий предлагает представить себе, что случилось что-то страшное и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Ведущий предлагает смять, отложить бумажку и осознать, как им теперь без этого живется. Затем так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем ведущий объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек , и так 6 раз. Затем предлагается осознать, что произошло, может добавить какие-то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования.
"Семейная скульптура" Цель: Осознание и чувствование в теле ролевой позиции, возможность соотнести ее с реальной жизненной ситуацией, с реальной семьей. Разыгрывается ролевая игра с участием различных членов семьи. В зависимости от задачи, в этой семье могут быть определенные проблемы. В конце игры участники создают скульптуру - каждый занимает подходящую для себя позицию по отношению к другим членам семьи. Обсуждение с привлечением зрителей. После скульптуры необходимо участникам стряхнуть с себя роли.
"Клубок" Цель: Осознание общности проблем и возможности взаимоподдержки. Каждый из участников держа в руках клубок говорит о том, как его лично коснулась обсуждаемая проблема. Затем наматывает на палец нитку и отдает клубок следующему, кто хочет говорить. Готовую «паутинку» можно распутать, а можно скомкать. Ведущему следует задать тон серьезного разговора. Упражнение эмоциональное, могут возникнуть глубокие переживания.
Доверяющее падение. Цель: Опыт преодоления недоверия и страха, опыт доверительного отношения и поддержки. Во время обсуждения назвать примеры повседневных и важных решений. Один из участников падает на сцепленные руки остальных участников с более высокой позиции, спиной. Задача группы - его не уронить. Важно обеспечить поимку падающего.
"Табу". Цель: Это упражнение позволяет участникам понять, как они относятся к запретам и ограничениям.Ведущий ставит в центре небольшую коробку, в которой что-то лежит. «Там лежит то, что нельзя». Каждому предлагается проявить себя в отношении предмета. Участники могут вставать, оставаться на месте. При выполнении этого упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснения.
«Чемодан»: Каждому на спину крепится лист, у всех в руках ручки, все подходят друг к другу и пишут человеку его хорошие качества, с которыми он познакомился за эти дни.