Формы работы в ДШИ и ДМШ направленные на выявление и развитие творческой одаренности учащихся

Жукова Елена Сергеевна

В статье описаны формы работы в ДШИ и ДМШ направленные на выявление и развитие творческой одаренности учащихся. Даны рекомендации для родителей одаренных детей и для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc61.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формы работы в ДШИ и ДМШ направленные на выявление и развитие творческой одаренности учащихся

Жукова Елена Сергеевна,

директор, преподаватель

хореографических дсциплин,

МБОУ ДОД «ДШИ с. Монаково»,

г. Старый Оскол, с. Монаково

Аннотация: В статье описаны формы работы в ДШИ и ДМШ направленные на выявление и развитие творческой одаренности учащихся. Даны рекомендации для родителей одаренных детей и для педагогов.

В постоянно развивающемся обществе очень резко стоит вопрос выявления и развития творчески одаренных детей в области культуры и искусств. Этот вопрос представляет собой сложную и многогранную проблему.

Одаренность (талант) - это системное, развивающееся в течение жизни

качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на

основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических  особенностей более высоких, незаурядных результатов  в  одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. [1, с. 143]

На сегодняшний день одной из проблем выявления одаренных детей является частота проявления детской одаренности.

Для выявления одаренности получили широкое распространение всевозможные тесты. Интерпретация результатов тестирования играет очень большую роль в выявлении уровня одаренности. Но проблема в том, что преподаватель, не обладающий специальными знаниями в области психологии, может неверно истолковать результаты тестирования.  

Наиболее сложной к выявлению и диагностике является «творческая одаренность». Существование этого факта подталкивает к использованию различных форм работы, направленных на выявление и развитие одаренных детей в ДШИ и ДМШ.

Индивидуальная форма организации образовательного процесса.

Основной смысл данной формы заключается в необходимости постоянно учитывать индивидуальные качества и особенности личности каждого обучающегося, использовать при этом индивидуальную методику обучения и воспитания, которая ориентирована на создание условий для развития творческой одаренности ребенка.  

Индивидуальная форма организации образовательного процесса позволяет преподавателю выстроить ход занятия, отталкиваясь от уже имеющихся способностей учащегося и рассчитать нагрузку и возможность усвоения нового материала.

Работа с одаренными детьми предусматривает большие нагрузки. Используя специфические средства обучения, педагог заинтересовывает ребенка, и дает возможность раскрыть индивидуальные способности. Обучение должно проходить так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, утомительная, напряженная работа окрашивается радостными чувствами, развивается  образное мышление и фантазия, и ребенок получает гармоничное пластическое развитие. [2, с. 11-15]

Конкурсная работа, как одна из форм выявления и развития творческой одаренности.

Привлечение учащихся к конкурсной деятельности – одна из важных форм выявления одаренных детей. Созданные условия помогают совершенствовать мастерство одаренным детям и раскрыть свои способности тем, чья творческая одаренность в настоящий момент еще не проявилась. Так же конкурсная деятельность направлена на способных детей, в отношении которых преподаватель возлагает надежды на скачек в развитии творческих способностей.  

Я провела сравнительный анализ положений таких конкурсов как:

  1. III региональный хореографический конкурс солистов и дуэтов «Solo mio», посвящённый Майе Плисецкой;
  2. Региональный конкурса детского изобразительного творчества «Звездочки Белогорья»;
  3. VII ежегодный городской детский конкурс глиняной игрушки «Потешный товар», посвященного творчеству сестер Гончаровых;
  4.  I городской конкурс детского творчества (для дошкольников) «Осенние вытворяшки».

Анализ показал, что основной задачей конкурсов является «выявление, поощрение и поддержка талантливых и одаренный детей, стимулирование их творческого роста».

Конкурсная деятельность благотворно влияет на развитие творческих способностей учащихся, позволяет выявить творчески одаренных детей, а так же адаптирует к адекватному существованию в конкурентной среде.

Обучение одаренного ребенка по дополнительным предпрофессиональным образовательным программ в области искусства, как форма развития творческой одаренности в ДШИ и ДМШ.

1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273-ФЗ.

Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся.

Статья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусств.

1. Художественное образование и эстетическое воспитание граждан, подготовка квалифицированных творческих и педагогических работников в области искусств осуществляются посредством реализации образовательных программ в области искусств. Реализация образовательных программ в области искусств основана на принципах непрерывности и преемственности и направлена на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.

2. В области искусств реализуются следующие образовательные программы:

1) дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы;

3. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, и в образовательных организациях высшего образования. [3]

Обучаясь по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, одаренный ребенок сам может выбрать вид искусства, который ему ближе и перейти на обучение по дополнительным предпрофессиональным образовательным программам. Задача педагога помочь с выбором направленности не навязывая тот или иной вид искусства.

Работа с одаренными детьми сложна и требует от педагога готовности к изменениям в поведении ребенка. Одаренные дети зачастую сталкиваются с проблемой адаптации. Преподаватель может столкнуться с негативными проявлениями адаптации творчески одаренного ребенка. Например: протестные формы поведения, перфекционизм (стремление к совершенству), переживание неудовлетворенности, конфликтность.

Многие из этих проблем решаются перечисленными формами работы. Но выявление и работа с одаренными детьми – это не единственная задача педагога.

Работа с родителями творчески одаренного ребенка, как форма развития творческой одаренности в ДШИ и ДМШ.

Роль и участие родителей в работе с творчески одаренным ребенком неотъемлемая часть обучения и воспитания. Преподаватель должен оказывать родителям психологическую помощь в воспитании одаренных детей:

  1. Информировать родителей о результатах обучения, уровне способностей их ребенка, проблемах возникающих в обучении;
  2. Индивидуально консультировать родителей о возникающих у них проблемах в воспитании творчески одаренного ребенка;
  3. Рекомендовать родителям способы общения с творчески одаренным ребенком.
  4. Подготовить для родителей анкету «оценка участия родителей в раскрытии творческого потенциала ребенка».
  5. Подготовить для родителей листовку с пожеланиями и советами, которые помогут им найти общий язык с творчески одаренным ребенком.

Анализируя различные источники информации, наблюдается высокий интерес к проблеме выявления и развития творчески одаренных детей. Соответственно, не менее важной становится уровень подготовки педагогов для работы с такими детьми. А так же высокий интерес наблюдается к образовательным организациям и их готовности обучать и развивать творчески одаренного ребенка.

Перечисленные в статье формы работы в ДШИ и ДМШ направлены на выявление и развитие творческой одаренности. Не менее важен уровень компетентности педагога в преподаваемой дисциплине, а так же уровень готовности педагога к работе с творчески одаренными детьми.

Для диагностики готовности преподавателя к работе с одаренными детьми преподаватель должен пройти ряд тестов:

  1. Анкета «Мотивационная готовность педагогического коллектива  к освоению новшеств»; анкета «Барьеры, препятствующие освоению инноваций»; анкета «Определение уровня новаторства учителей  в школьном коллективе» [4];
  2. Опросник «Психологический портрет учителя» (Г.В.Резапкина)[5];
  3. Оценка готовности и адаптированности личности к
    педагогической деятельности (В. Симонов) [6];

Литература

  1. Ильин Е.П. психология творчества, креативности, одаренности. ООО «Лидер», 2009 – 448с.
  2. Горожанкина И.М., Жукова Е.С. Индивидуальная форма организации образовательного процесса, способствующая творческой самореализации хореографического коллектива в сельской школе (с. 11-15) / Сценическая хореография как феномен художественной культуры. Белгород, 2013
  3. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273-ФЗ. Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
  4. Анкета "Мотивационная готовность педагогического коллектива  к освоению новшеств"; анкета "Барьеры, препятствующие освоению инноваций"; анкета "Определение уровня новаторства учителей  в школьном коллективе". Режим доступа: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBwQFjAA&url=http%3A%2F%2Firost45.ru%2Ffiles%2F4ff4488311e86311e85fd7af0391562f.DOC&ei=7r5rVOuNM6L8ywOQkoLoDA&usg=AFQjCNE3lUr_rpSasPf89TrhDtrTnRnHAQ&bvm=bv.79908130,d.bGQ&cad=rjt
  5. Опросник “Психологический портрет учителя” (Г.В.Резапкина).

Режим доступа: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&ved=0CCYQFjAC&url=http%3A%2F%2Ftuva-sosnovka.ucoz.ru%2Fportret.docx&ei=2cBrVPKvCsbuyQODrYCYDQ&usg=AFQjCNHUFZ7RIvJu9RbLk-AuecZrmKNylA&bvm=bv.79908130,d.bGQ&cad=rjt

  1. Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности (В. Симонов). Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200501218