План-конспект урока музыки «Ярмарка».

Вильвовский Михаил Григорьевич

Введение школьников в область русского музыкального фольклора, знакомства с жизненными истоками его возникновения в историко-этнографическом контексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_muzyki_yarmarka.docx120.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Нижневартовск, 2014

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра музыкального образования

ПЛАН – КОНСПЕКТ

УРОКА  МУЗЫКИ

Класс, школа__2 _____________________

Дата проведения__13 апреля 2014__________________

Составил (Ф.И.О.)_Вильвовский М.Г.____________________

Конспект утвердил:

учитель музыки ФИО _Ратников А.М.

методист ФИО  Нартымова О.Ю

Итоговая оценка:

 ____________________________

(подпись учителя или методиста)

Нижневартовск

2014 г.

План-конспект урока музыки «Ярмарка».

 Цель урока: введение школьников в область русского музыкального фольклора, знакомства с жизненными истоками его возникновения в историко-этнографическом контексте.

Задачи урока: 

дидактические: 

  • продолжение формирования представлений о жанрах русской народной песни и наиболее типичных особенностях русского мелоса;
  • создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся;

развивающие: 

  • развитие познавательного интереса, творческой активности;
  • развитие импровизации в доступных для детей формах;

воспитательные: 

  • воспитание позитивного отношения к народному искусству.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесно-индуктивный (беседа), частично-поисковый (импровизация), метод побуждения к сопереживанию.

Оборудование урока:

  • музыкальные инструменты: балалайка, ложки, бубны,
  • фонозаписи: плясовая музыка “Камаринская” в исполнении оркестра народных инструментов, р.н.п. “Скоморошьи погудки” в исполнении фольклорного ансамбля “Русичи”,
  • иллюстрации: “Ярмарка”, “Скоморохи”, “Гудок”,
  • 2 скоморошьих колпака,
  • таблички: “скоморох”, “гудок”, “частушка”.

Подготовка к уроку: На предыдущем уроке детям было дано домашнее задание: принести любые предметы народно-прикладного искусства или продукты и придумать для них интересную рифмованную “рекламу”.

ХОД УРОКА

Вход под “Камаринскую” (с заданием: изобразить звучащие инструменты).

Приветствие (распевка на слове “Здравствуйте”).

Беседа: Вы, конечно, узнали музыку, которая встретила нас сегодня. Какие инструменты вы услышали? (Ответ детей). Как называется эта мелодия? (Ответ детей). Какой у нее характер, в каких случаях хочется слушать и исполнять такую музыку? (Ответы детей).

Да, верно, эта музыка праздничная и задорная, и мы с вами сегодня попадем вместе с ней на большое народное гуляние – на ярмарку.

Исполнение песни “Тетушка-деленка” (на мелодию “Камаринской”):

Ой, тетушка-деленка,
Ты такая рукоделенка:
Топором сено кашивала,
В рукавичках воду нашивала,
Собирала в речке ягоды-грибы,
На корыте выезжала из избы,
Во лужках рыбку лавливала,
Во реке картошку саживала,
Шила платье из травы, из лебеды.
Вы пожалуйте на ярмарку сюды!

Кто из вас знает, что такое ярмарка? (Ответы детей). Действительно, ярмарка – это и место, где торговали выращенным урожаем, продавали и покупали самые разные товары, и возможность отдохнуть, повеселиться, “людей посмотреть и себя показать”. Мы сейчас “пойдем” по ярмарке, но не ножками, а ладошками. Кто хочет спокойно все “посмотреть”, будет спокойно “шагать” ладошками по своим коленкам, а у кого есть желание “подпрыгивать” или “приплясывать” -- может делать так: (учитель показывает различные ритмические варианты, дети сначала по очереди, затем одновременно импровизируют под звучание балалайки).

Что же мы видим и слышим на нашей ярмарке?

Показ принесенных детьми предметов и слушание ярмарочных “зазывал” ( поскольку показ домашних заданий индивидуален, всему классу предлагается следующая игра: если предложенный товар и его реклама интересны, то к нему “бежим со всех ног” -- ладошками по коленкам, таким образом происходит оценка качества выполнения домашнего задания самими детьми).

Ну вот, всё посмотрели, товару накупили, можно и отдохнуть.

Слушание: “Скоморошьи погудки”

“Веселые люди скоморохи”, о которых вы сейчас слышали, это бродячие музыканты и актеры, которые выступали на площадях городов и сел, на ярмарках, в балаганах. Их приглашали на свадьбы и другие празднества. Скоморохи пели, играли на различных инструментах, разыгрывали целые представления. Что за инструменты звучали сейчас в записи? (Ответы детей). Один из них по звучанию похож на скрипку, но “поет” он грубее. Это древний гудок (показ иллюстрации). Помните, в песне про березоньку мы пели: “сделаю из них я три гудочка”. Именно такие гудочки и играли в руках многих музыкантов прошлого.

А мы сейчас побываем на представлении скоморохов. Для этого по считалке выберем двух ребят – главных героев.

Считалка:

http://festival.1september.ru/articles/314142/Image846.gif

За стеклянными дверями стоит мишка с пирогами…

За стеклянными дверями стоит мишка с пирогами.
Мишка-мишенька, дружок, сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три, а водить-то будешь ты!

Выбранные “скоморохи” надевают на головы колпаки и под песню, которую исполняет учитель, разыгрывают действие. Класс участвует в исполнении припевов. После этого происходит разучивание песни с классом, вокально-хоровая работа над ней, включение в исполнение музыкальных инструментов: ложек и бубнов.

“Про Ерему и Фому” 

http://festival.1september.ru/articles/314142/Image847.gif

Раз по- е- ха – ли два бра-та из Си-би-ри в Пе-тер-бург.

http://festival.1september.ru/articles/314142/Image848.gif

Фу-ка, ну-ка, вот так шту-ка, из Си-би-ри в Пе-тер-бург.

Раз поехали два брата
Из Сибири в Петербург.
Фу-ка, ну-ка, вот так штука,
Из Сибири в Петербург.

Вот задумали два брата
Они луком торговать.
Фу-ка, ну-ка, вот так штука,
Они луком торговать.

У Еремы-то нейдет,
У Фомки никто не берет.
Фу-ка ,ну-ка, вот так штука,
У Фомки никто не берет.

Вот задумали два брата
Они рыбочку ловить.
Фу-ка, ну-ка, вот так штука,
Они рыбочку ловить.

Вот Ерема прыгнул в лодку,
Фомка прыгнул на челнок.
Фу-ка, ну-ка, вот так штука,
Фомка прыгнул на челнок.

У Еремы лодка с дыркой,
У Фомы челнок без дна.
Фу-ка, ну-ка, вот так штука,
У Фомы челнок без дна.

Вот Ерема стал тонуть,
Фомку за ногу тянуть.
Фу-ка, ну-ка, вот так штука,
Фомку за ногу тянуть.

Вот Ерема-то на дно,
А Фомка ждет его давно.
Фу-ка, ну-ка, вот так штука,
Фомка ждет его давно.

После того, как песня выучена, она исполняется еще раз с новыми выбранными героями.

Не только скоморохи пели на ярмарке шуточные песни. В гулянии принимали участие все, не было зрителей и актеров, поэтому везде, где раздавалась плясовая музыка, сразу же слышались и задорные песни. А в последние сто лет самыми популярными на гуляниях стали коротенькие припевки – частушки. Мы с вами уже пели их в Масленицу, давайте вспомним несколько.

Исполнение частушек (с ударными инструментами):

Раскрывайте ворота,
Едет Масленица!
Мы прогоним холода,
Будем веселиться!

Как на Масленицу мы
Дружно лопали блины,
Песни, пляски заводили,
Про учебу мы забыли!

Про Масленицу веселую вспомнили, молодцы. Но Масленица давно прошла, теперь новые частушки нужны. Это и будет вашим домашним заданием: сочинить частушки про ярмарку. Да не забудьте, что частушки всегда веселые, короткие, и слова в них произносятся “часто”, то есть исполняются частушки без распевов.

Вывод урока: Мы побывали сегодня на русской ярмарке.

С какими песнями мы сегодня встретились? Какие инструменты нам аккомпанировали? Почему сегодня не звучали протяжные песни? Для чего нужна музыка на ярмарке? А в нашей жизни? (Ответы детей и их обобщение педагогом).

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра музыкального образования

ПЛАН – КОНСПЕКТ

УРОКА  МУЗЫКИ

Класс, школа_______________________

Дата проведения____________________

Составил (Ф.И.О.)_____________________

Конспект утвердил:

учитель музыки ФИО _______________________________

методист ФИО  _______________________________

Итоговая оценка:

 ____________________________

(подпись учителя или методиста)

Нижневартовск

2014 г.

План-конспект урока на тему: «Народная музыка в творчестве композиторов».

Тип урока: Преобразование модели

Учебная задача: Познакомиться со старинными обрядами в сценах народных праздников оперы Римского-Корсакова "Снегурочка" и узнать, какие народные песни использовал композитор в этих сценах.

Цели:

а) Образовательная:

учащиеся должны знать, какие обряды показаны в сценах оперы Римского-Корсакова "Снегурочка".

б) Развивающая:

учащиеся должны уметь определить, к какому жанру народной песни относятся песни, которые композитор включил в сцены обрядовых праздников.

в) Воспитательная:

учащиеся должны осознать ценность полученных знаний о традициях и фольклоре своего народа.

Ход урока

1. Мотивационно-ориентировочный этап.

1) Приветствие, контроль настроения. 

П.: Здравствуйте, ребята. Сегодня замечательный день. Мы с вами снова встретились на уроке музыки. Я очень рада видеть Вас. А какое настроение у вас?

(Ответ детей)

Дети поют приветствие.

Песня "Добрый день"

П.: А сейчас в путь отправляется наш музыкальный поезд.

(Дети поют упражнения)

2) Постановка учебной задачи

Мы продолжаем наше музыкальное путешествие. На прошлых уроках мы слушали замечательную музыку разных композиторов и говорили о том, как бережно относятся композиторы к народной песне. Некоторые темы народных песен звучали в операх, симфониях.

Например (Звучит на фортепиано тема "Во поле береза стояла"). Эта песня всем знакома, где мы ее слышали ( в симфонии Чайковского).

Дети поют эту песню вместе (затем с использованием приема канон)

П.: В каком произведении П.И.Чайковского эта песня звучала по-новому?

Д.: В финале 4 симфонии.

П.: Как вы думаете, какие произведения мы будем слушать сегодня?

Д.: Мы будем продолжать знакомиться с оперой "Снегурочка".

П.: Верно. Мы продолжаем знакомство с одной из самых ярких опер Н.А. Римского-Корсакова, написанной по пьесе А.Н.Островского "Снегурочка".

А что нас будет интересовать более всего?

Д.: Народные песни, которые композитор использует в опере.

2. Исполнительский этап

П.: Давайте вспомним, какие обряды древних славян воссоздал Римский-Корсаков в опере "Снегурочка"

http://festival.1september.ru/articles/532361/img1.gif

П.: Давайте вспомним эти эпизоды

(Дети смотрят фрагменты мультфильма)

П.: В какое время года проходила масленица?

Д.: В конце зимы, начале весны. Этот обряд сохранился до наших дней.

П.: Символы этого праздника

Д.: Соломенное чучело; блины. Все посвящено солнцу.

П.: В сказке "Снегурочка" берендеи поклонялись языческому божеству Яриле-Солнцу.

Композитор в сцене проводов Масленицы использовал подлинные народные тексты и мелодии.

Здесь звучат календарные песни "А мы Масленицу дожидаем…"; "Коледа-маледа"; "Ой, честная масленица".

В сцене выкупа невесты звучали подлинные свадебные обрядовые песни "Как за речкою…"; "Как не пава свет по двору ходит…"

А как происходит обряд выкупа невесты?

Д.: Подружки водят хороводы, поют свадебные песни. Жених одаривает подружек и друзей сладостями, деньгами, подарками.

П.: Верно! Но самый главный праздник сказочных берендеев связан с обрядом языческого божества Ярилы-Солнца. Когда же отмечали этот праздник?

Д.: Наверное в июне.

П.: Почему?

Д.: Самый длинный световой день – день летнего солнцестояния.

П.: Накануне этого праздника царь Берендей увидел Снегурочку и был поражен её необычайной красотой. Давайте послушаем этот эпизод.

(Учитель читает текст)

Сейчас мы услышим голос знаменитого русского певца Сергея Яковлевича Лемешева.

(Звучит аудиозапись)

Какой тип голоса у этого героя?

Д.: Тенор – высокий мужской голос.

П.: Как вы думаете, как берендеи встречали этот праздник?

Д.: - выходили за околицу;

  • разводили костры;
  • прыгали через костер;
  • делали венки из цветов и трав.

П.: Зачем?

(Ответы детей)

П.: А еще пели, плясали, водили хороводы и ждали рассвета, появления Ярилы-Солнца. В опере перед самым появлением солнца звучит хороводная песня "А мы просо сеяли…". Давайте вспомним эту старинную, существующую уже много веков, песню.

(Дети поют "А мы просо сеяли…")

П.: А вы обратили внимание на слова припева "Ой, дидо-ладо"? Что обозначают эти слова?

Д.: Это языческие божества Лада, Лель, Дито.

П.: Верно, это божества славянской мифологии, и люди, упоминая их имена в песнях, поклоняясь им, заручались их поддержкой…

Хорошо вы спели песню. А теперь послушаем, как она звучит в опере.

(Дети смотрят эпизод мультфильма)

П.: Кто исполняет песню?

Д.: Хор

П.: Какой тип хора?

Д.: Смешанный

П.: Какую песню еще вы услышали в этом эпизоде?

Д.: "Ай, во поле липенька…". Её поет смешанный хор.

П.: А еще звучала шуточная песня "Купался бобер…"

Обратите внимание на доску. Какого обрядового праздника не хватает на нашей модели?

Д.: Ярилин день

(Дети дополняют модель)

П.: Какие по жанру народные песни использовал композитор?

Д.: Календарно-обрядовые песни

(Дети преобразовывают модель)

http://festival.1september.ru/articles/532361/img2.gif

П.: Что помогло композитору так ярко изобразить сцены народных праздников?

Д.:- подлинные народные песни;

  • жизнь в деревне;
  • наблюдение за жизнью и бытом крестьян;
  • наблюдение за природой.

3. Рефлексивно-оценочный этап

П.: Вам понравился урок?

(Ответы детей)

П.: Что нового вы узнали?

Д.: - Мы познакомились с обрядом Ярилы-Солнца;

  • познакомились с именами языческих богов;
  • мы услышали новые песни;
  • услышали голос русского певца Лемешева, который исполнял партию царя Берендея;

П.: Мне было очень интересно с вами общаться, петь. Я надеюсь во время нашего общения ваше настроение не испортилось.

(Контроль настроения)

А кого бы вы отметили как самых ярких лидеров?

(Ответ детей)

(Лидеры получают цветочки и собирают веночек для Снегурочки)

Домашнее задание: назовите праздники, связанные со сменой времен года, дошедшие до нас со времен языческой Руси.

П.: Наш урок подходит к концу, а весна за окном в самом разгаре. Давайте же споем песню о весне.

(Дети поют "Вешнюю песенку")

П.: Спасибо. Урок окончен. До свидания!

 

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра музыкального образования

ПЛАН – КОНСПЕКТ

УРОКА  МУЗЫКИ

Класс, школа_______________________

Дата проведения____________________

Составил (Ф.И.О.)_____________________

Конспект утвердил:

учитель музыки ФИО _______________________________

методист ФИО  _______________________________

Итоговая оценка:

 ____________________________

(подпись учителя или методиста)

Нижневартовск

2014 г.

План-конспект урока на тему: «Мир русской песни».

Цель:  сформировать представление о тесной связи в  русской песне двух искусств: музыки и литературы, показать на примерах значение этого жанра в духовном возрождении России.

Задачи:

1.Обучающая – научить выделять особенности русской народной песни, определять жанры русских народных песен, познакомить с творчеством выдающихся композиторов классической музыки.

2.Развивающая – развивать интонационно-образное мышление, музыкальную память, чувство ритма, тембровый слух, вокальные навыки при исполнении музыки в народном  стиле.

3. Воспитывающая – формировать эстетический вкус на примерах  народных музыкальных произведений, способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству, воспитывать ценностные человеческие качества: доброту, справедливость, сострадание, умение дружить.

Оснащение урока: мультимедийный проектор, медиапрезентация по теме урока, фортепьяно, аккардеон, портреты композиторов, учебник и творческая тетрадь «Музыка 5 кл.» Г. П. Сергеева, Е.Д.Критская

Ход урока

I.Организационный момент.

Вход под музыку. Музыкальное приветствие – попевка-диалог «Родина моя» исполняется приемом «эхо» учителем и учащимся с построчным повтором текста:

Родина моя – российская земля.

Дружно здесь живем, весело поем.

                    Добрый день, добрый день,   

Добрый день все!

II. Постановка целей урока.

Я очень рада новой встрече с вами. На прошлом уроке мы беседовали о том, что музыка и литература очень тесно взаимосвязаны. Сегодня продолжим этот разговор. Наш урок я хочу начать с таких стихотворных строчек Е. Растопчиной:

Какая власть сравниться с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся …Блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду - все облекаем в них…

В словах и звуках вечный ключ сердец!

- О чем говорит нам поэтесса?

- В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки? (в песне)

Сегодня на уроке мы проследим взаимосвязь музыки и литературы на примере жанра русской народной песни.

III. Повторение изученного материала.

Главным жанром вокальной музыки является песня, потому, что песня неразлучна с человеком. Чтобы не происходило в нашей жизни, всегда рядом песня. Я наиграю мелодию одной вам известной песни. Определите её название и авторов.( «Песня о России»  муз. В. Локтев, сл .О Высотской). 

Я предлагаю вам её исполнить.

 «Песня о России»  муз. В. Локтева, сл. ОВысотской) – исполнение. 

Слушая и исполняя  эту песню, мы понимаем, как много можно высказать в одном небольшом произведении.

- Какие чувства вызывает у вас эта песня?

(любовь к родине, нежность)

- Можно ли однозначно сказать, что важнее в этой песне – слова или мелодия? Почему?

IV.Изучение новой темы.

Хорошая песня – целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту. Так писал о песне русский поэт 19 века Иван Суриков:

Как кому на свете

Дышится, живется-

Такова и песня

У него поется…

Жизнь дает для песни

Образы и звуки:

Даст ли она радость,

Даст ли скорбь и муки.

Даст ли день роскошный.       

Тьму ли без рассвета-

То и отразится

В песне у поэта.

То же можно сказать и о песне народной. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Это строки из стихотворения С.Есенина «Русская песня».

Песня русская в березах, в хлебах –

 На покосах, на морозах,

 На санях и на лугах…

 На ветру шумят рябины,

 Каждый слушать их готов.

 Сколько песен у России –

 Сколько во поле цветов!

 Кто сложил ее, не знаю,

 Только песня та добра,

 Песня с детства мне родная

 И подруга, и сестра!

 А слова ее простые

 Душу трогают до слез, столько песен из России,

 Сколько в рощицах берез.

 Словно музыка степная

 Золотая рожь встает

 В полный голос слышен колос –

 Это Родина поет!

 Песни русские такие, что охота подпевать…

 Столько песен у России, -

 Никому не сосчитать.

Что же хотел поэт донести до нас своими поэтическими строками?

(русская песня рассказывает о жизни русских людей, то что она душевная и добрая, что песен много и  их не сосчитать)

Правильно, народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывала об их праздниках и буднях. Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. На уроках музыки вы неоднократно знакомились с народной музыкой и народными песнями. Вспомните жанры народных песен.

1.Игра «Собери слоги – назови жанр»

Е ис ри то чес

Дат ски  сол е

До тру вы е

 со вы пля  е

ри чес ли ки е

 е точ ны шу 

 е деб сва ны

туш час ки

2.Слушая и исполняя песни, определите к какому жанру она относится и заполните таблицу.

Название песни

Жанр песни

 

Во поле береза стояла

хороводная

Солдатушки, браво, ребятушки!

солдатская

Лебедин мой, лебедин

плясовая

Эй,ухнем

трудовая

Камаринская

плясовая

3.Р.н.п. «Камаринская», анализ средств музыкальной выразительности

4.Расскажите об особенностях жанра плясовых песен.

В русской плясовой песне, который каждый участник старается придумать новое движение и перещеголять других в умении и ловкости. Русские пляски исполняются  в присядку, притопами, скачками, скольжениями. Участники при помощи этих движений показывают свою удаль.

Композиторы всех времен черпали свое вдохновение в народной песне.

Не перечислить всех превращений народной песни! Преображенная композитором, мастером своего дела, она сверкает новыми гранями, удивляет своей красотой и задором! Так из маленькой плясовой возникла симфоническая музыка. Автор этого чуда – русский композитор М.И. Глинка. «Камаринская» – гениальная фантазия на 2 подлинные народные темы. «Помнишь, – говорил Глинка сестре, – у нас частенько на свадьбах певали «Из-за гор, гор, высоких гор», а потом на гуляньях плясовую «Камаринскую»? Я связал эти песни в одно музыкальное произведение, стремясь удовлетворить одновременно настоящих знатоков и обычную публику. Вот была моя задача».  Он говорил: «Сочиняет музыку народ, а мы же, композиторы, только аранжируем ее».

3.«Камаринская» фантазия для симфонического оркестра М.И. Глинки (фрагмент) – слушание, анализ средств выразительности.

(На доске – портрет композитора, на экране – иллюстрация русской плясовой).

В результате глубокого изучения особенностей народных песен, Глинка сумел найти такие приемы развития, которые характерны именно для русского музыкального фольклора, и создать произведения, отразившие существенные стороны народной жизни и народного характера. Проводится сравнительный анализ двух произведений .

Не смотря на то, что песен так много, и все они такие разные, есть главная черта, особенность, которая объединяет все русские песни. Назовите её.

на доске слово из разбросанных букв  ПВЧЕЕСУЬТ  (певучесть)

4.Знакомство с русской народной песней  «Стоит ива одинокая»

- Какое настроение в этой песне ?  (нежное, лирическое)

- Какая мелодия? (темп, звуковедение)

Мелодия песни нетороплива, как бескрайние просторы нашей родины.

- Ребята, просмотрите текст песни. Что вы заметили в словах песни? (повторение слов)

Разучивание песни по фразам (четыре фразы)

Можно, ребята, и по другому исполнить эту песню.

Запевает один (солист), и потом подхватывают все поющие, весь хор с сопровождением инструмента или без него.

Давайте исполним песню так: солист запевает первую строчку, и дальше поет весь класс вместе.

Песни бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические, печальные, веселые, быстрые, шуточные, например, частушки.

- А кто знает, что такое частушка? (От слово «частый» – это короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов. По содержанию может быть различной: можно услышать сатиру, юмор, лирическое раздумье. Ритм в частушке четкий, танцевальный. Может быть в сопровождении инструмента балалайки или гармошки. Издавна пользуется популярностью.)

Сегодня на уроке у нас будут звучать частушки на школьную тему.

Творческое задание «Собери частушку» - смотрите документ.

- Кто хочет исполнить частушки? (По желанию ребят)

V. Домашнее задание.

Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети. Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочините частушки о себе, своих друзьях, своем классе.

VI. Итог урока. Оценивание детей. Рефлексия.

ПРОТОКОЛ

наблюдения урока музыки

Ф.И.О.: Вильвовский М.Г.

Организация (школа): СШ № 2

Класс: 2 «А»;  Дата:  08 апреля 2014г.

Тема урока: «Знакомство с оперой Снегурочка».

Цель посещения: продолжить знакомство с методами и приемами работы педагога, со стилем поведения педагога по отношению к учащимся.

Этапы урока, дозировка времени

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы

Орг. момент

(5 минут)

Вступление

(10 минут)

Знакомство с темой. Обсуждение.

(10 минут)

Слушательская деятельность (10 минут)

Обсуждение

(5 минут)

Заключительный этап

(5 минут)

Направляет детей по своим местам, успокаивает их, настраивая на рабочий лад. Игра на инструменте музыкальное приветствие.

 

Вспоминаем прошлый урок. Задает наводящие вопросы.

Знакомит детей с новой темой, все время делая параллель с изученным материалом. Говорит классу, что следует записать в тетрадь.

Настройка детей на слушательскую деятельность.

Включает видеозапись фрагмента оперы.

Задает вопросы о услышанном, помогает детям отвечать.

Повторение, закрепление пройденного и нового материалов. Домашнее задание. Выставление отметок. Благодарит учащихся за работу на уроке.

Дети входят в класс и занимают свои места. Исполняют под аккомпанемент фортепиано музыкальное приветствие.

Дети активно тянут руки, отвечают.

Слушают, пишут.

Слушают.

Отвечают, тянут руки.

Слушают, задают вопросы.

Записывают домашнее задание. Дают дневники.

Стимулирует активность детей с помощью похвалы и поощрения.

Иногда, предлагает детям самостоятельно

догадаться…

Учитель сам внимательно слушает, подавая пример.

ФГБОУ ВПО

«НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И СЕРВИСА

Музыкально – педагогическое отделение

   Внеклассное мероприятие (КТД, классный час)

Тема : «Фольклорные посиделки».

Подготовил студент  __4___ курса

                                                Ф.И.О._Вильвовский Михаил Григорьевич

                                                  Отметка за проведение  __________

                                                 ______________________________

                                                                 Подпись классного руководителя

                              Нижневартовск 2014 год.

Цели и задачи:

  • Познакомить обучающихся начальной школы с русскими народными традициями, с разнообразием жанров народного музыкального творчества. Научить играм, хороводам,  танцам, вызвать желание  в них участвовать.
  • Развивать вокально-хоровые и исполнительские навыки обучающихся.
  • Воспитывать любовь к Родине, интерес и уважение к русской народной культуре.

Оборудование: Мероприятие проходит в актовом зале.  На сцене стоят  лавка, стол, покрытый расшитыми рушниками, на которых стоит самовар, капустный пирог и салат из капусты. Стена украшена цветами, в центре которых отражено название мероприятия.

На экране мультимедийного проектора отражен девиз мероприятия:

«Песни русские такие, что охота подпевать…
Столько песен у России, – никому не сосчитать».

Участники фестиваля (1-4 классы) проходят на заданные места под веселую народную музыку. Девочки 7 класса  из ДМШ  сидят  на сцене в народных сарафанах с рукоделием.

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим на наши фольклорные посиделки!  В этот день мы собрались, чтоб посидеть рядком, поговорить ладком, как в добрую старину собирались наши прабабушки и прадедушки. Когда заканчивались полевые работы, сельчане, переделав домашние дела, длинными, зимними вечерами собирались вот на такие посиделки – вечорки.  Ведь  раньше не было ни электричества, ни радио, ни тем более телевидения, и поэтому все новости, события передавались от одного к другому. На посиделках сельчане общались, передавали или узнавали последние новости или просто отдыхали. А женщины, девушки, чтобы не терять времени даром, вязали, вышивали, пряли, а за работой песни певали. Позже к ним присоединялись мужчины,  парни. И тут уже было не до работы – все откладывалось в сторону: начинались пляски, шутки-прибаутки, песни.

В старину люди с песней не расставались – и в горе, и в радости, и в работе, и в веселье песни пелись, отчего на душе светлей становилось. Давайте и мы заглянем на одну из таких вечерок…

Девочки, сидящие на лавке с рукоделием, поют р.н.п. «Прялица».

Ведущая: Собирались люди после тяжелого дня вместе: песни пели, рукодельничали. Тихо жужжала прялка, а с шуткой и весельем работа спорится.

1 девочка, сидящая за рукоделием:
«Игла-барыня, княгиня, весь мир нарядила,
Нарядила, обшила, сама нагая ходила».

2 девочка:
«Она тонка да длинна, одноуха, остра,
Одноуха, остра, всему миру красна».

3 девочка:
«А я тычу-потычу! В носик стальной,
В носик стальной – хвостик льняной».

4 девочка:
«Хвостик нитяной тяну, тяну за собой,
Сквозь холст он проходит, конец себе находит».

5 девочка. А что, девушки, а не спеть ли нам  еще что-то?

6 девочка. А почему бы и не спеть.

Исполняется р.н. песня «Ведерочки»

Ведущая: Спасибо, гости дорогие, рукодельницы, душу нам потешили и пример хороший подали. Сегодня приготовили свои выступленья ребята всех начальных классов. А что это будут за творческие номера, мы сейчас и узнаем. А помогать мне будут мои соведущие: Юлия и Наталья.

Совед.1: В старину все праздники отмечали сообща, звучали песни, пляски до зари, песни так и назывались заревницами.  На праздник рубки капусты, который праздновался в  конце октября,  на стол выставлялись пироги.

Совед.2: И сегодня у нас столе стоит капустный пирог и вкусный капустный салат, кипит самовар, всех хочет угостить чайком.

Совед.1: После угощенья и стар, и млад выходили на улицы. Все водили хороводы, звенели гусли, гудели дудки, тренькали балалайки, заливались гармони.

Совед.2: Вот такой хоровод и покажет нам сейчас 1 класс. Итак,  р.н.п. «Ходила младешенька по борочку».

Совед.1: Спасибо, ребятам 1 класса, которые нам показали круговой  хоровод, а вот в исполнении  ребят  4 класса мы увидим сейчас хоровод-змейку «В хороводе были мы».
Ты откуда, русская, зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась с самого начала?
Как же ты явилась?  Как ты зазвучала?

Пролетели утки – уронили дудки.
Пролетели гуси – уронили гусли.
Их порою вешней нашли, не удивились.
Ну а песня? С песней на Руси родились.
Г. Серебряков.

Совед.2: Сегодня у нас на посиделках присутствуют самые маленькие ее участники, дети подготовительной группы «Лесная сказка». Ребята очень любят петь  народные песни и в подарок они нам принесли польскую песню «Вышли дети в сад зеленый»,  а помогут им ребята 1 класса, встречайте.

Совед.1: И еще хоровод в качестве  музыкального подарка  для всех нас приготовили ребята младшей группы ДМШ, они приглашают всех нас в хоровод «Земелюшка-чернозем».

Совед.2: После хороводов молодежь переходила к играм, забавам, развлечениям, играли в «Капустку». Все складывали свои ленты, пояса, платки в кучу посреди хороводного круга, а водящий должен был поймать себе замену. Вот такую игру мы сейчас и увидим в исполнении 2  класса.

Игра «Я на камушке сижу», 2 класс.

Совед.1: Молодежь в такие вечера любила пошутить, попеть развеселые песни, чтобы себя потешить и другим угодить. Веселую р.н.п.  песню «Вот по улице молодчик идет» приготовили для нас ребята 3 класса.

Совед.2: А как умели танцевать на Руси, любо-дорого было поглядеть. Один из таких «танцев с платками» покажут нам девочки 4 класса.

Совед.1: Шуткам на посиделках не было числа, поэтому очень любили шутливые песни. Вот такую песню вы и услышите в исполнении Савичевой Евы и старшей группы ДМШ. Итак, р.н.п. «Как у наших у ворот».

Совед.2:  Но не всегда только веселые песни звучали на таких вот, как у нас посиделках, часто душа просила задумчивую песню, затрагивающую тонкие струны души человека.

«Пели две подруги, пели две Маруси,
Как осенним утром улетели гуси,
Как прощались гуси со своим гнездовьем;
С речками, с лесами, с тихим Приднестровьем.
И кричали гуси, в небе пропадая,
Что всего дороже сторона родная…

И пошли подруги тропами лесными,
Поднималось небо высоко над ними,
Осыпались липы, облетали клены,
Лист на землю падал, словно раскаленный.
Стлалася тропинка золотой каемкой,
И хотелось песни – ласковой, негромкой.

И внезапно в небе гуси прокричали
О разлуке тяжкой, о своей печали…
И подруги стали, головы закинув,
Словно две  осенних, две лесных рябины.
И запели разом, стаю провожая,
Что всего  дороже сторона родная».
М. Исаковский «Пели 2 подруги».

Совед.1:  Р.н. песня «На улице дождик» исполнит  Долматова Наташа.

Что за песни, что за песни распевает наша Русь!
Уж как хочешь, брат, хоть тресни, так не спеть тебе, француз!
Золотые, удалые, не немецкие! Песни русские, живые, молодецкие!

Как затянет, как зальется православный наш народ,
Ведь откуда, что берется, – прямо к сердцу так и льнет!..

Запоет про темну ночку, иль про белые снега,
Про купеческую дочку, про шелковые луга;
Запоет про сине море,  иль про матушку-реку,
Про кручинушку и горе, про сердечную тоску;

Да как гаркнет:  эй, калина, не шуми, дремучий бор! –
Чуешь Руси-исполина и раздолье, и простор!
Русь и в песне-то могуча, широка и глубока,
И свободна, и гремуча, и привольна, и звонка!

Ай, да песни, что за песни распевает наша Русь!
Уж как хочешь, брат, хоть тресни, так не спеть тебе француз!
Золотые, удалые, не немецкие, песни русские, живые, молодецкие!»

Совед.1:  Ну, долой грусть, прочь тоску. Давайте поиграем в любимую в народе игру-песню «Бояре…», которую нам покажет 1 класс.

Совед.2: А как не вспомнить любимую и поныне игру «Ручеек», давайте вместе с 3 классом с вами поиграем.

Совед.1: Сядем рядышком на лавку, вместе с вами посидим,
Совед.2: Загадаем вам загадки, кто смышленей – поглядим!»

Загадки:

  1. «Кто приходит, кто уходит – все ее за ручку водят». (Дверь)
  2. «Межи деревянные, а поля стеклянные». (Окна)
  3. «В избе – изба, в избе – труба.
    Зашумело в избе, загудело в трубе,
    Видит пламя народ, а тушить не идет».
    (Печь)
  4. «В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь да вода». (Самовар)
  5. «Под крышей 4 ножки, а на крыше суп да ложки» (Стол)

Совед.1: А какой праздник без частушек?

Возьму я в руки балалайку и потешу свою хозяйку.
Встанем все мы здесь рядком и частушки пропоем.

Совед.2: Веселые «Тараторки» пропоют нам ребята 4 класса.

1. У Федорки на задворках  собралися тараторки, эх,
Припев: У Федорки  на задворках собралися тараторки,
Всех судили, да рядили.

2.  Всех судили, да рядили, до полночи говорили, эх.
Припев: Тары-бары, растабары,
Растабары, тары-бары,
Говорили, говорили.

3. – Катя личиком красива, да сонлива и ленива, эх.
Припев: Тары-бары, растабары,
Растабары, тары-бары,
Да ленива, да ленива.

4. – Вера очень задается, как увидит отвернется! Эх.
Припев: Тары-бары, растабары,
Растабары, тары-бары,
Отвернется, отвернется.

5. – А Марина все дерется, и во все она суется, эх.
Припев: Тары-бары, растабары,
Растабары, тары-бары,
Все суется, все суется.

6. – У Сережки тонки ножки, никому не даст он крошки!
Припев: Тары-бары, растабары,
Растабары, тары-бары,
Ну ни крошки, ну ни крошки!

7. А у Пети есть две двойки,  у Данила же – три тройки.
Припев: Тары-бары, растабары,
Растабары, тары-бары,
Есть три тройки, есть три тройки.

8. – Что трещите, как сороки? Позабыли про уроки!
Припев: Тары-бары, растабары,
Растабары, тары-бары,
Про уроки, про уроки.

9. Про других вы говорите, на себя вы посмотрите!
Припев: Тары-бары, растабары,
Растабары, тары-бары,
Посмотрите, посмотрите.

10. У Федорки на задворках  собралися тараторки, эх,
Припев: Всех судили, да рядили про себя они забыли.
Да забыли, да забыли, эх.

Совед.1: Что с ногами,  не пойму! Вправо-влево носятся,
Не стоят они на месте, так в кадриль и просятся.

Совед.2:  Как кадриль-то заиграет – всех танцоров завлекает.
Всякий молодец на свой образец.

Совед.1: Веселую кадриль станцуют для нас  ребята 4 класса и приглашаем всех научитья этому веселому танцу. (после танца)  Ай, да молодцы! Спасибо всем.

Совед.2: Песня русская в березах, в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах…
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Столько песен у России –
Сколько во поле цветов!

Совед.1: Кто сложил ее, не знаю,
Только песня та добра,
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра.
А слова ее простые
Душу трогают до слез,
Столько песен у России,
Сколько в рощицах берез.

Совед.2: Словно музыка степная,
Золотая рожь встает,
В полный  голос слышен колос –
Это Родина поет!
Песни русские такие,
Что охота подпевать…
Столько песен у России, –
Никому не сосчитать
С. Есенин «Русская песня».

Ведущая: Праздник наш  приближается к концу. Все ли мы песни перепели?

Звучит р.н.п. «Все мы песни перепели», которую поют все участники праздника.

Ведущая: Вот и закончился наш  фольклорный фестиваль: посидели рядком, поговорили ладком. Песни попели, наплясались, нашутились, как в старые времена сиживали наши бабушки и дедушки, прабабушки да прадедушки. А в следующий раз – милости просим, заходите еще к нам на огонек, на посиделки да  на вечорки.

(Звучит в записи русская народная мелодия, все расходятся).

 

ФГБОУ ВПО

«НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И СЕРВИСА

Музыкально – педагогическое отделение

   Внеклассное мероприятие (КТД, классный час)

Тема : «А мы живем – в России!!!».

Подготовил  студент ____4_ курса

                                                Ф.И.О.Вильвовский Михаил Григорьевич

                                                  Отметка за проведение  __________

                                                 ______________________________

                                                                 Подпись классного руководителя

                                 Нижневартовск  2014 год.

Цель: 
Формировать гражданскую позицию младшего школьника, предусматривающую уважительное отношение к культуре малых этносов России,

Данная  цель  реализуется  через  задачи:
1.    Через момент проживания учащихся в модели «Культурная среда» того или иного народа.
2.     Через расширение знаний, представлений детей о культуре, обычаях и традициях народов, населяющих Россию.
3.     Через  сплочение  классного  и  общешкольного коллектива, формирование  традиций  школы, развитие  творческих  способностей  детей, их  самостоятельности и инициативности;  вовлечение  родителей во внеклассную и внеурочную деятельность.


1. Дети  в  национальных  костюмах  приветствуют  зрителей  на разных  языках:
-на  русском  языке
-на  грузинском  языке
-на  украинском  языке
-на  узбекском  языке
-на цыганском  языке
-на  чукотском  языке
-на белорусском языке
-на молдавском языке
-на еврейском языке     
(все  вместе) Здравствуйте! Приветствуем Вас!

2.  Учащиеся  читают стихи

1.       Наша  Родина большая
          И на свете лишь одна
           Где же есть  ещё такая
         Необъятная  страна.
2.      Жизнь у нас, в стране свободы
         Светлой радости полна
        Крепкой дружбою народов
        Наша Родина сильна.
3.      На просторах российской страны
        Много  разных  народов живут
        Все народы как братья равны
        Всем народам – любовь и почёт.
4.     Пусть по-разному песни поют
         Украинец, таджик и якут
         Все народы  России – моя
         Трудовая большая  семья.
5.      Были  годы суровой  войны
         Как за мать  заступается  сын
         Все народы  российской  страны
         На врага  поднялись как один.
6.      И в атаку  с отвагой в глазах
         Вместе  с  русским  бросался  казах.
         С белорусом  бросался узбек
         Потому что мы братья навек!
7.       В наши  светлые  мирные дни
          Дружно  родине  служат  они
         И никто не разрушит мою
         Трудовую  большую  семью.
8.      Таджики  мы  и  русские,
          Грузины и карелы
          Мы  чёрные и русые
          Мы смуглые и белые.
9.       Мы школьники – ровесники,
          Мы  верные друзья.
          Пускай живём  не вместе мы
         У нас одна семья!


3.  Презентация о России (идет видео на стенде), учитель озвучивает:
                     РОССИЯ    -  7 страна в мире по численности населения.
 
  В   ней  проживает- 147 млн. человек; более  195  национальностей.
 
     Россия – самая большая по площади страна в мире.Её
площадь равна 17,1 млн. квадратных километров – это примерно 1/8 часть всей суши.

Леса  в  России  занимают  60%  её  территории.

У нашей страны самое большое число   соседей  в  мире – 16  стран.

Протяженность границ – 60 тыс. км
Сухопутная граница – более 20 тыс. км

Из-за большой протяженности с Запада на Восток в России 10 часовых поясов.

В нашей стране  наблюдается самая  большая разница  температур на Земле.
В Сибири, в районе   города Верхоянска  колебание температур  -70 0С  мороза  зимой   до +40 0С  жары  летом.

У России самое большое в мире число морей, омывающих ее берега – 13 морей.

Байкал – самое глубокое озеро в мире,  глубина 1620 метров.

Город Санкт-Петербург занимает I место в мире по количеству мостов, их 342.

     В России в городе Волгограде находится самая высокая статуя в мире – статуя «Родина-мать» высотой 82 м.

Самые большие в мире башенные часы находятся в Москве, на главном здании МГУ.

    Береза – единственное в мире дерево, имеющее  белую кору.

Матрёшки в России появились только в конце XIX века, а их прообразом стали японские фигурки бога Фукуруму .

    В России официально существует такая должность как вождь. Так называют главу сельского поселения в Якутии .

Любимые праздники россиян –  Новый год, 8 марта, День Победы.
             


Велика наша  страна Россия!
Много народов  населяют  её.
И  у  каждого  из них  есть
Свои обычаи, песни, танцы.
Предлагаю Вам сегодня  познакомиться с традициями и обычаями,  культурой   разных народов, проживающих в России.

4.    Песня  «Россия»
5.  Рассказ  о  национальных костюмах.  Презентация.
Давайте познакомимся с некоторыми особенностями национальной одежды  народов  России.
Задумывались ли вы, красны девицы и добры молодцы, какого вы роду – племени?
Многие наверняка могут сказать: «Мои предки принадлежат к древнему племени  -живущих на Руси, стали называть русскими,
         Позвольте нам, представителям русского народа начать наш рассказ.
-Знаете ли вы, почему нашу праздничную одежду украшает вышивка?
          Считалось, что в праздник человек разговаривает с Богом, но и рубаха тоже как бы участвует в разговоре: на ней языком орнамента были написаны все просьбы человека к Богу,
            Повседневную одежду не украшали- только швы и края обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам.

Кушак – это иное название пояса. Оно было заимствовано из тюркских языков. В татарском находим  кушак  -  пояс. Используется в одежде многих народов.

Тюбетейка -  круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская лёгкая шапка, надеваемая прямо на голову; получила название от тюркского слова тобе/тюбе, означающего макушку головы или верхушку горы.
        Обычно тюбетейки  украшены вышивкой, бисером. Традиционно тюбетейки носили как в городах, так и в сельской местности в Центральной Азии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, в Российском Поволжье и Предуралье (Башкирия и Татарстан), а также в Крыму.
        Народная молва относится к ней с дружеским расположением. «Тюбетейка джигиту не в тягость. Не с кем поговорить – обратись к тюбетейке».

 У  чеченцев издревле существовал культ головного убора, - как женского, так и мужского. Папаха – символ чести и достоинства. «Если голова цела, на ней должна быть папаха. Если тебе не с кем посоветоваться, посоветуйся с папахой» - эти и подобные пословицы и поговорки подчёркивают важность папахи для мужчины.
          За исключением башлыка, головные уборы не снимали в помещении.
          Известно, что у чеченцев женщина, снявшая и бросившая свой платок к ногам насмерть дерущихся, могла остановить схватку. Мужчины, не могут снимать папаху даже в такой ситуации.
          Есть только одно исключение: папаху можно снять только тогда, когда просят о прощении кровной мести.
Песня 3-б «Арго»
Танец  3-б  класса     «Грузинский  танец».
Конкурс «Джигиты»     по  10  чел  от  класса.

6. Рассказ  3-а  класса  о музыкальных инструментах. Презентация.
Танец  3-а  класса      «Цыганский  танец»
Конкурс  с бубнами  по 3  человека от класса.


Много разных мастеров и умельцев   живет в России .Их прекрасные работы известны во всем мире. Кто не знает изумительные Павлово-Посадские платки, белорусские  берестяные изделия , а  кованная кавказская посуда  или чеканка являются украшением  многих  ваших домов.

7. Рассказ 3-д  о ремеслах. Презентация.
Танец 3-д класса   «Молдавский  танец»
Песня « Что  мы  Родиной  зовём»

Каждого  человека  с раннего  детства  окружает  любовь  его  родителей .  Ещё малышами   мы слышим песни, которые напевает нам мама,  сказки, рассказанные бабушкой.
У каждого народа много замечательных сказок, но всех их объединяет одно: они учат добру, уважительному отношению к старшим, честности и справедливости. Много различных сказок вы прочитали на уроках литературного чтения.
Сейчас мы посмотрим  сказку  северных народов.

8.     3-в  класс. Инсценировка сказки народов Севера.
Танец  3-в  класса     «Танец  чукчей»

Во многих сказках мы читаем о том, что только человек может быть сильнее всех:  явлений природы, несправедливости, зла. Объединившись вместе человек может преодолеть любые трудности. Недаром русская пословица говорит: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.  Старый друг, лучше новых двух. Друг познается в беде».
         Давайте и мы сейчас проверим команды каких классов вместе, сообща смогут преодолеть трудности и победить. А конкурсы для этих состязаний мы позаимствовали из татарского народного праздника «Сабантуй», который традиционно устраивают в честь окончания посевных работ. Молодые люди соревнуются в ловкости, силе, быстроте.
Конкурс  «Перетягивание каната»  по 2 человека от класса.
Конкурс  «Самый ловкий» бег с яйцом в ложке  по 5 человек от класса.
Песня «То берёзка, то рябинка».


9.Нельзя не всполнить о национальных блюдах разных народов.
Рассказ учеников  3-г класса.
Русским национальным блюдом являются блины. Ароматные румяные, символ солнышка ,которые можно есть и с медом, и со сметаной, и с мясом, да и просто так!
Я пеку блины
Я пеку румяные  русские блины.
По рецепту древнему предков старины.
Знает его тайну бабушка моя,
По наследству мама, и, конечно,  я.
Сладкие, медовые, с мёдом, с молоком,
Ароматы сладкие заполняют дом.
Три огромных блюда напеку блинов –
Приходите в гости –
Чай уже готов!
Грузинское блюдо – хачапури.
ну, чем мне вас сегодня удивить
что рассказать, что нового поведать
могу рецепт грузинский предложить
что ж - хачапури стоит всем отведать.
для теста - нужно все таки мацони
но мы кефиром сей продукт заменим
по вкусу - мы поперчим и присолим
яйцо добавим в тесто непременно.
теперь мука - чтоб тесто замесилось
щепоток пару соды - погасили
ну вот - оно пластичным получилось
в сторонку тесто и пока о нем забыли.
начинка - сулугуни - в идеале
грузинский сыр - он есть у нас в продаже
яйцо и масло - вкус грузины знали
и можно зелени порой добавить даже
раскатываем тесто на лепешки
начинку в серединку - как обычно
немного и не мало - пару ложек
и защипаем - так как нам привычно.
немного масла в сковородке греем
и хачапури с двух сторон обжарим
красивый цвет мы блюду дать сумеем
себе мы сами радость вкуса дарим
Свадьба или юбилей,
Полон дом родных, друзей –
На столе стоит Чак-чак,
Без него нельзя никак.

Традиционное татарское блюдо Чак-чак.

Аппетитный, золотистый,
Медом он полит душистым.
В торжество большая роль
Среди блюд Чак-чак - король.

Так и тает он во рту,
Отказаться не могу.
Знают русский и коряк
Блюдо сладкое Чак-чак.

Молдавские фрукты, вина, соки известны всем!
Обожаю сок душистый,
Сто процентный – чистый, чистый: -
Сок из яблок, винограда,
Сок из вишен и граната,

Сок всех мультивитаминов,
Персиков и мандаринов,
Сок из манго, ананасов,
Из бананов, абрикосов.

Сок из груш и земляники,
Из черники, голубики,
Сок из клюквы и клубники,
Облепихи, ежевики.

Сок из киви, слив, свеколки,
Помидоров и морковки,
Из смородины, малины...
В нём сплошные витамины.

Из грейфруктов, он с горчинкой,
Лучше сок из апельсинков.
Из лимонов сок для чая,
Чистым пить я не желаю.

Сок из фруктов, овощей –
Он для взрослых и детей.
Пейте соки, наслаждайтесь
И здоровьем наливайтесь.

Белорусские драники.

Танец  3 – г  класса  « Белорусский  танец»

Песня «»

10. Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.

Россией зовётся общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нём.
Любые мы трудности вместе осилим
И  только в единстве сила России.

Сколько нас нерусских у России!
И татарских и иных кровей.
Имена носящих не простые,
Но простых российских сыновей !

Любим мы края свои родные
И вовек – ни завтра, ни сейчас
Отделить нельзя нас от России,
Родина немыслима без нас.

Что на свете всех сильней?
Все: Дружба!
Ну, а что всего нужней?       (Дружба!)
Что всего дороже нам?         (Дружба!)
Главная награда нам:            (Дружба!)

Пусть нашей дружбы хоровод танцуется повсюду,
Пусть праздник в гости к нам идёт и счастье дарит людям!

11.  Песня « Чтобы солнышко светило».

12.   Зазвучвт, польются родные сердцу напевы. Вместе приходим к выводу: «Везде хорошо, и всякая культура, и любой танец могут быть интересны и познавательны, но ближе и роднее то, с чем  ты   вырос и живёшь».
Танцы «Хоровод», «Кадриль».

Дружба между народами помогает нам тысячелетиями жить в согласии и мире  на территории нашей великой и могучей страны – России.

13.  Нам нужен мир, чтоб строить города,
  Работать в поле и сажать деревья,
Его хотят все люди доброй воли!
Нам нужен мир навеки! Навсегда!

Завещано беречь нам этот мир-
Такой неповторимый на рассвете.
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе!

Мы не дадим стать пеплом и золой тому,
Что красотой земной зовётся!
Пусть будет мирным небо над землей,
Пусть вечно детство звонкое смеётся!

Раньше у славян был обычай – если у тебя гости, то выставить на стол нужно было всё что есть в доме. Поэтому, по закону гостеприимства, мы предлагаем отведать самые вкусные блюда национальных кухонь!
Просим всех к столу!

СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ

ПО ФОЛЬКЛОРНОЙ ПРАКТИКЕ

СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА 4 курса (8семестр)

Организация (школа) _2__________________.Класс (ы) _______________

Студент (Ф.И.О.)__Вильвовский Михаил Григорьевич

Учитель музыки (Ф.И.О.)Ратников Анатолий Михайлович

I.Учебная работа по предмету «Музыка»

Дата

Темы уроков

Оценка за урок

Подпись

(прописью: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно)

Учитель по предмету

Итоговая оценка____________________ Подпись __________________

Методист по предмету
Оценка_____________________________
 Подпись ____________________


II. Внеклассная работа

Ф.И.О. классного руководителя Портнова Ирина Петровна

Дата

Тема внеклассного мероприятия

Оценка

Подпись

III.Вокально-хоровая работа

Дата

Тема занятий

Оценка за урок

Подпись

(прописью: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно)

В период фольклорной  практики студентом проведена следующая работа:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Оценка _________________________ Подпись _______________________

Методист по предмету

Итоговая оценка ________________ Подпись ________________________

Руководитель практики МПО ___________________________И.Н.Хазеева



График уроков, воспитательной и внеклассной работы

8 семестр

Студента IV курса                                                                                                            Утверждаю:                                    

Ф.И.О._________________________________________                                              Учитель музыки___________________

                                                                                                                                             Методист_________________________                                                                                        

Школа ______________________________ полугодие __________ 2014 __ год

Месяц

 Дата

время

ПУ

ЗУ

КР

ПУ – пробные уроки, ЗУ – зачетные уроки, ВМ – внеклассные и воспитательные     мероприятия, КР – кружковая работа.

ИТОГОВАЯ ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ ВЕДОМОСТЬ

8 семестр

НА СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА IV КУРСА МПО                МБОУ «СОШ №___»

       Учитель  (Ф.И.О.)_______________________

       Методист (Ф.И.О.)_______________________

Ф.И.О. студента-практиканта

Отношение к работе

Учебная работа (уроки музыки)

Кружковая

работа

Учебно-методич. помощь кабинету

Своевре

менное оформление докумен

тации

Видео-урок

Видеозапись кружковой работы

Количество баллов

10

10

10

5

10

5

10

Итоговая оценка____________________________

Оценка суммарная за 7 и 8 семестры ____________

56 – 60 баллов – «5»

51 – 55 баллов – «5-»

46 – 50 баллов – «4»

51 – 55 баллов – «4-»

36 – 40 баллов – «3»

        


        

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ОТЧЕТА

о проведении фольклорной практики

 IV курс

музыкально-педагогического отделения факультета культуры и сервиса НВГУ

Фамилия, имя, отчество: Вильвовский Михаил Григорьевич

Проходила практику школа № ____2___класс___2 «А»____

В период: с _____________201__г по_____________201__г.

Учитель музыки Ф.И.О.Ратников Анатолий Михайлович

I. Учебная работа

1. Количество посещённых уроков за период практики?

2. Какую пользу принесло знакомство с методикой работы учителя музыки?
3. Какие педагогические и методические приемы учителей были заимствованы?
4.Количество проведенных уроков? Проблемы, затруднения. Обоснуйте.
5. Какие трудности Вы испытывали при составлении конспектов уроков?
6.Какие умения и навыки Вы приобрели в процессе практики?
7. Какие трудности Вы испытывали в работе с музыкальным материалом (при подготовке к уроку, во время проведения урока)?
8. В каких видах деятельности на уроке (собственно-музыкальная, музыкально-теоретическая, музыкально-историческая, музыкально-ориентированная полихудожественная, музыкально-опосредованная) испытывали трудности и почему? Обоснуйте.
9. Какие творческие и игровые заседания провели с наибольшей эффективностью?
10. Какие наглядные пособия изготовили?
11. Какая помощь была оказана Вам руководителями практики (учителем музыки, классным руководителем, методистом)?

II. Воспитательная работа
1. Какие задачи были поставлены Вами по воспитательной работе, и чем они были обусловлены?
2. Какие воспитательные мероприятия были проведены в период прохождения практики для решения поставленных задач?
3. Как были организованы намеченные мероприятия?
4. Какая проведена работа с родителями?
5. В какой степени Вы овладели методикой работы классного руководителя (умение планировать деятельность по воспитанию школьной группы (класса) и отдельных учащихся; практическое овладение конкретными формами воспитательной работы со школьной группой (классом)?
6. Какие трудности испытывали Вы при проведении воспитательной работы в классе? В чем Вы чувствуете недостаточность, слабость своей подготовки к воспитательной деятельности?

III. Внеклассная работа
Сколько внеклассных мероприятий вы провели?
Какие трудности Вы испытывали при проведении внеклассной работы?
Что было наиболее сложным при организации работы вокально-хорового кружка?
Какие навыки вы приоұрели во внеклассной работе?
Привлекает ли вас внеклассная деятельность? Чем?

IV. Методическая работа
Ознакомление с  педагогической и методической литературой за период практики. Укажите список.
Какие трудности Вы испытывали при составлении анализа урока?
Какие трудности Вы испытывали при составлении календарно-тематического плана урока музыки?
Сколько фотографий уроков сокурсников вы составили за период практики?
Какие сложности были при составлении психологического анализа урока музыки?
Сколько занятий вокально-хорового кружка вы провели?
Отработка каких вокально-хоровых навыков Вам показалась наиболее сложной?


Ваши выводы и предложения по организации и проведению практики.

Дата                                                                          Подпись