"В гостях у Светофоровича"

Чапурина Надежда Валентиновна

Познавательно-игровая программа по правилам дорожного движения для обучающихся младших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_svetoforovicha.doc212.5 КБ

Предварительный просмотр:

«В гостях у Светофоровича».

Познавательно-игровая программа по правилам дорожного движения для обучающихся младших классов.

Автор: Чапурина Надежда Валентиновна, педагог дополнительного образования МОДО «Дом детского творчества г. Козьмодемьянска».

Тема: Дети и правила дорожного движения.

Цель: профилактика и предотвращение   дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся.

Задачи: 

Образовательные: изучение правил поведения пешеходов на улице, на перекрёстках, значение светофора в передвижении по улице, изучение дорожных знаков и правил. Систематизация  знаний по ПДД.

 Воспитательные: учить вежливости на дороге, уметь сохранять жизнь, собственное здоровье и здоровье других. Более широкая воспитательная цель – умение жить в обществе, уважать и соблюдать существующие законы общественной жизни. Воспитывать культуру общения, способствующую созданию благоприятного психологического климата в коллективе

Развивающие: развитие воображения, коммуникабельности, артистизма, развитие эмпатии, как умения сопереживать другому человеку и принимать его на эмоциональном уровне. Развивать навыки безопасного поведения на проезжей части.

Оборудование:  проектор, ноутбук, дорожные знаки, костюмы клоуна Семочки и Лисенка Огнехвостика, бочка с загадками, открытки с заданиями, машинки для проведения игр, кегли, флажки (красный, желтый, зеленый), проблесковые маячки.

Звучит любая ритмичная музыка, можно включить уличный шум большого города, где слышны шумы проезжающего различного транспорта.

Педагог:

Здравствуйте, ребята! Очень приятно вас видеть у нас в гостях. Представляете, ребята, недавно я ходила в лес и встретила там  знакомого Зайчика, который мне рассказал  поПедагогную историю про Лисенка по имени Огнехвостик.

А Огнехвостиком его прозвала мама за пушистый рыженький хвостик. Однажды мама Огнехвостика ушла по делам, а сыночку Огнехвостику строго- настрого наказала не выходить без нее на дорогу. Норка, где жили Огнехвостик и его мама была недалеко от оживленной трассы. Когда мама- лисичка ушла, к Огнехвостику пришел его приятель Ежик и позвал играть новеньким резиновым мячиком на шоссе. В лесу мячик застревал между кочками и корнями деревьев, прятался в высокой траве, а по асфальтированной дороге он забавно прыгал.

 Огнехвостик сказал, что ему мама строго- настрого запретила без нее выходить на дорогу.

Ежик сказал, что мама Огнехвотика сейчас далеко, она ничего не узнает. Огнехвостик  согласился и они с Ежом пошли играть на шоссе.

По шоссе в два ряда мчались разноцветные машины. Ежик бросил мяч и он перелетел на другую сторону дороги… Ежик предложил Огнехвостику быстренько, быстренько перебежать шоссе, взять мяч и вернуться назад. Огнехвостик робко поинтересовался: «А как мы перейдем дорогу? Может лучше ее переползти, чтобы машины нас не заметили?

Но Ежик сказал, что лучше взяться за руки и перепрыгнуть  дорогу. Они так и сделали. Взялись за руки, сосчитали до трех…один, два, три …и…прыгнули. (Раздался визг тормозов.

 Выходит плачущий Огнехвостик- это обучающийся объединения «Театральная шкатулка».)

Педагог:

Иди сюда, Огнехвостик, не плачь. Тебе и Ежику повезло, вы остались живы, водитель автомобиля вовремя среагировал и нажал на тормоза. Но ты, Огнехвостик, лишился своего шикарного рыжего хвостика. Вот до сих пор плачешь и жалеешь, что не послушался свою маму.

Огнехвостик: Жалею, еще как жалею.

Педагог:

(обращается к зрителям) Ребята, слушайтесь родителей, бабушек, дедушек, воспитателей   и ничего страшного с вами не произойдет.

И запомните, на проезжей части нельзя играть. Это очень опасно для жизни и здоровья. Скажите- ка, ребята, в каком месте можно переходить дорогу?

Огнехвостик:

 Можно я отвечу?

Педагог: Пожалуйста!

Огнехвостик:

В нашем лесу, к сожалению, нет подземного перехода, но я слышал, что дорогу нужно переходить по «зебре».  Что такое «зебра», я не знаю.

Педагог: Зебра»- это полосатая дорожка на асфальте, это дорожная разметка- верный помощник пешехода на дороге.

Зебра в Африке живет,

Полосата очень,

Воду пьет, траву жует,

Порезвиться хочет.

А на улице у нас,

Здесь на перекрестке,

Точно зебра в самый раз –

Переход в полоску.

Педагог: Ребята, запомните эти правила: Ребята, и ты Огнехвостик, послушайте правила, с которыми нас познакомит  клоун Семочка, встречайте его аплодисментами.

(Выходит клоун Семочка  в рыжем парике и яркой одежде)

Семочка: Здравствуйте, ребята!!! (Дети здороваются)

 Запомните эти правила:

Правило 1. Переходи дорогу только в специально отведённых для этого местах! По пешеходным дорожкам!


ПРАВИЛО 2.
 Никогда не переходи дорогу на красный свет!


ПРАВИЛО 3. Не перебегайте проезжую часть перед близко идущим транспортом.


ПРАВИЛО 4. Если ты вынужден идти по проезжей части, где нет тротуарной дорожки, то иди только навстречу движению по обочине. – Закон улиц и дорог очень строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице как ему вздумается. Но этот закон еще и очень добрый, он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизнь. Ребята, по дороге к вам я увидел много дорожных знаков, давайте разберемся, что они обозначают. Я прошу Огнехвостика мне помочь.

Огнехвостик: С удовольствием! И сам заодно поучусь.

(Семочка, Огнехвостик, Педагог показывают по очереди дорожные  знаки детям и зачитывают забавные четверостишия)


«ВЪЕЗД ЗАПРЕЩЕН»       

Тормози водитель. Стой!
Знак - запрет перед тобой.
Самый строгий этот знак,
Чтоб не въехал ты впросак.
Должен знак ты соблюдать,
«Под кирпич» не заезжать.


«ДВИЖЕНИЕ ЗАПРЕЩЕНО»

Круглый знак, похож на мяч
Он движение запрещает.
Не успеет тот на матч,
Кто запреты нарушает.


«ЖИЛАЯ ЗОНА»
Площадка детская у дома
По Правилам – жилая зона.
Подскажет знак водителю –
Во дворе - будь бдительным.
Едешь тихо, осторожно,
Припаркуйся, там, где можно.


«ДЕТИ»
Это очень важный знак,
Он висит не просто так.
Будь внимательней, шофер!
Рядом садик, школьный двор.



«ЖЕЛЕЗОДОРОЖНЫЙ ПЕРЕЕЗД СО ШЛАГБАУМОМ»

Странный знак – на нём забор,
Это шутка или вздор?
Может этот знак пустяк
И висит он просто так?
Нет! Шлагбаум – переезд
Перегородил проезд.
Электричка на пути
С ней ты лучше не шути!


«РАЗВОРОТ ЗАПРЕЩЕН»
Проскочил свой поворот,
Надо делать разворот.
Запрещен тут разворот,
Значит, двигайся вперед.


«ОСТАНОВКА ЗАПРЕЩЕНА»
Остановка под запретом
Осенью, зимой и летом,
И весной, где знак весит
Проезжай, не тормози!
Ну, а если встать захочешь,
Непременно штраф схлопочешь!


«ОПАСНЫЙ ПОВОРОТ»                                                                                                                                    
Здесь опасный поворот
Знак предупреждает.
Не лети, как самолет -
Никто не пострадает.



«НЕРОВНАЯ ДОРОГА»
Неровная дорога
Подбросила немного.
Хорошо, что знак стоит –
Тут шофер притормозит.
Представляете, что будет,
Кто притормозить забудет.



«ПОДАЧА ЗВУКОВОГО СИГНАЛА ЗАПРЕЩЕНА»

Тишина, покой кругом,
Спальный тут микрорайон.
Знак висит – гудеть нельзя,
Отдыхает двор, друзья.
Не труби, спокойно едь,
Можно только тихо петь.



«АВТОМАГИСТРАЛЬ»

Километры смотрят вдаль,
Это – автомагистраль.
Широка, удобна трасса,
Высшего. Нет. Суперкласса!



«ПОВОРОТ НАПРАВО ЗАПРЕЩЕН»
Загибулина на знаке
Перечеркнута чертой.
Повернуть нельзя направо,
Поворот найди другой.


«МЕСТО ДЛЯ РАЗВОРОТА»
Если что-то вы забыли
Взять с собой на самолет,
Развернуться и вернуться
Знак поможет «разворот».


«ПЕРЕСЕЧЕНИЕ СО ВТОРОСТЕПЕННОЙ ДОРОГОЙ»


Есть дорога главная,
Есть второстепенная.
Здесь права не равные,
Та, что шире – первая.


«ГЛАВНАЯ ДОРОГА»

Едет папа четко, смело,
Едет прямо и налево,
Снова прямо, нет тревоги –
Знак, на главной он дороге.


«УСТУПИ ДОРОГУ»
Перевертыш на пути
Означает,  уступи.
Повернули треугольник,
Обрати внимание, школьник!
Где водитель знак встречает,
Там дорогу уступает.



«ПЕРЕСЕЧЕНИЕ РАВНОЗНАЧНЫХ ДОРОГ»

Равнозначные дороги
Скрестились, как в футболе ноги.
Если нет помехи справа
Ехать первым – твоё право.

 

"ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД"
Знает маленький народ
Пешеходный переход-
Знак в полоску белую,
Здесь шагаю смело я!  
   

Педагог: А еще сберегает наши жизни светофор, в нашем городе

светофоров нет, но вы о них, конечно знаете, так ведь, ребята?

На дорогах с давних пор есть хозяин – светофор.

Загорелся красный свет: стой, вперед дороги нет.

Желтый глаз твердит без слов: к переходу будь готов!

На зеленый свет: вперед. Путь свободен! Переход!

 Движеньем полон город, бегут машины в ряд,

Цветные светофоры и день, и ночь горят.

Шагая, осторожно за улицей следи,

И только там, где можно, ее переходи!

И там, где днем трамваи спешат со всех сторон,

Нельзя ходить, зевая, нельзя считать ворон.

Шагая, осторожно за улицей следи,

И только там, где можно ее переходи!

Это строгий светофор! Вид он грозный напускает,

Ехать дальше не пускает. Обождал шофер немножко,

Снова выглянул в окошко.

Светофор на этот раз –

Показал зеленый глаз.

Подмигнул и говорит: Ехать можно, путь открыт!  

Стоп, машина, стоп, мотор! Красный глаз глядит в упор.

Семочка: Сначала дождемся зеленого сигнала светофора, затем внимательно посмотрим направо и налево (не едет ли безответственный водитель) и только потом будем переходить дорогу.

Педагог: Мы с вами гуляем по улицам нашего города. Значит мы — пешеходы. А если мы сядем в автобус, будем пассажирами. И еще запомните: Когда идете по дороге все будьте правилу верны-держитесь правой стороны! Вот и автобусная остановка. Над ней висит большая буква «А» в голубом прямоугольнике.

Входить в автобус нужно в переднюю дверь. Занимайте места. В автобусе тоже есть свои правила.

Огнехвостик:  Не отвлекать водителя разговорами.

Семочка: Не высовываться из окон.

Педагог: Войти в автобус, сесть на свободное место. Если места не хватило, нужно крепко держаться за поручни.

Огнехвостик:  Не стоять возле дверей, проходить в середину автобуса.

 Все правила запомнили?

Педагог: Огнехвостик и Семочка, постройте-ка мне здесь маршрутку, да не простую, а сказочную. А сейчас мы поиграем .

 ИГРА «Сядь в маршрутку

Семочка: А сейчас будьте внимательными, отгадайте загадки:

Педагог:

Тихо ехать нас обяжет,

Поворот вблизи покажет

И напомнит, что и как,

Вам в пути…(Дорожный знак).

Огнехвостик:

Что за "зебра” на дороге?

Все стоят, разинув рот.

Ждут, когда мигнет зеленый,

Значит это…(Переход).

Семочка:

Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трехглазое на одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает людям дорогу перейти. Что это за чудище? (Светофор)

Педагог:

 Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай,

Отправляется…(Трамвай).

Семочка:
 

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней.

Обувь носит из резины, называется…(Машина).

Педагог:

 А сейчас мы проведем для вас   игру «Хорошо и плохо».

Игра «Хорошо» и «Плохо».   Когда я махну флажком- вы дадите ответ. Начинай, Семочка.

Семочка:

 Я на многие вопросы

Так ответ и не нашел.

Отвечайте дружно вместе-

«Плохо» или «хорошо».

Красный свет на светофоре,

Все зеленый только ждут,

По проезжей части мальчик,

Мчится, сократив маршрут. (плохо)

Огнехвостик:

 Свет зеленый загорелся,

В путь пустился пешеход.

Девочка идет по «зебре»

Через нужный переход. (хорошо)

Семочка:

В автотранспорте старушке

Места не нашлось опять:

Ее место занял мальчик,

Ему нужно отдыхать. (плохо)

Огнехвостик:

В транспорте народу мало

Мест свободных много здесь,

Уступает мальчик место,

Старичок чтоб мог присесть. (хорошо)

Семочка:

Я на многие вопросы

Так ответ хотел найти!

И теперь я точно знаю,

Что мне с вами по пути.

Вы- отличные ребята,

Говорю вам от души!

И все  вместе скажем, хором,

Не плохи, а…

Дети: Хороши!

Педагог: Давайте поиграем в веселых, но толковых водителей.

Игра «Специальный транспорт».

Мы с вами знаем, что светофор нам очень нужен, а вот такой случай произошел в лесу о котором написал детский писатель Сергей Михалков. Этот случай нам покажут обучающиеся театрального объединения «Театральная шкатулка».

Ведущий:

В лесу, где все без правил

Ходили до сих пор.

Однажды появился

Дорожный светофор.

Откуда-то с дороги

Принес его Медведь.

И звери прибежали

На технику смотреть.

И первым начал Ежик:

Ежик:

Какая ерунда!

Нужны для светофора

И ток, и провода.

И если он не будет

Как следует гореть,

То нам на эту шутку

Не стоит и смотреть!

Волк:

Я с Ежиком согласен! -

Сказал. зевая Волк -

А если б он работал.

Какой в нем был бы толк.

Когда гоню я зайца,

Мне просто смысла нет

Бежать на свет зеленый,

Стоять на красный свет!

Зайчишка:

И я, - сказал Зайчишка,

Когда уже бегу,

Следить за светофором,

Простите, не могу.

Лиса:

У нас, - Лиса сказала. - Порядки здесь свои,

И нам на перекрестке, не нужен пост ГИБДД!

Крот:

Мне тоже он не нужен! -

Сказал из норки Крот. -

Я сам себе пророю подземный переход!

Ведущий:

Услышав над собою

Разумные слова.

Сова:

Я вообще летаю! -

Прогукала Сова.

Ведущий:

Осталось все, как было.

Шумит дремучий бор.

Качается на елке

Бездельник светофор-

Но мы с тобой не зайцы,

Не волки, не кроты -

Хожу я на работу,

И в садик ходишь ты.

А мимо мчат машины,

Включив огни везде,

И нам на перекрестках

Нужны посты ГИБДД!

Они нам помогают,

Научат с малых лет

Шагать на свет зеленый.

Стоять на красный свет.

По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Все время будь внимательным

И помни наперед:

Свои имеют правила

Шофер и пешеход.

несчастья, бережет их жизнь.

Педагог: А сейчас я с вами проведу игру «Три сигнала светофора».

Семочка: Вам понравилось играть? Давайте  проведем игру «Заморочки из бочки».

Огнехвостик: А еще я для вас приготовил  замечательную игру на внимание

 «Красный, желтый, зеленый».

Наши ребята идут в детский сад.

Наши ребята очень спешат!

Хоть у вас терпенья нет,

Подождите – красный свет!

(Семочка поднимает красный флажок. Дети хлопают в ладоши)

Желтый свет засветил  (Огнехвостик поднимает желтый флажок)

Подождите - нет пути!

Желтый свет засветил –

Приготовьтесь в путь идти. (Дети подают друг другу руки, берутся за руки)

Свет зеленый впереди (Поднимает зеленый флажок)

Вот теперь переходи! (Дети топают ногами).

Вед: присаживайтесь, ребята.

(Игра может проводиться несколько раз.)

Семочка:

 Выходя на любой перекресток.

Знает взрослый и знает подросток:

Всю проезжую часть нужно быстро пройти,

Не задерживаться и не зевать на пути!

Огнехвостик:

Знать правила движения на свете

Должны все взрослые и дети.

Говорит нам постовой:

Не гоняй на мостовой!

Педагог:

Постовой стоит на месте

Где скрещение дорог,

Чтоб его любые жесты.

Каждый лучше видеть мог.

И подобно дирижеру,

Только палочкой взмахнет –

Заработают моторы,

Транспорт движется вперед.

 Игра «Верно- не верно» 

 Педагог:

Ребята, будьте внимательными. Сейчас я буду называть ситуации , если согласны- хлопайте в ладоши, если нет- молчите, сидите спокойно.

Переходить улицу, где установлен знак «Пешеходный переход».

Быстро перебегать улицу и сокращать путь?

Знать дорожные знаки?

Слушать советы старших.

Нарушать правила дорожного движения.

Скользить как по катку по скользкой , укатанной автомобилями дороге.

Перебегать дорогу на красный свет светофора?

Молодцы, ребята! А тебе, Огнехвостик, мы пожелаем обратиться к Доктору Айболиту, пусть он пришьет новый хвостик и конечно же всегда помнить правила дорожного движения.

Огнехвостик:  

Я теперь многому научился, спасибо.

Семочка:

 Мы с вами, ребята,  еще встретимся.

Все:

 До свидания!!!!

         Cписок использованной литературы: 

  1. Журнал “Классный руководитель” № 5, 2007 г.
  2. Гейгер Оксана Адамовна, зам. директора по БЖД “Конкурс веселых и находчивых "С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД".
  3. Янчева Ольга Евгеньевна, Педагог ОБЖ. Внеклассное мероприятие по ОБЖ по теме: "Викторина по ПДД"
  4. Методическое пособие для педагогов детских дошкольных учреждение и образовательных учреждений “Ребёнок и дорога”.