Использование творческой и проектной деятельности на уроках музыки и в системе дополнительного образования

Бычкова Ирина Петровна

В своей статье я рассказываю о творчесской проектной деятельности на уроках музыки и  занятиях вокалом на примере творчесского проекта "Традиции праздника Рождество".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование творческой и проектной деятельности на уроках музыки и во внеурочное время.

Бычкова И.П.

Учитель музыки,

педагог доп. образования

МБОУ СОШ №5 г. Михайловска

Шпаковского района Ставропольского края

“Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность”.
Бернард Шоу

.

Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности, её культурного развития. Одна из задач сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем. Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности обучающихся, формирование у них умений исследовательской и творческой деятельности. Современное образование требует от обучающихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает у детей определённые трудности, неверие в свои силы, неудовлетворённость. Школьники теряют интерес к изучению народного творчества, православной культуры и истории.

Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков.

Наиболее эффективным в этом плане является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

В современных условиях метод проектов широко применяется в практике, находит своих последователей, дорабатывается учёными. Он становится всё более популярным. Причина этому не столько в педагогике, сколько в социальной сфере – это актуальность широких человеческих контактов, знакомств с носителями православной культуры, народного творчества, примерами подвижничества.

Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. От ученика требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Участие в ученических проектах дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно-исследовательской работы, расширить свои знания по образовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации творческих проектных работ.

Школьников не удовлетворяет далекая перспектива учения: заниматься в школе, чтобы готовиться к взрослой жизни. Они хотят получить практический результат учебы уже сейчас, а не через многие года. Поэтому, создавая проект, они работают с удовольствием. «Учение с увлечением» - вот залог успеха проектной деятельности.

Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение проекта ведет к повышению таких качеств как развитие трудолюбия, внимания, памяти, целенаправленного восприятия. А успешное выполнение и защита своего проекта формируют самоуважение. Проект дает ребенку возможность найти себя — определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Очень важно, чтобы проект предусматривал не просто самообразование, но и имел социальную направленность: я что-то знаю, чему-то учусь не только для себя, но и могу поделиться результатами своей деятельности с теми, кому это нужно. Благодаря этому повышается значимость образования в глазах детей, усиливается их учебная мотивация. С другой стороны, ученик, осуществляя свой проект, проверяет себя: могу ли я решить поставленную мной задачу, сделать нечто оригинальное, организовать дело так, чтобы довести задуманное до нужного результата?

Осуществление проектов в изучении народного творчества помогает духовно-нравственному развитию ребёнка посредством его приобщения к российской духовной традиции. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с традиционными морально-нравственными идеалами, ценностями, нормами; у них формируются начальные представления о российской духовной традиции; появляются навыки нравственного самоанализа.

В основе проектной технологии лежит развитие умения ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать различные знания, творчески подходить к работе. Проектная технология всегда направлена на самостоятельную творческую работу школьников (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этого время (от нескольких минут урока до нескольких недель). Тема может быть предложена и детьми. Чаще всего работа над проектом продолжается и после урока, поэтому задействованными оказываются и члены семьи, и друзья, что дает дополнительный импульс к творческому развитию школьников.  А также значительно облегчает организацию внеклассной работы по приобщению детей к народному творчеству, основам православной культуры.

Проект (в переводе с латинского языка - брошенный вперед). В “Словаре русского языка” С.И. Ожегова понимается: разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства; предварительный текст какого-нибудь документа; замысел, план.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.

Проект – это шесть П:

  1. Проблема,
  2. Проектирование (планирование),
  3. Поиск информации,
  4. Продукт,
  5. Презентация.
  6. Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Какова же роль учителя в проектной деятельности?

Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

С целью выделения систем действий учителя и школьника предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту они выглядят следующим образом: разработка проектного задания, создание самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. Сущность взаимосвязи учитель – ученик заключается в следующем:

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Разработка проектного задания

 

 

1.1 Формирование творческих групп

Учитель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные виды деятельности.  

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.

1.2 Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении.

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской и творческой деятельности.

2. Создание проекта

Учитель знакомит учащихся с   применением УУД в осуществлении поисковой деятельности. Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность, создают проект.

3. Оформление результатов

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

4. Презентация проекта

Учитель организует экспертизу.

Докладывают о результатах своей работы.

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по результату деятельности детей, учитывает их оценки.

 

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.

Виды проектов

При овладении учителем методом проектов необходимо, прежде всего, понимание того, что проекты могут быть разными. Типология проектов может быть условно определена по следующим признакам. (Типология предложена Е.С. Полат).

Типологические признаки проекта:

  • Метод, доминирующий в проекте: исследовательский, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой.
  • Характер координации
  • Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира)
  • Число участников
  • Продолжительность проекта.

Метод, доминирующий в проекте

Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным
научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы,
определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.        

Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике дизайн - петли: определение потребности, исследование (дизайн-анализ существующих объектов), обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.)

Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах - ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.п. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

Информационные проекты - это тип проектов, призванный научить учащихся
добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в
более крупный исследовательский проект и стать ею частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации: литература, библиотечные фонды, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования. Учатся обработки этих знаний (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях).

Практико-ориентированные проекты - это проекты, обязательно предполагающие практический выход. Например, результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность, определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта, либо направленный на решение общественных проблем и др. Здесь важна хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику.

Характер координации

Непосредственный, то есть с открытой координацией. Учитель (координатор) участвует в проекте в своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве с учащимися, при сохранении консультирующих функций, но без навязывания своего решения.

Со скрытой координацией (возможно главным образом в телекоммуникационных проектах). Координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус учителя в период деятельности групп участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности.

Характер контактов

Внутренние или региональные проекты могут быть организованы внутри
одной школы, между школами (классами) внутри региона, одной страны (с помощью телекоммуникаций, интернета).

Международные проекты с участием представителей различных стран.
Такие проекты при всей их привлекательности не всегда возможны из-за того,
что для них требуются средства информационных технологий, что сегодня может себе позволить не каждая школа. В перспективе учителям надо ориентироваться на выполнение подобных проектов и быть готовыми к их реализации.
То есть, уровень квалификации учителя не должен препятствовать осуществлению такого рода деятельности.

Число участников. По числу участников проекты могут быть индивидуальные, парные и групповые.

Продолжительность проведения:

краткосрочный проект - разработан на нескольких уроках,  

среднесрочный проект - от недели до месяца,  

долгосрочный проект - от месяца до нескольких месяцев.

Презентация проекта «Традиции праздника Рождество»

Слайд №2:

Название проекта:

 Традиции праздника Рождество

Слайд №3:

Знаем ли мы традиции наших предков?

«У народа, который не помнит

 своего прошлого, своих традиций,

обычаев, культуры, нет будущего»

Слайд №4

В праздниках живёт душа народа.
Наши предки говорили:
«Жизнь без праздника,

что еда без хлеба»

Слайд №5:

Тип проекта:

а) по доминирующей деятельности учащихся – творческий проект, практико-ориентированный;

б) по предметному содержанию – межпредметный: уроки вокала, ОПК, технологии;

в) по продолжительности – среднесрочный проект;

г) по числу участников – групповой проект;

д) по уровню контактов – среди учащихся начальной школы.

Слайд №6:

Проблема:

Незнание школьниками культурных традиций своего народа

Слайд №7:

Цели творческого проекта:

Возрождение культурных традиций

Воспитание чувства любви и уважения к традициям наших предков

Развитие у ребят интереса к творческой работе через применение метода проекта

Научить практическому применению полученных знаний вне школы

Слайд №8:

Задачи проекта:

  • Саморегуляция творческой активности учащихся в проектной деятельности.
  • Активизация познавательного интереса учащихся к культурному и духовно-нравственному наследию.
  • Совершенствование навыков работы с книгами, журналами и другой литературой.
  • Выявление способных и одаренных детей и развитие у них интереса к творческой работе.
  • Совершенствование интеллектуальных, коммуникативных навыков.

Слайд №9:

Актуальность проекта

  • Направленность на реализацию программы по духовно - нравственному воспитанию учащихся.
  • Проектная деятельность способствует устранению проблемы мотивации детей к изучению народного творчества, улучшению качества знаний и развитию творческих способностей учащихся.
  • Продукт проекта имеет практическое применение в учебно-воспитательной деятельности школы.

Слайд №10:

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

  • Использование интернета, библиотечного фонда, книг:

Основы православной культуры в школе. - М: Покров, 2008.

Лазебный Александр свящ. Нравственное воспитание в школе. - М: Народная Русь, 2005.

  • Современные технические средства: компьютер, мультимедийная аппаратура.

Слайд №11

Ожидаемые результаты и предполагаемый продукт проекта:

  • Активизация познавательного интереса учащихся к народному творчеству
  • Повышение интеллектуального уровня детей
  • Выявление способных и одаренных личностей
  • Формирование умений практического и творческого применения знаний в учебно-воспитательной деятельности
  • Создание наглядного материала: рисунков, вертепа, костюмов, электронной презентации
  • Подготовка школьного мероприятия «Традиции праздника Рождество»
  •  Разучивание обрядовых песен «Рождественские колядки»

Слайд №12:

План работы:

  1. Выбор темы
  2. Сбор материала
  3. Оформление результатов
  4. Презентация проекта

Слайд №13:

Описание проектной деятельности. Первый этап

Учащиеся разделились на 4 группы:

  1. Историки-исследователи
  2. Художники-технологи
  3. Режиссёры-сценаристы
  4. Искусствоведы-музыканты

Выбрав группу, приступили к работе.

Слайд №14:

Второй этап:

Историки искали ответы на вопросы:

Какова история праздника?

Когда отмечается Рождество?

Государственный ли это праздник или нет?

Слайд №15:

Художники искали ответы на вопросы:

Что такое вертеп? Какие были вертепы?

Какое блюдо ели в канун Рождества?

Как украшали дома?

Какие одевали наряды?

Слайд №16:

Режиссёры-сценаристы искали ответы на вопросы:

Какие обычаи связаны с праздником?

Почему на Рождество украшали ель?

Какие дела милосердия было принято совершать в эти дни?

Слайд №17:

Искусствоведы-музыканты искали ответы на вопросы:

В ночь под Рождество люди ходили по деревне, заходили в дома и пел песни.

Как называли этих людей?

Какие песни пели на Рождество?

Чем отличаются эти песни от языческих колядок?

Слайд №18:

Третий этап:

Создание проекта и оформление результатов

Ребятами всех групп были созданы:

Слайд №19:

Историки подготовили презентацию об истории праздника и традициях.

Слайд №20:

Режиссёры подготовили сценарий внеурочного мероприятия.

Слайд №21:

Технологи сделали Вертеп, приготовили Сочиво.

Слайд №22:

Музыканты нашли и разучили христославные песни «Добрый тебе вечер», «Ночь тиха», «Небо и земля», «Во Вифлееме» и др.

Слайд №23-26:

Четвёртый этап

Презентация проекта

Вместе ребята подготовили для учеников младших классов урок – путешествие: «Традиции праздника Рождество», на котором исполнили красочную сценку «Рождественские колядки», показали презентацию и рассказали о том, какие традиции празднования Рождества были у наших предков.

На этом наш проект не закончился, у него есть замечательное продолжение.

Ребята на Рождество, 7 января, ходят к своим знакомым, друзьям, соседям и угощают сочивом, поют христославные песни, радуя всех.

Но самой главной и важной традицией для наших предков были дела милосердия. В эти святые дни каждый старался разделить радость о рождении Спасителя со всеми обездоленными: посещали приюты, больницы, детские дома, тюрьмы, устраивались благотворительные обеды. А в ночь на Рождество заботливые соседи тайно оставляли под дверью многодетной бедной семьи или вдовицы с малыми детьми подарки, гостинцы. Какова же была радость, когда утром детишки находили эти дары. Ведь самое главное, чтобы в светлые дни Рождества все почувствовали радость, заботу и любовь.

Ребята, которые готовили этот проект, так же стараются следовать этой доброй традиции и каждый год часть тех сладостей, которые подарили им люди, они отдают одиноким пожилым людям, надеясь на то, что эта частичка любви откликнется в одиноком сердце радостью о Рождённом Христе!


Список использованной литературы: 

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М: Просвещение, 2000.
  2. Безрукова А.В. Педагогика. Проектная педагогика. - М: Деловая книга, 2006.
  3. Шлинке Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения творческой активности учащихся. - М: Просвещение, 2012.
  4. Основы православной культуры в школе. - М: Покров, 2008.
  5. Лазебный Александр свящ. Нравственное воспитание в школе. - М: Народная Русь, 2005.