«ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДШИ»

 Павлова Марина Владимировна.

Материал  I Всероссийской научно-практической конференции "Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства. Департамент культуры Чанты-Мансийского автономного округа - Югры. Бюджетное учреждение среднего профессионального образования ХМАО-Югры "Сургутский музыкальный колледж" 2013 год.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Павлова М.В., преподаватель

МБОУ ДОД «Игримская ДШИ»,

Россия, пгт. Игрим

«ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДШИ»

Современная педагогика как наука находится в процессе постоянного развития, изменяются цели, которые ставит перед собой образование, совершенствуются педагогические методы, появляются новые идеи. Вместе с тем, фактическая система образования обладает достаточной инертностью к нововведениям, что, с одной стороны, является сдерживающим фактором для развития теории педагогики, а, с другой стороны, имеет и положительный эффект, поскольку такая инертность носит системосохраняющий характер. В современной России в условиях относительной либерализации системы образования получили возможность своего развития и воплощения на практике различные педагогические технологии, концепции и методы обучения.

Одной из эффективных технологий направленных на повышение качества подготовки обучающихся является проблемно-модульная технология. В ее основе: пересмотр целевых установок, принципов и содержания обучения. Технология построена на интеграции «усилий» трех ведущих факторов: «сжатия», модульности и проблемности. «Сжатие» и модульность направлены на обеспечение мобильности знания, а проблемность в сочетании с модульностью обеспечивает гибкость в применении методов обучения [5, с.8]. Она принципиально отличается от традиционной системы и направлена на развитие субъектности обучаемогопредполагает доминирование самостоятельной работы обучающегося.

Однако переход к проблемно-модульной технологии обучения сопряжен с трудностями методического и психологического характера. Анализ нормативной базы, структурирование учебной информации требует огромных трудозатрат.

Модульное обучение – это инновационная технология обучения, основанная на деятельностном подходе и принципе сознательности (осознаются программа обучения и собственная траектория обучения), характеризующийся замкнутым типом управления благодаря модульной программе обучения [1, с. 97].

Модульная технология обучения – реализация процесса обучения путем его разделения на систему «функциональных узлов» особых операций. Каждому «функциональному узлу» соответствует модульный блок или модуль с набором учебных элементов. На выходе из модуля организуется процесс контроля, что позволяет организовать обучение с гарантированно высоким результатом [3, с. 47]. Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

Цель модульного обучения – создание наиболее благоприятных условий для развития личности обучающегося путем обеспечения гибкого содержания обучения, приспособление дидактической системы к индивидуальным возможностям, запросам и уровню базовой подготовки обучающихся посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе [7, с. 69].

Четкость и определенная логика действий обучающихся, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуальный темп учебно-познавательной деятельности пришли в модульное обучение из программированного. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью обучающихся, переходящего в самоуправление.

В нашу страну модульное обучение проникло в конце 1980-х годов благодаря трудам исследователя П.Юцявичене [8].

Обобщая исследования по модульному обучению, П.А. Юцявичене подчеркивает: «Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции преподавателя могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей» [8, с. 136].

Начиная, с 1990-х годов создаются принципиально новые концепции модульного обучения, органично сочетающие идеи этого вида с другими. Например, созданы концепции, сочетающие модульную и контекстную (Н.В.Бородина, Н.Е.Эрганова) и др. [3, с. 16], модульную и проблемную технологию (М.А.Чошанов) [7, с. 5],

Анализ работ С.Я. Батышева, И.Б. Сенновского и П.И. Третьякова, М.А. Чошанов, П.А. Юцявичене и других позволил выделить следующие основные принципы модульного обучения: модульности, деятельности, структуризации содержания на отдельные логически завершенные части, гибкости, динамичности, осознанной перспективы обучения, паритетности взаимодействия педагога и обучающегося.

Анализ отечественных исследований по проблеме проектирования технологий модульного обучения (Р.С. Бекирова, Н.В. Борисова, Д.Е. Назаров, М.А. Чошанов, П.А. Юцевичине и др.) позволил выявить тенденцию разработки личностно-деятельностных образовательных технологий, в основе которых лежат личностно-деятельностный подход, проблемное изложение содержания и рефлексивность поведения [8, с 117].

Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание педагогом проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей [4, с. 48].

При такой организации обучающиеся смогут увидеть смысл собственной работы, и в процессе изучения материала одновременно станут овладевать «технологической стороной» процесса собственного творения, станут подлинными субъектами образовательной деятельности.

Общеизвестно влияние проблемного обучения на активизацию мыслительной деятельности обучающихся, на формирование нестандартных подходов к решению проблем и, наконец, на развитие творческого мышления. Процесс обучения строится как диалогическое общение и взаимодействие, при котором обучающиеся личностно интеллектуально и социально активны и инициативны, заинтересованы в суждениях друг друга, совместно выбирают наиболее обоснованные варианты разрешения проблемной ситуации.

Путь познавательной деятельности обучающегося при проблемном подходе намного более длителен, интересен и продуктивен с точки зрения развития его мышления и личности. На всех этапах работы обучающиеся находятся в исследовательской позиции.

Главной линией проблемного обучения в предлагаемой технологии должна быть установка на раскованность мышления обучающихся, отход от излишней стандартизации в подходах к решению различных задач, которой, к сожалению, еще иногда страдает обучение. Эта раскованность должна служить, прежде всего, пробуждению неисчерпаемого творческого потенциала личности, в основе деятельности которой лежит созидание.

Автором технологии проблемно-модульного обучения является доктор педагогических наук, профессор М.А. Чошанов, который в своей работе «Гибкая технология проблемно-модульного обучения» раскрывает суть данной технологии. По мнению автора, эффективность процесса обучения трудно обеспечить классическими или отдельными новыми методами, поэтому необходима взаимосвязь и интеграция различных методов обучения, их взаимодополнение и взаимоуселение [8, с 27].

Ведущей характеристикой технологии проблемно-модульного обучения является гибкость, пронизывающая все основные компоненты данной технологии. Гибкость выступает как целостное качество, образованное в результате интеграции слагаемых проблемно-модульного обучения. Характерные особенности, взаимосвязи принципов личностно-деятельностных педагогических технологий и высокая технологичность модульного обучения служат дополнительным основанием к созданию целостной педагогической технологии, концептуально основанной на интеграции систем проблемного и модульного обучения.

В проблемно-модульном обучении составляющие элементы не только систематизированы, и интегрированы в единое целое, но и «породили» новое синтетическое качество  гибкую результативную технологию, обеспечивающую гарантированное достижение определенного уровня компетентности. Теоретическая значимость и новизна предлагаемой технологии состоит в том, что принципы системного квантования, проблемности и модульности рассматриваются в целостности, в органическом единстве. [2, с. 31; 7, с. 8-19].

Выбранная тема не случайна, ее определила сама жизнь, с ее радикально изменившимися реалиями, с многообразием противоречий и потребностей. Целенаправленная работа по освоению технологии проблемно-модульного обучения позволила автору увидеть новые подходы по организации учебно-творческой деятельности обучающихся ДШИ, а по результатам апробации наметить основные направления по более широкому внедрению проблемно-модульных подходов в образовательный процесс. Приобретенный опыт дает возможность совершенствовать разработанные обучающие модули, адаптировать их к различным уровням образования. Подобная технология используется мною ради совершенствования самого образовательного процесса, для развития мотивации в учении.

Список литературы

1. Батышев, С. Я. Блочно-модульное обучение / С. Я. Батышев // Транс-сервис, 1997. - 255с.

2. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько // Педагогика, 1989. -192 с.

3. Бородина, Н. В. Основы разработки модульной технологии обучения / Н. В. Бородина, Н. Е. Эрганова //  Урал. Гос. проф.-пед. ун-та, 1994. – 105 с.

4. Михайлова, Н. Н. Комплексный подход к применению педагогических технологий / Н. Н. Михайлова, О. А. Семенов. // Академии, 2001. 132с.

5. Олейникова, О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ / О.Н. Олейникова, А.А Муравьева, Ю.Н. Коновалова, Е.В. Сартакова // Альфа-М; ИНФРА-М, 2010.- 256с.

6. Третьяков, П. И. Технология модульного обучения в школе / П. И. Третьяков, И.Б. Сенновский // Новая школа, 1997. – 352 с.

7. Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М.А. Чошанова // Народное образование, 1996. – 160 с.

8. Юцявичене, П. А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене // Швиеса, 1989. – 272 c.