Музыка и движение

Образовательная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_dvizhenie.docx109.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУДО ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Музыка и движение»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ П.А. Беккер

"____"______________2016 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Музыка и движение»

(Хореографический коллектив «Зеленоградочка»)

Направленность – социально-педагогическая

Уровень - ознакомительный

Возраст учащихся – 5-8 лет

Срок реализации программы – 2 года

Авторы:

педагог дополнительного образования

Счаснович Алина Ениевна,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА – 2016

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Музыка и движение»

(Хореографический коллектив «Зеленоградочка»)

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

Протокол №_______

от "____"____________2016 г.

Содержание

1.        Пояснительная записка                                                                                    4

2. Учебно-тематический план                                                                                9

3.        Содержание программы                                                                                 10

4. Методтческое обеспечение программы                                                          14

5. Список литературы                                                                                           15

6.        Приложения                                                                                                     17

Приложение № 1                                                                                                   17

Техника безопасности

Приложение № 2                                                                                                   22

Аттестация учащихся

  1. Пояснительная записка.

Направленность.

Программа «Музыка и движение» является модифицированной, ознакомительного уровня и относится к социально-педагогической направленности. Программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-15 учебном году»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».

Новизна, актуальность и педагогическая значимость.

         Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца  Занятия нацелены на воспитание музыкальности и   естественной двигательной реакции через принятие и переживание музыки, что может возникнуть лишь в случае не созерцательного, а действенного ее  восприятия.  Чувства и настроение, вызванные музыкой, придают движениям эмоциональную окраску, влияя на пластику и выразительность жестов. Сочетание музыки и движения открывает для ребёнка богатый мир добра, света, красоты. Вместе с тем, до сего времени очень мало внимания уделяется музыкальной стимуляции умственной и двигательной активности учащихся.

Отличительные особенности программы. 

         Данная программа составлена на основе образовательной программы  «Ритмика и танец», утвержденной Министерством образования 06.03.2001 г., так же использован собственный опыт работы педагога со школьниками в системе дополнительного образования детей.

        Программа ориентирована на детей  дошкольного и младшего школьного  возраста (5-8 лет), поэтому в основу обучения положены принципы игрового обучения. Дети  обычно приходят на первые занятия полные интереса и ожидания. Главная задача педагога – сохранить и преумножить этот естественный детский интерес, оправдать ожидания ребёнка и раскрыть перед ним мир музыки и танца. С первых занятий у детей должны активизироваться связи между музыкой и движением, дети должны получать радость от движения и музыки.

         Программное содержание «Музыки и движения» подводит учащихся к ощущению гармонической слитности своих движений с музыкой, что способствует активному развитию творческого воображения.

Характеристика изучаемого предмета.

         Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкально – ритмического воспитания развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально – динамическому осмыслению музыки и движений.

        Цель обучения - дать систематические знания по основам музыки и танца, развить музыкальность, метроритмическое чувство, воспитать эстетику движений.

В связи с этим необходимо реализовать следующие задачи:

Образовательные:

  • дать определённый набор знаний, умений, навыков по теории музыки,  основным видам движения.

Развивающие:

  • развить образное мышление ребёнка;
  • развить мышечный аппарат детей;
  • развить актёрские способности ребёнка.

Воспитательные:

  • воспитать естественную двигательную реакцию на музыку.

Возраст учащихся: 5-8 лет

Срок реализации программы: 2 года

Формы и режим занятий:

 Занятия групповые. 1-й год обучения - 15 чел., 2-й год обучения – 12 чел. Учебная нагрузка на 1 учащегося - 2 часа в неделю: 92 часа в год, из них 76 часов аудиторных занятий (ауд./зан.) и 16 часов на социальную практику (соц./практ.) - другие формы работы.

        Учащиеся предоставляют медицинскую справку о состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний для занятий в коллективе.

Учебный план

Предмет

Кол-во часов

в неделю

Режим работы

Кол-во часов в год

«Музыка и движение»

2 часа

2 раза в неделю

по 1 часу

92 часа:

76 часа ауд./зан. и

16 часов соц./практ.

Прогнозируемые результаты по предмету.

К концу первого  учебного года дети должны:

1.  Уметь показать через движение следующие элементы музыкальной  

     выразительности: начало и окончание музыкального произведения, его  

     характер, темп, динамику, ритм, пульс, ритмический рисунок, чувствовать

     фразу, затакт,

2.  Освоить следующие основные движения и элементы танцев:

-    ходьба: бодрый шаг, высокий, тихий, спокойный, приставной, топающий

     шаг, «хороводный шаг»;

-    бег лёгкий, размашистый:

-    прыжки: лёгкие и энергичные, прямой и боковой галоп;

-    элементы танцев: пружинистые полуприседания, плавные движения рук,

     выставление ноги на пятку и носок, три притопа,

3.  Знать и уметь выполнять упражнения партерной гимнастики: работа

     подъёмов, ступеньки, уголок, «полешко», складочка и т.д.

 К концу второго года обучения  дети должны изучить:

1.  Элементы музыкальной выразительности: вступление, музыкальные фразы и предложения,  сильная и слабые доли в  такте.

2.  Основные движения:

-    ходьба, с носка, на полупальцах, решительный и настороженный шаг,

     пружинистый шаг, ходьба с подъёмом бедра, поднимаясь на полупальцы;

-    бег с высоким подъёмом бедра, лёгкий, полётный бег, бег чуть поднимая

     носок от пола (лошадки);

-    прыжки: «пингвины», «зайчики», «лягушки», «мячики», «трамплины»;

-    элементы танцев: шаг польки, хороводный шаг, присядка, «ковырялочка»,

      присядка с выставлением ноги на каблук.

3.  Элементы классического танца:

-    battement tendu (из первой позиции в сторону);

-    demi-plie (лицом к станку по первой и второй позициям);

-    основные позиции рук и ног.

       Образовательный результат программы: - способность правильно и «музыкально» исполнять танцевальные движения, комбинации; -умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, Педагогический контроль знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется во время занятий показом детьми выученных движений, композиций и предусматривает заключительный открытый урок.

Способы проверки результативности программы.

По итогам каждого учебного года проводится открытое занятие для родителей, на котором учащиеся демонстрируют освоение материала на теоретическом и практическом уровне. Для перевода на следующий год обучения  средняя оценка за зачет должна составлять не менее 3,5 балла (см. Приложение).

  1. Учебно-тематический план.

Название разделов

1-й год (час.)

2-й год (час.)

Т.

П.

В.

Т.

П.

В.

Учебные занятия

1

Вводное занятие.

1

1

2

1

1

2

2

Элементы музыкальной

выразительности

5

10

15

5

5

10

3

Партерная гимнастика

4

14

18

2

2

4

4

Освоение основных движений и

элементов танцев

4

8

12

4

13

17

5

Работа над музыкально-

пространственными композициями

2

8

10

2

8

10

6

Активизация развития творческих

способностей и актёрского

мастерства

4

12

16

4

12

16

7

Элементы классического танца

-

-

-

2

12

14

8

Итоговые мероприятия

1

2

3

1

2

3

Всего учебных часов:

21

55

76

21

55

76

Социальная практика

16

16

Всего часов:

92

92

  1. Содержание программы.

1 год обучения.

1. Вводное занятие.

Теория. Беседа по технике безопасности, основные цели и задачи этого учебного года.

Практика. Тематическая викторина.

2. Элементы музыкальной выразительности.

Теория: специальные музыкальные термины.

Практика: начало и окончание музыкального произведения, его  характер, темп, динамику, ритм, пульс, ритмический рисунок,  фраза, затакт.

3. Партерная гимнастика.

Теория: техника выполнения упражнений.

Практика: различные  упражнения,  направленные  на укрепление  мышц стопы,  ног,  спины, пресса ,  суставов,  развитие шага (растяжки), развитие  гибкости  и выворотности,  упражнения  на расслабление  и  напряжение  различных групп мышц.

4. Освоение основных движений и элементов танцев.

Теория: специальные термины.

Практика:          

- разучивание  и отработка различных  вариантов  ходов: ход с  пятки,  с  носка,  ход  с  высоко поднятым коленом  с сокращенной стопой, с вытянутым носком, ход  ударяя  пятками по ягодицам; на  полупальцах; приставной;     шаг  (с  пятки,  с носка;  с  разных ног), приставной  шаг  с  рlie; ход  на внутренней  на  внешней  стороне стопы; перекаты  стопы;

- бег,  высоко  поднимая  колени, с захлестыванием  голени,   с  подниманием

прямых ног вперед, в стороны, назад;

- прыжки на месте;

- танцевальные картинки «Неваляшки», «Цыплята», «Снежинки».

5. Работа над музыкально-пространственными композициями.

Теория: основные термины.

Практика: перестроения  в  колонны,  в линию,  в змейку.

Понятие - по  ходу  и  против  движения танца. Повороты на 45, 90*. Круговые построения и перестроения, хороводы.

6. Активизация развития творческих способностей и актёрского мастерства.

Теория: правила музыкально-ритмических игр и творческих заданий.

Практика: 

- музыкально-ритмические игры «Фигуры», «Времена года», «Музыкальные змейки» и т.д.;

- творческие задания по русским народным сказкам.

7. Итоговое занятие.

Теория. Анализ и обобщение изученного материала.

Практика. Выполнение упражнений по заданию педагога.

Социальная практика:

  • Выступления на фестивалях и конкурсах по соответствующему профилю;
  • Подготовка и проведение танцевально-театрализованных программ для детей города;
  • Выезды в музеи и театры г. Москвы;
  • Выступления на концертных площадках ГБОУДО ЗДТДиМ и города.

2 год обучения.

1. Вводное занятие.

Теория. Беседа по технике безопасности, основные цели и задачи этого учебного года.

Практика. Тематическая викторина.

2. Элементы музыкальной выразительности.

Теория: специальные музыкальные термины.

Практика: вступление, фразы и предложения, ритмические рисунки, сильная и слабые доли в  такте.

3. Партерная гимнастика.

Теория: техника выполнения упражнений.

Практика: различные  упражнения,  направленные  на укрепление  мышц стопы,  ног,  спины, пресса ,  суставов,  развитие шага (растяжки), развитие  гибкости  и выворотности,  упражнения  на расслабление  и  напряжение  различных групп мышц.

4. Освоение основных движений и элементов танцев.

Теория: специальные термины.

Практика:          

- «Верёвочка», «веревочка с каблучком», «ковырялочка», «ключ», шаг с припаданием в русском народном танце;

- поскоки, боковой и прямой галоп, шаг польки;

- танцевальные композиции «Матрёшки», «Букет цветов», «Детская полька».

5. Работа над музыкально-пространственными композициями.

Теория: основные термины.

Практика: перестроения  из  общего   круга  в звездочку, в маленькие кружочки, из круга в круг,  лицом  из  круга,  лицом  в  круг, перестроения   из  маленьких  кружочков  в большой.

6. Активизация развития творческих способностей и актёрского мастерства.

Теория: правила музыкально-ритмических игр и творческих заданий.

Практика: 

- музыкально-ритмические игры «Кто лучше покажет», «Зеркало», «Музыкальные домики» и т.д.;

- творческие задания по сказкам народов мира.

7. Элементы классического танца.

Теория: специальные танцевальные термины.

Практика:

  • Позиции ног — I, II, III.
  • Позиции рук — подготовительное положение, I, II, III (вначале изучается на середине зала при неполной выворотности ног).
  • Demi-plies в I, II, III позициях.

8. Итоговое занятие.

Теория. Анализ и обобщение изученного материала.

Практика. Выполнение упражнений по заданию педагога. Участие в отчётном концерте коллектива.

Социальная практика:

  • Выступления на фестивалях и конкурсах по соответствующему профилю;
  • Подготовка и проведение танцевально-театрализованных программ для детей города;
  • Выезды в музеи и театры г. Москвы;
  • Выступления на концертных площадках ГБОУДО ЗДТДиМ и города.

  1. Методическое обеспечение программы.

      На первом году обучения весь материал изучается с помощью музыкальных, актерских игр и упражнений. Тренировка основных движений и элементов танцев включается в игры. Но на первом же уроке педагог должен добиться серьёзного отношения к основным правилам работы и поведения: не шуметь, не разговаривать во время звучания музыки, не отвлекаться, чётко выполнять задания педагога.

     Со второго года обучения занятие проходит по схеме:

-    вводная часть (ходьба, бег, поклон);

-    ритмическая гимнастика под фортепиано, упражнения у танцевального  

     станка;

-    отработка элементов танцев;

-    прыжки;

-    музыкально-пространственные композиции, постановки;

-    упражнения на развитие творческих способностей.

     Требования к музыкальному обеспечению занятий очень высоки, дети должны слышать правильное выразительное исполнение музыки концертмейстером. Ясная фразировка, тщательное выполнение указанных в нотах оттенков, яркие динамические контрасты, художественность исполнения помогут детям услышать, почувствовать музыку и отразить ее в движении. Желательно привлечение к занятиям профессионального концертмейстера.

Условия реализации программы.

     Помещение для занятий должно быть достаточно просторным (не менее 40 кв. метров), оборудованное хореографическими станками и зеркалами. Покрытие пола ровное, не скользкое. Запрещается заниматься на каменном полу? наиболее подходящее покрытие пола - ковролин, линолеум, доска половая обделанная. Для выполнения упражнений на полу необходимо иметь индивидуальный коврик. Температура в помещении должна быть не выше +18...+20 градусов, помещение должно хорошо проветриваться.

     Для переодевания детей необходимо наличие раздевалки девочек и раздевалки мальчиков.

     Форма, для занятий - легкая спортивная (гимнастический купальник или футболка с трикотажными шортами), на ногах текстильные танцевальные тапочки, волосы собраны в пучок,

     Для обеспечения музыкального оформления занятий необходимы:

-    фортепиано или рояль;

-    музыкальный центр;

-    комплект дисков и кассет с музыкой.

Список литературы.

Литература для педагогов:

  1. С.И.Бекина.  Музыка и движение. М.: Просвещение – 1983.
  2.  Т.Борышникова.  Азбука хореографии. М.:Рольф – 2001.
  3.  А.Н.Зимина.  Музыкальные игры и этюды в детском саду. М.: Просвещение – 1971.
  4.  М.А.Михайлова.  Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития – 1997.
  5.  Н.А.Метлов.  Музыка – детям. М.: Просвещение – 1985.
  6.  А.Е.Чибрикова-Луговская.  Ритмика. М.:Издательский дом “Дрофа” – 1998.
  7. Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная «Учите детей танцевать», М., «Гуманитарный издательский центр», 2003г.
  8. А. Калыгина «Традиционные народные танцы и игры», М., 2005г.

Литература для учащихся:

  • В.Пасютинская .Волшебный мир танца. Москва. 1985 г.
  • Т.Волкова. Поём, танцуем и рисуем. Москва. 2006 г.
  • Т. Волкова. Карнавалы, фестивали, праздники. Москва. 2006 г.
  • Периодическое издание «Танцевальный калейдоскоп» (газета).
  • Периодическое издание «Балет» (журнал).

Приложение № 1

Техника безопасности

1. Общие правила поведения

1.1.  Учащийся приходит за 10-15 минут до начала занятий, верхнюю одежду и уличную обувь сдает в гардероб.

1.2.  Учащийся присутствует на занятиях в соответствующей форме и обуви для занятий (гимнастический купальник, балетные туфли).

1.3.  С собой учащийся должен иметь гимнастический коврик, дневник-тетрадь.

1.4.  Нельзя приносить, показывать, использовать оружие, колющие и режущие предметы, взрывчатые, взрыво- и огнеопасные вещества, спиртные напитки, табачные изделия, спички, зажигалки, наркотики и другие одурманивающие средства, токсичные вещества и яды.

1.5.  Телефоны мобильной связи во время занятия должны быть отключены.

1.6. Нельзя приносить и распространять печатную продукцию, не имеющую отношения к образовательному процессу.

1.7.  Учащийся по разрешению педагога входят в кабинет, спокойно занимают свое рабочее место, готовят все необходимые принадлежности. По расписанию начинается занятие.

1.10.  Нельзя опаздывать на занятия, покидать и пропускать занятия без уважительной причины. Опоздавший присутствует на занятии только с разрешения  педагога.

1.11. В случае пропуска занятий учащийся предоставляет педагогу медицинскую справку или заявление от родителей с указанием причины отсутствия.

1.12. В период отсутствия ребёнка на занятиях ответственность за прохождение программы ложится на учащегося и его родителей.

1.13. Учащиеся проявляют уважение ко всем старшим, заботятся о младших. Ко всем взрослым учащиеся школы обращаются на «Вы», по имени, отчеству. Педагоги и сотрудники могут также обращаться к учащимся на «Вы».

1.14.  Учащиеся берегут имущество учреждения, свое, а также всех лиц, находящихся в здании и на территории.

1.15. Личное имущество является неприкосновенным, но предъявляется учеником к досмотру по требованию уполномоченных лиц в присутствии родителей или педагогов.

1.20. Воспитанники в любом месте ведут себя достойно и поступают так, чтобы не уронить свою честь, авторитет родителей и учреждения.

2. Правила поведения на занятиях

2.1. Во время занятия учащиеся должны внимательно слушать педагога, выполнять его требования, не противоречащие законам России и правилам учреждения.

2.2.  Во время занятий нельзя отвлекаться самому и отвлекать других разговорами, играми, перепиской и другими не относящимися к занятию делами.

2.3.  Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из кабинета по уважительной причине, то он должен попросить разрешение педагога. Педагог обязан удовлетворить такую просьбу учащегося.

2.4.  На занятии ученик может обратиться к педагогу, задать вопрос или ответить, только  получив разрешение педагога.

3. Правила поведения во время перерывов, до и после занятий

3.1.  Во время перерывов, до и после занятий учащийся не должен находиться в учебных кабинетах без педагога.

3.2.  Учащимся нельзя:

  • курить;
  • покидать школу до окончания занятий по расписанию;
  • бегать по лестницам и коридорам;
  • сидеть на подоконниках;
  • открывать окна и стоять у открытых окон;
  • вставать и садиться на перила лестничных ограждений;
  • перемещаться по лестничным ограждениям;
  • лазать по чердачным и пожарным лестницам;
  • открывать двери пожарных и электрощитов;
  • касаться электропроводов и ламп;
  • нарушать целостность и нормальную работу дверных замков;
  • кричать, шуметь, употреблять непристойные выражения и жесты;
  • толкать друг друга, применять физическую силу, бросать различные предметы;
  • играть в игры, опасные для жизни и здоровья;
  • мешать другим отдыхать.

4. Правила поведения в туалетах

4.1. Учащиеся соблюдают требования гигиены и санитарии: аккуратно используют унитазы по назначению, пользуются туалетной бумагой, сливают воду, моют руки с мылом.

4.2. В туалете запрещается:

  • бегать, прыгать, вставать на унитазы ногами;
  • портить помещение и санитарное оборудование;
  • использовать санитарное оборудование и предметы гигиены не по назначению;
  • собираться с другими учащимися для общения и бесед.

5. Правила поведения в гардеробе

5.1.  Учащиеся сдают верхнюю одежду и уличную обувь в гардероб. Верхняя одежда должна иметь крепкую петельку-вешалку. Обувь помещается в специальный мешок, пакет.

5.2.  Учащийся здоровается с гардеробщиком, сдает одежду и получает номерок. Номерок хранит в специально отведенном в сумке месте. В случае потери родители учащегося номерок восстанавливают.

5.3.        По окончании занятий обучающийся дает номерок гардеробщику и получает одежду. В случае утраты номерка или одежды учащийся обращается к дежурному заместителю директора.

5.4.  В гардеробе по очереди обслуживается только один человек, размещение одежды нескольких человек на один номер запрещается. Выдача одежды в одни руки по нескольким номеркам не производится.

5.5.  В гардеробе нельзя бегать, толкаться, прыгать, шалить, т.к. гардероб является зоной повышенной опасности.

5.6.  Одежду сдают и получают в порядке общей очереди, которую нельзя нарушать. Педагог контролирует соблюдение учащимися данных правил. 

6.  Правила поведения в раздевалках хореографии

6.1. Учащиеся находятся в раздевалках только до и после занятия  по разрешению педагога и под его контролем.

6.2.  Нахождение в раздевалках во время занятий запрещено.

6.3.  В раздевалках нельзя бегать, толкаться, прыгать, шалить, т.к. они являются зоной повышенной опасности.

6.4.  Во время занятия педагог закрывает раздевалки на ключ.

6.4.  По окончании занятия учащиеся быстро переодеваются и покидают раздевалки. Использовать помещения раздевалок не по назначению запрещается.

6.5.  В случае пропажи или порчи вещей учащийся немедленно сообщает об этом педагогу или дежурному заместителю директора.

6.6.  На занятия  обучающиеся допускаются только в специальной форме и обуви.

7. Заключительные положения

7.1.  Учащийся, находясь в любом месте, не имеет права создавать ситуации, угрожающие жизни, здоровью и благополучию окружающих и его самого.

7.2.  Учащийся соблюдает данные правила в учебное время, а также при проведении любых мероприятий во внеурочное время, в том числе и за пределами учреждения.

7.3.  Данные правила доводятся до сведения учащихся в начале каждой учебной четверти.

7.4.  Педагог делает в журнале соответствующую запись об изучении правил поведения с учащимися.

Приложение № 2

Аттестация учащихся

Критерии оценки

На итоговом занятии каждого учебного года за выполнение заданий воспитанники получают баллы. При выставлении баллов учитывается следующее:

  • техническая правильность движения, этюда;
  • образ, созданный воспитанником при исполнении;
  • качественный рост по сравнению с предыдущим исполнением.

        По итогам можно применять следующую систему:

Баллы

Степень овладения знаниями, умениями, навыками

«5»

Упражнение выполнено технически правильно, уверенно, без напряжения, в нужном темпе и характере

«4»

Упражнение исполнено технически правильно, но недостаточно красиво и изящно, с некоторым напряжением, не совсем уверенно

«3»

Упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, допущены незначительные ошибки в положении головы, рук, ног

«2»

Упражнение сделано с грубыми техническими ошибками, небрежно

«1»

Упражнение не выполнено

Контроль проводится:

  • текущий (баллы выставляются  в день проведения контроля);
  • итоговый (на основе текущих баллов выставляется итоговый балл за полугодие, а на основе промежуточной аттестации – итоговый балл за год).

Способы проверки результатов:

  1. индивидуальные задания;
  2. задание по отдельным подгруппам;
  3. задание на всю группу воспитанников;
  4. участие в конкурсных мероприятиях.

По результатам текущих проверок можно прогнозировать готовность воспитанников к восприятию той или иной новой информации, их результативность в конце года. Дети, успешно освоившие учебный материал переводятся на следующий год обучения. Детям, плохо освоившим материал можно предложить изучение программы повторно.

Индивидуальная карточка

учета результатов обучения ребенка

по общеобразовательной программе дополнительного образования детей

Фамилия, имя ребенка_______________Возраст______________________________________________

Предмет__________________________Педагог_______________________________________________

Название общеобразовательной программы__________________________________________________

Дата начала наблюдения 1 сентября  20________год

Сроки диагностики

Показатели

_____________
год обучения

_____________
год обучения

_____________
год обучения

Конец I

полугодия

Конец

уч. года

Конец I полугодия

Конец

уч. года

Конец I полугодия

Конец

уч. года

1. Теоретическая   подготовка ребенка

 

 

 

 

 

 

1.1. Теоретические знания;

1.2. Владение специальной терминологией.

 

 

 

 

 

 

2. Практическая подготовка ребенка

 

 

 

 

 

 

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные  образовательной программой;

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением;

 

 

 

 

 

 

2.3. Творческие навыки.

 

 

 

 

 

 

3. Общеучебные умения и навыки ребенка

 

 

 

 

 

 

3.1. Учебно-интеллектуальные умения:

 

 

 

 

 

 

а) подбирать и анализировать специальную литературу;

б) пользоваться компьютерными источниками информации;

 

 

 

 

 

 

в) осуществлять учебно-исследовательскую работу;

 

 

 

 

 

 

3.2 Учебно-коммуникативные умения:

 

 

 

 

 

 

а) слушать и слышать педагога;

 

 

 

 

 

 

б) выступать перед аудиторией;

 

 

 

 

 

 

в) вести полемику, участвовать в дискуссии.

 

 

 

 

 

 

3.3 Учебно-организационные умения и навыки:

 

 

 

 

 

 

а) организовать свое рабочее (учебное) место;

б) соблюдать в процессе деятельности правила безопасности;

 

 

 

 

 

 

в) аккуратно выполнять работу.

 

 

 

 

 

 

4. Предметные достижения учащегося

 

 

 

 

 

 

4.1. На уровне детского объединения (студии);

 

 

 

 

 

 

4.2. На уровне ДТДиМ (учрежденческий);

 

 

 

 

 

 

4.3. На уровне округа (окружной);

 

 

 

 

 

 

4.4. На городском уровне (Московский);

 

 

 

 

 

 

4.5.На региональном уровне (Российский);

 

 

 

 

 

 

4.6.На международном уровне.

 

 

 

 

 

 

Итого средний балл

 

 

 

 

 

 

Уровни проявления (низкий, средний, высокий)

 

 

 

 

 

 

1 балл – слабо проявляется (низкий уровень - Н); 2 балла – проявляется на среднем уровне (С); 

3 балла – высокий уровень проявления (В).

Педагог дополнительного образования  __________________________________________________/_________________________/

Карточка позволяет ввести поэтапную систему контроля за обучением детей и отслеживать динамику образовательных результатов ребенка по отношению к нему самому, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Этот способ оценивания — сравнение ребенка не столько с другими детьми, сколько с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем — важнейшее отличие дополнительного образования, стимулирующее и развивающее мотивацию обучения каждого ребенка.

Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку надо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка, — это поддержит его стремление к новым успехам.

Суммарный итог, определяемый путем подсчета тестового балла, дает возможность определить уровень измеряемого качества у конкретного обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что ребенок усвоил, заданным требованиям, а также внести соответствующую коррекцию в процесс его последующего обучения

Система оценок: 

0 баллов – не проявляется,

1 балл – слабо проявляется

2 балла – проявляется на среднем уровне

3 балла - высокий уровень проявления

       Высчитывается среднеарифметический балл: арифметическая сумма заполненных строк делится на их количество

Далее:

• 0-1 балла низкий уровень

• 2 балла - средний уровень

• 3 балла - высокий уровень