Исследовательская работа "Ансамбль Хемчик. Основоположник В.О.Куулар"
О творческой работе знаменитого учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ansambl_hemchik._v.kuular.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа учителя хореографии МОУ СОШ № 4 г. Ак-Довурак Хомущку Миланы Михайловны
В каждом камне скрыта скульптура,
в каждом человеке есть талант»
(--------)
«Искусство принадлежит народу»
В.И.Ленин.
Художественная самодеятельность в Тыве на примере участников народного ансамбля «Хемчик»
Художественная самодеятельность – это одна из форм народного творчества. Художественная самодеятельность включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или в одиночку, т.е. непрофессиональное художественное творчество народных масс в области изобразительного и декоративно-прикладного, музыкального, театрального, хореографического и циркового искусств, киноискусства, фотографии.
Каждый индивид общества имеет свой талант, который характерен только ему: кто-то хорошо поет народные песни, а кто-то увлекается эстрадными песнями, третий рисует, а четвертый сочиняет, кто-то красиво танцует народный танец, а кто-то современный, другие увлекаются шитьем и некоторые конструированием. И каждая личность имеет право раскрывать, развивать свои индивидуальные способности. И именно этим занимаются специалисты сферы социально-культурных учреждений: приглашают заниматься в кружках по разным направлениям, открывают любительские клубы, театры, организовывают разные конкурсы, проводят разнообразные мероприятия для населения в соответствии с возрастными, физическими и интеллектуальными особенностями населения.
В Туве после 30-х гг запрещались «остатки прошлого», даже народная игра, которая входили народные гуляния, песнопения и подвижные игры («Ак-ыяш») тоже попала в разряд «остатков». Речь идет о молодежной игре «Ойтулааш». В ойтулааш молодежь играла в каждое полнолуние (хотя один мой знакомый дед говорил: «Какое полнолуние? Играли, когда хотели и в дождь и в снег, только зимой, когда наступали сильные холода не играли»). В эту игру входили разновидности народного творчества (частушки, горловое пение, сольные и групповые пения, загадки, пословицы) и подвижные игры (скачки, хуреш). Народ недостаток в играх, песнопениях старался извлечь из другого: устраивали на полях, в избах- читальнях маленькие развлекательные мероприятия, которые носили агитационный характер в пользу «нового времени».
Новое правительство Тувы приоритетными вопросами поставили ликвидацию безграмотности, поднятие на новый уровень культуры населения, поэтому открывалось и строилось много школ, клубов, больниц, приглашались из-за Саян специалисты разных областей. Открывали многие училища, техникумы, готовили специалистов из коренного населения. Вообще подготовка кадров в течении многих лет было и всегда остается главной задачей правительства РТ.
В Барун- Хемчикском районе, когда открыли Центральный Дом Культуры специальных кадров, желающих работать в линии культуры было очень мало. Но, постепенно пополнилось грамотными кадрами, закончившими Красноярские, Улан-Уденские культурно-просветительные учреждения. Занятость населения в художественной самодеятельности было почти 100%: не принимали участия только дети дошкольного возраста. Каждое предприятие имело творческий коллектив ,и из самых лучших его деятелей создавался и развивался ХС.
Народный ансамбль песни и танца при Доме Культуры с Кызыл-Мажалык «Хемчик» создан из талантливых участников смотров ХС. Они выступали по большим праздникам как 1 мая, День Победы, Новый год, 7 ноября, 8 марта, 23 февраля и др.
Основателями были выпускники Минусинского училища и Улан-Уденского ВСГИК Куулар Валентина Ооржак-ооловна (балетмейстер)и Монгуш Манчын-оол Кучанмааевич (дирижер-хоровик).В самом начале они организовали кружки, потом агиткультбригаду, в самом конце когда количество увеличилось, мастерство появилось организовали ансамбль песни и танца. Когда данный ансамбль стал многократным победителем в республиканских смотрах ХС в г. Кызыле ансамблю присвоили звание «Народного». При Советской власти ансамбль активно принимал участие в культурной жизни республики, ездили с культурными программами в разные республики: в Хакассию, Монголию, Калмыкию, Польшу, в город Москву. В настоящее время деятельность ансамбля почти приостановился, только принимают участие в больших смотрах и фестивалях.
Видные деятели в настоящее время работают в разных учреждениях культуры, некоторые ,к сожалению , являются инвалидами или же покинули своих родных и близких.
На данной работе мы постараемся восстановить картину создания и деятельности данного ансамбля и сравнить с сегодняшним его состоянием.
Саая Хураган-оол Серинович
Одним из видных деятелей-солистов народного ансамбля песни и танца «Хемчик» является певец, автор стихов и музыки своих песен Хураган-оол Саая. Родился в селе Эрги-Барлык 20 ноября 1966 года в семье многодетного чабана. С детства он любил петь, выступать перед своими многочисленными родственниками. В школе учился на отлично, учителя гордились своим примерным учеником, школьным, пионерским и комсомольским активистом: принимал участие в концертах художественной самодеятельности, неоднократно занимал призовые места, лидер среди друзей, кумир младших школьниц. Школу он закончил в качестве председателя комитета комсомола. Окончил Новосибирский сельско- хозяйственный техникум в 1992 году. Вернувшись в свое село начал работать главным инженером, руководил трактористами- комбанерами. Параллельно активно принимал участие в культурной жизни села, района, республики. Он является «Почетным трактористом- комбанером» совхоза «Хемчик», до распада СССР руководил сельскохозяйственной работой . После распада совхоза остался без работы, но руководство села, зная творческие способности Хураган-оола Саая, доверило сельский клуб. Директором работал с 1995 по 2000 годы, с 2000 года стал режиссером Дворца Культуры имени Олега Намдараа. С открытием музыкально-драматического театра при Дворце Культуры начал работать актером, поступил в Минусинское училище Социально-культурной деятельности по специальности «Актерское мастерство». Он призер многих вокальных, юмористических конкурсов, неутомимый активист, видный деятель художественной самодеятельности Республики Тыва.
Некоторые успехи Саая Х.С.: 1997 г, республиканский конкурс эстрадной песни «Хову-Аксы» - номинация «Лучший автор- исполнитель»; 2000 г республиканский конкурс методистов- организаторов «Методист года» - Гран При конкурса; 2004 г республиканский конкурс «Ретро- шлягер»- 1 место; 2007 г конкурс, посвященный к Году Семьи- 1 место; и 2 года подряд получал от министерства культуры почетные грамоты «За лучшее обслуживание населения». Настоящее время является «Ветераном труда».
Саая Х. С. : «В советское время, тогда я учился в школе, почти все принимали участие в художественной самодеятельности: от младших школьников до стариков. В предприятиях существовали красные уголки, там в свое свободное время человек мог читать, видеть кино. По вечерам там же готовили художественные номера, которые показывали перед публикой в сельском клубе. Тогда для развития художественной самодеятельности государство всегда выделяло денежные средства, поддерживало участников, особенно талантливых, людей можно было освободить от работы в любое время для участия в каком- нибудь мероприятии. Победителей смотров художественной самодеятельности отправляли выступать в другие места, т.е. вопросы о гастролях решались «наверху». Власть говорила «Выступаете там...», и мы шли выступать. Было очень весело, хорошо. А в настоящее время даже желающих участвовать, днем с огнем не сыскать, не то, что гастролировать. Приглашаешь человека в какой- нибудь кружок, любительский театр , а он сразу «А сколько платят?» или «Платить будете?». Да, хорошие были времена.… Но, сейчас тоже ничего: живем, творим, выступаем. Только у людей настроения изменились, интересы стали другими, идеалы поменялись, а государство очень мало уделяет внимание развитию художественной самодеятельности. Не поощряет, не поддерживает материально…
… В 1992 году, когда я приехал после учебы в Эрги-Барлык, жизнь уже изменилась, это конечно результат распада СССР: крах экономики, безработица, безденежье… Но художественная самодеятельность еще жил. Село Эрги-Барлык являлся и теперь является мощным корнем Х.С. Там и сейчас художественная самодеятельность живет и просцеватает: организуются смотры среди организаций, улиц (раньше агитквартиры), родоплеменных объединений (однофамильцы). Эрги- Барлыкцы всегда в своем амплуа: побеждают в смотрах ХС., проводят народные праздники (Оваа дагыыры, Суг Бажы дагыыры, Наадым и т.д.), снимаются любительские игровые фильмы и т.д. Но тогда все же было хуже чем в советские времена: росла преступность, кража скота и т.д. Поэтому руководство села уделяло внимание Х.С., чтобы как-то старалось отвлечь людей от повседневных проблем: устраивали бесплатные концерты, вечера отдыха.
В 2000- ом году я начал работать в кожуунном Дворце Культуры с. Кызыл-Мажалык. Здесь функционировал народный ансамбль песни и танца «Хемчик». Участников было мало: несколько безработных молодежи и мы творческие работники Дворца Культуры. Балетмейстеры менялись часто, т.к. работникам культуры платят мало. Они уходили в образования или кто- куда . В последние 6-7 лет ситуация меняется в лучшую сторону. Руководство стало находить деньги на костюмы, реквизиты и ГСМ. Мало, но находят. Ансамбль «Хемчик» с силами некоторых активистов существует. Но на гастроли не едут, т.к. затрат будет много. Малый состав в села Барун-Хемчикского кожууна периодически ездит. Выполняют свой профессиональный долг: приносят старым и малым радость…
…Балетмейстер- основатель ансамбля Валентина Куулар за свою творческую деятельность много чего сделала для развития художественной самодеятельности Тувы. Один ансамбль «Хемчик» чего стоит. Построила целый ансамбль ,можно сказать ,на голом месте. А танцы ,постановленные ею, гремели не только здесь в республике, но и за рубежом- в социалистических странах. Тогда так поощряли самых лучших: награждали путевками на фестивали дружбы или на какие-нибудь юбилейные даты в честь победы над фашизмом. А ансамбль «Хемчик» неоднократно побеждал в республиканских смотрах художественной самодеятельности. Государство в настоящее время должно возродить такие традиции: победил- награжден чем- то хорошим, приятным и незабываемым. Тогда и в самодеятельность потянутся люди, как в былые времена. Интересно, наградит ли государство Валентину Куулар за долголетний и результативный труд во благо развития художественной самодеятельности… Дали бы «Заслуженного работника культуры» - и человеку, и государству хорошо…»
10.09.2010 г.
Кызыл- Мажалык.
«Высшая награда – это уважение народа»
Монгуш В. Б.
Монгуш Валентина Баян-ооловна
Валентинтина Монгуш родилась 21 марта 1954 года в селе Шекпээр Барун-Хемчикского района в семье рабочего. Выпускница Кызылского училища Искусств (1975 г), отделения культурно-просветительной работы, специальность: народные инструменты (баян). После выпуска молодого специалиста назначили директором сельского клуба с. Барлык. Она грамотно управлялась художественной самодеятельностью среди рабочих организации , молодежи и школьников подбирала удачный репертуар, учила хоровому и сольному пению, руководила режисерско- постановочной работой смотров художественной самодеятельности. Организовала агитбригаду «Аян», в состав которого входила только молодежь. Созданная ею агитбригада много раз была победительницей смотров художественной самодеятельности, выступала на телевидении с концертной программой.
Когда перешла работать во Дворец Культуры с. Кызыл-Мажалык, то стала руководить агитбригадой «Мажалык». Со всем составом ездили выступать на чабанские стоянки, животноводческие фермы, во время сезонных работ устраивали концерты прямо на полях. За плодотворный и добросовестный труд награждена Почетной грамотой Российской Федерации, Ветеран Труда. Любит спорт, неоднократно побеждала в соревнованиях по настольному теннису, развлекается растениеводством, огородничеством, солениями, варениями. Создала клубы «Хек-даван», который главным направлением работы является растениеводство, овощеводство, пропаганда здорового питания, «Культурное наследие» , который занимается, прежде всего историей развития художественной самодеятельности данного кожууна, ее лучшими деятелями, собранием легенд и рассказов от местных пожилых людей. Эта направленность работы данного клуба несет неоценимый вклад в развитии самодеятельности: обогащает репертуар творческих коллективов и не дает исчезать тувинским сказаниям и легендам.
Монгуш В.Б.: « После того как я закончила училище искусств в городе Кызыле, я приехала работать в родной район. Меня как молодого и перспективного специалиста сразу направили работать в село Барлык, руководить клубом. Тогда работа в линии культуры считалось очень престижным. Все люди хотели танцевать, петь, играть в самодеятельных театрах, агиткультбригадах. Тогда и политика государства совсем другая: соцсоревнования и многое другое ; СССР должен быть во всех отраслях народного хозяйства быть первым, опережать все страны во всем. И поэтому люди работали и отдыхали на все 100 %. Соответственно отношение государства художественной самодеятельности была совсем иная, чем сегодня: поддерживало все творческие начинания, следило их реализацией и развитием, отправляло на гастроли, конкурсы, смотры… .
…Одним из ярких самодеятельных творческих коллективов был ансамбль песни и танца «Хемчик». Ансамбль создавался на основе двух разных коллективов: 1) кружок хорового пения, руководителем был прекрасный специалист своего дела, грамотный организатор, выпускник ВСГИК в г. Улан-Удэ по специальности дирижер- хоровик Монгуш Манчын- оол Кучанмааевич.
2) хореографический кружок. Руководитель тоже выпускница ВСГИК Куулар Валентина Ооржак-ооловна.
Когда я перешла работать в Центральный Дом Культуры, ансамбль уже существовал. Но звание «Народного» не было. Звание «Народный » присудили после того как мы заняли 1 место в республиканском смотре, посвященный какой-то дате какого-то праздника. Наша слава не была еще так высока- радовались как дети. Документ этот, по сегодняшнему «Сертификат» не знаю где (задумалась), но где-то завалялась… наверно…
…В то время солисткой была Когел Чойган Овейовна. Она прекрасно поет и по-монгольски, и по - хакасскому. Некоторые люди шли на концерты, только чтоб послушать, как поет Чойган. Танцевали Седей Ульяна, Елена Ымыштаевна, Барнакова Надежда, сама Валентина Куулар и мн.др. Танцы ставила и Сайхоо Даржааевна Оюн - первая солистка «Звенящей нежности» »
12.10 2010. ДК им О. Намдараа.
«Рад я тогда, когда счастлив народ»
Сагды А.К.
Сагды Алдын-оол Кужугетович
Постоянным участником и руководителем художественной самодеятельности в Барун-Хемчикском кожууне является нынешний руководитель ансамбля «Хемчик» Алдын-оол Кужугетович Сагды. Он сын чабана, родился 11 февраля 1960 года в местечке с поэтичным названием Аныяк-Хем (совхоз «Кара-Хол» Бай- Тайгинского района). Сагды А.К. окончил Минусинское культурно- просветительное училище, по специальности режиссер. В разные годы работал руководителем АКБ «Мажалык», режиссером Дворца Культуры, а с 2007 г работает руководителем ансамбля «Хемчик». Немалую роль принес он для развития талантов из народа.
Сагды А. К.: «Репертуар ансамбля «Хемчик» был разнообразен: от горлового пения, до народных танцев других национальностей. Номера были мощные: танцевальные сюиты, вокально-хореографические композиции с сопровождением народного оркестра. Я играл на хомусе, был солистом, ведущим. Интермедий, инсценировок, всяких пантомим на концерте ансамбля не было, такие номера мы вставляли в программу агиткультбригад. Были действительно культуро-несущие, воспитывающие номера, которые поражали зрителей красотой, зрелищностью, мощью народного творчества.
Я в знаменитые гастроли на Польшу не ездил, т.к. в то время служил в армии. Говорят, ездили в основном хореографический состав и горловики.
После службы в армии я был принят заведующим автоклубом. Да, были , существовали автоклубы, тоже вид художественной самодеятельности. Выступали всегда в животноводческих фермах, при стрижке овец, во время сенокоса, при уборке урожая: картофеля, пшеницы, капусты. Работающие там люди с нетерпением ждали нашего приезда, т.к. появлялась возможность отдохнуть от тяжелой работы и полюбоваться «звездами» тувинской культуры. Позднее автоклуб преобразовали в АКБ .
В 80- 90 ые гг ансамбль «Хемчик» ездил выступать в соседние республики по приглашению- в Монголию и Хакассию. За финансирование больших гастрольных поездок всегда отвечало государство: костюмы , реквизиты, горюче-смазочный материал, суточные , гостиничные (квартирные). Даже маршрут выступлений согласовывался с высшими дистанциями. Тогда ГСМ до данных республик отвечали наши, а внутри республики ГСМ, гостиничные, суточные отвечала приглашающая сторона.
В Монголии мы побывали в близлежащих районах : 1) В Улангоме- этот центр района не так то отличался от нашего Кызыл-Мажалыка, хотя население превышало нас в несколько раз, т.е. развитие центра тогда было не очень. Рубли там принимали в каждом магазине, меняли на «тогрик», влияние СССР был ощутимым,… конечно жили по «заветам Ленина».
2 ) В Сенгельских тувинцах - развитие тоже не очень, жили некоторые в юртах, некоторые в домах. Зато встречали нас очень хорошо, кормили тувинской кухней, разговаривали чисто на тувинском, спали мы в специально - отведенных юртах.
… В Кобдо я не ездил, не помню кто туда ездил, но горловики ездили это знаю точно… Показали нам в центре Улангома артисты ХС концерт : уровень народного оркестра очень высок. Горловое пение мы тогда вообще не видели, это сейчас монгольцы орут на весь мир, что горловое пение – это чисто монгольское, появился и развивался именно в Монголии, а в это время я не видел, чтоб они пели хоомей. Но горловиков они уважали, любили: не давали отдохнуть, постоянно куда-то приглашали.
Хакассия всегда приглашает нас в свои народные праздники. В тот раз мы побывали в Хакассии подольше. Финансовую сторону до Хакассии отвечали наши, в Хакассии - сами хакасы: предоставляли гостиницы, кормили там же. Хакасы более обрусевший народ. Это видно на каждом шагу: разговаривают более на русском, чем на родном; едят русские блюда, чем национальные . Вот, посмотри, накрыли нам стол, нам мяса хочется, а на столе борщ, каша, картошка.
А уровень культуры, жизни высок чем в Туве, соответственно художественная самодеятельность нас конечно ,поразила: музыкальное сопровождение, хореографические коллективы, вокальные ансамбли более профессиональны и более грамотны…
… Я работал вместе с Валентиной Куулар некоторое время. Она очень талантливый человек, требовательный, старательный, очень грамотно разбирается в своем деле. Ансамбль «Хемчик»- это ее детище, не было бы Валентины, не был бы и «Хемчик». Это благодаря ее стараниям, трудолюбию, беззаветной преданностью своему делу создан и существует «Хемчик». Вот подумайте: она создала ансамбль, несколько лет проработала там и ушла, а ансамбль остался и побеждает в смотрах, танцевальных конкурсах по настоящее время - а это очень хорошее, фундаментальное я б сказал, дело».
25.09 2010 г.
Дворец Культуры имени Олега Намдараа.
Кызыл-Мажалык.
«Мое счастье в моей работе»
В.О.Куулар
Куулар Валентина Ооржак-ооловна
Основатель народного ансамбля песни и танца «Хемчик», постановщик легендарного танца «Долаана», одаренный педагог Валентина Ооржак-ооловна родилась в 1952 г. в селе Бора-Тайга Дзун-Хемчикского района. С ранних лет она увлекалась танцами. Первый танец она поставила, когда училась в 7-ом классе, и назывался «Хемчиктин чалгыглары» («Волны хемчикские»). Ее работу оценили в школьных и районных смотрах по достоинству. Группа, которая она руководила, состояла из одноклассников и они занимали только 1-ые места в конкурсах.
Окончила Красноярское краевое культурно- просветительное училище г. Минусинска и Восточно-Сибирский государственный институт культуры г. Улан Уде. После учебы она по направлению проработала 3 месяца в Бай- Тайгинском Доме Культуры балетмейстером. Молодого специалиста заметил заведующий отделом культуры Барун -Хемчикского района Конгар Анатолий Салчакович и пригласил работать в центральном Доме Культуры. Здесь она сразу открыла хореографический кружок, ставила танцы и тесно работала с тогдашним дирижером-хоровиком Дома Культуры Монгуш Манчын-оол Кучанмааевичем. Они организовали агиткультбригаду, ездили с концертами на чабанские стоянки, полевые станы и села республики. За короткий срок она организовала прекрасный ансамбль танца, поставила много танцев, например: тувинские: «Аъдым», «Ак-ыяш», «Танец с пиалами», «Долаана», русские народные хороводы, плясовые, бальные танцы мн.др.
В 1979 г, когда победили в смотре художественной самодеятельности творческому коллективу «Хемчик» дали звание «Народного». В знак признательности за достигнутые успехи правительство Тувинской АССР наградило ансамбль поездкой в Республику Польшу. Ездили с малым составом, выступали по всей Польше…..
С 1982 г и по сегодняшний день работает в Детской школе искусств г. Ак-Довурак преподавателем по классу хореографии. Выпустила много талантливых и одаренных детей, которые некоторые наследовали любовь к хореографии в полном смысле этого слова и стали профессиональными танцорами, руководителями хореографических коллективов. За время работы отдала много сил, знаний и терпения, чтобы популяризировать хореографическое искусство в г. Ак-Довурак. И за многолетний и плодотворный труд в воспитании подрастающего поколения, за развитие ХС она награждена многими государственными и муниципальными наградами.
Общий стаж работы: 35 лет. Ветеран труда, «Человек года -99» в номинации «Культура», г. Ак-Довурак, Почетный гражданин г. Ак-Довурак, имеет сына, внучку.
Ученики: Заслуженный работник культуры Орлан Октяевич Монгуш, лауреат многих вокальных конкурсов и обладатель Гран При «Дельфийских игр», «Хову-Аксы» Ай-Суу Монгуш, актер музыкально-драматического театра им В.Ш. Кок-оола Эдуард Куулар, заслуженный работник культуры Ольга Октяевна Монгуш ,молодые и талантливые педагоги Анджела Хертек, Майны Шенне, Василика Падан и мн.др. Ученики Куулар В.О. являются активными участниками смотров ХС. как среди организаций так и республиканского значения.
В.О. Куулар: «Когда меня пригласили работать в Дом Культуры Барун-Хемчикского района, здесь не существовало ни одного хореографического кружка, не было профессионального балетмейстера. Взялась за дело с тщательным старанием, открыла кружок в Доме Культуры и в детских садах. Первый год работы взрослым поставила русский, татарский, украинский танцы, а школьникам «Наездники», молдавский «Жок», Школьный вальс, «Звенящая нежность». В старшую танцевальную группу входили работники ДК, учителя, медсестры, молодежь из комитета комсомола, школьников я набрала учащихся 6-7 классов.
В ДК я проработала в течение 9 лет. За годы работы из самодеятельного танцевального кружка создала ансамбль, который позднее за достижения в сфере культуры присудили звание «Народного». Это не только моя заслуга, но и заслуга коллег, активистов которые принимали участия в культурной жизни района. Это очень талантливые люди и я горжусь, что работала с такими выдающимися личностьями: Барнакова Надежда Чулдумовна-хореограф, Монгуш Ольга Октяевна- солистка, танцор, Монгуш Раиса- танцор, солистка(с. Шекпээр),Саая Светлана- танцор, школа № 1, Монгальбии Екатерина Монандаевна- хореограф, Монгуш Светлана Сайын- Белековна-танцор, секретарь ОК, Любовь Михайловна- танцор, Монгуш Анатолий- учитель, Сагды Алдын-оол- режиссер ДК, Донгак Анатолий- учитель(с.Шекпээр) и мн.др.
Как лучшему самодеятельному творческому коллективу Тувинской Республики «Хемчику» доверяли выезды в разные республики СССР и ближнего зарубежья. В репертуар ансамбля входили тувинские, народные и бальные танцы. За рубежи республики мы, конечно, брали только тувинские танцы, песни, а так же горловое пение…
… Перед поездкой в Польскую Народную Республику (1979 г, август) нас отвезли в лагерь «Жемчужина» , который находится недалеко от Москвы. Кроме нас и москвичей там были еще другие народности. Наши танцы («Звенящая нежность», «Наездники») очень заинтересовали зрителей. После концерта нас пригласили в ресторан на дискотеку. Угощали коньяком, шоколадными конфетами. Наших девушек парни не оставляли ни на минуту: весь вечер приглашали на вальс. Дискотека была по уровню того времени очень продвинутой: на экране шли клипы. У нас в Туве такие дискотеки появились в конце 90-х. На другой день мы отправились в Польшу, приехали скорым поездом поздно вечером, нас встретили, поселили в гостинице. Поляки очень гостеприимный народ: водили нас по магазинам, на экскурсии, много чего рассказали интересного… Машины ночуют прямо на улицах, их никто не трогает, воров нет, а гаражи вообще не существуют. Концертные выступления самих поляков мы не видели, выступали мы.
Что меня поразило в Польше? Это музей в бывшем концлагере. Там как во время войны: все ужасно страшно и жалко, трупы валяются, и навалены во многих залах, кровь, дети, взрослые, следы мучения застыли на лицах людей. Такое не забывается…
… В Калмыкию ездили малым составом , как агитбригада. С нами ездил и министр культуры ТАССР. Это он пригласил нас, как самых лучших специалистов. В течение недели ездили по селам Калмыкии с концертами. Наши номера шли на бис. «Такие маленькие ростом, а талант большой», и «Тувинцы самый талантливый народ»- так говорили везде, где мы выступали. Номера были такими: сольное пение- Чойганмаа Когел, горловое пение- Данил Хомушку (Эрги- Барлык),сольный танец и дуэтный танцевали я со Светланой Монгуш, баянист Михаил Аракчаевич, пел и с нами сам министр Виктор …. В конце гастролей устроили большой смешанный концерт с работниками культуры Калмыкии в центральном Доме Культуры. (обмен опытом)
Жили тоже в гостинице, кормили очень даже хорошо. Питьевая вода у них , оказывается, соленая. Центральная площадь Калмыкии вся устлана разноцветными тюльпанами, я таких красивых цветов в жизни не видела.
… Такие поездки для участников ХС очень необходимы, узнаешь много интересного, нового, после гастролей человеку приходят много творческих идей, замыслов и хочется скорее превратить их в реальность.
…Почему я ушла из Дома Культуры?.. Дело в том, что я жила в то время в общежитии, которое принадлежал комбинату «Туваасбест», ДК не обеспечил меня жильем. Если я перехожу в Детскую Школу Искусств, то меня обеспечивали благоустройкой. Поэтому я согласилась на предложение Сайхо Даржаевны перейти в ДШИ. Она переезжала жить в Кызыл и место себя хотела оставить меня. Анатолий Конгар, нынешний заслуженный работник культуры, тогда работал заведующим ОК, не отпускал меня, говорил: «Кто будет заниматься постановками ансамбля? Кто если не ты?»- тогда я просто взяла и сбежала. С 1982 г начала работать в детской школе искусств.
После моего ухода «Хемчик» ездил в Монголию, несколько раз в Хакассию. Несколько раз занимали призовые места в республиканских смотрах, за рубеж республики тоже ездили принимать участие в конкурсах, побеждали. Но в последнее время государство не финансирует большие поездки, поэтому интерес к ХС угасает. Желающих бесплатно выступать в это время очень трудно найти: у всех проблемы, дети, работа. Конечно Интернет, спутниковое телевидение дает что-то человеку, но живое общение, живая музыка, красота поющего, танцующего человека на сцене трудно, чем заменишь.
В настоящее время ансамбль «Хемчик» почти не функционирует, руководству ДК я бы желала поскорее восстановить прежнюю славу ансамбля , найти возможности и условия для привлечения талантов из народа. А балетмейстеру ДК желаю найти интересные замыслы, которые действительно будет приманивать и участников и зрителей. Традиционная тувинская культура очень богата, разнообразна, надо брать материалы именно из нее. История и народное творчество тувинского народа- вот что делает нашу культуру уникальным, неординарным ».
Ак-Довурак. Детская Школа Искусств.
10.10.2010 г.