2.9.1.1. ДОКЛАД. Профессиональная деятельность человека как элемент формирования творческих способностей у учащихся на уроках хореографии
Доклад на августовском совещании педагогических работников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад
«Профессиональная деятельность человека как элемент формирования творческих способностей у учащихся на уроках хореографии»
Составила учитель дополнительного образования МБОУ СОШ
№ 4 г. Ак-Довурак Хомушку Милана Михайловна
Ключевые слова: танец, основная деятельность человека, элемент формирования творческих способностей.
Краткое описание: данная работа посвящена выбору темы самостоятельной работы воспитанников хореографических коллективов, кружков, студий танца.
Творчество детей и обучающихся - это неотъемлемая часть хореографического воспитания. Самостоятельная работа в занятиях хореографических коллективов, кружков, студий и секций является признаком хорошего качества работы педагога. Речь пойдет именно о творчестве - о сочинении или творении нового. В этом случае мы рассматриваем сочинение нового художественного танцевального номера, этюда или комбинации, в зависимости от года обучения воспитанников.
При самостоятельной работе учащимся не редко приходится мучительно и долго задумываться над темой предстоящей работы. Я предлагаю готовую универсальную тему, которую можно использовать через многие технологии обучения, и, конечно же, послужит материалом для самых разнообразных направлений танцевального искусства. «Зри в корень»- так говорил один из самых известных авторов афоризмов и литературных произведений Козьма Прутков[1]. И мы должны научить детей решать возникающие проблемы путем изучения начала истории, из чего она началась, какой была раньше и как потом видоизменялась с течением времени. В данном случае рассматриваем историю возникновения танца.
Все источники об истории хореографического искусства доказали, что танец возник из движений первобытного человека, из подражаний какому- либо животному, и что он умел танцевать до того как возник самый необходимый и распространённый вид коммуникации - речь. Знаменитые историки, профессоры искусствоведческих наук доказывают, что танцевали до того, как решались идти на охоту и танцевали после удачной борьбы за существование. Танец первобытного человека состоял из жестов, мимики, членораздельных звуков и фактически заменял речевую коммуникацию. Он значительно отличался от сегодняшнего танца, который мы привыкли видеть. Тем не менее, мы обязаны этому человеку за самое прекрасное из искусств - хореографию.
Как основное большинство массы в наше время представляют танец первобытного человека? Он конечно вокруг костра, с палками на руках, прыгают, трясут головами и руками, выпускают что-то похожее на боевой клич. Все вокруг воодушевленно поддерживают, провожают на путь и ждут хороших вестей. Куда они уходили - всем ясно - на охоту. Охота, приготовления к нему, празднования после неё, деление и поедание добытого ими животного - это действия первобытного человека, они являются основной деятельностью человека в определенный отрезок истории. Здесь мы выделяем словосочетание «основная деятельность». Что делает сегодня человек, что же является его «основной деятельностью?». Именно от этого вопроса мы и отталкиваем детей на разные темы. Чем занимается ребенок, его мама, отец, дядя, тетя, бабушка, дедушка - и, у нас появились темы для творчества. Нужно остановить внимание на «основной деятельности» человека: это то, что чем занимается мама дома, папа на работе, какая у него специальность, профессия. Профессий в мире много, особенности работы у каждого свои и можно найти много интересного для творчества обучающихся. Например: у одной девочки папа работает строителем, у другой - учитель, у одного мальчика дядя военный, у второго - уборщик и т.д. Обсуждаем с ними об особенностях профессиональной деятельности предложенных ребятами: когда, где начинается трудовая деятельность, какие обязанности они выполняют, какие могут быть случаи при выполнении своей работы и т.д. Так могут рождаться идеи создания сюжетного, стилизованного, современного или народного танцев.
Здесь учителю необходимо не упустить самых главных аспектов постановки и композиции танца - сочинения учащимися ненужных бессмысленных движений, так же следить за выбором жанра и темпа музыки, напомнить о соответствии музыки и танцевальных движений. Существуют две разные пути решения: 1) оставить все поставленные задачи на творческие способности и чутье обучающихся и потом уже работать над ошибками;
2) следить за каждым шагом учащихся: при выборе музыки, темы работы, проверять после каждого проделанного шага.
Оба метода имеют и положительную и отрицательную стороны, но каждый учитель может и должен найти правильную «золотую серединку». В первом случае исправление ошибок после проделанной работы - тяжелый удар для учащихся, понять, что созданный ими уникальный проект не что иное как «провал» - тяжелый эмоциональный удар. Положительная сторона: свобода творчества и хороший результат формирует у обучающихся чувство уверенности, понятие значимости и стимулирует на дальнейшие шаги развития.
Во втором случае проверка при каждом шаге, исправление ошибок учащихся может быть воспринято как давление со стороны педагога, и наиболее скромные учащиеся, может быть, не смогут осуществить задуманное. Положительная сторона: после демонстрации окончательного варианта больших ошибок не будет, остается только работать над отработкой движений композиции.
А какие танцы могут быть сочинены воспитанниками? Могут быть созданы танцы учителей, строителей, уборщиков, полицейских, домохозяек, поваров, врачей и т.д. И могут выступить в день матери, в день отцов, которые каждым годом все активнее празднуют в нашей республике. Сделать урок- защиту с демонстрацией презентации и танца по выбранной профессии.. Например: кто такой врач, деятельность врачей в критическую и повседневную жизнь, какие замечательные представители в мире, в России и в Туве. Есть ли среди знакомых врачи, медсестры, санитарки и т.д. Суммирую работы учащихся, мы получим большой блок о разных профессиях,- результат разных технологий работы учителя.
Так профессиональная деятельность человека становится элементом формирования творческих способностей учащихся. Спасибо за внимание!
[1] Такой человек действительно жил и сочинял произведения, которые не имели успеха, но он знаменит тем, что его имя взяли под общим псевдонимом несколько известных писателей, в число которых входил один из великих писателей России А.Толстой.