Публикация. Всероссийский научно-методический журнал "Метод- сборник"

Хомушку Милана Михайловна

Разработка мастер-класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_konkursa_ot_homushku_m.m.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Хомушку Милана Михайловна,

 учитель хореографии МБОУ СОШ

№ 4 г. Ак-Довурак

Республика Тыва РФ.

          Данная разработка предназначена для учителей, педагогов, преподавателей хореографии и ритмики в образовательных учреждениях.  Состоит из лекционной и практической частей,  анализа практической части,  заключения. Основная идея раскрытия темы направлена на выполнение комплекса заданий автора. Данная разработка поможет   эффективному обучению детей при прослушивании разнохарактерной музыки, при обучении  неразделимости  понятий «музыка и движение».   Эффективная подача материала о динамике, темпе и ритме музыки является основой рождения у детей  новых танцевальных образов и т.д.

Разработка мастер-класса

«Прослушивание музыки на уроках ритмики. Разнохарактерность музыкального материала»

Целевая группа: учителя хореографии общеобразовательных школ, преподаватели по классу «хореография» детских школ искусств.

Цель: повышение уровня профессиональной компетенции учителей хореографии и ритмики, способствующих формированию у детей образного мышления в области музыкального и хореографического воспитания, понятия неразделимости музыки и движения.

Задачи:

- познакомить участников  с методами и приёмами  формирования образного мышления в области музыкального воспитания и развития чувства ритма у учащихся;

- раскрыть содержание мастер-класса посредством выполнения комплекса практических заданий;

-  убедить педагогов в целесообразности  использования комбинации заданий в практической деятельности на занятиях.

Содержание мероприятия. В данный мастер-класс представляет собой интегрированное занятие (лекция и практика) для профессионально подготовленных специалистов по теме «Прослушивание музыки на уроках ритмики. Разнохарактерность музыкального материала», посвященное знакомству комплексу заданий, способствующих формированию у детей  понятия неразделимости музыки и движения, характера исполнения движения на основе разнохарактерного музыкального материала.  В данном случае разнохарактерность изучается на основе разных обработок (аранжировок) одного материала.

Необходимые ресурсы: а) время проведения- 30 мин; б) оборудованный           кабинет с технической  аппаратурой звуковоспроизводения- колонками, ноутбуком, со столами и стульями;  в) материалы для выполнения практической работы- каждому по 3 листка с размером А4, набор цветных карандашей.

План: 1. Организационный момент: а) приветствие; б) раздача необходимых материалов    участникам мастер-класса (каждому по 3 бумаги А4 и набор цветных карандашей)

           2. Основной этап: а) разминка на основе разного музыкального материала;                  б)       проведение занятия  с лекционной и практической частями; в) демонстрация рисунков и сравнение работ, писаных во время практической части.

3. Заключительная часть. Анализ поставленных и фактически достигнутых задач.

         

Предполагаемый результат: участники получат знания о наиболее эффективных приёмах формирования понятия «разнохарактерность» у учащихся , узнают о методах дальнейшего развития чувства ритма у воспитанников, о способе демонстрации  полученных знаний  учащимися на практике. Учителя смогут использовать полученные знания в своей педагогической деятельности для формирования творческой фантазии у обучающихся, и смогут  сопоставить, проанализировать и извлечь лучшие моменты настоящего мастер-класса.

Форма: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

 

Сценарий проведения.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Спасибо, что решили посетить  мастер-класс, желаю провезти эти минуты   весело и вдохновенно! Надеюсь, оставите для себя много полезной информации. А сейчас, уважаемые коллеги, я объявляю  минуты маленького танцпола! Приглашаю всех!  (для участников  проводится разминка с разным танцевальным музыкальным  материалом, который составляется согласно теме мастер-класса, т.е. учитывается темп, жанр, динамика и т.д.).

 Список музыкального материала для разминки:

  1. Тувинская песня «Дагааларым» («Курочки»)
  2. Вальс цветов из балета «Щелкунчик»
  3. Музыка русского народного танца «Кадриль»
  4. Музыка индейского танцевального материала в стиле джаз-танца
  5. Колыбельная песня «Спят усталые игрушки»  телевизионной передачи «Спокойной ночи, малыши».

- Спасибо, что приняли участие, угадайте теперь, о чем будет идти речь? (ответы слушателей, если ответа не будет, то учитель подсказывает, вынуждая тем самым думать зал)

- Да, угадали, сегодня речь пойдет о разной музыке и танце, а правильная формулировка звучит так : «Прослушивание музыки на уроках ритмики. Разнохарактерность музыкального материала». Чем актуальна данная тема, чем сталкивается педагог при обучении детей, какие нюансы мешают детям для  усвоения, рассмотрим сейчас шаг зашагом.

          Главной задачей предмета «Ритмика» является активизация музыкального мышления детей через движения. Вся работа на уроке строится на коллективном сотворчестве, но при этом занятия должны проходить таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность проявить свои индивидуальные качества.  Прослушивание музыки на уроках ритмики  является одним  из самых необходимых элементов  эстетического воспитания подрастающего поколения. Музыкальный материал при обучении детей основам танцевального искусства должен быть разнообразным, богатым, разнохарактерным. Для усиления психо- эмоционального восприятия музыкального материала педагог тщательно выбирает  музматериал анализируя ее динамику, темпа ритма , жанр песенного и музыкального творчества.

Разнохарактерность  музыки,  её темп, ритм и динамика.

  Музыка воздействует прежде всего на чувства человека, вызывает определённые настроение. Прослушивание музыки на уроках с разнообразными музыкальными произведениями, содержащими разнохарактерные образы, обогащает детей эмоционально. В соответствии с характером музыки - то весёлым,  то живым, бодрым и решительным, то грустным и задумчивым, нежным и спокойным – выбирается и характер движений. В одних случаях движения являются сильными, энергичными, в других - мягкими, плавными, сдержанными, непринуждёнными.  Вот и поэтому,  для освоения музыкального материала,  на уроках ритмики педагог должен уделять особое время, ведь и бывает такое:  изменение характера музыки влечёт за собой и изменение характера движения.   Предполагаются также упражнения на переход из одного темпа в другой. Переход может быть внезапным или постепенным, когда музыка исполняется с некоторым ускорением или замедлением.

          С эмоционально – художественным содержанием музыкального произведения неразрывно связана и динамика- сила, или громкость звучания. Поначалу учащимся предлагаются музыкальные произведения, имеющие яркие динамические контрасты в частях или отдельных музыкальных фразах. Затем, дети учатся реагировать на постепенное усиление или ослабление звучания, появления ярких акцентов. Для быстрого освоения о динамике музматериала можно ребятам показать упражнения с хлопками: тихими и громкими ударами.  Поэтому, друзья мои, давайте поиграем в хлопушки.

( Проводится игра в «хлопушки». Каждое задание для  повторяется по 2 раза)

 Суть игры:  Удары  пальцев друг о друге , играют с закрытыми глазами для усиления звукового эффекта.

Задание 1: с 2-мя пальцами  (по одному пальцу от одной руки) друг о друга ударяют 8 раз, потом прибавят 2 пальца и тоже делают удары по 8 раз, так делают до 10 пальцев. (Знакомство с динамикой: некоторые звуки тихие, некоторые громкие, а переход от тихих ударов к более громким  постепенное).

Задание 2: удары 4-мя пальцами (по 2 от одной руки) по 8 раз и хлопки 8 раз ладонями (переход от тихих ударов к громким получается резким, стремительным)

Задание 3: удары восьмью  пальцами (по 4 от руки) 8 раз медленно и 16 раз ладонями 16 раз (отличаются темпы ударов, медленные и быстрые).

-  И так, изучив динамику, темп и ритм  музматериала, дети должны научиться создавать  образы с определенными качествами личности, и из созданного образа уметь сочинить сюжетную линию.  А в дальнейшем учащиеся могут создавать серьезные танцевальные номера.  Вот такому большому творчеству должно привезти методика правильного прослушивания музыки.

Для проверки давайте послушаем следующие  песни, которые отличаются ритм, темп, динамика. А вы, дорогие участники, должны слушать сначала с закрытыми глазами, а потом когда открываете, то рисуете те картины, которые возникали в умах. И так, начинаем.

(Слушая каждую песню , рисуют . В общей сложности 3 песни, значит у каждого слушателя будет 3 рисунка).

 Песни для прослушивания:

  1. «Мен тыва мен»- исполняют этнические тувинцы Внутренней Монголии;
  2. «Мен тыва мен»- государственный гимн Республики Тыва
  3. «Мен тыва мен»-  современная обработка, ремикс.

- Спасибо, уважаемые слушатели, вот мы сделали наглядным,  то что мы не видели, т.е. услышав музыку мы сотворили новое наглядное произведение, молодцы! И давайте проанализируем рисунки.

( Просмотр и анализ рисунков. При анализе учитываются: отличия и сходства, цвета в тех или иных картинках,  фон, главный герой, положение рук, головы  корпуса, количество людей и других предметов. В итоге, все данные, сложившись, создают новый образ  будущих танцевальных героев).

- Спасибо за активное участие и сотворение нового. А основой  послужила песня  сочиненные Окей Шанагаш (слова) и композитором Кантомуром Сарыгларом. Они являются гражданами  Республики Монголии, живут и работают в аймаке  (в районе) этнических тувинцев Сенгел. Все мы знаем, что данная песня является гимном РТ,  выбрана и утверждена  гимном Республики Тыва в 2011 году. И так, дорогие, друзья вопросы для заключительных выводов.

Вопросы:

1.Увидев данные рисунки можно ли сделать вывод, что ритм, темп, динамика и обработка музыкального материала влияют на создании танцевального движения.

2. От прослушивания музыки на уроках ритмики смогут ли рождаться новое прекрасное?  Или ж на основе другой картинки и рисунка можно ли создать новый танцевальный образ со своими личностными качествами?

3. Эффективны ли методы и приемы по прослушиванию музыки на уроках ритмики? Можно ли использовать их при проведении других предметов?

На основе полученных результатов сделаем следующие заключительные выводы:

 1.Разные упражнения и задания способствуют при освоении разнохарактерности музыкального материала, при формировании творческой фантазии у обучающихся, при изучении неразделимости понятий «музыка и движения»,

2.Эффективность использованных приемов при проведении настоящего мастер-класса доказана.

3.Данные методы и приемы можно использовать и при проведении других уроков общеобразовательных  и детских музыкальных школ. Спасибо за внимание! (заключительный поклон ведущего мастер-класса)

    Литература:

  1. Лифиц И. , Франио Г. Методическое пособие по ритмике, издательство Москва 1987 год.
  2. Бекина С. И.,  Ломова Т.П. Музыка и движение