Женщина на войне. Великой победе посвящается

Щеголихина Елена Васильевна

Беседа со школьниками 5-9 классов о выпускнице школы, партизанке Варваре Николашиной, посвященная Дню Победы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»п. Мундыбаш,

Таштагольский район, Кемеровская область

 «Великой Победе посвящается…»

Женщина на войне


Беседа со школьниками 5-9 классов

о выпускнице школы, партизанке
Варваре Николашиной

Скачать 9 мая картинки георгиевская лента 5

Щеголихина Елена Васильевна,

библиотекарь, учитель технологии

Муниципального  бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя  общеобразовательная

школа №15»

Мундыбаш

Женщина на войне

Беседа со школьниками 5-9 классов о выпускнице школы,

партизанке Варваре Николашиной, посвященная Дню Победы

Проблема патриотического, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи остаётся сегодня очень актуальной. Груз проблем, выпавших на конец 20-начало 21 века, ознаменован катастрофами, влекущими за собой разрушение экологического, политического равновесия, а также равновесия и в нравственном здоровье  людей. Следствием этого выступают бездуховность,  отсутствие патриотизма, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом. Поэтому в воспитательном процессе школы очень важно постоянно уделять внимание патриотическому воспитанию школьников.

Данную разработку могут использовать учителя, воспитатели, библиотекари Таштагольского района для классных часов, бесед со школьниками.

Цель: формирование патриотических чувств у школьников, привлечение внимания к празднованию юбилея Победы,  воспитание духовно-здорового поколения, привлечение школьников к чтению книг о войне.

Задачи:

  • Способствовать расширению  знания учеников о Великой Отечественной войне на примере боевого пути выпускницы школы;
  • вызывать у школьников интерес к истории своей семьи, связанной с Великой Отечественной войной.
  • Способствовать привлечению учащихся к чтению литературы о войне, истории страны;
  • воспитывать чувство гордости, патриотизма и памяти о страницах истории времён Великой Отечественной войны;  
  • воспитывать чуткое, уважительное  отношение к ветеранам войны, к людям старшего поколения, к женщине в частности.

Планируемый результат: формирование  интереса к истории своего народа, своей школы, своей семьи.

Используемые образовательные ресурсы:

медиапроектор, компьютер, экран, презентация; выставка книг о Великой Отечественной войне;  фотографии из школьного музея;

книги: С. Алтухов «И живу я на земле доброй…», Б.Васильев «А зори здесь тихие…».

Ход беседы

Деятельность библиотекаря

Деятельность учеников

Приветствует учеников. Настраивает на беседу.

- Наша беседа называется «Женщина на войне» (слайд 2).

Сегодня мы вспомним страницы истории нашей страны, связанные с Великой Отечественной войной.

- Как вы думаете, почему мы будем говорить об этих страницах истории, какую дату в ближайшее время отметит вся страна?

- Какого числа мы отмечаем День Победы?

- Назовите, с какого и по какой год шла эта война?

- Что происходило в этот период?

 - Итак, мы посвящаем сегодняшнюю встречу предстоящему празднованию 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Рассказ пойдёт о выпускнице нашей школы Николашиной Варваре Ивановне  (слайд 3). Вы знаете, что не только мужчины защищали нашу страну от фашистов. Многие женщины, девушки самоотверженно сражались на фронтах, в боевых частях наравне с мужчинами. Другие наравне с мужчинами воевали в партизанских отрядах.

- Кто такие партизаны?

- А те женщины, которые не были на фронте, остались в тылу, какой вклад они внесли в приближение Победы?

- Как вы понимаете выражение «У войны не женское лицо».

- Тем не менее, многим женщинам пришлось воевать. Вот, что сказал Борис Васильев, автор повести «А зори здесь тихие…» (кратко представляет книгу, затем зачитывает из послесловия):

«Женщина для меня – это воплощение гармонии жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами. И подвиг их, известных и безымянных героинь войны, останется в поколениях как утверждение величия духа мужества человека перед лицом смертельной опасности».

- Как вы понимаете эти слова Бориса Васильева?

- В нашем школьном музее хранятся документы, связанные с героической жизнью выпускницы школы Варвары Николашиной (слайд 4). Есть среди них книга –   повесть Сергея Алтухова «И живу я на земле доброй…»

Показывает книгу.

 - Автор этой книги лично встречался с бывшей партизанкой, Варварой Николашиной. Её воспоминания о войне легли в основу этой книги, а воссоздать конкретные исторические события помогли автору архивные материалы.

Наш рассказ будет основываться на этой книге, а также на письмах Варвары Николашиной и её сестры, которые хранятся в музее.

(слайд 5) Родилась Варя в простой крестьянской семье, в Чановском районе Новосибирской области в 1919 году.

- Что свершилось в это время в нашей стране? Какой это был период?

Если ученики затрудняются, библиотекарь кратко сообщает об этом периоде истории страны.

- Детство Вари было не из легких. Кроме неё в доме подрастали ещё четыре сестры, Варя - старшая. Отец, Иван Петрович, в 1927 г. за честность и усердное отношение к работе в селе был  избран  председателем сельсовета. За дело Николашин взялся с жаром. А время было беспокойное:  кулаки не оставляли надежды – вернуть старую жизнь, вредили как могли. Ночью они закололи у Николашиных свинью: для многодетной семьи – это была большая утрата. Враги хотели запугать неуемного представителя Советской власти. Но председатель сельсовета Иван Николашин не испугался. Тогда враги решились на такое «предупреждение»: садистски изранили лошадь Николашиных, а на двери дома прикололи записку: «Следующая очередь – твоя». Но Иван Петрович не отступил и продолжал бороться с вредителями.

Мама была характером жёсткая, дочерей воспитывала в строгости. И по дому они у неё всё делали: и за скотиной присматривали, и дрова кололи, и воду таскали. Потом Варя часто вспоминала материнскую школу с благодарностью, очень она ей в жизни помогла.

- На фото  вы видите  Варю в 7 классе железнодорожной школы станции Рубцовск Новосибирской области (слайд 6) .

- Когда Варя перешла в 8 класс, вся семья переехала на станцию Мундыбаш. Здесь, в Мундыбаше, Варя окончила школу (10 классов) в 1939 году с похвальной грамотой, о чём свидетельствует запись в книге выдачи аттестатов, которая храниться в нашем школьном музее (слайды 7, 8)

-  Ещё в школе Варвара активно участвовала в общественной жизни. Вела комсомольскую работу, была вожатой в пионерском лагере (слайд 9). Нравилось ей находиться в самой гуще событий, а не где-то с краю (слайд 10).

Десятый класс (а теперь одиннадцатый класс)  – это переломный момент в жизни юношей и девушек.

- Что в это время они должны решить?

- В это время каждый должен решить для себя, кем он будет, какое оно – его место в жизни. Часто бывает, что подходит человек к этому рубежу и не знает, что же делать дальше. У Вари на этот счёт колебаний не было. Её детство прошло при железной дороге. И поэтому она твёрдо решила: пойду в транспортный институт, стану одной из тех, кто несёт ответственность за чёткий ритм движения на дороге.

Она поступила в железнодорожный институт города Томска (слайд 11). На втором курсе Варе пришлось прервать учёбу. Дома подрастали сёстры, и родителям трудно было поднимать их без помощи старшей дочери. Варя, теперь уже Варвара Ивановна стала работать учителем математики в  Усть-Тельбесской школе в Мундыбаше. За ней укрепилась репутация хорошего преподавателя.

- И вдруг как гром среди ясного неба: 22 июня  1941 года … (что произошло?) началась война. Тысячи добровольцев устремились к военкоматам, люди рвались на фронт. Варя тоже пошла в поселковый совет. Ещё обучаясь в Томске, она окончила специальные курсы и успешно освоила пулемёт.  Но в поселковом совете ей отказали (цитирует из книги):

 «И не думай даже, слышать не хочу, - вспылил председатель, - Ты – воевать, другая – воевать, а детей кто учить будет?»

 -Ушёл на фронт директор школы В.М.Тетёркин. Николашину назначили исполняющей обязанности директора школы. Дни были загружены до предела. Школа, ученики требовали внимания, сил, времени. Но всей душой стремилась Варвара на фронт.

В октябре 1942 года партизаны написали обращение ко всем бывшим сибирским воинам с призывом собраться в партизанские отряды. И немедленно откликнулись бывшие участники гражданской войны. Первые 140 человек отправились в Москву, чтобы, пройдя подготовительные курсы, вести партизанскую войну против немцев.

Варя тоже хотела поехать, но в отделе народного образования её не отпустили. Затем к отъезду начала готовиться вторая группа в 22 человека: 9 бывших партизан и 13 девушек, Николашина уже была в их числе.

(слайд 12) В Москве она прошла курсы минёров-подрывников. Женщин среди курсантов было меньшинство. Программа сложная. За 58 дней курсанты освоили многие виды вражеского оружия. Познакомились с подрывным делом. Сдав экзамены на «отлично», в начале января 1943 года Варя с группой партизан была заброшена на территорию Западной Белоруссии в район Налибокской пущи.

До места назначения отряд добирался долго. По дороге, в деревнях отряд не только пополнял запасы пищи, (слайд 13) но и занимался самой активной агитацией: вербовали людей в ряды народных мстителей.

На оккупированной территории немецкие захватчики ввели самый жестокий полицейский режим. Слушать по радио советские передачи людям строго запрещалось. И за прослушивание сводок о положении на фронтах, и за их распространение полагалась одна мера наказания – расстрел. (слайд 14) Поэтому партизаны старались рассказать людям как можно больше об истинном положении вещей, укрепить в них надежду на скорое освобождение. Некоторых агитировали с собой в отряд.  

(слайд 15) Партизанский отряд, в котором воевала Варвара,   назвали «Сибиряк», потому что, во-первых, ядром отряда были сибиряки, во-вторых, сибирские дивизии наводили на фронте страх на врага, в-третьих, само напоминание о родном крае грело сердце. (слайд 16)  Варя была комсогом (комсомольским организатором) отряда. Партизаны подрывали вражеские эшелоны, уничтожали подразделения противника, проводили диверсии в тылу врага.

- Ребята, какие вы знаете из истории войны случаи партизанских диверсий, вылазок, выполнение заданий?

- Варвара Николашина тоже не один раз отправляла фашистские поезда под откос. Об этом вы прочтёте в книге Сергея Алтухова.

- История не знает более чудовищных преступлений, чем те, которые совершили гитлеровцы Фашисты превратили в руины десятки тысяч городов и деревень. (слайд 17)  Они убивали и истязали людей, не щадя женщин, детей, стариков. Особые зверства они совершали на оккупированных территориях. Вот, что рассказал Варваре Николашиной один из партизан Исаак Рогов.

Зачитывает отрывок из книги С.Алтухова «И живу я на земле доброй…» (с. 48-50):

«— Как-то днем мастерил я что-то во дворе. Вдруг слышу лай собак. Подбежал к забору, глянул: солдаты с черепами на касках хватают людей по дворам и куда-то гонят. Кругом плач, стоны, но толком понять ничего нельзя. Смотрю — к нашему дому идут. Бежать некуда, улицу оцепили с двух сторон. Мать кричит мне: «Хватай девчонок, лезьте на крышу — может, не заметят». Ну, я с двумя, что постарше, — быстро наверх. Закопались в солому и сквозь щели смотрим, что внизу творится. К нам в калитку трое забежали, автоматы наизготовку. «Матка, шнеллер, — кричат, — туда», —и показывают в сторону площади. Двое в дом зашли, вывели отца, прикладами подталкивают малышей. «Куда вы нас?» — спросил отец, оберегая братишек. Вместо ответа только кричат что-то и дулами автоматов в спину подталкивают, — Исаак закашлялся. — Мы с девчонками сверху все видим, а помочь почем. Повели всех на площадь. Наш дом крайний, с крыши нес хорошо видно. Много народа согнали. Стоят кучей, озираются, лица встревоженные. Детишки ревут, аж заливаются. Матери, бедные, их успокаивают, к себе прижимают. Десять фашистов подошли, давай людей в одну шеренгу выстраивать. Где сапогом пнут, где автоматом ударят — выстроили кое-как. Ровную линию сохранять трудно — ребятишки тянут взрослых в разные стороны. Окружили их полукольцом… Шагов на пять вперед переводчик вышел в тужурке. Высокий немец в кителе громко говорить начал. Переводчик повернулся, выслушал и повторяет: «Всем поднять детей на вытянутые руки над головой — всем до единого», — говорит, а сам трясется. Люди стоят, раздумывают. Тогда длинноногий что-то пролаял своим. Несколько солдат побежали детей автоматами подсаживать. Подняли всех. Тут офицер команду подал и перчаткой махнул… Гитлеровцы стреляли в детей, только в детей. А кровь дождем лила па головы родителей.

Он приостановился, будто припоминая.

— Я никогда не видел столько детской крови... никогда. Покончив с ребятишками, взрослых повели с площади. Тех, кто потерял от этой сцены сознание, пристрелили на месте. Сестрам я глаза руками закрыл, чтобы не видели. Но они все поняли, и их так начало лихорадить, что даже плакать не могли. Только губы и головы вздрагивают. Охрану с площади не сняли. Убитых детей забрать никому не разрешили. Наказал я девчонкам никуда не ходить, слез с крыши и тайком по соседней улице  в обход за колонной стал пробираться. Ну шли там уже, конечно, не   нормальные   люди,    а полусумасшедшие,— продолжал Рогов.— Нет-нет, какая-нибудь женщина закричит истошным голосом или   зайдется плачем. Когда вышли на окраину,   передние конвойные повернули налево. Дальше мне идти было нельзя. Местность открытая — не спрячешься. Остался я за крайним забором. Смотрю, а у самого в глазах все пятна крови детей расплываются. Прошли они еще немного. В этом месте в поле глубокий ров был.   Охранники опять перестраивать людей стали. Четыре шеренги получилось…

Отделили они первую шеренгу от трех остальных и подводят ко рву. Потом столкнули всех вниз и заставили лечь лицом на дно. А сами сверху из восьми автоматов,    очередями — вправо-влево  по  нескольку    раз,— голос    Рогова стал хриплым и прерывистым. — Потом подвели вторую шеренгу — положили поверх первой и    повторили    все сначала. Последние, когда легли, оказались у самой поверхности. И хотя эсэсовцы изрешетили их не по одному разу, — убили, видно, далеко не    всех.    Присыпали расстрелянных землей. Так земля на протяжении полусотни метров начала  шевелиться.    Понимаешь,    такие небольшие неравномерные волны. Среди    уложенных в четыре ряда людей были еще живые.  И    смерть    им предстояла  куда  более  страшная, чем  их товарищам.

Я не смог сразу уйти. Прижался к   забору   и,   как прикованный,  все смотрел и смотрел на    эти    волны. В одном месте из-под земли показалась рука,    пальцы несколько раз сжались, разжались и замерли,— Исаак замолчал».

Выдерживает паузу.

- Вот какие зверства творили фашисты на оккупированных территориях.

- (слайд 18) К ноябрю 1943 года произошло объединение нескольких партизанских отрядов. Отряд «Сибиряк» влился в бригаду «Вперёд». Работая комсоргом, проводя агитацию среди населения, партизанка Варя участвовала в боях, лично подорвала 6 вражеских поездов (слайд 19).

В конце июля 1944 года советские войска освободили Белоруссию. Николашина возвратилась домой.  Она награждена орденом Красной звезды и медалью «Партизан Великой Отечественной войны» II степени.

В конце войны Варвара Ивановна поступила в Новосибирский институт железнодорожного транспорта. Сбылась её заветная мечта – учиться!  Закончив обучение в новосибирском институте, она стала преподавать на заочном отделении этого же института. А выйдя на пенсию, стала персональным пенсионером республиканского значения (слайд 20).

Умерла  Варвара Ивановна (слайд 21)  6 февраля 1980 года в г. Новосибирске от острого лейкоза. В Мундыбаше из семьи Николашиных не осталось никого, не сохранился и дом, в котором они жили. Но в нашем школьном  музее хранятся уникальные документы, связанные с героической жизнью Николашиной Варвары Ивановны (слайд 22), выпускницы нашей школы. В Мундыбаше с именем Варвары Николашиной связаны два места: улица Весенняя, ныне Лузина (здесь жили Николашины), и Усть-Тельбесская школа, которая находилась там, где сейчас улица Коммунистическая (в этой школе она работала учительницей). Медали и награды Варвары Ивановны Николашиной хранятся в музее  «Партизанской славы» новосибирской школы № 41 и в университете путей сообщения г. Новосибирска.

Итак, вы познакомились с некоторыми эпизодами партизанской жизни  Варвары Николашиной. Подробно вы прочтёте в книге (слайд 23)  Сергея Алтухова «И живу я на земле доброй…». Кроме этой книги о Варваре Николашиной можно прочесть в книге «Дорогой мстителей» (слайд 24). Здесь собраны воспоминания сибиряков – участников партизанского движения в Великой Отечественной войне. В этой книге Варвара Ивановна сама рассказывает о  партизанской борьбе с немецкими захватчиками.

(слайд 25) Многие выпускники, учителя нашей школы, другие мундыбашцы сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Другие ковали победу в тылу.  70 лет назад отгремели бои. Но подвиг героев, освободивших нашу стану и Европу от фашистских захватчиков, не забыт. И вы ребята, должны знать и помнить страницы нашей истории, гордиться мужеством воинов, партизан, тружеников тыла, спасших Землю от фашистской чумы.

- Скажите, а зачем нужно знать и помнить нашу историю?

- Поднимите руки, у кого из вас кто-либо из родственников воевал на фронте или трудился в тылу?

- Что вы знаете о них?

- Дома подробнее разузнайте истории ваших родственников, воевавших на фронте, трудившихся в тылу во имя Победы. Запишите эти истории. Свои рассказы приносите в музей нашей школы.

По окончании нашей встречи приглашаю подробнее познакомиться с книжной выставкой ко Дню Победы. А сейчас я представлю некоторые книги о войне (представляет).

- Итак, сегодня вы познакомились с историей боевого пути  одной из выпускниц школы.

- Назовите её имя. Где прошёл её боевой путь?

На этом наша встреча окончена. Читайте книги, изучайте историю, храните память о людях, спасших нас от фашизма. Приносите материалы о ваших родных в музей.

С приближающимся Днём Победы! Всего доброго.  

 

Отвечают на вопросы:

- 70 лет Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

- 9 мая.

- 1941-1945.

Дают краткий ответ.

Дают ответ. Приводят примеры.

Отвечают.

Рассуждают.

Делают вывод: война и женщина – вещи несовместимые, однако многим женщинам пришлось воевать. Поэтому женщина на войне – это пример наивысшего мужества, заслуживающий самого высокого уважения.

Кратко отвечают

(в 1917 году – революция. Становление Советской власти рабочих и крестьян. Борьба с «кулаками»)

Рассматривают записи в книге выдаче аттестатов: отметки по предметам, запись о награждении похвальной грамотой.

Отвечают (выбрать дальнейший путь, куда пойти учиться)

Отвечают (началась война).

Отвечают. Обсуждают.

Слушают отрывок из книги С.Алтухова «И живу я на земле доброй…»

Обсуждают: не щадили ни взрослых, ни детей, ни мужчин, ни женщин, ни стариков.

Рассматривают запись в пенсионном удостоверении В.И.Николашиной

Отвечают.

Поднимают руки.

Кратко сообщают о своих родных.

Знакомятся с книгами.

Отвечают (Варвара Николашина.

В партизанском отряде, в Белоруссии)

Источники:

  1. Алтухов,С. И живу я на земле доброй… [Текст]: Документальная повесть / С.Алтухов. - Новосибирск - новосибирское книжное издательство. 1986. - 128 с.
  2. Васильев, Б. А зори здесь тихие…[Текст]: Повесть / Б.Васильев. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1984. – 112 с.
  3. Письма, фотографии, архивные материалы школьного музея.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К 70-летию Победы Женщина на войне О выпускнице школы, партизанке Варваре Николашиной Мундыбаш, 2015 Е.В.Щеголихина, библиотекарь МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»

Слайд 2

Женщина на войне

Слайд 3

Варвара Ивановна Николашина (1919-1980)

Слайд 5

Варвара Николашина (1919-1980)

Слайд 6

Варвара Николашина в 7 классе железнодорожной школы станции Рубцовск. 1935 г.

Слайд 7

Запись в книге выдачи аттестатов

Слайд 9

Варвара Николашина с пионерами. Тельбес , 1938 г.

Слайд 10

Пионервожатые в лагере. Тельбес. 1938 г.

Слайд 20

Пенсионное удостоверение В.И.Николашиной

Слайд 21

Николашина Варвара Ивановна (1919-1980)

Слайд 22

Николашина Варвара Ивановна (1919-1980)