Транслирование педагогического опыта

Наталья Сергеевна Коваленко

Транслирование педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Веселое путешествие в страну русского танца

Мастер-класс

по народному танцу для молодых специалистов

провела Коваленко Н. С.

Цель:

  • Закрепление танцевальных элементов русского танца.

Задачи:

  • Развивать у обучающихся навыки пространственного ориентирования
  • Формировать гибкость и чувства ритма
  • Развитие способности к самостоятельной работе
  • Привить интерес к народному танцу
  • Обучение основным элементом лексики русского танца
  • Обучение навыкам работы в группе
  • Воспитать чувства ответственности, стремление к четкому, правильному выполнения задания


Уровень образования учащихся: (начальная школа).

Тип урока

  • урок путешествие

Методы обучения

  • Словесное объяснение (рассказ, беседа)
  • Наглядный (видеоролик)
  • Повторение
  • Практический (игровой метод)
  • Показ педагога

Реквизиты:

  • Стулья;
  • Аудиоаппаратура;
  • Ноутбук
  • Бумажные цветы;
  • Бумажные смайлики разных цветов.
  • Коробка
  • Корзина
  • Молоточек
  • Гвоздик
  • Гармошка

Видео материалы: фрагменты русского танца «Кадриль», «Пляска», «Хоровод».

Музыкальный материал: аудио запись народного танца

Ход занятия:

Вводная часть:

Выход под музыку, построение;

Приветствие – поклон;

Сообщение темы занятия;

Рассказ о русском танце

Педагог приглашает участников в зал, дети встают на свои места. Занятие начинается с приветствия (поклона), это важная часть урока, она организует и активирует внимание учащихся. Преподаватель знакомит детей с темой урока, целью и задачами. Затем переходим к подготовительной части урока.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в весёлое путешествие – в русскую деревню, а поедем мы на поезде. Именно в деревне зародился русский народный танец. Сегодня мы с вами поговорим о нём и выучим некоторые движения. От какого слова появилось это название – народный танец?

( дети отвечают). Да, от слова – народ. А народ у нас различается по национальностям. А какие есть национальности? (дети отвечают). Молодцы. И у каждой национальности есть свои танцы, которые отличаются музыкой, манерой исполнения, движениями и даже хореографическим рисунком. У русского народа естественно тоже есть свои танцы. Русский танец – это душа народа, в нём человек отражает свою жизнь, свои чувства, настроение.

Основная часть:

Практический материал – разучивание элементов:

Под музыку народно – сценического танца учащиеся проходят паровозиком на первую станцию под названием «Лексика русского танца». На этой станции дети показывают танцевальные элементы русского танца как, гармошка, приподание, моталочка на середине зала.

Затем продвигаются на вторую станцию под названием «Инструменты». На этой станции, учащиеся находят ящик с инструментами, и показывают элементы: молоточки, пружинка, гвоздики.

После переходят на следующую станцию под названием «Станок». На этой станции дети показывают элементы у станка.

Первая станция: «Лексика русского танца» (выполнение элементов гармошка, приподание, моталочка).

Гармошка

В нашем доме у Тимошки

Есть красивая гармошка.

Пятки вместе, носки врозь –

Потанцуй, лениться брось.

Приподание

Как танцуем мы красиво, 
Улыбаемся счастливо. 
Припадаем мы на ножку 
И покружимся немножко.

Моталочка:

Я моталочку спляшу,

Малым деткам покажу.

Ножку правую сгибаю

И быстрее выпрямляю.

Вторая станция: «Инструменты» (выполнение элементов молоточки, пружинка, гвоздик).

Молоточки

Молоточек тук, да тук,

Раздается звонкий стук.

А потом еще разок –

Вот и вбился весь гвоздок!

Пружинка

Ножки рядом мы поставим,

Танцевать мы их заставим,

Вниз – вверх, как пружинки

Пляшут ножки – балеринки.

Вниз – вверх, вниз – вверх,

Этот танец лучше всех!

Гвоздики

Каблучком я стучу,

Пляску русскую учу.

Пляска русская моя –

Замечательная!

Третья станция: «Станок» (элементы мячик и батман).

Мячик

Шаг - присяду,

Шаг – присяду.

Это танец я учу,

Приседать я не устану,

Я танцором стать хочу!

Батман тандю

Носок – пятка, перетоп,

Носок – пятка, перетоп.

Вот какие молодцы –

Мы танцоры удальцы

Четвёртая станция: «Цветочная» (вопросы по теории, задание на образное мышление, игра);

  • Что такое кокошник?
  • Какие реквизиты можно использовать в русских танцах.
  • На какие танцы делится русский танец.
  • Что такое сарафан?
  • Танцевальная обувь в русском танце.
  • Как называется танец моряков?
  • В каком русском танце используется танцевальный элемент приподание?
  • И сувенир, и танец.
  • Самые известные русские пляски.

Заключительная часть:

Пятая станция: «Деревня»

Построение;

Совместное подведение итога;

Домашнее задание первый ключ.

Поклон – прощание.

Заключительная часть урока

В конце урока дети приезжают на последнею станцию под названием «Деревня».

Педагог:

Наше веселое путешествие подошло к концу. Мы приехали в деревню на конечную остановку. И на этой остановке мы с вами соединим все элементы в один этюд.

Особенности русского народного танца

Русский народный танец ни за что не спутаешь с любым другим. Это особенный вид колоритной хореографии. У этого танца масса отличительных характеристик и особенностей. Во-первых, русский народный танец – это задорные пляски с прыжками и активными движениями, которые неизменно сопровождаются бесконечным юмором и смехом. Во-вторых, обязательным атрибутом этого танца являются национальные костюмы – не менее яркие и красивые, чем сами пляски. Русский народный танец очень богат на самые разнообразные хореографические па, в его основе лежит, сразу несколько видов танца, а именно: пляска, хоровод и кадриль. Можно с полной уверенностью сказать, что русский народный танец – это своеобразное олицетворение характера русского человека и его души. Ведь нет, наверное, более веселого и обаятельного танца во всем мире. У русского человека неимоверно широкая и добрая душа – такой же и танец его народа.

Ребята, как вы считаете, нам все удалось сегодня? Какие были затруднения? (ответ детей). Стоит отметить, что вы большие молодцы! Вы очень хорошо справились со всеми заданиями.


Литература

1.Ваганова А.Я «Основы народного танца». 2001г.

2.Васильева Т.И «Балетная осанка» Методическое пособие для преподавателей хореографических школ и школ искусств. М 1993г

3.Барышникова Т «Азбука хореографии». 1996г

4. Ивлева Л.Д «Методика обучения хореографии в младшей возрастной группе». Челябинск 1997г.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский народный танец «Хоровод » Муниципальное бюджетное образовательное учреждение с редняя общеобразовательная школа №46 с углубленным изучением отдельных предметов

Слайд 2

Традиционный русский костюм девушки

Слайд 3

Головной убор как основной атрибут костюма

Слайд 4

Традиционный русский костюм юноши

Слайд 5

Издавна на Руси любили водить хороводы

Слайд 6

Многие художники старались запечатлеть красоту русского хоровода

Слайд 7

Виды хоровода орнаментальные игровые

Слайд 8

Игровые хороводы Главным является разыгрывание и раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Хороводы строятся по кругу, линиями или парами.

Слайд 9

Орнаментальные хороводы Участники ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей лишь музыкальным сопровождением

Слайд 10

Виды рисунков. Основные фигуры хороводов

Слайд 11

Круг

Слайд 12

Линия

Слайд 13

Круг в круге

Слайд 14

Полукруг

Слайд 15

Звездочка

Слайд 16

Колонна

Слайд 17

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №46

 с углубленным изучением отдельных предметов

Конспект открытого занятия

«Русский народный танец «Хоровод»

Ф.И.О. педагога: Коваленко Наталья Сергеевна

Возраст детей: 9-10 лет

Место проведения: МБОУ СОШ №46 с углубленным изучением отдельных предметов              

                                                   

г. Сургут, 2019 г.

Тема занятия: «Русский народный танец «Хоровод»

Актуальность.

Танец дошкольника – яркий и эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний ребенка. Еще один способ раскрыть свой внутренний мир и показать его окружающим.

В танце ребенок может, не стесняясь выразить движением все, что у него в голове, в сердце. Показать какое настроение у него в данный момент, а какое было вчера, не стесняясь  передать все свои чувства, испытываемые к тому или иному человеку. В танце ребенок раскрепощается, находит путь к самому себе.

В мире существует большое множество танцев. Все они разные, все они имеют специфические особенности: различаются по стилю, драматической наполненности, музыкальному содержанию и др. Все они красивые и разные и все их хочется видеть и исполнять.

Наиболее легким и простым  для детей дошкольного возраста является хоровод. Он имеет большое количество рисунков, множество построений и перестроений. Его движения наиболее просты в изучении детям.

Танцуя хоровод, выводя различные рисунки, мы не осознанно понимаем, что напрямую сталкиваемся с математикой, в чистом ее виде. Водя круги, делая полукруги, строясь в колонну или линию, перестраиваясь парами или тройками, мы непроизвольно  вспоминаем с детьми порядковый счет, геометрические фигуры, обращаемся к такому важному вопросу как пространственные отношения, только не на бумаге, а в музыкальном зале. Таким образом, можно сказать что танец, а в частности хоровод непосредственно связан не только с музыкой и песней, но и более точными науками. Что очень важно для дошкольников.

Танцуйте и получайте от этого удовольствие.

Ожидаемые результаты:

После этого занятия учащиеся:

   будут иметь четкое представление о хороводах в русском народном танце;

   будут свободно различать игровые и орнаментальные хороводы;

 смогут самостоятельно построить различного вида хоровод в характере русского танца.

Цель: познакомить обучающихся с особенностями русского народного танца  «Хоровод»:,с историческими, духовными и танцевально-культурными традициями русской культуры.

Задачи:

Обучающая: знакомство с историей танца и  элементами танцевальных движений «русского хоровода»; разучивание элементов рисунка танца (линия, танцевальный шаг, круг, повороты ,танцевальный ход в круг из круга, звездочка, змейка, улитка, поклон).

Развивающая: развитие танцевальных способностей (музыкально-двигательных и художественно-творческих).

Воспитательная: воспитание интереса и любви к народному танцу, восприятия произведения танцевального искусства.

Тип занятия – изучение нового материала.  

Форма занятия – групповая.

Методы и принципы обучения:

  • наглядный  метод  (схемы рисунков танца, платочки), мультимедийная презентация;
  • словесный метод  (беседа, рассказ);

практический метод (показ педагогом, разучивания движения танца);

  • методы контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов;
  • методы мотивации и эмоционального стимулирования: поощрение  и эмоциональное стимулирование (поддержка, обращение к жизненному опыту детей поощрение, установка на успех, подбадривание, доброжелательность, открытость);

Оборудование, инструменты: хореографический класс, станки, зеркала, аудио- видеооборудование, компьютер, проектор.

Этапы работы:

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Сообщение темы и цели занятия.
  3. Приветствие. Поклон.
  4. Разминка.
  5. Разучивание рисунка танца (линия, танцевальный шаг, круг, повороты, танцевальный ход в круг из круга, звездочка, змейка, улитка, поклон).
  6. Закрепление пройденного материала под музыку.
  7. Рефлексия.

Содержание занятия

 1.Организационный момент. Приветствие. Объявление темы занятия.

Педагог молча делает поклон.

Ребята делают ответный поклон. Обычай приветствовать поклоном знакомого или даже незнакомого человека дошел до нас из глубокой древности. Раньше говорили: «Бить челом», то есть почтительно кланяться, благодарить, приветствовать. Если заходил запоздалый путник, его встречали поклоном: «Милости просим!». У нас сегодня тоже гости  – педагоги  МБОУ СОШ №46, давайте их поприветствуем.

Делают поклон.

Поклон-простой поясной на месте.

4 такта И.п. ног-1 свободное. Руки в подготовительном, или в 1 основном.

1и 2 такты -корпус от талии сгибается  вниз вперед плавно, без рывков.

3-4 такты -корпус выпрямляется.

- Гость доволен – и хозяин рад. Постараемся, чтобы у наших гостей остались только приятные впечатления и воспоминания.

Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех его направлений, которые формировались в течение многих веков на его основе. Это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец.

2. Основная часть Рассказ об особенностях русского народного танца «Хоровод» с одновременным просмотром презентации. Обсуждение.

2.1 Теоретическая часть

Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца.

  1. Основное построение хоровода: круг, его круговая композиция – подобие солнца, хождение за солнцем – «посолонь» - берут начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца Ярило.
  2. Участники хоровода поют, движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно связаны между собой.
  3. Хоровод объединяет и собирает большое число участников.

В дальние языческие времена этот жанр русского народного танца носил культово-обрядовый характер, но постепенно он утрачивает значение язычески – культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями, которые отражают социальные, бытовые и другие темы.

  1. В хороводе всегда проявляется чувство единства, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за один палец – мизинец, часто- за платок, шаль, пояс, венок.
  2. Существуют два вида хоровода – орнаментальный и игровой.

Игровые хороводы.

В таких хороводах, которые иногда называют сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни – раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц.

Песни, под которые исполняются игровые хороводы, называются игровыми или хороводными – игровыми. Больше всего тем для игровых хороводов содержится именно в них, отражающих жизнь и быт народа: трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д. В отличие от орнаментальных хороводов в них рисунок проще, в нём нет такого разнообразия танцевальных фигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами.

Орнаментальные хороводы.

Участники орнаментального хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.

Исполнение орнаментального хоровода отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую. Примером орнаментального хоровода является русский народный «хоровод с платочками»

Рисунки танца.

1.Круг                                                  

2.Линия

3. Звездочка

4. Улитка

5. Змейка                                          

6.Поклон

Мы разобрали основные, общие черты орнаментальных и игровых хороводов, которые характерны для этого наиболее древнего и популярного танца России. Но в различных районах существуют свои местные особенности исполнения хороводов, связанные с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, с характером человека. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей (женские и смешанные хороводы), и в ритме, и в содержании песен, и, главное, в особой, присущей только данной местности манере исполнения.

2.2 Практическая часть

Сейчас мы с вами встанем в шахматный порядок и сделаем разминку

2.2.1 Разминка

  • Исходная позиция 6-я, руки  вдоль корпуса, платочек в руках;
  • Поворот головы вправо – влево, затем круговые движения;
  • Руки через подготовительную позицию приходят во вторую (положение закрытых рук);
  • Работа плечами вверх-вниз;
  • Поочередное поднятие плеч (с добавлением корпуса и рук);
  • Руки через подготовительную позицию приходят во вторую (положение открытых рук);
  • Движение  кистей рук (вверх, вниз, затем круговые движения);
  • Упражнение для кистей рук «трепет»;
  • Упражнение для развития эластичности стоп releve на полупальцах;
  • Упражнение для развития силы и эластичности ног demi plie  по шестой позиции с шагом в сторону на 4/4;
  • Перенос платочка из одной руки в другую;
  • Упражнение для развития силы и эластичности ног grand plie  по шестой позиции (корпус держим прямо, сопровождая взглядом платочек);
  • Встать в одну линию, приготовиться к танцевальным шагам по кругу;
  • Простой тройной шаг;
  • Простой танцевальный шаг на полупальцах;

   - Раз - сделать шаг вперед правой ногой на низкие полупальцы,

   - И - сделать небольшой шаг левой ногой,

   - Два - сделать небольшой шаг вперед правой ногой,

 - И - левую ногу согнуть в колене, приподнять над полом. Движение повторяется с левой ноги.

Исходное положение — ноги в VI позиции. Руки, согнутые в локтях, постепенно приподнимают до уровня головы и вытягивают вверх. Платок не отпускают.

  • Движение вперед.

  - Раз - сделать небольшой шаг вперед правой ногой на каблук, левую ногу притопом приставить на всю ступню к правой,

- И - опустить правую ногу на всю ступню. Таким образом,  на каждую четверть такта приходится три мелких притопа,

- Два - повторить движения на «раз» и «и»

- Исходное положение (встать в линию на свои места)

  • Упражнение на восстановление дыхания.

2.2.2 Педагог: «А сейчас мы с вами разучим рисунки танца «Хоровод». Разучивание рисунка танца - «линия», «круг», «круг в круге», «звездочка», «змейка», «улитка» «поклон». (Педагог под музыку объясняет движения танца, дает инструкцию по выполнению движения, демонстрирует правильное выполнение движений).

Педагог: При любом ходе танцующие должны идти плавно, корпус подтянут, движения плавные, спокойные, придающие впечатление широты и величия.

3. Закрепление пройденного материала под музыку.

- Понравилось ли вам занятие?

- С каким русским народным танцем вы познакомились?

- Какие фигуры хоровода вы узнали?

- Что нового вы узнали на занятии?

- Что было самым интересным?

  Рефлексия.  Задание «Десять колец». Начав от слога «на» и продвигаясь по прямым линиям от кольца к кольцу, прочтите высказывание о народном танце Р.Захарова. Народные танцы можно сравнить с россыпями играющих  всеми цветами радуги драгоценных камней.

          В конце занятия педагог дарит обучающимся буклеты. «Хоровод- родоначальник русского народного танца».

А занятие я хотела бы закончить следующими словами: «Очень печально, когда слышишь из уст молодежи или в сетях интернета такие слова: Народный танец-хоровод уже не в моде, его могут смотреть те, кому за 40, а сейчас 21 век и вряд ли кому из молодежи понравится этот танец.»

Но вдвойне приятно, когда пишут с пониманием и уважением к той культуре, к которой принадлежат:

«Да век 21, и ритмы не те. Но культуру традиции надо как-то сохранить. Пусть  это и нужно только небольшому количеству людей.

Сейчас в моде танец живота, стрип-пластика, любые иностранные танцы, хип хоп.., поэтому мы, русские, представить себя не можем по–человечески, кто такие русские, не понятно…

Очень хочется верить, что мы будем помнить и уважать культуру своего народа, своей страны, и передавать опыт будущим поколениям.»

Ребята, мне сегодня приятно было работать с вами. Вы мне запомнились веселыми, дружными, добрыми. Оставайтесь такими всегда. Поклон выход из зала.

Приложение

Основные фигуры хороводов.

Фигура может начинаться из линии, но чаще является развитием круга. Ведущий разрывает круг и, продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты направо и налево, подражая изгибам змеи. Другие исполнители, не разрывая рук, следуют за ведущим.

"Круг"

Число участвующих в круге не ограничено, но их должно быть не менее трёх человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. Движение по кругу в хороводе идёт "посолонь" - по солнцу, или по часовой стрелке, но может идти и против.

"Два круга рядом"

Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом. Каждый круг может двигаться как по часовой стрелке, так и против неё. Повороты обоих кругов происходят одновременно или в одну, или в разные стороны.

"Круг в круге"

Один круг большой, а внутри него круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний как по солнцу, так и в противоположном направлении.

"Корзиночка"

Фигура образуется из двух кругов (круг в круге). Внешний состоит из парней, внутренний из девушек. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центу, парни и девушки берутся за руки, образуя каждый свой круг. Сделав шаг к кругу девушек, парни поднимают руки, и через головы партнёрш отпускают их на руки девушек. Число пар - не менее четырёх. Руки могут находиться, как внутри круга, так и снаружи. Для этого парни, а потом девушки поднимают руки и через головы партнёров опускают их за спины.

"Восьмёрка"

Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в разные стороны и в определённый момент ведущие одновременно разрывают их, и участники через одного переходят из одного круга в другой. Образуется рисунок похожий на цифру "восемь". "Восьмёрку исполняют, как по одному, так и парами. Количество участников или пар в каждом круге должно быть одинаковым.

"Улитка"

Эта фигура образуется из круга. Ведущий разрывает общий круг и, продолжая движение в том же направлении, заводит новый круг внутри большого, затем заводит второй, третий и т. д. "Развивание" фигуры может быть разным.

1 - вый вариант. Продолжая движение, ведущий делает разворот влево на 180 градусов и начинает выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору. Движение идёт постепенно увеличивающимися кругами до образования первоначального круга.

2 - ой вариант. Хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру круга. Ведущий, пригнувшись, проходит под руками одной пары первого внутреннего круга, затем второго и т. д., пока не выйдет из последнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь.

3 - ий вариант. "Развивает" "улитку" второй ведущий, находящийся на другом конце хороводной цепи. Все участники начинают движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при "завивании". Круги идут по концентрической окружности, но постепенно увеличиваясь.

"Колонна"

Это построение рядами. Каждый ряд состоит из нескольких человек (не менее двух). В каждом ряду

должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга. Несколько таких рядов образуют "колонну". Ряды стоят в затылок один другому. "Колонна" - представляет собой вытянутый прямоугольник, у которого длина больше ширины.

"Улица"

Два ряда, стоящие параллельно на небольшом расстоянии, лицом друг к другу, образуют Фигуры, описанные ниже, могут состоять из одних девушек, или одних парней, или парнями и девушками вместе. Исполнители могут быть выстроены в одну линию или соединены парами. Положение рук определяется постановщиком, фигуры исполняются в движении.

"Ворота"

1 - вый вариант. Исполнители стоят двумя линиями ("улица") парами одна против другой. Пары одной линии берутся за руки и поднимают их, образуя "ворота", другие руки могут быть опущены или соединены с руками других пар. Другие участники (стоящие напротив) парами проходят через противоположные воротца.

2 - ой вариант. Все пары одной линии, соединив и подняв руки, образуют непрерывные "воротца". Другая линия с разъединёнными руками проходит по одному в каждые "ворота".

3 - ий вариант. Исполнители стоят в кругу. Ведущий разрывает его и через центр ведёт остальную цепь за собой. Подойдя к любой паре, все проходят через воротца, которые она образует.

4 - ый вариант. Пары, взявшись за руки, стоят по кругу. Одна половина пар стоит по часовой стрелке, а другая против неё. Одновременно пары начинают движение. Одна половина пар поднимает "ворота", а другие пары проходят под ними и наоборот.

5 - ый вариант. Чётное число пар стоит по кругу, каждые две пары расположены лицом по кругу. Одновременно все начинают двигаться по кругу, пары, идущие по часовой стрелке, образуют "ворота", другие пары проходят под ними и наоборот.

"Гребень"

Две линии, выстроившись, друг против друга, движутся навстречу. Руки исполнителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются друг с другом, и исполнители, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com