Коммуникативный тренинг "Сегодня быть лучше, чем вчера"

Коммуникативный тренинг "Сегодня быть лучше, чем вчера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnyy_trening_segodnya_byt_luchshe_chem_vchera.odt20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие

«Сегодня быть лучше, чем вчера»

Цель: развитие личностных качеств: самооценки, уверенности и в своих возможностях, умения управлять своим поведением и занимать активную жизненную позицию, получать и оказывать поддержку окружающим.

Материал: карандаши; ватман; цветная бумага; буклет «Как повысь уверенность в себе?»

Ход занятия

Вступительная  часть.

Ритуал приветствия

Представьте себе плохо настроенный музыкальный инструмент. Вам нравится его звучание? А теперь представьте, что этот инструмент настроили. Какие прекрасные звуки он станет издавать! Какое удовольствие получат окружающие! Так и человек. Настроился с утра позитивно, и день прошел ЗДОРОВО! Все получилось! Окружающие тоже довольны, и получают позитив от общения с ним!

Ключевые фразы позитивного настроя:

«Я смогу», «Я достоин», «У меня получится», «Я сделаю»

Упражнение «Рефлексия настроения»

Проводится в начале занятия.

«Дерево чувств».

Нарисовано дерево.            

 Приготовлены листочки разных цветов : оранжевый – радостное, тёплое;жёлтый – светлое, приятное;зелёный – спокойное;синий – неудовлетворённое;фиолетовый – напряжённое, тревожное;чёрный – упадок, уныние.

Задача: с помощью листочков выразить настроение и своё эмоциональное состояние.

Методика определения  эмоциональной самооценки (авт. Захаров А.В.)

Инструкция. Представьте, что изображенный на рисунке ряд кружков  – это люди.  Поставьте букву «я» в нужном кружке  укажите, где находитесь вы.

Нормой является указание на 3-4 круг  слева. В  этом случае человек адекватно воспринимает особенности своего «Я – образа, осознает свою ценность и принимает себя . При указании на 1-2 круг самооценка завышенная. При указании на круги далее 4-заниженная самооценка.

Мини-лекция

Отношение к самому себе, удовлетворенность собой и своей деятельностью вызывает определенные поведенческие реакции. Удовлетворенность своей деятельностью необходима  для успешного развития  эмоциональной устойчивости, для поддержания необходимого эмоционального  тонуса, чувства собственного достоинства.

Я предлагаю для развития положительного отношения к себе, самоодобрения сделать упражнение.

Упражнение «Похвала в свой адрес»

Необходимо закончить предложение.

«Сегодня я горжусь собой, потому что…»

Обсуждение упражнения.

Основная часть.

«Упражнение "Кто это?"

Я зачитаю достоинство кого-то из участников, а вы отгадайте кто это? Затем отметить, кто самый очаровательный, привлекательный, счастливый, уверенный в себе человек, кто любит себя, и принимает себя позитивно, таким какой он есть (у кого больше всего достоинств).

Предлагается разгадать кроссворд, в котором по вертикали написано слово «личность».Вопросы к кроссворду:

  1. Способность характера, организма в целом не поддаваться страху

Смелость.

5.    Я —имя женское, я — чувство,
Мой праздник — в феврале.
Живу в сердцах, живу я в душах,
И в воздухе витаю по весне
.
Любовь.

  1. Если люди тебя уважают,

Часто просят дать им совет,

И тебя очень многие знают,

Значит, завоевал …        

авторитет.

6.   Что ночью порой  не дает нам уснуть? « Иди расскажи!»– может твердо шепнуть.

Ну просто, друзья, детективная повесть! Так что это? Конечно же…Совесть.

  1. Деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца.

Творчество.

7.   Проявление  искренних добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

Доброта.

  1. Черта характера, которая говорит, насколько человек серьезно относится к обстоятельствам, обязанностям,  просьбам, да и вообще, к своей жизни.

Ответственность.

8.   Это смысл определенного времени то, к чему стремится человек.

Цель.

Я думаю, что вы согласны со мной, что быть настоящим, уважаемым и уверенным – значит обладать всеми этими качествами, которые мы с вами отгадали и таким образом, вспомнили.

Особым авторитетом пользуются люди, которые отказываются от своих интересов ради других людей, проявляют целеустремлённость и силу духа. Таких людей называют сильными личностями.

Игра «Мозговой штурм».

Играет одна команда. Задача – как можно больше дать ответов на вопрос: «Как можно использовать ложку?»Необходимо перечислить как можно больше способов её применения. Принимаются самые фантастические предложения, но запрещаются безнравственные, варварские способы применения. Игра длится 1 – 2 минуты.

Игра «Какой может быть апельсин?»

Играет другая команда. Задача – быстро назвать как можно больше слов о том, каким может быть апельсин. Игра длится 1 – 2 минуты.        

Игра  «Рассказ с одной буквой».Играют все команды одновременно.

Задача каждой команды – придумать как можно больше предложений, в которых все слова начинаются на одну букву.1-ая команда – на букву «п»;2-ая команда – на букву «м».

На выполнение задания даётся три минуты. Кто же составит самое длинное предложение?

Упражнение «Я в тебе уверен»

Объединитесь в пары. Сядьте друг против друга. Посидите некоторое время молча, просто глядя в глаза. Это трудно, не совсем привычно, но вы

Теперь по очереди высказывайтесь, каждый раз начиная фразу следующими словами: «Я уверен(а), что ты...». Например: «Я уверен(а), что ты поможешь мне, если мне будет нужно», «Я уверен(а), что ты никогда не скажешь обо мне плохо». Еще раз подчеркну, что вы говорите по одной фразе, передавая слово друг другу.

Рефлексия:

 Что вы чувствуете сейчас?

 Менялись ли ваши чувства на протяжении упражнения?

          Упражнение «Моих десять Я».

        Различают несколько «Я»:

«Я реальное»  – то, каким представляет себя человек на самом деле в данный момент;

«Я динамическое» – каким человек хочет стать;

«Я фантастическое» – каким человек видит себя в мечтах, каким бы он хотел стать, если бы это было возможно;

«Я будущее» –  каким человек может стать;

«Я идеализированное» –  каким человеку приятно было бы себя видеть;«Образ-Я» или «Я»-концепция – совокупность всех о себе представлений.

Наш внутренний человек, образ «Я» многогранен, он проявляет сам себя в разных ситуациях и обстоятельствах по-разному:

▪ на занятиях вы можете быть – «тихим и скромным»,

дома – «грозой семьи»,

▪ на улице – «хорошим другом»,

  • Есть «Я» – сознательное, которое чётко можно описать словами и осознать. Например, «Я»  – высокий, красивый.
  • Есть «Я» – неосознанное (я не знаю, почему, например, люблю запах розы).

Вы помните себя в прошлом, ощущаете в настоящем, представляете в будущем.

Учащимся предлагается написать на листочке бумаги 10 раз букву «Я» и дать определение этим Я, рассказывая о себе и своих качествах.

Затем участники должны проранжировать свои десять «Я» по степени их значимости.

Заключительная часть.

Притча «Карандаш»

Прежде чем положить карандаш в коробку, мастер отложил его в сторону.

— Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в своей руке.

Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать.

Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце.

Помните об этих правилах они вам,  помогут,  быть увереннее в себе, в своих действиях и в отношении к происходящему в жизни!Обсуждение.

Упражнение  «Похвали себя» 

Участники должны закончить предложение с позитивным настроем.

Примеры:

Меня  критикуют, значит я…..

Меня  критикуют, а я  мне пришла в голову отличная мысль….

Меня  критикуют, а  мне нравится в себе то, что я…

Меня  критикуют, а погода -  то….

Меня  критикуют, а я больше всего получаю удовольствие от…

Участники проговаривают свой позитивный момент.

Информирование: представьте себе любую неприятную ситуацию, в которую вы попадали (несправедливая, на ваш взгляд, критика со стороны руководителя). Попробуем проговорить ее и перевести на позитив.

Рефлексия: ваши ощущения во время выполнения упражнения.

Ритуал прощания «Связующая нить»

Раздача информационного буклета: «Как повысить уверенность в себе?»