Анализ опыта организации воспитания социальной активности профессионального самоопределения детей в студии эстрадно-цирковой пластики «Мега-Микс» МБУ ДО ДШИ № 2 г. Ульяновска

Ирина Анатольевна Андреева

Содержание.

Введение.

1.     Актуальность анализа опыта организации воспитания социальной активности профессионального самоопределения детей в студии «Мега-Микс».

2.     Предметное обучение в студии «Мега-Микс».

3.     Ступени роста и уровни освоения программ при реализации образовательного процесса в студии «Мега-Микс».

4.     Реализация совокупности форм и видов воспитывающей и творческой деятельности в студии «Мега-Микс».

5.     Основные условия реализации образовательных программ обучения и предпрофессиональной подготовки в студии «Мега-Микс».

6.     Результаты   обучения   в студии «Мега-Микс».

Заключение.


 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление культуры и организации досуга населения Администрации города Ульяновска

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская Школа Искусств №2

Методическая работа.

 Анализ опыта организации воспитания социальной активности профессионального самоопределения детей

в студии эстрадно-цирковой пластики «Мега-Микс».

Выполнила:

Преподаватель высшей

квалификационной категории

руководитель студии «Мега-Микс»
Андреева И.А.

                                                         

Содержание.

Введение.

  1. Актуальность анализа опыта организации воспитания социальной активности профессионального самоопределения детей в студии «Мега-Микс».
  2. Предметное обучение в студии «Мега-Микс».
  3. Ступени роста и уровни освоения программ при реализации образовательного процесса в студии «Мега-Микс».
  4. Реализация совокупности форм и видов воспитывающей и творческой деятельности в студии «Мега-Микс».
  5. Основные условия реализации образовательных программ обучения и предпрофессиональной подготовки в студии «Мега-Микс».
  6. Результаты   обучения   в студии «Мега-Микс».

Заключение.


Введение.

          Ключевой задачей сегодня является подготовка школьников к профессиональному и карьерному росту, формирование у них способности самостоятельно ставить цели и определять этапы их достижения, оптимально использовать при этом имеющиеся ресурсы. Необходимо актуализировать потребность у молодых людей в самореализации, обеспечить занятость, социализировать личность через труд.

       Профессиональная ориентация - это комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование стратегии профессионального самоопределения молодого человека, с учетом его склонностей, интересов, способностей и также потребностей рынка труда и общества в специалистах.

      В системе дополнительного образования детей учащийся самостоятельно выбирает интересующее его направление деятельности, добровольно посещают творческое объединение, секцию, кружок, усиливая собственную мотивацию в выборе профессии. Профориентация в УДОД связана с формированием творческого мышления, обеспечивая осознанность выбора, социализацию и социальную адаптацию развивающейся личности.

     Сущность самоопределения, самоосуществления, самотрансценденции, выражает смысл. При этом для человека важен именно процесс поиска смысла. Это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое «достижение». При творческом подходе к жизни смысл задается человеком заново, обусловливая превращение его подлинного субъекта самоопределения. Однако можно условно выделить варианты смысла самоопределения в качестве общих ориентиров самоопределяющейся личности. Основными векторами самоопределения является образ жизни и стиль жизни, которые могут стать основой размышлений личности о собственном профессиональном настоящем и будущем.

         Система дополнительного образования дает возможность обеспечить развитие личности ребенка, сделать первые профессиональные пробы в выбранном направлении. Так же можно   отметить такие преимущества дополнительного образования, как его добровольность, направленность и широкий спектр образовательных программ, что позволяет сделать вывод о значительном потенциале системы дополнительного  образования в организации допрофессиональной подготовки старшеклассников.

          Профессиональное самоопределение - сложный диалектический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде своего развития и самореализации таких, как приложение духовных и физических возможностей, формирование адекватных профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя в профессиональном выборе и образе себя как профессионала и др.

        Задачи дополнительного образования и социально-трудовой адаптации и профориентации пересекаются и дополняют друг друга и ведут к общей цели – обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, личности и профессионального самоопределения и творческого труда детей; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры.

        Блок дополнительного образования несет дополняющую функцию в обучающей, развивающей, коррекционной и адаптационной деятельности центра. Занятия в объединениях дополнительного образования позволяет детям познакомиться с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства.

        Видов профессий много, а еще больше специальностей. Поэтому столь важно обнаружение у человека совокупности свойств личности, необходимых для овладения группой исходных профессий. На начальном этапе профессиональной подготовки имеют значение общие способности, к которым относятся умственный кругозор, необходимый уровень умственного развития, инициатива и активность, наличие исходного уровня знаний. Всё это составляет комплекс показателей развития общих способностей, который в дальнейшем будет оказывать влияние на развитие специальных способностей.

   Система профессиональной ориентации учащихся, осуществляющая подготовку юношества к труду, выступает важным фактором развития личности, обретения ею зрелости. Профессиональное самоопределение представляет собой процесс, целеориентированный на развитие личности. Следовательно, разработка вариативных систем профессиональной ориентации, учитывающих индивидуальные особенности человека, тендерные различия, мотивации, выступает одним из основных средств, потенцирующих развитие личности. Возможности профессионального выбора расширяются в условиях интеграции общего и дополнительного профессионального образования.

     Проблема личностно-профессионального самоопределения решается на государственном, общественном и личностном уровнях в контексте взаимосвязи концептуальных и практико-ориентированных оснований в рамках организации вариативных моделей профессиональной ориентации учащихся в соответствии с типом учебного заведения.

2. Актуальность анализа опыта организации воспитания социальной активности профессионального самоопределения детей

в студии «Мега-Микс»

Актуальность заявленной темы обусловлена следующими аспектами:

-Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах. Для успешной реализации профориентационных задач необходим научно обоснованный подход к организации процесса профессиональной ориентации учащихся, учитывающий специфику учреждений дополнительного образования, изменяющиеся социально‐экономические условия, индивидуально‐личностные особенности детей, особенности образовательного процесса в данных учреждениях;

- Так же возможностью передачи накопленного опыта в работе по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению, нацеленному на дальнейшее образование по цирковому искусству, танцу, спортивным дисциплинам таким как: гимнастика, акробатика., по формированию начальной профессиональной компетентности включающей до-статочное знание предмета, умение и навыки практической деятельности по формированию творческой деятельности, по созданию условий для подготовки к продолжению обучения на уровне среднего и высшего профессионального образования.

          Новизна данной работы обусловлена тем, что предпринимается попытка рассмотреть  дополнительное образование, как  совокупность фак-торов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи, на примере  организации допрофессинальной подготовки учащихся в студии эстрадно-цирковой пластики    «Мега-Микс» МБУ ДО ДШИ № 2

      Теоретическая значимость данной работы в том, что для успешной реализации профориентационных задач необходим научно обоснованный подход к организации процесса профессиональной ориентации учащихся, учитывающий специфику учреждений дополнительного образования, изменяющиеся социально‐экономические условия, индивидуально‐личностные особенности детей, особенности образовательного процесса в данных учреждениях. Системный подход позволяет рассмотреть профессиональную ориентацию в учреждениях дополнительного образования детей как социально‐педагогическую  систему.

       

       Практическая значимость данной работы дает возможность  педагогам дополнительного образования и преподавателям детских школ искусств на примере студии эстрадно-цирковой пластики «Мега-Микс»,  в рамках своих образовательных программ, разработать многоуровневую систему целостной профориентации и самоопределения каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и личностные предпочтения.
       В данной работе представлен анализ работы и опыт организации образовательного процесса, творческой деятельности и применения практических навыков в объединении «Мега-Микс».

     Программы допрофессиональной подготовки  реализуемые в процессе обучения преподавателями МБУ ДО ДШИ № 2 позволяют детям ознакомиться с той или иной сферой жизнедеятельности людей, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессий, получить основы знаний и мастерства, в том числе сопряженные с определенными профессиональными-квалификационными требованиями.

    Студия эстрадно-цирковой пластики «Мега-Микс» создана в 2012 году  на базе МБУ ДО ДШИ № 2 с целью выявления и объединения одаренных детей в творческий коллектив циркового искусства, ориентированный на воспитание художественных и творческих способностей учащихся, а так же физическое развитие и укрепление здоровья детей.

      Необходимость создания студии обусловлена интересом детей к  данному виду искусства, его демократичностью, дающей возможностью каждому ребенку раскрыть свои творческие способности.

             Целевое назначение студии- создание условий для формирования профессионально значимых знаний, умений, навыков, необходимых для занятий по цирковому искусству согласно образовательной программе, ориентирование воспитанников на дальнейшее обучение по выбранному направлению.

      Студия эстрадно-цирковой пластики «Мега-Микс» осуществляет свою деятельность на основе принципов:

- доступности  обучения; добровольности и инициативы членов студии.

- использования  индивидуального  подхода  к  каждому  ребенку  для  оптимальной  возможности  усвоения   учебной  программы;

- постепенности  в  овладении  мастерством;

- сочетания  желаний  ребенка  и  требований  преподавателей;

- дифференцированный подход    в обучении  различным  жанрам.

    У студии есть свой Устав, эмблема, традиции.

     Руководителем коллектива является Андреева Ирина Анатольевна - преподаватель высшей квалификационной категории, обладатель звания "Лучший педагог" и сертификат на публикацию статьи о деятельности педагога и коллектива в газете "Музыкальный клондайк" в рубрике "Лучшие педагоги 2016 года", Вресена в почетную книгу «Лучшие педагоги России».    

     Ученики студии неизменно показывают высокий уровень подготовки. Результатами успешного обучения являются победы воспитанников студии на творческих конкурсах всех уровней. Достижения учеников студии отмечены наградами и премиями.

    Студия эстрадно-цирковой пластики «Мега-Микс» сплоченный сильный коллектив. Ребята относятся друг к другу с уважением и заботой. Они заинтересованы своим любимым занятием и стремятся узнать больше нового, чтобы лучше развивать свои способности. Учащиеся ответственно подходят к занятиям и массовым мероприятиям, всегда готовы помочь друг другу и младшим товарищам. У детей хорошо развиты коммуникативные навыки, они легко общаются не только внутри коллектива, но и вне его.

      Высокую оценку работы коллектива подтверждают благодарственные письма от депутатов Ульяновской городской думы, Начальника управления образования г. Ульяновска, комитета по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации г. Ульяновска, ОГБУК Ульяновская областная библиотека для детей и юношества им. С.Т. Аксакова, Централизованной клубной системы.

  В 2016 году коллектив был удостоен Благодарственным письмом Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова.

     Студия эстрадно-цирковой пластики «Мега-Микс» постоянный участник городских, областных мероприятий, благотворительных концертных программ. таких как: Рождественский фестиваль, Фестиваль «Легенды земли Симбирской», «Ночь искусств», агитпоезд «За здоровый образ жизни и здоровую, счастливую семью», «Пасхальная радость для всех», Международного форума "iВолга", День воздушного флота России», 100-летие Ульяновского патронного завода, «Дни славянской письменности и культуры», Православный фестиваль имени Святого Николая-Чудотворца «Живой родник моей Руси», всероссийский фестиваль «Поволжская глубинка».

   

      Студия эстрадно-цирковой пластики «Мега-Микс» лауреаты городских, областных, всероссийских и международных конкурсов:

Всероссийский театральный конкурс-лаборатория «Сказка сказок»  

г. Великий Устюг;

Областной фестиваль талантов "Звезда авиации";

Городского конкурса «Юные таланты»;

Городской конкурс талантливой молодежи  «Рояль в кустах»;

Областной фестиваль «Высший пилотаж»;

Международный конкурс «Надежды Европы»;  

Региональные Дельфийские игры;

Международный конкурс «Звездный континент»;

Международный конкурс «Волга в сердце впадает мое»;

Международный фестиваль-конкурс детского, юношеского и взрослого творчества «Твой успех»;

III Открытый фестиваль театральных коллективов "Открытый занавес";

Международный конкурс «Секрет успеха»;

Международный конкурс «Битва талантов»;

Международный конкурс «Виктория»;

Международный конкурс «Высокий полет»;

Международный конкурс «Вершина мастерства»;

Международный конкурс «Время побед»;

Международный конкурс "Золотая лестница";

Международный конкурс "Звездный континент".

Всероссийский конкрс «Наследие России».

        Воспитанники студии «Мега-Микс» внесены в электронный сборник одаренных и способных детей "Радуга талантов. Ульяновск 2016-2017".

       В 2017 году 8 участников коллектива были награждены   премией талантливым детям, обучающимся в Школах искусств, от главы города Ульяновска, по итогам участия и побед в конкурсах за период 2014-2016 гг.

2.  Предметное обучение в студии «Мега-Микс».

     Предметное обучение в студии «Мега-Микс» проходит по нескольким образовательным программам разного уровня подготовки.    

  • Дополнительная образовательная программа «Обучение детей   ритмической гимнастке» (для подготовительных групп). 

Срок реализация образовательной программы: 2 года.  

Автор: преподаватель высшей квалификационной категории Андреева И.А.

Программа рекомендована для детей  от 7 до 8 лет. В учебном процессе используются групповые и индивидуальные  формы обучения.

    Данная образовательная программа составлена специально для цирковой студии в учреждении дополнительного образования. Она позволяет при прохождении курса обучения, не только развивать в детях творческие способности и давать определенные навыки и умения циркового мастерства, но и соблюдать преемственность обучения, т.к. в учебном процессе педагог опирается на учебно – тематический план, соответствующий году и программе обучения.

В процессе реализации данной программы дети получают начальную хореографическую подготовку;  проходят курс корригирующей гимнастики, для устранения и предупреждения нарушений в осанке; учатся работать с реквизитом; проходят курс общей физической подготовки для дальнейшего обучения в основной группе студии.

Данная программа дает базовые знания, умения и навыки  в цирковом искусстве. В процессе обучения дети учатся не только работе с реквизитом, но  и хореографии, и изучению элементов художественной гимнастики, и упражнениям для развития ритма, и изучению акробатических прыжков, и многому другому. Программа направлена на развитие у ребёнка интереса к творчеству, проявление своей индивидуальности, возможности самовыражения, проверку своих творческих способностей.

Цель программы: укрепление здоровья и развитие художественных способностей детей, пропаганда здорового образа жизни.

Задачи программы:

Обучающие:

- дать базовые знания теории циркового искусства;

- обучать детей работе с реквизитом;

- обучать детей владению своим телом.

Развивающие:

- развивать внимание, зрительную память;

- развивать координацию движений;

- развивать чувство ритма;

- развивать пластичность;

Воспитательные:

- воспитывать  усидчивость, упорство,  трудолюбие, самоконтроль и чувство коллективизма.

Содержательная часть программы включает в себя семь  основных блоков:

Вводное занятие;

корригирующая гимнастика;

акробатика, гимнастика;

ритмика;

работа с реквизитом;

общее физического развитие;

заключительное занятие.

Основные блоки способствуют приобретению знаний, умений и навыков цирковому искусству, владению своим телом, координации движений.

       В процессе реализации данной программы дети получают начальную хореографическую подготовку;  проходят курс корригирующей гимнастики, для устранения и предупреждения нарушений в осанке; учатся работать с реквизитом; проходят курс общей физической подготовки для дальнейшего обучения в основной группе студии.

  • Дополнительная   общеразвивающая  образовательная программа  «Цирковой калейдоскоп». 

Срок реализации программы 4 года.

Автор: преподаватель высшей квалификационной категории Андреева И.А.

Общеразвивающая образовательная программа «Цирковой калейдоскоп»  включает в себя  дисциплины:

-теория циркового искусства;

-гимнастика, акробатика;

-общефизическая подготовка;

-воздушная гимнастика;

-оригинальный жанр;

-танец;

-ритмика;

-основы сценического движения. 

Программа рекомендована на возрастной  диапазон  учащихся от 8 до 15  лет.

      Цель  программы:  пропаганда  здорового  образа  жизни,  развитие  творческих   способностей  ребенка,  физическое  совершенствование  и  укрепление  здоровья,

      Задачи:

- Изучение истории  циркового искусства.

- Комплексное развитие двигательных качеств.

- Развитие  физических  качеств:  силы  и  выносливости.

- Овладение   акробатическими  движениями  и  прыжками.

- Изучение  элементов  художественной  гимнастики

- Овладение    элементами  воздушной  гимнастики.

- Овладение  разнообразными  видами  оригинального  жанра.

- Овладение  основами  различных направлений  танца.

- Изучение основ сценического движения  на репетиции  концертных композиции для успешного выступления перед зрителями.

     Для успешного освоения и закрепления сложных трюковых упражнений в процессе обучения преподавателями используются различные упражнения и методики.

  • Упражнения для развития координации.
  • Общеразвивающие упражнения.
  • Упражнения для развития ловкости.
  • Спортивно-подвижные игры.

Методы:

  • процесс обучения строится на сознательном уровне усвоения знаний и навыков;
  • любое задание должно соответствовать степени подготовленности к нему и возрастных особенностей участников студии;
  • использование индивидуального подхода  к каждому ребенку для оптимальной возможности усвоения данной программы;
  • сочетание желаний ребенка и требований педагога.

        В учебном  процессе студии по данной программе  используются коллективные: групповые и  по подгруппам, а также индивидуальные  формы  обучения, для отработки сложных технических упражнений и репетиции концертных номеров.

        Обучение основам сценического движения позволяет полноценно создавать пластический образ концертной композиции; ее характер, темп и ритм движений и внешнее исполнение каждого движения.

       Общеобразовательная программа «Цирковой калейдоскоп»   предполагает приобретение  углубленных  знаний  по  теории цирка,   формирование и развитие практических  навыков  циркового  мастерства.

  • ФГТ. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области циркового искусства «Искусство цирка».  

Срок реализации программы 8 лет.

ФГТ разработаны с учетом:

обеспечения преемственности программы "Искусство цирка" и основных профессиональных образовательных программ среднего и высшего профессионального образования в области циркового искусства;

сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

ФГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:

выявление одаренных детей в области циркового искусства;

создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

приобретение детьми знаний, умений и навыков в области циркового искусства (акробатике, гимнастике, жонглировании и др.);

приобретение детьми опыта творческой деятельности;

овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области циркового искусства.

      Учебный план программы "Искусство цирка" предусматривает следующие предметные области:

- цирковое исполнительство;

-теория и история искусств

и разделы:

консультации;

промежуточная аттестация;

итоговая аттестация.

ФГТ ориентированы на:

воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональную образовательную программу в области циркового искусства;

выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

3. Ступени роста и уровни освоения  программ при реализации образовательного процесса в студии «Мега-Микс».

  • Дополнительная образовательная программа «Обучение детей   ритмической гимнастке» для подготовительных групп со сроком реализации 2 года.

     За период обучения в этой группе дети должны укрепить здоровье, знать базовые знания теории циркового искусства, уметь работать с реквизитом, владеть своим телом, иметь зрительную память, чувство ритма, координацию движений, пластичность; иметь такие качества как  усидчивость, упорство,  трудолюбие, самоконтроль и чувство коллективизма.

Уровни освоения программы:

     Высокий уровень. Безошибочное знание терминологии, уверенная работа с реквизитом, уверенное владение своим телом, безошибочное выполнение элементов гимнастики, музыкальность и ритмичность.

    Средний уровень. Допущение небольших ошибок в терминологии, недостаточно уверенный показ работы с реквизитом, допущение незначительных ошибок, но самостоятельное их исправление; музыкальное, но ритмически не точное исполнение.

    Низкий уровень. Слабое выполнение упражнений; неумение правильно произнести и классифицировать термин; неуверенность в показе элементов художественной гимнастики.

По окончании освоения программы рекомендуется продолжить обучение по общеразвивающей образовательной программе «Цирковой калейдоскоп» .

  • Дополнительная  образовательная программа  «Цирковой калейдоскоп» со сроком реализации 4 года

1 год обучения:

- Ознакомление  и  привитие  интереса  к  данному  виду  деятельности  и  воспитание  трудолюбия.

- Развитие  физических  качеств:  гибкости,  силы, выносливости, ловкости.

- Овладение  основными  приемами  сценического  движения и  простейшими формами цирковых жанров.

Второй  и  третий  годы  обучения:

- Повышение  уровня  всесторонней  физической  подготовки;  совершенствование  силы,  гибкости,  ловкости,  координации  движения.

- Развитие  моральных  и  волевых  качеств.

- Изучение  основных  элементов  гимнастики,  акробатики,  танца  и  от-работка  техники  сценического  движения.

- Приобретение  опыта  участия  в  концертных  программах.

Четвертый и год обучения:

- Работа над усложнениями в выполнении акробатических упражнений, трюков с реквизитом и на снарядах.

- Укрепление здоровья, обучение приемам самоконтроля самочувствия во время занятий.

- Работа учеников над собственными номерами и доведение их до высокого уровня исполнения.

- Самостоятельное составление цирковых композиций различных жанров и комплексов упражнений по акробатике и ритмике.

       На теоретических  занятиях  учащиеся получают  знания по истории развития  русского  цирка,  терминологии циркового  реквизита, движений и элементов.  Знакомятся с биографиями  выдающихся  цирковых  артистов  и  семейных  династий.  Развивают  умение  правильно  составить  конспект  цирковой  композиции,  учитывая  все  составляющие  и  основные  правила,  допуская  при  этом  творческую  импровизацию.   Выбор  темы  композиции  произволен.

       Чтобы привлечь внимание детей к цирковому искусству, рассказывается о том как цирк  объединяет разнообразные  по происхождению, форме, характеру и содержанию виды зрелищ: акробатику, гимнастику, воздушную гимнастику, танец, пантомиму, театр малых форм,  о происхождении цирка, о самых ранних цирковых аттракционах: конных и пантомимных представлениях. Учащиеся вместе с преподавателем  могут проследить развитие цирка от балаганных и народных празднеств до ярких, технически сложных, фееричных зрелищ наших дней. На примере выдающегося комика Юрия Никулина знакомятся с историей  развитии советской  клоунады, узнают  о  цирковых   династиях русского цирка, семье Никулиных и династии эквилибристов на шестах Милаевых.  

   

     После теоретических занятий учащиеся могут объяснить названия, значение и смысл  цирковых терминов: жанров, реквизита, трюков, снарядов. Самостоятельно  рассказать о  значении ритмической гимнастики на занятиях, полноценно понимая структуру разминочного блока. Педагог старается научить учащихся  самостоятельно составлять комплексы в заданном возрастном диапазоне, при этом самостоятельно подбирая нагрузку и ритм.  Для диагностики знаний учащихся  используются   контрольные тесты текущей диагностики 4-х уровней.

 В  конце  каждого  учебного  года  учащиеся  проходят контрольные тесты,  результаты  которых  заносятся  в  табель.

  • ФГТ. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области циркового искусства «Искусство цирка».  

       Срок освоения программы "Искусство цирка" для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

       Срок освоения программы "Искусство цирка" для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области циркового искусства, может быть увеличен на 1 год.

     Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов:

- Акробатика:  сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать основные элементы акробатики (прыжки, кульбиты, каскады, произвольные прыжки, темповые упражнения) для подготовки и создания сольного или группового номера; знание жанрового разнообразия в акробатике: партерной, плечевой, вольтижной, прыжковой, силовой и др.; знание профессиональной терминологии; навыки техники безопасной работы (пассировки); навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста или участника циркового номера в жанре акробатики.

- Гимнастика: знание основ техники безопасности (пассировки); знание основного гимнастического реквизита (кольца, турника, трапеции, каната, рамки, полотна и др.); сформированный комплекс навыков и умений в области сольного или коллективного участия в цирковом номере (представлении) - элементы упражнений на снарядах и аппаратах;

навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста или участника циркового номера в жанре гимнастики.

- Жонглирование: сформированный комплекс знаний, умений и навыков в использовании технических приемов жонглирования различными предметами (булавами, кольцами, шарами, мячами, шляпами, тростью, ракетками, веревками с тяжестью на концах) для создания сольного или группового номера в жанре жонглирования; знание основ техники безопасности в использовании жонглерского реквизита; знание профессиональной терминологии; навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста или участника циркового номера в жанре жонглирования.

- Театральные игры: знание видов и типов игр; знание основных приемов и средств воплощения игровой ситуации; умение объяснять правила проведения игры; умение координировать свои действия с участниками игры; навыки коллективного творчества при реализации события в игровом задании; навыки владения голосом, средствами пластической выразительности при создании игрового образа; навыки координации движений.

- Основы мастерства актера: овладение основами актерского искусства с учетом специфики циркового искусства; навыки исполнения трюка в цирковом номере, как средства воздействия на зрителя; овладение элементами органического действия, развитие обостренного внимания, сосредоточенности, организованности, активности, наблюдательности и зрительной памяти, фантазии; навыки взаимодействия с партнерами при участии в групповом номере; навыки общения со зрительской аудиторией.

- Ритмика и танец: умение эмоционально выразительно выполнять ритмические упражнения; умение согласовывать ритмические движения со строением музыкального произведения, распределять их во времени и пространстве; навыки выполнения парных и групповых упражнений; знание основной терминологии в области хореографического искусства; знание элементов и основных комбинаций классического и народного сценического танцев; знание средств художественной выразительности при создании образа в танцевальном жанре; знание принципов взаимодействия музыкальных и танцевальных выразительных средств; умение исполнять элементы и основные комбинации классического и народного сценического танцев; навыки исполнения элементов классического и народного сценического танцев.

- Хореография: овладение основами классического, народного, историко-бытового и современного танца с учетом специфики циркового искусства.

- Подготовка цирковых номеров: умение осуществлять подготовку концертных номеров под руководством преподавателя; навыки по применению полученных знаний и умений в практической работе на сцене при исполнении циркового номера.

- Беседы об искусстве: первичные знания об особенностях использования выразительных средств в области циркового, театрального, музыкального и изобразительного искусства; знание произведений в области циркового, театрального, музыкального и изобразительного искусства; навыки эмоционально-образного восприятия произведений циркового, театрального, музыкального и изобразительного искусства.

- История циркового искусства: первичные знания о роли и значении различных видов искусств (циркового, изобразительного, театрального, музыкального) в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека; знания основных исторических периодов развития отечественного и зарубежного циркового искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, музыкального), основные направления развития цирковых жанров; знания особенностей национальных традиций цирковых жанров; знания основных цирковых терминов; сформированный комплекс знаний о цирковом искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к цирковому искусству.

Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу "Искусство цирка" в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.

При приеме на обучение по программе "Искусство цирка" образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие физических данных (роста, веса, пропорций тела), а также пластических (гибкости, растяжки) и музыкальных (слуха, ритма, памяти) способностей.

ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы "Искусство цирка", разработанной образовательным учреждением на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

1) Исполнение циркового номера;

2) История циркового искусства.

   Выпускной экзамен "Исполнение циркового номера" может проходить в виде исполнения сольного циркового номера, участия в групповом цирковом номере, или выполнения программных требований по выбранному жанру циркового искусства.

      При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

- знание профессиональной терминологии;

- знание истории возникновения цирковых жанров;

- знание основных периодов развития циркового искусства;

- знание основ безопасной работы на манеже или в зале;

- умение пользоваться различным реквизитом;

- навыки репетиционной работы (разминка, разогрев, растяжка, подкачка);

- навыки владения цирковыми жанрами для создания художественного образа в цирковом (сольном или групповом) номере;

- наличие кругозора в области циркового искусства и других видов искусств.

      По итогам выпускного экзамена выставляется оценка "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.

     

4. Реализация совокупности форм и видов воспитывающей и творческой деятельности  в студии «Мега-Микс».

     Специфика  обучения  в  студии  заключается  в  сочетании комплекса задач.  При проведении  учебных занятий преподавателями ставятся и выполняются следующие задачи:

•        Оздоровительные -  укрепление  здоровья,  развитие  отдельных  мышечных  групп  и  всей  мышечной  системы;  выработка  правильной  осанки,  походки;  устранение  и  предупреждение  функциональных  отклонений;  повышение  жизнедеятельности  организма.

•        Воспитательные – воспитание моральных качеств: силы,  настойчивости, упорства,  инициативности,  дисциплинированности.  

•        Обучающие -  обучение технике выполнения  цирковых трюков в различных жанрах.

•        Развивающие - дать возможность детям максимально проявить свою индивидуальность в выбранном виде деятельности

•        Творческие -  научить  учащихся  создавать  сценический  образ  при  помощи  тела, движения, речи, жеста, мимики, концертного  костюма, самостоятельно составлять цирковые композиции для своих выступлений и комплексы упражнений для занятий.

•        Экспериментальны - поиск  эффективных  методик  развития  творческих  способностей,  физического  развития,

•        Практические - показ  концертной  программы, выступление на  фестивалях и участие в конкурсах.

        Учебные  занятия  в цирковой студии сочетаются  с  творческой  практикой выступления на сцене.  Обучение в студии по образовательным программам позволяет при прохождении курса обучения, не только развить в детях творческие способности и дать определенные навыки и умения циркового мастерства, но соблюдать преемственность обучения, т. к.  в учебном процессе педагог опирается на учебно-тематический план, соответствующий году и программе обучения.  На занятиях  в  студии  эстрадно-цирковой  пластики  учащиеся  овладевают  и  совершенствуют  навыки  циркового  искусства;  получают начальную хореографическую  подготовку;  проходят  курс  корригирующей  гимнастики,  для  устранения  и предупреждения  нарушений  в  осанке;  учатся самостоятельно  составлять  цирковую  композицию,  учитывая  индивидуальные  особенности,  творческие способности  и  свои  желания.

    В течение  всего  курса  обучения  учащиеся  знакомятся  с  теоретическими  положениями,  развиваются  духовно и физически,  укрепляют здоровье, совершенствуют  свое  мастерство,  участвуют  в  смотрах  творчества  учащихся  и  концертных  программах, фестивалях, конкурсах.  Также приобретают    навыки  по технике выполнения основных трюков параллельно в различных жанрах. В дальнейшем работа идет над собственными номерами  и самостоятельным составлением цирковых композиций.

      Для повышения результативности на занятиях и определения физических возможностей ребенка, перед приемом детей в цирковую студию,  проводится входящая  диагностика по определению уровня развития двигательных качеств у ребенка, музыкального ритма.

      Согласно Уставу МБУ ДО ДШИ № 2, в учебном  процессе студии эстрадно-цирковой пластики   используются коллективные: групповые и  по подгруппам, а также индивидуальные  формы  обучения, для отработки сложных технических упражнений и репетиции концертных номеров.

      Если занятие проходит по базовым упражнениям или темам, когда необходимо проработать групповые упражнения или общий ритм у группы, тогда эффективнее проводить занятие со всей группой. В тех случаях, когда отрабатывается партнерская страховка, парные элементы или готовится  концертный номер с участием нескольких учеников, нужно проводить занятия по подгруппам т.к. преподаватель имеет возможность уделить больше  внимания каждому ученику.    Иногда возникает  необходимость  поработать  преподавателю с  учеником  индивидуально. Показаниями для этого могут быть различные причины.  Например, преследование коррекционной  цели,  или  же  более   тщательное  и  грамотное  исполнение  творческой  задачи, что способствует созданию концертной композиции, полностью раскрывающей индивидуальность каждого ученика. Так же индивидуальное занятие позволяет в полной мере соблюдать технику безопасности при выполнении сложных акробатических упражнений или упражнений на воздушных снарядах, для предупреждения травматизма.

Преподаватель,  проводящий  учебно-тренировочное  занятие,  несет  прямую  ответственность  за  охрану  жизни  и   здоровья  занимающихся  и  обязаны:

- перед  началом  занятий  провести  тщательный  осмотр  места  проведения  занятий,  убедиться  в  исправности  спортинвентаря,  надежности  установки  и  укрепления  оборудования,  соответствии  санитарно-гигиенических  условий  требованиям, предъявленным  к  месту  проведения  занятия  настоящей  инструкцией,  инструктировать  учащихся  о  порядке,  последовательности  и  мерах  безопасности при выполни  физических  упражнений.

- обучать  занимающихся  безопасным  приемам  выполнения  физических  упражнений  и следить  за  соблюдением  учащимися  мер  безопасности,  при  этом  строго  придерживаться  принципов  доступности  и  последовательности  обучения.

- по результатам  медицинских  осмотров  знать  физическую  подготовленность  и  функциональные  возможности  учащегося.

- при появлении у  учащегося  признаков  утомления  или  жалобе на недомогание  и  плохое  самочувствие  немедленно  направить  его  к  врачу.

     К  занятиям допускаются учащиеся  только  при  наличии  медицинского  допуска. Учащийся  должен  приходить  на  занятия  согласно  расписания,  за  15-20  минут  до  его  начала. Посещать  занятия  разрешается  воспитанникам  только  при  наличии  спортивной  формы,  которая  должна   соответствовать  требованиям.  Без  разрешения  педагога  ученики  не  могут  входить  в  зал  для  занятий,  а  также  покидать  его.  Учащимся  запрещается  бегать  по   залу  для  занятий,  выяснять  отношения  и  хулиганить.

Воспитанникам, во  избежание  различных  травм  категорически  запрещается:

 - без  основной  разминки  выполнять    акробатические  упражнения;

  - без  страховки  выполнять  сложные  физические  упражнения  и  упражнения  с  реквизитом.

  - без  разрешения  педагога  подниматься  на  воздушные  снаряды, брать  цирковой  реквизит и спортинвентарь.

-  Воспитанники  в   группе  должны  поддерживать  рабочую  дисциплину – точно  выполнять  задания  педагога.

Для  того,  чтобы  занятия  приносили пользу  здоровью,  а  также  для  предотвращения  травматизма  на  уроках,  введен  обязательный  медицинский  контроль  учеников.

    В  начале  учебного  года  все  ученики  проходят  профилактический  осмотр  у  врачей:   получают  медицинскую  справку  о  состоянии  здоровья  и  при  положительном  результате  о  годности,  зачисляются  в  студию.   Такой  профилактический  осмотр  ученики  проходят  ежегодно.  Помимо  этого, после  перенесенного  заболевания, ученику  необходимо  принести  справку  от  профилирующего  врача  с  разрешением  приступить  к  занятиям.  

   Кроме  регулярных  осмотров  у  врача,  ученикам  рекомендовано  ежедневно  контролировать  состояние  своего  организма, осуществлять  самоконтроль.  Прислушиваясь  к  работе  своего  организма,  проводя  элементарные  замеры  его  показателей,  ученик сначала с помощью педагога, а потом и самостоятельно  может    грамотно  и  объективно  оценить  свои  возможности,  определить  сдвиги,  произошедшие  в  организме  в  процессе  регулярных  занятий,  тем  самым  предупредить  перегрузку  и  переутомление.  Наиболее  целесообразно  для  этого  вести  дневник  наблюдений,  в  который  могут  входить  следующие  показатели:  самочувствие,  сон,  пульс, потоотделение. Желательно  фиксировать  заболевания  (простуду,  травмы),  появление  мышечной  боли  и  болей  в  сердце.  

     Педагог регулярно проверяет  дневник, соотнося эти данные со своими наблюдениями. Это  важно  для  дозирования  физической  нагрузки.

5.Основные условия реализации образовательных программ и предпрофессиональной подготовки в студии «Мега-Микс».

    С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ОУ должно создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

- выявления и развития одаренных детей в области циркового искусства;

- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (цирков, филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

- организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства;

- использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития циркового искусства и образования;

- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

- построения содержания образовательных программ с учетом индивидуального развития детей.

Для получения высокого уровня образования для учеников студии «Мега-Микс» созданы условия для занятий:

1. Наличие учебного  класса    для  теоретических  занятий,  спортивного  зала     для  физической  подготовки, оборудованного  концертного  зала  (сцена)   для  работы  над  составлением  концертных  композиций.

2. Наличие фонда  спортивного  оборудования,  циркового  реквизита,  аудио  и  видеоматериалов, средств мультимедиа,   специальной  литера-туры,  музыкальной  аппаратуры  и  концертных  костюмов.

      Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.  Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, просмотры видеоматериалов по цирковым жанрам, посещение ими учреждений культуры (цирков, филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях, в культурно-просветительской деятельности ОУ.

       Реализация программы "Искусство цирка" обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ.

        Реализация образовательной программы обеспечивается высоким уровнем профессиональной квалификации преподавателей.

        Преподавателями студии   проводится  большая  организационно-массовая  работа.  Комплектование групп,  выборы  актива,  написание устава, положения, выбор эмблемы, совместное  с  учениками  оформление помещения для занятий, стендов и  наглядных  пособий, все это позволяет решать воспитательные задачи по сплочению коллектива.  Проведение  различных  викторин  с  тематикой  об  истории  и  развитии  цирка, праздничных мероприятий поможет более быстрой адаптации каждого ребенка в группе.  

    Для  привлечения  внимания  к  цирковому  искусству,  к  истории  цирка,  для  более  углубленного  ознакомления  учеников  с  предметом  изучения  на  занятиях,   воспитанникам  рекомендуются книги,  где  в  увлекательной  и  непринужденной  форме  изложены  любопытные  истории  о  цирке.

    Обучение цирковому  мастерству  предполагает  многообразие  используемого  реквизита  и  инвентаря, а также  насыщенность  наглядных  средств  и  пособий:

- для акробатических и гимнастических занятий: гимнастические  и акробатические дорожки,  гимнастические  маты, трамплин для прыжков,  шведская  стенка;

- для  занятий  оригинального  жанра: обручи  большие  и  маленькие, мячи  разных  размеров,  булавы  цирковые,  ракетки  теннисные,   скакалки  разной  толщины  и  длины,  цирковые  скакалки,  тросточки,  реквизит  для  иллюзионных  номеров,  реквизит  для  жонглирования и антипода, реквизит для баланса и т.д;

- для  занятий  силовой  подготовкой: гири, штанги и гантели разной  весовой категории;  

 - воздушные  снаряды: кольцо, трапеция, корд-де-парель, канат спортивный, «Римские кольца»,  страховочное оборудование, лонжа подвесная и ручная:

 - для репетиций концертных номеров: магнитола, флеш-носители.

        В  учебном  классе  ученикам  для  пользования  предоставлена  библиотека  с  книгами  о  спорте, цирке, периодические  издания  с  соответствующей  тематикой;  дидактический  материал,  наглядные  пособия,  фотоальбомы  с  фотографиями  учеников,  стенды, рассказывающие  историю  развития  студии.  При подготовке  к  занятиям  педагоги  подбирают  и  прослушивают  фонограммы.  Создана фонотека с музыкальными  записями  для  использования  на  уроках  и  выступлениях.

        Учебные  занятия  и  концертные  выступления  преподаватели   записывают  на  видео.  Создана  видеотека с записями тренировочного процесса и концертных выступлений..  Совместный просмотр  с  учениками  видеозаписей  выступлений  и  занятий, позволяет  преподавателю  более  точно  определить  направление  в  своей  дальнейшей  работе.

       В  своей  работе  педагоги цирковой  студии используют  специальную  литературу  по  различным  видам  спорта,  физическому  развитию  детей,  литературу  по  корригирующей  гимнастике, хореографии и  цирковому    искусству, а также  периодическую и научно-популярную  литературу; журналы  «Эстрада  и  цирк», «ФиС», брошюры  серии «Физкультура  и  спорт».  Во  время  подготовки  к  учебным  занятиям  с  учениками,  для  повышения  своего  профессионального  уровня, педагоги  приобретают  и  изучают  специальные  издания  книг  и  экспериментальных  методик  творческого  развития  детей.  

      Для  привлечения  внимания  к  цирковому  искусству,  к  истории  цирка,  педагоги  рекомендуют  воспитанникам    книги,  где  в  увлекательной  и  непринужденной  форме  изложены  любопытные  истории  о  цирке  и  цирковых  артистах.  Чтение  таких  книг  помогает  детям,  более подробно  ознакомится  с  дисциплинами,  изучаемыми  на  занятиях.  

   

  • Литература,  используемая  педагогами  при  подготовке     к  занятиям.

1. Р.В. Тонкова-Ямпольская «Основы медицинских  знаний» - М.: Просвещение, 1990 г.

2.        Л.Л. Венгер  «Психология»  - М.: Современник, 1988 г.

3.        В.Л. Крутецкий  «Психология» - М.: Советская Россия, 1991 г.

4.        С. В. Петров «Работа  с танцевальным  коллективом» - М.: Искусство, 1987 г.

5.        Н.В. Васютин  «Выступают  юные  гимнасты» - М.: Физкультура и спорт, 1989 г.

6.        С.В. Кожевников «Акробатика» - М.: Советский спорт, 1986 г.

7.        «Основы  сценического  движения. Пособие для культ. просвет и театр. училищ» под ред. И.О.Коха - М.: Просвещение, 1976 г.

8.        Б.М.Собинов, «Танцующая гимнастика» - М.: Советская Россия,

    1972 г.

9.        В.М.Пасютинская, «Волшебный мир танца: Кн. для учащихся» - М.: Просвещение, 1985 г.

10.        В.М.Смолевский, В.Н.Курысь, «Вольные упражнения мужчин» - М.: Физкультура и спорт, 1976 г.

11.        В.В. Палыга, «Гимнастика: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов по спец. №2114 «Физ. воспитание» - М.: Просвещение, 1982 г.

12.        Н.А.Фомин,  Ю.Н.Вавилов, «Физиологические основы двигательной активности» - М.: Физкультура и спорт, 1991 г.

13.        «Физическая культура» под ред. З.П. Кузнецовой – М.: Физкультура и спорт, 1986 г.

14.        Е.И. Зуев «Волшебная сила растяжки» - М.: Советский спорт,

    1990 г.

15. А.В. Иваницкий, В.В. Матов «Ритмическая гимнастика на ТВ» - М.:   Советский спорт, 1989 г.

16. М.С. Тартаковский «Нетрадиционная физкультура» - М.: Знание, 1986 г.

17. А.А. Деркач, А.А.Исаев «Педагогическое мастерство тренера» -   М.: Физкультура и спорт, 1981 г.

18. В.В. Михайлов «Путь к физическому совершенству» - М.: Физкультура и спорт, 1989 г.

19. С.В. Хрущев, М.М.Круглый «Тренеру о юном спортсмене» - М.: Физкультура и спорт, 1982 г.

  • Литература  рекомендуемая  ученикам  для  чтения.

0.        Е.Г. Кузнецов «Цирк: происхождение, развитие, перспективы» - М.: Искусство, 1971 г.

1.        Н.А. Сац  «Жизнь - явление  полосатое» - М.: Новости, 1991 г.

2.        Е.Н. Кортинский  «Товарищ  Цирк» - М.: Советская Россия, 1985 г.

3.        Ю. В. Никулин «Почти  серьезно…» - М.: ТЕРРА, 1994 г.

4.        Ю.М. Дмитриев  «Советский цирк» - М.: Искусство, 1963 г.

5.        С.Н. Макаров  «Советская  клоунада: учебник для отд-ний режиссуры цирка театр. ин-тов и училищ эстрадно-циркового искусства» - М.: Искусство, 1986 г.

6.        Ю.А. Алянский  «Азбука  театра: 50 маленьких рассказов о театре» - Л.: Дет. лит., 1990 г.

7.        Маленькая энциклопедия «Цирк» под ред. А.Я.Шнеера и Р.Е.Славского – М.: Советская энциклопедия, 1973 г.

8.        Большая энциклопедия «Мир цирка» под ред. А. Дриго – М.: Кладезь, 1995 г.

9.         Сборник  «Под  цирковым  шатром. (К 100-летию Саратовского цирка)» - Саратов: Приволж. кн. изд., 1973 г.

10.         J. Brent «Судьба акробата» - London: The Autobiography of a Circus Artist, 1958 г. Перевод с английского Д. П. Шестакова - М.: Искусство, 1965 г.

11.         Сборник  «Воля, смелость, дружба»

12.         В.А. Заворотнов «По ту  сторону  фокуса»

13.         А.П. Куприн «Легче воздуха: Рассказы о цирке» - М.: Современник, 1988 г.

14.         Ж. Шишманова «Большой путь» - София: Медицина и физкультура, 1973 г. Перевод с болгарского Т.П. Лазаренко – М.: Физкультура и спорт, 1980 г.

15.         П.И. Готовцев, В.И. Дубровский «Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом» - М.: Физкультура и спорт,

    1984 г.

17. М. Лободин «Евгений Милаев» - М.: Искусство, 1984 г.

18. Л. Куксо «Любимый клоун. Юбилейный альманах» - М.: Знание,  

     1997 г.

19. М.С. Тартаковский «Уроки физической гармонии» - М.: Мол.  гвардия, 1983 г.

20. А. Востоков, Е. Лихтенштейн «Фокусы в кругу друзей» - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2002 г.

     

         Преподавателями студии проводится системная работа с родителями воспитанников.  На первом родительском собрании преподаватель знакомит родителей с положением о студии, уставом, образовательной программой, а также с методическими  рекомендациями,  выполнение которых необходимо для успешного прохождения учебного процесса.

  • Рекомендации для родителей:

1. Ознакомиться  с  положением  о  студии  и  написать  заявление  о  приеме  ребенка.

2. Предоставить  медицинский  допуск  ребенка  к  занятиям.

3. Обеспечить  требуемую  форму  одежды  для  занятий.

4. Ребенок  должен  регулярно  посещать  занятия.  После  пропуска  занятий  по  болезни предоставить  медицинскую  справку.

5. Учитывать  индивидуальные  методические  рекомендации  преподавателя родителям и ученикам,  для  повышения  результативности  занятий.

6. При  переходе  ребенка  в  профессионально-ориентированную  группу,  по  возможности  обеспечить  создание  концертного  реквизита  и  костюма.

     

       В  начале  учебного  года  выбирается  родительский  комитет,  который  отвечает  за  самые  важные  моменты  общественной  жизни  студии.  Родительский  комитет  в  сотрудничестве  с  преподавателями  организует  праздничные  вечера  для  детей:

 - Посвящение в студийцы.

 - Праздники в честь дебюта на сцене для каждого учащегося.

 - Дни именинника.

 - Праздник девочек, 8 марта.

 - Праздник для мальчиков в день защитника отечества.

 - Новый год.

 - Праздник Дружбы, перед летними каникулами.

    На  родительских  собраниях,  которые  проводятся  по  календарному  плану  и  экстренно,  в  случае  необходимости,  решается  много  вопросов  связанных  с  жизнью  студии: приобретение  и  изготовление  реквизита для выступлений и  инвентаря для занятий,  шитье  костюмов,  создание  необходимого  денежного  фонда, решаются воспитательные и образовательные вопросы. Преподаватель в индивидуальном порядке, непосредственно с учащимися и их родителями дает методические рекомендации и создает мотивационные моменты для  повышения  результативности  на занятиях.

    Также решаются организационные вопросы  по подготовке к поездкам на конкурсы и фестивали. Определяется состав группы, которая будет участвовать  в конкурсе и составляется план подготовки, выбираются ответственные из родителей за выполнение плана. Составляется подробный список необходимых вещей, предметов личной гигиены, концертных костюмов и реквизита для выступления, средств мультимедиа. Список распечатывается для каждого участника поездки.

         С  окончанием  учебного  года  общественная  жизнь  студии  не  заканчивается.  Организуются  походы  в  лес,  прогулки  по  городу,  посещение  тематических  выставок  и  цирковых  представлений,  поездки  в  детские  оздоровительные  и  спортивные  лагеря  отдыха.

  1. Результаты   обучения   в студии «Мега-Микс».

        Результатами обучения в студии «Мега-Микс» в условиях детской школы искусств являются:

•        Постижение учащимися мира циркового искусства;

•        практическое освоение техники выполнения цирковых трюков;

•        овладение элементами театрального действия и опытом их воплощения в цирковых номерах;

•        развитие индивидуальности и творческих способностей;

•        укрепление здоровья  ребенка;

•        ориентация подростков на получение в дальнейшем профессионального циркового и педагогического образования.  

     Каждый учащийся после окончания курса обучения по общеобразовательной программе, при успешном прохождении дисциплин, заложенных в программе, сдачи контрольных тестов, нормативов и практической работы по выбранному жанру:

-  составление цирковой композиции,

-  самостоятельно разработанный комплекс упражнений,

- проект концертного костюма,

- подборка фонограммы для выступления и тренировочных занятий,

после утверждения ее на художественном совете в лице; директора МБУ ДО ДШИ № 2 заместителя директора по учебной части, и преподавателей студии, и получает свидетельство об окончании МБУ ДО ДШИ № 2 государственного образца.

       При прохождении итоговой аттестации по программе ФГТ выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

- знание профессиональной терминологии;

- знание истории возникновения цирковых жанров;

- знание основных периодов развития циркового искусства;

- знание основ безопасной работы на манеже или в зале;

- умение пользоваться различным реквизитом;

- навыки репетиционной работы (разминка, разогрев, растяжка, подкачка);

- навыки владения цирковыми жанрами для создания художественного образа в цирковом (сольном или групповом) номере;

- наличие кругозора в области циркового искусства и других видов искусств.

    Так же результатом  является сольное выступление на сцене и участие в концертных мероприятиях, праздниках, фестивалях, конкурсах. По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство государственного образца об окончании образовательного учреждения.

         Для коллектива студии в целом  результат работы  выражается в создании  ежегодной  концертной  программы, соответствующей профессиональному росту и  мастерству учеников, определяющей  лицо  коллектива. В этой  программе преподаватель  совместно с учениками, используя драматургию циркового искусства, индивидуальные способности и практические навыки каждого ребенка, стараются создать такое цирковое представление, в котором цирк показан не только в трюковом исполнении, но и представлен, как театр малых форм.

       Коллектив постоянно участвует в праздничных концертах и благо-творительных  акциях, мероприятиях в городе  и  по области, областных и городских фестивалях,  выступает на спортивных соревнованиях.  Летом выезжает с концертами в детские оздоровительные лагеря.   По приглашению администрации проводит концерты в больницах и  геронтологическом центре.  Регулярно проводит свои отчетные концерты. Педагоги и ученики студии многократно награждались отделом образования и управлением культуры грамотами, дипломами  и благодарственными письмами.        

   За 5 лет работы в студии «Мега-Микс»  было выпущено 18  человек. Многие из них продолжили обучение в профильных учебных заведениях.

   1) Ульяновское училище культуры (специальность – хореография)

   2) Ульяновский педагогический колледж № 4

   3) Ульяновский Государственный Университет (факультет Культуры и искусства)

   4) Ульяновский Государственный Педагогический Университет им. И.Н.Ульянова

Заключение.

          Профориентация учащихся составляет суть функционирования и  развития учреждения системы дополнительного образования детей в  современной социокультурной ситуации. Методология, содержание,  особенности педагогического процесса учреждения дополнительного образования детей, формы, методы и технологии реализации системной модели профориентации отражены в образовательной программе, концепции воспитания, концепции и программе развития  учреждения, авторских проектах и программах. Реальная картина  достижений воспитанников в из-бранном профессионально- ориентированном контексте представлена в портфолио. Индивидуальные маршруты перспективного профессионального самоопределения воспитанников обеспечивают развитие учреждения  дополнительного образования детей на субъектном уровне как личностно-ориентированной системы, гибкой, открытой.  Профориентация в УДОД тесно связана с формированием у детей и подростков творческого мышления. Профессиональная  ориентация в учреждениях системы  дополни-тельного образования детей рассматривается во взаимосвязи с воспитанием, в том числе трудовым, развитием творческого мышления, в контексте становления системы непрерывного образования, социализации и  социальной адаптации развивающейся личности, обусловливая обогащение со-держания понятия профессиональная ориентация. Целью самоопределения выступает формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего профессионального, жизненного и личностного развития. Однако эта цель идеальна, так как, определяя направление стремлений человека, предполагается перспективное развитие в контексте личностного становления на протяжении всей жизни индивидуума.  Профессия во многом определяет жизнь личности. Отсюда важно уточнить содержание таких понятий как стиль и образ жизни, поскольку, как уже отмечалось, многие люди выбирают не столько профессии, сколько определенный образ жизни и жизненный стереотип. Выступления на публике способствуют раскрепощению, достижению чувства  удовлетворения ребенком от  самореализации своих способностей и поддержке зрителей. Концертный костюм определяющий идею и  тематику номера, эмоциональный настрой на успешное выступление, усердный труд при подготовке, само выступление, все это дает большой положительный эффект, а также установку на дальнейшие занятия по избранному жанру циркового мастерства.

 Навыки циркового искусства, полученные в студии,  позволяют продолжить обучение в профильных   учебных заведениях среднего профессионального  и  высшего уровня.

Л и т е р а т у р а

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2‐е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

2. БимБад Б.М. Образование.// Российская педагогическая

энциклопедия: В 2‐х т. / ред. кол.: В. В. Давыдов (гл. ред.) и др. –

Т. 2. – М.: Большая рос. энцикл., 1999. – С. 62‐63.

3. БимБад  Б. М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. – 1996. – № 1. – С. 3–8.

4. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Дополнительное образование в

современной школе. – М.: Сентябрь, 2001. – 192 с. (Библиотека

журнала «Директор школы»; вып. 1, 2005 г.).

5. Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студентов сред.

спец. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 239 с.

6. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студентов вузов / О. Е. Лебедев [и др.] ; под ред. О. Е. Лебедева. –

М.: ВЛАДОС, 2003. – 254 с.

7. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС. – 2002. – 352 с.

8. Журкина А. Я. Воспитательный потенциал дополнительного

образования. // Дополнит. образование. – 2000. – № 9. – С. 6–9.

9. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.:

Юрайт‐Издат, 2007. – 59 с.

10. Зинченко В. П. Гуманитаризация образования // Российская педагогическая энциклопедия: В 2‐х т. – Т. 1 / ред. кол.: В.

В.Давыдов (гл.ред.) и др. – М.: Большая рос. энцикл., 1993. – С.

239–240.

11. Концепция модернизации дополнительного образования

детей Российской Федерации до 2010 года. Одобрена коллегией

Министерства образования и науки Российской Федерации

 6 октября 2004 г. // Внешкольник. – 2004. – №12. – Вкладка: С. 4–7.

12. Концепция профессионального самоопределения молодежи

 / А. Я. Журкина [и др.] / под ред. С. Н. Чистяковой. – М.: ИОСО

РАО, 1993. – 15 с.

13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.:

Политиздат, 1975. – 304 с.

14. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. институтов /

Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.;

под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.

15. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. –

М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.