ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «Стилевые тенденции XX века в курсе изучения Музыкальной литературы в ДШИ»

Кунафина Наталья Валерьевна

Каким образом учитель может использовать в образовательном процессе возможности дистанционного обучения? Методический материал представляет собой фрагмент программы дистанционного обучения учащихся по предмету Музыкальная литература.  ДК «Стилевые тенденции XX века в курсе изучения Музыкальной литературы в ДШИ» предназначен для учащихся,  осваивающих дополнительный к основному курс обучения в области музыкального искусства в ДШИ, желающих продолжить свое обучение в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы в области искусства. Может быть использован в работе во время длительного отсутствия всех учащихся в школе (актированные дни).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distantsionnyy_kurs.doc148.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное

Учреждение дополнительного образования

«Федоровская детская школа искусств»

ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС

«Стилевые тенденции XX века в курсе изучения Музыкальной литературы в ДШИ»

Выполнила:

Кунафина Наталья Валерьевна

преподаватель

МБОУДО «Федоровская ДШИ»

2018 г.

Пояснительная записка

В настоящее время дистанционное обучение становится все более актуальным и востребованным.

Дистанционное обучение – это динамичная форма организации обучения, позволяющая эффективно удовлетворять новые образовательные потребности людей и имеющая ряд серьезных преимуществ перед традиционным очным обучением. Это и возможность обучения территориально удаленных участников, и возможность адаптировать стиль и темп обучения под разных участников, возможность оперативно изменять содержание и формы обучения при изменении образовательных потребностей.

При дистанционном обучении обучающийся получает доступ к учебно-методическим материалам и консультациям педагога в любое время и в том месте, где он находится. Учет индивидуальных предпочтений и периодов активности позволяет обучающимся заниматься с полной отдачей. 

Применение дистанционных технологий в школьном обучении позволяет педагогам эффективно наладить работу с целью:

  • ликвидации пробелов в знаниях школьников по определенным предметам школьного цикла;
  • обучения базовому курсу школьной программы учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу в течение какого-то отрезка времени (по болезни, по семейным обстоятельствам, в связи с погодными условиями);
  • углубленного изучения темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;
  • подготовки школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов;
  • дополнительного образования по интересам;
  • обучения детей, находящихся на индивидуальном обучении по причине тяжелого заболевания или инвалидности;
  • обучения учащихся отдаленных районов при сокращении малокомплектных школ;
  • организации методической поддержки и повышения квалификации педагогов.

Современные требования к уровню образования учителей музыки достаточно высоки, будущий специалист должен не только иметь некую сумму знаний, но и проявлять творческую активность, обладать навыками самообразовательной культуры.

В контексте исторической, научной и духовной ситуации конца XX и начала XXI веков вопрос изучения музыки минувшего столетия в контексте современной художественной культуры, как показывает опыт, вызывает огромный, неподдельный интерес и живую реакцию учащихся.

Программа ДК «Стилевые тенденции XX века в курсе изучения Музыкальной литературы в ДШИ» направлена на углубленное освоение основных стилевых направлений и композиторских техник XX века 

Актуальность заключается в том, что она основана на принципе широкого показа основных стилевых направлений не только в музыке, но и параллельно в других видах искусства; что она отвечает важнейшим требованиям современной педагогики, в частности, комплексности в подходе к изучаемому материалу.

Педагогическая целесообразность заключается в содействии профессиональной ориентации учащихся, их сознательному выбору профессии музыканта через расширение и углубление знаний, навыков и умений, приобретенных при изучении основного курса и в самостоятельном общении с музыкой.

Основная часть

Тема дистанционного курса

«Стилевые тенденции XX века в курсе изучения Музыкальной литературы в ДШИ»

Цель дистанционного курса

Целью данного курса является создание условий для художественно-эстетического развития учащихся на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, достаточных для поступления в профессиональное учебное заведение, а также выработка навыков адаптирования знаний к творческо-аналитической работе во время длительного отсутствия всех учащихся в школе (актированные дни).

Задачи дистанционного курса

Главной задачей обучения и воспитания на занятиях по курсу «Стилевые тенденции XX века в курсе изучения Музыкальной литературы в ДШИ» является развитие важнейших в современных условиях профессиональных качеств:

  • владение базовыми знаниями, умениями и навыками, которые необходимы будущему специалисту в дальнейшей профессиональной деятельности;
  • умений и навыков работы с информационным материалом (отбор, анализ, сравнение, обобщение и т.д.);
  • формирование стилевых представлений в системе культуры XX века, «выстраивание» стилевых параллелей между различными видами искусств;
  • обретение навыков анализа музыкальных произведений, овладение специфической терминологией различных видов искусства;

Изучение дисциплины ««Стилевые тенденции XX века в курсе изучения Музыкальной литературы в ДШИ» способствует формированию у учащихся комплексной системы знаний, умений и навыков. Полученные знания становятся базой для дальнейшего изучения мира искусства и залогом пробуждения собственного интереса к этой области. Это в свою очередь является показателем формирования потребности познавательной деятельности учащихся и базой для составления собственного мнения о том или ином произведении искусства.

Целевая группа

ДК «Стилевые тенденции XX века в курсе изучения Музыкальной литературы в ДШИ» предназначен для учащихся,  осваивающих дополнительный к основному курс обучения в области музыкального искусства в ДШИ, желающих продолжить свое обучение в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы в области искусства. Может быть использован в работе во время длительного отсутствия всех учащихся в школе (актированные дни).

ЗУНки, приобретаемые участниками в ходе обучения на ДК

В результате освоения ДК «Стилевые тенденции XX века в курсе изучения Музыкальной литературы в ДШИ»

 а) должен знать:

-основные эстетические принципы ведущих направлений XX века и представителей этих течений в различных видах искусства;

- основные средства художественной выразительности каждого изученного течения в различных видах искусства;

- знать творческие биографии ведущих русских и зарубежных композиторов XX века, изучаемых в данном курсе, их музыкальных произведений;

- знать основные принципы ведущих композиторских техник XX века, изучаемых в рамках данного ДК

б) должен уметь:

- опознавать стилевое направление при помощи анализа средств художественной выразительности в произведениях различных видов искусства (в нотном тексте, стихотворении, литературном отрывке, произведении художественного творчества);

- уметь опознавать на слух и в нотном тексте основные принципы ведущих композиторских техник XX века, изучаемых в рамках данного ДК

в) должен владеть:

- навыками исследовательской работы;

- навыками анализа музыкального и художественного произведения;

г) должен демонстрировать способность и готовность:

- применять полученные знания на практике.


Элементы УМК ДК «Стилевые тенденции XX века в курсе изучения Музыкальной литературы в ДШИ»

»


Программа ДК «Стилевые тенденции XX века в курсе изучения

Музыкальной литературы в ДШИ»

Модуль

Содержание

Продолжи-тельность

Модуль 1

Введение в курс «Стилевые тенденции XX века в курсе изучения Музыкальной литературы в ДШИ»

1. Презентация преподавателей курса

2. Приветствие

3. Программа курса. Цели, задачи курса.

4. Тест «Подходит ли вам дистанционное обучение»

5. Глоссарий

Практическое задание

1. Входная анкета

2. Оформление личной странички

3. Эссе «ДК «Стилевые тенденции XX века в курсе изучения Музыкальной литературы в ДШИ - мои ожидания»

1 неделя

Модуль 2

«Искусство конца 19 - начала 20 века. Импрессионизм. Творчество К. Дебюсси, М. Равеля»

1 Панорама стилевых направлений в искусстве XX века. Новаторство в сфере композиции, тональной системе.

2.Импрессионизм в живописи. Особенности живописной техники художников-импрессионистов.

4.Импессионизм в музыке. Средства музыкальной выразительности.

5.Творчество К. Дебюсси. Сонористика.

6.Панорама стилевых направлений в творчестве М. Равеля.

Практическое задание

1. Слушание и анализирование музыки, викторина по музыкальным произведениям, репродукциям картин.

2. Подготовка презентации по теме: «Художники -импрессионисты XX века»

3 Тестирование по теме: «Импрессионизм. Творчество М. Равеля, К. Дебюсси.

4.Форум ДК «Какие конкретные действия Вы предпримете, чтобы еженедельный учебный чат с участниками всей группы состоялся и проходил эффективно?»

4 недели

Модуль 3.

«Принципы музыкального символизма в творчестве А.Н. Скрябина,

 С.В. Рахманинова»

1.Символизм в литературе, поэзии, живописи.

2. Творчество А. Н. Скрябина. Сонористика

3.Творчество С.В. Рахманинова. Микротематизм.

Практическое задание

1. Слушание и анализирование музыки, викторина по музыкальным произведениям.

2. Сбор и подготовка информации по теме: «Принципы музыкального символизма в творчестве С, В. Рахманинова»

3.Тестирование по теме: «Символизм. Творчество А. Скрябина, С. Рахманинова.

4 недели

Модуль 4.

«Художественная культура между двумя мировыми войнами. Веризм.

 Предэкспрессионистские тенденции»

1.Веризм. Творчество Л. Леонковалло

2.Принципы оперного веризма в творчестве Дж. Пуччини.

3.Предэкспрессионистские тенденции в творчестве Г. Малера

Практическое задание

1.  Музыкальный анализ прослушенных музыкальных фрагментов, викторина по музыкальным произведениям, репродукциям картин.

2. Сбор и подготовка информации для сообщения на тему: «Принципы музыкального веризма в творчестве Р. Леонковалло, Дж. Пуччини».

3.Сбор и подготовка информации для сообщения на тему: «Жанр симфонической поэмы в творчестве Р. Штрауса».

4. Форум ДК «Роль мультимедиа в учебных материалах. Ваши рассуждения».

4 недели

Модуль 5

«Экспрессионизм. Творчество Р. Штрауса, А. Берга. Фовизм»

1.Причины возникновения экспрессионизма. Экспрессионизм в литературе, в живописи. Характерные образы, средства выразительности.

2.Творчество Р. Штрауса. Симфоническая поэма «Тиль Эйленшпигель»

3. Экспрессионистские тенденции А. Берга. Опера «Воццек»

4.История формирования фовизма, основ-

ные эстетические принципы. Фовизм в литературе и живописи. Основные образы

 6.Творчество К. Орфа, Б. Бартока

Практическое задание

1.  Музыкальный анализ прослушенных музыкальных фрагментов, викторина по репродукциям картин художников-экспрессионистов.

2. Сбор и подготовка информации для сообщения на тему: «Жанр симфонической поэмы в творчестве Р. Штрауса».

3.Сбор и подготовка информации для сообщения на тему: «Принципы и выразительные средства музыкального фовизма в творчестве К. Орфа, Б. Бартока»

4. Тестирование по теме: «Экспрессионизм. Фовизм»

4 недели

Модуль 6

«Конструктивизм.

«Нововенская школа»

Творчество А.Шенберга, А. Веберна»

1. История формирования конструктивизма. Основные художественные принципы.

Тенденции конструктивизма в музыке. «Нововенская школа». Серийная техника.

Додекафония.

2. Творчество А. Шенберга и А. Веберна.

Пуантилизм. Пуантилизм в живописи.

Практическое задание

1. Слушание и анализирование музыки

2. Сбор и подготовка информации для сообщения на тему: «Принципы двенадцатитоновой техники в творчестве А. Шенберга»

3.Тестирование по теме: «Конструктивизм. Серийная техника»

4. Форум ДК «Как Вы считаете, в какой еще сфере деятельности могут пригодиться знания по музыкальной литературе?»

2 недели

Модуль 7

«Футуризм. Урбанизм.

Кубизм. Дадаизм»

«Французская шестерка»

1.История формирования футуризма. Эстетика направления. Футуризм в литературе и живописи. История течения урбанизма. Принципы урбанизма в музыке.

2. История формирования кубизма. Кубизм в литературе и живописи. Коллаж.

История формирования дадаизма. Творчество Э. Сати. Манифест музыкального дадаизма.

3. Творчество композиторов группы «Шести» (Д. Мийо, Ф. Пуленк, Ж. Орик, А. Онеггер). История создания творческого союза.

4. Творчество О. Мессиана. Периодизация творчества. Мессиан - орнитолог. Неповторимый образный мир музыки.

Практическое задание

1. Слушание и анализирование музыки

2. Сбор и подготовка информации для сообщения на тему: «Принципы музыкального дадаизма в творчестве композиторов французской «шестерки»

3.Подготовка презентации на тему: «Творческий портрет О. Мессиана»

4.Тестирование по теме: «Футуризм. Урбанизм. Кубизм. Дадаизм. Французские композиторы группы «шести».

4 недели

Модуль 8

«Неоклассицизм. Творчество С. Прокофьева, И. Стравинского

1. История формирования неоклассицизма. Эстетические принципы. Средства выразительности. Неоклассицизм в литературе и живописи. Стилизация как один из важнейших методов

2.Творчество С. Прокофьева. Периодизация. Панорама стилей. Основные жанры.

3.Принципы неоклассицизма в творчестве И. Стравинского

4.Анализ произведений вышеперечисленных композиторов.

Практическое задание

1. Слушание и анализирование музыки, викторина по музыкальным произведениям

 2. Сбор и подготовка информации для сообщения на тему: «Панорама стилей в творчестве С. Прокофьева»

3. Подготовка презентации на тему: «Балетное творчество И. Стравинского»

4. Тестирование по теме: «Неоклассицизм»

4 недели

Модуль 9

«Художественная культура в годы Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия. Творчество Д. Шостаковича»

1.Характеристика эпохи в культурно-историческом аспекте.

2.Творчество Д. Шостаковича. Основные

 темы и образы, жанры, периодизация.

2. Концепция трагедийного симфонизма Д. Шостаковича.

Практическое задание

1. Слушание и анализирование музыки,  викторина по музыкальным произведениям.

2. Сбор и подготовка информации для сообщения на тему: «Симфоническое творчество Д. Шостаковича»

3. Тестирование по теме: «Жизнь и творчество Д. Шостаковича»

2 недели

Модуль 10

«Творчество Г. Свиридова»

1.Периодизация творчества. Продолжатель традиции русской хоровой школы. Особое значение вокальной и хоровой музыки в творчестве, любовь к русской поэзии, «пушкинская» тема в музыке Г.В. Свиридова.

Практическое задание

1.Слушание и анализирование музыки,  викторина по музыкальным произведения

2. Сбор и подготовка информации для сообщения на тему: «Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести  Пушкина «Метель»

1 неделя

Модуль 11

Художественная культура 50-80 годов. Творчество «шестидесятников», оттепель»

1.Отечественная музыка второй половины XX века. Связи процессов музыкального творчества с событиями общественно-политической жизни страны. Полистилистика А. Шнитке.

2.Творчество Р. Щедрина,  Э. Денисова

 С. Губайдуллиной, В.Гаврилина

 Практическое задание

1.Слушание и анализирование музыки,  викторина по музыкальным произведениям.

2. Сбор и подготовка информации для сообщения на тему: «Новые композиторские техники в творчестве композиторов шестидесятников»

2 недели

Модуль 12

«Новые художественные явления в европейском искусстве конца XX века. Сюрреализм. Алеаторика. Современный

«западный» авангард»

1.История сюрреализма. Сюрреализм в живописи. Техника сюрреалистической живописи. Алеаторика. Виды алеаторики. Новые способы нотации. Алеаторический квадрат. Творчество С.Дали.

2. Современный «западный» авангард. Конкретная музыка. Хеппининг. Электронная музыка. Творчество Э. Вареза, К. Пендерецкого, В. Лютославского,

 К. Штокхаузена, Дж. Кейджа, Д.Лигети

Практическое задание

1.Слушание и анализирование музыки,  викторина по музыкальным произведениям, репродукциям картин художников сюрреалистов.

2.Подготовка презентации на тему: «Художники-сюрреалисты. С. Дали»

3.Тестирование по теме: «Сюрреализм. Алеаторика»

2 недели

Модуль 13

«Итоговый проект»

1.Защита докладов и рефератов.

2. Стилевая викторина на определение различных композиторских техник.

2.  Итоговое тестирование по основным стилевым направлениям XX века, знание терминологии.

3. Форум ДК «Оценка курса обучающимися».

2 недели

Сравнительная характеристика исполнительских видов искусств и хорового исполнительства. Общее и различное

Соотношение учебного материала и практических заданий на ДК

После каждого блока теоретического материала предлагается выполнить практическое задание.

Формат практических заданий

Предполагается широкий выбор форматов: эссе, рефераты, доклады, обсуждения вопросов по теме на форуме, подготовка презентаций, тесты, викторины и т.д.

Продолжительность ДК

Курс ««Стилевые тенденции XX века в курсе изучения Музыкальной литературы в ДШИ» рассчитан на 34 недели.

Способы организации обратной связи на ДК

На данном дистанционном курсе предусмотрены следующие виды обратной связи:

- Электронная почта;

- Skype;

- Майл Агент;

- Viber, WhatsApp.

Обучающиеся выбирают, какой способ обратной связи им больше приемлем.

Мультимедийные компоненты

Видео-, аудиоматериалы, рисунки, репродукции, презентации в формате PowerPoint.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

  1. Асафьев Б. «О хоровом искусстве». - 1980
  2. Дмитриевская К. «Виктор Калинников. К 100-летию со дня рождения//Хоровое искусство. - Л., 1971. Вып.2.
  3. Друскин М. «И.С.Бах». - М., 1982
  4. Друскин М. «История зарубежной музыки». - М., 1982. Вып.4.
  5. Друскин М. «О западноевропейской музыке 20 века». - Л., 1973
  6. Друскин М. «Пассионы и мессы И.С.Баха». - М., 1976
  7. Ивакин М. «Русская хоровая литература». - М., 1965
  8. Ильин В. «Очерки истории русской хоровой культуры». - М., 1985
  9. История русской музыки.Т.1/Под ред. А. Кандинского. - М., 1981
  10. История русской музыки.Т.2/Под ред. А. Кандинского. - М., 1984
  11. Келдыш Г. «Русская музыка 18 века». - М., 1965
  12. Коловский О. «Русская хоровая песня//Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве. - Л., 1982
  13. Краткий биографический словарь зарубежных композиторов. - М., 1964
  14. Конен В. «История зарубежной музыки».
  15. Лаппо С., Локшин Д. «Зарубежная хоровая литература». - М.,1966. Вып.1.
  16. Леонтьева О. «Зарубежные композиторы середины 20 века. - М.,1964
  17. Локшин Д. «Зарубежная хоровая литература». - М., 1966. Вып.2.
  18. Локшин Д., Лицвенко И. «Зарубежная хоровая литература». - М.,1975. Вып.3.
  19. Никольская-Береговская «Русская вокально-хоровая школа от древности до 21 века». - М., 2003
  20. Перриш К., «Оуэл Д. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха». - Л., 1975
  21. Розеншильд К. «История зарубежной музыки». - М., 1978. Вып.1.
  22. Русская хоровая литература: Очерки/под ред. С. Попова. - М., 1969. Вып.2.
  23. Скребков С. «Русская хоровая музыка 17-18 века. - М., 1969
  24. Усова И. «Хоровая литература». - М., 1976
  25. Хрестоматия по русской хоровой литературе/ Сост. Э Леонов. М., 1975
  26. Хубов Г. «Себастьян Бах». - М., 1963

________________                                  ________________________                                                                                ---------------------------        ----___________

          подпись                    расшифровка подписи                                                        

«_____»________________________2018 г.