« Развитие техники скрипача»

Харькова Анастасия Александровна

«Перспективы развития творческих способностей юных скрипачей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое сообщение

на тему:

«Перспективы развития творческих способностей юных скрипачей»

преподаватель скрипки: Харькова А.А.

МКОУ ДОД Никольская ДМШ

                           15. 11.2017 г

        Цель доклада заключается в определении таких методов развития ученика, которые смогли бы обеспечить наиболее перспективный переход от игровой деятельности к продуктивной, используя материал повседневной работы и опираясь на особенности детского мышления, что в дальнейшем станет стимулом развития творческих способностей ребёнка.

        Наиболее актуальной проблемой в современной музыкальной педагогике является развитие творческих способностей начинающих музыкантов.

       Способы её изучения различны: развитие чтения с листа, уделение внимания вопросам импровизации, воспитание внутреннего слуха, как основы профессиональной деятельности. Каждый из этих аспектов является оправданным, так как все они стимулируют развитие тех качеств музыканта, которые могут быть названы творческими.

       На практике развитие творческих способностей часто остаётся за пределами внимания педагога и его учеников. Одной из основных причин становится необходимость дополнительных затрат времени на воспитание этих качеств. Практика показывает, что наиболее целесообразны те способы, которые органично вплетаются в его повседневную работу.

      Правильное освоение навыков и приёмов игры - вот сущность ежедневных занятий педагога-скрипача. Однако степень их успешности зависит от того, какую цель преследует педагог в этой работе. Например: длительное отрабатывание смены смычка на открытых струнах или оттачивание чёткого исполнения штриха в гамме продуктивно может совершать лишь взрослый музыкант, понимающий какой именно результат ему нужен. Ребёнок, занимаясь по этой «взрослой» методике, чаще всего скучает и не добивается удовлетворительных и прочных результатов. Педагогу следует искать методы изучения, которые бы естественно соответствовали особенностям детского мышления. Но с другой стороны, всячески заботясь о том, чтобы вести урок, согласно особенностям восприятия по возрасту, с 5-6 летними детьми приводит к перенасыщению, дублированию с уроками по теоретическим дисциплинам (ребёнок поёт на уроке по специальности, марширует, танцует, рисует, читает стихи и только между делом «приобщается» к игре на скрипке). Порой такие дети после года обучения не усваивают основных навыков держания инструмента и ведения смычка.

        Сложнейший процесс освоения инструмента не может проходить между делом, он требует от ребёнка огромной эмоциональной увлечённости и умственной сосредоточенности. Поэтому основной целью работы с учеником является не игра, а продуктивная художественная деятельность ребёнка, к которой он должен совершить естественный переход от игры.

       Одно из качеств, стимулирующих развитие творческих способностей ребёнка это образность мышления. Ценнейшая особенность ученика, играющая важнейшую роль в творческих специальностях.

       Образ – поэтический, зрительный, звуковой – это то, что создаётся в процессе художественного творчества. Образное восприятие, активная работа воображения – отличительная особенность детского мышления. Эта изумительная способность к образному постижению мира является необходимой ступенью развития человеческого мышления.

        У скрипачей образное мышление предполагает внутреннее ощущение тембровой выразительности, эмоциональной динамики скрипичного звука – тончайшее представление различных комбинаций звуковых нюансов. Вырабатывается только в процессе работы на инструменте. «Витаминами» для развития общей эмоциональной культуры становятся: живопись, поэзия, помогая начинающему музыканту создать «целостный» образ произведения.

        Способность к созданию в воображении многообразных красочных звучаний инструмента, умение выявить в реальном звучании глубину образа можно назвать образным мышлением исполнителя.

Именно на начальном этапе обучения необходимо стремиться развивать образное мышление ученика в синтезе с адекватным освоением средств выразительности, искать такие способы, которые постепенно превращали его фантазию в звуковое воображение.

         Скрипачи располагают богатейшим арсеналом средств выразительности, для передачи тончайших нюансов своей музыкальной фантазии: различными по характеру штрихами, тембровыми красками, тонкостью portamento, многообразием vibrato . Для реализации своих замыслов учащийся, в начальном периоде обучения, располагает лишь штрихами detache, legato и элементарными динамическими оттенками f и p. Вынужденная ограниченность выразительных средств тормозит развитие музыкальной фантазии ребёнка. Вот почему изучение более сложных штрихов, различных тембров vibrato и других приёмов игры желательно начинать по возможности как можно раньше. Если педагог создаст в работе условия, стимулирующие самостоятельное осознание учеником выразительных возможностей данного приёма, это становится художественным открытием для ребёнка.

         Немецкий педагог - виолончелист Х.Беккер предлагал метод копирования показа педагога. Этот метод давно известен в педагогической практике, используется в той или иной мере почти всеми педагогами и имеет ряд достоинств, но объявлять его единственно правильным вряд ли целесообразно. При этом не получает развития индивидуальное мышление музыканта, особенно образное, зато сильно активизируется слухо – моторная сфера.

          Принцип индивидуального подхода стоит на первом месте в музыкальной педагогике. Он связан с задачей максимального развития присущих каждому ученику черт.

         Метод поиска различных вариантов исполнения предложил Л.Ауэр в своей работе «Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики». Подобного метода придерживался в исполнительской практике Д. Ойстрах.

         Л.Ауэр советует поиск, но поиск не вслепую. Руководителем исполнителя в выборе должен быть его развитый вкус и чувство стиля (варьирование темпа при интерпретации сочинения, раскрывающие музыкальное содержание скрипичные эффекты, которые получаются от хорошо контрастируемой окраски звука и т.д.). Но этот метод подходит уже более зрелым исполнителям, обладающим уже выработанной согласованностью между исполнительским воображением и игровыми движениями.

        Способность к варьированию – особая творческая способность свободно и гибко использовать художественно – выразительные средства. Метод вариативности может быть использован в педагогическом процессе с целью освоения ребёнком исполнительских средств выразительности.

       Например, при изучении штриха martele использование вариантов исполнения согласно заданному образу (весело, легко, лирично, тяжело), или варианты выработки атаки звука в разных частях смычка, в разном направлении сначала вверх, затем вниз. При изучении скрипичных тембров – сопоставление звучания на грифе и у подставки, оттенков матового (в 3 позиции) и более светлого (в 1 позиции) колорита одних и тех же звуков, при освоении принципов скрипичной аппликатуры.

Следовательно сопоставление достоинств различных вариантов исполнения даёт возможность развитию творчества у детей.

         При переходе к изучению пьес, которые содержат 2 - 3 различных музыкальных образа, сопоставление тем по характеру даёт возможность ученику заметить, что в музыке происходят какие – то события , имеющие свою логику.

        Иногда возникает необходимость сюжетного осмысления развития образа. Всё это служит основной цели – рождению образа в звуковой фантазии ребёнка и его выявление в звучании с помощью определённых исполнительских средств.

         Каждый начинающий музыкант проходит определённые стадии. На первом этапе это песенки, охотно исполняемые со словами, так как их мышление полностью подчинено словесному образу. Затем переход к конкретным более обобщённым музыкальным образам – танец, песня, марш. Позже, после изучения достаточно доступных по содержанию пьес осуществляется переход к крупной форме.

        Связь образного мышления с навыками выразительного исполнения – наиболее ценный подход в педагогическом процессе, целью которого становится развитие творческого, активного отношения учащегося к прочтению, изучению нотного текста, к воплощению образа в звучании. Вся работа приобретает живой, творческий характер. Этот процесс увлекает и позволяет резко улучшить качество приобретаемых навыков. А на более высоком уровне, умение воплотить образ в звучании инструмента, совершенствовать исполнительскую фантазию, индивидуальное мышление, что должно стать основой для формирования его интерпретаторского мастерства.

Список литературы:

  1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке.1965.
  2. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания.1946,№6
  3. Погожева Т.В. Вопросы методики обучения игре на скрипке.1966.
  4. Вопросы музыкальной педагогики.1986,вып.7. составитель Руденко В.