Открытый урок по учебному курсу "Основы православной культуры". "Храм". 4 класс.

Анна Анатольевна Тихонова

             Урок по курсу "Основы православной культуры" "Храм" поможет познакомить детей с понятием «православный храм», его назначением, внешним видом и внутренним устройством, а также правилами поведения в храме.

             Формировать представление о ценности православного храма – святыни для православных людей.

             Прививать интерес к знаниям о храме – доме Божием, мотивировать детей к изучению православной культуры, обогащать их словарный запас.

             

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Храм – дом Божий

Слайд 2

Храмы нужны не Богу, Престол Которого – небо И подножие – земля, А нам Они нужны. Архиепископ Иоанн Шанхайский

Слайд 3

Купол

Слайд 4

Колокольный звон

Слайд 5

Храм Христа Спасителя

Слайд 6

Храм Великомученика Георгия Победоносца

Слайд 7

Собор Василия Блаженного

Слайд 8

Схема храма с указанием частей

Слайд 9

Православный храм делится на три части: притвор собственно храм (средняя часть) алтарь

Слайд 10

Притвор

Слайд 11

Собственно храм (средняя часть)

Слайд 12

Алтарь

Слайд 13

Е.Н. Трубецкой

Слайд 14

Православный храм- это гораздо больше, чем дом молитвы, это целый мир, … собранный воедино благодатью, таинственно преображенный в соборное Тело Христово.



Предварительный просмотр:

Тема.           Храм – дом Божий.

Цель.           Познакомить детей с внутренним устройством православного храма и правилами поведения в нем.

Задачи.

  1. Познакомить детей с понятием «православный храм», его назначением, внешним видом и внутренним устройством, а также правилами поведения в храме.
  2. Формировать представление о ценности православного храма – святыни для православных людей.
  3. Прививать интерес к знаниям о храме – доме Божием, мотивировать детей к изучению православной культуры, обогащать их словарный запас.
  4. Способствовать развитию познавательной активности и навыков сотрудничества в процессе групповой и коллективной работы.
  5. Воспитывать уважительное отношение к духовному, историческому и культурному прошлому России.

Оборудование.     Мультимедийный проектор, компьютер, презентации, аудиозапись.

                                       Ход урока.

  1. Приветствие детей.

- Здравствуйте, дети! Я рада приветствовать вас на уроке «Основы православной культуры». Желаю всем нам успешной коллективной работы.

  1. Мотивация детей к изучению темы урока.

            Храмы нужны не Богу,

            Престол Которого – небо

            и подножие – земля,

            а нам

            они нужны.

                                                           Архиепископ

                                                           Иоанн Шанхайский.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

(- О храмах.)

- Кто из вас уже бывал в православном храме?

- А как вы могли бы определить значение слова «храм»?

(- Это святое место, в котором люди молятся Богу, ставят свечи за здравие, за упокой.

- Там проводят службы, обряды крещения, венчания, отпевания умерших.

- В храме много икон, которым поклоняются люди, просят помощи, благодарят Бога за его защиту.)

  1. Работа над новым материалом.

1. Вступительное слово учителя о роли храмов в истории Руси.

- Вы правы, дети. Сегодня на уроке мы поговорим с вами об устройстве православного храма, который является средоточием церковной жизни и православной культуры.

          Со времени Крещения Руси (988 г.) храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения в первую очередь созидается церковь, куда на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят почти все жители поселения. В храме совершается крещение новорожденных, венчание новобрачных, здесь же отпевают умерших православных христиан, здесь совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после Победы. Православный храм на протяжении многих веков российской истории является и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

           Храм строили на возвышенном, «красном» месте (самом лучшем, красивом), он служил основой всего градостроительного плана.

          Храмы на Руси посвящались Христу спасителю, Богородице, Живоначальной Троице или святым. По именованию храма часто получали названия русские города, селения.

          Во все времена на Руси воздвигались храмы – памятники. Строили их на месте великих битв и ратных побед ради церковного поминовения тех, кто положил свою жизнь на поле брани за свой народ и Отечество.

          Благодаря храмам и храмостроительству на протяжении более чем десяти веков развивались русская архитектура и все виды церковного искусства. Лучшие русские храмы стали славой России. Памятниками мировой культуры признаны Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице Сергиевой Лавры, Исаакиевский собор Санкт – Петербурга и многие другие храмы России.

          Храм на Руси всегда служил свидетельством соборности православной культуры. Он собирал граждан, в нем оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храме проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.

         Храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, грамотные люди, а с XIX века организовывались церковно – приходские школы.

        Храмы на Руси были сокровищницей народа, главным хранителем православной культуры.

        Для православного человека храм –особое, святое место.

       Купола православных храмов всегда устремлены к небу, и человек, находясь в нем, чувствует себя как на небе.

        Сейчас происходит возрождение православных традиций, реставрируются старые храмы и строятся новые.

2. Беседа об архитектуре храмов.

- А чем отличается Храм от других зданий?

(- На храме есть купола, а сверху крест).

- По своей архитектуре храмы бывают разные.

  • Храм в виде креста посвящен Господу, распятому за нас на кресте.
  • Храм в виде продолговатого корабля означает, что Церковь ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствии Небесном.
  • Храм в виде круга напоминает о вечности Церкви Христовой.
  • Храм в виде восьмиугольника, напоминающего звезду, указывает, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

        Здание храма завершается сверху куполом, символизирующим собой небо.  

- А что напоминает вам купол?

(- По форме похож на луковицу, напоминает пламя свечи.)

        Вверху купол заканчивается главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме возводят не одну, а несколько глав. 

        Над входом в храм, а иногда рядом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня с колоколами.

        - Как вы думаете, зачем нужны колокола?

        (Дети высказывают свои предположения.)

       Учитель обобщает ответы детей.

       - Колокола звонили, чтобы созвать народ на собрание, во время пожаров, когда нужно было защитить Русь от врагов.

А что сейчас возвещает звон колокола?

(- Созывает верующих на богослужение.)

Звон в 1 колокол – «благовест» (благая весть о богослужении.)

Во все колокола – «трезвон» (возвещает о торжественном христианском празднике.)

Звон по поводу печального события – «перезвон».

Звон фонограмма колокольного звона.

- Какие чувства вы испытали, слушая звон колоколов?

         3. Заочная экскурсия по храмам Москвы с использованием подготовленных детьми презентаций.

         А теперь давайте совершим экскурсию по некоторым храмам Москвы. Православные храмы строятся алтарем на восток в сторону восхода солнца. Каждый храм посвящен какому-либо святому или знаменательному событию в истории нашей страны.

           Рассказы детей с подготовленными дома презентациями.

  • Храм Христа Спасителя построен в память о победе русского народа в Отечественной войне 1812 года;
  • Храм Великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе.
  • Собор Василия Блаженного, построенный на Красной площади в честь взятия Казани. Его другое название – храм Покрова, т.к. построен в канун праздника Пресвятой Богородицы.

- А какие еще храмы в Москве вы знаете?

          4. Изучение устройства храма.

- А кто из вас знает, из каких частей состоит храм?

(Рассказы детей.)

          На доске открывается схема храма с указанием его частей.

Православный храм делится на три части:

  • притвор
  • собственно храм (средняя часть)
  • алтарь.

          Мы входим в храм. Самая первая часть храма называется притвор, раньше там стояли готовившиеся к крещению и кающиеся. Сейчас здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и упокоении. 

         Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая.

Самая большая часть храма -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон можно поставить свечи о здравии родных и близких. С левой стороны находится панихидный столик (канун), здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся заупокойные  богослужения.

       Алтарь отделяется от храма иконостасом - перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращенные ликами к молящимся верующим. В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние - Царские врата. Справа от Царских врат всегда икона Христа, слева – Божией Матери. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, на которой изображено событие истории, в честь которого возведён храм.

           Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

           Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней – из полотна белого цвета, верхней из парчи.

           Престол означает гору Голгофу, на которой был распят на кресте Иисус Христос. Он же означает престол Божий, с которого Бог.

          Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос, поэтому касаться его могут только священники.

          Входить в алтарь могут только священнослужители. 

          В православном храме нет случайных предметов, всё окружающее помогает верующим настроиться на молитву.

  1. Закрепление материала. Работа с учебником. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. М.: Просвещение, 2013. Урок 14. Статья «Храм».
  1. Статья разбирается коллективно, дети отвечают на вопросы учебника, стр. 51.
  2. Индивидуальная работа с новыми понятиями и словами.
  1. Обобщающая беседа.

- Что такое церковный этикет?

(-Правила поведения в храме.)

- А какие правила поведения в храме должен соблюдать человек?

  1. Итоги урока. Рефлексия.

- Почему православные христиане с такой любовью относятся к храмам?

Обобщая ответы детей, учитель зачитывает слова князя Е.Н. Трубецкого.

Православный храм-

это гораздо больше,

чем дом молитвы,

это целый мир,

… собранный воедино

благодатью, таинственно

преображенный

в соборное Тело Христово.

  1. Домашнее задание.
  1. Рассказать близким, о том, что нового узнали на уроке.

По выбору:

  1. Выучить стихотворение о храме.
  2. Составить памятку «Как нужно вести себя в храме».

Литература:

  1. Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;
  2.  Закон Божий, «Оранта», - 2008;
  3.  http://old-rus.narod.ru/prav.html
  4.  http://www.rus-sobori.ru/info/
  5.  http://www.rustrana.ru/
  6.  http://www.eparhia-tmb.ru/ 
  7.  http://www.predanie.ru/muz/kolokola/
  8. Протоирей Борис Пивоваров. Православная культура России: Учебное пособие для учащихся старших классов школы, гимназий и лицеев. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского.
  9. Вениамин (Милов) еп.  Чтения по литургическому богословию. Брюссель, 1977.
  10. Карташев А.В. «Очерки по истории Русской Церкви», М., 1993.
  11.  Комеч А. И. Древнерусское искусство // Очерки истории искусства. М.,1987.
  12. История русского искусства. М.,1953. Вагнер Г.К. Искусство Древней Руси. М., 1993.
  13. Горелов А.А. История мировых религий. И., 2006