Главные вкладки

    Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Школьный музей"

    Карпова Татьяна Николаевна

    Программа  дополнительного образования социально-педагогической направленности "Школьный музей" для учащихся 9-11 классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon do.shkolnyy_muzey.doc105 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа дополнительного образования

                       социально-педагогической направленности

    «Школьный музей»

    Пояснительная записка

    Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.

    Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.

    У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.

    С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.

    Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

    Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

    Программа дополнительного образования «Школьный музей» составлена на основе:

    - Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

    - Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

    - Основной образовательной программы основного общего образования;

    - Авторской программы дополнительного образования «Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной  и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    Направленность программы. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через  кружковую работу  «Музейное дело»  в рамках учебно-воспитательного процесса.

    Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Они в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. В музее школы учащиеся занимаются хранением, изучением и систематизацией подлинных материалов, связанных с историей школы.

    Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы, участие в общественной жизни школы, города, округа.

    Актуальность программы.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является дополнительное образование.

    Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.

    Программа рассчитана на 1 год обучения.

    Общая продолжительность обучения составляет 105 часов.

    Режим занятий

    Занятия проводятся 1 раз в неделю, 3 урока по 40 мин. Во время занятий предусмотрены 5-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

    Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

    Возраст обучающихся: от 14 до 17 лет.

    Количество обучающихся в группе: 9 человек.

    Цель:

    - создание  оптимальных условий  для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

    Задачи:  

    - активизировать познавательную  и исследовательскую деятельность учащихся

    - развивать  творческие способности

    - приобщать  школьников к культуре предков, традициям и обычаям народов; прививать  чувства любви к родному краю

    - воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм

    - привлечь  внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и культуры родного края

    - формировать  и пополнять музейные коллекции, обеспечивать  сохранность экспонатов, учет фонда школьной музейной комнаты.  

    Постоянное увеличение потока информации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определённого запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    Планируемые результаты

    Личностные результаты.

    В рамках когнитивного компонента:

    - укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, республики, России как основополагающим ценностям;

    - активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории села Александровка.

    - формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.

    - укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

    В рамках эмоционального компонента:

    - укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;

    - проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.

    - укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.

    - проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.

    Коммуникативные результаты:

    - умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

    - умение вести экскурсии, интервьюирование.

    Познавательные результаты:

    - расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;

    - сформируются представление о музееведение как о науке;

    - усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;

    - реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;

    - сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.

    - разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;

    - сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.

     Оценка результативности:

    ∙ подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха).

    Формы работы в школьном музее

    Учебная работа:        Воспитательная работа:

    - практическая работа на местности;        - кружки, экскурсии, походы;

    - учебные экскурсии вне  музея;        - туристические поездки;

    - уроки в музее;        - встречи, читательские конференции

    - экскурсии в музее;        вне музея;

    - самостоятельное изучение.        - встречи, сборы, собрания;

            - экскурсии, встречи в музее

     В основу программы положен  системно-деятельностный подход, целью которого является:

    • научить учащихся самостоятельно учиться;
    • помочь освоить ключевые компетенции (умения), которые позволят им успешно социализироваться в современном мире.

    В ходе реализации программы используются  технологии проектного обучения, интерактивных технологий, личностно-ориентированного подхода. ИКТ-технологии позволяют учащимся не только осуществлять поисковую и исследовательскую работу, но совершать виртуальные экскурсии во  многие музеи России, которые посмотреть воочию им не предоставляется возможности.

    Методическое обеспечение

    Оборудование

    1. Электронные диски с видео записями и презентациями
    2. Сайты Интернет

    Дидактический материал

    Архивный материал

    Тесты

    Фрагменты источников

    Статистические данные

    Анкеты и опросники


    Тематическое планирование

    4 часа в неделю, 140 часов, 35 недель

    № п/п

    Наименование разделов и тем

    Всего

    кол-во

    часов

    Теория

    Практ.

    Введение

    2

    1

    1

    1

    Музей как институт социальной памяти  

    2

    2

    2

    Музейный предмет и способы его изучения

    8

    4

    4

    3

     Проведение научных исследований активом школьного музея

    8

    2

    6

    4

    Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы  

    8

    4

    4

    5

    Правила оформления текстов для музейной экспозиции

    2

    2

    6

    Составление тематико-экспозиционного плана

    2

    2

    7

    Экспозиция школьного музея  

    14

    6

    8

    8

    Работа с аудиторией

    20

    10

    10

    9

    Изучение истории школьного музея

    4

    2

    2

    10

    Историческое краеведение

    8

    4

    4

    11

    Моя семья и родной край

    8

    4

    4

    12

    Военно-патриотическая работа

    8

    4

    4

    13

    Изучение истории школы

    8

    4

    4

    14

    Подведение итогов

    3

    3

    ВСЕГО:

    105

    47

    58

    Содержание программы

    Введение (2ч)

    Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах города. Организация участия учащихся в городских, региональных и всероссийских краеведческих программах  

    Практические занятия

    Подготовка и проведение музейно-краеведческой конференции

     Музей как институт социальной памяти  (2ч)

              Происхождение музея. Музей античного мира, эпохи Возрождения. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы – важнейший этап в создании школьного музея.

     Музейный предмет и способы его изучения (8ч)

             Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.

    Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.

    Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.

    Проведение научных исследований активом школьного музея (8ч)

          Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований.

    Фонды школьного музея.

    Определение понятия, основные направления фондовой работы  (8ч)

            Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение.

    Правила оформления текстов для музейной экспозиции

    Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.

    Правила оформления текстов для музейной экспозиции (2ч)

    Составление тематико-экспозиционного плана (2ч)

    Экспозиция школьного музея  (14ч)

    Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

    Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

    Практические занятия

    Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение.

    Работа с аудиторией (20ч)

    Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

     Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.

    Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.

    Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.


    Изучение истории школьного музея (4ч)

               Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного музея. Профиль музея:  воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности.  Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность. . Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.

    Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).

    Историческое краеведение (8ч)

              Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.

    Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.

    Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.

    Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц города.

    Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.

    Моя семья и родной край (8ч)

    Теоретические занятия (4 часа)

    Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

    Практические занятия 

    Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.

    Военно-патриотическая работа (8ч)

             Воспитательное значение военно-патриотической работы. Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны. Пропаганда героических подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны.

             Школа в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы – защитники Отечества. Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами.

    Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет – ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.

    Изучение истории школы (8ч)

             Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Учителя школы. История деятельности школьного музея.

    Практические занятия: поиск и обработка документов.

    Подведение итогов (3ч)

             Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Организация отчетной выставки.

    Формы организации учебных занятий.

     По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая.

     По особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с элементами  беседы, рассказ, практикум, исследование, проект,  презентации, экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, встреча с краеведом.  

    По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

    Основные виды деятельности:  познавательная, исследовательская.

    Музейная        педагогика        дает        возможность: 
    - осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению; 
    - сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; 
    - раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; 
    - попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку; 
    - объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; 
    -организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

       Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, села, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное  отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

    Список литературы

    1. Актуальные вопросы деятельности общественных  музеев. М., 1980.
    2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание  истории в школе №2, 2003 г.
    3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000.
    4. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982
    5. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
    6. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985.
    7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2010г.
    8. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
    9. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
    10. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
    11. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002.
    12. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002г.