Профилактика проблемных ситуаций в общении детей и взрослых на примере педагогов и воспитанников Шахтинского центра помощи детям № 3.

Королева Вера Ваниковна

В Центре социальной поддержки существует две главные фигуры – воспитатель и воспитанник. Их общение в повседневной жизни становиться важным  результатом в  социально-педагогическом  процессе. Быть настоящим педагогом - это талант. Ведь педагог должен уметь передать  свой опыт, свои знания детям. Каждому  хочется, чтобы именно его воспитанник в будущем добился успеха. И, конечно же, приятно, когда именно так и происходит. Почему одного педагога дети любят и принимают, а другого просто не воспринимают? Я думаю, что эта проблема близка каждому ребенку и каждому воспитателю. Вообще, можно по-разному ответить на этот вопрос. Но, все объясняется различием характеров. Не бывает абсолютно одинаковых людей. Поэтому то, что нравится одним, не всегда готовы принять другие. Тем не менее, отношения с воспитателем занимают в жизни ребят  очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. Основой отношений воспитателя с воспитанниками является соблюдение нравственных норм, доверие и внимание к внутреннему миру ребенка, проявление доброты и сердечности к нему. Поэтому одним из важных условий воспитания культуры общения в Шахтинском центр помощи детям № 3 является сотрудничество воспитателя с детьми. В технологии сотрудничества воспитатель во взаимодействии с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!» и выделяет следующие аспекты сотрудничества:

  • умение прислушиваться друг к другу;
  • принимать совместные решения;
  • доверять друг другу;
  • ощущать свою ответственность за работу группы.

Каждый педагог центра осознаёт, что все начинается с воспитателя, с его умения организовать с детьми педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Педагог – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ребенок их перенимает. Таким образом, у нас в коллективе найден ответ на вопрос: как построить взаимоотношения с воспитанником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования, воспитания и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения. С этой целью на заседании методического объединения была утверждена Модель взаимодействия «воспитатель – воспитанник», назначение которой – оптимизировать воспитательный процесс. В настоящее время наше общество находится на пути становления новой альтернативной модели отношений воспитателя и ребёнка. Она получила название «Субъектно-субъектной» модели. Сущность её заключается в смене позиции педагога. Если он учитывает особенности воспитуемого, его потребности, эмоции, возможности, а также стимулирует активность ребёнка, при этом, не подавляя своим авторитетом, то в этом случае объект педагогической деятельности становится её субъектом. Так педагогическая деятельность из традиционной – субъектно-объектной деятельности превращается в субъектно-субъектную, что делает её сложной, нестандартной, творческой. В ходе социально-педагогической деятельности в настоящее время возникает особое общение между педагогом и ребенком, в котором участники нащупывают свой собственный взгляд на мир. Задача педагогической деятельности в контексте диалога культур педагога и ребенка двояка: с одной стороны, укрепить, развить свойственные ребенку способы мышления, позицию, картину мира; с другой стороны, организовать взаимодействие с иной культурой. При этом мы  помним, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Педагог при субъектно-субъектном взаимодействии понимает своих воспитанников более  личностно, такое взаимодействие получило название личностно-ориентированное. Личностно-ориентированный педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для себя. Составляя свою модель общения, мы тщательно изучили уже существующие:

  1. Диктаторская модель "Монблан" выражается в отстранённости от детей, которые для педагога представляют безликую массу слушателей. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие такой модели – возникновение психологического дискомфорта или полное отсутствие контакта.
  2. Модель " Китайская стена" выражена в слабой связи между педагогом и детьми из-за отсутствия желания сотрудничать. Контакт устанавливается для подчёркивания педагогами своего статуса, поэтому у ребят отсутствует интерес к взаимодействию и наблюдается равнодушное отношение личности педагога.
  3. Модель дифференцированного внимания "Локатор" выражается в избирательном отношении к детям. Педагог ориентируется на определённых воспитанников: талантливых, слабых, аутсайдеров. Данная модель возникает из-за неумелого использования индивидуальных особенностей детей. Как следствие, доминанту составляют ситуативный контакт и нарушение взаимодействия в системе "учитель – коллектив воспитанников".
  4. Монорефлексивная модель "Тетерев" выражается в том, что педагог замкнут сам на себе, речь его монотонна ,отсутствует реакция на слушателей. Слышит только себя, не позволяет ребятам вступать в дискуссию. Следствием этой модели является образование логического вакуума. Учебно-воспитательное воздействие носит формальный характер, поскольку участники общения изолированы друг от друга.
  5. Модель гиперрефлексивная. Педагогу важно, как воспринимается его информация. Межличностные отношения возводятся в абсолют, поэтому педагог постоянно сомневается в правильности своего поведения, перманентное напряжение приводит к нервному срыву, что выражается в неадекватных реакциях на действия детей.
  6. Модель гибкого реагирования "Робот". Общение выстраивается по жёсткому алгоритму, присутствует безупречная логика изложения материала, но при этом педагог не учитывает ситуацию и психологическое состояние своих воспитанников.
  7. Авторитарная модель "Я сам". Социально-педагогическая деятельность фокусируется на воспитателе. Основу коммуникативного поведения составляет подавление, следствием становится безынициативность детей.
  8. Модель активного взаимодействия "Союз" - это модель дружеского взаимодействия и мажорного настроения, поставление его выбора и выбора своего.

Существует так же классификация В.А.Кан-Калика, в которой он выделяет следующие стили педагогического общения:

  • общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
  • общение на основе дружеского расположения;
  • общение дистанция;
  • общение устрашение;
  • общение-заигрывание.

Самым плодотворным, по мнению В.А.Кан-Калика, является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Увлеченность совместным с воспитанниками творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности педагога, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. В основу нашей модели положен именно этот тип общения. Продуктивным также  является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Дружеское расположение – важнейший регулятор делового педагогического общения. Это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений педагога с учащимися. Но необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное построение и педагогическая установка должна иметь меру. В связи с этим В.А.Кан- Калик обращает внимание на такую ситуацию: зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Дружественность должна быть педагогически целесообразной.       Распространенным является общение-дистанция. Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога воспитанника в качестве ограничителя выступает дистанция. Но превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает творческий уровень совместной работы педагога и воспитанника. Это зачастую ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности. Общение-дистанция является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение. Этот стиль общения исследователи связывают в основном с неумением организовывать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. К нему иногда обращаются начинающие педагоги. Продуктивное общение сформировать достаточно трудно, а молодые преподаватели нередко идут по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении. Не менее отрицательную роль в работе с детьми играет и общение-заигрывание. Этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения. Каждый из этих стилей, выявляя отношение к партнеру взаимодействия, определяет его характер: от подчинения, следования – к партнерству и до отсутствия направленного воздействия. Замечено, что у педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении дети раскованы, общительны, доверчивы. Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.  Наши педагоги подходят к воспитанникам с особым чувством, то есть сочувствует им. Процесс восприятия, понимания  ими ребенка связан с умением и культурой внимательного его выслушивания. Наблюдения показывают, что большинство педагогов в процессе общения не соблюдают культуру слушания воспитанника. Между тем, культура слушания имеет большое значение в процессе взаимного общения и установлении взаимоотношений. Умение слушать обеспечивает эффективность «вхождения» в общение и понимания друг друга. Педагог должен владеть умением слушать, так как слушание воспитанника — это составная часть педагогической деятельности. Если человек высказывает нетерпение, не выслушивает до конца собеседника перебивает его, он проявляет неуважение к собеседнику и в какой-то степени отсутствие культуры. В такой ситуации необходимо успокоить слушателя, настроить на положительное восприятие, заинтересовать перспективой решения проблемы. И тогда агрессивность собеседника приобретет характер мелких недоразумений. В этих условиях целесообразно пользоваться фразами и вопросами примерно такого порядка: «Скажи, пожалуйста, я тебя правильно понял (поняла)?», «Ты согласен с этим?», «Это твоё твердое убеждение?». Бывают и такие ситуации, когда один из собеседников, не слушая мнения других, продолжает развивать доказательства своей точки зрения, тем самым выражая пренебрежение к другим позициям. Такое поведение вызывает негативное отношение к данному участнику общения. Прием активного слушания можно использовать в любом процесс общения воспитателя с детьми. Например, дети сильно расстроены, огорчены, их преследуют неудачи, они встретились с какими-либо препятствиями, настроение у них упало. В этих и других непростых ситуациях педагог может использовать прием активного слушания. Он должен знать, как выразить сочувствие детям в подобных случаях, чтобы пробудить у них положительные эмоции и суметь вывести детей из состояния стресса, угнетенности. Но если воспитанники чрезмерно возбуждены или, то установить общение путем активного слушания не представляется возможным, так как в такие моменты они полностью не контролируют свои чувства и переживания и не воспринимают содержания обращенных к ним слов. Воспитателю необходимо успокоить детей, привести их в состояние самоконтроля и лишь после этого установить общение. В ситуации, когда создана атмосфера для общения, педагог может использовать метод спокойного слушания. Чтобы дети общались и слушали воспитателя в спокойной обстановке, педагог должен обладать устойчивостью, выдержкой и терпением.                                                                 Педагогический такт, чуткое отношение к воспитанникам, безусловно, играют решающую роль в успешности труда воспитателя. Это весьма важная сторона мастерства педагога. И от нее во многом зависят взаимоотношения между воспитателем и воспитанником. Но педагогический такт полностью не решает проблему взаимоотношений.

Зарубежные исследователи в своих исследованиях тоже указали, что дети склонны предпочитать педагогов, обладающих следующими характеристиками:

  1. Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.
  2. Организационные качества – справедливость, последовательность, честность, уважение других.
  3. Деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать.
  4. Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.

Воспитанники старшего возраста популярными воспитателями назвали тех, которые умеют преподнести воспитательный материал наглядно, живо, проблематично.
Хочется отметить, что во взаимоотношениях «воспитатель – воспитанник», кроме выделенных тех или иных личностных или профессиональных качеств педагога, предполагается также учет ожиданий ребенка, которые частично выражаются в конкретных требованиях к поведению педагога. Их важно исследовать в возрастном плане, т.е. выяснить, чего хотят и ждут от воспитателя дети разного возраста, и как эти ожидания меняются от одного возрастного порога к другому. Неспособность педагога удовлетворить ожидания ребенка и невнимание к этим ожиданиям могут порождать негативное отношение к самому педагогу, к его работе, приводить к острым конфликтам или проблемным ситуациям. Эти явления чрезвычайно разнообразные по своему характеру. Они могут быть внутри личностными, столкновение двух несовместимых желаний, противоположных тенденций, когда не удовлетворяются главные потребности личности, наносится ущерб ценностям «я». Обычно конфликты бывают между педагогом и воспитанником в подростковом возрасте. Здесь важно,  воспитатель отчетливо  представлял себе основные причины возникновения конфликтных взаимоотношений, и знать реальные способы их предупреждения.                        Специфические причины проблемных ситуаций  «воспитатель – воспитанник» -это недостаточный профессионализм воспитателя, проявляющийся в нервных взаимоотношениях педагога с детьми. Эти причины изучены педагогическим коллективом центра и своевременно устраняются:

  • в демонстрации своего превосходства, своего особого статуса;
  • в серьёзных ошибках взаимодействия, таких как дискриминация по отношению к отдельным учащимся, открытое или маскируемое нарушение педагогической этики на почве борьбы за лидерство;
  • в педагогически непрофессиональных действиях воспитателей: приказной тон, крик педагога, который часто провоцирует грубые нарушения дисциплины детей;
  • в предвзятом отношении педагога к детям, проявляющемся в систематическом занижении отметок, в выделении «любимчиков»;
  • в неумении организовать познавательный интерес у детей;
  • в «навешивании ярлыков», например неуспевающего ученика;
  • в акцентировании внимания окружающих на психологических проблемах и недостатках воспитанника;
  • в оценке поступка, базирующейся на субъективном восприятии личности ребёнка;
  • в неумении организовать занятия со всеми учащимися.

Каким же хотят видеть воспитанники своего воспитателя?

  1. Нравственное качество (справедливый, уважает человеческое достоинство, доверяет).
  2. Любовь к своим воспитанникам
  3. Качественный хороший воспитатель, хочет сделать жизнь детей увлекательной, интересной, не любит командовать, дает дельные советы.

Отрицательные качества воспитателей:

  1. Кричит, обрывает, не выслушивает до конца.
  2. Выделяет отдельных воспитанников.
  3. Придирчивый, старается наказать за каждый проступок.
  4. Требует от воспитанника безоговорочного подчинения.
  5. Относится как к маленьким.
  6. Относится неуважительно.
  7. Не умеет хранить тайну.

Каким путем можно предотвратить проблемы в общении как добиться, чтобы воспитатели с воспитанниками были в хороших отношениях:

  1. Умело провести воспитательные часы, не оставлять ни одного ребёнка в бездеятельности.
  2. Создавать атмосферу непрерывного общения с группой.
  3. Знание материала, который хотел бы довести до сознания воспитанников «на отлично», свободное владение им. Применение разных методов и форм в работе.
  4. Выполнение и стремление к выполнению поставленной цели: добиться полного усвоения материала со всеми без исключения учащимися.
  5. Рациональное использование времени, дорожит каждой рабочей минутой.
  6. Организовать работу с «трудными» детьми, непрерывно спрашивать, заставлять их думать, находить более интересные способы проведения свободного времени.
  7. Уважительное отношение к личности воспитанниками, не допускать разного рода оскорблений, прозвищ, замечаний.

И так, какие бы новации ни вводились в педагогике, как сотни и тысячи лет назад встречаются участники воспитательного процесса: педагог и воспитанник. Между ним (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. А педагог всегда будет капитаном в этом плавании главным штурманом проводки через рифы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_publikatsiyu.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика проблемных ситуаций в общении детей и взрослых на примере педагогов и воспитанников Шахтинского центра помощи детям № 3.

В Центре социальной поддержки существует две главные фигуры – воспитатель и воспитанник. Их общение в повседневной жизни становиться важным  результатом в  социально-педагогическом  процессе. Быть настоящим педагогом - это талант. Ведь педагог должен уметь передать  свой опыт, свои знания детям. Каждому  хочется, чтобы именно его воспитанник в будущем добился успеха. И, конечно же, приятно, когда именно так и происходит. Почему одного педагога дети любят и принимают, а другого просто не воспринимают? Я думаю, что эта проблема близка каждому ребенку и каждому воспитателю. Вообще, можно по-разному ответить на этот вопрос. Но, все объясняется различием характеров. Не бывает абсолютно одинаковых людей. Поэтому то, что нравится одним, не всегда готовы принять другие. Тем не менее, отношения с воспитателем занимают в жизни ребят  очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. Основой отношений воспитателя с воспитанниками является соблюдение нравственных норм, доверие и внимание к внутреннему миру ребенка, проявление доброты и сердечности к нему. Поэтому одним из важных условий воспитания культуры общения в Шахтинском центр помощи детям № 3 является сотрудничество воспитателя с детьми. В технологии сотрудничества воспитатель во взаимодействии с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!» и выделяет следующие аспекты сотрудничества:

  • умение прислушиваться друг к другу;
  • принимать совместные решения;
  • доверять друг другу;
  • ощущать свою ответственность за работу группы.

Каждый педагог центра осознаёт, что все начинается с воспитателя, с его умения организовать с детьми педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Педагог – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ребенок их перенимает. Таким образом, у нас в коллективе найден ответ на вопрос: как построить взаимоотношения с воспитанником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования, воспитания и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения. С этой целью на заседании методического объединения была утверждена Модель взаимодействия «воспитатель – воспитанник», назначение которой – оптимизировать воспитательный процесс. В настоящее время наше общество находится на пути становления новой альтернативной модели отношений воспитателя и ребёнка. Она получила название «Субъектно-субъектной» модели. Сущность её заключается в смене позиции педагога. Если он учитывает особенности воспитуемого, его потребности, эмоции, возможности, а также стимулирует активность ребёнка, при этом, не подавляя своим авторитетом, то в этом случае объект педагогической деятельности становится её субъектом. Так педагогическая деятельность из традиционной – субъектно-объектной деятельности превращается в субъектно-субъектную, что делает её сложной, нестандартной, творческой. В ходе социально-педагогической деятельности в настоящее время возникает особое общение между педагогом и ребенком, в котором участники нащупывают свой собственный взгляд на мир. Задача педагогической деятельности в контексте диалога культур педагога и ребенка двояка: с одной стороны, укрепить, развить свойственные ребенку способы мышления, позицию, картину мира; с другой стороны, организовать взаимодействие с иной культурой. При этом мы  помним, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Педагог при субъектно-субъектном взаимодействии понимает своих воспитанников более  личностно, такое взаимодействие получило название личностно-ориентированное. Личностно-ориентированный педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для себя. Составляя свою модель общения, мы тщательно изучили уже существующие:

  1. Диктаторская модель "Монблан" выражается в отстранённости от детей, которые для педагога представляют безликую массу слушателей. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие такой модели – возникновение психологического дискомфорта или полное отсутствие контакта.
  2. Модель " Китайская стена" выражена в слабой связи между педагогом и детьми из-за отсутствия желания сотрудничать. Контакт устанавливается для подчёркивания педагогами своего статуса, поэтому у ребят отсутствует интерес к взаимодействию и наблюдается равнодушное отношение личности педагога.
  3. Модель дифференцированного внимания "Локатор" выражается в избирательном отношении к детям. Педагог ориентируется на определённых воспитанников: талантливых, слабых, аутсайдеров. Данная модель возникает из-за неумелого использования индивидуальных особенностей детей. Как следствие, доминанту составляют ситуативный контакт и нарушение взаимодействия в системе "учитель – коллектив воспитанников".
  4. Монорефлексивная модель "Тетерев" выражается в том, что педагог замкнут сам на себе, речь его монотонна ,отсутствует реакция на слушателей. Слышит только себя, не позволяет ребятам вступать в дискуссию. Следствием этой модели является образование логического вакуума. Учебно-воспитательное воздействие носит формальный характер, поскольку участники общения изолированы друг от друга.
  5. Модель гиперрефлексивная. Педагогу важно, как воспринимается его информация. Межличностные отношения возводятся в абсолют, поэтому педагог постоянно сомневается в правильности своего поведения, перманентное напряжение приводит к нервному срыву, что выражается в неадекватных реакциях на действия детей.
  6. Модель гибкого реагирования "Робот". Общение выстраивается по жёсткому алгоритму, присутствует безупречная логика изложения материала, но при этом педагог не учитывает ситуацию и психологическое состояние своих воспитанников.
  7. Авторитарная модель "Я сам". Социально-педагогическая деятельность фокусируется на воспитателе. Основу коммуникативного поведения составляет подавление, следствием становится безынициативность детей.
  8. Модель активного взаимодействия "Союз" - это модель дружеского взаимодействия и мажорного настроения, поставление его выбора и выбора своего.

Существует так же классификация В.А.Кан-Калика, в которой он выделяет следующие стили педагогического общения:

  • общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
  • общение на основе дружеского расположения;
  • общение дистанция;
  • общение устрашение;
  • общение-заигрывание.

Самым плодотворным, по мнению В.А.Кан-Калика, является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Увлеченность совместным с воспитанниками творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности педагога, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. В основу нашей модели положен именно этот тип общения. Продуктивным также  является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Дружеское расположение – важнейший регулятор делового педагогического общения. Это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений педагога с учащимися. Но необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное построение и педагогическая установка должна иметь меру. В связи с этим В.А.Кан- Калик обращает внимание на такую ситуацию: зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Дружественность должна быть педагогически целесообразной.       Распространенным является общение-дистанция. Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога воспитанника в качестве ограничителя выступает дистанция. Но превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает творческий уровень совместной работы педагога и воспитанника. Это зачастую ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности. Общение-дистанция является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение. Этот стиль общения исследователи связывают в основном с неумением организовывать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. К нему иногда обращаются начинающие педагоги. Продуктивное общение сформировать достаточно трудно, а молодые преподаватели нередко идут по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении. Не менее отрицательную роль в работе с детьми играет и общение-заигрывание. Этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения. Каждый из этих стилей, выявляя отношение к партнеру взаимодействия, определяет его характер: от подчинения, следования – к партнерству и до отсутствия направленного воздействия. Замечено, что у педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении дети раскованы, общительны, доверчивы. Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.  Наши педагоги подходят к воспитанникам с особым чувством, то есть сочувствует им. Процесс восприятия, понимания  ими ребенка связан с умением и культурой внимательного его выслушивания. Наблюдения показывают, что большинство педагогов в процессе общения не соблюдают культуру слушания воспитанника. Между тем, культура слушания имеет большое значение в процессе взаимного общения и установлении взаимоотношений. Умение слушать обеспечивает эффективность «вхождения» в общение и понимания друг друга. Педагог должен владеть умением слушать, так как слушание воспитанника — это составная часть педагогической деятельности. Если человек высказывает нетерпение, не выслушивает до конца собеседника перебивает его, он проявляет неуважение к собеседнику и в какой-то степени отсутствие культуры. В такой ситуации необходимо успокоить слушателя, настроить на положительное восприятие, заинтересовать перспективой решения проблемы. И тогда агрессивность собеседника приобретет характер мелких недоразумений. В этих условиях целесообразно пользоваться фразами и вопросами примерно такого порядка: «Скажи, пожалуйста, я тебя правильно понял (поняла)?», «Ты согласен с этим?», «Это твоё твердое убеждение?». Бывают и такие ситуации, когда один из собеседников, не слушая мнения других, продолжает развивать доказательства своей точки зрения, тем самым выражая пренебрежение к другим позициям. Такое поведение вызывает негативное отношение к данному участнику общения. Прием активного слушания можно использовать в любом процесс общения воспитателя с детьми. Например, дети сильно расстроены, огорчены, их преследуют неудачи, они встретились с какими-либо препятствиями, настроение у них упало. В этих и других непростых ситуациях педагог может использовать прием активного слушания. Он должен знать, как выразить сочувствие детям в подобных случаях, чтобы пробудить у них положительные эмоции и суметь вывести детей из состояния стресса, угнетенности. Но если воспитанники чрезмерно возбуждены или, то установить общение путем активного слушания не представляется возможным, так как в такие моменты они полностью не контролируют свои чувства и переживания и не воспринимают содержания обращенных к ним слов. Воспитателю необходимо успокоить детей, привести их в состояние самоконтроля и лишь после этого установить общение. В ситуации, когда создана атмосфера для общения, педагог может использовать метод спокойного слушания. Чтобы дети общались и слушали воспитателя в спокойной обстановке, педагог должен обладать устойчивостью, выдержкой и терпением.                                                                 Педагогический такт, чуткое отношение к воспитанникам, безусловно, играют решающую роль в успешности труда воспитателя. Это весьма важная сторона мастерства педагога. И от нее во многом зависят взаимоотношения между воспитателем и воспитанником. Но педагогический такт полностью не решает проблему взаимоотношений.

Зарубежные исследователи в своих исследованиях тоже указали, что дети склонны предпочитать педагогов, обладающих следующими характеристиками:

  1. Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.
  2. Организационные качества – справедливость, последовательность, честность, уважение других.
  3. Деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать.
  4. Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.

Воспитанники старшего возраста популярными воспитателями назвали тех, которые умеют преподнести воспитательный материал наглядно, живо, проблематично.
Хочется отметить, что во взаимоотношениях «воспитатель – воспитанник», кроме выделенных тех или иных личностных или профессиональных качеств педагога, предполагается также учет ожиданий ребенка, которые частично выражаются в конкретных требованиях к поведению педагога. Их важно исследовать в возрастном плане, т.е. выяснить, чего хотят и ждут от воспитателя дети разного возраста, и как эти ожидания меняются от одного возрастного порога к другому.
Неспособность педагога удовлетворить ожидания ребенка и невнимание к этим ожиданиям могут порождать негативное отношение к самому педагогу, к его работе, приводить к острым конфликтам или проблемным ситуациям. Эти явления чрезвычайно разнообразные по своему характеру. Они могут быть внутри личностными, столкновение двух несовместимых желаний, противоположных тенденций, когда не удовлетворяются главные потребности личности, наносится ущерб ценностям «я». Обычно конфликты бывают между педагогом и воспитанником в подростковом возрасте. Здесь важно,  воспитатель отчетливо  представлял себе основные причины возникновения конфликтных взаимоотношений, и знать реальные способы их предупреждения.                        Специфические причины проблемных ситуаций  «воспитатель – воспитанник» -это недостаточный профессионализм воспитателя, проявляющийся в нервных взаимоотношениях педагога с детьми. Эти причины изучены педагогическим коллективом центра и своевременно устраняются:

  • в демонстрации своего превосходства, своего особого статуса;
  • в серьёзных ошибках взаимодействия, таких как дискриминация по отношению к отдельным учащимся, открытое или маскируемое нарушение педагогической этики на почве борьбы за лидерство;
  • в педагогически непрофессиональных действиях воспитателей: приказной тон, крик педагога, который часто провоцирует грубые нарушения дисциплины детей;
  • в предвзятом отношении педагога к детям, проявляющемся в систематическом занижении отметок, в выделении «любимчиков»;
  • в неумении организовать познавательный интерес у детей;
  • в «навешивании ярлыков», например неуспевающего ученика;
  • в акцентировании внимания окружающих на психологических проблемах и недостатках воспитанника;
  • в оценке поступка, базирующейся на субъективном восприятии личности ребёнка;
  • в неумении организовать занятия со всеми учащимися.

Каким же хотят видеть воспитанники своего воспитателя?

  1. Нравственное качество (справедливый, уважает человеческое достоинство, доверяет).
  2. Любовь к своим воспитанникам
  3. Качественный хороший воспитатель, хочет сделать жизнь детей увлекательной, интересной, не любит командовать, дает дельные советы.

Отрицательные качества воспитателей:

  1. Кричит, обрывает, не выслушивает до конца.
  2. Выделяет отдельных воспитанников.
  3. Придирчивый, старается наказать за каждый проступок.
  4. Требует от воспитанника безоговорочного подчинения.
  5. Относится как к маленьким.
  6. Относится неуважительно.
  7. Не умеет хранить тайну.

Каким путем можно предотвратить проблемы в общении как добиться, чтобы воспитатели с воспитанниками были в хороших отношениях:

  1. Умело провести воспитательные часы, не оставлять ни одного ребёнка в бездеятельности.
  2. Создавать атмосферу непрерывного общения с группой.
  3. Знание материала, который хотел бы довести до сознания воспитанников «на отлично», свободное владение им. Применение разных методов и форм в работе.
  4. Выполнение и стремление к выполнению поставленной цели: добиться полного усвоения материала со всеми без исключения учащимися.
  5. Рациональное использование времени, дорожит каждой рабочей минутой.
  6. Организовать работу с «трудными» детьми, непрерывно спрашивать, заставлять их думать, находить более интересные способы проведения свободного времени.
  7. Уважительное отношение к личности воспитанниками, не допускать разного рода оскорблений, прозвищ, замечаний.

И так, какие бы новации ни вводились в педагогике, как сотни и тысячи лет назад встречаются участники воспитательного процесса: педагог и воспитанник. Между ним (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. А педагог всегда будет капитаном в этом плавании главным штурманом проводки через рифы.