Программа «Музыкально-театральная гостиная» для детей стационарного отделения в области художественно-эстетического развития направление «музыка и театр»

Смирнова Елена Ивановна

 Программа «Музыкально-театральная гостиная» предполагает приобщение детей 5-15 лет в условиях разновозрастной группы к музыкально-театральному творчеству, объединяет дисциплины эстетического цикла: слушание музыки и воображение, актерское мастерство и сценическую речь, танцевально-пластическое движение и вокально-хоровое воспитание. Таким образом, данный курс является интегративным и формирует представления детей о той роли, которую играет искусство в жизни людей, а также о специфике способа познания мира, характерного для музыкально-театрального искусства.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ

КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

ПРОГРАММА

«Музыкально-театральная гостиная»

для детей стационарного отделения

 в области художественно-эстетического развития

направление «музыка и театр»

          Возраст участников: 5-15 лет

            Срок реализации: один год

           Автор-разработчик:

           Смирнова Елена Ивановна –

 Воспитатель стационарного отделения

2018

 «C детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их,

вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает»

Т.С.Комарова

1. Введение: актуальность темы

 «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). (Извлечение из ФГОС ДО).

Все виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и “всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется затем в любой сфере человеческой деятельности” (Э. И. Ильенков) - способность к творчеству. И чем раньше произойдёт встреча ребёнка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным. Искусство  выступает  одним из  эффективных факторов  развития  творческого  потенциала формирующейся  личности,  а  в  этом  смысле  музыка и  музыкальный  спектакль,  как  синтез  многих  искусств,  является  средством  художественно - творческого  развития  детей,  вовлечения  их  в  активную  творческую эстетическую  деятельность.

Музыкально-театральная гостиная - исторически сложившаяся синтетическая форма изначально всеобщих для человечества видов искусства, ввиду чего она стала одной из основ культурного сознания. Музыкально-театральная деятельность  кроме задач творческого развития, содержит бесчисленные возможности  для  формирования умений межличностного взаимодействия. Именно в постижении и раскрытии смыслов взаимоотношений людей, в воссоздании этих взаимоотношений с осознанием своего «Я» каждым человеком заключается сущность музыкально-театрального искусства и игровой деятельности, которая наряду с ведущей учебной сохраняет своё особое  значение в начальной и средней  школе.

Музыкально-театральная деятельность — это форма коллективного творчества, как говорил К.С.Станиславский,  которая предполагает понятие «ансамбля» как согласованного, совместного взаимодействия. Включение музыкального компонента расширяет перцептивно-коммуникативную сферу театральной деятельности детей, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется музыкальный язык мыслей и чувств. Это обеспечивает иной качественный уровень восприятия «себя в других» и «других в себе», что является основополагающим свойством личности в процессе межличностных взаимодействий (А.Н. Леонтьев, В.В. Медушевский, А.А. Пиличаускас и др.). Всё вышесказанное позволяет говорить о возможности использования музыкально-театральной деятельности как средства обучения детей межличностному взаимодействию.

В области музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность является ведущим направлением и  эффективность ее очевидна. Об этом свидетельствуют многочисленные современные психолого-педагогические исследования.  Е. В. Александрова (развитие восприятия музыкального образа в процессе постановки детской оперы), А. Г. Генина (формирование музыкальной культуры), И. Б. Нестерова (формирование социокультурных ориентаций) и др.

Программа  «Музыкально-театральная гостиная» предполагает приобщение детей 5-15 лет в условиях разновозрастной группы к музыкально-театральному творчеству. Программа объединяет дисциплины эстетического цикла: слушание музыки и воображение,  актерское мастерство и сценическую речь,  танцевально-пластическое  движение и вокально-хоровое воспитание. Таким образом, данный курс является интегративным и формирует представления детей о той роли, которую играет искусство в жизни людей, а также о специфике способа познания мира, характерного для музыкально-театрального искусства.

Новизна темы:

  • заключается в том, что при организации и проведении  мероприятий образовательный процесс направлен на формирование музыкально -  исполнительской культуры детей, которая является частью художественной культуры личности,  представляет собой совокупность эмоциональной и деятельной сфер;
  • в плане интегрируются предметы художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности, а также используются в работе информативно-коммуникативные технологии.

     Актуальность темы:

  • состоит в том, что обучение детей музыкально-театральному искусству, как искусству синтетическому, является одним из средств воспитания ребенка. Через театральную игру происходит осознание человеком существования своего «Я» в мире и обществе себе подобных, складывается система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; - система деятельности, осуществляемых социальных ролей. В процессе занятий происходит формирование способности ребенка «прочтения» и рефлексивного управления жизненной ситуацией межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом. Увеличивается диапазон управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоения способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия. Творчество дарит человеку прекрасную возможность выразить себя, выразить своё отношение к окружающим людям, и миру в целом.

     Отличительные особенности темы:

  • деятельностный подход к воспитанию, образованию и развитию обучающегося средствами музыки, театра, живописи и литературы.  Каждый ребёнок на всех уровнях обучения становится вовлечённым в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя, дирижера, чтеца, актера (первая ступень), а с другой стороны– в качестве художника по костюмам, композитора, гримёра, художника-декоратора, (вторая ступень).
  • организация всего творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах одного педагога-организатора, который должен уметь преподавать музыкальные дисциплины (историю музыки, вокал, инструментальное исполнительство) и   театральные предметы (актёрское мастерство, сценическую речь, сценическое движение, ритмопластику).

Целевая группа: Занятия проводятся на базе Центра социальной помощи семье и детям, в стационарном отделении. В детское объединение принимаются все желающие, имеющие интерес к музыкально-театральной деятельности. Режим занятий разновозрастной группы (от 5 до 15 лет) -  одно занятие  в месяц продолжительностью 60 минут. В году 12 занятий.

2. Цель и задачи мероприятий

Цель: создать условия для раскрытия и вовлечения творческих способностей воспитанников средствами музыкально-театрального и  художественного искусства для их  успешной социализации в обществе.

Задачи:

Образовательные 

  • способствовать формированию целостного представления об искусстве;
  • познакомить с видами и жанрами музыкального и театрального искусства;
  • сформировать навыки творческой деятельности;
  • сформировать навык правильной речи, включая артикуляцию, дыхание, звукообразование, дикцию, интонационные и логические ударения;
  • обучить навыкам грамотной и выразительной речи;  
  • сформировать умения и навыки, необходимые для выступлений перед зрителями;

Развивающие

  • Развить внимание, творческое мышление, устойчивый интерес к музыкальной культуре  и театральной  деятельности;
  • Развить художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, яркие познавательные чувства: удивление, любознательность, радость от  услышанного и познания нового;
  • Развить музыкальную память, воображение, фантазию, дикцию, первичные навыки актерского мастерства, певческие способности, зрительно-двигательную координацию;
  • Развить навыки межличностного общения со сверстниками и взрослыми

Воспитательные

  • Воспитать смелость, уверенность в себе, повысить  самооценку;
  • Воспитать трудолюбие, настойчивость  и желание добиваться  творческих успехов;
  • Воспитать художественно-эстетический вкус,  эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства;

3. Название мероприятий

«Люблю я грусть твоих просторов»

«Дорогу широкой Масленице» Праздники и гулянья, игры и забавы скоморохов,

костюмы, угощенья.  

«Весна идет, Весне дорогу!»

«Играй, мой баян!»

Оркестр русских народных инструментов им. В.Андреева – история всемирной славы!

«Звучи, звучи струна и пой,

Балалаечка играй!»

«Звучащие картины» - союз музыки, краски и слова!

Коренные народы мира – история, традиции и культура          

«Времена года»

Полон чудес сказочный мир Н.Римского-Корсакова

«Руслан и Людмила»

 в литературе, театре, кино.

«Добрый праздник среди Зимы».  Путешествие в рождественскую сказку

4. Ожидаемые  результаты

В результате  обучения воспитанник будет:

знать/иметь:

  • жанры музыкального искусства
  • историю народных праздников и гуляний
  • многообразие музыкальных инструментов и их тембровые окраски
  • правила поведения на сцене и в общественных местах; 
  • основные понятия музыкального и театрального искусства;
  • выразительные средства музыкального театра;

уметь:

  • выражать свои впечатления в словесной форме;
  • ритмично  двигаться  в  соответствии  с  различным  характером и динамикой  музыки;
  • петь простые детские песенки.
  • уметь выполнять упражнения на движение в воображаемом пространстве;
  • работать в «команде»; 
  • уметь импровизировать в сценических условиях на заданную тему;

                                         

 Учебно-тематический план

№ п/п

Название мероприятия

Кол-во

часов

Форма проведе ния

Используемые материалы

Цель, краткий анонс

1

«Люблю я грусть твоих просторов»

1

(янв.)

Литературно

музыкальная композиция

ПК,мультимедпроектр DVD, муз.центр, презентация, видео и фото материалы

Творчество композитора  Г.Свиридова. Музыкальная сюита к  повести А.Пушкина «Метель»

2

«Дорогу широкой Масленице» Праздники и гулянья, игры и забавы скоморохов.

1

(февр.)

Музыкально-театральная гостиная

ПК,мультимедпроектр DVD, муз.центр, презентация, видео и фото матер., театр.

реквизит, костюмы, угощенья.  

Отображение народного праздника в творчестве композиторов и художников.

3

«Весна идет, Весне дорогу!»

1

(март)

Конкурс песен и стихов

ПК,мультимедпроектр DVD, муз.центр, презентация, видео и фото материалы

Проведение конкурса чтецов, исполнителей песен о весне, о маме.

4

«Играй, мой баян!»

1

(апр.)

Музыкально-театральная гостиная

ПК,мультимедпроектр DVD, муз.центр, презентация, видео и фото матер., муз.инстру-менты.

Музыкально-театральное путешествие в мир баянного исполнительства и истории инструмента.

5

Оркестр русских народных инструментов им. В.Андреева – история всемирной славы!

1

(май)

Музыкально-театральная гостиная

ПК,мультимедпроектр DVD, муз.центр, презентация, видео и фото матер., муз.инстру-менты.

В рамках Дня славянской письменности и культуры, знакомство с историей создания и творчества  Великорусского Оркестра народных инструментов.

6

«Звучи, звучи струна и пой,

Балалаечка играй!»

1

(июнь)

Музыкально-театральная гостиная

ПК,мультимедпроектр DVD, муз.центр, презентация, видео и фото матер., муз.инстру-менты., реквизит, угощения.

Ко Дню балалайки – создание, преобразование и творческая жизнь инструмента в руках мастера и исполнителя                                      

7

«Звучащие картины» - союз музыки, краски и слова!

1

(июль)

Литературномузыкальная композиция

ПК,мультимедпроектр DVD, муз.центр, презентация, видео и фото материалы.

Музыкальные инструменты в творчестве художников и в стихах поэтов.

8

Коренные народы мира – история, традиции и культура          

1

(авг.)

Музыкально-театральное путешествие

ПК,мультимедпроектр DVD, муз.центр, презентация, видео и фото матер., театр.

реквизит, костюмы, угощенья.  

Праздник посвящен знакомству с историей, традицией и культурой коренных народов мира и России

9

«Времена года»

1

(сент.)

Музыкально-художественная композиция  

ПК,мультимедпроектр DVD, муз.центр, презентация, видео и фото материалы

Путешествие в мир музыки, природы, живописи.

10

Полон чудес сказочный мир Н.Римского-Корсакова

1

(окт.)

Музыкально-театральная гостиная

ПК,мультимедпроектр DVD, муз.центр, презентация, видео и фото материалы, репродукции.

Знакомство с оперным творчество композитора.  

11

«Руслан и Людмила»

 в литературе, театре, кино.

1

(нояб.)

Музыкально-театральная гостиная

ПК,мультимедпроектр DVD, муз.центр, презентация, видео и фото материалы

Союз трех жанров искусства –  знакомство с мировыми шедеврами отечественной культуры.

12

«Добрый праздник среди Зимы».  Путешествие в рождествен-скую сказку

1

(дек.)

Музыкально-театральное представле ние

ПК,мультимедпроектр DVD, муз.центр, презентация, видео и фото матер., театр.

реквизит, костюмы, угощенья.  

Знакомство со сказкой Э.Гофмана «Щелкунчик» и величайшей музыкой одноименного балета  П.Чайковского.

3. Список литературы

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М. 1987
  3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  4. Бекина С.П. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1984
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
  6. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005.
  7. Григорьев Д.В. Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. - М.2010 г.
  8. Давыдова М. «Музыкальные вечера в школе» М., «Айрис Пресс» 2001 г.
  9. Дж. Родари. Грамматика фантазии. – М. 1978
  10. Ершова А.П. Театральные упражнения для работы с детьми // Режиссер работает в школе. М., 1991.
  11. Затямина Т. «Современный урок музыки» М., «Глобус»2010 г.
  12. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  13. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  14. Курушина Т. «Музыка 1 -6 классы. Творческое развитие учащихся» В., «Учитель» 2009 г.
  15. Маркидонов С.А. Методика музыкально-театральной работы. Учебное пособие. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2004.
  16. Методологическая культура педагога-музыканта. ACADEMA – v/? 2002.
  17. Музыкальное образование в школе. ACADEMA, М., 2001.
  18. Петрушин В.И. Артистизм  -  это тренировка//Сов.музыка.1971.№12.
  19. Психология музыкальной деятельности. ACADEMA, М., 2001.
  20. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.

Печатные пособия.

  1. Портреты композиторов в электронном виде
  2. Плакаты: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры.

Информационно-коммуникативные средства.

  1. Антология русской симфонической музыки
  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
  3. Большая энциклопедия России: Искусство России.
  4. Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки от Кирилла и Мефодия».

Интернет-ресурсы.

  1. Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru/wiipeda.org/wiki.
  2. Классическая музыка.- Режима доступа: http://classik.ru.
  3. Музыкальный энциклопедический словарь. – Режим доступа:  http://www.music-dic.ru.
  4. Музыкальный словарь. – Режим доступа: http://contents.nsf/dic_music.
  5. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр, музыкальный инструмент